Научная статья на тему 'ИСЛАМСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ИСЛАМСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия 2020 / ислам / чума / духовенство / меры против COVID-19 / религиозная этика. / pandemic 2020 / Islam / plague / clergy / measures against COVID-19 / religious ethics.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абишева А. С., Надирова Г. Е.

В данной статье исследуется ряд актуальных на сегодняшний день этических вопросов, возникших в результате реакции мусульманской общественности и духовенства на глобальные вызовы современности, связанные с пандемией COVID-19. Авторы рассматривают религиозный дискурс, прослеживая историю дискуссий вокруг пандемий в классических нормативных текстах, с особым акцентом на случаи распространения чумы в прошлом, начиная от сообщений, возводимых к Пророку, и до сегодняшних высказываний авторитетных религиозных деятелей арабского мира. В статье утверждается, что религиозные меры, принятые в ответ на COVID-19, отражают издавна существующую моральную составляющую нормативной традиции в отношении пандемии; а именно, необходимость приведения в соответствие рациональных практических мер противостояния эпидемии с религиозными и метафизическими постулатами священных текстов. Авторы приходят к выводу о том, что религия в странах Арабского Востока не только сохраняет свою важную роль, но демонстрирует способность адаптироваться к чрезвычайным обстоятельствам в рамках существующих моделей взаимоотношений между религией и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC RELIGIOUS DISCOURSE IN A TIME OF PANDEMIC

This article examines a number of current ethical issues that have arisen as a result of the response of the Muslim community and clergy to the global challenges associated with the COVID-19 pandemic. The authors examine religious discourse by tracing the history of pandemic debates in classical normative texts, with particular emphasis on cases of the spread of plague, ranging from messages erected to the Prophet to today's pronouncements of authoritative religious leaders in the Arab world. The article argues that the religious measures taken in response to COVID-19 reflect the long-standing moral dimension of the normative tradition regarding the pandemic; namely, the need to harmonize rational practical measures to counter the epidemic with the religious and metaphysical postulates of the sacred texts. The authors conclude that religion in the countries of the Arab East not only retains its important role, but demonstrates the ability to adapt to emergencies within the framework of existing models of relations between religion and the state.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

так как гендерно-возрастные отличия порой существенно влияют на уровень притязаний и ожиданий человека; расчёт индекса удовлетворённости потребителей медицинских услуг позволяет оценить качество работы центров здоровья, как типа медицинских организаций, а также сравнить показатели каждого отдельно взятого учреждения.

Список литературы

1. Захарова М.А., Чусовлянова С.В. Оценка распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у молодого населения Новосибирской области //Гуманитарный научный вестник. 2021. № 3. С. 125-131.

2. Захарова М.А., Чусовлянова С.В. Информированность населения новосибирской области о

мерах профилактики, помогающих снизить риск возникновения и развития хронических неинфекционных заболеваний // Населения и качество жизни. Электронный сборник материалов VII Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. 2020. С. 119125.

3. Захарова М.А., Фомичева М.Л., Чусовлянова С.В. Участие в международных проектах Всемирной организации здравоохранения // Материалы VII международной социологической Грушин-ской конференции "Навстречу будущему. Прогнозирование в социо-логических исследованиях". Ответственный редактор А.В. Кулешова. 2017. С. 1240-1243.

ИСЛАМСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Абишева А.С.

магистрант кафедры Ближнего Востока и Южной Азии, Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби,

г. Алматы, Казахстан Надирова Г.Е.

профессор кафедры Ближнего Востока и Южной Азии, Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби,

г. Алматы, Казахстан

ISLAMIC RELIGIOUS DISCOURSE IN A TIME OF PANDEMIC

Abisheva A.

Undergraduate of the Middle East and South Asia Chair, Al-Farabi Kazakh National University Almaty, Kazakhstan Nadirova G.

