Научная статья на тему 'Ислам и его влияние на культуру и язык казахов'

Ислам и его влияние на культуру и язык казахов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1228
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / КУЛЬТУРА / ЗАИМСТВОВАНИЯ / РЕЛИГИЯ / ISLAM / CULTURE / LOANWORDS / RELIGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вагнер М. В., Едгина Г. Т., Нугуманова М. А., Омарова Г. Н.

В статье рассматривается культурообразующая роль ислама и его влияние на культуру и язык казахов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам и его влияние на культуру и язык казахов»

Вагнер М.В.1, Едгина Г.Т.2, Нугуманова М.А.3, Омарова Г.Н.4 ©

Магистрант; 2магистр филологии; 3,4специалист, кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов, КарГУ им. академика Е.А. Букетова

ИСЛАМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ И ЯЗЫК КАЗАХОВ

Аннотация

В статье рассматривается культурообразующая роль ислама и его влияние на культуру и язык казахов.

Ключевые слова: ислам, культура, заимствования, религия Keywords: Islam, culture, loanwords, religion

В начале 8 в. ислам, благодаря идеям монотеизма и единоверия, постепенно стал господствующей религией в нашем регионе. Арабская культура привнесла с собой мощный пласт новых мировоззренческих , философских и социальных веяний. Именно с этого периода начинает создаваться и процветать арабо-мусульманская культура, оказавшая огромное влияние на социально- экономическую , политическую и культурную атмосферу всей Средней Азии и Южного Казахстана. Первым и наиболее мощным из этих новых явлений оказалось внедрение ислама, новой государственной религии, соответственно, и арабского языка, письменности и литературы. В культурном аспекте арабское вторжение оказало благотворное влияние на жизнь региона, позволив ему обогатиться посредством взаимовлияния, контактов и дальнейшего синтеза функционирующих культур. Арабский шрифт и арабский язык на многие века становятся синонимами духовного и культурного развития насельников Казахстана.

В условиях глобализации каждая нация , каждый народ и государство обращаются к своей истории, к культурно-духовным наследиям.

Актуализация исламских ценностей обнадеживает множество людей, притягивая их к себе своими идеями. Мусульманским народам этого региона, ранее живших в течение почти века под неу -сыпным влиянием политики, проповедовавшей материалистическо-атеистическую идеологию, нарав -не с политической независимостью была предоставлена и свобода вероисповедания.

В Казахстане широко распространяется и продолжает развиваться традиционная исламская религия, обладающая возможностью дать правильное направление в общественном развитии и отве -чающая естественным запросам в становлении и формировании личности. При поддержке государ -ства и зарубежных спонсоров за короткое время в нашей стране были построены мечети, медресе -мусульманские учебные заведения, что является наглядным фактором возрастающего влияние исламской культуры. Мусульмане в массовом виде стали совершать хадж в Мекке. Были укреплены связи с исламским миром, проводятся международные конференции и выполняются социокультурные программы.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в настоящее время не только в Казахстане , но и во многих регионах мира формируется новый исламский мир.

За последнее десятилетие в общественной жизни Казахстана произошли большие изменения, в общественном сознании возникло новое течение жизни, возродились великие традиции, отражающие в себе особый духовный мир. Можно считать одним из тех ярких проявлений этого нового течения жизни то, что исламская культура, начиная с тех пор, как Казахстан стал суверенным государ -ством, занимает очень важное место в общественной жизни.

В условиях глобализации установление гармоничных взаимоотношений между различными нациями, этносами и религиозными конфессиями , сохранение единства и противостояние экспансив -ным внешним влияниям, проблемы бережного отношения к национальным, этническим и человеческим духовным ценностям являются актуальной проблемой, и в ее решении исламская культура играет незаменимую роль.

Исламская религия и культура в настоящее время содержат в себе все проявления общественной жизни и во взаимосближении наций занимают очень важное место. Очевидным является следующее: во-первых, духовно-моральные достояния ислама носят общечеловеческий характер, что способствует сохранению этнической особенности, и иные достоинства нации, дает возможности для создания гражданского общества, а также для определения созидательной роли нации. Во- вторых, в укреплении связей с иными формами социокультурных проявлений (природа, духовный мир и т.д.), в

© Вагнер М.В., Едгина Г.Т., Нугуманова М.А., Омарова Г.Н., 2012 г.

усилении их значимости исламская культура имеет непреходящее значение, так как она направляет субъекты и их взаимоотношения на благотворное, гуманное русло. В-третьих, население страны, освоившей исламские ценности, чистоту человеческих отношений, морально-нравственную высоту и духовные достояния стремится превратить в свое внутреннее убеждение. Следовательно, в исламе и в культуре, имеющей отношение к ней, изначально заложены идеи, гуманистические принципы и ценности, отвечающие высоким запросам человечества и его инстинкту самосохранения. В новых духовно-психологических и новых геополитических условиях глобализации Казахстан оказался в самом центре этих явлений, тем важнее значение исламской культуры, противостоящей в виде иммунитета против отрицательных явлений, разрушающих внутренний духовный мир человека, обладаю -щей мощной этикой, помогающей человеку стойко выдержать самые сложные жизненные испытания.

