Научная статья на тему 'ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ОНЛАЙН'

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ОНЛАЙН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ОНЛАЙН / ПРОБЛЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ДОКЛАДОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поспелова Р.Л.

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации научных видеоконференций в онлайн-формате. «Дистант» показал производственную эффективность и малую экономическую затратность подобных мероприятий Автор доказывает, что дистанционный формат конференций будет способствовать демократизации и оптимизации научной коммуникации, даст возможность участия в онлайн-конференциях возрастным и физически маломобильным ученым, позволит делать конференции более специализированными и локальными по тематике. Вместе с тем онлайн-формат требует от докладчиков и модераторов особой концентрации для удержания внимания слушателей. Необходимо повышать уровень технической оснащенности и компьютерную грамотность участников онлайн-конференций, совершенствовать навыки владения программными продуктами, обеспечивающими видеоконференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO PROBLEMS OF SCIENTIFIC ONLINE CONFERENCES ORGANIZATION THEORY AND HISTORY OF ARTS

In the article current problems of the organization of scientific conferences online are considered. Distance education showed a certain efficiency and small economic cost intensity of similar actions (videoconferences). It is not necessary to waste time and money for the road, settlement of participants, to rent rooms, etc. For the management of educational institutions and teachers of participants of conferences the problem of the admission of classes or replacement of the colleagues who left at a conference to other cities is removed. The author considers that the remote format of conferences will promote democratization and optimization of scientific communication, equalizing of domestic and foreign participants and also will give the chance of participation in them by age (physically handicapped) scientist. Also the format online will allow to do conferences more specialized and local on subject that will enhance sociability (connectivizm) of participants. At the same time a format online demands special concentration from speakers and moderators for maintenance of interest of listeners in content of reports. It is also necessary to increase technical equipment of the equipment and computer literacy of users, to improve skills of the presentation. It is possible that special courses within FPK for teachers in new working conditions will be required.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ОНЛАЙН»

УДК 78.01

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ОНЛАЙН

Поспелова Р. Л.1

1 Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, ул. Большая Никитская, д. 13/6, Москва, 125009, Россия.

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации научных видеоконференций в онлайн-формате. «Дистант» показал производственную эффективность и малую экономическую затратность подобных мероприятий Автор доказывает, что дистанционный формат конференций будет способствовать демократизации и оптимизации научной коммуникации, даст возможность участия в онлайн-конференциях возрастным и физически маломобильным ученым, позволит делать конференции более специализированными и локальными по тематике. Вместе с тем он-лайн-формат требует от докладчиков и модераторов особой концентрации для удержания внимания слушателей. Необходимо повышать уровень технической оснащенности и компьютерную грамотность участников он-лайн-конференций, совершенствовать навыки владения программными продуктами, обеспечивающими видеоконференции.

Ключевые слова: научные конференции онлайн, проблемы удержания внимания, требования к форме презентации и содержанию докладов.

TO PROBLEMS OF SCIENTIFIC ONLINE CONFERENCES ORGANIZATION

Pospelova R. L.1

1 Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 13/6, Bolshaya Nikitskaya St., Moscow, 125009, Russian Federation.

In the article current problems of the organization of scientific conferences online are considered. Distance education showed a certain efficiency and small economic cost intensity of similar actions (videoconferences). It is not necessary to waste time and money for the road, settlement of participants, to rent rooms, etc. For the management of educational institutions and teachers of participants of conferences the problem of the admission of classes or replacement of the colleagues who left at a conference to other cities is removed. The author considers that the remote format of conferences will

promote democratization and optimization of scientific communication, equalizing of domestic and foreign participants and also will give the chance of participation in them by age (physically handicapped) scientist. Also the format online will allow to do conferences more specialized and local on subject that will enhance sociability (connectivizm) of participants. At the same time a format online demands special concentration from speakers and moderators for maintenance of interest of listeners in content of reports. It is also necessary to increase technical equipment of the equipment and computer literacy of users, to improve skills of the presentation. It is possible that special courses within FPK for teachers in new working conditions will be required.

Keywords: Scientific conferences online: pro et contra, economic benefits, problems of deduction of attention, requirement to content of reports.

