Научная статья на тему 'ИСЛАМ О МУЗЫКЕ'

ИСЛАМ О МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
639
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ислам / шариат / хадис / сахих / заиф / музыка / пение / сахабы / улемы / азхаб. / Islam / sharia / hadith / sahih / zaif / music / singing / sahabs / ulema / azkhab.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умаров Шерзод

Среди мусульман мы слышим, что «музыка — это харам, поэтому ее прослушивание не соответствует законам шариата». И по поводу этих идей сегодня религиозным лидерам задают много вопросов. Итак, каковы ответы на этот вопрос в Исламе? Надеемся, что в этой статье вы найдете ответы на подобные вопросы и сделаете для себя необходимые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Among Muslims, we hear that "music is haram, so listening to it is not in accordance with Sharia law." And about these ideas today, religious leaders are asked a lot of questions. So what are the answers to this question in Islam? We hope that in this article you will find answers to such questions and draw the necessary conclusions for yourself

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ О МУЗЫКЕ»

ИСЛАМ О МУЗЫКЕ

Умаров Шерзод

Государственный институт искусств и культуры Узбекистана Дотсент кафедры Народное творчество: (Инструментальное исполнение)

Аннотация

Среди мусульман мы слышим, что «музыка — это харам, поэтому ее прослушивание не соответствует законам шариата». И по поводу этих идей сегодня религиозным лидерам задают много вопросов. Итак, каковы ответы на этот вопрос в Исламе? Надеемся, что в этой статье вы найдете ответы на подобные вопросы и сделаете для себя необходимые выводы.

Ключевые слова: Ислам, шариат, хадис, сахих, заиф, музыка, пение, сахабы, улемы, азхаб.

ABSTRACT

Among Muslims, we hear that "music is haram, so listening to it is not in accordance with Sharia law." And about these ideas today, religious leaders are asked a lot of questions. So what are the answers to this question in Islam? We hope that in this article you will find answers to such questions and draw the necessary conclusions for yourself.

Keyword: Islam, sharia, hadith, sahih, zaif, music, singing, sahabs, ulema, azkhab.

Б.Р.Р. В одном из хадисов я прочел интересные мысли о музыке и пении. Сегодня тех, кто считает себя певцом, множество. Какое же в исламе отношение к пению? Не допустимое (т.е. запретное), как утверждают некоторые набожные, это занятие, или нежелательное, как доказывают другие верующие?

Для того, чтобы понять разницу между этими понятиями, необходимо разобраться в основах исламского права.

Все действия мусульман разделяются на пять категорий (в шариате его называют «хукм»). Это:

- ваджиб - действия, выполнение которых считается обязательным;

- суннат - необязательные действия, выполнение которых считается желательными;

- мубах - дозволенные действия, совершение которых не предписывается, но и не запрещается;

- макрух - действия, которые признаются нежелательным (танзих) или запретным (тахрими);

- харам - строго запрещенные виды действий.

«Харам» как строго запрещающее понятие во всех касательных вопросах понятен и однозначен, чего о «макрухе» сказать невозможно.

"Макрух" - это такое понятие, где определенные нежелательные действия, которые кто-то совершил, строго не возбраняются, но все же они считаются порочными. Например, при совершении непроизвольных нежелательных действий во время намаза или омовения перед молитвами. Намаз или омовение в этом случае все же считается осуществленными, но с изъянами и недостатками, в результате чегол мусульманин не получает в должной мере желаемого воздаяния. [5.1.]

Данный вопрос является одним из злободневных, он стал причиной многих полемик и горячих, порой ожесточенных споров. Кто-то считает, что даже звуки мелодии являются "харам", другие утверждают, что музыку необоснованно очерняют, поскольку музыка уже глубоко вошла в человеческую жизнь и этим доказала свою необходимость. Но не каждый способен давать ответ, опираясь на прочитанные и изученные книги, анализируя толкование разных теологических исследований.

Те, кто спорит на эту тему, утверждают, что кто-то говорил о музыке как о положительном явлении, а кто-то - наоборот. И те, и другие не всегда в состоянии аргументировать свои доводы.

