Научная статья на тему 'Искусство по телефону: художественные стратегии медиа-арта'

Искусство по телефону: художественные стратегии медиа-арта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
457
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ПРАКТИКА / ИСКУССТВО / МЕДИА-АРТ / ТЕЛЕФОН / ТЕЛЕФОННОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Югай Инга Игоревна

Дается обобщенная характеристика применения телефона в экспериментах художественного авангарда. Выявляется связь тематики произведений, творческих задач, решаемых авторами, со спецификой функционирования технических средств в культуре, отношением общества к медиа. Особое внимание автор уделяет анализу найденных художниками форм коллективного творчества, применению в искусстве элементов игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство по телефону: художественные стратегии медиа-арта»

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 7.01+7.03 ББК 63.3(2) +85.0

И.И. Югай

искусство ПО ТЕЛЕФОНУ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МЕДИА-АРТА

Дается обобщенная характеристика применения телефона в экспериментах художественного авангарда. Выявляется связь тематики произведений, творческих задач, решаемых авторами, со спецификой функционирования технических средств в культуре, отношением общества к медиа. Особое внимание автор уделяет анализу найденных художниками форм коллективного творчества, применению в искусстве элементов игры.

Ключевые слова:

арт-практика, искусство, медиа-арт, телефон, телефонное искусство, художественная коммуникация.

Медиа-артом называют широкую область экспериментальной художественной практики, основанную на применении медиа средств и медиа технологий. Данное направление по сравнению с другими направлениями в современном искусстве обладает прикладной природой, характеризуется отсутствием самодостаточности и завершенности. Медиа-арт возник в русле художественного авангарда, и перенял его задачи и методы.

Телефон является важным инструментом межличностной и социальной коммуникации в современном обществе. Мы слышим собеседника находящегося физически в другом месте, но не видим его. Использование телефона может вовлечь человека в необычную коммуникативную ситуацию, например, в случае технического сбоя, ошибки при наборе номера человек вступает в ненамеренное общение с незнакомцем; автоответчик, используемый для записи сообщений, может создать ситуацию, в которой с одной стороны звучит голос человека произносящего свою речь в реальном времени, а с другой стороны - звуковой сигнал или записанная заранее фраза. Кроме того, общение через автоответчик сопряжено с информационным и эмоциональным «несовпадением» людей.

Пришедшие на смену стационарным устройствам мобильные телефонные аппараты усиливают размытость границ между частной и общественной жизнью, характерную для современного общества [4].

Несмотря на то, что существует термин «телефонное искусство» (экспериментальное направление, использующее телефон, факс, другие устройства, передающие информацию по телефонным проводам), на наш взгляд не целесообразно выделять использование телефона в какое-то отдельное направление [3]. Во-первых, потому, что телефонную связь применяли чаще всего в рамках уже существующих жанров (перфор-манс, скульптура, инсталляция, радио-искусство и т.д.). Во-вторых, телефон зачастую используется вместе с другими устройствами. И, в-третьих, сегодня существуют многочисленные версии телефонных аппаратов с разными функциональными возможностями, действующие на основе разных принципов, поэтому название «телефон» фактически означает разные устройства. Итак, рассмотрим некоторые примеры использования телефона, отражающие специфику коммуникации между людьми.

Один из первых опытов зафиксирован в книге «The New Vision», написанной Лас-ло Мохой-Надь. В ней описывает личный опыт дистанционного создания художественного произведения. Для выставки «Art by Telephone» (Chicago Museum of Contemporary Art, 1922) Л. Мохой-Надь готовил серию эмалей по металлу. В процессе работы художник инструктировал мастера, который находился на фабрике. В распоряжении обоих участников была таблица о цветов, используемых на фабрике и милли- £ метровая бумага. Ориентируясь по квадра- Ц там миллиметровой сетки, Л. Мохой-Надь i§

описал форму заготовки для будущей эмали, а с помощью таблицы выбрал цвета. В экспозиции были представлены как сами эмали, так и записанная беседа художника и мастера [7]. В этом примере телефон является коммуникационным инструментом, обеспечивающим совместную работу автора работы и исполнителя [9; 11]. Три эмали, названные Л. Мохой-Надь «telephone pictures» (телефонными изображениями) были представлены на первой персональной выставке художника, прошедшей в 1924 году в Берлинской галерее «Der Sturm».

