Научная статья на тему 'Искусствоведческая методология в системе междисциплинарных научных исследований гуманитарно-художественных основ медиакоммуникаций и медиаобразования'

Искусствоведческая методология в системе междисциплинарных научных исследований гуманитарно-художественных основ медиакоммуникаций и медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусствоведческая методология в системе междисциплинарных научных исследований гуманитарно-художественных основ медиакоммуникаций и медиаобразования»

ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

И. Л. Гольдман

Искусствоведческая методология в системе междисциплинарных научных исследований гуманитарно-художественных основ медиакоммуникаций

и медиаобразования

Роль гуманитарного знания и гуманитарных наук в условиях информатизации общества очевидна, несмотря на заметное отстранение, отчуждение и даже пренебрежение к их достижениям, а подчас и ощущение стагнации, неопределенности в их развитии. Вместе с тем об их особом статусе можно судить, ссылаясь на четкие и фундаментальные прогнозы академика Д.С. Лихачева, которых полагал, что именно XXI век должен стать веком расцвета гуманитарной культуры, формирующейся на основе знаний человека в области культуры повседневности, искусства и искусствознания.

Не было сомнений и у крупного философа и культуролога К. Леви-Стросса в том, что нынешнее столетие состоится только благодаря гуманитарным наукам. Об этом же говорил и Д. Белл: «... Главным при принятии решений и управлении переменами стало доминирование теоретического знания, превалирование теории над эмпиризмом и кодификация знаний в абстрактные своды символов, которые, как в любой аксиоматической системе, могут быть использованы для изучения самых разных сфер опыта» [1, с. 25].

Столь важные для нас рассуждения указывают на то, что современные гуманитарные науки, которые долгое время воспринимались сугубо теоретическими, носят практико-ориентированный характер, а их влияние находит отражение в образовательной деятельности на разных ступенях, в частности в подготовке студентов по направлениям бакалавриата (42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», 42.03.02 «Журналистика») и магистратуры (42.04.01 «Реклама и связи с общественностью», 42.04.02 «Журналистика»).

Без сомнения, учитывая основные направления профессионального гуманитарного образования, в образовании в сфере художественной культуры и медиакоммуникаций должно превалировать гуманитарное знание и активно использоваться потенциал гуманитарных наук, на что указывает авторитетный специалист, доктор педагогических наук О. В. Стукалова: «Импульсом к более целенаправленному использованию потенциала гуманитарного зна-

ния в образовательном процессе является стремление преодолеть формальный, абстрактный характер обучения, вводя его в широкое культурное пространство» [11, с. 2].

В этой связи особое место в ряду гуманитарных наук отводится искусствоведению, чьи возможности существенно расширяются на современном этапе, а именно в осмыслении специфики художественной культуры в медиасфере, которая предстает важным фактором развития информационного общества. Современное искусствоведение, развиваясь как гуманитарная наука в системе культуры, оказывает воздействие на медиаобразование как профессиональное гуманитарное образование, которое также функционирует в социокультурном пространстве, где наблюдается активная конвергенция рекламы, связей с общественностью (РК), журналистики.

Помимо исследований в области мировой художественной культуры, современной художественной практики, потенциал науки об искусстве оказывается все более востребованным не только в методологии искусствоведческого и гуманитарно-художественного образования и находит применение в теории и практике профессионального медиаобразования (журналистского, рекламного, РК-образования).

Как справедливо замечено О.А. Кривцуном, еще на рубеже Х1Х-ХХ вв. эмпирическая история искусства и теория истории искусства оказались совсем не нужными друг другу [5, с. 57]. Среди искусствоведческих школ, которые доминировали в этот период помимо формальной, Венской (Европа, США), выделяют иконологи-ческую, яркими представителями которой являются Аби Варбург, Эрвин Панофский, Эрнст Гомбрих, Ян Бялостоцкий.

