УДК 327.83 А.Г. Ананьев
Исламский фактор на Балканах: современные тенденции и векторы развития
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; e-mail: ananievalex@mail. ru
В данной статье рассматривается проблема исламизации Балкан. По мнению автора, сегодня ислам играет значительную роль в современных международных отношениях в регионе. Автор статьи рассматривает различные течения в исламе и их влияние на мусульманское сообщество, проживающее на территории бывшей Югославии, а также участие мусульманских государств, таких, как Турция, Иран и Саудовская Аравия, в процессе исламизации. Автор уделяет особое внимание исследованию современных процессов религиозного и национального возрождения, связанного с исламизацией и тюркизацией Балкан.
Ключевые слова: мультикультурное сообщество, мусульманские меньшинства, неоосманизм, религиозный радикализм, этноконфессиональные конфликты на Балканах.
The article deals with the problem of the Islamisation of the Balkans. According to the author, nowadays Islam plays a significant role in modern international relations in this region. The author of the article considers different brunches of Islam and its influence on the Muslim community on the territory of the former Yugoslavia and the participation of the Muslim states, such as Turkey, Iran and Saudi Arabia in this process. The author gives special attention to the research of modern processes, aimed on religious and national revival, connected with the increase of the islamisation and turkisation of the Balkans.
Keywords: multicultural society, Muslim minorities, neoosmanism, religious radicalism, ethno-religious conflicts on the Balkans.
Ислам широко распространился на территории Балкан, которые всегда отличались сложной этноконфесиональной картиной. Высокая рождаемость у мусульман, кризис традиционных европейских сообществ и фрагментация христианского мира определяют современные международные отношения в регионе [16]. Сегодня одной из наиболее актуальных в Европе остается проблема совместимости европейских ценностей и политического ислама. Существует две точки зрения. Первая: в фокусных зонах, ключевой из которых являются Балканы, происходит столкновение цивилизаций. Вторая делает акцент на распространении идей толерантности и мультикультурализма, способствующих сближению цивилизаций. С этим категорически не согласен Сэмюэль Хантингтон, который утверждает, что конфликт между исламом и христианством неизбежен [2, c. 35-39]. Несомненно, рост религиозного фундаментализма среди европейских мусульман после военных конфликтов в регионе создал подходящие условия для политизации ислама в Европе. Сейчас будущее Европы уже во многом зависит от тенденций в развитии ислама на Балканах, так как ислам здесь превратился в существенный фактор общественно-политической жизни [13].
Сам термин «политический ислам» по-разному трактуется исследователями, которые используют его при описании различных явлений в религиозной и общественно-политической сферах. Известный политический аналитик Грэхем Фуллер ставит знак равенства между «политическим исламом» и «исламизмом», при этом под исламистами подразумевая тех, кто считает, что ислам должен регулировать общественно-политические процессы и определять курс политики, которую должен проводить исламский мир [1, c. 227]. «Исламский фундаментализм», в свою очередь, используется при определении позиции только тех мусульман, которые дословно воспринимают Коран и негативно относятся к представителям других конфессий. Политический ислам
является религиозным обрамлением той или иной идеологической позиции, при этом он сохраняет нейтральную позицию по отношению к внешнему миру. Тем не менее, он играет важную роль только в том случае, когда его используют те или иные политические силы для достижения своих целей. Политический ислам тесно связан со многими современными политическими, социальными и экономическими проблемами, которые наблюдаются на Балканах. Главная причина активизации политического ислама в данном регионе заключается в моральном и духовном упадке мусульманских сообществ. Исследование новых векторов в развитии политического ислама на Балканах позволяет говорить о значительных переменах, которые происходят внутри исламской цивилизации, одним из центров которой являются Балканы.
Усиление влияния политического ислама определяется словом «нахда», под которым понимается исламское возрождение, сочетающее в себе целый комплекс внешнеполитических, этноконфессиональных и цивилизационных факторов: политических, психологических и экономических [10]. На данный момент существует три направления исламизации Балканского полуострова. С одной стороны, Турция, считающаяся духовной родиной балканских мусульман, усиливает свое влияние на Балканах с помощью так называемой политики неоосманизма. С другой стороны, происходит постепенное усиление военизированных группировок, появляется множество теологов из стран Ближнего Востока, которые ведут пропаганду среди мусульманского населения Балканского полуострова. Третий вектор влияния на процессы исламизации - финансирование радикальных движений ислама, в основном Саудовской Аравией и другими мусульманскими государствами, а также международными фондами. Данное направление стимулирует потоки миссионеров, которые выступают за ислам гораздо более радикального типа, чем тот, который распространен на Балканах сегодня.
