Научная статья на тему 'Ислам в мультикультурном мире. Модернистские группы Украины в международном контексте'

Ислам в мультикультурном мире. Модернистские группы Украины в международном контексте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам в мультикультурном мире. Модернистские группы Украины в международном контексте»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Д. Брилёв,

доктор философских наук (НПУ им. М.П. Драгоманова, г. Киев) ИСЛАМ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ. МОДЕРНИСТСКИЕ ГРУППЫ УКРАИНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ

Обращаясь к деятельности модернистских (исламистских) групп в Украине, их вписанности в международный контекст, следует отметить, что в рамках нашего исследования мы рассматриваем деятельность не всех подобных групп, действующих в Украине, а лишь наиболее влиятельных, которые можно отнести к так назывемым «центрам силы» в украинской умме. Подобным «модернистским» центром силы, оказывающим заметное влияние на функционирование мусульманского сообщества в Украине, является Всеукраинская ассоциация общественных организаций (ВАОО) «Альраид» (основана в 1997 г.), на конец 2011 г. объединявшая 20 общественных организаций [Открытый отчет ВАОО «Альраид» за 2008-2011 гг., с. 4] и аффилированное с ней Духовное управление мусульман Украины «Умма» (зарегистрирована в 2008 г.), включающее в себя религиозные общины, тяготеющие к «Альраиду» [Брилёв, 2011, с. 204-205].

Эти организации представляют в Украине модернистский вектор в современном исламе и являются идеологически близкими к движению «Братья-мусульмане», которое является образцом, по которому организовано большинство современных модернистских движений. Некоторые украинские исследователи прямо идентифицируют «Альраид» с «Братьями-мусульманами». Например, по словам директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, «Альраид» - это фактически те же самые «Братья-мусульмане» [Новоросслпй, 2011].

В идеологическом плане связь между украинскими модернистами и их ближневосточными коллегами прослеживается также вполне отчетливо. Так, безусловным авторитетом для ВАОО «Альраид» и ДУМУ «Умма» является ведущий идеолог движения «Братья-мусульмане» Юсуф Кардави1. При этом, если говорить об идеологической составляющей, то одним из главных отличий ВАОО «Альраид» и ДУМУ «Умма» от остальных исламских организаций Украины является модернистский подход к вопросу так-лида и иджтихада. Вслед за своим идеологом Юсуфом Кардави, который достаточно критично относится к таклиду и следованию правилам одного мазхаба, украинские модернисты также не связывают ислам с религиозной традицией какого-либо мусульманского народа. Как заметил муфтий ДУМУ «Умма» Сергей (Саид) Исмагилов, мусульмане этой структуры не делают акцент на привязке к какому-либо мазхабу. По словам С. Исмагилова, «религиозные взгляды и практики, не соответствующие строгим рамкам ортодоксального суннизма <...>, становятся частным делом отдельных верующих» [Атаев, 2011].

Пропагандируя идеи Ю. Кардави, «Альраид» активно выпускает его труды, в частности «Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола», содержащий весьма неоднозначные высказывания и идеи относительно следования мазхабам. Например, в указанной работе можно встретить в том числе и призыв к убийству фанатичных последователей какого-либо мазхаба: «Тот, кто совершает это (фанатично следует кому-либо, кроме Посланника Аллаха, подобно фанатикам Малика, Аш-Шафии, Ахмада или Абу Ханифы, считающим, что мнение определенного лица есть истина, которой необходимо придерживаться, отвергая мнение его противников. - Прим. авт.), не только является заблудшим невеждой, но и, вполне возможно, безбожником. Когда он считает, что люди должны, как и он, придерживаться мнения какого-либо из этих имамов, отвергая все остальные, ему необходимо покаяться. Если же он не согласится, его необходимо убить (курсив мой. - Авт.)» [Аль-Кардави, 2011, с. 121].

Еще одним важным компонентом идеологии ВАОО «Альра-ид» и ДУМУ «Умма» является «палестинский вопрос», занимающий одно из центральных мест в идеологии «Братьев-мусульман»

1 Как отмечается на сайте «Альраида»: «Шейх Юсуф Кардави - один из авторитетнейших современных исламских ученых, с мнением которого считаются мусульмане всего мира» [Шейх Юсуф Кардави, 2003].

