Научная статья на тему 'Ислам и мусульмане в общероссийских и татарстанских телевизионных программах'

Ислам и мусульмане в общероссийских и татарстанских телевизионных программах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова-mopeнко Ирина, Салахатдинова Лейсан

«СоцИс», М., 2006 г., № 2, с. 120-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам и мусульмане в общероссийских и татарстанских телевизионных программах»

При сравнительной автономии этнических групп (традиционной татарской диаспоры и вновь прибывших) можно говорить об определенных интеграционных процессах в мусульманской общине. Так, турки-месхетины, несмотря на мнение многих исследователей о «закрытости» турецких сообществ, вполне успешно адаптируются к местными условиям, что характерно и для кавказских диаспор.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), М., 2006 г., № 1, с. 133-142.

Ирина Кузнецова-Моренко, Лейсан Салахатдинова, кандидаты социологических наук (г. Казань) ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В ОБЩЕРОССИЙСКИХ И ТАТАРСТАНСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММАХ

Военно-политическое противостояние в Чечне, отозвавшееся терактами по всей России, события на мировой арене - в Ираке, Палестине, на Балканах, в Юго-Восточной Азии, повлекли за собой обостренное внимание к исламу со стороны средств массовой информации. В оборот прочно вошли понятия «исламский фундаментализм», «исламский экстремизм», «мусульманский терроризм», «исламский радикализм». У каждого пятого россиянина (22%) ислам ассоциируется в первую очередь с войной и терроризмом, а приверженцы ислама представляются агрессивными, жестокими и фанатичными людьми. Значительная роль в формировании таких стереотипов принадлежит телевидению. Для изучения особенностей освещения российским и региональным (Татарстан) телевидением жизни мусульман, мнений и стереотипов, касающихся ислама, процессов в мусульманском мире России, Татарстана и зарубежных стран, был проведен контент-анализ телепрограмм.

Проанализировано 141 сообщение центральных телеканалов за период с июня 2003 по июнь 2004 г. В том числе репортажей информационных программ: 71 - «Время» (ОРТ), 61 - «Вести» (РТР), 3 сюжета программы «Основной инстинкт» (ОРТ). В выборку вошли материалы, касающиеся ислама и мусульман. Пик популярности исламской тематики на ОРТ и РТР приходится на

2004 г. в связи с противостоянием в Ираке, приобретшим религиозную окраску. Тематику материалов, затрагивающих ислам, на телевидении можно разделить на пять групп: 1) мусульмане в контексте мирной жизни; 2) мусульмане в контексте военно-политических конфликтов: 3) общественно-политическая жизнь российских мусульман; 4) политика в отношении мусульман: 5) косвенное упоминание об исламе и мусульманах в нейтральном контексте. Большинство материалов программ центрального телевидения, касающихся мусульман, отражало военно-политические противостояния, оказывающие наибольшее влияние на мировую и российскую политику: события в Ираке, чеченские события, израильско-палестинский конфликт и др. (см. табл. 1). В пятой части из числа всех сообщений центральных телеканалов, затрагивающих ислам, мусульмане фигурируют в дискурсе сообщений о терроризме. Анализируя соотношение сюжетов, репрезентирующих жизнь мусульман в мирном контексте и в контексте конфликта, мы видим значительное преобладание последней тематики в 2004 г. (см. табл. 2). Репортажи с места событий, интервью в прямом эфире, характерные для большинства исследованных телематериалов, создают впечатление достоверности.

Таблица 1

Тематика материалов информационных программ ОРТ, РТР и Татарстана, касающихся ислама (в %)

Июнь- Сентябрь- Январь- Май-

август декабрь апрель июнь

2003 г. 2003 г. 2004 г. 2004 г.

«Конфликтный» контекст 76 68 80,7 100

0 12,5 30,7 25

Мирный/нейтральный контекст 8,9 14,2 20,6 0

85,7 87,5 69,3 50

Правительственная политика в 38 47 68 0

отношении мусульман 14,3 0 0 25

Примечания: в числителе данные по ОРТ и РТР, в знаменателе - по Татарстану.

