Научная статья на тему 'ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ В 1978–1979 ГОДАХ: ВЗГЛЯД ИЗ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ В 1978–1979 ГОДАХ: ВЗГЛЯД ИЗ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1157
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламская революция в Иране / СМИ / срез общественного мнения / Islamic revolution in Iran / mass media / cross-section of public opinion.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Отинов Дмитрий Вадимович

В статье рассматривается вопрос об эволюции отношения к исламской революции 1978–79-х гг. в Иране со стороны советского и современного российского сообщества. В центре внимания – контент средств массовой информации и его влияние на общественное мнение в СССР и современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISLAMIC REVOLUTION IN IRAN 1978–1979 A VIEW FROM THE USSR AND MODERN RUSSIA

The article deals with the evolution of the attitude towards the Islamic Revolution of 1978–79 in Iran on the part of the Soviet and modern Russian community. The focus is on the content of mass media and its impact on public opinion in the USSR and modern Russia.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ В 1978–1979 ГОДАХ: ВЗГЛЯД ИЗ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

https://www.academia.edu/31042982/JANOS_HOBERDANECZS_EMBASSY_TO_CONSTANTI NOPLE_1528_9_ (дата обращения: 28.03.2021).

10. Штомпка П. Семинар по визуальной социологии [Электронный ресурс] // Коммуникология. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/semmar-po-vizualnoy-sotsiologii (дата обращения: 21.03.2021).

11. Эрдоган в очередной раз раскритиковал «Великолепный век» [Электронный ресурс] // МК-Турция: интернет-издание. 2012. URL: https://mk-turkey.ru/culture/2012/11/26/erdogan-v-ocherednoj-raz-raskritikoval-velikolepnyj-vek.html (дата обращения: 20.03.2021).

УДК 347.92

Отинов Дмитрий Вадимович

студент 2-го курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: dimochka.otinov@mail.ru

ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ В 1978-1979 ГОДАХ: ВЗГЛЯД ИЗ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Dmitrii V. Otinov

2th year Student of the Faculty of History

Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: dimochka.otinov@mail.ru

THE ISLAMIC REVOLUTION IN IRAN 1978-1979 A VIEW FROM THE USSR AND MODERN RUSSIA

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об эволюции отношения к исламской революции 1978-79-х гг. в Иране со стороны советского и современного российского сообщества. В центре внимания - контент средств массовой информации и его влияние на общественное мнение в СССР и современной России.

Ключевые слова: исламская революция в Иране; СМИ; срез общественного мнения.

Abstract. The article deals with the evolution of the attitude towards the Islamic Revolution of 1978-79 in Iran on the part of the Soviet and modern Russian community. The focus is on the content of mass media and its impact on public opinion in the USSR and modern Russia.

Key words: Islamic revolution in Iran; mass media; cross-section of public opinion.

© Отинов Д.В., 2021

Зачастую общественное мнение граждан одной страны о другой складывается под влиянием СМИ. В различные исторические эпохи отражение тех или иных событий неизбежно меняется в определенной политической обстановке, что влечет за собой и изменение отношения населения к другой стране. Ярким примером тому является отношение к Великой французской революции 1789 г. Например, в дореволюционные времена в России данное событие оценивалось в основном как негативное, а с приходом большевиков французские революционеры стали героями.

Для начала дадим краткую характеристику самого события - Исламской революции 1978-1979 гг. Причин революции было несколько. Прежде всего это так называемая вестернизация Ирана, известная как «Белая революция» шаха Резы Пехлеви. С одной стороны, Иран приблизился к западному миру: женщины надевали яркие и красивые наряды, по радио звучала поп-музыка, а с другой стороны, Иран стал отходить от своих национальных идей. Еще одной причиной революции является неудачная политика шаха Мохаммеда Резы Пехлеви по отношению к простому народу. Страна, зарабатывая миллиарды долларов на продаже нефти, тратила финансы на бессмысленные сооружения и на американскую военную технику, в то время как сельское хозяйство было в упадке, а население голодало. Духовенство в лице аятоллы Хомейни, пользуясь широкой поддержкой у иранцев, совершило государственный переворот и захватило власть. Иран стал Исламской республикой с духовным лидером аятоллой Хомейни [1, с. 18].

