Научная статья на тему 'Исламский ландшафт Тюменской области: места, численность и социально-демографический состав городских молитвенных собраний'

Исламский ландшафт Тюменской области: места, численность и социально-демографический состав городских молитвенных собраний Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ ЛАНДШАФТ РОССИИ / МУСУЛЬМАНЕ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ / СТРУКТУРИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / MUSLIM LANDSCAPE OF RUSSIA / MUSLIMS / TYUMEN REGION / RELIGIOUS PRACTICES / STRUCTURED OBSERVATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобров Игорь Владимирович, Черепанов Максим Сергеевич

Исследования исламского ландшафта в России, посвященные анализу динамики численности и социально-демографического состава мусульман, включающихся в обязательные коллективные молитвы, нуждаются в доработке. Эта проблема особенно актуальна для регионов, где ислам является религией меньшинства. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования социально-демографического состава и динамики численности участников пятничных и праздничных коллективных молитв в трёх городах Тюменской области (Тобольске, Ишиме, Ялуторовске) в 2008-2019 гг. В качестве основного метода исследования использовалось невключённое структурированное наблюдение. Также для сбора и проверки данных использовался метод экспертного интервью с религиозными специалистами. В результате нами зафиксированы изменения исламских ландшафтов трёх городов. В населённых пунктах с положительной динамикой населения или высокими темпами трудовой миграции растёт число мужчин-мусульман, включающихся в догматически обязательные мечетные практики. В Тобольске, где наблюдается большой поток трудовых мигрантов, это происходит главным образом за счёт мужчин молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляют выходцы из Северного Кавказа и мигранты из Центральной Азии и Южного Кавказа. В Ялуторовске значительно меньше трудовых мигрантов. Рост прихожан происходит за счёт мужчин молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляют местные жители из числа татар. В Ишиме на фоне сокращающейся численности населения, при отсутствии трудовой миграции и несмотря на открытие новых мест для молитв, участников молитвенных собраний становится несколько меньше. Большую часть коллективных собраний Ишима составляют мужчины молодого и среднего возраста из числа местных казахов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISLAMIC LANDSCAPE OF THE TYUMEN REGION: LOCATION, SIZE AND SOCIO-DEMOGRAPHIC COMPOSITION OF THE CITY PRAYER MEETINGS

Islamic landscape studies in Russia are characterized by a serious lack of works dedicated to the analysis of dynamics of the number and socio-demographic composition of Muslims who practice obligatory collective prayers. This issue is especially relevant for regions where Islam is a minority religion. This article presents the results of an empirical study of the socio-demographic composition and dynamics of the number of participants in Friday and feast collective prayers in three towns of Tyumen region (Tobolsk, Ishim, Yalutorovsk) from 2008 to 2019. Non-participant structured observation was used as the main research method. Besides, expert interviews were conducted with religious specialists in order to collect and to verify the data. As a result, we have observed changes in the Islamic landscapes of these three towns. The number of male Muslims who participate in dogmatically obligatory practices at mosques is growing in settlements with positive population dynamics or high rates of labor migration. In Tobolsk, chracterized by a large flow of labor migrants, this is mainly due to young and middle-aged men. Most of them are internal migrants from the North Caucasus and external migrants from Central Asia and the South Caucasus. In Yalutorovsk, characterized by significantly less labor migration, the growth of practicing Muslims accounts for young and middle-aged men. Most of them are residents from among the Tatars. In Ishim, where the population is decreasing and there is no labor migration, the number of participants in prayer meetings is getting smaller, while new places for prayers have been opened. Mostly young and middle-aged men from among local Kazakhs attend religious meetings in Ishim.

Текст научной работы на тему «Исламский ландшафт Тюменской области: места, численность и социально-демографический состав городских молитвенных собраний»

СОЦИОЛОГИЯ ИСЛАМА Ответственный за рубрику: Бехруз Махмуди-Бахтияри © Исламоведение. 2019. Т. 10, № 4 (42)

SOCIOLOGY OF ISLAM

Person in charge of the section: Behruz Mahmudi-Bakhtiari

© Islamic Studies (Islamovedenie). 2019. Vol. 10, № 4 (42)_

DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-4-46-58

УДК 297 + 316.3

И.В. Бобров 1 М.С. Черепанов2

Содержание статьи

Введение

Маршрутизатор по исламским ландшафтам Тобольска, Ишима и Ялуторовска

Особенности и изменения городских исламских

ландшафтов Тюменской

области Заключение

Информация о статье

Поступила в редакцию: 23.10.2019. Передана на рецензию: 28.10.2019. Получена рецензия: 13.11.2019. Принята в номер: 17.12.2019.