Professor of the Middle East and South Asia Chair, Al-Farabi Kazakh National University Almaty, Kazakhstan

Аннотация

В данной статье исследуется ряд актуальных на сегодняшний день этических вопросов, возникших в результате реакции мусульманской общественности и духовенства на глобальные вызовы современности, связанные с пандемией COVID-19. Авторы рассматривают религиозный дискурс, прослеживая историю дискуссий вокруг пандемий в классических нормативных текстах, с особым акцентом на случаи распространения чумы в прошлом, начиная от сообщений, возводимых к Пророку, и до сегодняшних высказываний авторитетных религиозных деятелей арабского мира. В статье утверждается, что религиозные меры, принятые в ответ на COVID-19, отражают издавна существующую моральную составляющую нормативной традиции в отношении пандемии; а именно, необходимость приведения в соответствие рациональных практических мер противостояния эпидемии с религиозными и метафизическими постулатами священных текстов. Авторы приходят к выводу о том, что религия в странах Арабского Востока не только сохраняет свою важную роль, но демонстрирует способность адаптироваться к чрезвычайным обстоятельствам в рамках существующих моделей взаимоотношений между религией и государством.

Abstract

This article examines a number of current ethical issues that have arisen as a result of the response of the Muslim community and clergy to the global challenges associated with the COVID-19 pandemic. The authors examine religious discourse by tracing the history of pandemic debates in classical normative texts, with particular emphasis on cases of the spread of plague, ranging from messages erected to the Prophet to today's pronouncements of authoritative religious leaders in the Arab world. The article argues that the religious measures taken in response to COVID-19 reflect the long-standing moral dimension of the normative tradition regarding the pandemic; namely, the need to harmonize rational practical measures to counter the epidemic with the religious and metaphysical postulates of the sacred texts. The authors conclude that religion in the countries of the Arab East

not only retains its important role, but demonstrates the ability to adapt to emergencies within the framework of existing models of relations between religion and the state.

Ключевые слова: пандемия 2020, ислам, чума, духовенство, меры против COVID-19, религиозная этика.

Keywords: pandemic 2020, Islam, plague, clergy, measures against COVID-19, religious ethics.

Вспышка коронавируса в 2020 году оказалась одним из самых изменяющих мир событий нашего времени. Однако это не первая пандемия в истории человечества. Мир стал свидетелем нескольких эпизодов разрушительных пандемий, как в древности, средневековье, так и в современный период. Предыдущим бедствием была пандемия, известная под названием «испанский грипп», распространившаяся по всему миру в 1918-1919 годах. Пандемией древности является чума, которая имела три широко известных случая зафиксированного распространения: «чума Юстиниана» в середине шестого века; «Черная смерть» в середине четырнадцатого века; и «Бомбейская чума» в конце девятнадцатого века. Чума поражала большую часть Европы и Ближнего Востока. В исламской традиции существует большое количество литературы, посвященной этим событиям. Эти тексты разнообразны, она включают размышления богословов, юристов, историков, путешественников и врачей. Богословы сосредоточили свое внимание на правильном отношении верующего к вопросам вероисповеданий, ритуальной практики. Историки и путешественники занимались документированием реальных происшествий и соответствующих деталей в конкретных регионах. Врачи направили все свои усилия на изучение болезни, ее прогноз и лечение. Юристы занимались фетвами, которые должны были основываться на законах ислама. Основными источниками для всех групп были священный текст в Коране, Сунна Пророка, достоверные хадисы и комментарии мусульманских ученых. Эта тема стала неожиданно актуальной во время пандемии коронавируса, потому что она касается жизненно важной проблемы - состояния человека, сталкивающегося с эволюционными угрозами, а также раскрывает важные связи с исламской доктриной, практикой и моралью.

В этой статье рассматриваются важные этические вопросы, возникшие в связи с пандемией COVID-19, в свете различных реакций мусульман на эту глобальную чрезвычайную ситуацию. Значительное внимание уделяется обсуждению некоторых основных мер, принятых для борьбы с болезнью. Например, профилактические стратегии находятся в рамках классических дискуссий, касающихся более ранних эпизодов в истории эпидемий. Рассматриваются меры, которые были приняты в ответ на пандемию СОУ[Э-19, в частности, те, которые отражают давние моральные постулаты из исламского нормативного наследия, а именно, попытки привести в соответствие религиозные смыслы с практическими действиями в процессе борьбы с эпидемией. Хотя в статье рассматриваются недавние исламские дискуссии по СОУГО-19, в ней также подчеркивается необходимость поместить эти обсуждения в исторические контексты,

касающиеся предыдущих эпизодов массовых заболеваний в мире. Таким образом, авторы статьи предлагают интерпретировать религиозный дискурс как попытку адаптировать исламскую нормативную традицию к современным реалиям и изменениям.

