Научная статья на тему 'Исламский сектор в экономике стран ЮВА'

Исламский сектор в экономике стран ЮВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламский сектор в экономике стран ЮВА»

Л. Пахомова,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник (ИВ РАН) ИСЛАМСКИЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ЮВА

В современной экономической науке практически стало аксиомой утверждение о том, что нормы доминирующей в стране религии оказывают влияние на формирование и пути развития национальной экономики. В основе этого тезиса лежит известный труд Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где достаточно четко увязывается протестантизм и экономическое поведение, что впоследствии повлияло на развитие капитализма.

Аналогичное сравнение справедливо и для других мировых конфессий. Догматика, в том числе религиозная, имеет вполне определенное влияние на экономическое поведение и отдельного человека, и даже целых государств. Поэтому изучение проблематики исламской экономики в настоящее время имеет практический интерес1.

Рост исламского сектора происходил и в других странах, где не было численного преобладания мусульман. По мере развития исламского банковского сектора усиливалась его интеграция в систему мировых финансов. Это признают крупнейшие финансовые центры мира - Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур. На рубеже нынешнего десятилетия общее число исламских банков в 75 странах мира превысило 300, а объем их совокупных операций составил 1 трлн долл.2

После того как шариатские банки получил право выпускать ценные бумаги и облигации (яикик), они стали инструментом рынка капитала, так как исламские облигации торгуются на бирже. Общие активы этих учреждений превышают 300 млрд долл. США. При этом многие свопы и другие торгово-финансовые операции осуществляются в национальных валютах. Оживленно проводились сделки с деривативами (вторичными финансовыми документами), что повлекло за собой осуществление свопов и других финансовых операций в шариатской валюте. Общие активы

1 См., например, Калимуллина М. «Тема исламской экономики становится все более актуальной», ИА Росбалт, 13 января 2014 г.

2 Indonesia Shariah Economic Outlook 2010 // Indonesia Economic Outlook 2010. - Jakarta, 2009. - C. 92.

250 фондов, действующих на основе принципов шариата, составляли 300 млрд долл.

В конце 2013 г. в Дубае прошел очередной Всемирный исламский экономический саммит (Global Islamic Economy Summit 2013), где обсуждались, в частности, перспективы развития шариатского бизнеса. Темами для дискуссий также стали направления развития индустрии халяль, в частности фармацевтической и косметической отраслей, туризма, образа жизни, пищевой промышленности, практические шаги в сфере исламских финансов. Международная компания Thomson Reuters представила на форуме при сотрудничестве с ICD (Исламская корпорация по развитию частного сектора) и Исламского банка развития новый индекс развития исламских финансов1.

В странах Юго-Восточной Азии, в которых преобладают мусульмане (Индонезия, Малайзия и Бруней Даруссалам), основы новой системы банковского дела с учетом норм шариата разрабатывались с середины 1960-х годов.

Малайзия стала первым государством региона ЮВА, учредившим в 1963 г. исламский банк (Bank Islam Malaysia Berhard). Становление шариатской банковской системы в Малайзии началось с середины 1960-х годов. В 1969 г. был создан первый в Малайзии банк, оказывающий вкладчикам услуги для свершения хаджа - Tabung Haji. Дело пошло успешно и в 1983 г. в стране был издан Закон «Об исламских банках»2. Таким образом, была создана основа легитимности этого банковского сегмента, что активизировало деятельность шариатского бэнкинга в стране3.

Другим сегментом финансового сектора является страхование активов. Именно Малайзия разработала новый вид исламского страхования (takaful) и развивала его наиболее высокими темпами. В конце 1990-х годов был создан Шариатский консультационный совет, который занимался разработкой профильного закона совместно с Центральным банком Малайзии, в этой работе также принимали участие эксперты.

1 http://islamic-finance.ru/news/2013-ll-28-1250

2 Third Industrial Master Plan 2006-2020. Malaysia - Towards Global Competitiveness. Ministry of International Trade and Industry. Malaysia Percetakan Nasional Berhard. - K-L., 2006. - C. 131

3 Шариат является сводом законов, обязательных для мусульман. В частности, отвергалась возможность использовать запрещенные исламом виды деятельности, связанные с получением процента или «лихвы» (riba), спекуляцией и азартом (gharar, maisir) и др.

