Научная статья на тему 'Исламское банковское дело в Египте на современном этапе развития финансовой системы страны'

Исламское банковское дело в Египте на современном этапе развития финансовой системы страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / FINANCES / ЕГИПЕТ / EGYPT / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / BANKING SECTOR / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ISLAMIC FINANCES / ИСЛАМСКИЙ БАНК / ISLAMIC BANK / ИСЛАМСКИЕ "ОКНА" / ISLAMIC ''WINDOWS''

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алискеров М. С.

Финансовый сектор играет важную роль в экономике каждой страны. Египет в последние годы оказался в ситуации, когда влияние на экономический сектор страны в большей степени определяется политическими событиями. В настоящее время руководство страны проводит ряд мер, направленных на стабилизацию финансового сектора, создание рабочих мест и улучшение инвестиционного климата. Вместе с тем, следует отметить, что переходный этап может занять не одно десятилетие. В статье приводится качественный анализ докризисного и кризисного этапа, который позволит в будущем определить влияние тех или иных аспектов на ключевые финансовые показатели Египта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic banking in Egypt at the present-day stage of the country’s financial development (Russia, Moscow)

Financial sector plays an important role in any country’s economy. Recently Egypt found itself in a situation when political events exert the ever heavier impact upon economy. The country’s government implements a range of measures to stabilize the financial sector, create new jobs and improve the investment climate. However, the transition may take several decades. The article provides a qualitative analysis of pre-crisis and crisis stages that would help determine the key financial indices in Egyptian economy

Текст научной работы на тему «Исламское банковское дело в Египте на современном этапе развития финансовой системы страны»

собой не берет, но только ест5. Закон запрещал брать в залог ссуды жернова ручной мельницы как жизненно важного для семьи средства производства (Втор 24:6).

Несколько важных идей, касающихся потребления содержатся в книге Иисуса сына Сирахова. Обобщающей мыслью автора этой книги является идея о том, что человек не должен видеть преимуществ в обладании большим количеством материальных благ: «Будь доволен малым как и многим» (Сир 29:26). Тот, кто доволен своей участью и трудится — тот радуется жизни: «Жизнь довольного своею участью и труженика сладостна» (Сир 40:18). С этой общей установкой связан ряд практических советов. Ее автор предупреждает об опасности для нравственного здоровья роскоши и пиршеств: «Не ищи увеселения в большой роскоши и не привязывайся к пиршествам» (Сир 18:32-33). Сидя за богатым столом, следует помнить, что алчный глаз — злая вещь, при этом следует есть, что предложено, но не пресыщаться, из вежливости переставать есть первым, но не начинать первым. Благовоспитанный человек довольствуется немногим и в награду за это получает здоровый сон (Сир 31:13-23). По мнению этого автора, жизнь не жизнь у того, кто засматривается на чужой стол: «он унижает душу свою чужими яствами; но человек разумный и благовоспитанный предостережет себя от того» (Сир 40:30).

Таким образом, уже ветхозаветному сознанию была не чужда мысль о том, что добровольное самоограничение, пост должен сопровождать, по сути, каждый акт потребления материальных благ. Пост должен быть постоянным духовным упражнением, свидетельством приоритета духовных благ перед благами материальными. В определенные периоды времени и в определенных обстоятельствах, согласно ветхозаветной традиции, практиковался усиленный пост. Например, в 1 Книге Ездры повествуется о наложении большим сообществом на себя поста как средства умилостивления Господа, смирения перед Ним. Пост предварял просьбу к Господу и она, по свидетельству автора этой книги, была услышана (1 Езд 8:21-23). Практиковались и регулярные посты, например, в третий и шестой дни недели. Об этом упоминает фарисей из притчи о мытаре и фарисее (Лк 18:12).