во всем мире. Как отмечает М. Ражбадинов, палестинский вопрос занимал центральное место в теории и практике «Братьев-мусульман» с самого начала зарождения движения. Как говорил еще его основатель Хасан аль-Банна, проблема Палестины важна для каждого мусульманина потому, что эта земля - колыбель пророков, место святыни ислама - мечети Аль-Акса, там же находится первая кибла всех мусульман. Также некоторые положения этой позиции были аргументированы в официальном заявлении верховного наставника Мухаммеда Хамида Абу ан-Насра в мае 1991 г. [Ражбадинов, 2003, с. 341]. На сайтах организации, в газете «Арраид» регулярно освещаются события в Палестине, борьба палестинцев за право на самоопределение, в отношении Израиля нередко используются эвфемизмы «сионистское образование», «образование "Израиль"» и т.п. Долгое время в газете «Арраид» даже присутствовала отдельная рубрика - «Палестинская панорама». При этом стоит отметить, что практически во всех материалах отчетливо прослеживаются симпатии редакции к движению ХАМАС и негативное отношение к ФАТХу.

В организационном отношении у ВАОО «Альраид» также преобладают связи с организациями, ассоциирующимися с движением «Братья-мусульмане». Так, в годовом отчете «Альраида» указывается, что Ассоциация сотрудничает с рядом неправительственных организаций и является членом Федерации исламских организаций Европы (FIOE), Форума европейских мусульманских молодежных и студенческих организаций (FEMYSO), Международного исламского форума студенческих организаций (IIFSO) [Открытый отчет.., с. 4], которые рядом западных исследователей рассматриваются как структуры, близкие к «Братьям-мусульманам» [Massignon, 2007, р. 130].

Беглый анализ спонсоров данной организации также подтверждает преобладание финансовых связей с организациями, объединенными идеологией «Братьев-мусульман». Так, среди основных спонсоров «Альраида» в разное время можно назвать британскую организацию «Исламская помощь» (Islamic Relief, IRW)1, кувейтскую организацию «Общество социальных реформ» (Social reform society), саудовскую организацию «Всемирная ассамблея

1 «Исламская помощь» (Islamic Relief Worldwide, ERW) - основана в Великобритании (г. Бирмингем) в 1984 г. одним из лидеров египетских «Братьев-мусульман», советником экс-президента Египта Мухаммеда Мурси по внешней политике Эссамом ал-Хаддадом [Tracer et al., 2012].

мусульманской молодежи» (World Assembly of Muslim Youth, WAMY), Федерацию исламских организаций Европы (FIOE) и ряд других организаций. Кроме того, в этом списке присутствуют не только общественные организации, но и правительственные учреждения - например, кувейтский Дом закята или Министерство по делам Ислама и вакфов. Также следует отметить, что, по словам бывшего председателя ВАОО «Альраид» Исмаила Кади, помимо финансовых вопросов с упомянутым министерством согласовываются все стратегические вопросы развития Ассоциации [Кади, 2010].

Вследствие своего модернистского характера, ВАОО «Альраид» и ДУМУ «Умма» демонстрируют выраженный политический активизм, стремление инкорпорироваться во властные структуры, создать политическое лобби. Так, Исмаил Кади в своем интервью с сожалением констатировал: «...пока что мы еще не дошли до этого уровня (представительства в правительстве. -Авт.), несмотря на наше сотрудничество с другими партиями» [там же].

Свое стремление ориентироваться на организации, идеологически (в первую очередь - признающие авторитет Юсуфа Кардави) и организационно близкие к Ассоциации «Братья-мусульмане», главным образом - в странах Европы и Ближнего Востока, - представители украинских модернистов поясняют отсутствием со стороны данных организаций стремления контролировать деятельность украинских единоверцев. Например, как отмечает в своей программной статье муфтий ДУМУ «Умма» С. Исмагилов, «среди всех возможных векторов развития наиболее перспективным выглядит сближение и сотрудничество с мусульманами Европы... Европейские организации, такие, как Союз имамов Европы, Федерация исламских организаций Европы, Европейский Совет фетв и исследований и т.п. не навязывают нам своих правил, не стремятся взять под контроль, а приглашают к взаимовыгодному сотрудничеству» [1смагшов, 2012, с. 52-53].