В статье использовалось несколько методов исследования: мы применили историко-хронологи-ческий анализ при рассмотрении материалов средневековых авторов, сравнительный анализ реакции духовенства на пандемию 2020 и чуму предыдущих веков. Для понимания современного религиозного дискурса мы подобрали и проанализировали с помощью кодирования речи современных религиозных деятелей. Были проанализированы высказывания представителей Королевства Саудовская Аравия, Иордании, Египта, Марокко на тему необходимости изменения ритуальных практик в условиях пандемии, в частности, закрытия мечетей во время резкого роста заболеваемости. Для подтверждения выводов нашего исследования был проведен анализ статистических данных Всемирной Организации Здравоохранения по распространению коронавирусной инфекции.

Эпидемии в истории ислама

Средневековые источники указывают на серию эпидемий, охвативших разные регионы исламского мира в различные исторические периоды. Например, Мухи ад-Дин ан-Навави перечисляет пять основных трагических эпидемий раннего периода ислама. Первая трагедия произошла еще при жизни Пророка в городе аль-Мадаин в Ираке в 627628 годах, это бедствие известно под названием «чума Ширава» [1; 192]. Второй была «чума Ам-васа», произошедшая на территории нынешней Сирии в период правления Умара ибн аль-Хаттаба [2;685]. Третий случай произошел во времена Аб-даллаха ибн аз-Зубайра, который известен как «всеобщая чума» (аль-Такун аль-джариф) Сообщается, что в течение трех дней во время этой пандемии ежедневно умирало около 70 000 человек. Четвертая эпидемия произошла в Ираке и Сирии в 706 году, она известна как «женская чума» (аль-Фа-таят), среди жертв были в основном молодые девушки [3;264]. Пятая пандемия чумы произошла в 749 году и известна в мире как «Черная смерть». Исторические источники упоминают и другие случаи чумы, которые показывают, что эти эпидемии были довольно частыми и повторяющимися, а не редкими или спорадическими эпизодами.

Процесс формирования публичной политики в отношении эпидемий в исламской умме был отражен в описании знаменитого инцидента с чумой, поразившей Сирию во времена Умара. Сообщения об этом инциденте указывают на то, что, когда Умар направлялся в Сирию, военачальники вышли

ему навстречу и сообщили об эпидемии чумы. Когда он посоветовался со своими приближенными, между теми возникли разногласия. В то время как некоторые придерживались мнения, что им следует отправиться в Сирию в соответствии с первоначальным планом, другие советовали вернуться и не рисковать здоровьем большого числа мусульман. После дальнейших обсуждений Умар решил вернуться в Медину и избавить людей от риска заразиться этой болезнью. Сообщается, что в этот момент один из военачальников Абу Убайда ибн аль-Джарра спросил, не бежит ли Умар от уготованной Аллахом судьбы, на что Умар ответил, он будет бежать от одной судьбы, предначертанной Аллахом, к другой судьбе, предначертанной Аллахом [4;204]. Решение Умара обосновывается советом Пророка «не входить в пораженную область и не выходить из нее, если кто-то уже находится внутри». Согласно хадисам, Умар не знал об этих словах Пророка до того, как принял решение вернуться в Медину. Когда об этом сообщил его сподвижник, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Умар был рад, что его решение совпало со словами Пророка.

Профилактические меры

Меры, принятые по нераспространению коро-навирусной инфекции, коснулись всех пяти столпов ислама. Были запрещены общественные собрания и коллективные действия, включающие любой тип физического контакта, таким образом, это привело к закрытию мечетей и призыву молиться в пятницу в своих домах. Паломничества к святыням в Мекке и Медине также были приостановлены. Власти Саудовской Аравии сделали заявление об ограничении совершения хаджа и умры для иностранных граждан, позволив только присутствующим в стране на момент карантина иностранцам посетить святыни. Были также рассмотрены вопросы о других ритуалах ислама: посте и благотворительности. Например, поднимался вопрос о том, можно ли считать пандемию веской причиной для несоблюдения ритуального поста в течение месяца Рамадан. Точно так же ставились вопросы о том, может ли пандемия служить достаточным основанием для выплаты ежегодных ритуальных пожертвований заранее, чтобы помочь нуждающимся, особенно тем, кто пострадал от пандемии.