Уже в ветхозаветные времена существовала аскетическая практика. Члены некоторых религиозных групп принимали на

себя обеты усиленного самоограничения в потреблении. Так, например, принимающие на себя добровольный аскетический подвиг назорейства, для поддержания душевной ясности и духовного равновесия должны были воздерживаться от вина и крепких напитков, винограда в любом виде (Числ 6:1-4), что было довольно серьезным ограничением, учитывая стиль питания древних евреев. Существенное самоограничение в потреблении воспринималось древними евреями как важная черта образа жизни духовно авторитетного человека, пророка или духовного учителя. Иоанн Креститель, который стал одновременно и ветхозаветным, и новозаветным пророком, отличался особым аскетизмом. В своей жизни в пустыне он довольствовался одеждой из верблюжьего волоса и кожаным ремнем, а его пищей были дикий мед и саранча (Мф 3:4; Мк 1:6).

Согласно ветхозаветным взглядам, Бог сотворил человека существом со свободной волей, способным любить и добровольно повиноваться. При этом первой заповедью для сотворенных людей стала заповедь о воздержании, о посте, о добровольном ограничении себя. В Книгах Ветхого Завета четко прослеживается мысль о том, что неограниченное потребление всасывает в себя человека и лишает его времени и сил для духовной жизни. Ветхозаветные люди имели ясное представление о том, что потребности бесконечно возрастают, если не ограничить их. Красной нитью и в Ветхом и в Новом Завете проводится мысль о том, что все потребительские блага дарованы нам свыше, и принимать их следует с благодарностью. Дело праведного проявить воздержанность в потреблении благ, которые Господь дает сверх необходимого. При этом следует проявлять воздержанность и не забывать тех, кто не имеет даже необходимого минимума благ. Воздержанность в потреблении помимо предписаний в ветхозаветном сознании была одной из черт праведных людей, а невоздержанность — людей нечестивых. Ветхозаветному сознанию была не чужда мысль о том, что добровольное самоограничение, пост должен сопровождать, по сути, каждый акт потребления материальных благ. Пост должен быть постоянным духовным упражнением, свидетельством приоритета духовных благ перед благами материальными.

1 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XiV // Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. iV, Кн! - М.: Златоуст, 1994. — С.113.

2 Толкования Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный

монастырь Оптина Пустынь. 2010-2017. URL: http://bible.optina.rU/old:gen:04:18#blazh_avgustin 11.01.2017

3 Там же. URL: http://bible.optina.rU/old:lev:19:23 11.01.2017

4 Там же. http://bible.optina.rU/old:ps:036:16 14.01.2017

5 Там же. http://bible.optina.rU/old:vtor:23:24 04.02.2017

ИСЛАМСКОЕ БАНКОВСКОЕ дЕЛО В ЕГИПТЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

М.С. Алискеров,

аспирант Института Африки РАН (г. Москва) [email protected]

Финансовый сектор играет важную роль в экономике каждой страны. Египет в последние годы оказался в ситуации, когда влияние на экономический сектор страны в большей степени определяется политическими событиями. В настоящее время руководство страны проводит ряд мер, направленных на стабилизацию финансового сектора, создание рабочих мест и улучшение инвестиционного климата. Вместе с тем, следует отметить, что переходный этап может занять не одно десятилетие. В статье приводится качественный анализ докризисного и кризисного этапа, который позволит в будущем определить влияние тех или иных аспектов на ключевые финансовые показатели Египта.

Ключевые слова: финансы, Египет, банковский сектор, исламские финансы, исламский банк, исламские «окна»

УДК 368:297(075) ББК 65ю271:86.38я73

Египет является страной, где был открыт первый исламский банк. Именно поэтому сегодняшнее состояние банковского сектора на предмет адаптации в нем элементов исламского банкинга заслуживает особого внимания. Численность клиентов исламского банкинга в Египте достигает 2,5 млн человек, что составляет 20% от общей клиентской базы финансового сектора

страны. Первый государственный исламский банк в Египте появился в 1971 году, он носил название Nasser Social Bank (NSB).

