Исламофобия современной России
Денис Сидоров
Понятие термина «исламофобия» и его содержание
Что же представляет собой понятие «исламофобия»: страх перед исламом как религией, или же перед мусульманами как представителями иной веры, или в отношении граждан иной национальной принадлежности.
Исходя из этого, можно попытаться дать определение термину «исла-мофобия»: это одна из разновидностей ксенофобии, которая выражается в страхе по отношению к исламу как явлению абсолютно непонятному и чуждому, а также всему, что с ним связано, в том числе и мусульманам; это реакция части населения на негативные проявления в исламе. Другими словами, это негативная реакция на ислам. При этом, руководствуясь только страхом перед ис-
ламом, возникает ненависть как к мусульманам, так и религии в целом.
Под термином «исламофобия» также можно понимать любые действия (силовые акции) либо выражения (критика ислама, мусульман, традиций и обычаев), которые представители ислама могут расценить как акт агрессии в отношении их религиозных взглядов.
В современном немусульманском мире, где информационная составляющая играет во многом решающую роль, данный термин наполнился следующим смыслом: исламофо-бия - это страх и нетерпимость в отношении ислама, которые присущи практически всем средствам массовой информации, а следовательно, и всем слоям общества.
СИДОРОВ Денис Владимирович - аспирант Московского государственного областного университета, Центральный штаб Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России». E-mail: skiff89@bk.ru
Ключевые слова: ислам, исламофобия, ваххабизм, исламский экстремизм, миграция.
Роль СМИ и общественно-политических деятелей в процессе роста исламофобии в обществе
В мире именно СМИ стали рупором исламофобии. Информационные порталы, газеты, журналы и телевидение в европейских государствах уже давно публикуют материалы, которые выставляют мусульман в негативном свете, а ислам преподносят как религию разрушения и отсталости. По меркам ислама, подобные высказывания отдельных лиц, не имеющих представления об исламской религии, грех: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это - дозволено, а то - запретно, и возводя ложь на Аллаха» [1].
Ситуация со СМИ в России всё более становится похожей на европейскую. Различные издания искусственно создают волну исламофобии, откровенно придумывая негативные новости о мусульманах. Обусловлено это тем, что тема актуальна и обсуждаема в стране на данный момент.
Примером может послужить публикация статьи «Исламские истоки терроризма» доктора психологических наук М.Решетникова в газете «Аргументы и Факты»: «Заказчиками и исполнителями терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, совершенных 1 1 сентября 2001 года, были образованные люди, входящие в элиту исламского мира... Исламская вера позволяет им совершать любые преступления в отношении иноверцев. Подобное поведение вполне осмыслено и вполне укладывается в каноны их веры» [2].
Подобные «публикации неверно ориентируют общество и власть искать в религии причины тягчайших злодеяний, совершаемых экстремистами. Они способствуют разжиганию религиозной нетерпимости и розни, что само по себе является угрозой национальной безопасности многонациональной и поликонфессиональной России» [3].
Исламофобия в мире возникла одновременно с появлением ислама. Но резкий скачок исламофобии в мире связан с террористической атакой на США 11 сентября 2001 г. Тогда врагом всего «цивилизованного» мирового сообщества был назван не просто терроризм и экстремизм, которыми «в США до случившегося никто не интересовался» [4], а в целом ислам. Последовавшие за этим наземные военные операции США на Ближнем Востоке лишь усилили тенденцию к росту исламофобии.
Её ярким проявлением стал публичный призыв американского пастора Терри Джонса выйти на улицы и совершить массовое сожжение священной для мусульман книги Коран. Проявление личной неприязни пастором ислама как религии вызвало гнев мусульман, ужесточение борьбы исламистов, серию терактов и, как следствие, рост исламофобии среди граждан немусульманских государств.
Помимо этого, «известный основатель "Морального большинства" Джерри Фолуэл назвал пророка Мухаммеда "первым террористом"».