Исламский финансовый ландшафт в стране претерпел изменения в 2006 г. после запуска Малазийского Международного Исламского Финансового Центра (MIFC). Этот Центр является коллективным проектом ЦБ Малайзии, Комиссии по ценным бумагам, Управления по финансовым услугам Лабуан-офшор и Бурса Малайзии (Биржа ценных бумаг Малайзии). Центр включает в себя отраслевых игроков банковского, страхового секторов и фондового рынка страны.

Особого внимания государства потребовала разработка норм деятельности венчурных фирм, приемлемых для мусульман. В 2008 г. был издан Закон «Об исламском венчурном капитале». Также был создан институт независимых советников по вопросам соблюдения норм шариата в новом секторе финансовых услуг.

На бирже Куала-Лумпура активное участие принимает Пенсионный страховой фонд Employees Provident Fund (EPF). По величине активов он является пятым в своей категории (после Японии, Норвегии, Южной Кореи и Канады). В 2011 г. свыше миллиарда долл. было истрачено на приобретение шариатских облигаций (sukuk). К 2014 г. руководство фонда планировало инвестировать в них пятую часть своих средств. Диверсификация размещения свободных средств приносит фонду приличную прибыль - в 2010 г. она составила 38,6 млрд ринг.1

Одновременно в малайзийской экономике набирал темпы роста шариатский сегмент бизнеса. В регионе ЮВА было продано шариатских облигаций (sukuk) на общую сумму 2 млрд долл. Из них купленные пятилетние облигации были реализованы на 1,2 млрд долл., однако десятилетние sukuk расходились труднее. Благодаря созданным условиям в Малайзии оперировало 16 иностранных банков, в том числе три шариатских.

Высокая динамика роста подобных финансовых учреждений привела к появлению в конце первого десятилетия ХХ1 в. в Федерации свыше 20 шариатских банков, что составляло треть от всех коммерческих банков в стране. Они имели различный статус и оказывали широкий круг услуг своим клиентам. Доля активов 20 банков (90 млрд долл.) составляла пятую часть всех финансовых средств банковской системы Малайзии2.

В 2013 г. Комиссия по ценным бумагам Малайзии сообщила о том, что подготовила новые стандарты соответствия акций

1 Business Times, 29.11.2012.

2 Ibid. - С. 93.

требованиям шариата, которые будут выпущены в стране, что однозначно заинтересует инвестиционные фонды стран арабского региона.

При составлении данного списка специалисты комиссии использовали обновленную методологию скрининга, в которую были добавлены качественные фильтры, например, ограничения по ряду финансовых показателей. Ожидается, что введенные корректировки помогут малазийской методологии приблизиться к общепринятым в странах Персидского залива стандартам финансовой отчет-

ности1.

Согласно оценкам в аналитическом отчете Ernst & Young «Мировая исламская конкурентоспособность 2013-2014» исламские банковские активы Малайзии к 2018 г., как ожидается, вырастут за пять лет в три с лишним раза до 390 млрд долл. США (1,27 трлн ринг.) по сравнению с 125 млрд долл. (419 млрд) в 2012 г. В отчете отмечается, что введение правительством Малайзии в 2013 г. Акта об исламских финансовых услугах помогло стране намного опередить другие рынки по развитию исламских финансов, регуляторике и транспарентности в этой сфере.

Продолжающаяся либерализация финансового сектора страны создает возможности партнерства между малазийскими и международными банками, особенно на Ближнем Востоке2. В аналитическом отчете говорится, что исламские банковские активы наиболее быстрорастущих рынков, а именно: Катара, Индонезии, Саудовской Аравии, Малайзии, ОАЭ и Турции (эта группа рынков в последнее время известна под аббревиатурой Qismut), к 2018 г. достигнут 1,6 трлн долл.

В итоге Малайзия добилась не только международного признания как современное и прогрессивное исламское государство, но и вышла на мировой рынок с разрешенными нормами шариата продуктами и услугами. Рынок халяль-продукта успешно развивается, совершенствуется и его сертификация. Принята установка на превращение страны в центр (хаб) производства продукта и услуг halal. При учреждении отделения за рубежом производящая такой продукт компания освобождается от выплаты налогов на открытие предприятия, регистрацию патента, торговую марку, лицензирование в зарубежной стране, создание вебсайта и т.д.