Иконологическая школа позволяет говорить об искусствоведении как междисциплинарной науке, которая вносит свой вклад в исследование процессов интеграции художественной культуры и медиакоммуникаций в артосфере и медиасфере; в разработку теоретико-методологических основ медиаобразовательной деятельности; в методику анализа медиатекстов как художественных текстов и интерпретацию последних как носителей медиаинформации.

Иконология является интегративным методом, с помощью которого обеспечивается более точный и последовательный анализ и интерпретация художественных и произведений рекламного, журналистского и РК-творчества.

Основываясь на иконологическом подходе, можно сделать вывод, что междисциплинарность и интегративность - это закономерные процессы в развитии искусствоведческой науки на современном этапе, не подвергающие сомнению ее автономность и самостоятельность, а наоборот, детерминирующие и укрепляющие ее поло-

жение в системе гуманитарных наук, расширяющие ее возможности в осмыслении художественной культуры, современной художественной практики в медиапространстве и в системе медиаобразо-вания на разных ступенях обучения.

Далее вслед за иконологией свои изыскания по проблемам интерпретации конкретного произведения основательно продолжили герменевтика, структурализм, семиотика.

Таким образом, от владения средствами и методами научного познания зависит результативность изысканий в области фундаментальных и прикладных наук. Как наука развивается, так и методология частных наук не является чем-то статичным и тяготеет к междисциплинарной интеграции. Процесс научного познания человеком мира и самого себя в этом мире продолжается, объединяя ученых разных направлений, что необходимо для повышения эффективности научной коммуникации. Участие искусствоведов в ме-диаобразовательной практике обусловлено необходимостью фундаментализации образования в сфере медиакоммуникаций, формирования креативных компетенций студентов и их подготовке к творческой деятельности в сфере профессиональной коммуникации.

В свою очередь, огромное значение для формирования собственно методологии науки о связях с общественностью имеет диссертация Е.А. Осиповой «Аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации» на соискание ученой степени доктора философских наук, в которой автор, опираясь на методологию социально-гуманитарных наук и общенаучные методы исследования, отмечает: «В качестве основных методов исследования использовались социально-аксиологический анализ, структурно-функциональный анализ, логико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, концептуализация и моделирование» [7, с. 19]. При этом, благодаря структурно-функциональному анализу, автор диссертации смогла «выявить структурные составляющие связей с общественностью и их коммуникативные функции, а также смоделировать иерархию социальных субъектов, устанавливающих связи с общественностью и идентифицировать функциональную специфику этих связей», а с помощью остальных методов «выстроить теоретические конструкты РК -аксиологические принципы, аксиологическую концепцию и методологию аксиологического моделирования связей с общественностью в условиях глобализации в контексте личностного развития» [7, с. 20]. Эта диссертация - одно из немногих научных исследований, направленных на разработку методологии связей с общественностью.

Огромный вклад в исследование пиарологии как системы научного знания о связях с общественностью, становления методологии пиарологии принадлежит И.С. Кужелевой-Саган, автору диссертации на тему «Онтогносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью»[6] на соискание ученой степени доктора философских наук. Примечательно, что в методологии исследования И.С. Кужелева-Саган выделила «базовый», «операциональный» и «модальный» блоки, которые собственно и составляют методологию пиарологии.

Если к первому блоку исследователь относит как общенаучные, так и философские методы [6, с. 9], то «операциональный» блок представлен следующими методами: «универсальный эволюционизм (общесистемный, синергетический, коммуникативный и конструктивистский аспекты), трансспективный анализ (В. Клочко) и эпистемологический структурализм (У. Эко)», а «модальный» - воспринимается как «совокупность возможных методологических стратегий, принадлежащих различным классическим, неклассическим и постнеклассическим философским и специально-научным парадигмам» [6, с. 9].

Например, многим ранее в докторской диссертации «Социология рекламного воздействия» О.О. Савельевой проводилось исследование на основе всего спектра методологических подходов, фундаментальной и прикладной социологии, а также теории социального управления, дабы выстроить теоретическую модель воздействия рекламы на целевые аудитории. Использовались общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, сравнение, обобщение, историко-генетический и мультипарадигмальные подходы), метод проектов, и, конечно, социологические методы (фокус-группы, опрос) [10].