Бывший лидер «Христианской коалиции» Пэт Робертсон заявил, что пророк Мухаммед - «фанатик с диким взглядом», а сын известного проповедника Билли Грэма, Фрэнсис Грэм, охарактеризовал ислам как «дьявольскую религию» [5].
Попыткой доказать обществу, что ислам и мусульмане, руководствуясь религиозными установками, могут вести конструктивный диалог, действовать в правовом поле, было принятие «Основных положений социальной программы российских мусульман», которые разрабатывались Советом муфтиев России.
«Государство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных
групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономической системе. Для всех мусульман является не только гражданским, но и религиозным долгом соблюдение норм законодательства своей страны... Все возникающие разногласия мусульман с правительством или местными органами власти необходимо решать исключительно в рамках действующего законодательства» [6].
Необходимо понять природу возникновения этого явления. Являясь сторонником теории «искусственно-
го» возникновения данной разновидности ксенофобии, можно заявить, что процесс разрастания исламо-фобских настроений в России, запущенный СМИ, рядом деятелей «науки», политиками, активистами партий и движений, общественными деятелями, с большой долей вероятности необратим. Из ислама в данный момент в глазах населения стремятся сделать врага, борьба с которым представляется якобы наиболее приоритетной.
Исламофобия в России. Причины возникновения и последствия
Истоки исламофобии в России можно найти в истории нашего государства. Конфликты на религиозной почве, в том числе и военные, противостояние с исламскими государствами возникали постоянно. С образованием СССР противоборство с исламским миром прекратилось и начался период взаимовыгодного сотрудничества. Это было вызвано тем, что социалистические страны во главе с СССР вели борьбу за влияние в мире с капиталистическими странами Запада, которые пытались усилить свое влияние в Ближневосточном регионе. В СССР складывается представление об исламе, что он лишь результат политических и экономических процессов. Эта установка была определяющей и в первые годы после развала СССР, когда нужно было объяснить возникновение конфликтов на религиозной почве в мусульманских регионах страны. Она сводилась к следующему: возникновение исламского экстремизма обусловлено либо социальным, либо экономическим, или политическим, или идеологическим кризисом, что приводит
к всплеску протестной активности и маргинализации целых социальных групп. Кажется, что все логично: неудовлетворенность сложившимся положением вызывает социальную напряженность. Но история показала несостоятельность данной точки зрения, так как не был дан ответ на главный вопрос: почему центром наибольшего количества конфликтов становятся субъекты страны, насел е-ние которых в основной своей массе исповедует ислам?
Существует другая точка зрения: социальные, политические или экономические кризисы - это результат «особенностей», присущих лишь исламскому сообществу. И если первое утверждение в корне неверно в контексте изучения ислама, то второе -прямо опасно и является проводником роста исламофобии в обществе.
В сознании граждан складываются следующие ассоциации относительно ислама: мусульманам не свойственно получать светское образование, лишь религиозные установки, обряды и обычаи имеют преобладающее значение; неконтролируемая
рождаемость, стремление к ассимиляции коренного населения; абсолютное неприятие тяжелого физического труда; понятия «ислам» и «криминал» - это синонимы.
Непонятные и незнакомые «особенности» ислама вызывают страх у обывателя, не имеющего ни малейшего представления о религии, исповедуемой мусульманами.
Ваххабизм как фактор возникновения исламофобии
Формированию в общественном сознании исламофобии способствует активное употребление термина «ваххабизм». Изначально предполагалось использовать термин для выделения в исламе деструктивных элементов, способствующих возникновению конфликтов и кризисов в мусульманском сообществе. Но термин «ваххабизм» был неправильно интерпретирован и стал преподноситься как фундаментализм.