Если говорить об общих принципах в отношении операционной деятельности исламских банков, то они были утверждены на Конференции исламских министров иностранных дел, которая состоялась в 1972 году в Джидде.

В 1977 году народная ассамблея Египта приняла закон об учреждении Faisal Islamic Bank of Egypt (FIB) в форме исламского акционерного общества. Этот банк считается первым общедоступным исламским банком в Египте и третьим старейшим исламским банком в мире. По состоянию на 31 декабря 2012 года FIB располагал активами в размере свыше 6 млрд долларов.

После финансового кризиса 2008 года международный интерес к исламскому банкингу и финансовой индустрии многократно возрос. В тот период актуальность исламского банкинга в Египте тоже значительно возросла, поскольку многие рядовые египтяне понесли потери из-за инвестиционных компаний, в которые отдали свои сбережения.

Некоторые глобальные и местные коммерческие банки решили создать «исламские окна», вт.ч., Citibank, HSBC Bank, Barclays Bank and United Bank Swiss (UBS), Banque Misr, United Bank, National Bank of Egypt (NBE), Audi Bank, Principle Bank for Development and Agriculture Credit (PBDAC), Social Nasser Bank, Arab Investment Bank (AIB), National Bank of Kuwait (NBK).

Величина исламского банковского бизнеса в Египте по состоянию на 30 июня 2014 г. достигла 125 млрд египетских фунтов, т.е. 7% от общего банковского рынка Египта. Объем исламского сектора увеличился на 10% по сравнению с декабрем 2013 года.

По словам Эль-Бельтаги, исламские депозиты по состоянию на 30 июня 2014 г. составляли 115,8 млрд египетских фунтов, т.е. 8,3% от общей величины депозитов на рынке. Этот показатель возрос на 12% по сравнению с декабрем 2013 года.

Сейчас на банковском рынке Египта функционирует 42 банка, в том числе 14 банков, лицензированных центральным банком Египта на предоставление исламских продуктов.

Количество исламских банковских отделений в Египте достигает 135, что эквивалентно 3,7% от общего количества филиалов египетских банков. Наибольшее число исламских отделений имеет Abu Dhabi Islamic Bank (ADIB) — 70, за ним следует Al Baraka Bank — 32, а у FIB насчитывается 31 отделение1.

Египетская система исламского банкинга засвидетельствовала растущую заинтересованность, в особенности со стороны малых и средних предприятий, 20% из которых для удовлетворения своих финансовых потребностей решительно поддерживают исламскую продукцию. Однако развитие сектора зависит от возросшего проникновения исламского банкинга и реализации благоприятных нормативных положений и прочих правительственных программ для ускорения роста.

Преодолев некоторые основные сложные задачи за эти годы, египетская банковская система стала относительно жизнеспособной и хорошо организованной. По данным на июнь 2012 г., Египетская банковская система охватывает 40 банков2, включая как отечественные, так и иностранные банки. Кроме того, в Египте есть представительства 25 иностранных банков3, зарегистрированных в Центральном банке Египта, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью в рамках банковского сектора.

За многие годы в Египте был проведен ряд реформ, касающихся либерализации и нормативно-правовой базы, что помогло банковской системе страны сохранить жизнеспособность во время экономического кризиса 2008-2009 гг. и революции в 2011 г С годами, египетский банковский сектор развился. Однако доступ к банковским услугам или финансовым ресурсам в стране остается на низком уровне. Значительная часть частных лиц и коммерческих предприятий по-прежнему не имеют доступа к банковским услугам, особенно в сельской местности. Опрос, проведенный в 2011 г Всемирным банком и Институтом Гэллапа (Gallup), показал, что лишь 10% взрослого населения страны владеет или совместно используют банковский счет в официальном учреждении.

В начале тысячелетия в Египетском банковском секторе наблюдался период консолидации. В общей сложности, в настоящее время в стране действует 41 банк, пять — государственные, остальные полностью или частично частные.

