Научная статья на тему 'ИСЛАМСКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН'

ИСЛАМСКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСА ИБН МАРИАМ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / БИБЛИЯ В ИСЛАМЕ / ТРОИЦА В ИСЛАМЕ / ХРИСТОЛОГИЯ ИСЛАМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садуахасов Алидар (Гавриил) Амангельдиевич

В статье анализируются основные проблемы, мешающие межрелигиозному диалогу между православными христианами и мусульманами. Автор предлагает рассмотреть исламскую христологию как основу для плодотворной дискуссии, в которой возможно не только выявление очевидных догматических различий между религиями, но и нахождение схожих моментов в вероучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC CHRISTOLOGY AS A POTENTIAL FOR INTER-RELIGIOUS DIALOGUE BETWEEN CHRISTIANS AND MUSLIMS

The article analyzes the main problems that hinder inter-religious dialogue between Orthodox Christians and Muslims. The author suggests considering Islamic Christology as a basis for a fruitful discussion, in which it is possible not only to identify obvious dogmatic differences between religions, but also to find similar points in the creed.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН»

Материалы Международной студенческой научно-практической, научно-богословской конференции «Актуальные вопросы сохранения культурного и духовного наследия» (Омская духовная семинария, 22 февраля 2022 года)

УДК 261.8

----++

ИСЛАМСКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН

Садуахасов Алидар (Гавриил) Амангельдиевич,

студент Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье анализируются основные проблемы, мешающие межрелигиозному диалогу между православными христианами и мусульманами. Автор предлагает рассмотреть исламскую христологию как основу для плодотворной дискуссии, в которой возможно не только выявление очевидных догматических различий между религиями, но и нахождение схожих моментов в вероучении. Ключевые слова: Иса ибн Мариам, межрелигиозный диалог, православная традиция, исламский фундаментализм, Библия в исламе, Троица в исламе, христология ислама.

ISLAMIC CHRISTOLOGY AS A POTENTIAL FOR INTER-RELIGIOUS DIALOGUE BETWEEN CHRISTIANS AND MUSLIMS

Saduakhasov Alidar (Gavriyl) Amangeldievich,

student of Omsk Theological Seminary

Abstract. The article analyzes the main problems that hinder inter-religious dialogue between Orthodox Christians and Muslims. The author suggests considering Islamic Christology as a basis for a fruitful discussion, in which it is possible not only to identify obvious dogmatic differences between religions, but also to find similar points in the creed.

Keywords: Isa ibn Mariam, inter-religious dialogue, Orthodox tradition, Islamic fundamentalism, the Bible in Islam, the Trinity in Islam, the Christology of Islam.

В данной статье хочу рассмотреть потенциал для диалога между Православием и Исламом. Следует отметить, что межрелигиозный диалог возможен, а именно, путем просвещения мусульман про Иисуса Христа. Но мы неизбежно будем сталкиваться с проблемами в этом общении. Рассмотрим их вкратце.

1. Слабое знакомство мусульман и христиан с вероучением друг друга. Казалось бы, зачем нам изучать вероучение мусульман? Это вполне логичный путь решения этой проблемы, ведь, как отмечает Митрополит Омский и Таврический Вла-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Садуахасов Алидар (Гавриил) Амангельдиевич «Исламская христология как потенциал

для межрелигиозного диалога христиан и мусульман»

димир, «знать то общее, что существует между двумя религиями, очень полезно, а предвзятое отношение к исламу с христианской стороны есть следствие слабых знаний и элементарного невежества в этой области» [1, с. 58]. Если мы пойдем по этому пути, то мы сможем узнать ближе не только вероучение ислама, но и самих мусульман. «Для многих может стать поразительным открытием то, что при ближайшем рассмотрении мусульмане оказываются несравненно лучшими христианами, чем адепты бесчисленных псевдохристианских конфессий»[1, с. 59].

2. Отрицание и критика исламом догматического учения о Пресвятой Троице в Православной Церкви. Если проблема слабого знакомства с вероучениями друг друга чисто человеческая, то эта проблема давала и дает много пространства для всякого рода противостояний. Эта проблема в рамках полемики мусульман и христиан очень обширна и сложна, она включает в себя и исторический контекст, психологический, и политический. Но при должном рассмотрении, также дает пространства для диалога путем просвещения. К примеру, та Троица, которая осуждается и приводится в Коране, не соответствует действительности: «И вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: «Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?» (5 сура:116 аят). Из этого аята мы видим, что Троица понимается как 3 бога: Иса, его мать Мариам и Аллах. Явно что это не та Пресвятая Троица, в которую верят православные христиане, и здесь мусульманам можно указать, что это представление Троицы еретическое, и корни свои берет из апокрифического Евангелия от евреев [2].