При этом интересно отметить, что, по мнению ряда украинских исследователей, активное продвижение украинскими модернистами авторитета Кардави (а также связанного с ним движения) как авторитетнейшего ученого современности связано с тем, что реальное влияние Кардави и связанных с ним организаций (в том числе перечисленных муфтием ДУМУ «Умма») на общественное мнение западноевропейских мусульман на самом деле достаточно мало, значительно меньшее, чем влияние национальных мусуль-

манских ассоциаций, особенно турецких. Большой процент европейских мусульман вообще остается за пределами влияния как одних, так и других. На этом фоне популяризация идей и авторитета Кардави (и связанного с ним движения) в Украине и России, и, как следствие, перспектива распространения его духовного влияния на аудиторию украинских мусульман, насчитывающую не менее полмиллиона человек, оправдывает любые усилия [Богомолов и др., 2006, с. 47].

При этом усилия и успехи украинских коллег всегда высоко оценивались европейскими модернистами. К примеру, опыт «Аль-раида» получил высокую оценку на портале IslamOnline, который до недавнего времени возглавлял Юсуф Кардави. При этом был особо подчеркнут высокий уровень развития институциональных возможностей, хорошо налаженные связи «Альраида» с политическим руководством страны [там же, с. 47-48].

Во время своего визита в Украину президент Федерации исламских организаций Европы Шакиб Бенмахлюф также не преминул в своей беседе с представителями ДУМУ «Умма» позитивно оценить высокий уровень общественной деятельности последних и активность исламского религиозного возрождения в Украине [Мусульмане Украины.., 2009].

Важное место в международной деятельности украинских представителей модернистского движения занимает взаимодействие с идеологически близкими структурами в европейской части постсоветского пространства. Так, за последние два года было заключено три договора о дружбе и сотрудничестве между ДУМУ «Умма» и рядом исламских организаций Беларуси, Молдовы и Литвы. Так, 30 ноября 2011 г. был подписан договор между ДУМУ «Умма» и ДУМ Беларуси, а 27 сентября 2012 г. - договор о дружбе и сотрудничестве с идеологически близкой к ДУМУ «Умма» Лигой мусульман Молдовы (Liga Islamica din Republika Moldova) [Угода про ствпрацю.., 2012].

19 сентября 2013 г. в Донецке состоялось торжественное подписание договора о дружбе и сотрудничестве между Духовным управлением мусульман Украины «Умма» и Духовным центром мусульман-суннитов Литвы. Договор предусматривает развитие двухсторонних духовных контактов, взаимопомощь, обмен опытом, литературой, а также совместное участие в религиозных, культурных и научных мероприятиях. Как подчеркнул муфтий ДУМУ «Умма» С. Исмагилов, «мусульмане Украины и Литвы имеют очень много общего. Мы не только близки в религиозных

канонических аспектах, так как принадлежим к ортодоксальной суннитской исламской традиции, но и близки культурно, ментально» [Заключен договор.., 2013].

При этом муфтий обосновал общность мусульман Украины и Литвы тем, что литовские мусульмане являются потомками крымских татар, которые представляют собой основную массу мусульман Украины. Однако происхождение польско-литовских татар, населяющих Польшу, Литву и Беларусь, имеет несколько более сложный характер, чем вариант, предложенный муфтием, и включает как минимум три волны расселения мусульман на данной территории, причем крымские татары составляют лишь последнюю и не самую многочисленную [Tuhan-Baranowski and Kruman, 1896].

Причина подобной «коррекции» исторической действительности лежит в политической, возможно даже геополитической плоскости. Фактически, С. Исмагилов подтверждает подобное предположение следующим высказыванием: «Такая религиозная, культурная, ментальная близость может стать основой для дальнейшей, более близкой консолидации и более тесному сотрудничеству мусульман Центральной Европы из Украины, Беларуси, Молдовы, Прибалтики, Польши и Румынии» [Заключен договор.., 2013].