Таблица 1

Банковская структура в Египте

тип банка Количество учреждений

Коммерческие банки, всего 41

В том числе:

Обычные банки 26

Обычные банки с «исламскими окошками» 12

Полноценные исламские банки 3

Источник: Центральный банк Египта www.faisalbank.com.eg

С 2007 по 2012 гг. количество банковских филиалов в стране увеличилось до 3 610, растет плотность распределения банковских учреждений, которая была оценена в одно отделение на 22 700 человек4. За эти годы в египетском банковском секторе улучшился общий кредитный портфель и качество активов.

Макроэкономические и политические условия в Египте оказали влияние на его банковский сектор. Несмотря на это, сектор остался относительно жизнеспособным. В то время как общая сумма вкладов показала нормальный рост ~9,5% ежегодно за период с 2007 по 2012 гг., банковское кредитование увеличивалось с совокупным среднегодовым темпом роста ~7,5% за аналогичный период. Доля проблемных кредитов непрерывно снижалась, т.к. корпорации были относительно неуязвимы к шоковым воздействиям.

Доля проблемных кредитов на июнь 2013 г. была оценена в 9,5%5.

Реструктуризация государственных банков в первой половине десятилетия, в течение которого управление проблемными кредитами имело первостепенное значение, позволило банковскому сектору эффективно ограничить соотношение проблемных кредитов и общей суммы займов. Меры включают погашение более 60% проблемных кредитов государственных предприятий и 90% проблемных кредитов частных банков. Соотношение про-

рис. 1. общий кредитный портфель и проблемные кредиты в Египте

Источник: Центральный банк Египта

Кувейт Бахрейн Катар

рис 2. Банковские активы, отвечающие законам шариата, в форме доли от общих активов, 2012 г.

Источник: Всемирный доклад о конкурентоспособности исламского банкинга за период с 2012 по 2013 гг., «Эрнст энд Янг»

(Ernst and Young), Египетская ассоциация по исламским финансам

блемных кредитов и общей суммы займов в египетском банковском секторе упало с 19,3% в 2007 г.6 до 9,5% в июне 2013 г

Кроме того, начиная с 2014 г. начало восстанавливаться кредитование физических лиц. Тем не менее, если кредит МВФ не был утвержден, общие отраслевые займы пришли в состояние стагнации из-за вытеснения частных кредитов и сосредоточения на качестве, а не росте активов7.

В Египетском банковском секторе главенствующее положение занимают два государственных банка, а именно Национальный банк Египта и Банк Миср (MISR). Совокупно они насчитывают более 50% банковских активов страны. Другие ведущие банки включают Международный коммерческий банк (CIB), Национальный банк Societe Generale (NSGB) и HSBC.

Проникновение банкинга в Египте находится на низком уровне, а сектор сосредоточен в руках двух государственных участников рынка. Тем не менее, он относительно хорошо организован и является ликвидным, соотношение проблемных кредитов и общей суммы займов находится под контролем.

Проникновение исламского банкинга в Египте серьезно отстает, насчитывая всего 8%8 от общих банковских активов страны. Египет является местом зарождения исламского банкинга, где в 1960-х гг. был открыт первый в мире такой банк. Тем не менее, с тех пор отрасль исламского банкинга в стране осталась достаточно неразвитой и нерегулируемой.

Сектор исламского банкинга отвергался во время правления Хосни Мубарака из-за опасений, что религиозно направленный банкинг мог поддерживать исламистские организации. Эта ситуация еще больше осложнилась схемами Понци, рекламируемыми как исламские капиталовложения, в середине 1980-х гг., компаниями управления денежными средствами, что привело к убыткам для миллионов египтян. В результате это привело к негативному отношению к концепции исламского финансового дела в стране.

В настоящий момент соотношение исламских активов и общих банковских активов в Египте оценивается в 8%9, по сравнению с более чем 25%10 в регионе Совета по сотрудничеству стран Персидского залива.

