Научная статья на тему 'Искусство русской керамики: эволюция и культурно-исторические реалии'

Искусство русской керамики: эволюция и культурно-исторические реалии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
302
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО КЕРАМИКИ / ART OF CERAMICS / РУССКАЯ КЕРАМИКА / RUSSIAN CERAMICS / ЭВОЛЮЦИЯ СИМВОЛОВ / EVOLUTION OF SYMBOLS / ИЗРАЗЦЫ / TILES / ОБРАЗ РУССКОЙ ПЕЧКИ / RUSSIAN STOVE IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев В.Ю.

Керамическое искусство с его сложной системой культурных кодов, сакральных смыслов и художественно воплощенных идей стало органичной частью русской культуры, отразив ее своеобразие и обогатив ее своими выразительными средствами. Поэтому история русской керамики своеобразная летопись рождения, эволюции, забвения и актуализации символов, происходящей в контексте историко-культурных реалий. Одной из наиболее явных является в современной отечественной керамике тенденция, обусловленная сознательным и целеустремленным возрождением высокой традиции самобытного русского керамического искусства, созданного в XVII веке и насильственно прерванная в эпоху Петровских преобразований. Изучение русской керамики позволяет лучше понять особенности развития русского искусства и культуры во всемирно-историческом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Art of Russian ceramics: the evolution and cultural-historical realities

Ceramic Art with its complex system of cultural codes, sacred meaning and artistic expression of ideas has become an integral part of Russian culture, reflecting its identity and enriching it with their own means of expression. Therefore, the history of Russian ceramics a kind of chronicle of the birth, evolution and updating of oblivion character occurring in the context of historical and cultural realities. One of the most obvious is in the modern domestic ceramics trend caused by a conscious and purposeful revival highly original Russian traditions of ceramic art, created in the XVII century and forcibly interrupted in the era of Peter's transformation. The study of Russian ceramics allows a better understanding of the development of Russian art and culture in the world-historical context.

Текст научной работы на тему «Искусство русской керамики: эволюция и культурно-исторические реалии»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 3, 2016: 426-431

Искусство русской керамики: эволюция и культурно-исторические реалии

В.Ю. Николаев

Московская государственнаяй художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9

Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts

Volokolamskoe highway, 9, Moscow 125080 Russia

e-mail: vynikolaev@gmail.com

Ключевые слова: искусство керамики, русская керамика, эволюция символов, изразцы, образ русской печки.

Key words: art of ceramics, Russian ceramics, evolution of symbols, tiles, Russian stove image.

Резюме: Керамическое искусство с его сложной системой культурных кодов, сакральных смыслов и художественно воплощенных идей стало органичной частью русской культуры, отразив ее своеобразие и обогатив ее своими выразительными средствами. Поэтому история русской керамики -своеобразная летопись рождения, эволюции, забвения и актуализации символов, происходящей в контексте историко-культурных реалий. Одной из наиболее явных является в современной отечественной керамике тенденция, обусловленная сознательным и целеустремленным возрождением высокой традиции самобытного русского керамического искусства, созданного в XVII веке и насильственно прерванная в эпоху Петровских преобразований. Изучение русской керамики позволяет лучше понять особенности развития русского искусства и культуры во всемирно-историческом контексте. Abstract: Ceramic Art with its complex system of cultural codes, sacred meaning and artistic expression of ideas has become an integral part of Russian culture, reflecting its identity and enriching it with their own means of expression. Therefore, the history of Russian ceramics - a kind of chronicle of the birth, evolution and updating of oblivion character occurring in the context of historical and cultural realities. One of the most obvious is in the modern domestic ceramics trend caused by a conscious and purposeful revival highly original Russian traditions of ceramic art, created in the XVII century and forcibly interrupted in the era of Peter's transformation. The study of Russian ceramics allows a better understanding of the development of Russian art and culture in the world-historical context. [Nikolaev V.Yu. The Art of Russian ceramics: the evolution and cultural-historical realities]

Все направления керамического искусства, характерные для нашей страны, реализовались в процессе исторического развития национальной культуры соразмерно становлению

художественного и бытового мира представителей разных слоев русского общества. Поэтому наибольшее распространение получили те виды керамики, которые несли не только культурно-кодификационное содержание, но и были утилитарно-функциональными. И совершенно закономерно (Андреева, 1995) с учётом особенностей традиционного быта, что максимальное распространение на территории нашей страны получило искусство изразца, известное еще в домонгольской Руси.