То есть, по сути, речь идет о возможной попытке восстановления проекта времен имперской России, когда мусульмане Украины (Таврическая губерния), Литвы, Польши и Беларуси (Западные губернии) подчинялись Таврическому магометанскому духовному правлению. Таким образом, можно говорить об определенной эволюции (или, возможно, инволюции) организационных форм украинских представителей модернистской идеологии -от неправительственных общественных организаций к духовным управлениям и в последующем - возможном укрупнении до межгосударственного объединения, сопровождающемся инкорпорацией во властные структуры. По крайней мере, подобный сценарий вполне соответствует политическим амбициям сторонников политического активизма «Братьев-мусульман» (в том числе - украинских).

Возвращаясь к международной деятельности рассматриваемых организаций, следует отметить, что в последнее время ДУМУ «Умма» и «Альраид» активно продвигают запущенный в 2006 г. религиозно-политический проект «Васатыйя» (по версии модернистов, название происходит от араб. - «срединность»), направлен-

ный в первую очередь на мусульманское меньшинство в странах Запада и призванный усилить влияние Кувейта на политическом и геополитическом уровнях. Как отметил идеолог этого проекта, заместитель министра по делам Ислама и вакфов Кувейта, руководитель Международного центра «Аль-Васатыйа» Адель аль-Фалях, «...зачем нам открывать филиал центра "Аль-Васатыйа" в Украине, когда тут так эффективно работает "Альраид"?» [Аль-Фалях, 2012]. При этом следует отметить, что, по некоторым данным, Адель аль-Фалях, будучи главой благотворительной организации «Комитет мусульман Азии», в 1997 г. принимал активное участие в создании ассоциации «Альраид». Однако в связи с недавними событиями в Кувейте, когда власти этой страны начали кампанию по искоренению влияния «Братьев-мусульман» в государственных структурах, возникает вопрос о дальнейшей судьбе этого проекта.

В этой связи следует упомянуть, что в последнее время руководство «Альраида» старается дистанцироваться от ассоциаций с движением «Братья-мусульмане» [Марреи, 2012]. Причиной этого, на наш взгляд, стали репутационные потери «Братьев-мусульман», когда получила распространение информация о преследованиях представителями этого исламистского движения своих оппонентов, склонности к непотизму, фальсификации на выборах, участии в вооруженном противостоянии в Сирии, и ряд других фактов, негативно отражающихся на имидже движения. Еще больше имидж движения пострадал в результате массовых протестов египтян против власти «Братьев-мусульман», закончившихся военным переворотом. Но дистанцироваться не всегда удается (выше мы уже приводили слова Игоря Семиволоса), причем «Альраид» и ДУМУ «Умма» рассматриваются как представители идеологии «Братьев-мусульман» не только своими критиками, но и сторонниками. К примеру, как отмечается на сайте белорусских мусульман, при подписании упомянутого договора о сотрудничестве между двумя организациями «от украинской стороны на встрече присутствовали известные украинские представители идеологии созданного в Египте в начале прошлого столетия модернистского движения "Ихвануль-муслимун" ("Братья-мусульмане". - Авт.): председатель правления ДУМУ "Умма" Игорь Карпишен, муфтий Саид Исмагилов, глава ВАОО "Альраид" Исмаил Кади» [Главы ДУМ Беларуси.., 2011].

Аналогичным образом освещается и договор между ДУМУ «Умма» и Лигой мусульман Молдовы: «Сегодня именно едино-

верцы из Украины являются главными партнерами исламской общины Молдовы. Аналогичный договор с ДУМУ "Умма", подписанный в прошлом году, имеет ДУМ Беларуси. Все организации относятся, в определенном смысле, к реформистскому толку, отличаясь от традиционных духовных управлений» [Лига мусульман Молдовы... 2012].

Подводя итог нашей работы, следует отметить, что украинские представители модернистского направления в современном исламе глубоко инкорпорированы в международные сетевые структуры как на организационном, так и финансовом уровнях, нередко являясь проводниками определенных политических или геополитических проектов. В то же время обращает на себя внимание специфика организационных форм модернистов на постсоветском пространстве, их стремление выступать в том числе и в виде «традиционных» духовных управлений, тем самым легитимизируя себя в глазах представителей власти.