С учетом низкой степени освоения исламских финансов в Египте из-за ограниченного доступа к отделениям/окошкам Исламского банкинга, в настоящий момент отрасли недостает необходимых средств для обеспечения эффективного доступа для малых и средних предприятий.

Если говорить о динамике прошлых лет, то в Египте растет заинтересованность в исламском банкинге, что отражается

15 10 5 0

на увеличении исламских активов в банковском деле. Общая сумма активов полноценных исламских банков возросла с 5,1 млрд долларов в 2007 г. до 11,5 млрд долларов в 2012 г., в то время как сумма вкладов возросла с 4,7 млрд долларов в 2007 г. до 10,4 млрд долларов в 2012 г. В 2016 году этот сектор составил 25 млрд долларов.

Рост исламского банкинга в Египте в первую очередь связывают с глобальным экономическим кризисом, в результате которого сложилось мнение о более низком уровне риска в исламских банках по сравнению с традиционными банками. Более того, ввиду широкой доступности исламских банков в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива египетская диаспора, обосновавшаяся в странах Совета сотрудничества, отдает предпочтение исламским банкам соответствующих стран в плане размещения депозитов, переводов средств и обязательств.

В настоящее время 14 банков Египта имеют лицензии исламского банковского сектора. Из них три банка — Исламский банк «Фейсал», «Аль-Барака Банк оф Египет» и Исламский банк Абу-Даби, ранее — Национальный банк развития Египта — являются полноценными исламскими банками. Остальные банки являются стандартными банками с исламскими окнами. В совокупности 14 банков формируют сеть, в состав которой входит свыше 200 исламских филиалов/окон, что составляет 6% от итогового объема банковской сети в стране11.

Исламский банк «Фейсал» является ведущим исламским банком Египта — на него приходится больше половины банковских активов и депозитов исламского банковского сектора страны. Среди традиционных банков, которые предлагают услуги в соответствии с законами шариата, лидирует «Банк Миср», сумма операций которого составляет 3,26 млрд долл. США, за ним следует Национальный банк Египта (National Bank of Egypt) — 234 млн долл. США, и Основной банк развития и сельскохозяйственного кредита — 150 млн долларов США12.

Кредиты малым и средним предприятиям составляют незначительную часть банковских активов традиционного и исламского банкинга.

Наследие государственного контроля над экономикой и относительно слабо развитый банковский сектор находятся среди причин ограниченности и высокой стоимости кредитования в Египте. Неблагоприятная среда наряду с недостаточным опытом египетских банков в предоставлении средств малым предприятиям ограничили расширение банковских возможностей для малых и средних предприятий в традиционных и в

10.5 п., 10.43

8 1 9.0 8 47 9.63

8Л 7.40 Н- ^Л

5.1 4.70 5"6 5.19 В-

1 Г1 1 I I I

2007 2008 2009 2010 2011 2012

| Сумма активов □ Сумма депозитов

рис. 3. Сумма активов и депозитов полноценных исламских банков (млрд долларов США)

Источник: Египетский банковский сектор и исламский финансовый сектор, «Завия» от 2012 г., ежегодные банковские отчеты

245

исламских банках. С точки зрения кредитора, ограниченный доступ к внешнему финансированию (особенно со стороны банков) в основном связан с отсутствием привлекательности сектора малых и средних предприятий. Малые и средние предприятия, как правило, не могут предоставить удовлетворительные кредитные истории, обеспечение и прогнозы движения наличных денежных средств, которые являются необходимыми для получения средств в традиционных и исламских банках. С точки зрения кредитора, ограниченный доступ к внешнему финансированию (особенно со стороны банков) в основном связан с отсутствием привлекательности сектора малых и средних предприятий. Малые и средние предприятия, как правило, не могут предоставить удовлетворительные кредитные истории, обеспечение и прогнозы движения наличных денежных средств, которые являются необходимыми для получения средств в традиционных и исламских банках.