«Образцами» в средневековой Руси назывались керамические украшения для облицовки фасадов храмов и дворцов, печей и парадных покоев. Для такой облицовки нужны были тысячи одинаковых плиток. Поэтому слово «образец» приобрело новый смысл - «модель», «лекало», некий формальный образчик, по подобию которого создавались новые изделия. Итак, первые изразцы, представлявшие собой цветные плитки с орнаментальным узором и изображением мифологических животных, появились на Руси в XI в. Во время монгольского нашествия искусство изразца исчезло, чтобы стать принадлежностью национального быта и преобразиться в терракотовое украшение храмов XV-XVII веков.

Сакральная роль печи в русском доме подчеркивалась изразцами со знаковыми сюжетами росписи. Печь с изразцами не только грела, но и просвещала, становилась духовным центром всего дома. Сюжеты росписи для простонародья были страницами книги, картинками с поучениями нравоучительного, любовного и шуточного характера, с библейскими сюжетами, бытовыми сценами из городской и сельской жизни. Подписи под сюжетами носили пояснительный характер. На изразцах можно было увидеть такие подписи: «Апонская госпожа», «Китайский купец», «Кавалеры испанские», а под изображениями животных, птиц и цветов: «Елень дикая», «В одном беге смел», «Познают мя от кохтей», «Пою печально», «От гласа погибаю», «Дух мой сладок» и др. (Мусина, 2010). Простонародное украшение домашних печей обусловлено было универсальными представлениями славян о мироздании.

Дом, жилище были повторением вселенной и земного бытия для древних славян. Потолок простирался над избой и

был подобен небу, подполье символизировало собой подземное царство, устье печи - древний алтарь со священным огнём или вход в ад. Чтобы снаружи не влетела в дом нечистая сила, двери крестили - рисовали мелом или сажей кресты, а окна закрывали ставнями. Нельзя было находиться на границе между внешним и внутренним пространствами, которые очерчивал дом, - сидеть на пороге, здороваться или прощаться через порог. И центр, и границы дома совмещались в печи. Вместилище пищи и домашнего огня по сути онтологично, ибо печь готовит пищу, т.е. «природный продукт превращает в культурный объект, а дрова в свою очередь превращает в пепел и дым, восходящий к небесам», - писал И.А. Панкеев (1997: 158). Через печную трубу действовала связь с высшим миром, в том числе с «тем светом», откуда являются сверхъестественные существа. Через неё в дом проникают огненный змей и чёрт, ведьма и через нее же вылетают наружу, равно как души умерших, болезни и т.п.

Олицетворяя амбивалентно и домашнее благополучие, и могилу печь в свадебном обряде указывала на главные женские заботы, а в похоронном - на дорогу в загробный мир и царство смерти. «Печными» обрядами сопровождались многие значительные события в семье: уезжая в долгое путешествие, хозяин для благополучного возвращения должен был заглянуть внутрь печи; следовало также делиться угольками для разжигания печи, что воспринималось крестьянами как величайшая доброта и милость; при переезде в новую избу хозяева оставляли в старой печную заслонку и икону, что уравнивало сакрализованный статус печной заслонки и иконы. Крестьяне Русского Севера, чтобы прекратить град, выбрасывали из окна печную заслонку и нож (Панкеев, 1997).

В дворянских особняках XVШ-XIX веков печи часто выкладывали белыми рельефными изразцами с орнаментом и изображениями в стиле классицизма. При своем посещении Голландии в 1697-1698 гг. Петр Великий заметил прекрасные белосиние «кафели». восхитился ими и отдал приказ изготавливать в России такие же гладкие белые изразцы, по которым следовало наносить рисунок синей глазурью. Этот стиль бал освоен, продолжен и развит впоследствии мастерами из Гжели. Многоцветные изразцы в традиции XVII века ушли в

прошлое - для того, чтобы воскреснуть в неорусском стиле эпохи модерна, а затем и в произведениях современных российских мастеров (Панкеев, 1997).

Итак, в эпоху Петра I копии с голландских изразцов («кафлей») были признаны шедеврами, а изразцовый европейский (голландский) облик был таков: поверхность пластины стала гладкой, ее покрывали белой эмалью, а потом расписывали. Русский изразец эпохи «просвещенного абсолютизма» отличался гладкой лицевой поверхностью, сдержанной цветовой гаммой и многообразием сюжетов, выполненных в стиле росписи. Героями изразцовых сюжетов стали представители разных слоев российского общества; в орнаменте доминировали цветы, многоцветные букеты и птицы. Керамические изразцы в виде отдельных элементов или панно входили в архитектурную композицию печей, а печи, в свою очередь, были главным элементом интерьера русского дома.