В свою очередь, в исследовании Е.Ю. Кармаловой «Мифопоэ-тические и жанровые коды в телекоммуникации: реклама и "развлекательная" тележурналистика» [3] на соискание ученой степени доктора филологических наук используются абсолютно разные методики, учитывая междисциплинарный характер самого исследования: «методика мифопоэтического анализа», структурно-семиотический, структурно-типологический, социологические методы. Если первый метод необходим, поскольку «жанровые формы "развлекательной" журналистики содержат мифопоэтическую основу», второй метод - для «жанрового кодирования рекламных текстов и «развлекательных» телевизионных программ», третий - «для выстраивания трехуровневых моделей рекламных жанров», то социологический метод позволил получить богатый практический материал, так как удалось успешно представить «мониторинг таргетинга телевизионных программ по признакам гендера и эмоци-

онально-эстетической доминанты с целью выявить и оценить включение рекламного блока в контекст программы» [3, с. 10-11].

Таким образом, без методологии ни одно научное исследование, в том числе в сфере рекламы и связей с общественностью, проводиться не может. Руководствуясь философскими, общенаучными методами, методологией социально-гуманитарных наук, современным искусствоведам как междисциплинарным исследователям удается внести существенный вклад не только в теорию и практику рекламы, связей с общественностью, но и в формирование и развитие научного знания о рекламе и связях с общественностью, методологии рекламоведения (адвертологии) и пиарологии как прикладных научных дисциплин, раскрыть художественно-эстетические основания ме-диакоммуникативной и медиаобразовательной деятельности, исходя из искусствоведческо-культурологического подхода.

Научно-исследовательская деятельность студентов направления 42.03.01 и 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью, 42.03.02 и 42.04.02 «Журналистика» на разных ступенях обучения в образовательной организации высшего образования предполагает работу с научной литературой, литературными источниками, профессиональной литературой по актуальным теоретическим, практическим, методологическим вопросам медиакоммуникаций, знакомство с богатым искусствоведческо-культурологическим материалом. Умения анализировать, систематизировать и использовать научную информацию в научной и учебной литературе в рамках проводимых изысканий - необходимое условие формирования и развития научно-исследовательских компетенций студентов в сфере профессиональных коммуникаций, а также составляет основу профессиограммы будущего журналиста, специалиста в области рекламы и связей с общественностью, которые способны к креативной деятельности в профессиональной сфере, созданию и продвижению творческих проектов, информационному сопровождению арт-мероприятий и художественных событий в СМИ.

Культурологическое направление в исследовании рекламной деятельности разрабатывалось под руководством доктора филологических наук, профессора МГУ В.В. Ученовой [8; 12; 13]. Данного подхода придерживаются Н.В. Старых [13], Т.Э. Гринберг, К.В. Конаныхин [8], С.А. Шомова [9], а также В.И. Козловский [4] - доктор философских наук, создатель первой Высшей школы рекламы, кафедры рекламы в Московском государственном институте культуры, ныне профессор кафедры рекламы и связей с общественностью факультета медиа-коммуникаций и аудиовизуальных искусств данной образовательной организации высшего образования.

Основателем научной искусствоведческой школы в области дизайна и технической эстетики, руководствуясь искусствоведческим

подходом к анализу рекламной деятельности, стала доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой рекламы Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Э.М. Глин-терник [2].