Таблица 2

Сумма банковских кредитов малым

и средним предприятиям

традиционные банки Исламские банки

Ф о N Ф о м

о N о N о сч О N о сч о N о N о N

Сумма банков-

ских кредитов (млрд долларов США) 59.4 64.4 65.0 69.5 4.2 4.6 5.2 5.5

Кредиты малым и средним пред- 7% 7% 8% 8% 7% 7% 8% 8%

приятиям, %

Сумма кредитов

малым и средним предпри- 4,159 4,505 5,200 5,557 295 323 414 443

ятиям (млн долларов США)

Источник: Центральный банк Египта, Совместный обзор Союза арабских банков и Всемирного банка

нормативно-правовая и законодательная база для исламского финансирования

В настоящее время отсутствуют какие-либо специальные нормативно-правовые положения, регулирующие исламское финансирование, которое ограничило бы рост сектора.

История исламского финансового сектора в Египте насчитывает несколько десятилетий, но регулирующее законодательство все еще остается неудовлетворительным. Первое положение об исламском финансировании, которое позволило учредить исламские банки под регулированием Центрального банка Египта, было принято в 1977 году. Однако, в определенных вопросах регулирование не действовало, что позволяло исламским банкам включить положения о соблюдении законов шариата в собственные уставы.

Банковская сфера подверглась изменениям в 2003 г., но такие изменения не включали каких-либо положений, которые могли дать толчок для роста исламского финансирования. Напротив, в соответствии с правилами, исламские банки должны были поддерживать минимальные коэффициенты ликвидности и соблюдать положения о защите депозитов подобно традиционным банкам.

Установление исламистского режима в Египте подводило к изменениям в пользу развития исламского финансирования. Свергнутый режим — Партия свободы и справедливости братьев-мусульман (ПСС) — работал над введением нового законодательства для реформирования исламского финансирования в Египте. Предложенные меры включали в себя:

• создание нового раздела об исламском банкинге в существующем законе, регулирующем банковскую деятельность;

• разработку банковских продуктов в соответствии с законами шариата;

• развитие исламского денежного рынка для управления ликвидностью;

• возложение обязательств по страхованию депозитов клиентов на исламские банки в соответствии с принципами такафул (исламского страхования);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изложение процедур для открытия традиционными банками исламских окон с одновременным раздельным ведением исламских и традиционных счетов;

• формирование независимого шариатского органа (при этом в Центральном банке должны быть зарегистрированы минимум три шариатских консультанта) для контроля деятельности исламских банков/окон.

Ввиду существующей в стране политической неопределенности статус закона выглядит неопределенным.

Изменения существующих нормативно-правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, расширение исламского финансирования традиционными банками для удовлетворения последних потребностей, а также необходимость разработки продуктов в соответствии с законами шариата для привлечения инвестиций из стран Персидского залива являются основными движущими силами исламского финансирования в Египте.

трансформация исламского банкинга с введением нового законодательства и нормативно-правовой базы, способствующей развитию индустрии

Ожидается, что принятие парламентом изменений к закону, регулирующему банковскую деятельность, со специальными положениями, ориентированными на исламское финансирование, обеспечит необходимый стимул для развития индустрии.

Центральный банк Египта, который является органом, регулирующим банковскую деятельность в стране, придерживается принципа невмешательства в регулирование деятельности банков, которые предлагают продукты, соответствующие законам шариата. Банки имеют право свободно разрабатывать продукты в рамках правил шариата. Скрытый спрос обуславливает расширение исламских предложений традиционными банками.

В 2013 году в Египте был принят закон о ценных бумагах сукук, но этот закон имел минимальное влияние на рынок из-за отстранения от власти президента Мухаммеда Мурси.

