Научная статья на тему 'Исламская валюта: золотой динар'

Исламская валюта: золотой динар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламская валюта: золотой динар»

ИСЛАМСКАЯ ВАЛЮТА: ЗОЛОТОЙ ДИНАР

р.и. беххин,

кандидат юридических наук Московский государственный институт международных отношений МИД РФ

Вопрос о золотом динаре тесно связан с проблемой возвращения к золотому стандарту, т. е. денежной системе, при которой наличные деньги могут быть свободно обменены на золото.

О золотом стандарте неслучайно заговорили именно в мусульманском мире. Как известно, запреты ислама в экономической сфере были сформулированы в эпоху, когда невозможно было представить себе денежную систему, где золото не играет практически никакой роли. В частности, в высказываниях Пророка, осуждающих ростовщическую практику (риба), говорится о золоте и серебре, а также товарах, выполнявших некоторые функции денег: пшенице, ячмене, финиках, соли: «Обмен золота на золото — ростовщичество, если только золото не передается из рук в руки в равных количествах, и обмен пшеницы на пшеницу—ростовщичество, если только пшеница не передается из рук в руки в равных количествах, и обмен фиников на финики — ростовщичество, если только финики не передаются из рук в руки в равных количествах, и обмен ячменя на ячмень — ростовщичество, если только ячмень не передается из рук в руки в равных количествах» ^

В последующие столетия в мусульманском мире находились интерпретаторы, доказывавшие, что некоторые виды финансовых сделок не подпадают под исламский запрет ростовщичества2. Появление бумажных денег, которые, равно как и монеты из других металлов, обеспечивались золотом, не оказало существенного влияния на представления мусульман о запрете ростовщической практики. В мусульманском мире издавна были распространены различные виды оборотных документов, таких как суфтаджа, сакк и др., принимавшиеся к оплате наряду с обычными металлическими деньгами. Существование золотого стандарта ограничивало возможности для широкой

1 Сахих аль-Бухари / Пер. В. А. Нирша. — М., 2003. — С. 370.

2 Подробнее об исламском запрете ростовщичества см.: Бек-кин Р. И. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности// Вопросы экономики. — 2007. — № 2.

интерпретации положений мусульманского права, запрещающих ссудный процент.

Первая мировая война нанесла серьезный удар по золотому стандарту. В 1920-е гг. в ведущих западных государствах золотой стандарт был восстановлен, но лишь в форме золотослиткового или золотовалютного стандарта. В странах со золотослитковым стандартом любое лицо, обладавшее достаточной суммой, могло обменять банкноты на золотые слит-ки3. При золотовалютном же стандарте банкноты не обменивались непосредственно на слитки: их можно было конвертировать в валюту страны, где был установлен золотослитковый стандарт, и получить золото в слитке уже в той стране. Таким образом, и золотослитковому, и золотовалютному стандарту были присущи существенные недостатки: первый ограничивал свободу частного сектора в операциях с золотом, второй — фактически означал изъятие золота из частного оборота при формальной возможности приобретения золота через валюту страны с золотослитковым стандартом.

Однако в результате монетаристской политики западных стран и мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг. в 1931 г. был отменен золотослитковый стандарт фунта стерлингов, в 1933 г. — золотомонет-ный стандарт американского доллара, а в 1936 г. — золотослитковый стандарт французского франка.

Теперь у сторонников легализации ссудного процента в исламе появился весомый козырь: одно дело запрет получения процента в условиях относительно стабильной денежной системы4, другое дело — не обеспеченные золотом деньги, обесценивающиеся (иногда существенно) по прошествии определенного времени.

3 Так, Банк Англии был обязан продавать любому лицу золотые слитки весом 12,5 кг. Однако максимальные размеры приобретаемого золота ограничивались суммой в 10 000 фунтов стерлингов.

4 Исследователи, идеализирующие золотой стандарт, забывают, что обнаружение новых месторождений золота, рост его добычи наряду с уменьшением затрат на добычу данного драгоценного металла приводили к инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства и торговли порождало дефицит наличных денежных средств.

Банк, предоставляющий в таких условиях беспроцентные кредиты, вынужден был бы работать не только без прибыли, но и в ущерб самому себе. Учреждаемые с 1960-х гг. в разных частях мусульманского мира исламские банки не могли изменить ситуацию с процентными отношениями. Для этого необходимо было кардинально перестраивать всю финансовую систему. Такие попытки были предприняты лишь в трех государствах: Пакистане, Иране и Судане5. В итоге не вполне удачных реформ, проводившихся в указанных странах в 1970 — 1980 гг., ссудный процент так и не был искоренен как во внутренних, так и во внешних экономических отношениях.

