Научная статья на тему 'Ислам в Архангельской области'

Ислам в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
701
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА / ИСЛАМСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИСЛАМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ISLAM / INSTITUTIONALIZATION OF ISLAM / ISLAMIC INFRASTRUCTURE / ISLAMIC RENAISSANCE / ARKHANGELSK REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михалева А. В.

В статье показано состояние мусульманских общин и развитие исламской инфраструктуры в Архангельской области, которую можно отнести к отдельному типу российских регионов с незначительной долей мусульманского населения. Применительно к Архангельской области делается вывод о запаздывании процессов институционализации ислама, о слабом развитии исламской инфраструктуры, об относительно спокойном, беcконфликтном восприятии ислама и его представителей на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the condition of the Muslim communities and the development of Islamic infrastructure in the Arkhangelsk region, which can be attributed to the separate type of Russian regions with a small share of the Muslim population. Concerning the Arkhangelsk region is the conclusion drawn about the delayed institutionalization of Islam, poor development of Islamic infrastructure and a relatively peaceful, conflict-free perception of Islam and its representatives at the regional level.

Текст научной работы на тему «Ислам в Архангельской области»

УДК 297+323.15 А.В.Михалева

Ислам в Архангельской области

Пермский филиал по изучению политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН (г.Пермb);mialba@yandex. ru

В статье показано состояние мусульманских общин и развитие исламской инфраструктуры в Архангельской области, которую можно отнести к отдельному типу российских регионов с незначительной долей мусульманского населения. Применительно к Архангельской области делается вывод о запаздывании процессов институционализации ислама, о слабом развитии исламской инфраструктуры, об относительно спокойном, бесконфликтном восприятии ислама и его представителей на региональном уровне.

Ключевые слова: ислам, институционализация ислама, исламская инфраструктура, исламское возрождение, Архангельская область.

The article considers the condition of the Muslim communities and the development of Islamic infrastructure in the Arkhangelsk region, which can be attributed to the separate type of Russian regions with a small share of the Muslim population. Concerning the Arkhangelsk region is the conclusion drawn about the delayed institutionalization of Islam, poor development of Islamic infrastructure and a relatively peaceful, conflict-free perception of Islam and its representatives at the regional level.

Keywords: Islam, Institutionalization of Islam,Islamic Infrastructure, Islamic Renaissance, Arkhangelsk region.

Северные регионы Европейской части России, которые часто маркируются как Русский Север - одна из наиболее удачных площадок для изучения проникновения инокультурной религиозной практики в систему устоявшихся социокультурных норм. Особую выразительность этот процесс приобретает в случае соприкосновения и наложения таких, казалось бы, разных культурных традиций, как христианская и мусульманская, что придает дополнительную актуальность проблеме самосохранения и обновления в историческом процессе.

Архангельскую область можно отнести к тому типу регионов, где доля мусульманского населения не превышает 4%, ислам не имеет многовековых исторических корней, а сам регион традиционно воспринимается как «русский» [6] и «православный» [7]. В таких регионах, как правило, сильным оказывается влияние институтов РПЦ, а общественные настроения во многом детерминируются русофильской

*

Статья подготовлена в рамках реализации проекта 12-6-9-007 АРКТИКА «Формирование интегральной идентичности арктического макрорегиона России».

и христианской идеями. Регионы этой группы представляют наибольший интерес с точки зрения возможности ретроспективного взгляда на процессы исламского возрождения, начавшиеся в центральных регионах России 10-15 лет назад.

В данной статье предлагается рассмотреть и оценить состояние регионального ислама на современном этапе: институционализацию мусульманских общин и развитие исламской инфраструктуры в области.

Данные о численности мусульман в Архангельской области сильно разнятся: официальная статистика располагает сведениями о 8 тыс. мусульман [ВПН2010], региональные СМИ пишут о 10 [1] или 30 тыс. [14], а мусульманские лидеры убеждены, что в области проживает около 20 тыс.мусульман [ИРК]. Сопоставление данных официальной статистики 2002 и 2010 гг. позволяет сделать вывод как о сокращении общей численности региональной уммы, так и о незначительном уменьшении удельного веса мусульман к населению области (с 0,69 до 0,66%).