Фундаменталисты себя называют сторонниками «чистого ислама». Они являются противниками «безбожного» общества и с недоверием относятся к официальным духовным управлениям мусульман. Опираясь лишь на эти факты, фундаменталистов стали называть ваххабитами. Но таковыми они себя не считают, приводя ряд аргументов против данного сравнения. Одним из таких аргументов, немаловажным для мусульман, является то, что они не принадлежат к ханбалитскому мазхабу, традиционному для ваххабитов. Следовательно, фундаментализм, со всеми присущими ему недостатками и достоинствами, существует в исламе. Отрицание фундаментализма означает отрицание ислама.
Исходя из этого, возникает следующее отождествление: ваххабизм -это фундаментализм, фундаментализм - естественный процесс в исламе, следовательно, все недостатки и
опасности, реакционность и жестокость, непримиримость и нетерпимость, исходящие от ваххабизма и фундаментализма, присущи исламу как религии в целом. Это в корне неверно.
Сами ваххабиты (салафиты) выступают против того, чтобы их отождествляли с фундаменталистами. «Революционеры, реформаторы, фундаменталисты, экстремисты, традиционалисты, радикалы и даже модернисты - вот те наименования-характеристики, которые давались и продолжают даваться внешними наблюдателями (например, политиками или исследователями), налагающими на салафитское движение шаблоны, выработанные в иной, неисламской нормативной культуре. Они не в полной мере адекватны рассматриваемому и квалифицируемому объекту. И нет абсолютно ничего странного и неожиданного в том, что салафиты не узнают себя в таких характеристиках и чаще всего протестуют против того, чтобы их называли фундаменталистами» [7].
Ислам и ваххабизм - это совершенно разные вещи. «На сегодняшний день необходима объективная информация о разнице Ислама и ваххабизма как шаг на пути преодоления негативных стереотипов взаимного восприятия представителями разных конфессий и установления взаимопонимания на пост-
советском пространстве» [8]. Ваххабизм компрометирует ислам, искажает само религиозное учение, а следовательно, является пособником возникновения исламофобии.
«Больше всего об исламофобии в РФ говорят именно ваххабиты, которые через этот дискурс пытаются достичь нескольких целей: идентифицировать себя с исламом, а также обрести ореол поборников и защитников ислама. Помимо этого, обвинениями российского общества и государства в исламофобии они стараются побудить в своих сторонниках ответные действия, сделать антигосударственную деятельность как естественную реакцию на «насилие» по отношению к мусульманам, т.е. легализовать в их сознании возможность и даже необходимость антизаконных действий. Таким образом, у ваххабитов криминальное поведение становится неким справедливым ответом на исламофобию общества и государства» [9].
Росту исламофобии способствует попытка навязать обществу мнение, что противостояние между исламом и остальным немусульманским миром неизбежно. СМИ, представители власти, общественные деятели рассказывают об огромном количестве фондов и исламских центрах, партиях и движениях мусульман, спонсируемых государствами исламского мира, целями которых является «ис-ламизация» России. Нельзя отрицать тот факт, что такие партии, движения и фонды действительно суще-
ствуют, но назвать эти проявления общей тенденцией непозволительно, так как встречают самое активное сопротивление со стороны представителей традиционного российского ислама.
В подтверждение этому можно привести пример деятельности муфтия Республики Татарстан Илдуса Файзова и его бывшего заместителя Валиуллы Якупова.
Их работа по искоренению проявлений нетерпимости на религиозной почве, экстремизма и влияния зарубежных ближневосточных исламистских фондов и центров, а также упрочение позиций традиционного российского ислама в республике доставляла множество проблем исламским радикалам.
19 июля 2012 г. на них было совершено покушение. Был взорван автомобиль муфтия Илдуса Файзова, он получил серьезные ранения, но остался жив. В тот же день Валиулла Якупов был убит в подъезде своего дома. Радикалы рассчитывали на то, что, убив двух самых активных противников исламского экстремизма в республике, смогут упрочить свое влияние среди мусульманского населения.
Однако все случилось с точностью наоборот.