Фетвы и заявления, сделанные в связи с распространением COVID-19, были акцентированы на проведении совместных молитв в мечетях. Ассамблея улемов аль-Азхара стала одной из первых, кто заявил о возможности приостановки пятничных и общих молитв с целью защиты людей от коронави-руса. Данное решение основано на суждениях Пророка, которые позволяют приостановить пятничные и совместные молитвы по «веским причинам». Первой из них являются обстоятельства, при которых доступ к мечетям становится опасным или трудным из-за проливных дождей, болезни или угрозы безопасности семьи [5;488]. Во втором заявлении Пророк говорил о разумном поведении верующего во время чумы, в частности, о том, что нельзя посещать пораженный чумой регион или выезжать из него. Третье сообщение указывает на

ограничение совместных молитв, если присутствие на них кого-то из верующих может причинить вред другим, или если он является источником неудобства для других. Фетва призывает людей следовать инструкциям и руководствам общественного здравоохранения, чтобы ограничить распространение вируса. Наконец, фетва завершается побуждением людей увеличивать свои добрые дела, оказывать помощь больным и нуждающимся и обращаться к Богу в молитве, умоляя Его избавить от этой болезни. Аналогичное заявление о допустимости приостановки пятничных и общих молитв было сделано Ассамблеей улемов в Саудовской Аравии. И в поддержку своего решения, помимо высказываний Пророка, ученые цитировали аяты Корана из сур «аль-Бакара» [6:2;195] и «ан-Ниса» [6:4;29].

Что касается Иордании и Марокко, то они последовали примеру Египта и Саудовской Аравии. Карантин в Иордании прошел в 2020 году намного строже, чем в остальных арабских государствах. Улицы городов патрулировались военными вплоть до снятия карантинного режима. Также были изданы ряд фетв по мерам предупреждения распространения коронавируса, одна из наиболее строгих фетв касалась тех, кто знал, что заражен «короной», но пренебрегал мерами предосторожности, тем самым подвергая опасности окружающих. Фетва опирается на высказывание Пророка, переданное в ха-дисе Муслима, где Пророк приказал не входить в город или государство, которое охватило эпидемия заразной чумы, он сказал: «Если вы слышали, что на этой земле чума, и вы еще не зашли в нее, не входите, чтобы вас не настигла она, и если все же вы оказались там, то не выходите из этого места». Второе упоминание сообщает, что Пророк приказал тому, кто заражен, держаться подальше от мечети и не приближаться к ней, так как инфекционные болезни убивают жизни. Помимо слов Пророка было указание на аят из Корана, где сообщается о последствиях халатности, которые приводят к массовым жертвам [7;113].

Следовательно, заразившиеся коронавирусной инфекцией должны соблюдать изоляцию и все профилактические предписания, все люди должны носить маски, производить стерилизацию и использовать другие средства профилактики. Исходя из упомянутых выше высказываний Пророка и упоминаний сур из Корана, следует, что по законам шариата тот, кто не придерживается предписаний, является грешником. Подобные действия квалифицируются как попытка распространения порчи на земле и заслуживают наказания в этом мире и в будущем за нарушение повеления Всемогущего Аллаха и Его Посланника, данное утверждение опирается на аят Корана: «Аллах не любит гнилость», сура «аль-Бакара» [6:2;205].

Королевство Марокко применило те же меры по нераспространению коронавирусной инфекции, что и остальные страны Арабского мира. Кроме того были инициированы постоянные проповеди, записанные и опубликованные на официальном сайте министерства по делам вакуфов и ислама, на

темы духовности, морально-нравственного поведения в тяжелое для всех время. Чтобы предотвратить саботаж и распространение слухов об открытии всех мечетей и свободного входа на пятничные молитвы, министр по делам ислама господин Ахмад ат-Тауфик сделал заявление в мае 2020 года, в котором говорилось, что информация о возобновлении работы мечетей будет предоставлена компетентными органами, принимающими решения по религиозным вопросам. Он призвал народ не верить слухам об открытии мечетей во время карантина и руководствоваться Кораном и Сунной Пророка несмотря на то, что свобода является лозунгом нашего времени, особенно в отношении свободы выражения мнений в политике и в социальных вопросах. Он подчеркнул важность сотрудничества каждого гражданина с целью защиты их общества и нации от эпидемий, экстремизма и невежества.