Исламский ландшафт Тюменской области: места, численность и социально-демографический состав городских молитвенных собраний3

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН; bobrov-tyumen@yandex.ru , maximcherepanov@yandex.ru

Исследования исламского ландшафта в России, посвященные анализу динамики численности и социально-демографического состава мусульман, включающихся в обязательные коллективные молитвы, нуждаются в доработке. Эта проблема особенно актуальна для регионов, где ислам является религией меньшинства. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования социально-демографического состава и динамики численности участников пятничных и праздничных коллективных молитв в трёх городах Тюменской области (Тобольске, Ишиме, Ялуторовске) в 2008-2019 гг. В качестве основного метода исследования использовалось невключённое структурированное наблюдение. Также для сбора и проверки данных использовался метод экспертного интервью с религиозными специалистами. В результате нами зафиксированы изменения исламских ландшафтов трёх городов. В населённых пунктах с положительной динамикой населения или высокими темпами трудовой миграции растёт число мужчин-мусульман, включающихся в догматически обязательные мечетные практики. В Тобольске, где наблюдается большой поток трудовых мигрантов, это происходит главным образом за счёт мужчин молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляют выходцы из Северного Кавказа и мигранты из Центральной Азии и Южного Кавказа. В Ялуторовске значительно меньше трудовых мигрантов. Рост прихожан происходит за счёт мужчин молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляют местные жители из числа татар. В Ишиме на фоне сокращающейся численности населения, при отсутствии трудовой миграции и несмотря на открытие новых мест для молитв, участников молитвенных собраний становится

1 Игорь Владимирович Бобров - независимый исследователь, США, Денвер, Колорадо; кандидат исторических наук,. огс1± 0000-0002-5311-3952.

2 Максим Сергеевич Черепанов - старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН, кандидат политических наук;. огс1± 0000-0003-2246-1329.

3 Работа выполнена по госзаданию - проект № АААА-А17-117050400150-2._

несколько меньше. Большую часть коллективных собраний Ишима составляют мужчины молодого и среднего возраста из числа местных казахов.

Ключевые слова: исламский ландшафт России, мусульмане, Тюменская область, религиозные практики, структурированное наблюдение.

DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-4-46-58

UDC 297 + 316.3

I. V. Bobrov4 M.S. Cherepanov5

Contentof the article

Introduction.

A tour of the Islamic landscapes of Tobolsk, Ishim and Yalutorovsk. Features and changes of urban Islam-ic landscapes of the Tyumen region. Conclusion.

Information about the article

Received: 23.10.2019. Submitted for review: 28.10.2019. Review received: 13.11.2019. Accepted for publication: 17.12.2019.

The Islamic Landscape of the Tyumen Region: Location, Size and Socio-demographic

Composition of the City Prayer Meetings6

Institute for the Development of the North, Tyumen Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; bobrov-tyumen@yandex.ru, maximcherepanov@yandex.ru

Islamic landscape studies in Russia are characterized by a serious lack of works dedicated to the analysis of dynamics of the number and socio-demographic composition of Muslims who practice obligatory collective prayers. This issue is especially relevant for regions where Islam is a minority religion. This article presents the results of an empirical study of the socio-demographic composition and dynamics of the number of participants in Friday and feast collective prayers in three towns of Tyumen region (Tobolsk, Ishim, Yalutorovsk) from 2008 to 2019. Non-participant structured observation was used as the main research method. Besides, expert interviews were conducted with religious specialists in order to collect and to verify the data. As a result, we have observed changes in the Islamic landscapes of these three towns. The number of male Muslims who participate in dogmatically obligatory practices at mosques is growing in settlements with positive population dynamics or high rates of labor migration. In Tobolsk, chracterized by a large flow of labor migrants, this is mainly due to young and middle-aged men. Most of them are internal migrants from the North Caucasus and external migrants from Central Asia and the South Caucasus. In Yalutorovsk, characterized by significantly less labor migration, the growth of practicing Muslims accounts for young and middle-aged men. Most of them are residents from among the Tatars. In Ishim, where the population is decreasing and there is no labor migration, the number of participants in prayer meetings is getting smaller, while new places for prayers have been opened. Mostly young and middle-aged men from among local Kazakhs attend religious meetings in Ishim.

Keywords: Muslim landscape of Russia, Muslims, Tyumen region, religious practices, structured observation.

4 Igor' Vladimirovich Bobrov - USA, Colorado, Denver, PHD (History), independent researcher; orcid: 0000-0002-5311-3952.

5 Maxim Sergeevich Cherepanov - senior researcher, PHD (Political Sciences), Institute for the Development of the North, Tyumen Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; orcid: 0000-0003-2246-1329.

6 The work was carried out as part of state task assignment, project no. AAAAA-A17-117050400150-2.

Введение

Одним из перспективных направлений исследования российского ислама остаётся его изучение в качестве живой религии7. Однако, несмотря на множество работ, детально описывающих специфические локальные практики и интерпретирующих исламское вероучение [4, 6, 12, 18, 23], зачастую без ответов остаются следующие вопросы: насколько распространены те или иные практики среди верующих, какова динамика этой распространённости, кем являются люди, исповедующие ислам тем или иным образом. Данные о численности и социально-демографическом составе мусульман России появляются чаще всего как результат анкетирования [15, 19]. В этом случае мы имеем дело лишь с данными о гражданах, заявляющих о своей принадлежности к исламу. Можно считать, что эти данные у нас есть, но нет информации о тех, кто действительно включён в те или иные религиозные практики.