Валиулла Якупов, до своей гибели, вел активную публицистическую и проповедническую работу. У него было много сторонников, которые продолжили его дело. Работы и статьи Якупова стали руководством к действию, а сам религиозный деятель - символом борьбы с проявлениями исламского экстремизма, нетерпимости и исламофобии как в республике, так и на всей территории России.
Природа возникновения исламофобии
В контексте исследуемой проблемы нельзя не рассмотреть различные взгляды на природу возникновения исламофобии в России. Многие исследователи считают, что она была искусственно привнесена в наше государство вместе с так назы-
ваемыми западными ценностями, которые уже долгое время были пропитаны духом исламофобии. Возникновение исламского экстремизма и исламофобии выгодно западному миру. Антиамериканская и антизападная риторика исламистов ис-
пользуется самим Западом для оправдания военной интервенции в исламских государствах.
Стоит только вспомнить вторжение и последовавшие за этим войны в Афганистане и Ираке, попытки вторжения в Сирию и Иран, государственные перевороты в Египте и ряде других исламских стран, которые оправдываются США и их союзниками «национальной безопасностью», борьбой с международным терроризмом.
Ни для кого не секрет, что ряд европейских государств и США финансируют и снабжают оружием повстанцев в Сирии, которые не только ведут боевые действия против легитимной власти Башара Асада, но и придерживаются откровенно ваххабитских взглядов.
Таким образом, США руками исламских экстремистов и террористов устраняют своих политических противников в Ближневосточном регионе, параллельно используя, если это становится необходимым, антиисламскую риторику и тем самым вызывая новую волну исламофобии в мире. Прежде всего она направлена против России, в надежде «столкнуть лбами» русских и мусульманское сообщество внутри страны. Цели США здесь прозрачны и неизменны: настроить весь исламский мир против России, втянуть наше государство в череду локальных внутренних войн с мусульманскими республиками, максимально ослабить, вывести из числа влиятельных игроков на меж-
дународной арене, расчленить на множество независимых государств и получить контроль над энергетическими ресурсами.
Но есть исследователи, которые утверждают, что исламофобия в России имеет внутреннюю природу происхождения. Они заявляют, что государственная власть в России относится с крайним недоверием ко всему, что связано с исламом, и не предпринимает шагов по урегулированию конфликтов, возникающих в мусульманском сообществе, и не стремится содействовать созданию единого Духовного управления мусульман на всей территории Российской Федерации. Как отмечают многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные, «есть отдельные признаки того, что федеральная власть возвращается к сложившейся еще в Российской империи модели, ориентирующейся на политическое доминирование русских и православия» [10].
Распространению исламофобии способствуют «политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии... Сознательный отказ государства от функции регулирования общественных отношений обернулся фактической передачей этих полномочий нелегитимным политическим акторам, в том числе откровенно криминальным, а также различным организациям и движениям радикального толка» [11].
Проявления исламофобии в современной России
В современной России сложилась тенденция к слиянию двух понятий: «радикальный ислам» как деструктивное проявление, не прием-
лемое для большинства российских мусульман, и «ислам» как религия. Таким образом, «термины «ислам» и «исламизм» стали синонимами» [12].
Подобную риторику можно встретить у российских национал-демократов. Прикрываясь борьбой с проявлениями радикального ислама, они стремятся добиться запрета любой активности мусульман.
Говоря о страхе общества перед исламом и мусульманами, нужно помнить, что в большинстве случаев приходится говорить о банальном бытовом проявлении исламофобии. О высоком уровне бытовой исламофобии говорят и статистические данные.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел опрос граждан России об их отношении к исламу. Результат был неутешительным.
Каждый второй гражданин ответил, что ислам негативно влияет на положение дел как в мире, так и в России.
Вопрос об ассоциациях, возникающих при употреблении термина «ислам», свелся к трем самым популярным ответам: Усама бен Ладен, международный терроризм, шахидки.
Резко негативное отношение у опрашиваемых вызвал вопрос о Коране. Многие ответили, что он превозносит человеконенавистнические качества и внушает мысль об истреблении всех немусульман, «неверных». При этом опрашиваемые подтверждали тот факт, что Коран не читали, но «много об этом слышали и смотрели по телевизору».