Контент-анализ речей религиозных представителей

В данном разделе представлены результаты контент-анализа речей религиозных представителей Саудовской Аравии, Арабской Республики

Таблица

Коды-лексические единицы речей религиозных представителей Саудовской Аравии, Арабской Республики Египет, Королевства Иордании и Королевства Марокко.

Египет, Королевства Иордании и Королевства Марокко по поводу закрытия мечетей в период усиленного карантина. Исследование проведено с целью лингвистического анализа публичной религиозной риторики в этих странах.

12 марта 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) объявила о начале пандемии СОУТО-19. Арабские страны быстро отреагировали и начали принимать меры по ограничению распространения инфекции. Одной из самых тяжелых мер для населения мусульманских стран стал запрет на посещение мечетей, включая пятничные обязательные молитвы. Большая мечеть в Мекке и Мечеть пророка в Медине оказались недоступными для всех мусульман, не проживающих в Саудовской Аравии. Власти исламского мира и их религиозные лидеры обратились к своим народам, объяснив, что это вынужденные меры, направленные на защиту населения от распространения вируса. Метод кодирования, примененный к данным текстам, позволил выявить частотность основных лексических единиц.

Государство Коды Количество использований

Саудовская Аравия Выступление шейха доктора Саада ибн Насера ибн Абд аль-Азиза Абу Хабиба аш-Шатри - члена Совета улемов Королевства Саудовская Аравия Теливизионный канал «ас-Сауди» 17.03.2020 Длительность интервью: 5 минут. Аллах 13

Эпидемия 8

Мечеть 5

Шариат 4

Совет улемов 4

Решение 4

Арабская Республика Египет Выступление Доктора Халеда Имрана - секретаря египетского института по фетвам Дар аль-Ифтаа. Теливизионный канал «аль-Хад» 06.03.2020 Длительность интервью: 5:31. Шариат 5

Медицинский 5

Мнения 5

Научный 3

Королевство Иордания Шейх Абд аль-Карим аль-Хасауна, Верховный муфтий Королевства. Теливизионный канал «ал-Мамляка» 14.04.2020 Длительность 5:34 Сохранение 11

Интерес 11

Решение 7

Шариат 6

Молитва Таравих 6

Душа 6

Королевство Марокко Г-н Лахсен ибн Ибрагим Сканфель - глава Высшего научного совета Министерства по делам вакуфов и вопросам ислама. 18.03.2020 Длительность интервью: 5:06. Решение 10

Сохранение жизни 8

Религия 6

Защита 4

Шариат 4

Королевство Саудовская Аравия

Его Превосходительство шейх доктор Саад ибн Насер ибн Абд аль-Азиз Абу Хабиб аш-Шатри является членом Совета улемов Королевства Саудовская Аравия. В своем пятиминутном интервью он комментирует решение о выпуске фетвы № 247 от 17/3/2020 г. о временном прекращении пятничных и общих молитв в мечетях[7]. Если обратить внимание на слова-коды, то слово «Аллах» занимает первое место по количеству использований, помимо принятых приветствий согласно этикету в арабской риторике, его упоминание идет в высказываниях Пророка и аятах из Корана, которыми говорящий руководствовался при обосновании этого решения. Вторую позицию занимает код «эпидемия», являющийся той самой актуальной проблемой, которая заключается в распространении вируса, в частности, в местах скопления людей, а в мусульманском мире такими местами являются мечети. Следующую позицию занимает код «мечеть», где массовое заражение может произойти и привести к гибели людей. Закрытие мечетей в странах, где религия является основой государственного строя, не может игнорировать каноны шариата. В тексте кодовое слово «шариат» было использовано наряду с кодами «Совет улемов» и «решение». Это говорит о том, что Совет авторитетнейших ученых королевства при принятии решения руководствовался канонами шариата. Таким образом выстраивается логическая цепь: решение Совета улемов по эпидемии, касающееся посещения мечети, было принято в рамках шариата и не противоречит воле Аллаха. Данные коды можно объединить в категорию - Подчинение Божественной воле.