1 Business Times. 5.12.2013.

2 Bernama, 13 January 2014.

Таким образом, к настоящему времени исламский банковский сектор страны уже перерос национальные границы, а Малайзия превратилась в региональный центр шариатского бизнеса.

Формирующийся исламский сектор в индонезийской экономике состоит из нескольких сегментов: шариатское банковское дело (banking shariah); страхование банковских депозитов (takaful shariah); выпуск облигаций (obligasi shariah - sukuk); фондовая биржа (reksa dana shariah); «очистительный» налог (zakat); земельной фонд (vakaf shariah) и пр.

В 1983 г. в Индонезии была учреждена первая исламская корпорация Sumber Daya Manusia Shariah. На этапе становления в стране системы исламского бэнкинга обычные банки стали открывать «окна» (небольшие отделения) в сельских районах, что как бы подчеркивало их близость к народу, особенно к малоимущим слоям населения.

Кроме того, подобная деятельность создавала возможности расширения политической активности на местах и работы с электоратом. Набиравшие популярность банки ускоряли распространение исламского бэнкинга в аграрных районах, где еще сохранялись атавизмы ростовщичества.

В 1992 г. в Республике Индонезия был издан Закон № 7, который признавал «дуальную систему», при которой наряду с обычными финансовыми институтами открывались и шариатские банки. В том же году был учрежден первый шариатский банк -Bank Mualamar Indonesia. Второй банк - Bank Syariah Mandiri был учрежден в 1999 г., куда сразу начался приток клиентов.

Развитие шариатской банковской системы в стране получило новый импульс после издания Закона № 10 от 1998 г., который разрешал открывать шариатские отделения в обычных банках. Это помогло привлечь клиентов, поскольку таким структурам население доверяло больше. К тому же они предоставляли кредиты на более выгодных условиях в 7-9%, тогда как в обычных банках они составляли 11% и выше. В 2002 г. был издан специальный закон, обеспечивающий правовую основу деятельности исламского банковского дела, определяющую принципы и механизмы его работы.

В 2008 г. правительство издало Закон № 21 «О шариатских банках», создающий перспективу развития нового сегмента банковского дела. Прежде всего, банкам разрешалось оперировать на всей территории Республики Индонезия. Был определен и порядок стандартизации новых банковских продуктов. Специфической чертой исламских банков является их приверженность законам,

нормам и этике шариата1. При этом ведущим направлением развития ислама в Индонезии является умеренный ислам (Islam hadhari). Поэтому созданные финансовые институты также кредитуют предприятия, в том числе по производству продукции с учетом шариатских норм (халяль).

На начальном этапе становления шариатских банков в Индонезии главное внимание уделялось основной массе клиентов, большинство которых были малоквалифицированными рабочими и крестьянами. В дальнейшем по мере становления шариатского бэнкинга менялась и его клиентура.

В 2005 г. в Индонезии уже действовали три шариатских банка. Позднее открылось 17 банков, предоставлявших кредиты на еще более привлекательных условиях. Темпы прироста шариатских банков были выше, чем у обычных банков. В 2000-е годы рост шариатских банков составил 60%, тогда как у обычных -13%2. Объемы финансовой деятельности этих банков быстро росли и в начале 2006 г. превысили 21 трлн рупий, в том числе операции трех крупнейших банков достигли 15,6 трлн. Соотношение кредитов к сумме вкладов клиентов составляло 109%.

Новым сегментом шариатского бэнкинга стало страхование активов. В 1994 г. появился первый страховой банк - takaful. Не менее бурный рост (65%) был характерен и для исламской системы страхования. В этом секторе финансовых услуг также действует запрет на получение прибыли за счет банковского процента.

Представление о социальной справедливости, равенстве и правах собственности требует, чтобы заемщики и кредиторы получали вознаграждения и несли убытки на паритетных основах. Процесс накопления и создания богатства, считают мусульмане, должен отражать реальный вклад акторов в экономическое развитие страны.

Наряду с местными обычными банками шариатским финансовым учреждениям разрешалось участвовать в капитале исламских банков других стран, в основном государств Ближнего

1 Коран и шариат - свод правовых и религиозных норм, которые являются основой разрабатываемой экономической теории. Расширяющийся свод положений о деятельности шариатских банков включает запрет на взимание процентов (riba). Не меньшим грехом считается и гарар, трактующий различные виды спекулятивной деятельности. Наиболее длительные дискуссии возникали в связи с трактовкой «долевого участия» и «долевого финансирования».