Американский художник - перформан-сист, поэт Джон Джиорно в 1968 году придумал концепт «Dial-A-Poem Poets», в котором он собирался задействовать телефонную сеть и связанные с телефоном сервисы. В январе 1969 года проект «Dial-A-Poem Poets» был реализован в Нью-Йорке. Для проекта использовались пятнадцать телефонов, на автоответчики которых была записана «поэма», состоящая из фрагментов разных записей. Тексты были посвящены наиболее волнующим темам того времени - сексуальной революции, вьетнамской войне. Позвонив, люди могли прослушать тексты, добавить свои [8]. Проект был повторно организован в 1970 году.

В проекте 1985 года «Работа мозга» художник Ричард Крише обращается к коллективному опыту, коллективной памяти о событиях мировой истории. В основу проекта легли трагические события, произошедшие в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в городе Граце, вошедшие в историю под названием «хрустальная ночь» (нем. Kristallnacht). Это была первая масштабная акция преследования евреев в Третьем рейхе. Между мемориалом, посвященным событиям «Хрустальной ночи» в Граце, и муниципальной художественной галереей в Лос-Анджелесе была организована телефонная связь. Жители Граца могли задать вопросы историку, эмигранту из Граца профессору Бадеру, находившемуся во время проекта в Лос-Анджелесе. Ответы Бадера передавались по телефону и усиливались динамиком [2]. Р. Крише видел особенность этого телефонного разговора в том, что и тема, и форма коммуникации выходили за пределы личного опыта. По замыслу автора, разговор должен был быть обращен к миру в целом.

Австрийскими художниками Гельмутом Марком и Зелко Винером телефон был использован для новой формы публичного исполнения музыки - концерта по телефону. 15 апреля 1983 года между Веной, Берлином и Будапештом был организован концерт, получивший название «Телефон Music». Его целью было создать общее про-

странство для художников, разделенных идеологическими барьерами. Техническое решение было простым - к телефонам были добавлены усилители и в течение нескольких часов музыканты совместно исполняли музыкальные произведения [5]. Это достаточно простое для реализации решение далее часто использовалось другими авторами с небольшими модификациями, например, с добавлением радиотрансляции, магнитофонной записи и т.д.

Британская группа Disembodied Art Gallery в начале 1990-х гг. создала ряд хеппенингов с использованием телефона. В проекте «Babble» (от англ. гомон, болтовня) 1993 года прозвучало более 70 голосов людей из Америки, Австралии, Японии, Европы. Все желающие могли позвонить по телефонному номеру и оставить любое сообщение. Записанные в ходе сеанса телефонной связи стихи, истории, мысли позже были представлены посетителям. Получившийся аудиальный образ по мысли Disembodied Art Gallery передает особую жизнь, протекающую в миллионах километров телефонных проводов по всему миру, наполненных человеческими голосами с их эмоциями, побуждениями, интонациями, образуя в совокупности коммуникативный хаос эпохи медийной «вавилонизации» мира.

Эффект сочетания живого и неживого обыгрывается в другой работе коллектива Disembodied Art Gallery, созданной в этом же году. Инсталляция «Temporary Line» была построена из телефонных трубок. Когда посетитель проходил мимо, он слышал шепот, раздававшийся из устройств, голос словно переходил из одной трубки в другую, звучал из-под пола. Найденное авторами решение выражало потерю естественной ориентации человека в пространстве, происходящую в результате использования технических средств. Говоря со своим телефонным собеседником, мы не чувствуем, как далеко, в какой стороне от нас он находится.