В то же время исследований, замеряющих численность и социально-демографические характеристики практикующих мусульман с помощью наблюдений и этнографических опросов, не так много. Чаще всего эти данные демонстрируются в контексте описания исламского ландшафта, не являясь основным объектом анализа, и географически охватывают в основном Москву [2, с. 10; 16, с. 115-118; 21, с. 125] и Северный Кавказ [3, с. 32; 23, с. 59]. Провинции, где ислам является религией меньшинства, практически не исследованы, что ставит под вопрос полноту знания об исламском ландшафте российского общества. В этой связи особенно остро встает проблема необходимости создания маршрутизаторов по исламским ландшафтам регионов России, разрабатываемых на основе качественных методов социологического исследования.

В настоящей работе, опираясь на материалы полевого исследования, проводившегося в Тобольске, Ишиме и Ялуторовске в 2008-2019 гг., нами описаны места, социально-демографический состав и динамика численности мусульманских молитвенных собраний8. Основным методом исследования было структурированное невключённое наблюдение. Его результаты демонстрируются в виде маршрутизатора, модель которого разработана Е.А. Островской и Е.В. Алексеевой [13] и адаптирована нами для описания мусульманских молитвенных собраний9.

На начало 2019 г. население Тюменской области (без автономных округов) составляло 1 518 695 человек. В пяти городах региона сосредоточено порядка 65 % населения, около 35 % составляли сельские жители. Большинство горожан региона проживало в г. Тюмени - 788 666 человек. Численность населения Тобольска составляла 98 857 человек, Ишима - 64 653, Ялуторовска - 39 919, Заводоуковска - 26 195 [22]. Наиболее динамично растущим городом являлась Тюмень. С 2010 по 2019 гг. число жителей возросло на 183 850 человек. Население Ялуторовска в этот период увеличилось на 3 426 человек, Заводоуковска - на 548. В Ишиме и Тобольске, напротив, произошло снижение примерно на 1 000 человек в каждом городе [9, с. 21, 24-26; 22]. Однако стоит отметить, что в Тобольске в связи с реконструкцией и

7 Существующие подходы и проблемы исследования ислама в России достаточно подробно описаны в обзорных работах А.Г. Селезнёва, И.А. Селезнёвой [17] и В.О. Бобровникова [1, с. 14-26].

8 Эта работа является продолжением описания исламского ландшафта Тюменской области. Результаты, касающиеся г. Тюмени, см.: Бобров И.В., Черепанов М.С. Исламский ландшафт городского округа Тюмень: места, численность и социально-демографический состав молитвенных собраний // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2018. - № 4. -С.193-203.

9 Там же._

интеграцией производств на площадке ООО «СИБУР Тобольск» значительно увеличилось число трудовых мигрантов.

Население региона полиэтнично и поликонфессионально. По результатам переписи 2010 г. наибольшее число городских жителей составляли русские (84,9 % от всей численности городского населения), татары (6,7 %), украинцы (1,5 %), азербайджанцы (0,9 %), армяне (0,8 %), немцы (0,6 %) и казахи (0,5 %) [10, с. 17]. К самым многочисленным и общественно значимым религиозным организациям относятся православные, исламские и протестантские [14].

Ислам на территории Тюменского региона был исторически представлен в культуре населения, определяемого в современной этнографической и исторической литературе как сибирские татары, западно-сибирские казахи и поволжско-уральские татары [18, с. 12; 8, с. 7-19]. Это повлияло и на современную географию его исповедания в регионе. Как правило, наибольшее количество мусульманских организаций и богослужебных зданий сконцентрировано в городах и сельских поселениях с компактным проживанием населения, идентифицирующего себя с татарами и казахами.

Существенное влияние на географию исповедания ислама и социально-демографические характеристики мусульман продолжают оказывать процессы миграции на территорию Тюменской области из Средней Азии, Азербайджана и северокавказских республик России. В результате миграционный фактор существенно увеличил полиэтничность населения, исповедующего ислам в городах.

К настоящему времени, согласно анкетным опросам, 5 % населения, проживающего в Тюменской области, заявляют о своей принадлежности к исламу [20, с. 20]. Большинство мусульман региона исповедуют суннитское направление вероучения. С шиизмом соотносит себя численно небольшая, но религиозно активная община выходцев из Азербайджана. В рамках суннизма выделяются те, кто соотносит себя исключительно с ханафитским или шафиитским мазхабом, мусульмане, придерживающиеся религиозных традиций тарикатов Кадирийа, Накшбандийа и Шазилийа. Также имеет место воспроизводство различных вариаций «народного» ислама и салафизма [8, с. 31-33; 18, с. 34-48].

Мусульмане Тобольска, Ишима и Ялуторовска совершают коллективные молитвы в одних и тех же мечетях вне зависимости от догматико-обрядовых предпочтений. Однако проведением религиозных обрядов занимаются представители разных централизованных мусульманских объединений. В г. Тобольске, п. Прииртышский, Соборной и Исторической мечетях, коллективными намазами руководят имамы Регионального духовного управления мусульман Тюменской области, корпус религиозных специалистов которой составляют члены Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМ АЧР). В качестве имама ДУМ АЧР позиционирует себя и имам, проводящий обряды в молитвенном помещении Национально-культурной автономии казахов г. Ишима. В мечетях г. Ялуторовска, п. Сумкино г. Тобольска и п. Стрехнино г. Ишима религиозные практики организуют члены Духовного управления мусульман Тюменской области.