Арабская республика Египет

Доктор Халед Имран - секретарь египетского института по фетвам Дар аль-Ифтаа прокомментировал фетву о закрытии мечетей на телевизионном египетском канале «Аль-Хад» в пятницу 6 марта 2020. Халед Имран заявил, что решение было принято после сообщений компетентных медицинских органов об угрозе распространения коронавирус-ной инфекции. И на информацию об отрицательной реакции жителей касательно данного решения он посоветовал воздержаться от подобных мнений, так как при выпуске фетвы ученые руководствовались не только медицинскими рекомендациями, но и научными заключениями, законодательством и шариатом. Кодирование показывает следующее: «шариат» упоминается в тексте 5 раз, «медицин-

ский» - 5, «мнения» - 5, «научный» - 3, что свидетельствует, на наш взгляд, о равной важности этих лексических единиц при рассмотрении вопроса о закрытии мечетей на время усиленного карантина. Религиозные деятели достаточно рационально оценивают проблему с медицинской точки зрения, учитывая мнения не только населения, но и научных специалистов, которые не противоречат шариату. Категориально можно обозначить позицию египетских теологов как «Религиозный рационализм и наука».

Иордания

14 апреля 2020 года шейх Абд аль-Карим аль-Хасауна, Верховный муфтий Королевства ответил на ряд вопросов в интервью на телевизионном канале «Аль-Мамляка» по вопросу закрытия всех мечетей в стране. Продолжительность интервью составила 5.34 минут. Анализируя речь муфтия, можно подчеркнуть его акцентирование на совершении молитв в собственных жилищах, особенно в начале священного месяца Рамадан во время совершения молитвы Таравих с семьей. Если посмотреть на коды, то слова «интерес» и «сохранение» повторяются в его речи наибольшее количество раз. В своих разъяснениях он подчеркнул, что именно в интересах людей был предпринят такой шаг как закрытие мечетей и именно сохранение человека и его души, согласно шариату, должно быть приоритетом для общества и религии. Данные коды свидетельствуют о четко прослеживаемой «Ориентации на ценность человеческой жизни».

Королевство Марокко

16 марта 2020 года Высший ученый совет префектуры Схират-Темара издал фетву о временном закрытии мечетей [8]. Глава Высшего научного совета, господин Лахсен ибн Ибрагим Сканфель в своем интервью на телевидении от 18 марта 2020 года объяснил основания для закрытия мечетей. Метод кодирования текста его речи дает нам следующую статистику: «решение» -10, «сохранение жизни» - 8, «религия» - 6, «защита» - 4, «законный» - 4. Проанализировав кодовые слова, можно сделать заключение, что основанием для решения по закрытию мечетей, продиктованного заботой о сохранении жизни людей, стала сама религия, так как по законам шариата защита и сохранение жизней людей являются законными и приоритетными. И здесь коды свидетельствуют, что гуманистические ценности ставятся во главу угла религиозными лидерами Королевства.

120000000 100000000 80000000 60000000 40000000 20000000 0

i

КСА

Египет Иордания Марокко Испания

I I ■

Канада

I население

36159820

105838455

10781873

37701643

46 934 632

38569950

I общее число зараженных

550304

369997

1015289

951544

5 366 128

1840919

смертей

8855

21104

12024

14798

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

88 542

29 941

Рисунок 1. Статистические данные ВОЗ 2020-2021гг.

Арабские страны в числе первых начали реагировать на пандемию COVID-19после официального ее объявления, стремительно предприняв необходимые меры по нераспространению коронавирус-ной инфекции в своих границах. В качестве примера для сравнения мы взяли Испанию и Канаду, которые более или менее соответствуют по численности и плотности населения рассмотренным арабским странам. Данные указаны за 2020-2021 гг. На диаграмме мы видим, что количество зараженных и количество смертей в период пандемии в 4 арабских странах значительно меньше, чем в Испании и Канаде. Количество зараженных в Испании составляет 5 366 128 человек это в 3 раза больше, чем количество зараженных в Иордании и Саудовской

Аравии вместе взятых, хотя по количеству жителей Испания приблизительно соответствует суммарному количеству населения этих двух стран. Население Египта на сегодняшний день составляет 105.838.455 человек, а количество зараженных в стране 369.997 человек, в то время как Канада с населением в 38 569 950 имеет 1 840 919 случаев заражения. Отсюда можно сделать вывод, исходя из статистических данных ВОЗ, население Саудовской Аравии, Египта, Иордании и Марокко более ответственно соблюдает меры, предпринятые их государствами в борьбе с коронавирусной инфекцией.

500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000

•КСА Египет Иордания Марокко

*ss//VVV

0

Рисунок 2. График роста заболеваемости с марта по декабрь 2020г.

