Научная статья на тему 'Ислам как фактор формирования государственности Волжской Булгарии'

Ислам как фактор формирования государственности Волжской Булгарии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
699
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ИСЛАМ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК / STATEHOOD / ISLAM / CULTURE / TRADITION / MUSLIM EAST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пичугин А. Б.

Рассмотрен исторический выбор, предопределенный принятием ислама Волжской Булгарией. Выявлена важность исламского фактора в формировании государственности Волжской Булгарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical choice predefined by the acceptance of Islam in Volga Bulgaria has been considered. The importance of the Islamic factor in statehood formation of Volga Bulgaria has been revealed.

Текст научной работы на тему «Ислам как фактор формирования государственности Волжской Булгарии»

УДК 947.081/083

А.Б. Пичугин

ИСЛАМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

Ключевые слова: государственность, ислам, культура, традиция, мусульманский Восток.

Рассмотрен исторический выбор, предопределенный принятием ислама Волжской Булгарией. Выявлена важность исламского фактора в формировании государственности Волжской Булгарии.

Key words: statehood, Islam, culture, tradition, Muslim East.

The historical choice predefmed by the acceptance of Islam in Volga Bulgaria has been considered. The importance of the Islamic factor in statehood formation of Volga Bulgaria has been revealed.

Одним из ключевых составляющих любого государственного образования является духовность. Для средних веков ее аналогом было отношение к религиозным системам с их антиномиями. Развилка на этапе выбора религий предполагает альтернативы не только мировоззренческо-личностные. Любое государство сталкивается с проблемой веры и религии. Не важно, какая эта религия, важен фундамент, на котором «построена» она.

Ислам как социально-идеологическое явление был одновременно историческим итогом процессов развития микросообществ Аравии и одним из следствий поисков амальгамы общих интересов, характерных для Ближнего Востока. Ислам, зародившийся на Аравийском полуострове в начале VII в., стал основой культуры, традиций, политических и экономических воззрений региона. Расширив в последующем свое влияние, он стал религией многих народов мира [1].

Устои государственности волжских булгар зародились на канонах ислама. Попав в Поволжье, в среду язычества - племен финно-угорского происхождения, сонм племен тюркского происхождения скорректировал традиции, тем более что ислам имеет потенциал способности к синтезу культур. Коренной этнос практически не утратил свои этнокультурные черты.

В момент прихода мусульманства на Среднюю Волгу, ислам исповедовали только представители народности баранджеров. В приобщении к этой религии других этносов сыграли свою роль, как географический фактор, так и время принятия ислама. Немаловажна и этническая специфика мусульманских народов: арабские этносы контактировали с волжским населением благодаря торговому пути.

Судьбоносное значение для социально - политического развития Волжской Булгарии сыграло официальное на государственном уровне принятие ислама (900-920гг.). Впоследствии это повлекло за собой расширение политических, экономических и культурных связей с внешним миром, прежде всего с мусульманским миром Востока.

Ислам проникал в духовную культуру общества, изменив тюркские традиции и оттеснив языческие культуры в область суеверий. Утверждение на территории Волжской Булгарии культуры мусульманского типа сформировало основные черты этнополитической булгарской общности [2]. С утверждением ислама язычество потеряло какое-либо политическое влияние в регионе, но все же довольно долгое время присутствовало в жизни части населения. В частности в сельской местности, где политическая и культурная составляющие были слабо развиты и люди жили по законам традиций общества. Примером может послужить Кожаевское селище в 40 км от Болгар, которое было датировано XIII-XIV вв. При раскопках были обнаружены амулеты и захоронения отличающиеся от мусульманских.

После принятия ислама старые верования поклонников Тенгре, равно как и почитателей Ингра как бы «растворились» в исламских догматах «местного происхождения». Коррекции подверглись и исламские религиозные обряды. Так, ибн Фадлан, секретарь посольства Багдадского халифа Джафара аль-Муктадира, приехав летом 922 г. в Волжскую Булгарию, с удивлением обнаружил невозможность совершения пятикратного намаза по классическим канонам, поскольку в короткие летние ночи последний намаз (Ясту), булгары-мусульмане вынуждены были совмещать с предпоследним (Ашхам). В данном примере ярко показывается универсализация ислама по отношению к географическим факторам данного региона.

Уместно в этой связи привести доводы Ф. Энгельса: «Раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованных от прежних времен, так как во всех идеологиях традиция является великой консервативной силой. Но изменения, происходящие в этом запасе представлений, определяются классовыми и экономическими отношениями»[3]. Ислам, будучи фактором культурного развития Поволжья, тем самым вышел за пределы и горизонты арабо-язычного мира. Распространение ислама в тюркском мире можно по праву считать проявлением духовной и культурной экспансии. Таким образом, благодаря унификации и трансформации в тюркском мире мусульманская цивилизация определила для себя новые границы культурного потенциала в новой для себя среде[4].

Отечественные востоковеды различают разные толки ислама. В России представлены все его разновидности. Однако большинство мусульман России - тюрки-сунниты, для них логична ориентация на Турцию.