Ситуация, в которой мы оказались в 2020 году в связи с пандемией корона-вируса, а также вынужденная модификация научных мероприятий показали определенную эффективность и малую экономическую затратность научных конференций онлайн. Действительно, формат видеоконференций подходит и для образования (школьного, вузовского, что оказалось во многом вынужденной мерой [1]), и для научных коммуникаций (к такой мысли подводит само слово «видеоконференция»). В переходе к научному общению в формате видеоконференций могут быть значительные и очевидные преимущества. Не нужно тратить время и деньги на дорогу, командировочные и прочее. Для руководства учебных заведений и профессорско-преподавательского состава — участников конференций снимается проблема пропуска занятий или замещения коллег, выехавших на конференции в другие города. Для проведения конференций можно выбрать удобное для всех время.

Живое научное общение с коллегами в кулуарах ничто не может заменить; однако также хорошо известно, что многие ученые предпочитают многочасовым заседаниям офлайн-чтение докладов, уже опубликованных в сборниках, выпускаемых по материалам конференций.

Поскольку организация научных конференций в последнее время, особенно в столичных вузах, требовала предварительной записи на мероприятие (в связи с возможной террористической угрозой), то организаторы зачастую сталкивались с малой посещаемостью, которая и без того оставляла желать лучшего (вследствие всеобщей занятости, а также нежелательных «накладок» на учебные занятия). А формат видеоконференции как раз предоставляет возможность для общения, наиболее приближенного к реальности. Ведь не случайно он широко используется для общения друзей и родственников в мессенджерах. То, что мы уже давно используем в повседневной жизни, мо-

жет быть применимо или приспособлено для научной коммуникации, для минимизации террористических и санитарно-эпидемологических рисков. Я уже не говорю о расширении географии участников. Собственно, изначальный смысл сервисов видеосвязи и предполагал расположение ее участников в удаленных географических точках.

Существуют и иные материальные преимущества: стоит вспомнить картину, которую мы обычно наблюдаем в последние годы на столичных конференциях, к примеру в Московской консерватории. Иногородние участники сидят в зале, а столичные педагоги «вырываются» обычно из своих классов, чтобы прочесть доклад или послушать пару-тройку выступлений коллег (по причине остро интересующей темы или по мотивам дружеской поддержки). А те педагоги, которые не заняты в учебном процессе в день конференции, неохотно специально выезжают в город из дома или с дачи (где многие живут постоянно, особенно во время изоляции), чтобы прослушать всю программу конференции или посетить конкретные секции («убить» целый день неизвестно на что). А в формате онлайн они спокойно могут эти доклады слушать и выбирать именно то, что им нужно. Да и зачем тратить целый день на выезд в центр, если в программе только один-два доклада, которые могут быть по-настоящему интересны узкопрофильному специалисту?!

Очевидно, что столичные и иногородние педагоги находятся в неравных экономических условиях. Если иногородние освобождены от занятий и предоставлены сами себе, то столичных никто официально не освобождает от занятий для посещения конференций вообще и для прочтения своего доклада в частности1.

В итоге мы становится свидетелями того, что столичные педагоги не имеют особых экономических стимулов и не располагают временными ресурсами ни для посещения данных мероприятий, ни даже для участия в них. И как следствие — не только слабая посещаемость, но и то, что становится гораздо более серьезным обстоятельством: малый процент участия именно консерваторских педагогов в собственно консерваторских конференциях. При этом речь не идет о статусе слушателя, а лишь о том, чтобы выступить в качестве докладчика. Такую картину можно наблюдать, изучив программы

1 Нужно или переносить занятия или водить с собой студентов на нужный доклад во время их учебной пары. Это уместно, конечно, только в случае подходящей темы доклада, перекликающейся с учебной программой. Между тем остро стоит проблема посещения научных конференций самими студентами, для которых, собственно, они и проводятся (а не только для педагогов). Где же им еще получить практику своей будущей специальности в научной ее ипостаси, а не только педагогической? Студенты же, как правило, загружены еще больше педагогов учебной работой, лекциями, пропускать которые они, естественно, не могут без ущерба для своей учебной репутации.

различных конференций последних лет.

Что касается экономических стимулов, то мы полагаем, что педагог должен каким-то образом найти дополнительное время для участия в конференциях. Таким образом, становится ясно, что столичные педагоги предпочитают ездить на конференции в другие города, когда их приглашают, а тем более, если оплачивают расходы на проезд и прочее. В результате образуется «челночное движение», при котором региональные кадры едут на конференции в столицу, а столичные — в регионы. Возможно, это и не так уж и плохо: с одной стороны, регионы видят столичные кадры, а последние — знакомятся с региональными. Для тех и других подобные выезды — это возможность совместить профессиональный и культурный туризм, оторваться от привычной жизненной и учебной рутины и набраться творческих сил. Именно по этим причинам конференции офлайн будут востребованы и в дальнейшем.