Мусульманские страны продолжали оставаться в долговой зависимости от развитых капиталистических государств, несмотря на свои природные богатства (углеводороды, олово и др.). Обслуживание внешнего долга не оставляло и не оставляет многим мусульманским странам никакой возможности направлять часть государственных доходов на собственное развитие. В таких условиях с энтузиазмом в середине 1970-х гг. была встречена идея о создании финансовой системы, основанной на использовании единой золотой валюты — альтернативы американскому доллару в качестве платежного средства во взаимной торговле между мусульманскими странами. Однако в 1970-е гг. такая единая валюта так и не была введена в обращение: сказались разногласия между мусульманскими странами.

В 1990-е гг. идеей универсальной мусульманской валюты заинтересовался занимавший в те годы пост премьер-министра и министра финансов Малайзии Махатхир Мохаммад. Он поддержал идею золотого (исламского) динара6 как альтернативы доллару США в мусульманском мире, выдвинутую членами одного из суфийских братств7 'Умаром Ибрахимом

5 Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р. И. Беккина. — М., 2004. — С. 102 — 115; Беккин Р. И. Особенности функционирования исламских финансовых институтов: зарубежный опыт// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8: Менеджмент. — 2007. (В печати).

6 Употребление термина «золотой динар» более предпочтительно по сравнению с термином «исламский динар», поскольку последний применяется для обозначения расчетной единицы Исламского Банка Развития (ИБР), используемой в качестве эквивалента Специальных Прав Заимствования (СДР). Иногда в литературе можно встретить словосочетание исламский золотой динар: Ahamed Kameel Mydin Meera. Islamic Gold Dinar. — Selangor: Pelanduk Pub., 2002; Hanafi K. Islamic Gold Dinar will Minimize Dependency on U. S. Dollar // www. islamonline. net; Taylor J. The Islamic (Gold) Dinar // www. gold-eagle. com; и др.

7 Morabeteen International Organization была основана в 1983 г.

в ЮАР профессором 'Умаром Ибрахимом Вадильо. С первых

Вадильо и 'Абд ал-Кадиром ас-Суфи. При этом изначально предполагалось, что золотой динар предназначается лишь для финансирования торговых операций между мусульманскими странами, а не как национальная валюта Малайзии вместо ринггита8.

В соответствии с планом, предложенным Мохаммадом, страны — участницы проекта золотого динара должны были построить клиринговую систему расчетов посредством указанной валюты на основе принципа взаимозачетов.

Малайзия была страной, которой с наименьшими потерями для экономики удалось преодолеть последствия азиатского финансового кризиса 1997 — 1998 гг. Проект золотого динара был адекватным ответом на действия валютных спекулянтов, обваливших национальные валюты многих государств в ходе кризиса. Учитывая запрет МВФ использовать золото в качестве международного платежного средства, можно говорить, что проект золотого динара был вызовом США и контролируемым ими международным финансовым организациям. В Вашингтоне прекрасно понимали, что влияние США на экономики стран, где будет введен золотой динар, будет сведено к минимуму9. Не менее серьезный удар по экономике США способны нанести рядовые держатели долларов. Их воздержание от инвестирования своих сбережений в не обеспеченные золотом американские банкноты в пользу золотого динара означает фактический отказ предоставлять правительству Соединенных Штатов беспроцентный заем.

После кризиса экономический авторитет Малайзии в мусульманском мире и в странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) существенно возрос, тогда же была реанимирована идея золотого динара. Азиатский финансовый кризис подхлестнул интерес пострадавших экономик стран ЮВА к созданию некой универсальной валюты в противовес доллару США. Так, в 1998 г. Малайзия, Бруней, Южная Корея и Тайвань заявили

дней своего существования организация придавала важное значение экономическому устройству по шариату, в частности — возвращению к золотому динару.

8 Малазийский премьер был в принципе не против возвращения к золотому стандарту, но, понимая, что пока далеко не все страны готовы к такому важному и ответственному шагу, предложил более гибкую схему использования золотого динара. Вместе с тем предполагалось, что в 2004 — 2005 гг. ряд стран (Йемен, Судан, Бангладеш, Ливия, Мавритания и Танзания) введут золотой динар во внутреннее обращение в качестве национальной валюты. Но по разным причинам этого до сих пор не произошло.

9 Вместе с тем нельзя считать проект золотого динара абсолютно неуязвимым для спекулянтов. Как известно, цены на золото в наши дни могут стать объектом спекуляций.