Подобного в Коране нет, никто не призывает убивать «неверных» по признаку религиозной или национальной принадлежности. Подобное видят лишь те, кому это выгодно (сторонники ваххабизма и радикальные духовные лидеры ханбалитского мазхаба) и кто пытается объяснить свой страх перед исламом, свое невежество и поверхностные знания мнимыми «особенностями» исламской религии.
Заключение
В сфере общественной жизни необходимо избавляться от употребления исламских религиозных терминов «шахиды», «моджахеды», «воины Аллаха» и т.д. относительно террористов. Население должно научиться понимать, что террористы лишь прикрываются маской ислама, дискредитируют само понятие ислама, а суть остается одна - они обычные боевики и преступники.
Борьба с исламофобией должна вестись государством в рамках миграционной политики. Ни для кого не секрет, что носителями радикальных идей ислама на территории России являются в том числе и мигранты из ряда республик Центральной Азии. Не имея образования, не зная истории, языка и культуры, а также имея посредственное представление об основных положениях в исламе, они на родине, как правило, попадают под влияние ваххабитов, исламистов и радикалов. Приезжая в Россию, в большинстве своем нелегально, данные лица становятся распространителями нетрадиционного для России ислама. Многие изначально недоброжелательно настроены к коренному населению вследствие «обработки» радикальными духовными лидерами и начинают заниматься разбоем, насилием и наркоторговлей. Все это вкупе с занятием ими рабочих мест, необходимых гражданам России, вызывает негативные эмоции у населения принимающей страны в отношении представителей ислама. Попустительское отношение к проблеме со стороны правоохранительных органов и государственной власти приводит к росту исламофобии, преступности и националистических настроений среди русской молодежи. Следовательно, лишь жесткий миграционный поря-
док в отношении въезжающих на территорию России граждан исламских республик сможет снизить градус напряженности в обществе и нивелировать один из факторов роста исламофобских настроений.
В заключение стоит предостеречь исследователей: любые попытки проводить анализ, подвергать исследованию и комментировать проблему исла-мофобии в обществе не могут не только предотвратить, но и могут спровоцировать конфликт на религиозной почве. Необходимо внимательно относиться к любому высказыванию, принимаемому решению, рекомендациям и подготовке исследовательских работ по данной тематике, прививать политикам и чиновникам, ученым и экспертам в области ислама, политологам и журналистам чувство личной ответственности за любые действия, которые могут привести к эскалации конфликта в России. В противном случае это может только усугубить религиозный и политический раскол как в мусульманском сообществе России, так и в обществе в целом.
Примечания
1. Коран 16:116 / пер. Э. Кулиева М.: Умма, 2005.
2. Решетников М. Исламские истоки терроризма // АиФ. 2001. № 42. 17 октября. С. 3.
3. Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. С. 122.
4. Кофман Ф. Религия и борьба с терроризмом // Мир нравственности. 2002. № 1. С. 4.
5. Елисеев А. Рим, Халифат и «Новый Израиль» // Смысл. 2003. № 6. С. 67.
6. Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. С. 3132.
7. Игнатенко А.А. Ислам и политика. Сб. статей. М.: Институт религии и политики. 2004. С. 30-31.
8. Кипкеева Ф. Исламское возрождение в Карачае // Россия и мусульманский мир. 2007. № 3. С. 25.
9. Султанаев М. Ваххабизм // Мусульманский мир. 2008. № 10. С. 7-8.
10. Пайн Э. динамика этнического сознания россиян (к этнополитическим итогам прошедшего десятилетия) // Этнопанорама. 2002. № 1. С. 18.
11. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России: потенциальные причины конфликтов на её территории / / Вестник аналитики. 2002. № 3 (9). С. 155.
12. КудряшоваИ.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Политические исследования. 2000. № 1. С. 76.