Несмотря на относительное слабое представительство мусульман в области, их религиозную традицию сложно назвать культурной экзотикой для местного сообщества. Ислам на территории Архангельской области появился в первой половине XIX в., когда была построена первая мечеть для удовлетворения религиозных потребностей военно-служащих-мусульман. Следующая волна мусульманской миграции в край была вызвана голодом в Казанской губернии 1899-1901 гг. и развитием «колониальной» торговли, которую контролировали татарские купцы [13]. Вследствие их успешной деятельности в начале XX в. в Архангельске действовал новометодный мектеб, а 26 августа 1905 г. состоялось открытие новой мечети с минаретом, которая функционировала вплоть до своего закрытия в 1931 г.

Вопреки сложившейся исторической традиции, сегодня в этнической структуре мусульманской общины Архангельской области преобладают не татары (3283 чел. в 2002 г. [ВПН2002] и 2335 чел. в 2010 г. [ВПН2010]), а азербайджанцы (3034 чел. в 2002 г. и 2605 чел. в 2010 г.). Изменения этнического состава уммы произошли в период с 2002 по 2010 г., что и зафиксировали две всероссийские переписи. Башкиры с третьей позиции в 2002 г. (474 чел.) сегодня оттеснены на пятое место (394 чел.). Узбеки (435 чел.) и таджики (401 чел.) по численности вышли на третье и четвертое место соответственно. Если первые мусульмане на территории Архангельской области имели татарское происхождение, то современная региональная умма формируется в первую очередь за счет выходцев из сопредельных с Россией государств. По тем же данным официальной статистики численность

дагестанской диаспоры на сегодняшний день составляет около 876 человек (примерно 11% региональной уммы).

В силу сложившихся исторических условий развития, географической удаленности от «мусульманских» центров и малого количественного ресурса институционализация мусульманских организаций в Архангельской области по сравнению с центральноевропейскими регионами России началась позже и инициировалась местными этническими элитами. До сих пор работа религиозных объединений тесно переплетается с деятельностью национальных культурных автономий, о чем свидетельствуют одни и те же адреса регистрации религиозных организаций мусульман и соответствующих НКА.

Первая мусульманская организация на территории области - «Местная религиозная организация мусульман (МРОМ) г. Архангельска»

- была зарегистрирована 7 апреля 2004 года. МРОМ г.Архангельска подчиняется ДУМЕР во главе с Р. Гайнутдином. Возглавляет её Магомед-Мурза Султанов, аварец по происхождению. В своей статье о региональном исламе М.-М. Султанов подчеркивает, что община состоит нетолько из татар: «Этнический состав общины многообразен: аварцы, даргинцы, чеченцы, арабы, азербайджанцы, русские и др.» [12]. Первая религиозная организация мусульман, которая объединила верующих - выходцев с Северного Кавказа, появились благодаря активной религиозной позиции лидеров вышеназванных этнических общин, которые и выступили в качестве инициаторов создания МРОМ. Общее число прихожан, по оценкам лидеров общины, варьируется от 2 тыс. [12] до 9,5 тыс. чел. [3]. В распоряжении общины находится арендуемое молельное помещение, рассчитанное на 60 мест. Руководство общины тесно сотрудничает с мусульманскими организациями соседних регионов (ДУМ Республики Карелия, община Кондопоги) [12] и региональными структурами РПЦ. Так, 30 сентября 2008 г. на праздновании по случаю окончания поста в месяц Рамадан присутствовал епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. С марта 2008 г. МРОМ выпускает бесплатную еженедельную газету «Путь истины». Помимо этого МРОМ осуществляет активную религиозную, образовательную (преподавание основ ислама и чтение Корана), благотворительную и общественную деятельность. В сентябре 2011 г. МРОМ г. Архангельска часть собранных от закята денег распределил между малообеспеченными жителями области независимо от вероисповедания [9]. Основные же проблемы, мешающие развитию регионального мусульманского сообщества, глава общины видит в отсутст-

3

вии храма и мусульманского кладбища . В августе 2007 г. мэрия г. Архангельска пошла навстречу мусульманской общине и выделила земельный участок под строительство мечети площадью 0,5033 га на ул.Касаткиной.