Свержение шахского правительства обрадовало руководство Советского Союза. Во-первых, Иран перестал быть союзником США, а значит, ареал американского влияния на Ближнем Востоке сузился. Во-вторых, в Исламской революции принимали активное участие коммунисты, следовательно, появился шанс установления просоветского правительства. Поэтому Советский Союз сразу же начинал активное сотрудничество с Ираном. Например, СССР

направил в Тегеран в качестве помощи для лечения иранских граждан, пострадавших в ходе вооруженного восстания, 500 литров консервированной крови, 4 т медикаментов и перевязочных средств. Советская сторона также оказывала помощь на внешнеполитической арене. Так, 19 ноября 1979 г. советское правительство заявило протест против вмешательства во внутренние дела Ирана со стороны других стран, в частности США. Такое заявление способствовало минимизации возможности американской военной поддержки шаху в подавлении революции и отвечало интересам нового режима в Иране [2].

Изначально новый формат советско-иранских отношений был выгоден как для Ирана, так и для СССР. Советский Союз в официальных СМИ, например, в документальном фильме «Иран: крушение монархии», восхищался иранским народом и с гордостью отмечал, что именно благодаря союзу иранских коммунистов и духовенства удалось свергнуть иранского шаха. Однако со временем отношения между двумя странами ухудшились. Имам Хомейни не хотел тесного сотрудничества ни с США, ни с СССР. Духовный лидер видел Иран как третью сторону, противостоящую двум сверхдержавам. На отношения негативно повлияла и война в Афганистане, что привело к утрате доверия в отношении Советского Союза со стороны Ирана.

Теперь необходимо рассказать о восприятии событий в Иране в Советском Союзе. События, происходящие в Иране, не были до конца понятными советской стороне. В атеистическом СССР искренне не понимали, как духовенство может быть такой опасной политической силой. Поэтому понимания Исламской республики как феномена не было. Об этом свидетельствует и ответ Михаила Сергеевича Горбачёва на письмо Хомейни, в котором духовный лидер Ирана призывает «оставить марксизм-ленинизм в политическом музее» и вернуться к истине, т.е. к религии. «Следует обратиться к истине. Основная проблема Вашей страны лежит не в вопросах

собственности, экономики и свободы. Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведет и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего» [3]. Михаил Сергеевич был в замешательстве от идей Хомейни, но тем не менее ответить было необходимо. Доставку ответа решили доверить министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе, который 25 февраля 1989 г. прилетел в Иран. Шеварднадзе не сказал ничего конструктивного, а ограничился лишь предложением развивать отношения между странами. Ответ не удовлетворил духовного лидера. «Я разочарован. Слышал, что Горбачёв разумный человек. Не случайно я обратился к нему с письмом, чтобы осмыслить роль и место человека не столько в земной жизни, сколько в вечности. Если нет понимания вечности, земные дела не привести в порядок. Однако на поставленные в моем послании вопросы ответа я не получил», -сказал на встрече с Шеварднадзе Хомейни [4]. Об этом советская пресса ограничилась лишь кратким сообщением.

Исходя из этого можно в целом представить, как выглядел Иран в глазах официального советского человека. Иран представлялся как независимая страна, где свергли монархию, а к власти пришло непонятное духовенство с таинственным лидером аятоллой Хомейни. Такую картину видел советский человек.

Теперь мы рассмотрим современные представления наших граждан об этой стране с помощью среза общественного мнения. Были опрошены 2 группы людей: студенты и взрослые люди (35-55 лет). В свою очередь, группа студентов была поделена на 2 подгруппы: студенты вузов и студенты техникумов. Это было сделано для того, чтобы сравнить, как будут отличаться их знания об Иране. Также важно было сравнить мнения на счет событий, происходящих в Иране. Опрос проведен среди двух возрастных категорий.

Первая категория - свидетели Исламской революции и событий, происходящих после нее, вторая - люди молодого поколения, которые видят итоговый результат данных действий. Как мы видим из диаграммы, что чуть больше половины всех опрашиваемых считают Иран тоталитарной страной (рис. 1).

Рис. 1. Данные опроса: «В вашем представлении, какой страной является Иран?»