Белые рельефные изразцы словно уносили души обитателей и гостей дворянских усадеб в мир античности, гармоничный, спокойный и строгий. Однако изразцы, покрытые белой эмалью, придавали атмосфере дворянского особняка не только гармоничность и строгость, но и официальность. Печи становились парадными, торжественными, теряли свой «домашний», располагающий к душевной теплоте облик. Сюжеты росписей были самыми разными: мужчины и женщины в костюмах XVШ века или в античных одеждах; мужчины и женщины из «заморских стран» в экзотических одеждах; всадники, воины, домашние животные, звери, птицы, цветы (Сергеенко, 1990).

В парадных залах русских домов изразец представлял собой неотъемлемую деталь архитектурного замысла интерьера, а роспись носила торжественный характер. Дворцы Санкт-Петербурга эпохи «просвещенного абсолютизма», изобиловали голландскими бело-синими изразцами. Во Дворце-музее Петра I и дворце Меньшикова на Васильевском острове Санкт-Петербурга сохранились печи, облицованные расписными изразцами нового (голландского) типа. Они были изготовлены на кирпичных заводах Санкт-Петербурга специально обученными в Голландии мастерами-живописцами.

Для изготовления гладких печных изразцов, которые в петровскую эпоху назывались кафелями, не требовалась резная деревянная форма, как это было в XVII веке во времена активного участия белорусских мастеров, самый известный Степан Иванов (Полубес), в строительстве Нового Иерусалима (Бычков, 1992; Моран, 1982). Ровная поверхность кафелей покрывалась белой эмалью, на неё наносилась роспись, и затем изразец обжигался. При вторичном обжиге (следует учитывать, что первый раз изразец обжигался до нанесения красок), происходило расплавление эмалей и одновременное вплавление росписи. Кафели на голландский манер выполнялись, как правило, в духе эстетики европейского классицизма (Сергеенко, 1990).

К концу XIX в. искусство изразца пошло на убыль, а к ХХ в. стало исчезать, однако в настоящее время в России снова пользуются популярностью изразцовые панно для каминов и печей.

Керамическое искусство всегда имело утилитарный аспект. В некоторых бытовых предметах керамические фрагменты имеют наиболее функциональное значение - так, без керамической облицовки невозможно представить себе камин или «богатую» печь. Поэтому в русском керамическом искусстве технология печного (каминного) изразца оказалась особенно востребованной.

В настоящее время Строгановская школа искусства керамики активно возрождает традиции русского керамического искусства во всём многообразии его составляющих: домонгольское, XVII столетия, Петровской эпохи. И хотя сейчас, в начале XXI века, фарфоровое и керамическое производство в России возвращается к традициям эпохи модерна в формах постмодернистской эстетики, но гораздо значительнее в современной керамике тенденция, обусловленная сознательным возрождением высокой традиции самобытного русского керамического искусства, созданного в XVII веке и насильственно прерванная в эпоху петровских преобразований в России XVIII столетия.

Таким образом, можно сказать, что керамическое искусство с его сложной системой культурных кодов,

сакральных смыслов и художественно воплощенных идей, стало

органичной частью русской культуры, отразив ее своеобразие и

обогатив ее своими выразительными средствами.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Л.В. 1995. Русский фарфор. 250 лет истории: Каталог выставки. - М.: Авангард. 200 с.

Бычков В.В. 1992. Русская средневековая эстетика (XI - XVII века). - М.: Мысль. 638 с.

Дулькина Т.И. 2002. История отдела керамики и стекла Государственного исторического музея (конец XIX в - 1950 - е гг.). М.: Государственный Исторический музей. 80 с.

Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. 1978. Русская керамика и стекло XVIII - XIX веков. М.: Изобразительное искусство. 328 с.

Из истории русской керамики и стекла XVIII-XIX вв. Сборник трудов Государственного исторического музея. Выпуск 62. Москва, 1986.

Мусина Р.Р. 2010. Традиционная отечественная керамика 1920-198-х годов. (Особенности развития и художественное своеобразие). дисс. ... доктора исскуствоведения: 17.00.04. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова.

Лиховцев А.М. 2010. Керамика. Кафедра художественной керамики МГХПА им. С.Г. Строганова. Москва. 144 с.

Моран А. 1982. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство. 578 с.

Николаев В.Ю. 2015. Керамическое искусство и культурные смыслы. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 5: 795-800.

Осипова Н.О. 2011. Семиотика культуры. М.: Экслибрис. 406 с.

Панкеев И.А. 1997. От крестин до поминок: обряды, обычаи, предания русского народа. М.: Яуза. 253 с.

Сергеенко И.И. 1990. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVIII века. - В тр. Памятники русской народной культуры XVII-XIX веков (Труды ГИМ). Москва. Выпуск 75: 29-50.

Получена / Received: 14.02.2016 Принята/Accepted: 27.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.