2 Indonesia Shariah Economic Outlook... - С. 95-96.

Востока и Персидского залива. Обычные банки могли изменять свой статус и становиться «шариатским» после 15 лет работы в качестве филиала исламского банка и наличия доли не менее 50% в его капитале.

Важным элементом банковской системы является деятельность Религиозного наблюдательного совета. На этот орган возложено сертифицирование допущенных финансовых инструментов, подсчет и уплата заката (религиозного налога), проверка банковских операций, определение их соответствия законам шариата. Данный орган может вырабатывать рекомендации по распределению доходов и издержек. Совет улемов Индонезии, в частности, заявил, что принципы работы шариатских банков не противоречат рыночным механизмам.

Так, Совет улемов и Союз интеллигенции Индонезии (Ikatan Cendekiawan Indonesia) инициировали создание исламского банка -Bank Mualamat. Правительство поддержало эту инициативу и укрепило правовую основу шариатского банковского дела, предоставив банку Mualamat Indonesia лицензии на операции с иностранной валютой.

Следующим важным шагом в развитии шариатского бэнкин-га страны было его вхождение в число акционеров международного финансового института - Исламского банка развития (IDB). Это способствовало привлечению в Индонезию иностранного капитала и банков из исламских стран, включая Саудовскую Аравию.

Наряду с упорядочением состояния наличных средств продолжалась работа по выработке консенсуса в толковании ряда положений шариата. Особо важной их частью было толкование норм группы ZISVAF (закят, инфак, седеках и вакф)1. Одновременно появлялись новые инструменты шариатского рынка капитала наряду с такими, как saham shariah - шариатские акции; Reksa Dana Shariah - Исламская биржа и др. На основе этих принципов и инструментов определялись условия специальных соглашений, финансирование долевого участия в совокупной прибыли, полученной в результате экономической деятельности.

К их числу относились и операции, известные как «хорошая ссуда» (kadrul hasan). При предоставлении юридическому или физическому лицу ссуды оговаривается срок ее возвращения, однако проценты не начисляются. При этом такой кредит может рассмат-

1 Indonesia Syariah Economic Outlook 2010. Oleh Pusat Ekonomi UI // Indonesia Ekonomik Outlook 2010. PT Gramedia, Jakarta, 2009.

риваться как форма благотворительности. Приведенные выше виды инструментов шариатского бэнкинга далеко не единственные, но они наиболее востребованы на данном этапе развития этого вида банковского дела .

Важным шагом в создании правовой основы исламского бэнкинга стал опубликованный в 2002 г. Генеральный план развития исламского банковского дела. В нем излагались основные положения и толкование сути законов и норм ислама, регулирующих деятельность нового института.

В частности, допускалась возможность предоставления обычному банку статуса шариатского. При этом разрешалось иностранным банкам в сотрудничестве с местными исламскими банками принимать участие в процессе их слияния. При конверсии государственного банка, или банка правительства провинции, разрешалось придавать новому учреждению статус шариатского.

Развитая сеть шариатского банковского дела подготовила почву для вовлечения в производство каШ-продукта для правоверных многих малых и средних предприятий. В последние годы предпринимаются попытки развивать религиозный туризм и прочие виды деятельности.

Мусульмане-предприниматели и владельцы шариатских видов бизнеса активно включаются в создающиеся структуры и формируют особый социальный слой в бизнес-сообществе. Исламский сектор в экономике страны становится не только важным фактором экономического роста, но и его генератором, особенно на местах.

В 2010 г. было разработано три варианта среднесрочного прогноза развития шариатской банковской системы. Пессимистический прогноз исходил из возможности роста активов до 67,4 млрд рупий (2,95% от активов всей банковской системы); умеренный вариант сценария предполагал доведение активов до 77,2 млрд (3,4%). Оптимистический вариант считал возможным рост активов до 87 млрд рупий (3,9%)2. Столь высокие темпы частично объяснялись стартовым началом деятельности шариатских банков.

Еще в 1997 г. Совет улемов Индонезии выработал принципы деятельности рынка капитала skariak. В 2003 г. эти принципы были

1 Indonesia Syariah Economic Outlook 2010. Oleh Pusat Ekonomi UI // Indonesia Ekonomik Outlook 2010. PT Gramedia, Jakarta, 2009.