И у наших предков в течении веков были разные взгляды на музыку. Но в одном аспекте их точка зрения все же совпадала: "Непристойная музыка, которая состоит из жестов, слов и выражений, противоречащих принципам морали шариата, безусловно, является харамом". Но в отношении музыки и песен, воспевающих человеческие ценности, любовь к родине, разъясняющих смысл исламского учения, взгляды наших ученых улемов рознятся. Некоторые из них отмечают, что музыка является абсолютным харамом и мусульманину нельзу слушать музыку. Они приводят в качестве аргумента 6-ой аят из суры "Лукман" священного Корана: "Среди людей есть и такие, которые собирают досужие россказни, чтобы по своему невежеству совратить [людей] с пути Аллаха, высмеивая этот путь. Подобным людям уготовано унизительное наказание1». [6. 595.] Улемы утверждают, что в этом аяте речь идет о песне и в качестве аргумента приводят высказывание Хазрата Ибн Аббаса (его полное

1 В статье использован перевод Корана Магомед-Нури Османова. Казань, 2012 г. Tashkent, Uzbekistan

имя - Абу Джафар Кусам ибн Аббас ибн Абдулмутталиб ибн Хишам ал-Курайший (да будет доволен им Аллах), являющегося двоюродным братом Расулулляха - пророка Мухаммеда. Он родился примерно в 624 году. [2. 1.] Имам Бухарий пишет: "Лбу Бакр (да будет доволен им Аллах) увидел, как две девушки играли на дойре и пели песню, и он запретил им петь, сказав: "Разве можно играть музыку дьявола у Расулулляха (мир ему и благословение Аллаха)?" Расулуллях (мир ему и благословение Аллаха) не стал возражать его словам.") [5.1.]

Другие улемы говорят: "Здесь нет смысла, обозначающего песню. Все гнусные слова, призывающие людей отступить от истинного пути, которые содержатся в песне, речи, книге или полемике, все как один являются харамом. Никто не может этого отрицать. Если они приводят в качестве аргумента толкование Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), то нужно учесть, что тысячи последователей - саххабы не делали такого толкования, и саххабы, делавшие другие толкования, больше, чем Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах)".

Те, кто считает, что музыка и песня - харам, приводят в качестве аргумента еще одно правило, которое существовало до возникновения хадиса, оно дошло до нас в очень измененном виде: некоторые выражения опущены, смысл некоторых фраз неточен. В нем в данную категорию включены четыре вида действий, которые относятся к мужчинам: предаваться пьянству, носить золотые украшения, носить шелк, петь песни. Во многих хадисах разрешается заниматься музыкой и пением, но некоторые утверждают, что совершение вышеуказанных действий приводят к таъвилю их смысла (таъвил - это сведение буквального смысла священного Корана к метафорическому), и приводят доводы из самых надежных источников. Отчасти в Хадисе,

л

рассказанном Саъд ибн Муъозом (да будет доволен им Аллах) есть такое предание: "В день моей женитьбы Расулуллях (мир ему и благословение Аллаха) пришел в наш дом и сел на стеганое одеяло. Двое девушек пели песню, восхваляющую достоинства моего отца. Одна из них сочинила и спела такую строку: "Среди нас есть такой Пророк, который пророчит завтрашний день ". Расулуллях (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Перестань, лучше спой предыдущую песню". [1. 102.]

Как доказывает этот хадис, наш пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) лично посещал свадьбы и слушал песни, иногда, когда

2 Саъд ибн Муоз ибн Нуман ибн Имрулкайс ибн Ашаль-аль-Авсий - один из сахабов, в 17-летнем возрасте в числе первых принял ислам. [2. 1.]

Cholg'u ijrochiligida musiqiy ta'lim uzviyligini ta'minlash Providing the integrity of music education in instrumental performance

певцы меняли слова песни, он наставлял их не искажать первоначальный

смысл.