Таблица 2

Тематика материалов ОРТ, РТР, касающихся ислама (в %)

События в Ираке 29,6

Израильско-палестинский конфликт 12,4

События в Чечне 8,3

Международные теракты 6,9

Террористические и радикальные группировки 6,9

Правительственная политика в отношении мусульман 4,1

Визиты официальных лиц 4,8

Мусульманские обычаи и традиции, паломничество 4,0

События в Индии 2,8

Теракт в Узбекистане 2,1

События в Афганистане 2,7

Другое 15,4

При освещении ислама в связи с событиями в Чечне телевизионные каналы придерживались нейтральной оценки в 85% сюжетов. Обвинения в негативном влиянии мусульман и ислама на ситуацию, а также ксенофобные высказывания не присутствовали в формате сюжетов, касающихся Чечни. Не наблюдалось прямого отождествления боевиков с мусульманами, сопровождающие сюжеты тексты не содержали слов «мусульманские боевики», «исламские террористы» и т.п. Можно говорить об отчетливом разграничении ислама и терроризма в освещении чеченских событий. Тем не менее, в свете укрепившихся в предшествующий период стереотипов относительно приверженцев ислама в Чечне, требуются материалы, в которых мусульмане Чеченской Республики и их деятельность оценивались бы положительно. За исследуемый период таких материалов было всего 0,7%, что также не способствует укреплению толерантного отношения к мусульманам данного региона.

Более чем в половине сюжетов о Чечне (10 сюжетов из 18) акцентировалось разграничение ислама и терроризма. Важную роль в разграничении играли выступления Президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова: «Ваххабиты - люди крови. Нужен закон, запрещающий данное религиозное течение»; «Экстремизм

уже проиграл». Одним из итогов его поездки в Саудовскую Аравию было внесение предложения о недопустимости самоубийства в мусульманстве с целью предотвращения терактов. Разграничению ислама и терроризма способствовало и позиционирование А.Кадырова как духовного лидера чеченского народа наряду с недопущением на всероссийское телевидение дискурса об Аслане Масхадове, в выступлениях которого чеченская война рассматривается как религиозная.

97% материалов из общего массива, демонстрирующих деятельность исламских радикальных организаций, появились в выпусках программ центрального телевидения. Первенство по упоминанию на ОРТ и РТР принадлежит группировкам «Аль-Каида» (45%) и Хамас (17%). В 4,3% сюжетов указывалось на связь российских мусульман с зарубежными радикальными движениями. Практически отсутствовали на телевидении материалы о благотворительных и миротворческих исламских организациях.

Мусульманская тематика в СМИ насыщена специальной терминологией. Она встречалась в 48,5% телематериалов, связанных с исламом, в общем массиве и в 49,5% материалов ОРТ и РТР. Употребление религиозных терминов может быть показателем как штампов и стереотипов в отношении мусульман, так и показателем компетентности журналистов.

Таблица 3

Употребление мусульманских терминов на ОРТ и РТР (в %)

Шиизм 40

Суннизм 22

Ваххабизм 10

Намаз 7

Коран 6

Другое 15

Анализ употребляемых на ТВ терминов свидетельствует о циркуляции одних и тех же понятий, давно укрепившихся в массовом сознании как угроза. Широкое хождение получили религиозные термины, используемые в политическом контексте, в то время как терминология, касающаяся повседневной жизни уммы, упот-

реблялась редко. Наибольшее звучание в исследуемый период имели понятия «шиизм», «суннизм» и «ваххабизм», ввиду популярности иракского дискурса в центральных информационных программах.