Наше исследование направлено на выявление социально-демографического состава и динамики численности мусульман, включённых в религиозные практики на территории Тобольска, Ишима и Ялуторовска. В качестве таких практик были выбраны коллективные пятничные (джума-намаз) и праздничные молитвы по случаю Ураза-байрама. Мы хотели понять, насколько распространены данные практики среди мусульман этих городов, какова динамика этой распространённости, каков половозрастной и этнический состав верующих, выполняющих обязательные догматические предписания.

Практики джума-намаза были выбраны нами для определения максимальной

численности и особенностей демографического состава прихожан, посещающих

мечеть регулярно. Число прихожан и демографический состав участников

богослужений на Ураза-байрам отражают характеристики городского населения,

готового присоединяться к коллективным исламским ритуалам от случая к случаю10.

Протокол нашего наблюдения составляли такие единицы, как «время»,

«пространство» и «участники богослужений»11. Выборка мест совершения

исследованных практик составлялась на основании анализа экспертных интервью с

религиозными специалистами региона, мусульманских средств массовой

информации и списка зарегистрированных мусульманских религиозных организаций

Министерства юстиции Российской Федерации [7]. В результате в трёх городах

Тюменской области нами исследованы молитвенные собрания шести мечетей и

12

одного молитвенного помещения12.

Большая часть наблюдений проводилась весной, летом и осенью. Наблюдения на джума-намаз в Исторической мечети г. Тобольска проводились 07.11.2008 г., 10.10.2014 г., 23.03.2018 г., 30.08.2019 г., в п. Сумкино г. Тобольска - 10.10.2014 г.,

23.03.2018 г., в Соборной мечети г. Тобольска - 23.03.2018 г., 01.03.2019 г., в п. Прииртышский г. Тобольска - 30.08.2019 г., в п. Стрехнино г. Ишима - 10.04.2015 г.,

13.09.2019 г., в г. Ялуторовске - 07.11.2008 г., 10.04.2015 г., 06.09.2019 г. Наблюдения на Уразу-байрам проводились только в двух мечетях: Исторической мечети г. Тобольска - 08.08.2013 г. и мечети п. Стрехнино г. Ишима - 17.07.2015 г.

Дополнительным методом получения и уточнения данных являлось экспертное интервью с религиозными специалистами городских мечетей. В результате сравнения экспертных оценок нами компенсированы недостающие данные наблюдений на джума-намаз в п. Сумкино г. Тобольска (30.08.2019 г.), данные о молитвенном помещении НКА казахов г. Ишима (06.09.2019 г.), а также о численности прихожан городских мечетей на праздничный намаз по случаю Ураза-байрама (04-05.06.2019 г.). Кроме того, интервью с имамами и председателями мусульманских объединений позволяли уточнять данные по этническому и возрастному составу верующих, а также

13

получать пояснения в отношении динамики численности практикующих мусульман13. Нами были опрошены религиозные специалисты всех действовавших на 2019 г. богослужебных зданий.

Маршрутизатор по исламским ландшафтам Тобольска, Ишима и Ялуторовска

Результаты исследования демонстрируются в виде маршрутизатора. Сначала демонстрируется специфика всех выявленных мечетей в Тобольске, Ишиме и Ялуторовске (табл. 1). Затем представляется социально-демографический состав участников коллективных богослужений (табл. 2, 3). Далее показывается динамика численности мусульман, участвующих в практиках джума-намаза (табл. 4) и Ураза-байрама (табл. 5).

10 Подробнее о том, какие именно группы прихожан показывает исследование джума-намаза и Ураза-байрама, а также методологические ограничения выбора этих практик для изучения исламского ландшафта, см.: [5, с. 195].

11 Подробнее о спецификации обозначенных единиц см.: [5, с. 196-197].

12 Подробнее о принципах построения выборки см.: [5, с. 196-197].

13 Подробнее о содержании вопросов экспертных интервью см.: [5, с. 197]._

Таблица 1. Специфика мусульманских богослужебных зданий городов Тюменской области

Название Располож ение Направлен ие ислама Вместим ость Реальное существование

Тобольск

1. Историческая мечеть Удалено от центра Суннизм Средняя Построена в конце XIX в. Закрыта в 1930-е гг. Действует с 1988 г.

2. Соборная мечеть Близко к центру Суннизм Большая Действует с 2014 г.

3. Мечеть п. Прииртышский Удалено от центра Суннизм Средняя Действует с 2018 г.

4. Мечеть п. Сумкино Удалено от центра Суннизм Средняя Действует с 1997 г.

Ишим

1. Мечеть п. Стрехнино Удалено от центра Суннизм Средняя Действует с 1998 г.

2. Молитвенное помещение НКА казахов г. Ишима Близко к центру Суннизм Средняя Действует с 2017 г.