Опираясь на источники и археологические исследования, исследователи выделяют два основных направления мусульманизации Волжской Булгарии. Первое - миссионерская деятельность арабов в регионе, вторая - торгово-экономические связи Булгарии с Ираном и Средней Азией, которые в свою очередь, стали составной частью мусульманской цивилизации [5]. Определяющей важнейшей доминантой является именно торгово- экономический контекст отношений. С импортом товаров различного назначения, который ввозился как раз из Ирана и Средней Азии, импортировалась еще и культура данных регионов, а с ней и исламский стиль оформления предметов быта, который стал распространяться в Поволжье практически повсеместно. Сюда, в частности, можно отнести посуду из иранской керамики, покрытую бело-синей глазурью, которая имела большую популярность и дорого ценилась, изделия из стекла, ковры ручной работы, а так же зеленый цвет, который фигурировал в одежде, в украшении фасадов зданий [6]. Независимо от «предпочтений» паствы, принятие ислама в зоне язычества было фактом цивилизационной значимоости.

Принятие ислама Волжской Булгарией сопровождалось кардинальными изменениями в идеологической и культурной жизни. По мнению татарского историка Г. Губайдуллина, «любое учение или религия, попав в ту или иную экономическую среду, меняется с учетом соответствующей обстановки; это один из неизменных законов истории. Поэтому ислам, проникнув в тюркский мир, хотя и сохранил название, тем не менее, вынужден был сменить свою сущность. Процесс взаимовлияния и слияния различных учений в тюркском обществе в течение веков не прошел бесследно. И буддизм, и зороастризм, и нетрадиционное христианство, как вода, впитывающаяся в песок, разлились в тюркском исламе»[7].

Исламский фактор определил характер перемен в правовых основах государстенности, «подняв» на более высокую ступень правовую систему (шариат). В Волжской Булгарии начался период становления религиозно-правовой системы, и этот процесс не закончился одномоментным принятием ислама в 922 г., а продолжался впоследствии. Тесные торговые связи со Средней Азией восходят к связям доисламского периода. Ханафитский мазхаб представляет собой свод мусульманских правил, который толкует принципы индивидуального толкования, методы аналогий и логики, что и даёт в свою очередь определить эту школу как наиболее гибкую и либеральную.

Ханафитский толк (мазбах) был наиболее приемлем для Булгарии -в отличие от мазбаха шафиитского толка, который подразумевает жесткость правовых норм и меньшую степень толерантности в отношении к инокультурным мирам. На этот нюанс обратил внимание ибн-Фадлан, который жил в Багдаде и был приверженцем шафиитской школы. Так, правителю Булгар он высказал свое недовольство по поводу того, что когда «муэдзин, призывая к молитве, икаму, то есть часть азана, произнес дважды. А это при дворе халифа не принято» [8]. Посольству багдадского халифа предстояла важная политическая задача и цель, которая подразумевала под собой приобщить Булгарию не только к исламу, но и багдадским религиозным обрядам. Это - один из приемов закрепления багдадским халифатом своего влияния в Поволжье. На мусульманском Востоке принадлежность к тому или иному мазбаху имела политическое значение, которое подразумевало приоритеты в поддержке того или иного правительства. Однако для Волжской Булгарии сохранение ханафитской школы было наиболее приемлемым в связи с ранее установившимися торговыми и культурными связями Средней Азии.

Распространение ислама на территории Волжской Булгарии являлось не только фактором расширения территориальных рамок исламского мира. Исламский фактор задал новый вектор формирования универсального религиозного сообщества с перспективой его перехода в другое, более совершенное состояние. Письменность, поэзия, архитектура, новое право, правила этикета - вот далеко не все приобретения, которые получило Поволжье в обмен на политическую поддержку и контакты со Средней Азией. Дальнейшее развитие ислама в Поволжье создало благоприятный культурно-политический климат, который в процессе насыщения сыграл значительную и важную роль в формировании народности казанских татар.

Изучение предложенного сюжета призвано не только углубить научный поиск в русле взаимодействия цивилизаций и роли исламского фактора в истории края, но и обогатить дидактический арсенал гуманитарных предметов в учебных заведениях. Гуманитарное содержание образования реализуется в преподавании как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин [9].

Литература

1. Набиев Р.А. Исламское возрождение: пути осмысления в контексте развития государственноконфессиональных отношений в постсоветское время / Р.А. Набиев // Российские мусульмане в этноконфессиональных процессах ХІХ-ХХІ вв. - Казань, 2010. -С. 143.

2. Халиков. А. Х. Татарский народ и его предки / А. Х. Халиков. - Казань ,1989. - С. 103-117.

3. Маркс К. Избранные письма / К. Маркс и Ф. Энгельс. - М., 1947.- С. 315.

4. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в ХХ веке / Р.М. Мухаметшин. - Казань, 2003.- С. 21.

5. Мухаметшин РМ. Татары и Ислам в ХХ веке / Р.М. Мухаметшин. - Казань, 2003.- С. 301.

6. Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России / С.М. Червонная. - М., 2008. -С 54.

7. ГазизГ. Татар эдэбияты тарихы / Г. Газиз, Г. Рэхим. - Казань, 1923. - С. 55.

8. Измайлов И. Проповедник на краю Ойкумены. Ахмед ибн-Фадлан и его путешествие на Волгу / И. Измайлов // Мусульмане. - Казань, 1999. - №1(2). - С. 30.

9. Коршунова О.Н., Салимгареев М.В. Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в контексте реализации перспективного направления «химия и технология полимерных и композиционных материалов» // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9. - С. 847-851.

© А. Б. Пичугин - соиск. каф. гуманитарных дисциплин КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.