Научная статья на тему 'Ислам как источник прогресса мировой цивилизации'

Ислам как источник прогресса мировой цивилизации Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
70
8
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
МАСЛААТ / ЗАКЯТ / ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Тимощук Алексей Станиславович

Cогласно учению В.И. Вернадского, религия также принимает участие в ноогенезисе, глобально-эволюционном развитии социума, наряду с философией, наукой, моралью. Эволюционно-синергетическая модель мышления находит в отдельных частных подпроцессах творческий потенциал для преодоления региональных и глобальных проблем. Автор исходит из того, что просветительский потенциал ислама не исчерпан. Он является традиционным институтом, регулирующим общественные отношения и обладает ценными ресурсами в области экологического отношения к животным, консенсусного права, социального служения.

Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Тимощук Алексей Станиславович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ислам как источник прогресса мировой цивилизации»

СООБЩЕНИЯ

УДК 282 ББК 86.3

Алексей Тимощук ИСЛАМ КАК ИСТОЧНИК ПРОГРЕССА МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация: Согласно учению В.И. Вернадского, религия также принимает участие в нооге-незисе, глобально-эволюционном развитии социума, наряду с философией, наукой, моралью. Эволюционно-синергетическая модель мышления находит в отдельных частных подпроцессах творческий потенциал для преодоления региональных и глобальных проблем. Автор исходит из того, что просветительский потенциал ислама не исчерпан. Он является традиционным институтом, регулирующим общественные отношения и обладает ценными ресурсами в области экологического отношения к животным, консенсусного права, социального служения.

Ключевые слова: маслаат, закят, исламская цивилизация, глобальный эволюционизм

В золотую эру ислама периода пророка Мухаммеда и его первых халифов народы становились правоверными в том числе по социокультурным причинам, так как новая система предлагала более цивилизованный способ разрешения конфликтов и организации жизни. Мухаммед защищал права женщин, ограничил многоженство 4 женами, при условии возможности мужчины их содержать, запретил азартные игры, алкоголь, нечистые привычки в питании, все то, что затем стали называть «джахилия» - состояние дикости и варварства.

Ислам выступал в ранний период своего развития источником культуры и цивилизаций, способствовал развитию наук и искусств, технологий, медицины. Во времена крестоносцев ислам был более прогрессивной и гуманистичной культурой. С тех пор много изменилось, ислам диверсифицировался, отдельные его ветви радикализированы. Возможно, это будет смело сказано, но кто-то из просвещённых имамов должен сформулировать обновлённую теологию ислама, потому что сложные традиционные конструкции фик-ха далеки от простых верующих, которые скорее посмотрят экстремистский ролик на УоиТиЬе, нежели будут разбираться в тонкостях арабской премудрости.

Аятолла Хомейни применял историческое понятие «джахилия» к современным капиталистическим государствам. Ислам сегодня нуждается в осмыслении западной цивилизации, позиционировании себя в глобальном сообществе и принятии долгосрочной стратегии развития, включающей технологии и образование.

Ближний Восток - это древнейший регион проживания человека, где зародилось несколько цивилизаций, оставивших нам богатое культурное наследие. Египтяне и финикийцы, хетты и миттанийцы, шумеры и аккадцы, евреи и арабы, - все они за тысячи лет создали техническую и экономическую базу, на которую мы опираемся до сих пор: письменность, счёт и злаки. Самые большие по охвату авраами-ческие религии тоже происходят отсюда. Ислам в социальном смысле - это влиятельная мировоззренческая система и, возникшая как способ коллективного преодоления тягот жизни, справедливого устройства общины в её стремлении к высшим ценностям и идеалам.

Россия издревле находилась на перекрёстке цивилизационных очагов, здесь жили индоевропейские, тюркские и угро-финские народы, стояли их города: Булгар и Суздаль, Дербент и Ладога, Казань и Москва. Сегодня как никогда нам необхо-

дима стратегия устойчивого развития российского общества и государства.