Видеоряд, сопровождающий телевизионные материалы, в той или иной степени касающиеся ислама, является важной составляющей формирования взаимной толерантности по отношению к религиям и их приверженцам. Положительно, что, несмотря на значительное количество материалов, касающихся военно-политической деятельности мусульман, сюжеты, в кадре которых оказывались лидеры радикальных движений, заложники, составили менее одного процента. Все они были связаны с освещением событий в Ираке. Материалы информационных и общественно -политических программ ОРТ и РТР, касающиеся ислама, носили, как правило, нейтральный характер (81%). Однако, в отличие от татарстанских информационных программ, на центральных телеканалах появлялись материалы, в которых оценку действий мусульман можно условно охарактеризовать как критическую (10,8%). Наиболее частые формулировки, используемые при этом: «фанатизм террористов, пытающихся оправдаться Кораном», «глобальные цели исламизма», «ответственность исламских группировок за теракт». Столь значительная доля объясняется преобладающей тематикой - военно-политическими конфликтами. В большинстве случаев при освещении острой проблематики журналисты избегают каких-либо оценок, не связывая напрямую ислам и терроризм. В ряду информации «невоенного» толка, негативно работающей на образ ислама, выделяется сюжет в программе «Время» о том, что в Нидерландах отец-мусульманин убил дочь за то, что она собиралась выйти замуж за христианина. Материалов, представляющих положительные оценки мусульман, на центральных телеканалах около 5%. Мусульманским праздникам было уделено внимание в 2,4% сюжетов, паломничество (хадж) нашло отражение в 2,8% материалов.

Заметным информационным событием послужили и выступления В.В.Путина, касающиеся Исламской конференции, на которой прозвучали слова поддержки российских мусульман. В отрывке интервью В.В.Путина ТК «Аль-Джазира», переданном в программе «Вести» (РТР), говорится: «Россия имеет большой опыт мирного существования представителей разных религий. У нас 7 тыс. мечетей и 20 млн. мусульман. Государство должно учи-

тывать их интересы». В другом интервью В.В.Путина, посвященном вступлению России в ОИК, было отмечено: «Мусульмане, Родина которых Россия, должны чувствовать себя полностью комфортно и равноправно». Эти выступления - немаловажный факт, способный положительно влиять на позитивный образ мусульман, учитывая высокий рейтинг доверия президенту у населения страны. Кадры из Соборной мечети Москвы в репортажах, посвященных мусульманским праздникам, согласно многолетней традиции, сопровождались поздравлениями президента страны. Представлены материалы с осуждением насилия, о мерах по воспитанию толерантности. В отдельных репортажах речь идет о позитивных взаимоотношениях мусульман с представителями других конфессий. Однако это материалы достаточно официального характера, о чем свидетельствует, в частности, используемый видеоряд: около половины сюжетов сопровождались комментариями корреспондентов, одна десятая - комментариями представителей мусульманского духовенства, выступавшими, чаще всего, в специальных программах. Редкие сюжеты, где показывались рядовые мусульмане, как правило, представляли деревенский уклад жизни, создавая стереотип архаичности, «удаленности» от современной динамичной жизни. Демонстрация в телесюжетах жизни современных, городских мусульман могла бы способствовать восприятию представителей данной религии как людей, во многом идентичных приверженцам других вероисповеданий. Повседневная жизнь мусульман не находит значительного отражения в центральных СМИ - представлено лишь два репортажа с данной тематикой. В одном из них большое внимание было уделено хорошим взаимоотношениям мусульман с представителями других конфессий в Ставропольском крае. «Разнообразие религиозных конфессий ... на Кавказе не мешает населению жить в дружбе и мире, - говорилось в репортаже. - Когда в местных мечетях завершается чтение намаза, слышится перезвон с соседней колокольни. ...В канун Курбан-байрама в мечеть пришел священник. Говорит, что нужно поздравить соседей и к Пасхе ждет в церкви местного муллу». Недостаточно освещаются темы, касающиеся профессиональных успехов мусульман. Действительно, многие военно-политические события в мире так или иначе связаны со странами, в которых проживают мусульмане. Однако в исследуемый период наблюдались и другие

интересные события в умме, не связанные с политикой или криминалом, которые не «подхватывались» телевидением.