Несомненно, новые теологические движения на Балканах различаются идеологическими основами. С одной стороны, в регионе пытаются распространить свое влияние ваххабиты, рассматривающие всех немусульман в качестве врагов. С другой стороны, на Балканах развивается новое направление деобандизма, исламского научного центра в Индии, который не имел раньше связей с Балканами, но в последнее время приобретает все больший авторитет среди мусульман. Сегодня мы можем говорить о многообразии исламистских движений. При этом нужно подчеркнуть, что политический ислам не представляет собой единой идеологии. Тем не менее, можно выделить в нем два основных направления: исламский радикализм и исламский либерализм.
Исламский радикализм ставит во главу угла при достижении своих задач применение насильственных действий, иногда террористической практики и представляет относительно небольшой сегмент исламского сообщества. Исламские фундаменталисты буквально и однобоко толкуют Коран, при этом их главной целью является создание трансграничного панисламского государства, объединяющего все мусульманские народы, независимо от их национальности, которые будут жить там по законам шариата. В наше время на Балканах имеются значительные этноконфессиональные и экономические проблемы, способствующие появлению радикальных религиозных организаций, которые рекрутируют мусульманскую молодежь в свои ряды. Мировое сообщество уже давно обратило свое внимание на существование в странах Европы хорошо развитых террористических сетей и разного рода радикальных групп, использующих ислам в своих целях. Различные общественные организации и фонды часто докладывают об их деятельности на территории Европы. Балканские мусульмане, по большей части являющиеся продолжателями исламских традиций Османской империи, всегда с осторожностью относились к разного рода «новомодным» течениям фундаменталистского
и экстремистского толка. Тем не менее, в последнее время эти течения предприняли решительную попытку закрепиться на Балканах, причем сегодня радикальные группы делают ставку не на террористические акции, а на пропаганду своих идей среди широкой аудитории посредством СМИ, которые играют не последнюю роль в привлечении новых сил, способных дестабилизировать ситуацию в регионе. Телеканал «Peace TV» («Мир»), созданный фундаменталистом Закиром Наиком, является мощным средством пропаганды в Косово, где проживает 90 % мусульман. В эфир выходят пропагандистские телепрограммы, которые служат эффективным средством в новой кампании по усилению позиций радикальных движений ислама в регионе. Данные телепередачи носят ваххабитский характер, они призывают к агрессии против суфиев, мусульман-шиитов, суннитов нефундаменталистского толка, евреев, христиан, индуистов и других «неверных». Популяризация проповедей радикальных движений привела к увеличению числа проповедников, направленных в Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и Сербию из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, которые осуществляли финансирование телеканала. Телеканал «Мир» функционирует в Косово под руководством «Центра исламских исследований», тайной организации, имеющей источники финансирования. Закир Наик, выступающий в качестве проповедника идеологии салафитов, публично давал высокую оценку терроризму и действиям Усамы бен Ладена, за что был подвергнут критике мусульманского сообщества.
Эксперты считают организацию вещания «Peace TV» частью целенаправленной кампании, проводимой исламистами из Южной Азии [18]. Целью кампании является создание плацдарма для расширения влияния среди европейских мусульман. В рамках реализации этого плана многие радикальные исламистские проповедники, главным образом из Саудовской Аравии и стран Персидского залива, уже переехали в Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и Сербию. Сегодня на Балканах проводится политика, направленная на замещение местных имамов и религиозных учителей, что должно привести к конфликтам внутри исламского сообщества мусульманских регионов на Балканах. Подтверждением этого являются увольнения профессоров из вузов региона, многочисленные протесты и взаимные обвинения. Активность радикальных организаций зачастую проходит под лозунгом «очищения» мусульман и в значительной степени направлена против суфиев. Некоторое время назад радикальные движения и организации на Балканах действовали в основном скрытно, но сегодня их активность в регионе значительно усилилась. Исламисты считают, что в регионе, где мусульмане составляют большинство, и, соответственно, есть готовая аудитория, их идеи обязательно найдут поддержку хотя бы среди части последователей ислама.
