УДК 008
ЛАРКИН Л.Г.
ИСКУССТВО В ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Ларкин Лев Геннадьевич - ЛГПУ
Аннотация. В статье рассматриваются взаимоотношения искусства и военной культуры, приводятся высказывание великих полководцев, знавших в понимавших воздействие искусства на армию.
Ключевые слова: армия, искусство, музыка, оркестр.
Мощным инструментом поддержания и углубления военных традиций является искусство, как изобразительное, так и музыкальное. Последнее имеет чрезвычайное значение, так как специфицировано именно для военных нужд. Для армейского предназначения созданы специальные жанры музыки - марши, походные песни и др., которые подходят для слаженного передвижения, поднимают боевой дух, объединяют общие силы и в целом способствуют победе.
Совершенно особое место в армии занимали и занимают военные оркестры. Это связано с тем, что армия не может полнокровно жить без величавой и строгой маршевой музыки, без полковой песни. Музыка как бы возвышает над возможной гибелью в бою, в мирное время поддерживает высокий воинский дух солдат, дает заряд бодрости и оптимизма1.
Кроме того, военные оркестры, как правило, состоят из медных духовых инструментов и ударных (барабаны). Их звучание таково, что они вызывают чрезвычайный подъем настроение, создание готовности к движению победе, дружеству и др. Вспомним, что именно духовые инструменты используются в качестве побудки, когда звуки горна или трубы буквально поднимают человека из постели и приводят в строй, готовность к выполнению поставленных задач. А.Н. Пахмутова, давая характеристику музыкальным инструментам, отмечала, что труба - самый правдивый инструмент из всех, ею можно говорить только истину.
Проблемой выявления предметности музыки занимались многие исследователи. У Лосева А.Ф. есть прекрасна работа "Музыка как предмет логики". Анализ ее позволяет сказать, что рассмотрение музыки в логическом ключе достаточно оправдано. Музыка есть коммуникативная и символическая общность, где её смыслообразующие позиции подлежит формализации в виде системы определённых кодов, а отсюда развёртывание
1 Ромах О.В.
9), 2013 год
Особенности творчества личности // Журнал «Фундаментальные исследования". №11 (часть
музыкального процесса, его внутренние закономерности действительно обладают имманентной (самодостаточной, независимой,
саморазвивающейся) логической устремлённостью и напряжённостью. Но не собственно музыка является предметом логики, а только лишь то, что может быть определено в качестве её языка (системы внепонятийной символики, о чём подробнее будет сказано ниже). В противном случае может возникнуть заведомо ложная ситуация, утверждающая тождество языка и сущности музыки, что равносильно слиянию причины и следствия2.
Музыкальная мелодия сохраняет глубокую связь с речью, стихом, а те, в свою очередь со звуками природы. Как и речь, мелодия ориентирована на коммуникацию со слушателем, собеседником, при использовании звукового материала. Сила воздействия мелодии базируется на определённом эмоциональном тонусе, на таких общих с речью средств, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений. "Речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного звукового потока" (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи, мелодия оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, музыкальными интервалами; мелодические звуки имеют ладовую, ритмическую и интонационную организацию.
В.П. Саранин отмечает, что «Ученые древности отмечали зависимости существования и самочувствия человека от звучащего пространства. Уже тогда было выяснено, что человек - звучащий микрокосм, излучающий ритмы (биоритмы внутренних органов, сокращения мышц и т.д.). Знаменитый миф об Орфее, спустившимся в ад и воскресившим свою возлюбленную - яркое тому подтверждение. Отражение в мифологии постулата о том, что музыка способна воскресить подтверждается в настоящее время множественными работами ученых различных отраслей.
Биопсихология подтверждает наличие электромагнитных и акустических колебаний органов человека, фиксирующие тонкие полевые явления, более того, известно, что каждый орган человека издает определенные звуки, которые образуют мелодии. Интенсивно развиваются такие направления медицины, которые инструментально подтверждают мелоритмическую основу работы органов, записывают мелодику здорового организма и лечат ей заболевания. Именно здесь происходит нормализация деятельности посредством волнового наложения и замещения диссонансов (нездоровья) консонансами (здоровьем) .
Современная наука разработала ряд методов и приборов, позволяющих в некоторых случаях зарегистрировать изменения биогенных физических полей и излучений человека, вследствие чего было научно сформулировано понятия биополя человека как физического поля высокой
2 Лосев М.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1978, с. 245.
3 Саранин В.П. Музыка как культуроформирующее явление. М., 2002, с. 56.