Однако если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то мы видим, что приглашение участников из других городов, а особенно из других стран, осуществляется по принципу «ты — мне, я — тебе»; при этом образуются своеобразные «междусобойчики», когда одни и те же люди постоянно ездят туда-сюда. Так, на международные конференции часто из России ездят, как правило, одни и те же известные персоны, и осуществляются их поездки на бюджетные деньги, а почетным иностранным участникам обычно оплачивают все необходимые командировочные расходы из бюджетного кармана — по причине «широты загадочной русской души» и часто в ущерб «бедным родственникам» из отечественных регионов. Как же, надо встретить заморских гостей хлебосольно! Но не лучше ли было бы поставить всех в контексте глобализации в равные экономические условия и обеспечить научную коммуникацию онлайн всем желающим? И тогда иностранные участники тоже будут выступать в России в формате видеоконференций. Вопрос состоит только в том, захотят ли они этого? Ведь «прогуляться» за счет России по ее городам желающих всегда немало.

Таким образом, очевидно, что дистанционный формат конференций будет способствовать демократизации и оптимизации научной коммуникации, уравниванию отечественных и иностранных участников.

Еще один плюс — это возможность более широкого участия на конференциях онлайн возрастных ученых, которые в силу физической маломобиль-ности уже не могут как раньше ездить по городам и весям. Между тем, это признанные корифеи нашей науки, и их доклады, без сомнения, украсят любую конференцию.

Конечно, возможность живой дискуссии — несомненный плюс конференций офлайн. Но что мы видим зачастую на самом деле? Эта желанная для всех дискуссия часто исключается из программы в виду ложной нехватки време-

ни и нарушения регламента. И председатель заседания или секции вежливо просит отложить вопросы и реплики «до круглого стола», до которого может дело и не дойти, или же на котором уже будут напрочь забыты поводы для вопросов и обсуждения конкретного доклада. Ведь ясно же, что «хороша ложка к обеду», и дискуссия должна быть начата сразу после выступления, а не отложена до того времени, когда уже многие покинули конференц-зал. Да и вообще, «за круглым столом» должны вырабатывать резолюции и обсуждать более общие вопросы.

В качестве положительного примера могу указать на действующий с 2017 года междисциплинарный научный семинар в рамках ГИИ «Мысль о музыке в авраамических традициях» [2], который в условиях карантина стали проводить онлайн. Мне доводилось посещать этот семинар и ранее. Порой неприятно поражало малое количество слушателей, особенно тогда, когда тема была уж очень специфической и узкой. Оно и понятно: людям всегда трудно выкроить время для подобных мероприятий, если только они сами не являются докладчиками и организаторами. Но на прошедших онлайн-за-седаниях участников семинара было гораздо больше, и, что самое главное, среди них были не только столичные ученые, но и из других городов! А это значит, что формат семинара автоматически превращается в междугородный, или общероссийский. А дальше, представьте, что присоединиться могут и ученые из других стран! И вот вам уже формат международной конференции, без особых финансовых затрат (проезд, гостиницы и прочее). И волей-неволей закрадывается мысль: зачем подвергать себя и других рискам, когда можно вот так запросто присоединиться к любой интересной конференции и принять в ней участие без особых хлопот в качестве докладчика или слушателя?

Вместе с тем проведение конференций онлайн сопряжено и с определенными проблемами. В первую очередь — это частые технические сбои, недостаточность навыков владения приемами презентации, слабый или неустойчивый Интернет. Но всё это вполне поправимо2. Что гораздо важнее, так это проблема «разбазаривания» времени и отвлечения внимания на посторонние шумы, звуки, видеоврезки с изображениями родственников, детей, собак, кошек и прочее3. Однако это тоже поправимо. Формируется постепенно этикет дистанционного общения, и в дальнейшем организатор может специально оговаривать его условия.

Во всем мире сейчас в данном направлении идет движение на ощупь. И организаторы согласны в том, что логично опробовать онлайн-конференции

2 Возможно, что потребуются специальные курсы в рамках факультетов подготовки кадров для педагогов в новых условиях работы.

3 Нет разделения публичного и частного пространства.