3. Исламский фундаментализм. Корнем этой проблемы, по словам современных богословов, является не просто незнание вероучения другой религии, но и основополагающих истин своей веры. В самой исламской традиции есть предпосылки для межконфессионального диалога, на эту тему написаны множество трудов отечественных востоковедов современности. «В Исламе есть призыв к мирному сосуществованию, но греховно-агрессивное начало в человеке берет над ним верх. Религиозный фундаментализм... очень опасен; к сожалению, в исламе существует такое крыло, которое иногда берет власть, и тогда возникают очень серьезные проблемы, возникают даже гонения на христиан» [3].

4. Священное Писание - Библия. По вероучению ислама, части одного Общего Откровения от Аллаха были ниспосланы различным пророкам Его: Моисею (Муса) -Тора (Таурат), Давиду (Дауд) - Псалтирь (Забур), Иисусу(Иса) - Евангелие (Инджиль). Все эти «откровения» есть и в Православии, и являются частью Библии. Мусульмане отрицают подлинность Библии, потому что считают, что христиане «сокрыли», «исказили», «затемнили», «искривили», «бросили за спину» Писание [4]. В частности, говорят, что в Библии были удалены большинство пророчеств о пришествии пророка Мухаммада - еще одна тема полемической направленности, но и она имеет пространство для диалога.

Сам Коран в (5:44; 5:46) явно указывает на авторитет Торы (Таурат) и Евангелия (Инджиль). Решить эту проблему несложно, достаточно указать одно лишь доказательство неизменности библейских текстов - большое количество подлинных древних рукописей (Синайский и Ватиканский кодексы, Септуагинта, Масоретские тексты и т.п.). Оксиринхский папирус вообще датируется III в. Содержание этих рукописей практически идентично содержанию современной Библии [5, с. 30-31].

Позицию мусульман по отношению к Библии сформулировал Морис Бушель: «Ни одно Евангелие не было записано во времена жизни Иисуса Христа. В отно-

№ 2 (13), 2022

шении Корана все по-другому. По мере передачи откровения пророк и верующие читали, следуя ему, текст наизусть, также, следуя ему, они записывали текст. Таким образом, Коран имеет два элемента подлинности, которыми не обладают Евангелия». Согласно исламской Сунне и некоторым исламским ученым, Коран начали записывать еще при жизни Мухаммада. Но не все так однозначно, в самой же исламской традиции есть свидетельства о некоторых проблемах связанных с единым сводом Коранических текстов. «Дайракули говорил в своем сочинении «Поучения»: «Рассказывал мне Ибрахим ибн Башшар, а ему рассказывал Суфйан Ибн Уйайна со слов Зухри, а тот от Убайда, а тот от Зайда ибн Сабита, который говорил: «Когда пророк. скончался, Коран еще совсем не был собран» [6, с. 53-54]. Также Ас-Суйути сообщает, что Мухаммад не давал распоряжения собрать весь Коран, а это было решение Умара: «Ибн Дауд выводил через извод ал-Хасана ал-Басри, что Умар спросил об одном аяте из писания Аллаха, а ему ответил: «Этот аят помнил такой-то, а он убит в сражении в Йамаме». Тогда Умар. повелел собрать Коран» [6, с. 55].

В Сунне есть свидетельства об утрате некоторых аятов Корана. Ибн Умар передает: «Никому не следует говорить, что он запомнил весь Коран, ибо он не знает, каков полный Коран, поскольку многое из Корана было уничтожено. Скорее, ему следует говорить, что он запомнил то, что удалось найти из Корана». Еще одна проблема в традиционной коранистике, это вопрос «отменяющего» и «отмененного» аятов, это когда более поздние аяты отменяют более ранние. Подобная проблема порождает множество дискуссий, в частности, может ли Сунна отменять Коран или же Коран Сунну? Наряду с другими существует проблема хронологии и структуры самого Корона. Рассмотрев все проблемы в коранистике, которые признают даже авторитетные исламские ученые, мы сможем указать мусульманам на преимущества Библии в сравнении с Кораном.

5. Христология Ислама. Интересно, что в Коране Иса упоминается свыше 90 раз в 15 сурах, и встречается он там под именами «Иса ибн Мариям» (Иисус сын Марии) и «Иса аль-Масих»(Иисус Христос). Особенностью упоминаний об Исе является ее несистематичность, в отличие от повествования Евангелия. Но и это свидетельство дает четко понять, каким исламская традиция видит Иисуса Христа. В Коране присутствуют хорошо знакомые православным христианам Евангельские сюжеты, связанные с Господом Иисусом Христом: чудесное рождение Девы Марии (да, в Исламе Богородица также почитается как Дева), введение ее во храм, Благовещение, Непорочное зачатие Господа Иисуса Христа, Рождество Христово и Второе Пришествие. Мы видим, что есть много схожих черт в Христологии, но проблема, мешающая плодотворному диалогу, - мусульмане отрицают важнейшие догматы Церкви об Иисусе Христе, такие как Божественность Иисуса Христа, Его Крестная Смерть, Воскресение и Вознесение.