История с передачей земельного участка по ул. Касаткиной одной из мусульманских общин области, с одной стороны, вскрыла имеющиеся противоречия в региональной умме, с другой - показала реальную возможность третьих сил использовать внутриисламские противоречия для решения собственных проблем. В январе 2005 г. мэр г. Архангельска Олег Нилов по ходатайству СМР и Р. Гайнутдина выделил земельный участок на тот момент ещё не зарегистрированной в органах юстиции мусульманской организации «Нур Ислам» во главе с Римом Калимуллиным, которого порицали за дружеские отношения с мэром. Оппозицию ему составила МРОМ г. Архангельска во главе с М.-М. Султановым, которому и была в итоге передана земля под строительство мечети. Вспоминая о событиях этого периода, Р. Кали-муллин, председатель Татарской Национально-культурной автономии Архангельской области (ТНКА АО), отзывается следующим образом: «Я только одного не понимаю, когда те же мусульмане начинают тебе палки в колеса совать для того, чтобы занять это место. Это же не рынок, это не бизнес... Ну сейчас наладилось всё... Чеченцев и дагестанцев здесь можно по пальцам пересчитать, их задачи понятны, но на данный момент они уже успокоились» [ИРК].

Вторая мусульманская организация, позиционирующая себя как Местная религиозная организация мусульман «Нур Ислам» г. Архангельска и Архангельской области, была создана 12 апреля 2005 г. по инициативе председателя ТНКА АО Рима Калимуллина. Регистрация второй мусульманской организации отчасти была обусловлена обострением внутри исламской конкуренции на региональном уровне, а также практической заинтересованностью - необходимостью юридического статуса общины для отстаивания религиозных интересов местного татаро-башкирского населения. В организационном плане община также подчиняется ДУМЕР. Потеряв право на земельный участок по ул. Касаткиной, «Нур Ислам» начал кампанию по возвращению здания исторической мечети г. Архангельска. Подключение к этому процессу московского муфтия Р. Гайнутдина, бывшего министра экономического развития России Э.С. Набиуллиной и экс-президента Татарстана М.Ш. Шаймиева позволило добиться положительного результата, и 1 июня 2010 г. здание исторической мечети

3 По данным историков-краеведов для мусульманских захоронений в досоветский

период была отведена часть Кузнечевского кладбища [13]._________

Архангельска по ул.Карла Маркса, 40 было передано мусульманской организации. По мнению Р. Калимуллина, архангельская мечеть может считаться «самой северной мечетью» в мире (64°33' 00”с. ш.). Однако мечети Норильска (69°20'00" с. ш.) [10], Салехарда (66° 32' 00"с. ш.) [15] и Нового Уренгоя (65° 57'37''с. ш.) [8] расположены севернее Архангельска. В феврале 2011 г. мэрия города утвердила проект реставрации здания мечети, который обошелся общине в 450 тыс. руб. В 2012 г. в старом здании начались реставрационные работы, однако вопрос об их окончании пока остается открытым. Всеусилия руководства МРОМ в настоящее время направлены на восстановление культового здания и создание на этом месте Исламского центра, который бы объединил всех мусульман области независимо от этнического происхождения. Социальная и благотворительная деятельность «Нур Ислам» осуществляется в основном по линии и при поддержке Торгового дома Республики Татарстан «Татарстан-Архангельск» (ТДРТ ТА)

[4].

Татарская часть региональной уммы берет за образец модель развития межконфессиональных и межэтнических отношений в Республике Татарстан. У региональных лидеров ТНКА хорошо выстроены каналы лоббирования своих интересов. С учетом вышесказанного можно поспорить с утверждением старшего научного сотрудника Архангельского областного краеведческого музея Татьяной Трошиной, что «в настоящее время, несмотря на большое количество представителей татарской национальности в городе, в том числе и потомков первых архангельских татар, никакой организации не существует. Татарская община в Архангельске ныне практически утратила свою самобытность» [13]. Это заявление было сделано в 2003 г., на четвертый год активной деятельности ТНКА, когда успешно продвигалась реализация бизнес-проектов, культурных и социальных программ ТД РТ на территории Архангельской области: организация летних лагерей для детей из Архангельской области в РТ, ежегодное празднование «Сабантуя»-одного из любимых и массовых праздников горожан.

Помимо «земельного» вопроса между религиозными организациями имеются и определенные теологические расхождения, о чём можно судить по письму «группы мусульман из Архангельска», отправленному на имя Исламского комитета с критикой в адрес Р. Гай-нутдина. В 2009 г. московский муфтий от лица всех мусульман поздравил Патриарха Кирилла и православных с Пасхой [11], что вызвало возмущение части мусульман. «Дело о поздравлении» вскрыло не только имеющиеся теологические расхождения в региональной умме по поводу интерпретации отдельных высказываний из Корана, но и общественные амбиции группы региональных мусульман, которые

пытаются продемонстрировать свою компетентность и одновременно заявить об исключительной правоспособности в региональном исламском и общественно-политическом поле.