Для Балкан эта ситуация является принципиально новым вызовом. Анализируя ее, приходится констатировать, что противостоять агрессивной пропаганде паразитирующих на религии экстремистов, по крайней мере на первых порах, придется именно мусульманам. До сих пор исламское сообщество региона демонстрировало достаточно сильное стремление защитить религиозные традиции своих предков от нововведений, которые распространяют по миру салафиты и их сторонники, прикрываясь необходимостью возврата к истокам. Но весь вопрос в том, смогут ли коренные мусульмане Европы быть последовательными в своих действиях или же впадут в заблуждение, когда активность исламистов в регионе достигнет своего пика.
По мнению Ирфана аль-Алави, сотрудника Института международной политики Гейтстоуна, «умеренный исламизм» на Балканах стал приобретать черты экстремизма и радикализма, подтверждением чего является усиление потока ваххабитов в данный регион, что придает новое направление исламскому возрождению на Балканах [21].
С другой стороны, работа с населением ведется не только в Косово, но и в Боснии и Герцеговине, которые ощущают на себе новую волну исламизации. По мнению профессора социологии Университета в Баня Луке (Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины) Ивана Шияковича, в Боснии, так же, как и в Косово, после военных действий появились новые течения из исламского мира (Саудовской Аравии и Ирана). После конфликтов на данной территории часть мусульман перешла от умеренного к радикальному исламу. Целью радикальных движений на Балканах является создание монорелигиозного мусульманского государства.
О напряженной ситуации, сложившейся в последнее время на Балканах, говорит и бывший посол Югославии в Турции и Азербайджане Дарко Танаскович. По его мнению, причина данной ситуации заключается в политических и социальных проблемах последних двадцати лет, во время которых произошло усиление радикального ислама, ярким подтверждением чего является заполнение образовавшейся идеологической пустоты в регионе политическими программами.
С другой стороны, можно говорить о наличии на Балканах версии либерального ислама, который признает ценности демократии, права человека, совместимость многих конфессий с исламом [13]. Главная идея либерального ислама основывается на мультикультурализме, с помощью которого можно так интерпретировать религию, чтобы выработать понимание ислама, которое будет совместимо с большинством современных европейских ценностей. Для достижения данной цели предлагается использовать «иджтихад», под которым понимается применение базовых принципов к новым ситуациям, которые не встречались ранее.
Политический ислам часто ассоциируется с такими мусульманскими идеологами, как Хасан аль-Банна и Сейид Кутб, которые считали, что необходимо бороться за возврат к первоначальному, подлинному исламу и создать исламское государство, что стало основой программных документов многих исламистских группировок. На Балканах можно отметить деятельность бывшего лидера боснийских мусульман Алии Изетбего-вича, спроектировавшего «Исламскую декларацию», после публикации которой начался вооруженный конфликт на территории Боснии и Герцеговины [3, с. 5-20]. У идей создания общего государства для мусульман и объединения территорий в «Дар аль-ислам» (мусульманский мир, территория ислама) есть сторонники и на Балканах.
Исламская революция в Иране в 1979 г., совершенная при реализации концепций имама Хомейни, стала мощным толчком для развития политического ислама во всех странах, где проживают мусульмане. В соответствии с концепцией Хомейни мир делится на «Дар аль-ислам» (мусульманский мир, территория ислама), «Дар аль-Харб» (мир войны и безбожия) и промежуточный между ними «Дар ас-сулх» (дом мирного договора, где власть принадлежит немусульманам, но мусульмане пользуются защитой и религиозной свободой). Балканы в этом ключе рассматриваются радикальными организациями как «Дар аль-Харб», на территории которого все мусульмане должны вести борьбу с «неверными».
Говоря о Балканах, мы можем выделить некоторые зоны, в которых политический ислам проявляет себя по-разному. Что касается Боснии и Герцеговины, то в данном государстве мусульманское сообщество также проявляет политическую активность. Недавно в Сараево была образована новая политическая партия под руководством консультанта министра образования Адмира Поздеровича. Основа ее идеологии - приверженность к Корану и Сунне. Это событие вызвало значительный резонанс в боснийском сообществе, так как лидер новой партии также является автором книги под названием «Столкновение цивилизаций в XXI в. и победа ислама в соответствии с предска-
заниями пророка Мухаммада». Политизация ислама в Боснии и шариатские принципы устройства новой партии вызвали значительное недовольство среди сербского и хорватского населения страны.