Следующее серьезное заметное событие на египетском исламском финансовом рынке произошло в марте 2015 года на конференции по экономическому развитию в Шарм-эль-Шейхе. На этой конференции Египет заключил инвестиционные контракты на сумму 36 млрд долларов. Причем речь шла именно о развитии исламского банковского сектора. Этот всплеск инвестиций в Египет, с одной стороны, мог показаться обычным явлением, однако источником финансирования служили страны Персидского Залива, имеющие большой опыт в сфере исламских финансов, что дало серьезный импульс для дальнейшего развития данной отрасли.

Экономика Египта выросла в первом полугодии 2015 года на 5,6%, что является лучшим показателем за последние 20 лет.

За последние несколько лет произошел подъем исламского банкинга в Египте, который был обусловлен неопределенной ситуацией на мировом рынке, повлиявшей на объем инвестиций в традиционных банках. Более того, постепенный переход к беспроцентному банкингу набрал обороты после революции 2011 года, во время которой страна проголосовала за установление исламистского режима. Традиционные банки, имеющие лицензии для предложения услуг в соответствии с законами шариата, благодаря поддержке, обеспеченной сильным ростом в 2012 г., все более ориентируются на реструктуризацию филиалов с целью получения выгод от такого роста. Например, Саудовский инвестиционный банк ^А1В), который предлагает традиционные и исламские банковские услуги, нацелен на увеличение портфеля исламских операций на 15% в 2017 г.

В Египте доминирующим является мусульманское население, которое составляет 90% от общей численности населения и по оценкам имеет благоприятное отношение к банковским продуктам, соответствующим законам шариата. Более того, в соответствии с обзором, проведенным Центральным банком Египта, около 20% малых и средних предприятий воздерживаются от обращения в официальные учреждения для удовлетворения потребностей в финансировании по причине религиозных верований.

Египет привлекал инвестиции из стран Персидского Залива для реформирования и оживления экономики страны. С целью максимального увеличения объема инвестиций из указанного

региона египетское правительство должно было предложить варианты исламского финансирования как возможность для исламских финансовых компаний стран Персидского залива по созданию деловых отношений на слабо развитом, хотя и прибыльном рынке.

Исламскому банкингу приписывают низкую востребованность по причине недостаточного политического стимула и отрицательного потребительского восприятия. Более того, отсутствие надлежащей законодательной и нормативно-правовой базы привело к печально низкому росту исламских услуг в Египте.

Несмотря на это большое число аналитиков склоняются к мнению, что в ближайшем будущем произойдет качественный скачок в области исламского банкинга посредством интеграционных процессов протекающих между исламскими странами. Большую роль в этом явлении играл и играет исламский банк развития, который в свою очередь должен сыграть роль некоего финансового исламского мирового локомотива.

Подводя итог, стоит отменить 2 конкретных пути для исламской финансовой индустрии Египта в 2017 г.:

1) Ориентация на развитие сукук, как основного инструмента привлечения инвестиций. Данный вывод можно сделать на основании того что еще в сентябре министр финансов Хани Кадри Димиан заявил, что правила инвестиционных ценных бумаг принятых еще в 2016 году устраняют все технические и юридические барьеры для уверенного вложения финансов в данный

сектор. Если говорить о структуре финансового регулирования, то в целом оно раздроблено между несколькими конкурирующими органами, которые в свою очередь должны заниматься созданием соответствующей нормативно правовой базы. Именно эта внутренняя конфронтация и не позволяла долгое время доработать соответствующий документ, регламентирующий все аспекты взаимоотношений в сфере выпуска сукук.

2) Развитие инклюзивных и социальных проектов как структурообразующих в исламском финансовом секторе. Например, президент Сиси подписал соответствующий указ о борьбе с бедностью, позволяющей развивать такие инструменты как такафул13, кард хасан14 и мудараба15. Один из примеров реализации инклюзивного роста является недавний набор предложений по предоставлению социального жилья от Фейсал Исламского Банка Египта.