Ялуторовск

1. Городская мечеть Удалено от центра Суннизм Средняя Действует с 2004 г.

Таблица 2. Демографический состав участников джума-намазов

Название Общая числ. Муж. Жен. Дети Взрослые

молод ой средн ий пож илой

Тобольск

1. Историческая мечеть 71 59 10 2 17 43 9

2. Соборная мечеть 263 226 37 0 90 154 19

3. Мечеть п. Прииртышский 14 10 2 2 3 8 1

4. Мечеть п. Сумкино около 20 _14 - - - - -

Ишим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мечеть п. Стрехнино 33 32 1 0 12 15 6

2. Молитвенное помещение НКА казахов г. Ишима 7 4 3 0 0 1 6

Ялуторовск

1. Городская мечеть 91 79 1 11 16 49 15

Таблица 3. Этнический состав участников коллективных молитв

Название % от общей Представител Представите Татары

численности и регионов ли регионов

14 Мечеть функционировала, но нет данных о дате исследования.

участников коллективных молитв города Центральной Азии Южного и Северного Кавказа

Тобольск

1. Историческая мечеть 16 % Меньшинство Большин ство

2. Соборная мечеть 70 % Большинство Меньшин ство

3. Мечеть п. Прииртышский 7 % Меньшинство Большин ство

4. Мечеть п. Сумкино 7 % Меньшинство Большин ство

Ишим

1. Мечеть п. Стрехнино 80 % Большинство (наиболее заметны казахи) Меньшин ство

2. Молитвенное помещение НКА казахов г. Ишима 20 % Большинство (наиболее заметны казахи) Нет

Ялуторовск

1. Городская мечеть 100 % Меньшинство Большин ство

Таблица 4. Динамика численности участников джума-намазов

Название 07.11. 2008 10.10. 2014 10.04. 2015 23.03. 2018 2С »19

01.03. 2019 30.08. 2019 06.09. 2019 13.09. 2019

"обольск

1. Историческая мечеть 81 140 - 51 - 71 - -

2. Соборная мечеть Х15 Х Х около 500 263 - - -

3. Мечеть п. Прииртышский Х Х Х Х - 14 - -

4. Мечеть п. Сумкино - около 20 - около 20 - окол о 20 - -

Ишим

1. Мечеть п. Стрехнино - - 52 - - - - 33

2. Молитвенное помещение НКА казахов г. Ишима Х Х Х - - - 7 Намаз не провод ился

Ялуторовск

1. Городская мечеть 24 - 51 - - - 91 -

Мечеть не функционировала.

Таблица 5. Динамика численности участников коллективных молитв

на Ураза-байрам

Название 08.08.2013 17.07.2015 03-04.06. 2019

"обольск

1. Историческая мечеть 725 - около 700

2. Соборная мечеть Х - около 3 000

3. Мечеть п. Прииртышский Х - Х

4. Мечеть п. Сумкино - - около 100

Ишим

1. Мечеть п. Стрехнино - 223 около 250

2. Молитвенное помещение НКА казахов г. Ишима около 60

Ялуторовск

1. Городская мечеть - около 300 около 300

Особенности и изменения городских исламских ландшафтов Тюменской

области

Представленные данные позволяют сделать выводы об особенностях исламских ландшафтов в городах Тюменской области и изменениях, произошедших с 2008 по 2019 г. Исламский ландшафт г. Тобольска существенно изменился. В этот период в городе были построены две новые мечети, что совпало по времени с увеличением числа трудовых мигрантов, часть из которых исповедовала ислам. Это повлияло на изменение общей численности участников коллективных молитв, наполняемость отдельных мечетей и социально-демографический состав молитвенных собраний. В период с 2008 по 2014 г. число участников коллективных молитв города составляло от 160 человек на джума-намазы до порядка 750 на праздничные богослужения. Более 80 % верующих посещали удалённую от центра города Историческую мечеть и порядка 20 % - мечеть п. Сумкино (табл. 4, 5). Наиболее крупной группой молящихся в Исторической мечети являлись мужчины молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляли выходцы из Северного Кавказа и мигранты из Центральной Азии и Южного Кавказа. До 10 % участников молитвенных собраний идентифицировались религиозными специалистами как татары. Мечеть п. Сумкино, по оценкам экспертов, посещали преимущественно местные жители, определявшие себя татарами (табл. 2, 3).

В 2018-2019 гг. нами зафиксирован рост числа участников городских молитвенных собраний до 350-600 человек на джума-намаз и до 4 000 - на праздничные молитвы (табл. 4, 5). Порядка 70 % верующих стали посещать Соборную мечеть, находящуюся близко к городскому центру. Самую крупную группу этого собрания составили мужчины молодого и среднего возраста, идентифицируемые экспертами как внутренние мигранты из Северного Кавказа и внешние мигранты из Центральной Азии и Южного Кавказа (табл. 2, 3). В Исторической мечети осталось 16 % участников коллективных молитв, а её социально-демографический состав, оставаясь преимущественно мужским и средневозрастным, представлен татарами (табл. 2, 3). Мечети в посёлках Прииртышский и Сумкино к лету 2019 г. собирали до 7 % участников молитвенных собраний каждая. В них также заметно преобладание мужчин, идентифицируемых религиозными специалистами как татары (табл. 2, 3). Однако в случае с мечетью п. Прииртышский религиозными специалистами отмечается неустойчивость численности и социально-демографического состава

верующих, связанная с трудовой миграцией. Эксперты отмечают, что в зимнее время численность участников джума-намазов доходит до 100 человек, большую часть которых составляют жители Центральной Азии, проживающие в общежитии неподалёку от мечети. В летний период на джума-намазы приходит не более 20 человек, идентифицируемых в качестве татар.