Значительный резонанс получило создание новой исламской партии в Косово под названием «Башкоху» или исламское движение «Присоединение» под руководством Фауда Рамики и Арсима Красники. С одной стороны, Себ Бытычи, исполнительный директор Балканского политического института, говорит о том, что «партия не может быть запрещена только из-за своей идеологии». С другой стороны, омбудсмен Косово Сами Куртеши заявляет, что «если это движение будет зарегистрировано в качестве политической партии, это будет противоречить конституции и ряду законов» [20]. «Weekly Standard», в свою очередь, заявляет, что члены исламских группировок, финансируемых Саудовской Аравией и «Братьями-мусульманами», занимают самые высшие уровни политического истеблишмента в Косово, что вызывает недовольство местных мусульман. Далеко не все мусульмане в Косово приветствуют пропаганду религиозного фундаментализма в крае. Многие считают ислам своей национальной религией, но при этом соблюдают не все религиозные традиции.
«Балканский ислам», практикуемый албанцами, обретает новые черты и в связи с последними событиями в Косово [11, с. 34-39]. Деятельность религиозных сообществ в Косово, Македонии и Албании может привести к усилению активности различных сепаратистских движений на Балканах. Албанский ислам значительно отличается от ислама, практикуемого в странах Ближнего Востока, тем не менее, политизация ислама на Балканах в 90-е гг. заслуживает особого внимания, так как именно в это время был образован целый ряд партий, лоббировавших интересы мусульман. Самыми влиятельными из них стали «Демократическая лига Косово» косовских албанцев, «Движение за права и свободу» болгарских турок, «Партия демократического действия» боснийских мусульман и «Партия демократического благоденствия» македонских албанцев.
Что касается Турции, то сегодня пантюркизм, пройдя значительные изменения от историко-философской концепции до политических программ, стал одним из влиятельных идеологических и политических инструментов для воздействия на тюркоязыч-ные и мусульманские народы Балкан. Тем не менее, ислам в Турции во многом является символом национальной самоидентификации и исторических традиций, поэтому ее внешнеполитический курс имеет несколько направлений: вступление в ЕС и восстановление позиций Османской империи, что является причиной разногласий в турецком сообществе.
По заявлениям многих исследователей, Турция проводит политику неосманизма на Балканах, делая пантюркизм и панисламизм инструментами идеологического влияния на тюркоязычное и мусульманское население, проживающее в балканских странах [9]. Духовный вакуум после распада бывшей Югославии заполнялся различными религиозными течениями, что способствовало экспансии Турции в данный регион, а также включению Балкан в сферу своих внешнеполитических интересов. Через Балканы Турции открывается путь в Европу, при этом эффективное манипулирование религиозными меньшинствами, проживающими на данной территории, является важным направлением ее политики в регионе. Мусульманские меньшинства, преимущественно турецкого происхождения, а в меньшей степени и славяне-мусульмане, являются объектами открытой пропаганды национализма и идей радикального ислама со стороны исламских государств и реваншистских настроений Турции в данном регионе [5, с. 145171]. Политика Анкары направлена на замену религиозных элементов культуры славян, когда-то принявших ислам, на этнические, что напрямую связано с отождеств-
лением меньшинств с турецким этносом. Сегодня смена религиозной идентификации на этническую осуществляется посредством множества фондов, которые расположены на данной территории. Исходя из исторической ретроспективы, можно проследить попытки возвращения к Османской империи балканских мусульман и получения контроля над ними, но на новой основе и в современных формах, посредством экономического и религиозного влияния.
Министр иностранных дел Турции, Ахмет Давутоглу, определил внешнеполитические ориентиры Турции на Балканах в своем исследовании под названием «Стратегическая глубина: международное положение Турции» [7]. Одной из важных внешнеполитических задач региональной политики Турции на Балканах является поддержание баланса сил, который позволит сохранить ей свои позиции в регионе. Проект неоосма-низма предполагает включение в орбиту турецкого влияния многих стран, и даже не-тюркоязычных, исламских или духовно близких народов, которые уже давно попадают в фарватер внешней политики Турции. Турция стремится трансформировать свои стратегические интересы, проводя форсированную внешнюю политику на балканском направлении, выступая посредником между исламским сообществом и представителями других цивилизаций, одновременно используя их для политической и экономической экспансии [15].
После распада Югославии балканским мусульманам был нужен новый геополитический лидер, которым и стала Турция, постоянно проявляющая свои региональные амбиции, сочетающие элементы национального, религиозного или политического характера, что вывело Турцию на совершенно новый уровень взаимоотношений с балканскими государствами. В 1998 г. встреча так называемого «Стамбульского Клуба» определила дальнейшее развитие внешней политики Турции [14], основой которой стал такой термин, как «османские этносы».