Велико влияние исламской культуры в формировании духовного мира личности. У верующих людей повышаются интеллектуальные способности, они в духовно-психологическом плане чувствуют себя комфортно, повышается их активность. Религия и религиозная культура являются той духовной ценностью, накопленной в течение многих веков, способной дать правильное направление в раз -витии человечества и создать условия для крепкого здоровья человека в социально-психологическом плане. Исламская религия и ее культура сложным жизненным проблемам достойно отвечает со своей позиции. И это его свойство тесно связано с морально-этическими ценностями. Исламская культура создает благотворные условия для дальнейшего развития человеческих высоких идеалов, эстетических традиций и обычаев, духовных достояний народа, в воспитании у людей чувства патриотизма, любви к своей Родине, нации и этносу.

В жизни мусульманина самое главное, - это вера в Бога и сохранение исламской культуры. Поэтому особенность ислама и его культурных ценностей заключается в понимании как единого це -лого таких феноменов, как разум, мораль, нравственность, духовность, воспринимая их в повседнев -ной жизни в неразрывном виде. При этом исламская культура ценна в познании человеком самого себя, в том, чтобы полнокровной и целенаправленной была его жизнь, дабы он мог правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми, и находился в гармоничном сочетании с окружающим себя миром и играет важную роль как культурно-этическая система.

Здоровое, сильное общество во имя своего будущего укрепляет основы института семьи, заботится привить детям национальные и духовные ценности своего народа. Исламская культура, обо -гащая внутренний мир личности, формируя его развитие, обуславливает социально-этическое и психофизиологическое здоровье человека. Ислам обладает универсальными моральными ценностями, создающими возможности для решения фундаментальных кризисных вопросов в условиях глобализации.

Связь и отношение одного народа с другим осуществляется с помощью языка. Это приводит к тому ,что слова и различные элементы одного языка переходят в другой. Подобное явление в языкознании не считается недостатком, а наоборот, оно является одним из способов обогащения лексиче -ского состава языка и его развития.

В современном казахском языке арабские слова занимают особое место как по числу, так и по значимости для их словарного состава и основного словарного фонда.

Проникновение арабской лексики в казахский язык началось вместе с арабским завоеванием и продолжалось в течение ряда веков. Постоянно арабские слова входили не только в лексический состав, но и в основной словарный фонд, так что сегодня очень трудно отличить их от исконно казах -ских слов по кругу и частоте употребления.

Арабские заимствования подвергались частичному исследованию языковедов, однако специального исследования сравнительного и сопоставительного характера- нет.

Влияние арабского языка на казахский язык представляет значительный интерес в свете изу -чения проблемы языковых контактов и взаимодействия языков. Данное влияние, отражается, в основном, на лексике . Лексический пласт казахского языка , как и любого другого языка, является итогом длительного и сложного культурного и исторического процесса. В его составе представлены как исконные слова, так и многочисленные лексические единицы, которые были заимствованы из арабского языка.

Литература

1. Белова А.Г. Историческая морфология арабского языка.-М.:Издательская фирма «Восточная литература», 1994.-208с.

2. Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины: сборник статей. Вып.2.-М.:Наука,1994.-336с.

3. Дьяков Н.Н.Россия, Запад и мусульманский Восток.-СПб.,1996.-153с.

4. Еремеев Д.Е. Ислам:образ жизни и стиль мышления.-М.:Политиздат,1990.-288с.

5. Климович Л.И. Книга о Коране.-М.,1986.-172с.

6. Массэ А.Ислам:Очерк истории/Перевод с французского.Издание 3-е.-М.:Наука,1982 .-191с.

7. Мец Адам. Мусульманский Ренессанс.-М.:Издательство «ВиМ»,1996.-544с.

8. Неизвестные страницы отечественного востоковедения.-М.:Издательская фирма «Восточная литература» РАН,1997.-392с.

9. Нургалиева А.М.Очерки по истории ислама в Казахстане.-Алматы:Дайк-Пресс,2005.-224с.

10. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VП-XV вв.- Л., 1966.-400с.

11. Резван Е.А. Коран и его мир. -СПб.: Петербургское Востоковедение,2001.-608с.

12. Султангалиева А.К.Ислам в Казахстане: история , этничность и общество .-Алматы:Казахстанский инсти-тутстратегических исследований при Президенте РК,1998.-188с.

13. Токарев С.А.Религия в истории народов мира.-М.:Политиздат,1986.-576с.

14. Халидов А.Б. Арабский язык. Очерки истории арабской культуры V-XV вв..-Москва,1982.-342с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.