Таким образом, с 2008 по 2019 гг. численность участников джума-намазов в Тобольске возросла почти в 4 раза, число верующих на праздничных молитвах - в 6 раз. Исходя из данных наблюдений и оценок религиозных специалистов, можно сделать вывод, что этот рост обусловлен увеличением количества трудовых мигрантов, часть из которых исповедует ислам. В течение года они составляют большинство самого крупного молитвенного собрания в Соборной мечети, в зимний период становятся большинством участников джума-намазов мечети п. Прииртышский, их сезонное участие/неучастие в намазах значительно влияет на возрастание/снижение общей численности городских молитвенных собраний. В связи со строительством двух новых мечетей изменился и социально-демографический состав молитвенных собраний. Удалённые от центра и мест проживания трудовых мигрантов Историческую мечеть и богослужебное здание в п. Сумкино посещают в основном исповедующие ислам местные жители, большинство из которых составляют татары. Значительная часть посетителей Соборной мечети, находящейся близко к центру города, и мечети п. Прииртышский (в зимнее время), находящейся вблизи от места проживания трудовых мигрантов, составляют представители Центральной Азии, Южного и Северного Кавказа.

Некоторые изменения за 9 лет претерпел и исламский ландшафт г. Ишима. Несмотря на то, что с 2017 г. наряду с мечетью стало функционировать ещё одно молитвенное помещение, численность праздничных молитвенных собраний осталась на том же уровне, а число участников джума-намазов несколько сократилось. Наиболее посещаемым богослужебным зданием в Ишиме с 2008 по 2019 гг. оставалась удалённая от центра мечеть п. Стрехнино, собирающая до 80 % верующих. Альтернативное место для молитв - помещение Национально-культурной автономии, посещают порядка 20 % мусульман (табл. 4, 5). В обоих молитвенных собраниях большинство составляют мужчины молодого и среднего возраста, идентифицируемые религиозными специалистами с местными казахами (табл. 2, 3). Снижающаяся динамика численности участников джума-намазов связана, по нашему мнению, с уменьшением общего числа горожан.

В исследуемый период в городе Ялуторовске функционировала одна мечеть. Численность участников джума-намазов за это время увеличилась почти в два раза, а число участников праздничных богослужений осталось на том же уровне. По социально-демографическому признаку большинство собраний составляют по-прежнему мужчины среднего возраста, идентифицируемые религиозными специалистами с ингушами и татарами (табл. 2, 3).

Заключение

Таким образом, мы можем говорить о продолжающихся изменениях городских исламских ландшафтов Тюменской области. Открываются новые места для богослужений. В городах с положительной динамикой численности населения и/или высокими темпами трудовой миграции растёт число мусульман-мужчин,

включающихся в догматически обязательные мечетные практики16. В Тобольске, где наблюдается большой поток трудовых мигрантов, это происходит главным образом за счёт мужчин молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляют выходцы из Северного Кавказа и мигранты из Центральной Азии и Южного Кавказа. Эта ситуация в целом схожа с динамикой численности и особенностями социально-демографического состава молитвенных собраний г. Тюмени17. В Ялуторовске, где значительно меньше трудовой миграции, рост прихожан происходит за счёт мужчин молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляют местные жители из числа татар. В Ишиме, несмотря на сокращающуюся численность населения и отсутствие трудовой миграции, создание новых мест для молитв, участников молитвенных собраний становится несколько меньше. Большую часть коллективных собраний составляют мужчины молодого и среднего возраста из числа местных казахов.

Благодарность

Авторы крайне признательны всем людям, без участия которых эта статья не была бы написана. В частности, Светлана Валентиновна Боброва проделала ценнейшую работу по разработке листов наблюдения за религиозными мероприятиями. Шишелякина Алёна Леонидовна (сотрудница ИПОС ТюмНЦ СО РАН до 2018 г.) принимала активное участие в проведении наблюдений. Отдельную благодарность авторы выражают имамам городских мечетей, чей тёплый приём позволял работать в комфортных условиях.

Литература

1. АликберовА.К., БобровниковВ.О., Бустанов А.К. Российский ислам. Очерки истории и культуры. - М.: ИВ РАН, 2018. - 456 с.

2. Бабич И.Л. Особенности межрелигиозной жизни в современной Москве // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М.: ИЭА РАН, 2016. - Вып. 252. - 39 с.