о создании азиана в качестве национальной и межгосударственной валюты в Азии. Был даже создан фонд золотовалютного обеспечения новой валюты. Однако проект не увенчался успехом. Спустя 5 лет в регионе заговорили о перспективах создания новой валюты — АКЮ — по аналогии с первой европейской валютой ЭКЮ. Планируется, что новая валюта будет иметь обязательное золотое обеспечение и использоваться в межгосударственных расчетах. Не исключается введение АКЮ в качестве национальной валюты в некоторых странах10.

В середине 1990-х идею золотого динара активно поддерживалтогдашнийпремьерТурции Н. Эрбакан— сторонник экономического развития в соответствии с принципами ислама. Он предложил сделать золотой динар валютой стран—участниц так называемой «исламской восьмерки», куда помимо Турции входили Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Малайзия, Нигерия и Пакистан. Идея была, очевидно, утопична, по крайне мере для такой страны, как Турция, поэтому никого не удивило, что золотой динар так и не стал валютой «исламской восьмерки», где главную скрипку пыталась играть Анкара.

С первых дней своего существования международный проект по возвращению к золотому динару имел не только экономический, но и политический аспект. Возврат к золотому динару был тесно увязан с возрождением халифата11.

Между тем руководство Малайзии продолжало искать союзников по проекту создания зоны золотого динара. Золотой динар давно вызывал интерес на Ближнем Востоке. По замыслу Мохаммада, основу системы золотого динара должны были составить двусторонние, а не многосторонние соглашения между мусульманскими странами12. Постепенность во введении золотого динара позволила бы избежать дефицита золотого сырья для изготовления монет. На повестке дня встал вопрос о налаживании прочных экономических отношений Малайзии со странами — производителями и экспортерами золота и серебра.

10 Балиев А. Азия решилась на свою «еврозону» // Российская газета. — 2006. — 14 февраля // www. rg. ru.

11 Некоторые мусульманские авторы всерьез предлагают использовать в качестве обеспечения бумажных денег не только золото, но и другие товары из упоминавшегося в начале статьи хадиса: серебро, пшеницу, ячмень, финики и соль. См., например: Riba and Paper Money // www. lariba. com.

12 От введения золотого динара выиграли бы прежде всего

индустриально развитые страны, такие как Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ и др., поскольку именно там накапливались

бы золотые запасы. Бедные мусульманские страны в свою очередь привлекала идея укрепления их национальных валют и ослабление зависимости от Запада.

В 2000 г. начала работу электронная платежная система E-Dinar — аналог E-gold, GoldMoney, e-Bullion и др. В том же году в офшорной зоне Лабуан (Малайзия) и эмирате Дубай (ОАЭ) были учреждены компании, занимающиеся чеканкой золотых и серебряных монет: E-Dinar Ltd и Е-Dinar FZ-LLC, соответственно. По сути, обе компании являются банками, предоставляющими, в частности, такие услуги, как конвертация средств клиента в золото и проведение расчетов в золотых динарах.

Создание системы E-Dinar уменьшило сомнения у тех, кто считал, что проект золотого динара утопичен по причине возможного дефицита золотого сырья.

Электронная платежная система E-Dinar позволяет осуществлять платежи и обменные операции в Интернете. В системе E-Dinar используется одноименная единица E-Dinar, равная слитку чистого золота весом 4,25 г, а также Е-Dirham, соответствующая слитку серебра весом 3 г.

Главное преимущество системы E-Dinar — надежность в деле защиты от инфляционных рисков. Немаловажно и то, что система проста в обращении. Для того чтобы зарегистрироваться, не требуется никакого удостоверения личности.

Важно также отметить, что в соответствии с требованиями ислама запасы золота и серебра на складе компании соответствуют электронному эквиваленту13. При желании клиента он может получить эквивалент в металле или иностранной валюте.

В ноябре 2001 г. в Дубае (ОАЭ) было официально объявлено о введении в обращение золотого динара (весом 4,25 г) и серебряного дирхама (весом 3 г)14. Монеты распространяются через Thomas Cook al-Rostamani Exchange Company и Dubai Islamic Bank.

На сегодняшний день участниками системы золотого динара являются Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман. Планировалось, что исламский динар будет введен в оборот в 2003 г., а к 2010 г. станет межгосударственным платежным средством в мусульманском мире. В аналитических изданиях за 2003 г. всерьез писали о той угрозе, которую представляет золотой динар

13 По данным на 01.08. 2005 в хранилище E-Dinar находились 10 т золота (Шапран В., Шапран Н. Золотой динар — новый инструмент глобализации?// Валютный спекулянт. — 2002, окт. // www. forextimes. ru).

14 В 1992 г. в небольшом количестве были отчеканены первые золотые динары и серебряные дирхамы. Данные монеты использовались в расчетах между членами Morabeteen International Organization, состоящей преимущественно из новообращенных мусульман с Запада.