Срез влияния религиозности на репродуктивные установки, проведенный на Южном Урале, показывает, «что среди респонденток, которые имеют троих детей, 91,9% составляют женщины - мусульмане»85. Существенно, что российский ислам более образованный и модернизированный. Так, в Средней Азии до сих пор рожают по 5-10 детей, мало задумываясь о полноценной интеграции поколений в общество в плане образования и индивидуального развития. Российские мусульмане в среднем рожают 2-3 детей, при этом стараются дать потомству качественное образование и полноценную интеграцию в обществе, открывая перед детьми высокие социальные лифты мобильности через государственное управление, военную службу, правоохранительную деятельность. Переход к малодетной семье, увеличение доли экономически самостоятельного городского населения, доступность образования и медицины - всё это вызовы Средней Азии XXI века, которые не стоят перед исламом в России.

Понимание особого статуса российского ислама - это один из доводов, почему рецепция идей из Саудовской Аравии, Египта, Сирии и других традиционных школ ислама должна быть осторожной и выборочной.

Исламская солидарность - это важнейший социально-политический фактор, который Россия должна учитывать в своей политике. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы российские мусульмане, были, если не лидерами в исламском мире, но входили бы в ядро самых образованных, социально успешных и прогрессивных в мировой умме. Это влияет на международный статус Российской Федерации, имеющей долгосрочные отношения сотрудничества на Ближнем Востоке и Северной Африке. Затем это предотвращает от ненужной радикализации отечествен-

85 Мельников В.В., Маркина А.Ю. Репродуктивные установки женщин фертильного возраста // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2009. - Т. 11. - № 4. - С. 190.

ных мусульман. Слабые позиции в сфере религиозного образования, низкая социальная мобильность, маргинализация, плохая экономика - всё это почва для увеличения активности экстремистов и террористов, эксплуатирующих идеи «джихада», «газавата», суда по шариату и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфические исламские интересы умеренных верующих не противоречат Конституции России и касаются уважения веры, соблюдения праздников, возможности совершения паломничества. Всеобщие интересы российских мусульман резонируют с чаяниями всех граждан и касаются социальной справедливости, безопасности, развития здравоохранения, образования, экономических возможностей. Иначе говоря, то, что нас объединяет, имеет гораздо больший и повседневный фундамент, а то, что нас разъединяет, не выходит за рамки специфических интересов других социальных групп и не может быть серьёзным препятствием в развитии России как международного государства со своей историей, своими интересами, своим многонациональным и поликонфессиональным голосом.

Общая историческая судьба россиян, которую разделяют уже много веков христиане, мусульмане, буддисты, анимисты, агностики и просто светские граждане, - это большой жизненный мир, сохранение которого способствует передаче российской культурной эстафеты и далее на многие лета.

Уникальный голос ислама в российской полифонии смыслов составляет ценный человеческий капитал: честный труд как путь праведности, забота о слабых, сострадание, милосердие, скромность, уважение старших.

Ислам и иудаизм представляют экофильное отношение к природе - животному разрешается причинять как можно меньше боли. Рационализированное европейская классическая наука не давала животным малейшего права быть личностью. Так, Декарт, иезуит по образованию, проводил эксперименты над живыми эмбрионами коров, которых по его заказу ему доставал мясник. При этом он относил неродившихся телят к сфере протяжённой

материи - res extensa (раз они не сомневаются, значит, не могут быть субъектами -res cogitans). Декарт, проводивший вивисекцию, убеждал себя и других, что крики животных - лишь симуляция.

Ислам предлагает интересную методику восстановительного правосудия. Такой формой консенсусного права выступают примирительные комиссии на Северном Кавказе (маслаат). Этот способ разрешения противоречий восходит ещё к мединской практике пророка Мухаммеда, отличившегося примирением сторон (арабское слово «маслаат» переводится как «общее благо», «интересы сторон»). Мас-лаат интересен тем, что позволяет сторонам наиболее полно восстановить психологическое и моральное равновесие. Примирение используется не только для административных случаев, таких как ДТП, но и для уголовно наказуемых деяний. Обычно формальное юридическое регулирование не удовлетворяет ни жертву, ни преступника, остаётся недовольство несправедливостью решения: «слишком строго наказали, меня не поняли» - думает преступник, «он человека жизни лишил, а ему 20 лет дали» - думают потерпевшие. Маслаат - это сложный традиционный комплекс действий со стороны обидчика по отношению к пострадавшим, не замещающий уголовное наказание, но дополняющее его через признание вины, демонстративное самоуничижение, предложение материальной компенсации урона. Через маслаат снимается психологическое бремя, отягчающее социальные отношения.