На рисунке 2 приводится диаграмма роста заболеваемости в Саудовской Аравии, Египте, Иордании и Марокко с момента объявления карантина и до конца 2020 года. Данная диаграмма была составлена по статистическим данным ВОЗ. Она показывает, что прирост заболеваемости в этих странах с марта по май был незначительным, как раз в период закрытых мечетей. В конце мая вышеупомянутые страны объявили об открытии посещения

мечетей и молитвенных домов с соблюдением всех карантинных мер. И, как показывает диаграмма, уровень заболеваемости начал расти. В Саудовской Аравии прирост заболеваемости за июнь месяц составил 85261 случай, в то время как к концу мая количество больных составляло всего 24985 человек, что означает увеличение в 3 раза. Данные по Египту показывают разницу в 20 тысяч после открытия мечетей, где прирост заболеваемости на конец июня

вырос с 7807 до 27536 случаев. Здесь стоит учитывать количество населения Египта, можно сказать, что эти цифры по сравнению с остальными странами мира выглядят достаточно скромными. Иордания - одна из первых стран мира, которая начала жесткие меры карантина на законодательном уровне с использованием вооруженных сил при патрулировании городов. Поэтому сдерживание распространения инфекции продлились дольше, чем в остальных исследуемых нами странах. На конец мая число заразившихся людей в Иордании составляло 728 человек, и до конца августа ежемесячный прирост составил 1000 человек. Однако сильный прирост начался с сентября 2020 года и совпадает с отменой комендантского часа и военного патрулирования в стране [9]. Прирост заболеваемости в Марокко практически совпадает с данными по Египту. С июня в Марокко начался стремительный рост заболеваемости.

Статистические данные ВОЗ указывают на то, что меры по закрытию мечетей властями в период усиленного карантина эффективно сдерживали распространение коронавирусной инфекции, и только после официального открытия мечетей начался стремительный рост инфицирования населения.

Пандемия коронавируса вызвала один из самых серьезных кризисов общественного здравоохранения в новейшей истории. Роль духовности и религиозных практик часто усиливается, когда человек чувствует себя беспомощным в условиях неопределенности перспектив, масштабных эпидемий и жизненных трудностей. Обсуждение вопросов радикального изменения образа жизни и поведения с точки зрения исламской этики во время пандемии СО'УГО-19 основано на существующей традиции, которая подпитывается прецедентами предшествующих эпох и эпидемических ситуаций, в частности, связанных с эпидемиями чумы. Эта традиция началась с комментариев к конкретным ссылкам в основополагающих источниках ислама, которые в конечном итоге превратились в подробные и систематические дискуссии в различных жанрах нормативной традиции в области теологии, а также юриспруденции. Развитие этой традиции шло почти непрерывно в свете повторяющихся эпизодов эпидемий, которые требовали постоянной интерпретации и переосмысления. Опасность заражения определяет этот процесс продолжающейся социальной и теологической адаптации, поскольку конкурирующие высказывания Пророка обычно согласовывались, чтобы устранить кажущиеся противоречия - в соответствии с более активным, а не пассивным отношением к пандемиям. Следовательно, исламские ответные меры на пандемию COVID-19 вписываются в контекст этой продолжающейся и развивающейся этической традиции, берущей свое начало из нормативных источников и опирающейся на историческое и эмпирическое знание. Эти рациональные реакции также отражают важные изменения и трансформации исламских нормативных дискурсов, которые произошли в течение последних двух лет на наших глазах. Мы

наблюдаем рост гуманистических ценностей, осознание важности человеческой жизни, признание роли светских институтов науки и здравоохранения в системе идеологем религиозных структур арабских стран.

Отсюда можно сделать еще один вывод о том, что ислам вновь доказал свою значимость и необходимость для современного арабского общества, выполняя своим авторитетом важнейшую роль в легитимизации профилактических мер и социальных моделей поведения в период пандемии COVID-19. Как показывает наше исследование, религия вполне справляется с принятой на себя миссией - быть одним из основных инструментов в борьбе с пандемией, особенно в таких странах, где ислам является основой мировоззрения. Практика многочисленных пандемий за всю историю исламского мира показала возможности эффективного взаимодействия государства и религии. Благодаря сводам законов, основывающихся на Священном Коране и Сунне Пророка, люди с пониманием восприняли меры, изменившие на время их привычный уклад жизни. Власти современных арабских государств предотвратили гибель миллионов мусульман благодаря их опоре на религию и духовенство.