3. Бабич И.Л., Тишков В.А., Степанов В.В. Религиозное разнообразие и этническая идентичность на Северном Кавказе: на примере Республики Адыгея // Этническое и религиозное многообразие России. - М.: ИЭА РАН, 2017. - С. 316-340.

4. Бобровников В., Русселе К., Агаджанян А. Родовые святилища рутульцев: гибридная религиозность у мусульман Дагестана // Религиозные практики в современной России. - М.: Новое издательство, 2006. - С. 236-253.

5. Габдрахманова Г.Ф., Уразманова Р.К. Мусульманский культ святых у татар Волго-Уральского региона: особенности формирования и трансформации // Этнографическое обозрение. - 2018. - № 2. - С. 58-75.

6. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях // Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 19.09.2019).

16 В силу ограничений применяемого метода к измерению динамики участия верующих в мечетных практиках, однозначные выводы можно делать лишь относительно мужского участия. Более подробно см.: Бобров И.В., ЧерепановМ.С. Исламский ландшафт городского округа Тюмень: места, численность и социально-демографический состав молитвенных собраний // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2018. - № 4. - С. 195.

17 Подробнее см.: Бобров И.В., Черепанов М.С. Исламский ландшафт городского округа Тюмень: места, численность и социально-демографический состав молитвенных собраний // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2018. - № 4. - С. 200-201._

7. Ислам в истории и культуре Тюменского края (в документах и материалах) / под ред. И.Б. Гарифуллина, А.П. Яркова - Тюмень: Экспресс, 2004. - 173 с.

8. Итоги Всероссийской переписи населения-2010. Численность населения и его размещение в Тюменской области. - Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2012. - Ч. 1. - 93 с.

9. Итоги Всероссийской переписи населения-2010. Национальный состав и гражданство населения в Тюменской области. Тюменская область (без автономных округов). - Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2013. - Ч. 3. - Т. 1. -175 с.

10. Кабдулвахитов К. По следам тюменских шейхов. - Тюмень: Печатник, 2005. - 240 с.

11. Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. - М.: Марджани, 2009. - 216 с.

12. Островская Е.А., Алексеева Е.В. Структурированное наблюдение как метод изучения религиозного ландшафта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2018. - № 2. - С. 71-115.

13. Религиозные организации, действующие на территории Тюменской области по состоянию на 01.04.2018 г. // Портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Ьйр8://аёш1уишеп.т/о§у_т/8ос1е1у/геН§юп/шоге.к1ш?1ё=10388762@сш8Лг1:1с1е (дата обращения: 23.05.2019).

14. Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят // Левада-центр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://,^^^1еуаёа.ги/2013/12/24/го881уапе-8сЫ1ауи1:-8еЬуа-уегиушШш1-по-у-18егкоу-пе-коёуа1:/ (дата обращения: 17.10.2019).

15. Сафаров М.А. Посещение мечети в современной религиозной практике московских татар // Антропологический форум. - 2014. - № 23. - С. 108-122.

16. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Изучение ислама в Сибири: достижения и разногласия // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Курган, 17-18 апреля 2014 г.) / отв. ред. Д.Н. Маслюженко, С.Ф. Татауров. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - С. 126-132.

17. Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 72 с.

18. Синелина Ю.Ю. О динамике религиозности россиян и некоторых методологических проблемах ее изучения (религиозное сознание и поведение православных и мусульман) // Социологическое обозрение. - 2013. - № 10. - С. 104115.

19. Социально-политическая ситуация на юге Тюменской области в 2016 г. Приложение № 3. Восприятие населением текущего состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Тюменской области в 2016 г. Фонд содействия изучению общественного мнения. - М.; Тюмень: ВЦИОМ, 2016. - 22 с.

20. Хайретдинов Д.З., Кобищанов Ю.М. и др. Этнический состав мусульманской общины Москвы // Мусульмане изменяющейся России. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. - С. 118-127.

21. Численность населения в разрезе городских округов и муниципальных районов Тюменской области без автономных округов на начало 2019 г. // Сайт УФС государственной статистики по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. [Электронный

ресурс]. - Режим доступа:

http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/resources/d4e3f98040a743a89a9 89fa3e1dde74c/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD% D0%BE%D 1%81%D 1%82%D 1%8C_%D0%AE%D0%B3_2019.htm (дата обращения: 12.09.2019).

22. Ярлыкапов А. «Народный ислам» и мусульманская молодёжь Центрального и Северо-Западного Кавказа // Этнографическое обозрение. - 2006. -№ 2. - С. 52-74.

23. WVS Wave 6 (2010-2014) // World Values Survey. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp (дата обращения: 17.10.2019).