Местным мусульманским организациям удалось избежать открытого конфликта. Обе они подчиняются ДУМЕР и открыто поддерживают идею объединения мусульманских духовных структур в одном органе: «Объединение - это хорошее дело. Наличие различных организаций сегодня несет вред мусульманам России. Должна быть единая централизованная структура. Можно для ее учреждения созвать съезд всех мусульман России, с делегатами от всех регионов» (М.-М. Султанов) [5]. В интервью председатель мусульманской организации «Нур Ислам» Р.Калимуллин не раз подчеркивал, что противоречия и недопонимание остались в прошлом и он не отрицает, что вторая мусульманская организация имеет право на открытие своего молельного помещения, и не видит в этом проявления конкуренции: «Чем больше мечетей, тем лучше. Я только «за», также, как церкви, это же хорошо. Это есть понятие культуры других национальностей» [ИРК]. Узнать же позицию второй мусульманской организации по этому вопросу и ее председателя г-на М.-М. Султанова не представляется возможным, поскольку руководство общины категорически отказывается от любых комментариев и интервью, касающихся деятельности организации.

В последние годы заметно активизировались усилия местных исламских лидеров по созданию исламской инфраструктуры в области, однако ее состояние пока оставляет желать лучшего. В 2007 г. председатель МРО мусульман г. Архангельска М.-М. Султанов выступил с предложением открыть отдел халяльной продукции в одном из супермаркетов города («Петровский») [2]. Правда, до сих пор эта идея осталась нереализованной. Аналогичные планы есть у Р. Калимуллина. В строящемся комплексе исторической мечети запланированы помещения и для торговли халяльными продуктами. Образовательные предложения по изучению основ ислама в области также ограничены. По утверждению М.-М. Султанова, при МРОМ г. Архангельска действуют религиозные курсы по изучению Корана. Обучение арабскому языку и основным молитвам во второй общине осуществляется пока в частном порядке. Сектор ритуальных услуг при МРОМ развит слабо. Захоронения по мусульманскому обряду проводятся в мусульманской части Вологодского кладбища.

Из мусульманских СМИ до недавнего времени можно было приобрести «Мусульманскую газету» (МРОМ «Нур Ислам») и «Путь истины» (МРОМ г. Архангельска, с марта 2008 г.). Однако МРОМ «Нур Ислам» на сегодняшний день не имеет своего печатного органа. Ново-

сти этнического содержания печатаются в газете «Единый мир» Совета национальностей Архангельской области, а религиозная информация публикуется в печатном органе ДУМЕР или в местных газетах: «На сегодняшний день нам легче дать объявление в «Правду Севера» Архангельской области, которая расходится по всей области, чем я выпущу здесь газету и по квартирам буду ходить раздавать» [ИРК].

Несмотря на определенные сложности в становлении мусульманской общины Архангельской области, лидеры исламских организаций подчеркивают уникальные возможности региона: «Город очень спокойный, область очень спокойная, доброжелательная. Я думаю, здесь будет всё хорошо. Здесь понимают культуру всех национальностей. Здесь есть какое-то очень сильное единение» [ИРК].

Вместе с тем председатель МРОМ «Нур Ислам» Рим Калимуллин отмечает не только благоприятное отношение большинства, но и конструктивные дружественные отношения с политическим руководством региона: «У нас на сегодняшний день с Администрацией области, с Администрацией города просто очень хорошие отношения... Они нам идут по всем вопросам навстречу» [ИРК]. Позиция М.-М. Султанова в региональном политическом поле может быть проиллюстрирована цитатой из его статьи: «.местная религиозная организация мусульман г. Архангельска получила признание в нашей области и в целом по России» [12].