Татары, выступая вторым по многочисленности этносом в РФ, исповедуют ислам ханафитского масхаба, достаточно лояльного по отношению к светским установкам и современному стилю жизни, в отличие от ислама ряда государств. Трансляция позитивных примеров из жизни мусульман Татарстана и Башкортостана могла бы стать своеобразным противовесом информации о зарубежных военных конфликтах, зачастую неизбежно связывающей ислам и терроризм. Достаточно интересно выглядит появление на телевидении материалов, в которых затрагивается вопрос о политике в отношении традиций мусульман. Этот вопрос возник в связи с движением за право фотографироваться в платках и дискуссией о запрете на демонстрацию религиозной (в том числе мусульманской) идентичности в государственных учреждениях Франции. Такие сюжеты в исследуемый период проходили в основном в качестве короткой информации нейтрального характера. Анализ видеоряда и комментариев, используемых в данных репортажах, показал сознательный уход от привлечения в информационных программах российских мусульманских лидеров в качестве экспертов. Религиозные лидеры появляются в сюжетах, затрагивающих тему ислама, на центральных телеканалах достаточно редко - в 2,2% материалов. В двух сюжетах председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин комментировал события в Чечне.

Чаще всего положительные оценки исламу в РФ даются официальными представителями мусульманской уммы и государственными чиновниками, когда поздравляют умму с праздником, либо комментируют очередной теракт. Подобные выступления малоэффективны для формирования толерантного поля, поскольку выглядят слишком нарочитыми и официальными для массового зрителя. На фоне открытого стремления СМИ навязать реципиенту ту или иную установку, в его сознании включаются защитные механизмы, препятствующие восприятию этой информации. Также велика вероятность срабатывания эффекта бумеранга, когда информация не оказывает на аудиторию ожидаемого эффекта, а действует противоположным образом вследствие прочности первоначальных установок людей. Преодоление подобного эффекта возможно при подаче аргументов так, чтобы они «постоянно усиливались в течение достаточно длительного времени». Таким обра-

зом, ответственность за преодоление негативной стереотипизации мусульман лежит не только на религиозных деятелях, но в не меньшей степени на журналистах.

Для анализа репрезентации мусульманства в новостных программах Татарстана были отобраны самые популярные информационные программы: на государственной телерадиокомпании «Татарстан» - «Татарстан: Итоги недели» и продукция телекомпании «Эфир» - «Город» и «Республика» (45 сюжетов с июня 2003 г. до середины июня 2004 г.). В целом ГТРК «Татарстан» уделяла несколько большее внимание этой тематике («Татарстан» - 39,5%, «Татарстан: Обзор недели» - 16,3%), чем ТК «Эфир» («Город» -37,2%, «Республика» - 6,9%). В отличие от всероссийских информационных программ, распределение сюжетов, касающихся ислама, в Татарстане практически равномерно за полугодия 2003 и 2004 гг. (52.5% и 47,5% соответственно), что объясняется, во-первых, более частыми информационными поводами, возникающими в пространстве компактного проживания мусульман, и, во-вторых, недостаточным вниманием данных телеканалов к мировым событиям, связанным с исламом. В кадре татарстанских новостных программ чаще всего оказывался журналист/корреспондент телеканала (30,8%), либо демонстрировались общие кадры (14%). На наш взгляд, необходима иллюстрация мусульманских обычаев и традиций, а также повседневной жизни уммы соответствующим видеорядом. Вместе с тем около четверти сюжетов такого рода показывали в кадре корреспондента или сопровождались общим фоном. Мусульманские деятели фигурировали в 13% сюжетов, что немного выше данных по общероссийским каналам. Закономерно и то, что национальное телевидение посвятило местным политикам 9,4% материалов, председателю Духовного управления мусульман РТ Гусман-хазрату Исхакову - 6,5%.

