Научная статья на тему 'Ислам в политико-культурной матрице народов Северного Кавказа'

Ислам в политико-культурной матрице народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
508
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / ИСЛАМИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ВАХХАБИЗМ / RELIGION / ISLAM / ISLAMISM / POLITICAL ISLAM / FUNDAMENTALISM ISM / WAHHABISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ханалиев Нурадин Умарпашаевич

В статье анализируются некоторые аспекты и особенности влияния исламского фундаментализма на социо-культурную и политико-культурную системы народов национальных республик Северного Кавказа. Главное внимание уделяется на установки ваххабизма, которые играют заметную роль в изменении идейно-политических ориентаций и политического поведения отдельных категорий населения региона, а также в дестабилизации и нагнетании здесь конфликтогенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes some aspects and features of the influence of Islamic fundamentalism in the socio-cultural, political and cultural systems of the peoples of the national republics of the North Caucasus. Attention has focused on the installation of Wahhabism, which play a significant role in changing the ideological and political orientations and political behavior of certain categories of the population of the region, as well as fomenting instability and conflicts.

Текст научной работы на тему «Ислам в политико-культурной матрице народов Северного Кавказа»

Этносы и конфессии

Нурадин ХАНАЛИЕВ

ИСЛАМ В ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОЙ МАТРИЦЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье анализируются некоторые аспекты и особенности влияния исламского фундаментализма на социокультурную и политико-культурную системы народов национальных республик Северного Кавказа. Главное внимание уделяется установкам ваххабизма, которые играют заметную роль в изменении идейно-политических ориентаций и политического поведения отдельных категорий населения региона, а также в дестабилизации и нагнетании конфликтогенности.

The paper analyzes some aspects and features of the influence of Islamic fundamentalism on the socio-cultural, political and cultural systems of the peoples of the national republics of the North Caucasus. Spesial atention is focused on the aims of Wahhabism, which play a significant role in changing the ideological and political orientations and political behavior of certain categories of in population of the region, as well as in fomenting instability and conflicts.

Ключевые слова:

религия, ислам, исламизм, политический ислам, фундаментализм, ваххабизм; religion, Islam, Islamism, political Islam, fundamentalism, Wahhabism.

ХАНАЛИЕВ Нурадин Умарпашаевич — второй секретарь МИД России nur.han.mid@ gmail.com

Использование религиозного фактора в мировой политике имеет достаточно давние традиции и приобретает осо -бую актуальность в переломные периоды общественно -исторического развития. Как показывает исторический опыт, религия несет мощный идейный потенциал социальных, эконо -мических, политических, этнонациональных, социокультурных противоречий и конфликтов. При определенных условиях религия может довольно легко принимать радикальные и экстремистские формы. Можно согласиться с Л.Н. Митрохиным, по мнению ко -торого «те или иные конфликты, имеющие вполне прозаическое земное происхождение, религия способна возводить в ранг кос мических, от века бытийствующих столкновений, формулировать их в обобщенном, абсолютном виде, затрудняющем какой либо компромисс»1. Однако истоки этих противоречий и конфликтов следует искать не в сущности той или иной религии, а во внутрен них социально экономических, этнонациональных, трайбалист ских, конфессиональных, социально психологических, социокуль турных, политических, геополитических и иных реальностях того или иного региона.

С данной точки зрения большой интерес представляет вопрос о влиянии так называемого политического ислама на социокуль -турные и политико - культурные реалии национальных республик Северного Кавказа. В предлагаемой вниманию читателя статье предпринята попытка выявить и проанализировать некоторые аспекты этой сложной и весьма актуальной для региона проблемы.

Исходным для предпринятого исследования служит тезис, со -гласно которому ислам играл и продолжает играть ключевую роль в жизни многих народов Кавказа, формировании и эволюции их духовного, социокультурного и политико - культурного облика. Как отмечает К.С. Гаджиев, «мировые религии в силу своей универсаль -ности призваны стирать расовые, этнические, языковые, полити -ческие и иные различия между людьми и народами. При всем том существует определенная связь между религией и национальным самосознанием. Как показывает исторический опыт, тот или иной народ выбирает конкретное толкование вероисповедной системы

1 Митрохин Л.Н. Религия и нация // Наука и религия, 1989, № 3, с. 3.