У самих балканских мусульман отсутствует единая точка зрения на инициативы исламского мира на Балканах [17]. Многие мусульмане не рассматривают Турцию в качестве самого важного партнера во внешней политике, так как расширение ЕС на Балканах является наиболее приоритетной задачей. По мнению балканских мусульман, Турция выполнила свою роль в конфликтах с участием мусульман на данной территории, но теперь многие из них хотят ориентироваться на европейскую цивилизацию. В свою очередь, принадлежность балканских мусульман к исламской цивилизации активно использовалась их политическими элитами с целью получения помощи от мусульманских государств, в том числе и от Турции. Местные политические элиты мусульман, в свою очередь, пытаются установить более тесные контакты с арабскими странами Ближнего Востока и получить их поддержку. Большие надежды также возлагаются на государства, которые являются членами «Организации исламского сотрудничества».
Что касается роли ближневосточных государств, Саудовская Аравия, основным направлением политики которой является поддержка мусульман всего мира, не могла остаться в стороне при решении вопроса, связанного с косовскими албанцами [17, с. 1-4]. Кроме Саудовской Аравии другие государства Ближнего Востока проводили схожую политическую линию на Балканах. Исламизацией региона занимались также такие страны как Египет и Объединенные Арабские Эмираты, которые не только оказывали гуманитарную помощь, но и способствовали распространению радикальных идеологий. Иран оказал значительное содействие боснийским мусульманам, поставляя оружие, оказывая гуманитарную помощь беженцам и восстанавливая мечети. В Боснии и Гер-
цеговине вели работу иранские инструкторы и советники, входившие в корпус «Стражей исламской революции» [19, с. 26].
Эскалация кризиса в Косово принудила исламские государства Ближнего Востока к проведению форсированной внешней политики в регионе. Страны Персидского залива, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты стали направлять значительные финансовые потоки на Балканы. Впоследствии многие мусульманские регионы оказалась под значительным влиянием Ирана и других стран исламского мира [8].
Для участия в военных действиях в 1993 г. в Боснии и Герцеговине был создан отряд моджахедов «Эль-Муджахедин». Изначально боевики были объединены в несколько отрядов - «Эль джихад», «Зелена легия», «Герила», «Эль-Моджахедин», «Мудериз» [6]. С другой стороны, местная молодежь, идеологизированная представителями радикальных течений, не могла не поддержать ислам и не начать джихад, поверив в религиозную суть войны в Боснии. После военных действий в Боснии и Герцеговине возникла организация «Исламске омладине» («Организация исламской молодежи»), участники которой впоследствии были направлены в Косово, Чечню, Афганистан и Ирак [4].
На территории Балканского полуострова, особенно в регионах проживания мусульман, действует значительное количество благотворительных фондов и организаций. Такие фонды, как «Аль-Харамейн», «Комитет помощи Косову и Чечне», «Косовский комитет помощи», фонд «Аль-Вах аль Ислами», под прикрытием религиозно-просветительской деятельности по изучению Корана способствовали распространению идей религиозной нетерпимости. Прикрываясь идеями умеренного ислама и религиозной толерантности, агитаторы фондов стремятся изменить мировоззрение местной исламской общины. В свою очередь, верующие, посещавшие новые мечети, рассматривались как потенциальные кадры для вербовки в террористические организации. При этом отмечается весьма интенсивная подготовка нового поколения, которое может вести войну за веру. Саудовская Аравия и Иран, а также исламское движение «Хезболла» работали над созданием на Балканах религиозно-политической силы, которая способна изменить контуры этноконфессиональных и территориальных границ на полуострове.
Исходя из всего вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что сегодня ислам на Балканах стал серьезным политическим фактором, оказывающим влияние на современные международные отношения в регионе. Неоднородность исламской цивилизации, разногласия внутри нее не пмешали созданию мусульманских государств на Балканах, напротив, балканские мусульмане получили поддержку всего исламского сообщества. На Балканах политический ислам превратился в ключевой инструмент реализации устремлений мусульманского сообщества, при этом он перестал быть религией в ее классическом понимании, и сегодня используется в качестве политической идеологии с целью получения контроля над определенными регионами.