2 Indonesia Shariah Economic Outlook 2010... - С. 108, 109.

одобрены Фондовой биржей Индонезии (Bursa efek Indonesia -BEI), а также определен механизм купли-продажи акций. В 2000 г. Danareksa Investment Management опубликовала Джакартский исламский индекс (JII). Первой государственной компанией, выпустившей облигации в 2002 г., стала Р.Т. Indosat, действующая в сфере высоких технологий, а первой частной фирмой была Matahari Putra Prima Tbk.

Созданный при Джакартской фондовой бирже Совет индонезийских улемов контролирует списки компаний, числящихся в листинге. Их задача определять, есть ли в их деятельности на выходе продукта «греховность», которая проявляется во взимании ростовщического процента (riba) или азарте (gharar).

Мнение Совета улемов весьма важно для потенциальных инвесторов из стран Ближнего Востока. Но в то же время оно позволяет воздействовать и на бизнесменов своей страны. Предъявляемые требования к компании, проходящей сертификацию через Совет, весьма строгие. В 2000 г., например, положительная характеристика была дана лишь немногим более трети от общего числа компаний-заявителей.

Для проведения этих операций был использован принцип mudharabah. Согласно заключенному контракту, банк выступает как собственник капитала и доверяет свои средства для их эффективного использования предпринимателю, обладающему возможностями, опытом и репутацией. При этом банк не имеет права требовать залог. Такой вид контракта обычно применяется для финансирования краткосрочных и среднесрочных проектов. Контракты на основе принципа mudharabah по сути, являются аналогом обычного доверительного финансирования.

При обсуждении соответствия вида деятельности и норм шариата в мусульманских кругах выявляются различные подходы. Наряду с утверждением, что ислам создает основу для побуждения к экономической деятельности, чрезмерное накопление богатства считается недопустимым. Именно поэтому запрещается использовать процент (riba) в целях получения прибыли, так как при этом не создается продукт и не улучшается благосостояние общества.

Либеральная позиция части правоверных по отношению к исламу в Индонезии проявляется достаточно четко. Например, доктор Саид Сираджа считает допустимым отхождение от норм ислама при осуществлении экономической деятельности. При этом он полагает, что не следует всецело воспринимать западные экономические учения. С подобными оценками в Джакарте высту-

пил и глава Торгово-промышленной палаты Индонезии доцент Шариф Хидьятуллах1.

После длительного обсуждения и острых дискуссий, индонезийские исламские круги смогли добиться принятия «Хартии совместного владения» (так называемая «Хартия Гонтор» - Piagam Gontor). Она исходила из отрицания парадигмы развития, основанного на либеральных и капиталистических принципах. Положения, содержащиеся в Хартии, были призваны стать механизмом выравнивания экономического и социального развития.

Такая позиция имеет много сторонников в Индонезии, достаточно широко распространена даже среди молодежи. В частности, директор «Института свободы» (неофициально считающийся «мозговым центром») Ризал Малларангенг отмечал, что «радикальные мусульманские студенты и рабочие всегда были против приватизации, дерегулирования и глобализации»2.

Напротив, в Малайзии до сих пор продолжаются дебаты по определению шариатского рынка капитала. В частности, местные улемы полагают, что рынок капитала не противоречит нормам ислама. Но одновременно они придерживаются сохранения строгого запрета получения процентов и дохода от азартных игр (riba, maysir, gharar).

По всей вероятности, в перспективе шариатский рынок капитала будет определяться как рынок капитала, использующий ценности шариата как этическую основу всей своей деятельности. Эти положения шариата действительны и для других индонезийских сегментов сектора исламской экономики3. К 2008 г. в Министерстве кооперации и малых предприятий было зарегистрировало почти 2,5 тыс. небольших финансовых институтов и их подразделений, включая кооперацию. Они предоставляли кредиты местному населению для совершения хаджа, страхования и других целей.

Перспективным направлением работы таких банков является их подключение к программам развития человеческого потенциала. Основой деятельности этих сегментов экономики являются новые принципы организации дела, исходя из этики и норм ислама.