для обозначения своих отличий от сосед них народов и государств»1. Более того, во многих странах, в т.ч. в ряде националь -ных республик Российской Федерации, ислам стал одним из существенных со ставляющих национализма и инструмен том борьбы за власть. В этом отношении особое значение имеет тот факт, что с вероисповедной точки зрения регион является частью так называемого мусуль манского Севера, который, в свою оче редь, составляет часть более обширного мусульманского мира. Поэтому не удиви тельно, что после распада СССР народы постсоветских национальных республик, в большинстве своем исповедующие ис лам, стали проявлять растущий интерес к веяниям, исходящим из мусульманского мира.

Здесь необходимо учесть и тот факт, что Кавказ является одним из звеньев так называемой исламской дуги неста бильности, простирающейся от Балкан до Кашмира. На всем ее протяжении на блюдается выдвижение на политическую авансцену разного рода возрожденческих и фундаменталистских движений, для которых характерна ярко выраженная политизация ислама. Это дало основа -ние говорить о «политическом исламе», или «исламизме», оказывающем более или менее существенное влияние на общественно - политическую, социокуль -турную, политико культурную сферы жизни вовлеченных в эти процессы стран и народов. Одной из важнейших установок этого радикального течения современного ислама является органическое слияние государства и религии. Его приверженцы рассматривают шариат в качестве источ ника власти (ал -хакимийя ал - исламийя). Они руководствуются лозунгом: «Бог — наша цель, Пророк — наш руководитель, Коран — наша конституция, джихад — наш путь, смерть во имя Бога — наше высшее стремление».

Здесь ислам используется как средство достижения конкретных политических целей, определяемых конкретными ин -тересами политической борьбы. В дан ном смысле его следует рассматривать не столько как религию, сколько как свое образную политическую идеологию. Об

1 Гаджиев К.С. Этнонациональная и геополи -тическая идентичность Кавказа // Мировая эко -номика и международные отношения, 2010, № 2, с. 149.

этом открыто заявлял аятолла Хомейни, который утверждал: «...ислам является политико религиозным учением, в кото ром политику дополняет богослужение, а богослужение дополняет политику». Такой тезис он обосновывал мыслью о том, что «в исламе больше политических предписаний, чем религиозных»2.

Политический ислам служит собира тельным названием для обозначения раз ного рода религиозно политических те чений, предлагающих собственные пути, формы и средства решения проблем, порожденных модернизацией, преодо ления ее недостатков и негативных, по мнению его приверженцев, последствий. С точки зрения влияния на положение дел на Кавказе среди этих течений клю -чевое место занимает ваххабизм, который используется для обозначения разнород -ных исламских группировок, которые объединяет неприятие традиционного ислама и официального духовенства. Их правильнее было бы назвать фундамента листами, поскольку все они выступают за «чистоту» веры путем возвращения к ис токам, т.е. к учению, как оно понимается в Коране. Современный ваххабизм отнюдь не монолитен, в нем имеются умеренные и радикальные, фундаменталистские на правления.

Главное предназначение политического ислама состоит, прежде всего, в завоева нии господствующих позиций в самих мусульманских государствах. Но, как лю бая радикальная идеология, она склонна обретать силу и приверженцев на путях внешней экспансии. С этой точки зрения можно согласиться с теми исследовате лями, по мнению которых одной из глав ных целей большинства идеологов фун даментализма является создание такой государственно политической системы, которая якобы существовала в период правления пророка Мухаммеда и первых четырех «праведных» халифов.

Не случайным представляется тот факт, что возрождение ислама в условиях рас пада СССР совпало с мощным подъемом национального самосознания народов. Стремительное падение доверия к ком мунистической системе сопровождалось ростом интереса к исламу как к более ес тественной системе ценностных ориенти

2 Изречения, афоризмы и наставления великого вождя исламской революции имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу). — Тегеран, 1995, с. 17.

ров. Многие в постсоветском мусульман ском пространстве, пытаясь найти опору для своего жизнеустройства и развития, связывали свои перспективы с миром, народами и культурами, исповедующими ислам. Зачастую ислам рассматривается в качестве некоей интегральной духовной составляющей этнических культур мест ных народов. Более того, многие иссле дователи считали, что в новых условиях ислам может оказаться влиятельной ин тегрирующей силой, способной воссоеди нить охваченные им этнические группы и нации.