господствующей в мире Ямайской валютной системе. Если к проекту присоединятся еще несколько мусульманских стран — экспортеров природных ресурсов, то судьба доллара будет предрешена—предостерегали читателей аналитики15.

В 2003 г. Мохаммада на посту премьер-министра Малайзии сменил 'Абдулла Ахмад Бадави, но проект золотого динара продолжал развиваться. В настоящее время Малайзия использует золотой динар в расчетах с Брунеем, Ираном, Бангладеш, Йеменом, Мальдивами и некоторыми другими мусульманскими странами. Попытки использовать золотой динар в расчетах стран — членов ОПЕК пока наталкиваются на активное противодействие со стороны МВФ.

20 сентября 2006 г. было объявлено о чеканке в малазийском штате Келантан трех золотых монет достоинством 1 динар, 1/2 динара и 1/4 динара. Несмотря на то, что золотые динары принимаются в некоторых магазинах и отелях в качестве платежного средства, они выполняют в штате прежде всего функцию инвестиционной монеты: федеральное правительство Малайзии не намерено мириться с существованием в стране еще одной валюты наряду с ринггитом.

Келантанский динар, равно как и другие золотые и серебряные монеты, можно также использовать для предоставления компенсации за убийство и причинение телесных увечий, а также для выплаты закята. Собственно говоря, недопустимость с точки зрения ряда мусульманских богословов выплачивать закят бумажными деньгами и сделало помимо прочего актуальной проблему возврата к золотому динару16.

Возможность для мусульман инвестировать в соответствии с требованиями шариата в золотые

15 Биллингтон М. Золотой динар: ответ на хаос // Валютный спекулянт. — 2002, дек. // www. larouchepub. com; Кобяков А., Чичкин А. Валюта стратегического назначения // Тенденции. — 2004. — № 1, дек. // www. ruspred. ru; ШапранВ., ШапранН. Золотой динар — новый инструмент глобализации? // Валютный спекулянт. — 2002. окт. // www. forextimes. ru.

16 Большинство мусульманских ученых полагает, что бумажные деньги допустимо использовать для выплаты закята и проведения других финансовых операций. В частности, в одном из постановлений Исламской академии правоведения (фикха) в Джидде сказано: «Бумажные деньги являются законными средствами платежа и имеют полновесное стоимостное выражение. К ним применимы нормы шариата о золоте и серебре, ростовщическом проценте (риба), закяте, авансовом финансировании (салам) и прочих операциях» — Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) —

фетвы / Пер. М. Ф. Муртазина. — М., 2003. — С. 49.

монеты и слитки, а также выплачивать золотом обязательный для каждого мусульманина очистительный налог — закят — безусловно важные последствия введения золотого динара. Однако в современном мире (в том числе в России) любому лицу и без золотого динара не представляет труда приобрести так называемые инвестиционные монеты из золота и других драгоценных металлов, а также золотые слитки. Не вызывает проблем с точки зрения большинства мусульманских правоведов и выплата закята неметаллическими деньгами, исходя из текущих цен на золото и серебро.

Очевидно, что проект возвращения к золотому динару имеет более глобальные цели. Главная цель введения золотого динара — аккумуляция капитала в мусульманском мире. Сколь бы ни были богаты некоторые мусульманские страны нефтью и газом, они никогда не станут вровень со странами Запада по той лишь причине, что аккумуляция капитала происходит там, а не в мусульманском мире. Золотой динар как раз и призван был решить эту важную макроэкономическую проблему, препятствующую развитию и интеграции мусульманских стран.

Ни один институт исламской экономики (исламские банки, фонды, страховые компании и др.) не способен выполнить указанную задачу17. Не секрет, что в современном мире институты исламской экономики вынуждены играть по установленным на Западе правилам и потому не могут в полной мере выполнять возложенные на них социальные задачи. Не вызывает сомнений, что в случае дальнейшего успешного развития системы золотого динара многое в системе исламских финансов придется менять.

Вместе с тем не стоит рассматривать золотой динар как панацею от всех экономических бед мусульманского мира, в том числе от проблемы бедности. Введение золотого динара едва ли способно сделать бедных богаче, а богатых справедливее. Другое дело, что золотой динар дает миру ислама возможно единственный шанс изменить к лучшему существующую в мире финансовую систему. Удастся ли мусульманским странам использовать этот шанс, покажет время...

17 Примечательно, что многие члены Morabeteen International Organization в целом негативно относятся к исламским банкам и другим институтам исламской экономики, считая, что они используют исламскую риторику исключительно в интересах собственного обогащения. Словосочетание «исламский банк», по их мнению, звучит столь же нелепо, как и «исламский виски» (Vadillo U. The Islamic Dinar // www. zpub. com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.