1 Kompas. Jakarta, 09.09.2009.

2 Far Eastern Economic Review. - HK, 2003. - T. 166. - № 3. - С. 18.

3 Трунин П., Каменских М., Муфтяхединова М. Исламская финансовая система. Современное состояние и перспективы развития. ИЭПП. - М., 2009. -С. 15.

Помимо исламского банковского дела, новый продукт или услуга создаются с использованием таких принципов, как гака1, гака/, ta.ka.ful.

При этом утверждается, что такие принципы содействуют формированию гражданского общества (masharakat тайат). Предшествовавшие банкротства многих обычных банков заставило многих индонезийцев лучше присматриваться к работе новых банков. Поэтому весьма быстро шариатские банки стали завоевывать доверие клиентов.

Быстрому росту и диверсификации нового сектора экономики, а также его интеграции в индонезийскую кредитно-банковскую систему способствовали как традиционные устои шариата, так и внедрение современных методов ведения дела, включая интернет-бизнес, международную систему контроля и отчетности, введение единых стандартов.

Особое внимание заслуживают диверсификация сферы услуг ^акаМ), выпуск облигаций 8ИапаЬ и др. Шариатские банки стремятся при содействии Центрального банка усилить контроль над деятельностью финансовых институтов, а также повышать качество предоставляемых услуг1. Развитие новой формы деятельности проявляется в росте производства halal-продукта и других шариатских бизнесов.

Вместе с тем качество обслуживания клиентов в обычной банковской системе всё еще оставляло желать лучшего. Долги банков в 2003 г. превышали 50 трлн рупий, а их прежнюю задолженность, которую взяло на себя правительство, составляли 65 трлн. На восстановление банковской системы правительство затратило свыше 100 млрд долл., или 80% ВВП. Это намного увеличило долг государства (внутренний и внешний). В свою очередь, эти тенденции замедляли становление государственности нового типа на крупнейшем архипелаге мира2.

Бурное развитие новых структур привело к изменению и в современном социуме. В низших укладах, где наряду с открытием тысяч отделений и «окон» обслуживания правоверных всё еще сохраняются атавизмы ростовщичества, и кончая появлением обслуживающих новую экономику банкиров.

1 ОаЬ-а. - 2006. - № 29. - С. 72-73.

2 Более подробно об этих проблемах банковского сектора см.: Пахомо-ва Л.Ф. «Модели процветания: Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия». - М.: «Наука», ИВ РАН, 2007. - 256 с.

Совместное предпринимательство (musyarakah) относится к совместному проекту банка и предпринимателя на основе договора, в котором определяется пропорционально сделанным вложениям разделение прибыли и потерь. Этот вид контрактов имеет место при финансировании долгосрочных инвестиционных проектов. Еще один новый продукт - (idjarah) во многом аналогичен лизингу, практикуемому в обычной банковской системе. Его отличие заключается в возможности определять, кто именно несет издержки, связанные со страховкой и амортизацией.

В последние годы правительство Сусило Бамбанг Юдхойоно вырабатывает «Большую стратегию развития шариатского банковского дела» (Grand Strategy Pengembangan Pasar Perbankan Syariah).

Разработка данного документа в рамках реализации концепции «народной экономики» находит отклик и в индонезийской умме. На начальном этапе учреждения исламских банков весьма важно было добиться компромисса относительно принципа разделения убытков и прибылей всеми акторами экономического процесса.

Сторонники данной парадигмы инварианта «народной экономики» считали, что сначала необходимо расширить границы совместной экономической деятельности мусульман (santri). Следует отметить, что трактовка «народной экономики» в Индонезии в этом контексте несколько иная.

Предпринятые правительством Индонезии меры законодательного и административного характера способствовали динамичному развитию шариатского бэнкинга в стране. Так, в середине 2009 г. число отделений, обслуживавших шариатскую банковскую систему, составило 1440, число банков - 20; их общие активы -55 238 млрд рупий. В целом численность служащих достигла почти 11 тыс.

В 2010 г. в стране было уже пять шариатских банков и 25 филиалов, обслуживавших клиентов-мусульман. Однако операции с шариатскими денежными средствами и валютой осуществляли 3 тыс. различных подразделений. Не менее впечатляющим был рост операций по страхованию банковских вкладов (65% в год).