Разумеется, религия выполняет ин тегративную и регулятивную функции, играющие существенную роль в достиже нии и сохранении единства и целостно сти общества, в блокировке и нейтрали зации возникающих перед ним проблем. Именно такую роль играет ислам в боль шинстве мусульманских стран. Можно утверждать, что в ряде национальных республик именно ислам служил одним из немаловажных факторов, удержавших наиболее горячие головы у той черты, переход через которую был бы чреват для них непредсказуемыми негативными по следствиями.

Вместе с тем нельзя отрицать и тот оче видный факт, что при определенных усло -виях религия может стимулировать про тиворечия и конфликты между не только приверженцами различных вероиспове даний, но и представителями различных течений в рамках одной и той же религии. Об этом свидетельствует тот факт, что на постсоветском пространстве исламские идеи использовались в борьбе за соб ственность и власть между различными этническими группами, региональными кланами, политическими партиями. Более того, некоторые группировки, именовав шие себя приверженцами ваххабизма и иных форм исламского фундаментализма, превратились в фактор, серьезно деста билизировавший социальную и полити ческую ситуацию на Кавказе, особенно на Северном. При непосредственном участии многих из них разворачивалась внутриэлитная и межклановая борьба в Дагестане, Чечне и других национальных республиках региона. Некоторые из них не скрывали целей своих вдохновителей и спонсоров, суть которых заключается в вытеснении России с Северного Кавказа, создании на территории национальных

республик единого исламского государ -ства, его расширении за счет других рос -сийских территорий.

Вызов ваххабизма как формы ради -кального политизированного ислама лежит в немалой степени в социально -экономической и политической плоско -стях. Однако, как представляется, не менее значимым в рассматриваемом плане стал тот факт, что после крушения коммуни -стической идеологии после распада СССР многие народы, не в последнюю очередь народы Северного Кавказа, оказались в си -туации потери духовных и идеологических ориентиров, своего рода идеологического вакуума. Для многих дезориентированных людей этот вакуум практически сразу стал заполняться идеологией ислама. Здесь не -маловажную роль сыграли основанные на критике очевидных для всех негативных явлений и процессов на Кавказе идео -логические и политические ценности и установки ваххабитов, которые умело ис пользовали в своих целях идеи братства и социальной справедливости, заложенные в исламе. Определенную часть молодежи привлекает простота, доступность идей, здоровый образ жизни, характерный для действительно верующих членов вахха -битских общин.

Немаловажным фактором, способствующим определенному росту симпатий к носителям фундаменталистских идей и принципов, являются часто практикуемые правоохранительными органами произвол и злоупотребление властью, коррупция, потакание организованной преступности и даже сращивание с нею. В этой связи не случайным представляется тот факт, что главными мишенями террористических актов на всем Северном Кавказе являются чиновники и представители правоохрани -тельных органов.

В то же время анализ реального положе -ния в регионе дает основание для вывода о чрезмерном преувеличении рассужде -ний тех авторов, по мнению которых на Северном Кавказе ислам сохранился не только как вероучение, но и как фактор, организующий сельскую общину, и часто — как структурная составляющая полити -ческой жизни. Естественно, конфессио -нальная принадлежность налагает отпеча ток на отношение людей к происходящим вокруг них событиям, тем более в ситуа циях, в которых они становятся непосред ственными участниками этих событий.

Все же не совсем корректно говорить о преобладании в регионе некоего «ислам ского» способа или пути решения тех или иных жизненно важных проблем. Тем бо лее, нет серьезных оснований говорить об архаизации общества, которая будто воз рождает те пласты сознания, поведения, политической культуры, которые сфор мировались до начала модернизационных процессов. Представляется лишенным ре альных оснований также тезис о переходе значительной части населения Северного Кавказа после многих лет господства со ветской идеологии из зоны российского культурного и политического влияния в зону ислама.

В целом, как представляется, при оценке реального места и роли ислама на Кавказе как с внутриполитической, так и с геополитической точки зрения необхо димо отказаться от ряда бытующих у нас крайних точек зрения на эту проблему. Во первых, нельзя рассматривать ислам как исключительно негативный фак тор в жизни северокавказских народов, якобы способствующий дестабилизации и стимулированию радикалистских, сепа ратистских настроений и движений в ре гионе. Хотя следует признать, что некото рые фундаменталистские течения ислама действительно используются отдельными радикальными и экстремистскими груп пировками в своих сугубо политических целях. Во вторых, не совсем корректно рассматривать ислам как исключительно культурно конфессиональный, духовный феномен, не связанный с политикой и ориентированный исключительно на мир, благосостояние и стабильность в обществе.