Ситуацию вокруг ислама в области можно назвать достаточно спокойной, бесконфликтной, благоприятной для дальнейшего развития региональной уммы. В силу объективных причин процесс институционализации мусульманских общин Архангельской области начался позднее, чем в других регионах России, что позволило избежать излишней политизированности 1990-х гг. и воздержаться от радикальных методов в конкурентной борьбе за лидерство на региональном уровне. Лидеры регионального мусульманского сообщества уже зарекомендовали себя в политическом пространстве региона в качестве активных и надежных партнеров. Дальнейшее взаимодействие с представителями региональной власти, руководителями других этно-конфессиональных сообществ во многом будет зависеть от их открытости и умения выстраивать двусторонний диалог на основе доверительных отношений. Институционализация ислама протекает по этническим каналам: к настоящему времени в области юридически оформились две мусульманские организации, которые условно можно назвать «татаро-башкирской» и «кавказской». После оформления основных игроков, способных взять на себя представительство интересов местных мусульман, на следующем этапе закономерно встает вопрос о развитии в регионе исламской инфраструктуры, которая находится в

зачаточном состоянии. В ближайшей перспективе внутриисламская конкуренция в регионе, безусловно, сохранится, однако при наличии взвешенной позиции мусульманских лидеров есть шанс избежать ее острых форм. Постепенное выстраивание элементов исламской инфраструктуры, на наш взгляд, будет продолжаться, как и наращивание исламского присутствия в регионе, что косвенно подтверждается и высказываниями местных мусульманских лидеров: «Современное состояние ислама в духовной и этнической жизни Архангельска характеризуется бурной активизацией религиозной жизни мусульман» [12].

Источники

ВПН2002 - Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - М., 2004.

- Режим доступа: //http://www.perepis2002.m/mdex.html?id=17 (Дата обращения: 07.08.2012), свободный.

ВПН2010 - Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Национальный состав населения Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - М., 2012. - Режим доступа:

// http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results.html (Дата обращения: 07.08.2012), свободный.

ИРК - Интервью с руководителем МРОМ г. Архангельска и Архангельской области «Нур Ислам» Римом Калимуллиным от 12.09.2012 г.//Личный архив автора.

Литература

1. Архангельск духовный: в городе будет возрождена мечеть. На очереди строительство синагоги. - ЦКЬ: http://www.echoseve-

ra.ru/news/2010/06/04-/438.html (Дата обращения: 12.09.2012), свободный.

2. В Архангельске планируется открытие отдела халяльной продукции. - URL:http://www.islamnews.ra/news-5223.html (Дата обращения: 12.04.2010), свободный.

3. В Архангельске планируется строительство мечети. -ЦКЬ: http://www.dvinainform.ru/news/2007/08/23/59424.shtml (Дата обращения: 22.08.2012), свободный.

4. Ветераны труда получили подарки в честь Ураза-байрам. -

ЦКЬ: http://dumrf.ru/common/regnews/4521 (Дата обращения:

23.08.2012), свободный.

5. Единство российских мусульман. Итоги всероссийского опроса

мусульманских лидеров. - ЦКЬ: http://www.muslim.ru/1/cont-

/8Z2002.htm (Дат «Русские» регионы России: степень православности

и политические ориентации// Социологические исследования. - 2008.

- № 4 (288). - С. 27-37.

6. Максимов Я. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон встретился с руководителями национально - культурных объединений. - URL:http://www.rasnord.ra/2007/1/25513 (Дата обращения:

03.09.2012), свободный.

7. Мечеть Нового Уренгоя. - URL:http://oneislam.ra/?cat=18 (Дата обращения: 09.07.2012), свободный.

8. Мусульмане Архангельска распределили закят через Красный Крест. - ЦКЬ: http://www.islamrf.ru/news/rusnews/russia/17657/ (Дата обращения: 12.09.2011), свободный.

9. Российская мечеть - в Книге рекордов Гиннесса. - ЦКЬ: http://rus.ruvr.ru/2012_03_15/68524040/ (Дата обращения: 09.07.2012), свободный.

10. Скандальное поздравление. Мусульмане Архангельска просят

... -URL:www.islamnews.ra/news-18431.html (Дата обращения:

21.08.2012), свободный.

11. Султанов М.-М.С., Смирнова М.В., Аль-Мавас М. История и перспективы Архангельской общины мусульман. - ЦКЪ: http://www.rusnord.ru/2008/2/27374 (Дата обращения: 18.08.2012), свободный.

12. Трошина Т. Татарская община в Архангельске (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). - ЦКЬ:

http://tatarica.narod.ru/world/diaspor/arkhang_041203.htm (Дата обращения: 05.07.2012), свободный.

13. У архангельских мусульман будет своя мечеть. -

иЯЬ: http://www.rasnord.ra/2005Z1/12415 (Дата обращения:

25.07.2012), свободный.

14. Ямало-Ненецкий автономный округ. -

URL:http://globtourism.com/ru/?type=publ&id=iamalo_nen (Дата обращения: 09.07.2012), свободный.

Поступила в редакцию 8 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.