По данным Центрального банка Индонезии, доля исламских банков в банковской системе страны в 2011 г. составляла 3,8% (1,8 млрд долл. активов) с ростом в 35% в год. В 2012 г. активы местных исламских финансовых компаний (небанковских) выросли в 5 раз и достигли 22,7 трлн рупий. По состоянию на конец

2012 г. таких фирм в Индонезии насчитывалось 35, их них 21 открылась в течение того же года1.

По итогам 2013 г. исламские банки Индонезии вновь зафиксировали двузначные темпы роста, при этом банковские подразделения по работе с сельским населением и небанковским услугам расширялись еще более высокими темпами. В 2013 г. активы исламского бэнкинга в Индонезии увеличились на 24,2% до отметки в 242 трлн рупий (21,4 млрд долл. США) и теперь составляют 4,9% от общей величины банковских активов страны (при плане правительства - 5%).

В настоящее время в Индонезии насчитывается 163 исламских сельских банка, и их активы в 2013 г. возросли на 24% - до уровня в 5,8 млрд рупий. Доля исламских активов в общей величине финансовых ресурсов сельских банков, таким образом, достигла 7,5%. Динамичный рост активов сельских исламских банков был зафиксирован, даже несмотря на то что количество их филиалов по стране за год практически не увеличилось и составило 4022.

Приведенные цифры в абсолютном выражении не столь впечатляющи, но здесь важна тенденция устойчивого роста. Поэтому, согласно планам правительства страны, ожидается, что доля этого сектора на рынке в 2020 г. составит 15%.

Появление нового сектора в индонезийской экономике является, как отмечалось выше, новацией, влияющей на процесс становления качественно новой финансовой системы. Практически за три десятилетия шариатский бэнкинг совершил прорыв в региональный и даже глобальный банковский мир. Он становится интегральной частью региональной и мировой финансовой системы.

Потенциально Индонезия представляет большие возможности для развития исламского бэнкинга. Население страны в 2014 г. превысило 250 млн человек, 85% которого исповедует ислам3. Таким образом, Индонезия - страна с крупнейшим по численности мусульманским населением в мире, но ее потенциал в сфере исламских финансов остается нереализованным.

1 «Indonesia Raises Rp 1.56t of Islamic Bonds, Above Target». Rieka Rahadi-ana. April 8, 2014. - http://www.thejakartaglobe.com/business/indonesia-raises-rp-1-56t-islamic-bonds-target/

2 «Indonesia's Islamic Finance Sector Broadens», Bernardo Vizcaino, April 2, 2014. - http://www.thejakartaglobe.com/business/indonesias-islamic-finance-sector-broadens/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Indonesia Syarian Economic... - C 92. - http://countrymeters.info/ru/Indo-

nesia/

Исламский бэнкинг в Индонезии остается достаточно слаборазвитым и значительно отстает, например, от малазийского. Внутренние выпуски облигаций сукук пока исключительно суверенные, что ограничивает круг их обращения. Как правило, это среднесрочные (пять-шесть лет) ценные бумаги с хорошей доходностью в 6-8%. Однако размещение этих ценных бумаг проходит не столь успешно, как ожидало правительство, что обусловлено нестабильной экономической и финансовой ситуацией в стране1. Поэтому корпоративные выпуски индонезийские банки и компании предпочитают делать в той же Малайзии.

Позиции индонезийских шариатских банков всё еще остаются не слишком сильными, и считается, что Индонезия припоздала с учреждением шариатских банков. Более успешно развивается шариатский бэнкинг в Египте и Малайзии и в государствах Персидского залива. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, шариатский бэнкинг имеет вполне реальный потенциал для дальнейшего развития.

«Экономические, социально-экономические и этноконфессиональные проблемы стран Востока»,

М., 2014 г., с. 139-149.

О. Хлопов,

кандидат политических наук, доцент кафедры мировой политики и международных отношений (РГГУ) ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ: ИНТЕРЕСЫ США И САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Снижение цены на нефть негативно повлияло на финансовое и экономическое положение России. Это привело не только к сокращению доходов в бюджет и Стабилизационный фонд.

На фоне неблагоприятных для России международных отношений, выразившихся в санкциях и политическом давлении со стороны западноевропейских стран и США, цена на нефть превращается в инструмент геополитики и передела сфер влияния между потребителями и производителями нефти.

1 «Indonesia Sees Slower Islamic Banking Growth in 2014 on External Risks», Jakarta Post. December 17, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.