Следует учесть также тот отмечае мый многими специалистами факт, что так называемый народный ислам на Кавказе в действительности представ ляет собой довольно аморфный сплав общемусульманских духовных ценно стей с местными языческим веровани ями и культами, или же, проще говоря, он замешан на принципах и установках адата. Как отмечает Н.М. Емельянова, «доисламские верования оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на образ жизни кабардинцев, под их влиянием кабардинский ислам принял своеобразную, отличную от су ществующих в других северокавказских регионах форму. В процессе становле -

ния ислама у кабардинцев выделяются несколько периодов»1.

Эти и другие факты свидетельствуют о сложности и неоднозначности статуса, роли и значения ислама для судеб народов Северного Кавказа. Ислам в регионе от нюдь не монолитен. Можно говорить о так называемых локальных формах ислама, которые могут приобретать достаточно выраженную национальную окраску, что органично накладывается на болезненное ощущение территориальной этнопринад лежности. При этом важно учесть, что ре лигия не всегда и не обязательно является основополагающим фактором осознания этнической принадлежности. Более того, зачастую она дает богатый материал для создания и закрепления в сознании людей образа врага. В этом плане ислам может быть использован и действительно ис пользуется как один из важных элементов национализма, как инструмент борьбы за власть. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторыми национальными движе ниями ислам пытаются использовать как объединительную формулу в определении собственного пути развития.

Следует отметить и то, что нередки слу -чаи, когда конфликты возникают между этносами, исповедующими одну и ту же религию. Это проявляется, в частности, в том, что так называемый официаль ный ислам с самого начала оказался рас колотым по национальному признаку и разобщенным по «национальным квар тирам» и потому, по сути дела, втянутым в межэтнические противоречия и кон фликты. Причем расколы по националь -ному признаку имеют место не только между республиками, но и в пределах от дельных республик. Речь идет, например, о Дагестане, где духовное управление му сульман разделилось на ряд националь ных общин.

Как представляется, при всех возможных здесь оговорках подавляющее большин -ство населения национальных республик Северного Кавказа в целом не приняло политический ислам в качестве систе мообразующей идеолого - политической конструкции. Сам факт возрождения интереса к вере нельзя рассматривать как уже определившуюся тенденцию к переустройству образа и уклада жизни,

1 Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. — М. : Граница, 1999, с. 5.

основанному на нормах ислама, а сам ис лам — как фактор, определяющий форму политической самоорганизации народов. Например, в Дагестане даже в начале 1990- х гг. сами же исламские возрожденцы давали критические оценки динамики ро ста религиозного сознания среди широ -ких слоев населения. Сторонники более активных темпов процесса религиозного возрождения указывали на то обстоятель ство, что в этом важном деле проявляется пассивность как со стороны сторонников мусульманского ренессанса, так и со сто роны самого населения.

Ограниченный объем статьи не позво -ляет привести в обоснование этого тезиса конкретные результаты множества со циологических и политологических ис следований. Здесь, как представляется, достаточно констатировать тот факт, что даже в Дагестане, где в настоящее время сосредоточено большинство общин ис ламистов, по имеющимся данным, им сочувствуют не более 5—10% жителей республики1. Сознавая опасность ра-

1 Ханбабаев К. Ислам и проблемы национальной безопасности в Южном федеральном округе // РИА «Дагестан», 05.09.2005.

дикальных версий политического ис -лама для социальной и политической стабильности национальных республик Северного Кавказа, да и национальной безопасности Российской Федерации в целом, тем не менее нельзя говорить о чуть ли не повальной исламизации или фундаментализации, тем более архаиза ции Северного Кавказа. К тому же не -правомерно экстраполировать ситуацию с исламским фундаментализмом в Иране или влиянием ислама на политическую жизнь таких мусульманских стран, как Судан, Алжир, Саудовская Аравия и др., на мусульманские республики бывшего СССР.

Анализ реального положения вещей по казывает, что во многих случаях возрож дение интереса к традиционному исламу, а также ваххабизму и другим формам ис ламского фундаментализма носит фор мальный, атрибутивный характер. Можно согласиться с теми исследователями, по мнению которых религиозный фундамен тализм нередко служит суррогатом идео -логии и мифологии этнонациональной, культурной, конфессиональной или иной самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.