Только в исламе благотворительность и забота о ближнем возведены в ранг обязательного религиозного принципа (за-кят). Социальное неравенство - это плодородная почва для идей насильственного установления справедливого общества. Особенность ислама заключается в том, что это единственная религия, которая включила в религиозные обязанности практику распределения богатства. Социально-экономический институт закят существенно отличается от христианской милостыни или индобуддийской данам. Это не благотворительность богатых по отношению к бедным, а акт нравственного

воспитания, практика социальной солидарности. Ислам можно назвать «духовным коммунизмом». Отличие заключается в том, что собственно коммунизм не имеет трансцендентной цели, а ислам представляет собой долгосрочную основу как мирского, так и священного порядка. Закят -это форма поклонения Всевышнему и не исполнение его является грехом. Таким образом последовательно осуждаются расточительство, гиперпотребление и роскошь.

Радикальные исламские группировки - это протестные организации, стремящиеся путем насилия через возврат к ложно ими понимаемым исходным положениям Мухаммеда реорганизовать государственную и общественную жизнь. Стихийный протест против городских купцов и богачей выразился в XVIII веке в течении ваххабитов. Последователи Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному Богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджаз с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабизм сделался господствующей идеологией.

Этот исторический сюжет демонстрирует, насколько важна экономическая, социальная и правовая тема для религиозных движений. Ведь христианство и буддизм также возникли как реакция на угнетённое состояние низов и провозгласили чёткие социальные идеалы: справедливость, равенство, забота о ближнем.

В условиях экономического неравенства и продолжающейся институализа-ции ислама, особую опасность для государства и общества представляют формы радикального ислама, которые выступают против светского образования, региональ-

ного ислама, равенства мужчин и женщин, вынашивают идею насильственного создания исламского государства-«халифата».

Построение гражданского общества в России невозможно без развития коммуникативной рациональности, одной из слагающих которой является уважение конфессионального разнообразия, а также способность государства слышать голос народа, выравнивать экономические возможности, создавать социальные лифты. Ислам изначально представляет собой форму гражданской самоорганизации и рационального отношения к жизни. Именно эта форма традиционного ислама востребована в России и во всём мире, она содействует благосостоянию и безопасности

общества в целом. Те вероучительные школы, которые поощряют рациональное отношение к жизни (матуридизм, мутакал-лимы, джафариты и др.) имеют огромный цивилизационный потенциал. Ислам может выступить благодаря этим философским школам миротворцем, меценатом и помощником всех народов. В то время как узкодогматические интерпретации, отрицающие культуру, историю, традиции, светское образование, свободу воли (сала-фиты/ваххабиты) становятся, к сожалению, почвой для экстремистских учений и не генерируют универсальную объединяющую силу, столь необходимую всему человечеству и в целом и исламу в частности.

Источники и литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мельников В.В., Маркина А.Ю. Репродуктивные установки женщин фертильного возраста // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке»». -2009. - Т. 11. - № 4. - С. 190-192.

Alexey Timoshchuk

ISLAM AS A SOURCE OF PROGRESS OF WORLD CIVILIZATION

Abstract: According to the teachings of V.I. Vernadsky religion also takes part in the noogenesis, global evolutionary development of the society, along with philosophy, science and morality. The evolutionary-synergetic model of thinking finds creative potential in separate private sub-processes for overcoming regional and global problems. The author proceeds from the fact that the enlightenment potential of Islam is not exhausted. It is a traditional institution that regulates social relations and has valuable resources in the field of environmental attitudes towards animals, consensus law, and social service.

Keywords: maslaat, zakat, Islamic civilization, global evolutionism

Sources and Literature:

1. Melnikov V.V., Markina A.Yu. Reproductive settings of women of fertile age / / Electronic scientific and educational bulletin "Zdorovie I obrazovanie v XXI veke". - 2009. - Vol. 11. - №. 4. -P. 190-192 (in Russian)