В Исламе наряду с кораническим Исой почитается и Дева Мария (Марйам), она одна из двух женщин в Коране, которая удостоилась звания Камаль (Совершенство). По свидетельству Корана, Марйам имела сильную веру, она поверила Архангелу Гавриилу (Джабраил), который возвестил ей о чудесном рождении Исы. Согласно мусульманскому преданию, родители Марии Иоаким (Имран) и Анна (Ханна) долгое время не могли иметь детей, они просили об этом Аллаха и пообещали, что если у них родится ребенок, то они его отдадут на служение Богу (3 сура: 37 аят). Бог ис-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Садуахасов Алидар (Гавриил) Амангельдиевич «Исламская христология как потенциал

для межрелигиозного диалога христиан и мусульман»

полнил их желание, после этого они исполнили свое обещание и отдали Марию на попечение служителю храма - Захарии (Закари) (3 сура: 37 аят). Кроме удивительной жизни Марйам есть целая глава (сура), названная в честь нее - 19-я. Марйам упоминается в 32 аятах. Из всех этих свидетельств можно утверждать, что Дева Мария в Коране, а соответственно и в самом Исламе, особо почитается.

Рассмотрев основные проблемы, с которыми можно столкнуться при просвещении мусульман, приведём то, что может послужить основанием для межрелигиозного диалога, а именно христология Православной Церкви и Ислама. Различия в учении мы рассмотрели, но как уже было сказано ранее, важно при диалоге делать акцент на схожие моменты в вероучении, т.е. раскрывать именно те аспекты христо-логии мусульман, которые ближе всего к Православной традиции: личность Девы Марии особо почитается как и в Православии, так и в Исламе; Иисус Христос (Иса аль-Масих) родился от Девы Марии; Благовещение через Архангела Гавриила (Джа-браил); чудеса исцеления людей Иисуса Христа; свидетельство об апостолах Господа Иисуса Христа; повествование о том, что иудеи обвинили Иисуса и оклеветали Его перед правителем, говоря что он поднимает народ на смуту; Вознесение Иисуса Христа; Второе Пришествие; всеобщее воскресение; Страшный Суд Бога.

Еще стоит больше обращаться к опыту тех православных христиан, которые живут на территориях с преобладанием мусульманского населения, и остаются при этом верными своей вере и, более того, являют плоды любви и милосердия к мусульманам. Святейший Патриарх Кирилл рассказывал такую историю: «в Астрахани есть храм в честь равноапостольного князя Владимира, который был построен до революции на месте, где компактно проживали мусульмане. И когда в послереволюционные годы советская власть решила закрыть и разрушить этот храм, его отстояли мусульмане: «они плотным кольцом окружили церковь и не допустили безбожников». Это пример, как различные религиозные общины трудясь, защищали одну Родину, и при этом твердо стояли в вере своих отцов, оберегали ее от посягательства извне, причем нередко общими усилиями» [6].

По слову апостола Павла, важно основывать диалог православных и мусульман на мире, любви и дружбе: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Важно в проповеди научиться видеть в другом вероисповедании кроме отрицательных сторон, еще и положительные, подражая святым отцам: «Он (Мухаммед) заповедал так же сострадать друг другу и помогать обижаемым». Ведь сами мусульмане относятся к христианам вполне положительно: в Коране христиане именуются как «люди Писания» (ахль аль-китаб), мусульманам рекомендуется вести с «людьми Писания» дискуссии, «не препираясь» (29 сура: 46 аят). В ответ на их уважение надо также отнестись к ним, уважая их, как такое же творение Божие, как и все остальные люди, молиться за них, за их Просвещение, да бы они познали Истину и уверовали в Иисуса Христа.

Важно сказать, что весь подобный диалог с мусульманами будет бесполезен, если главной задачей не будет, привести мусульман ко Христу, раскрыть правильное учение Господа Иисуса Христа и направить на молитвенный диалог с Ним. Но при этом не забывать, что для православного христианина необходимо внутреннее изменение и преображение, чтобы являть своим личным примером «Свет Христов», который «просвещает всех», иначе мусульман убедить в правильности своей веры будет невозможно. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» [7, с. 441].

№ 2 (13), 2022

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владимир (Иким), архиеп. А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество? - М.: Вагриус, 2001. - 21 с.

2. Евангелие от евреев. [Электронный ресурс]. URL: http://apokrif.fullweb.ru/ apocryph1/ev-evr.shtml.

3. Илларион (Алфеев), митр. Церковь и мир. [Электронный ресурс]. URL: http:// old/vera.vesti.ru/doc.html?id=246013.

4. Иоанн Васильев свящ. Богословские основания для межрелигиозного диалога в исламской традиции: монография / И. Васильев. - Ставрополь; Пятигорск : изд-во «ТоварищЪ», 2014. - 380 с.

5. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 146 с.

6. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. - Т. 3. - М., 2003.

7. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Материалы передач «Слово пастыря» на тему православия и ислама. [Электронный ресурс]. URL: http//nur-org.ru/ chto-dumaet-patriarhkirill-obislame-i-musulmanah/.

8. Денисов Л. И. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, чудотворца. - М.: Ступин, 1904. - 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.