Библиография

1. Адель аль-Фалях: «Зачем нам открывать филиал центра «Аль-Васатыйя» в Украине, если здесь так эффективно работает «Альраид»? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arraid.org/ru/node/2104 (Дата обращения 23.12.2013.)

2. Аль-Кардави Ю. Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола. - К.: «Ансар Фаундейшн», 2011. - 160 с.

3. Атаев Т. О некоторых аспектах развития Ислама в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwwislamsng.comy'ukr/report/1580 (Дата обращения 23.12.2013.)

4. Богомолов А.В.. Данилов С.И., Семиволос И.Н., Яворская Г.М. Исламская идентичность в Украине. - К.: ИД «Стилос», 2006. - 198 с.

5. Брилёв Д.В. Центры силы в украинской умме // Ислам в России и за ее пределами: История, общество, культура: Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Баталхаджи Белхароева. - СПб.: Магас, 2011. -674 с.

6. Главы ДУМ Бел закрепили отношения с украинской исламской организацией модернистского толка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muslimby.imfo/?p=1318 (Дата обращения 23.12.2013.)

7. Заключен договор о сотрудничестве между мусульманами Украины и Литвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umma.ru.ua/?p=866 (Дата обращения 23.12.2013.)

8. 1смагшов С.В. Програмна стаття Духовного управлiння мусульман Украши «Умма» / Матерiали II М!жнародно1 науково-практично! конференцп «1слам та кламознавство в Украш». - Донецьк: ЦРДМДС, 2012. - 132 с.

9. Кади Исмаил: Аль-Хукумат валь Хай'ат аль-Исламиййа аль-Халиджиййа Ту-каддиму Ляна Мал'юн Дулар Санавиййан (на араб. яз.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.al-seyasah.com/AtricleView/tabid/59/smid/438/ Arti-cleID/95238/Default.aspx (Дата обращения 12.10.2012.)

10. Лига мусульман Молдовы подписала договор с единоверцами из Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islamsng.com/mda/news/ 5491 (Дата обращения 23.12.2013.)

11. Марреи Б. «Умеренность во всем дает свои плоды» // Арраид. - № 1 (149). -2012. - C. 6-7.

12. Мусульмане Украины - активная часть европейской уммы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam.in.Ua/3/rus/vg_forum_addsubjectform/ 2224/visibletype/1/index.html (Дата обращения 23.12.2013.)

13. Открытый отчет ВАОО «Альрартд» за 2008-2011 гг. - б.д.

14. Ражбадинов М.З. Египетское движение «Братьев-мусульман». - М.: Институт востоковедения РАН, 2003. - 432 с.

15. Религиовед из Киева считает, что хабашиты создали в Крыму свой Духовный центр мусульман специально для борьбы с исламской партией «Братья-мусульмане» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novoross.info/ people/8804-religioved-iz-kieva-schitaet-chto-habashity-sozdali-v-krymu-svoy-duhovnyy-centr-musulman-specialno-dlya-borby-s-islamskoy-partiey-bratya-musulmane.html (Дата обращения 23.12.2013.)

16. Угода про ствпрацю мiж мусульманами Укра!ни та Молдови [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umma.in.ua/?p=476 (Дата обращения 23.12.2013.)

17. Шейх Юсуф Карадави [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islamua.net/islam_ua-/fatwa/?aut=9 (Дата обращения 23.11.2013.)

18. Massignon, В. (2007), «Islam in the European Commission's system of regulation of religion», in A. Al-Azmeh & E. Fokas (Ed.), Islam, in Europe: Diversity, Identity and Influence, Cambridge University Press, New York.

19. Trager E., Kiraly K., Klose C. & Calhoun E. Who's Who in Egypt's Muslim Brotherhood [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.washingtoinstitiite. org/policy-analysis/view/whos-who-in-the-muslim-brotherhood (Дата обращения 23.12.2013.)

20. Tuhan-Baranowski M., Kruman А. О muslimach litewskich. - Warszawa: Gebeth-ner & Wolff, 1896.

«Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве»,

Казань, 2014 г., с. 55-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.