Список литературы

1. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дер-бенда.-1963. - 192-196с. -198-201с.

2. Ат-Табари. Тафсир ат-Табари в 24 т.Т.2./ Абдаллаха ибн Мухсин ат-Турки.- 2001.- 685-688с.

3. Ибн аль-Асир. Полный свод всеобщей истории в 12 т. Т.4./ П.Г.Булгакова.-2006.-264с.

4. Сахих Муслим, по объяснению Ан-Навави. Свод хадисов в 8-и т.Т.8. -1929.-204с.

5. Ахмад бен Али ал-Аскаляни. Фатх аль-бари бишарх сахих аль-Бухари. в 15 т. Т. 3. -2013.488.

6. Священный Коран. Дамаск. - 1983.- 175c.-[2:195]; - 83c.-[4:29]; - 175c.-[2:113]; -32с. - [2:205].

7. Фетва № 247 относительно прекращения пятничных и общих молитв в мечетях. Агентство печати Саудовской Аравии. - 2020.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spa.gov.sa/2048662.

8. Фетва относительно прекращения пятничных и общих молитв в Марокко. Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. - 2020. -[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://clck.ru/aiY86.

9. Обьявление об отмене коммендантского часа в Иордании. Новостное агкнство «Аль-Ваба». 2021.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/aiY8d.

10. Критерии здоровья при выборе паломников. Министерство хаджа и умры. - 2020.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.haj.gov.sa/ar/News/Details/12489

11. Pandemic 1918 (Spanish flu). US Centers for Disease Control and Prevention. 2019. Retrieved from: https://www.cdc.gov/flu/pandemic-resources/1918-pandemic-h1n1.html

12. Michael Dols. (1974). Plague in early Islamic history. The Journal of the American Oriental Society. No. 3 (94). - S. 371-383.

13. Listings of WHO's response to COVID-19. WHO. 2020. Retrieved from: www.who.int/news-room/detail/29-06-2020-covidtimeline

14. Practical considerations and guidelines for religious leaders and faith communities in the context of COVID-19. WHO. 2020. Retrieved from: https://www.who.int/publications/i/item/practical-con-siderations-and-recommendations-for-religious-lead-ers-and-faith-based-communities-in-the-context-of-covid19?

15. Фетва 293/13.2020. Исламский департамент аль-Ифта, Иордания. 2020. [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа:https://www.aliftaa.jo/Decision.aspx?DecisionI d=661#.YbSynb 1BzIU

16. Заявление министра Ахмада ат-Тауфика. Министерство по делам вакуфов и ислама. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.habous.gov.ma.

17. Интервью с членом Совета улемов Саудовской Аравии, Его Превосходительством шейхом д-ром Саадом аш-Шатри. Новостное агентство «Ас-Сауди». - 2020. - [Электронный ресурс].- Режим доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=xxm5kvYax2o

18. Интервью с секретарем египетского института по фетвам Дар аль-Ифтаа доктором Халедом

Имраном. Новостное агентство «аль-Хад». - 2020.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=m4BuQEGkgTo

19. Интервью с Верховным муфтием Королевства Иордании шнйхом Абд аль-Карим аль-Ха-сауна. Новостное агентство «аль-Мамляка».- 2020.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fKQdWl20Zq4

20. Statistics on the incidence rate. WHO. 2020. Retrieved from: https://covid19.who.int/table

21. Statistics on morbidity in Saudi Arabia as of 15.12.2021. WHO. Retrieved from: https://covid19.who.int/region/emro/country/sa

22. Statistical data on morbidity in Egypt as of 15.12.2021. WHO. Retrieved from: https://covid19.who.int/region/emro/country/eg

23. Statistics on morbidity in Jordan as of 15.12.2021. WHO. Retrieved from: https://covid19.who.int/region/emro/country/jo

24. Morocco incidence statistics as of 12/15/2021. WHO. Retrieved from: https://covid19.who.int/re-gion/emro/country/sa/measures

25. Order of Defense of the Hashemite Kingdom of Jordan № 3 of 2020. Cabinet Secretariat. Retrieved from: http://pm.gov.jo/newspaperSub-jects/5627/5627.html

26. Public health and social measures (PHSM). WHO. Retrieved from: https://covid19.who.int/re-gion/emro/country/sa/measures

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.