В одном из известных хадисов существует другое предание: "Однажды хазрат Абу Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах) зашел в дом, где жила его дочь Айша, и увидел, что наш пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) лежит, отвернувшись к стене, а его голова обмотана чалмой. Айша сидит, а перед нею двое девушек поют песни. Увидел Абу Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах) состояние своего зятя и сказал своей дочери: "Как, в доме Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) играют мелодии дьявола?!" Тогда наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял голову и сказал: "Эй, Абу Бакр! Оставь их, у каждого племени есть свой день Ийда. Сегодня наш Ийд". ("Ийд" - арабское слово, в переводе оно означает "повторять". По преданию Аллах на этом празднике вновь и вновь дарует своим рабам дары, и поэтому праздник носит такое название. Арабская буква "айн", с которого начинается это слово, имеет своеобразный надстрочный знак, из-за которого данное слово на узбекском языке в написании арабской графикой читается как "хайит") [4. 1.]

Есть другое предание, согласно которому однажды в мечети темнокожие из Эфиопии исполняли военный танец. Айша (да будет доволен ею Аллах) наблюдала за ними, подперев свой подбородок к плечу мужа - пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). Расулуллях спросил ее: "Ну, как? Все? Насытилась танцами? " Когда закончились танцы, все разошлись.

Есть еще несколько преданий такого рода и, конечно, можно подолгу останавливаться на каждом из них. Шейх Мухаммед Юсуф Мухаммед Садык в своей книге "Хадис и жизнь" ("Хадис ва хаёт", 13-часть - "Брак, развод и выжидание" ("Никох, тало; ва идда") приводит множество хадисов на эту тему.

В заключении необходимо заметить, что ислам не против исполнения песен на свадьбах и праздниках, в шариате приветствуются песни, в которых возвеличиваются человечность, любовь, доброта и благородство, а также песни на религиозные темы, где воспеваются гуманистические идеи ислама. В этом аспекте многие улемы пришли к единому мнению. Некоторые улемы советуют благочестивым людям, которые принимать за грех даже мелодию, не быть столь категоричными и напоминают им, что осуждать человека за то, что тот слушает музыку и заявить ему, что тот тем самым совершает большой грех и в результате отойдет от веры, является невежеством.

Но поскольку, как мы говорили выше, мнения даже наших выдающихся улемов расходятся, то, споря о значении музыки и пения, следует выслушать доводы обеих сторон и воздержаться от недостойных высказываний в адрес

Cholg'u ijrochiligida musiqiy ta'lim uzviyligini ta'minlash Providing the integrity of music education in instrumental performance

друг-друга, а также тех, кто выбрал себе путь служения искусству. А те, кто не

любит музыку и предпочитает жизнь в воздержании от земных удовольствий,

конечно, вправе жить, не слушая мелодий, и оставаться верными своим

убеждениям и понятиям. Но и винить тех, кто следует строгим

предупреждениям улемов, основанных на аргументах из шариата и хадисов,

никто не имеет права. Валлаху аълам (Аллах все знает).

Литерауры

1. Аhmаd Muhаmmаd '^шат ibn АЬЬоэ". ("Кусам ибн Аббас") Статья. https://e-tarix.uz

2. Ahmad Muhammad '^аМ ibn Mu^z" ("Саъад ибн Муаз") Статья. https://siyrat.uz

3. "АhbоsЫаr kim?" ("Кто такие Ахбашы?"). Статья. https://islom.uz

4. Muhаmmаd Abdulbh Rоjuv "Iyd hаqidа" ("Об Ийде"). Статья. Перевод с арабского Мухаммад Али Мухаммад Юсуф. https://islom.uz

5. "Макрух нима дегани?" (Что такое "макрух"?). статья, https://islom.uz

6. Шайх Алоуддин Мансур "Куръони Азим мухтасар тафсири". Т., "Узбекистан" НМИУ, 2020.

7. Shаyx Muhаmmаd Sоdiq Muhаmmаd Yusuf "Аqоid ilmi vа ungа bоg'liq mаsаlаlаr" ("Наука акиды и связанные с ней вопросы".) Ташкент, "Hilol nashr", 2015.

8. Sаyx Muhаmmаd Sоdiq "Islоmdа musiqа vа qo'shiq tinglаsh hаrоmmi yoki mаkruhmi?" ("Является ли прослушивание музыки и пение харамом или макрухом в Исламе?".), видео, канал "Islоm FM" https://www.youtube.com,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.