Информационная политика республиканских новостных программ сводится в большей степени к событиям местного масштаба, оставляя в стороне проблемы международного характера. В связи с этим маркирование мусульман в конфликтном контексте практически отсутствовало. Информационными поводами 2004 г., увеличивающими долю «конфликтного» контекста, послужили события на Балканах, в Сирии. В то же время для российских каналов основными материалами конфликтного характера в данный период были репортажи из Ирака (см. табл.1). Учитывая подчерк-

нутое внимание к исламу в Татарстане в связи со значительной долей этнических мусульман, новостные программы выиграли бы в случае появления комментариев местных религиозных лидеров к международным событиям. Рассмотрение событий в Чечне сквозь призму ислама в целом аналогично распределению, характерному для общероссийских каналов. При этом все материалы, касающиеся взаимосвязи Чечни и ислама, основывались на сообщениях российских новостей, официальных лиц и пресс-служб РФ и РТ. Обращение к обычаям и традициям мусульман в большей степени присуще телеканалу «Татарстан», в то время как «Эфир» чаще показывал повседневную жизнь людей, исповедующих ислам. Интересно также, что в два раза чаще «Эфир» обращался и к теме правительственной политики в отношении мусульман. «...Мы буквально строили целый сериал, изо дня в день информировали зрителей о том, что происходит», - отмечал директор службы новостей этой телекомпании, комментируя нашумевшее дело о хиджа-бах. Положительно, что данная тема также освещалась не на уровне слухов или предположений, а исключительно на основе сообщений международных агентств новостей и официальных лиц и пресс-служб РТ и РФ. «Татарстан» и «Город» равны в нейтральной позиции по освещению ислама (чуть более 5%). Однако в «Татарстане» на 10% выше доля материалов, демонстрирующих ислам в позитивном ключе, в то время как «Город» настолько же доминирует в сюжетах с взвешенной оценкой. Возможно, это связано с политикой государственной телекомпании, уделяющей больше внимания культурным и религиозным событиям республики, например, паломничеству, конференции в Российском исламском университете.

Отсутствие религиозной нетерпимости и мирное соседство представителей двух основных религий - ислама и христианства -обусловили тот факт, что и в программах местного телевидения не наблюдалось материалов, негативно освещающих ислам. На это обращали внимание в интервью и многие религиозные деятели. Достижение религиозной толерантности благодаря опыту совместного проживания представителей нескольких религий подчеркивали президент Татарстана М.Шаймиев: «У нас ислам и православие уживаются мирно...», а также советник президента по национальным вопросам Р.Хакимов в программе «Татарстан». В республиканских информационных программах присутствует боль-

шое число сюжетов, рассматривающих повседневную жизнь мусульманской уммы, обычаи и традиции, что отличает их от российского телевидения. Их героями практически в равной степени (около одной пятой в каждом случае) выступали известные деятели культуры и обычные люди, к которым журналисты обращались с вопросами об исламе. Телевизионные материалы, касающиеся воспитания в исламских традициях, мусульманских праздников, паломничества, также сопровождались присутствием в кадре корреспондентов, прохожих, дающих блиц-интервью. В объективы таких материалов недостаточно, на наш взгляд, попадали российские ученые с комментариями, политики, мусульманские лидеры. Половина сюжетов, репрезентирующих повседневную жизнь мусульманской уммы, носила информационно-просветительский характер, в 42% материалов фиксировалось внимание на некоторых положительных аспектах ислама. Чаще всего в передачах данной группы были материалы нейтрального (55%) и положительного (37,5%) характера: телесюжеты повествовали о праздниках, паломничестве, подчеркивали, что традиционный ислам является преградой для распространения ваххабизма, проповедовали тезис о том, что ислам - мирная религия. Часть материалов (7,5%) обладала взвешенными оценками, повествуя о религиозном экстремизме, отделяя его от ислама, имеющего толерантную основу.