с небольшим количеством участников. Эйфория от возможности подключения тысяч участников беспочвенна, прежде всего — из-за технических проблем. Технической организацией онлайн-конференций должны заниматься техники-профессионалы, а не председатели научных секций (так называемые модераторы, ведущие), и уж никак не простые спикеры. Вернее, и те, и другие должны работать в тесном контакте. Просто ученые не смогут обеспечить должное качество видеосвязи, технической поддержки и пр. И заинтересованные лица резонно замечают, что «те деньги, которые раньше уходили на авиабилеты и гостиницы, теперь можно потратить на решение технических вопросов» [3]. Но тогда получается, что одни проблемы просто сменяются другими и сэкономить на онлайн-конференциях вряд ли получится. Точно просчитать экономические плюсы и минусы от замены офлайна онлайном мы сможем только после того, как будет накоплен определенный опыт этой деятельности.

Необходимо учитывать, что формат видеосвязи требует большего уважения к времени друг друга. Нельзя позволить мысли «расползаться», невозможно красть драгоценное время как у себя, так и у других. Доклад должен быть хорошо подготовлен, срежиссирован. И, самое главное, «во главе угла» должна быть научная проблема и ее раскрытие. Эти нюансы, не так заметные в офлайн-формате, во время онлайн-конференций обнаруживают себя со всей очевидностью. Любой участник при максимальном приближении к экрану видит все презентации и может моментально включиться в обсуждение.

В новой ситуации приходится отчасти перестраивать прежний формат. Дистанционный доклад должен быть более компактным и информативным (как и видеоуроки). Так, отягощение его излишними подробностями очень утомляет слушателей, и их внимание быстро притупляется4. Безусловно, необходимы презентации, которые становятся нормой и на обычных конференциях офлайн. Но здесь они, естественно, станут еще более востребованными.

В связи с презентациями возникает проблема увеличения времени и дополнительной траты сил на подготовку доклада. В идеале тщательно подготовленная презентация (с демонстрацией на экране схем, графиков, нотных примеров, иллюстраций, а также с включением фрагментов аудио- и видеозаписей) может превратить доклад, с одной стороны, в развернутую лекцию, с другой — в своеобразную телепередачу или даже краткое документальное кино. Форма научного доклада в настоящее время постепенно изменяется, и не вполне понятно, к лучшему или к худшему. С одной стороны, нагляд-

4 Кстати, здесь также остро стоит проблема информационного мусора, который ведет, по словам известного психиатра доктора А. Курпатова, к информационному «ожирению» [3]. Избыточность информации «грузит» и давит слушателей, которые быстро «отключаются» в прямом и переносном смысле.

ность — это всегда плюс. С другой, чрезмерная наглядность, примат визуаль-ности, притупляет восприятие устной речи. Ведь и на обычных конференциях мы видим, что участники по-разному и в разной степени используют возможности презентации. Некоторые практикуют чтение кусков доклада с параллельным выводом письменного текста (дублированием) на экран в сокращенном или иногда даже полном виде. Некоторые выводят на экран только важнейшие схемы, нотные примеры и дают прослушать фрагменты музыкальных произведений или спектаклей для иллюстрации положений доклада5. Всё это очень разнится. Однако старый способ чтения доклада, сопровождаемый раздаточным материалом в виде ксерокопий и с использованием доски и мела, уже может показаться анахронизмом. Ясно, что излишний акцент на экранной визуальности приводит постепенно к утрате навыка восприятия устной научной речи. Слушатель становится в большей степени зрителем. Зачастую он блуждает взглядом по картинкам на экране, и смысл сказанного докладчиком ускользает от него. И возникает опасность превращения научного видеодоклада в какой-то эрзац привычного «общения» с телевизором или смартфоном.

Хотя презентации в целом способствуют активизации внимания слушателей, проблема взаимодействия спикера с ними остается острой. С целью обеспечения «интерактива» (чтобы не «вещать» в пустоту) возникают предложения читать и обсуждать доклад по частям (сходно с чтением университетской лекции [3], когда по ходу доклада делаются паузы, задаются вопросы) и вести в чате параллельное обсуждение. Это интересная идея, но так можно затянуть сам доклад и нарушить регламент конференции.

На наш взгляд, для видеодокладов, напротив, предпочтительна более краткая и компактная подача информации. Использование переписки в чате увеличивает время общения, поэтому, как рекомендуют другие авторы [4], можно использовать, помимо обычных докладов-монологов, и различные разговорные форматы (подкасты, например).