References

1. Alikberov A. K., Bobrovnikov V.O., Bustnow A. K. Russian Islam: Essays on the History and Culture. Moscow. Institute of Oriental studies RAS, 2018. 456 pp. (in Russian)

2. Babich I.L. Features of Interreligious Life in Today's Moscow. Studies in Applied and Urgent Ethnology. Moscow. IEA RAS, 2016. Vol. 252. 39 pp. (in Russian)

3. Babich I.L. Religious Diversity and Ethnic Identity in the North Caucasus: through the example of the Republic of Adygea. Ethnic and Religious Diversity of Russia / V.A. Tishkov, V.V. Stepanov. Moscow. IEA RAS, 2017. Pp. 316-340. (in Russian)

4. Bobrovnikov V. Family Sanctuaries of the Rutul: Hybrid Religiosity among the Muslims of Dagestan. Religious Practices in Contemporary Russia / K. Roussel, A. Aghajanyan. Moscow. Novoye Izdatelstvo, 2006. Pp. 236-253. (in Russian)

5. Gabdrakhmanova G.F., Urazmanova R.K. Muslim Cult of Saints among Tatars of the Volga-Ural Region: Features of Formation and Transformation. Ethnographic Review. 2018, no. 2. Pp. 58-75. (in Russian)

6. Information on registered non-profit organizations. Information portal of the Ministry of Justice of the Russian Federation. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (reference date: 19.09.2019). (in Russian)

7. Islam in the History and Culture of the Tyumen Region (in documents and materials) / Garifullin I. B., Yarkov A. P. (Editors). Tyumen: Express, 2004. 173 pp. (in Russian)

8. Results of the All-Russian Population Census - 2010. Part 1. The Population and Its Location in the Tyumen Region. Tyumen: Territorial body of the Federal Government Statistics Service for the Tyumen region, 2012. 93 p. (in Russian)

9. Results of the All-Russian Population Census-2010. Part 3. Vol. Ethnic Composition and Citizenship of the Population in the Tyumen Region. Tyumen region. Tyumen region (without autonomous districts). Tyumen. Territorial authority of the Federal Service of Government Statistics of the Tyumen region, 2013. 175 pp. (in Russian)

10. Abdulvagidov K. In the Wake of Tyumen Sheikhs. Tyumen. «Printer» Publishers, 2005. 240 pp. (in Russian)

11. The Cult of Saints in Siberian Islam: Specificity of the Universal / Seleznev A.G., Selezneva I.A., Belich I. V. Moscow. «Marjani», 2009. 216 pp. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ostrovskaya E.A., Alekseeva E.V. Structured Observation as a Method of Studying the Religious Landscape. Monitoring of public opinion: Economic and social phenomena. 2018, no. 2. Pp. 71-115. (in Russian)

13. Religious organizations operating on the territory of the Tyumen region as of 01.04.2018. Portal of public authorities of the Tyumen region URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/religion/more.htm?id=10388762@cmsArticle (reference date: 23.05.2019). (in Russian)

14. The Russians Consider Themselves Believers, but Do Not Go to Church. Levada Center. URL: https://www.levada.ru/2013/12/24/rossiyane-schitayut-sebya-veruyushhimi-no-v-tserkov-ne-hodyat/ (reference date: 17.10.2019). (in Russian)

15. Safarov M.A. Visiting the Mosque in Today's Religious Practice of Moscow Tatars. Anthropological forum. 2014, no. 23. Pp. 108 122. (in Russian)

16. Seleznev A.G., Selezneva I.A. The Study of Islam in Siberia: Achievements and Disagreements. History, Economy and Culture of the Medieval Turkic-Tatar States of Western Siberia: proceedings of the II All-Russian research to practice conference (Kurgan, April 17-18, 2014) / Kurgan: Publishing house of Kurgan State University, 2014. Pp. 126132. (in Russian)

17. Seleznev A.G., Selezneva I.A. Siberian Islam: a Regional Variant of Religious Syncretism. Novosibirsk. Publishing house of the Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS, 2004. 72 pp. (in Russian)

18. Sinelina Yu.Yu. On the Dynamics of Religiosity of Russians and Some Methodological Problems of Its Research (Religious Consciousness and Behavior of Orthodox Christians and Muslims). Sociological Review. 2013, no. 10. Pp. 104-115. (in Russian)

19. Socio-political Situation in the South of the Tyumen Region in 2016. Appendix, no. 3. Perception by the population of the current state of interethnic and interfaith relations in the Tyumen region in 2016 / VTSIOM Foundation for the study of public opinion. Moscow, Tyumen, 2016. 22 pp. (in Russian)

20. Khayretdinov D. Z. Ethnic Composition of the Muslim Community of Moscow. Muslims of Changing Russia. Yu.M. Kobishchanov et al. - Moscow. Russian political encyclopedia, 2002. Pp. 118-127. (in Russian)

21. The population with a breakdown into urban districts and municipal districts of the Tyumen region w/o autonomous districts n the early 2019. Website of the Federal Statistical Service of the Tyumen region, KHMAO and YANAO. URL: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/resources/d4e3f98040a743a89a9 89fa3e 1dde74c/%D0%A7%D0%B8%D1%81 %D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD% D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%AE%D0%B3_2019.htm (reference date: 12.09.2019). (in Russian)

22. Yarlykapov A. «People's Islam» and Muslim youth of the Central and Northwestern Caucasus. Ethnographic review. 2006, no. 2. P. 52 74.WV6 (2010-2014). World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp. (in Russian)

23. WVS Wave 6 (2010 2014) // World Values Survey. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp (reference date: 17.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.