Таблица 4

Тематика сюжетов, касающихся ислама, в республиканских информационных программах (%)

Короткие комментарии 33

Воспитание в исламских традициях 23

Мусульманские праздники, их суть, паломничество 10

Разграничение терроризма и ислама 9

Хорошие взаимоотношения ислама с другими конфессиями 6,6

Осуждение насилия, необходимость принятия мер ради толерантности 5,5

Об исламских деятелях 4,4

Помощь ислама в решении жизненных вопросов 3,3

Учет государством мнений мусульман, выступления Путина в поддержку мусульман 2,2

Международный терроризм 2,2

Другое 0,8

Анализ текстового содержания показывает, что одну треть материалов составили короткие комментарии к тем или иным событиям (см. табл. 4). Материалы, касающиеся воспитания в исламских традициях, составили 23%. Это сообщения об открытии летнего лагеря для детей в мечети Булгар, посещении студентов Российского исламского университета известным богословом Абду-лой Али Босфором, открытии в Нижнекамске двух мусульманских групп в детском саду, освещение обсуждения Союза мусульманских женщин, касающегося их предложения ввода уроков нравственности в школах и т.д. Важно отметить, что в татарстанских информационных программах и в мусульманских передачах практически не использовались такие термины, как «шиизм», «суннизм», «ваххабизм», «халифат». Среднестатистический татарстанский зритель знаком с этими понятиями с подачи российских телеканалов, употребляющих данную терминологию в контексте военно-политических конфликтов. Если в местной прессе время от времени всплывает тема ваххабизма, то телевидение старается не касаться этой проблематики.

Недостаточно внимания новостные программы местного телевидения уделили разграничению ислама и терроризма - эта мысль прозвучала в четырех сюжетах. Так, первый заместитель муфтия РТ Валиулла-хазрат Якупов, высказывая свое мнение относительно акта вандализма, отметил: «... все теракты в последнее время стали связывать с исламом, хотя наша вера - это вера, призывающая к дружбе и миру. ...Ислам и терроризм - это разное». Всего 6,6% составили и телевизионные материалы о хороших взаимоотношениях мусульман с другими конфессиями. Необходимость расширения присутствия данной тематики в новостных программах обусловлена тем, что, как отметил в программе «Татарстан» один из участников международной конференции, посвященной проблемам толерантности, межконфессиональная подозрительность начинается с элементарной непросвещенности. Таким образом, более активная позиция ТВ в отношении демонстрации повседневных контактов мусульман Татарстана с представителями другой веры способствовала бы формированию толерантности. Республиканское телевидение лишь в единичных случаях представляло мусульман Татарстана и России в контексте криминальной и военной деятельности. Однако этот факт еще не является доказательством вклада ТВ в формирование позитивного

образа представителей этой религии, поскольку в поле зрения недостаточно попадала деловая активность, а гуманитарная и врачебная деятельность практически не присутствовала. Существует вакуум репрезентации профессиональной, коммерческой деятельности мусульман. Они рассматриваются схематично и стереотипно, с абсолютизацией религиозно-культурных аспектов их жизни.

Особыми каналами трансляции информации о мусульманах выступают специализированные телепрограммы, призванные предоставлять объективную информацию об умме, процессах, происходящих в мусульманском мире. В рамках исследования проводился мониторинг специализированных мусульманских передач -«Рухи хазинэ» (ГТРК «Татарстан»), «Мусульмане» (РТР), «Ислам сегодня» (ТНВ). Данные передачи отличаются и по стилистике, и по направленности сюжетов. Так, в программе «Рухи хазинэ» уделяется большое внимание освещению повседневной жизни мусульманской уммы (35,7%), мусульманским обычаям и традициям (28,57%). Подобные темы актуальны и для программы «Мусульмане», в которых такие сюжеты составляют по 25%. Своеобразие программы «Ислам сегодня» (ТНВ), которая по спутниковому каналу принимается по всей России, состоит в том, что тематика, затрагиваемая в программе, шире, чем в другой местной передаче «Рухи хазинэ». Помимо теологических вопросов и освещения мусульманских праздников «Ислам сегодня» обращается и к проблемам мусульман, живущих в разных частях страны. Интересная, современная манера подачи материала тоже может быть отнесена к особенностям этой передачи. Так, например, одна из передач была посвящена обсуждению вопроса о службе мусульман в армии. В ней приводились мнения не только мусульманских священнослужителей, но и православного деятеля, председателя еврейской общины, политика, военнослужащих, студентов. Один из выпусков программы был посвящен рассмотрению взаимосвязи этничности и мусульманского вероисповедания. Авторы учли исторически сложившееся соседство представителей разных национальностей и разных религий в нашем регионе. Поднимался вопрос о принятии татарами другой веры. Так, например, приводилось мнение татарки, принявшей православие: «Важна вера, и не важно, кто ты - мусульманин, христианин, католик и т.д.». В программе были собраны оценки представителей различных конфес-