Темп речи докладчика должен быть энергичным и в то же время умеренно быстрым, так как требуется высокая степень интонационно-ритмической ясности и четкости подачи текста, его «направленности на слушателя» (говоря словами Асафьева). Слишком быстрый поток речи сделает доклад невразумительным. Хотя это в равной степени относится и к традиционным аудиторным лекциям, и к обычным конференциям. Дело лишь в том, что подобные недостатки в значительно большей степени ощутимы в формате онлайн.

5 Кроме того, музыковедческие доклады часто сопровождаются исполнением музыкальных отрывков непосредственно за роялем. Вряд ли это можно полноценно организовать онлайн из дома — нужны специальные условия и аппаратура, близкие к студийным.

Ограничение времени доклада также требуется для того, чтобы не превращать сеансы в многочасовые сессии. Не случайно формат конференций на некоторых платформах ограничен сорока минутами. При том, что слушатель может отключиться в любой момент, докладчики будут вынуждены «фильтровать» и строить свой контент таким образом, чтобы слушателей не одолела скука6.

Многие сейчас задаются вопросами организации конференций онлайн, формулируют проблемы, которые обозначились после пробных попыток организации таких мероприятий. Например, для улучшения обратной связи спикера и слушателей-зрителей некоторые предлагают предварительно отправлять доклад по почте («желательно иметь копии доклада, отправленные заранее по электронной почте» [3]). Однако возникает вопрос, не откажутся ли в этом случае некоторые предполагаемые участники от данного онлайн мероприятия, ведь им легче будет бегло просмотреть письменную версию доклада до его начала. Кроме того, захочет ли сам автор до публикации предоставить свой доклад в общий доступ? Как же тогда быть с авторским правом, правом на интеллектуальную собственность, когда потом можно будет ожидать плагиата от недобросовестных участников, получивших полный текст доклада до его публикации? Как известно, на офлайн-конференциях есть практика публикации тезисов до начала конференций, но публикация заранее полных текстов докладов не практикуется, поскольку весь смысл конференции тогда пропадает, и она превращается просто в сборник статей. Скорее всего, что для онлайн-конференций должна остаться прежняя практика: рассылка по почте тезисов докладов или аннотаций к ним накануне мероприятия.

Важной проблемой является также тематика конференций. Имеют ли сегодня значение определенные тематические линии, или же тематика конференций и конгрессов будет формироваться большей частью стихийно, исходя из юбилейных дат, модных поветрий, или же из экономических соображений (возможности грантовой поддержки со стороны различных фондов и институций)?

Всё же тематика конференций должна формироваться в какой-то связи с тем, что происходит в мире и в стране. Например, экологическая проблематика, медицинская, социологическая, психологическая, проблемы образования и преподавания в новых условиях требуют повышенного внимания. Также, по всей видимости, следует более энергично обсуждать проблему популяризации высокого (классического) искусства и поднимать престиж научно-популярных образовательных проектов. Необходима качественная научно-популярная литература по искусствоведению, а для этого нужно от-

6 «Есть очевидная вещь, которая и в офлайне нужна, а теперь становится ещё актуальнее: прогоны докладов. Выступление на видеосозвоне с программным комитетом помогает и улучшить доклад, и заметить какие-то технические проблемы, и дать спикеру опробовать онлайн-формат» [3].

ходить от лозунга «искусство для искусства» (и, соответственно, «искусствоведения для искусствоведов»).

Не секрет, что во многом современные СМИ пагубно влияют на массовое сознание: престиж науки и профессии ученого в России за последние десятилетия неуклонно падает [5]. Хотя речь обычно идет о положении дел в естественных науках, но в гуманитарных картина не лучше, а, возможно, еще хуже. Некоторые авторы винят в этом современные тенденции в самом гуманитарном знании, а именно: «постепенное размывание устоев доказательного знания» [6]. А. Боскетти, к примеру, отмечает всеобщий «консенсус по поводу принципа теоретического и методологического плюрализма, свойственный гуманитарной доксе, которая ссылается на полисемичность текста и множественность его планов. Этот плюрализм предполагает релятивистское отношение и гибельный отказ от фундаментальной научной установки — поиска наиболее вероятного объяснения» [8].