При этом информированность об Исламской революции крайне низкая, особенно среди студентов колледжей. Так, 76 % респондентов из колледжей ничего не слышали о данных событиях. Из оставшихся двадцати четырех процентов две трети негативно относятся к Исламской революции. Студенты вузов чуть более осведомлены об Иране. Среди них половина ничего не слышали про Исламскую революцию, а вторая половина поровну (по 24 %) поделились по отношению к революции. У взрослых ситуация поинтереснее.

Шестьдесят шесть процентов не знают про Исламскую революцию, но почти 30 % положительно относятся к ней (рис. 2).

Рис. 2. Данные опроса: «Как вы относитесь к Исламской революции?»

Примерно такую же картину мы видим и в вопросе про отношение к аятолле Хомейни. Исходя из этого можно подвести итоги опроса. Сегодня Иран в глазах наших соотечественников выглядит как тоталитарная страна, но почему, большинство респондентов не знает. Например, из взрослых только треть знает, что управляет Ираном духовный лидер, среди студентов вузов чуть больше половины - 56 %, а среди студентов колледжей только единицы - 16 % (рис. 3).

Рис. 3. Данные опроса: «Кто является лидером Ирана?»

В целом, как уже говорилось, мы видим низкую информированность населения об Иране. Этому есть объяснения: низкий уровень знаний исходит из отсутствия интереса у людей по отношению к Ирану. Но почему ответы людей примерно поровну разделились о политическом режиме Ирана? На просторах российского Интернета, в частности, на платформе «Ютуб» существует множество разнообразных мнений об Иране, но мы рассмотрим только два крайних. Они будут некими точками отсчета в нашем вопросе. Первым, про которого стоит поговорить, это Максим Шевченко. Это политолог, общественный деятель, который имеет немалое количество единомышленников. Например, на его ютуб-канале «Максим Шевченко» на конец марта 2021 г. - около 766 тысяч подписчиков. В своем ролике «Иран: своими глазами» он рассказывает о поездке в Иран. Политолог отмечает, что в Иране сегодня есть определенные экономические проблемы, но проблем с бедностью, как это было при шахе, нет. Люди обладают политическими правами; например, в Иране, в отличие от нашей страны, любой человек может спокойно организовать митинг и это не надо согласовывать с администрацией.

Основываясь на этом, Максим Шевченко придерживается мнением о том, что Иран - это демократическая страна. Такой же позиции придерживается и Роман Романов, который является основателем и ведущим ютуб-канала «Политическая Россия». В оппозиции к ним косвенно выступает журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM» и телеканале «Дождь» Константин Эггерт. В своей лекции, посвященной династии Пехлеви (напомним, это династия, которую сверг аятолла Хомейни), Константин резко негативно высказывается

о современном Иране. В качестве аргумента он приводит тот факт, что после Исламской революции женщины стали резко ограничены в своих правах. Например, до Исламской революции девушки были свободны в плане одежды, а теперь они одеваются, опираясь на дресс-код. Его точку зрения поддерживает и Н. Сванидзе, российский журналист. Были рассмотрены 2 доминирующие на просторах русского Интернета позиции по поводу Исламской революции. Стоит ли утверждать, что люди отвечали, ориентируясь только на эти медиаресурсы? Однозначно, нет. Некоторые респонденты, считающие Иран тоталитарной страной, приводили в пример молодого иранского шахматиста Алирезу Фируджу, который эмигрировал из страны из-за запрета играть с шахматистами из Израиля. Теперь он играет под нейтральным флагом. И это не единичный пример.

Пора подвести итог. Как нам удалось выяснить, отношение широких масс к Ирану за 40 лет изменилось. Во времена Советского Союза Иран представлялся скорее свободной страной, нежели тоталитарной. Сейчас представления большинства людей прямо противоположны. Неизменным осталась низкая информированность населения. Иран так и остался непонятной страной, режим которой уникален и не попадает под общепринятые рамки.

Список литературы

1. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. М., 2009. С. 18.

2. Пилипенко В.В. Трансформация советско-иранских отношений после Исламской революции. М., 2014. С.

3. Письмо аятоллы Хомейни Михаилу Горбачёву [Электронный ресурс] // Дилетант: медиаресурс. URL. https://diletant.media/articles/34484162/ (дата обращения: 12.02.2020).

4. Розыева О.В. Имам Хомейни. М., 2009. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.