Египет по своему географическому расположению, размерам, численности населения и инвестиционной привлекательности имеет огромный потенциал для исламского финансирования. Вместе с тем, исламская финансовая индустрия нуждается в дополнительных четких доработках правил и законов от египетского правительства, которые позволят превратить тот самый потенциал в практический результат. У Египта есть все ресурсы для того, чтобы стать одним из ключевых игроков на мировой исламской банковской арене. Об этом свидетельствует динамика роста данного сектора, которая с 2012 г. показывает уверенный и стабильный рост на уровне от 15% и более.

литература

1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом Марджани, 2010. — 367 с.

1. Всемирный доклад о конкурентоспособности исламского банкинга за период с 2012 по 2013 гг. // «Эрнст энд Янг» Египетский банковский сектор и исламские финансы, «Завия» (Zawya) 2012

2. Finance Act 2006 (10.11.2010) (URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/25/contents)

3. Ahmed Lotfy and Bernardo Vizcaino (23.09.16) (URL: http//english.alarabiya.net/articles/2012/04/22/209478.html

4. ShahdEssam (23.09.16) (URL: http://www.madamasr.com/sections/economy/new-sukkuk-regulations-aim-grow-islamic-finance-egypt)

5. Rodney Wilson (Consultant, ORNA) under the supervision of Vincent Castel (Principal Program Coordinator (20.09.16) (URL: http:// www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb)

6. Andrew Cunningham (15.09.16) (URL: https://www.darienmiddleeast.com/hidden/time-for-egypt-to-take-a-lead-on-islamic-finance)

7. Mariano Aldama (10.09.2016) (URL: http://iei.kau.edu.sa/Files/121/Files/136346_lslamicFinanceSukuklssuance-Overview-of-the-market.pdf )

8. Ahmed Khalid (16.09.2016) (URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2016/07/egypt-budget-deficit-islamic-banking-nour-party-sisi.html)

9. http://arafnews.ru

10. http://westafrica.com

11. http://www.islamrf.ru

12. www.faisalbank.com.eg

13. http://www.inafran.ru/

1 Исламская экономика, бизнес, финансы (http://arafnews.ru/news/islamskij-banking-egipta-dvizhetsja-po-voshodjaschej-.html)

2 www.faisalbank.com.eg

3 www.faisalbank.com.eg

4 H. Dar. islamic Banking in iran and Sudan //Business Asia. June 21, 2010. (http://www.humayondar.com/businessasia4.pdf)

5 www.faisalbank.com.eg

6 www.faisalbank.com.eg

7 Rodney Wilson (Consultant, ORNA) under the supervision of Vincent Castel (Principal Program Coordinator (20.09.16) (URL: http://www.afdb. org/fileadmin/uploads/afdb). Возможности исламского банкинга для малых и средних предприятий.

8 Mariano Aldama (10.09.2016) (URL: http://iei.kau.edu.sa/Files/121/Files/136346_islamicFinanceSukukissuance-Overview-of-the-market.pdf )

9 Mariano Aldama (10.09.2016) (URL: http://iei.kau.edu.sa/Files/121/Files/136346_islamicFinanceSukukissuance-Overview-of-the-market.pdf )

10 www.faisalbank.com.eg

11 www.faisalbank.com.eg

12 www.faisalbank.com.eg

13 Такафул (араб. — взаимное предоставление гарантии) — исламское страхование. Система, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них (включая прежде всего денежное возмещение). (Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом Марджани, 2010. - С. 347).

14 Кард хасан (араб. — добрый заем) — беспроцентный заем, предоставляемый как в благотворительных целях, так и для кратковременного финансирования проектов, могущих принести доход. (Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом Марджани, 2010. — С. 343).

15 Мудараба — договор, по которому владелец избыточных средств (рабб ал-мал) доверяет их лицу (мударибу), обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования. Доход от средств, пущенных в оборот, распределяется между рабб ал-малем и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия. В классическом договоре мудараба рабб ал-мал не имеет контроля над управлением проектом (Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом Марджани, 2010. - С. 344).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.