степени информационного наполнения и сложности. Открыто существование сверхслабых излучений фотонов у всех исследованных типов биосистем и доминирование полевой формы антропогенеза -универсального социоприродного механизма коллегиального существования людей и обмена ими звуковой информации различного уровня и наполнения. Именно внутренняя музыкальное наполнение, то есть, ритмические и звуковые проявления человека, привели к созданию музыки как вида искусства. По сути дела они составляют особую ступень энергоинформационной эволюции сознания, зависящую от полевой формы действия и непосредственно переходящая в полевую форму развития.
Военные музыка, как и остальные ее виды и формы, кодирует события культуры и конкретных явлений, отражает жизнь в художественных образах и становится важным каналом передачи информации из поколения в поколение. Маршевая ее часть столь информативна, что позволяет не просто транслировать сущность патриотической ценности, но передать мельчайшие подробности внутренних состояний человека на волновом уровне, так как запечетлевает именно их в свернутом и кодифицированном варианте. Включение в музыкальный поток (прослушивание или исполнение музыкальных произведений) является, следовательно, чрезвычайно важным механизмом воспитания личностной патриотической культуры, формирования эмоционального этногенеза.
Долгушина М.Ю. отмечает, что «современные сведения, наложенные на древнейшие знания, дают следующие показатели. Инструментальное воздействие музыки проявляет себя следующим образом. Ударные инструменты воздействуют на нижние энергии человека и имеют способность усиливать или ослаблять его волю к жизни, энергетичность, стремление к движению и др.
Духовые инструменты ориентированы на формирование эмоциональной сферы. Они могут увеличивать или снижать запасы физической и эмоциональной энергии, стимулировать или рассеивать ее и др. Ментальной (интеллектуальной) сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляют в пианистическом, рояльном звучании. Они позволяют прояснить, выстроить ментальный ряд, упорядочить его и ввести в достаточно строгую форму.
Совершенно другая структура звука у струнных инструментов. Они прямо воздействуют на сердечную чакру - энергию любви, сострадания, чувствительности и др. Струнные, в особенности скрипки и виолончели, гитары, балалайки и др. ориентированы на развитие сострадания. Вокальная музыка воздействует на все энергетические центры. Но более всего на горловую чакру, которая ответственна за взаимодействие людей, влияние на них, подчинение своему мнению. На интуитивное и космическое развитие оказывают влияние звуки и произведения, исполняемые органом -
наиболее объемным и полифункциональным по звучанию инструментом, монументальным организмом, который создает целый музыкальный
4
звучащий мир и вводит человека в иное измерение» .
По своей сути музыка облекает каждую социальную эпоху, каждое направление человеческой деятельности, каждое эмоциональное состояние в особую оболочку, каковой представляется мелодический и ритмический ряд. Мелоритрическая основа предполагает нечто большее, чем простое интонирование, следовательно, музыка больше, чем интонационное оформление явлений.
Эти законы знали и использовали все великие полководцы. Не изучая действие музыки на теоретическом уровне, на уровне практики они прекрасно знали и многократно отмечали ее значение. А.В. Суворов указывал, что «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил. Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым»5.
Походные песни, наложенные на четкий ритм, глубоко пронимают в сознание. По сути дела - это своеобразное психогинвистическое программирование, которое сопровождается ритмичными стихами, ритмичной активной музыкой, четкими движениями, что в совокупнтости приводит к формированию единого психоэмоционального мировоззренческого поля. Не случайно особое единение отмечается именно после походов.
Но военные оркестры не просто выступают указанным выше образом. Множественные военные оркестры участвовали в битвах.
Сегодняшие войны, естественно качественно отличаются от прежних. Но в войнах традиционных обществ и культур военные боевые музыканты получали специальные награды. В качестве таковых выступали Наградные трубы. Особенно много награждений трубами было произведено за подвиги в 1812-1814 годах. Серебряными трубами были награждены 18 полков пехоты, 10 полков кавалерии и две конно-артиллерийские роты, а серебряными Георгиевскими - соответственно 12 и 16 полков и все пять рот гвардейской артиллерии. В числе прочих отличился Изюмский гусарский полк.
Серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 г.» получили в пехоте 8 полков, в кавалерии - 4 полка, в артиллерии - конно-артиллерийская №1 рота. Георгиевские трубы с такой же надписью были даны лишь в кавалерии - 5 полкам и в артиллерии - 5 гвардейским ротам.
4 Долгушина М.Ю. Музыкальная культура тамбовшины. Т., 2008. С. 57
5 Ясюков М. И. "Шпага и честь" М.: "Знание", 1992 г., стр 43.
Некоторые полки русской армии за неоднократные подвиги получали наградные трубы с общими надписями6.
6 Там же, с. 89.