Следует отметить, что ракурс научно-популярного просвещения смещается в последнее время в интернет-пространство. В сети появляются достаточно информативные каналы научно-популярного характера7, известные ученые и педагоги становятся успешными блогерами8, медийными персонами. Однако набирает обороты и иная тенденция — подзаработать на подписчиках. В связи с этим учащаются многочисленные повторы контента, а также эпатажные формы его подачи (особенно высока конкуренция в сфере научно-популярного знания о возможностях человеческого мозга, создании искусственного интеллекта).

В целом отмеченные тенденции подлежат изучению и развитию, как положительный опыт популяризации науки, искусства и музыки в частности. Возможно, в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий онлайн-конференции, всевозможные образовательные ресурсы будут всё более и более востребованы. Они могут также составить некую альтернативу печатным изданиям научно-популярного характера, тем более что зачастую удачно совмещают формат лекции и концерта.

Также онлайн-формат позволит проводить конференции не такими, как сейчас, — разнородными по тематике, а более узкоспециализированными и локальными, что, безусловно, усилит контактность (коннективизм) участников. К тому же организовать видеоконференцию или семинар может в принципе любой желающий, в том числе рядовой педагог и ученый или даже продвинутый аспирант. Для этого не нужны большие организационные и фи-

7 Например, цикл лекций о классической музыке «От Баха до наших дней» известного московского композитора, пианиста и музыковеда Ивана Соколова [9].

8 См., к примеру, блог Л. В. Кириллиной [10].

нансовые усилия. Не нужно согласовывать залы, «выбивать» гранты и решать массу других, в том числе бытовых проблем по размещению участников (т.е. можно до некоторой степени минимизировать административный ресурс). Тогда гранты потребуются, возможно, только для публикации материалов конференции (и то в дорогостоящем бумажном формате, который всё более уходит в прошлое).

В заключение сошлемся на мнение экспертов о перспективах научной коммуникации на ближайшее время. Так, А. Чулок9 пишет: «Еще одна область, в которой цифровизация может оказаться серьезным драйвером развития, — проведение научных исследований и образовательные процессы. Академическая мобильность в физическом воплощении будет серьезно снижена в ближайшее время, однако готовность ученых, студентов и преподавателей к коллаборации может открыть новые возможности для научных исследований в области биоэкономики» [11]. Думается, что процитированный текст может быть отнесен не только к области биоэкономики, но и к другим научным областям.

Цифровизация более пригодна именно для научных конференций, а в образовательных процессах, как показала недавняя практика, ее необходимо ограничить в разумных пределах, используя как один из вспомогательных инструментов, наподобие доски или мелка, но не более [12]. Конечно, требования безопасности и боязнь рисков заставит всех более осторожно относиться к любым мероприятиям, требующим физического перемещения и физических контактов. Разумеется, со временем эти страхи пройдут, как только пандемия уйдет в прошлое. Однако несомненно, что предложения онлайн-конференций будут более востребованы, чем до пандемии, когда вообще мало кто даже задумывался о наличии такой возможности. И нам нужно учиться жить и работать в новой реальности, используя цифровизацию распределен-но и смешанно, наряду с обычными форматами научной коммуникации, отбирая плюсы и минимизируя минусы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карасева М. В. Музыкант-педагог онлайн: проблемы и решения // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 2. С. 22-65.

2. Мысль о музыке в авраамических традициях [Электронный ресурс]. URL: http://sias.ru/upload/iblock/b82/2020_SIAS_Seminar_7-_36_shamilli.pdf (дата обращения: 12.07.2020).

9 Об эксперте: Александр Чулок, канд. экон. наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

3. Zoom не спасет: проблемы с переносом конференций в онлайн / 23 апреля 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/life/122568-zoom-ne-spaset-problemy-s-perenosom-konferenciy-v-onlayn. (дата обращения: 02.09.2020).

4. Конференции на удалёнке [электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/ company/jugru/blog/498118/ (дата обращения: 02.09.2020).

5. Курпатов А. Цифровизация приводит к слабоумию [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bk3fT7qogWM (дата обращения: 12.07.2020).

6. Куренной В. А.. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 8-39.

7. Ваганов А. Г. Научно-популярная литература и престиж науки в обществе [Электронный ресурс]. URL: http://sie-journal.ru/assets/uploads/issues/2007/225 8965bfce09dee5b3b9e1ec71b3e33.pdf (дата обращения: 12.07.2020).