Следует подчеркнуть, что научно-исследовательская работа и профессиональная деятельность в коммуникативной сфере предполагает интеграцию теоретических и практических знаний в ме-диаобразовательную деятельность с опорой на междисциплинарную методологию. Научные изыскания студентов детерминируются объектом исследования рекламоведения, пиарологии, коммуникологии, медиалогии как прикладных научных дисциплин, в недрах которых, благодаря взаимодействию прежде всего с искусствоведением,

и и I I V и и

культурологией, эстетикой, философией, психологией, социологией, педагогикой, рождается новое социально-гуманитарное знание, функционирующее в медиапространстве, преобразующее систему ценностей и формирующее информационную культуру, познание и существование в которой требует от студентов высокого уровня методологической, коммуникативной и креативной культуры, художественно-эстетического восприятия процесса и результатов рекламной, журналистской и РК-деятельности, в развитии которого незаменимыми оказываются искусствоведы-медиапедагоги.

Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с английского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ДеаЬет1а, 2004. - 788 с.

2. Глинтерник Э. М. Реклама в России XVIII - первой половины XX века: опыт иллюстрированных очерков: [альбом]. - СПб.: Аврора, 2007. - 359 с.

3. Кармалова Е.Ю. Мифопоэтические и жанровые коды в телекоммуникации: реклама и «развлекательная» тележурналистика: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. - СПб., 2009. - 47 с.

4. Козловский В. И. Реклама - универсалия культуры. От экономики к духовности. - М.: Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2014. - 104 с.

5. Кривцун О.А. История искусства в свете культурологии // Современное искусствознание: методологические проблемы: сб. ст. / отв. ред. А.Я. Зись. - М.: Наука, 1994. - С. 51-77.

6. Кужелева-Саган И. П. Онтогносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. - Томск, 2008. - 47 с.

7. Осипова Е.А. Аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. -М., 2011. - 50 с.

8. Реклама: палитра жанров: учеб. пособие для студентов / В. Ученова, Т. Гринберг, К. Конаныхин и др. - М.: Гелла-принт, 2004. - 238 с.

9. Реклама и журналистика: культурная эволюция: сб. науч. тр., посвящ. памяти професора В. В. Ученовой. Ин-т междунар. права и экономики

им. А.С. Грибоедова (ИМП); под общ. ред. С.А. Шомовой. - М.: Буквоед, 2009. -239 с.

10. Савельева О. О. Социология рекламного воздействия: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: специальность 22.00.08. - М., 2006. - 36 с.

11. Стукалова О.В. Потенциал гуманитарного знания в профессиональной подготовке специалистов в сфере культуры и искусства [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - №3. - 2014. - С. 14. - иКЬ: http://www.art-education.ru/electronic-journal/potencial-gumanitarnogo-znaniya-v-optimizacii-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 7.03.2017).

12. Ученова В. В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа?: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 232 с.

13. Ученова В. В., Старых Н.В. История рекламы: учеб. для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 447 а

М. В. Ягодкина Коммуникативные аспекты современной медиасферы

На данный момент роль городской культуры в развитии общества трудно переоценить. Социально-профессиональная и демографическая структура города, образ жизни населения - всё это является важными аспектами формирования коммуникативной среды общества в целом. Современный город меняет темп своей жизни и в соответствии с этими изменениями трансформируются ощущения личности в глобальном пространстве.

Производство, распространение и потребление информации неразрывно связано с процессами глобализации в медиасфере. Если вслед за М.А. Буряк под медиасферой понимать «совокупность идей, тем, мнений и других нематериальных сущностей, представленных медиатекстами, обладающими следующими признаками: важностью, значимостью для разных групп аудиторий, сиюминутностью, злободневностью, открытостью для многочисленных интерпретаций» [3, с. 206], то можно говорить о завершении этапа конвергенции медиа.

Особенность современной коммуникации заключается в формировании трендов и перенимании ролевых моделей в онлайн-формате, быстром переключении внимания, дискретности восприятия информации, замене текстовой информации «картинками». Интересно, что визуальная составляющая сейчас стала неотъемлемой частью информационного формата. Это не означает, что изображение полностью вытеснит текст, но оно уже представляет собой необходимый элемент коммуникации. Существуют примеры диалогов в социальных сетях, где реплики представлены исключительно «смайлами», «эмодзи», «гифками», мемами и т. д. При этом адре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.