Возрождению ислама на Балканах во многом способствовали внешние факторы, так как нововведения в религиозной жизни балканских мусульман импортировались в регион из стран исламского мира, прежде всего из Саудовской Аравии, Иордании, Ирана и Турции. Саудовская Аравия, со своей стороны, была заинтересована в расширении ареала распространения ислама и вовлечения в орбиту своих геополитических интересов всех исламских сообществ, включая и те, которые расположены на Балканах. Именно поэтому внешние факторы в исламизации региона играют ведущую роль. Турция проводит форсированную внешнюю политику на Балканах, при этом используя так называемые «османские этносы» для усиления своего влияния в регионе. Исламский фактор находит свое отражение в стратегических интересах Турции на балканском по-
луострове и по мере необходимости используется при решении ключевых вопросов, связанных с этноконфессиональными конфликтами на рассматриваемой территории.
В жизни населения полуострова перманентно участвуют религиозные организации и фонды, которые распространяют свою идеологию в балканских государствах, привлекая значительное количество мусульман в свои ряды. Развитие тех или иных тенденций в исламском мире может повлиять на будущее стран Балканского полуострова, которое непосредственно зависит от участия исламской цивилизации в международных отношениях в данном регионе.
Литература
1. Graham E. Fuller. The future of political islam (New York: Palgrave Macmillan, 2003). XIX, 227.
2. Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order/Samuel P. Huntington. New York, Simon & Schuster, 1996. - C. 35-39.
3. Izetbegovic. A. Islamska deklaracija (Mala muslimanska biblioteka) - Bosna, 1990.
4. Асламова Д. Почему Европа становится исламской? // http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=8550 (дата обращения: 07.10.13).
5. Бранде М. Проблемы формирования национальной идентичности балканских мусульман: история и современность. Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования. - 2002. - № 4. - C. 145-171.
6. Валецкий О. Исламский экстремизм. Сделано в Боснии // http://www.bbratstvo.com/magazine/archive/2008/04/182 (дата обращения: 20.10.13).
7. Гаджиев А. К вопросу о роли НАТО в формировании региональной политики Турции на Балканах. Институт Ближнего Востока // http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/20-07-10.htm (дата обращения: 05.09.13).
8. Дергачев В. Мониторинговый доклад «Института геополитики профессора Дер-гачева». Геополитическая трансформация юго-восточной Европы // http://www.dergachev.ru/publicist/balkan.html (дата обращения: 20.10.13).
9. Димлевич Н. Турецкая политика неоосманизма на Балканах. Институт религии и политики // http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-26015.html (дата обращения: 16.10.13).
10. Долгов Б. Политический ислам в современном мусульманском мире. Фонд исторической перспективы // http://www.perspektivy.info/misl/idea/politicheskij_islam_v_sovremennom_musulmanskom_ mire 2007-10-04.htm (дата обращения: 14.10.13).
11. Евтич М. Ислам необходимо знать // Свободная мысль - XXI. - 2004. - № 12. -C. 34-39.
12. Косач Г. Саудовское признание Косово: возможные последствия осуществленного королевством шага // http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/04-05-09.htm (дата обращения: 04.09.13).
13. Крылов А. Европеизация ислама или исламизация Европы? Агентство религиозной информации «Благовест-инфо» // http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id= 12275 (дата обращения: 17.09.13).
14. Милошевич З. Неооттоманство - новая внешняя политика Турции // http://www.srpska.ru/article.php?nid=13307 (дата обращения: 05.10.13).
15. Мурадян И. Доктрина «неоосманизма» и актуальная политика Турции // http://geopolitica.ru/Articles/269/ (дата обращения: 20.10.13).
16. Нарочницкая Н. Исламский мир: геополитическое и цивилизационное соперничество // http://www.pravoslavie.ru/апа1к^1аттк.Ы;т (дата обращения: 16.10.13).
17. Наумкин В. Ислам как коллективный игрок? // Международные процессы - № 1 (10) Январь-апрель 2006. - С. 1-4.
18. Плещунов Ф. Исламисты наращивают своё присутствие на Балканах. Институт Ближнего Востока http://www.iimes.ru/?p=15671 (дата обращения: 20.10.13).
19. Ушаков В. Иран и конфликты на Балканах. Ближний Восток и современность, вып.8, ИИИиБВ. - М., 1999.
20. Церковно-научный центр Седмица.RU. Мусульмане Косово создали первую на Балканах радикальную исламскую партию // http://mission-center.com/ru/serbia/12870-gon-serbiy-sozd-rad-islam-partii (дата обращения: 07.10.13).
21. Чувакин О. Балканский исламизм: в ногу со временем // http://topwar.ru/20194-balkanskiy-islamizm-v-nogu-so-vremenem.html (дата обращения: 05.10.13).
Поступила в редакцию 6 ноября 2013 г.