8. Боскетти А. Социология литературы; цели и достижения подхода П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т VII. № 5. С. 115-125 [Электронный ресурс]. URL: http://bourdieu.name/content/bosketti-sociologija-literatury-celi-i-dostizhenija-podhoda-pera-burde (дата обращения: 12.07.2020).

9. Соколов И. Г. От Баха до наших дней [Электронный ресурс]. URL: https:// www.youtube.com/channel/UCWeI5E1-wYI7neyy_dcW2uw (дата обращения: 12.07.2020).

10. [Кириллина Л. В.] Мыслильня Клеофиды [Электронный ресурс]. URL: https:// cleofide.livejournal.com/ (дата обращения: 12.07.2020).

11. Чулок А. 13 трендов биоэкономики: что ждет людей, бизнес и науку в ближайшие годы [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ green/5ece96c19a7947e1243e4620 (дата обращения: 12.07.2020).

12. Открытое письмо студентов ВШЭ / публикация от 13 июня 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://sibkray.ru/news/2127/936046/?fbclid=IwAR1--MohfZyG5AGhI2iNJ7ilCTV_-V3flFp26rcStxh5WbXUCDL5tU4LWRk (дата обращения: 12.07.2020).

REFERENCES

1. Karaseva M. V. Muzy*kant-pedagog onlajn: problemy* i resheniya // Nauchny*j vestnik Moskovskoj konservatorii. 2020. № 2. S. 22-65.

2. My*sl* o muzy*ke v avraamicheskix tradiciyax [E*lektronny*j resurs]. URL: http://sias. ru/upload/iblock/b82/2020_SIAS_Seminar_7-_36_shamilli.pdf (data obrashheniya: 12.07.2020).

3. Zoom ne spaset: problemy* s perenosom konferencij v onlajn / 23 aprelya 2020 [E*lektronny*j resurs]. URL: https://vc.ru/life/122568-zoom-ne-spaset-problemy-s-perenosom-konferenciy-v-onlayn. (data obrashheniya: 02.09.2020).

4. Konferencii na udalenke [e*lektronny*j resurs]. URL: https://habr.com/ru/company/

jugru/blog/498118/ (data obrashheniya: 02.09.2020).

5. Kurpatov A. Cifrovizaciya privodit k slaboumiyu [E*lektronny*j resurs]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=bk3fT7qogWM (data obrashheniya: 12.07.2020).

6. Kurennoj V. A. Filosofiya liberal*nogo obrazovaniya: principy* // Voprosy* obrazovaniya. 2020. № 1. S. 8-39.

7. Vaganov A. G. Nauchno-populyarnaya literatura i prestizh nauki v obshhestve [E*lektronny*j resurs]. URL: http://sie-journal.ru/assets/uploads/issues/2007/2258 965bfce09dee5b3b9e1ec71b3e33.pdf (data obrashheniya: 12.07.2020).

8. Bosketti A. Sociologiya literatury*; celi i dostizheniya podxoda P. Burd*e // Zhurnal sociologii i sociaFnoj antropologii. 2004. T VII. № 5. S. 115-125 [E*lektronny*j resurs]. URL: http://bourdieu.name/content/bosketti-sociologija-literatury-celi-i-dostizhenija-podhoda-pera-burde (data obrashheniya: 12.07.2020).

9. SokolovI. G. Ot Baxa do nashix dnej [E*lektronny*j resurs]. URL: https://www.youtube. com/channel/UCWeI5E1-wYI7neyy_dcW2uw (data obrashheniya: 12.07.2020).

10. [Kirillina L. V.] My*slil*nya Kleofidy* [E*lektronny*j resurs]. URL: https://cleofide. livejournal.com/ (data obrashheniya: 12.07.2020).

11. Chulok A. 13 trendov bioe*konomiki: chto zhdet lyudej, biznes i nauku v blizhajshie gody* [E*lektronny*jresurs]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ green/5ece96c19a7947e1243e4620 (data obrashheniya: 12.07.2020).

12. Otkry*toe pis*mo studentov VShE* / publikaciya ot 13 iyunya 2020 [E*lektronny*j resurs]. URL: https://sibkray.ru/news/2127/936046/?fbclid=IwAR1--MohfZyG5AGhI2iNJ7ilCTV_-V3flFp26rcStxh5WbXUCDL5tU4LWRk (data obrashheniya: 12.07.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Поспелова Р. Л. — д-р искусствоведения, доц., psplv@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Pospelova R. L. — Dr. Habil., Ass. Prof., psplv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.