сий по данному вопросу, большинство из них были достаточно лояльными.

Дискурс-анализ материалов мусульманских телепрограмм показал отсутствие материалов, дискриминирующих представителей других религий и национальностей. Программы зачастую декларируют толерантные установки. Например, в одном из выпусков программы «Рухи хазинэ» прозвучал призыв: «Любите своих соседей вне зависимости от их национальности и вероисповедания». В то же время очень редки материалы, которые представляли бы проблемы взаимоотношений представителей разных религий -межрелигиозные браки, отношения между сторонниками различных течений в исламе и т.п. Хотя именно такие материалы могут стать реальной основой формирования толерантного сознания. На наш взгляд, это характерно для большинства передач религиозной направленности на телевидении. Известная механистичность разделения тематики телепрограмм особенно ярко проявляется на ГТРК «Татарстан». Здесь существует отдельная программа, представляющая этнокультурное многообразие республики и направленная на формирование толерантного сознания - «Наедине со всеми», однако аудитория ее неопределенна. Характерно сходство этих программ: около трети времени занимают информация и короткие комментарии, столько же - воспитание в исламских традициях и материалы о праздниках, сути религии, десятая часть - о решении жизненных проблем с помощью ислама. Тематика роли ислама в общественно-политической жизни, в том числе в событиях на Ближнем Востоке, отражалась в каждой из передач, но мониторинг свидетельствует о том, что систематического отражения подобная тематика не находит. Отмечен лишь один сюжет в программе «Рухи хазинэ», в котором говорилось об отсутствии исламского фактора в иракской войне. Программа «Ислам сегодня» дважды за исследованный период обращалась к необходимости разграничения ислама и терроризма.

Исследование позволило выявить следующие основные компоненты дискурса ислама на телевидении.

1. На общероссийских телеканалах ислам, как правило, фигурирует в сюжетах и репортажах, касающихся военно-политических конфликтов: война в Ираке, израильско-палестинский конфликт, преступления международных террористических группировок.

2. В большинстве материалов центрального телевидения журналисты при освещении острой проблематики не связывают напрямую ислам и терроризм.

3. Мусульманские лидеры России и Татарстана редко выступают по актуальным вопросам, касающимся мусульман, на центральном телевидении.

4. Татарстанские телеканалы, одновременно с дистанциро-ванностью от общемировых информационных поводов по отношению к мусульманам, уделяют недостаточное внимание межконфессиональным отношениям.

5. Мусульманские телевизионные передачи ориентированы, как правило, на вопросы теологического характера, редко затрагивают общественно-политические проблемы. Их показ в нерейтинговое время, а также узкоконфессиональная направленность не позволяют им стать полноценными проводниками толерантности. Вместе с тем, повседневная жизнь мусульманской общины приносит множество информационных поводов, которые могут с успехом развертываться в СМИ. Действенной силой для утверждения позитивного образа мусульман могут стать сообщения, органично встроенные в информационные потоки и имеющие постоянный характер.

«СоцИс», М., 2006 г., № 2, с. 120-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.