Одной из наиболее масштабных работ, основанных на использовании телефонной связи, является перформанс «Kings Cross Phone-in», организованный британским художником Хитом Бантингом. «Kings Cross Phone-in» привлек множество участников из других стран, специально приехавших в Лондон. На интернет сайте и в электронных сообщениях, разосланных Х. Бантингом, было объявлено, что 5 августа 1994 г. любой желающий может позвонить по указанным телефонным номерам и поговорить с любым человеком, снявшим трубку [1]. К объявлению прилагался список из нескольких десятков номеров общественных телефонов,

окружавших вокзал Kings Cross в Лондоне. Перформанс «Kings Cross Phone-in» продолжал тактику художников ситуационистов, преобразовывавших среду обитания. Проект впервые показал насколько сильно медиа среда (объявление в интернете) может влиять на среду реальную: номера, указанные в списке были постоянно заняты, множество желающих принять участие в перформансе мешали движению пешеходов в районе вокзала. Новизна проекта, элемент игры, приключения содержащийся в нем привлекли большое число людей. Х. Бантингу удалось осуществить задуманное - соединить публичное, уличное искусство и высокие технологии, изменить окраску окружающего пространства, найти современную форму коллективной работы, доступную каждому.

Идея использования общественных телефонов была не нова. В перформансе 1992 г. «Is Anyone There?», организованном Стефеном Уилсоном, были задействованы пять телефонов-автоматов. Каждый час на телефон поступал сигнал из компьютерной системы и раздавался звонок. Любой прохожий мог снять трубку и, оплатив звонок, стать участником художественной акции. Необычным было не только место проведения перформанса, но и сама беседа, потому что с человеком говорила интеллектуальная система. Компьютер, варьировавший заранее записанные фразы, вовлекал собеседника в разговор о городе, о жизни. Так, традиционная для перформанса тема общения между незнакомыми людьми получила в «Is Anyone There?» новое направление - общение человека и компьютера. Инсталляция была показана на «Art Show-SIGGRAPH» в Chicago (1993) и в том же году на «Ars Electronic» в Линце (Австрия).

Дуэт M+M (Макр Уайс и Мартин де Маттиа) в 1994 году создал работу «Call an Artist» («Звонок художнику») в форме детективного расследования. На десять автоответчиков, расположенных в разных образовательных учреждениях, авторами были записаны десять текстов. В текстах сообщений давалась лишь часть информации и намеки на то, где можно получить остальную информацию. «Сюжет» истории построен так, что в нем нет финала, нет определенности. Зрителю-слушателю надо ознакомиться со всеми сообщениями и прийти к своему выводу, который не подтверждается и не опровергается авторами.

Новое поколение телефонов - мобильные телефоны делают актуальной проблему пересечения разных пространств: социального, приватного, коммуникационного. На фестивале «Ars Electronica 2001» в Линце (Австрия) композитор, музыкант Голан Ле-

вин впервые познакомил публику со своим музыкальным перформансом «Dialtones: A Telesymphony». Двести человек, пришедшие в аудиторию, стали не только слушателями, но и членами оркестра Г. Левина. Помощники Левина, предварительно зарегистрировав мобильные телефоны зрителей, внесли их в компьютерную базу и рассадили всех на определенные места, которые соответствовали специальным рингтонам, загруженным в телефоны участников перформанса. Настроив тон каждого мобильного телефона, Г. Левин и его команда могли управлять своим «оркестром». Находящиеся на сцене организаторы перформанса через компьютерный интерфейс звонили участникам в соответствии с партитурой. Представление длилось 28 минут. Необычность концерта была не только в том, что вместо музыкальных инструментов использовались мобильные телефоны, но и в условиях восприятия произведения: зритель мог видеть весь «оркестр» и себя на большом экране, установленном на сцене, слышал как вокруг него звучат рингтоны других участников, складываясь в общий звуковой образ, ждал момента, когда звонок поступит на его телефон, ощущая причастность общему действу. Г. Левин описывал эту форму участия зрителя как нахождение внутри единого общего организма, большой акустической системы. Перформанс неоднократно повторялся авторами на фестивалях и других мероприятиях, посвященных медиа-арту. Предлагаемая в «Dialtones: A Telesymphony» зрителю новая роль и неожиданный звукозрительный опыт неизменно вызывали положительную реакцию со стороны аудитории.

Участники группы Chaos Computer Club e.V. (ассоциация компьютерных и медиа экспертов, основанная в 1981 году) использовали мобильные телефоны зрителей как пульты управления. С 12 сентября 2001 по 23 февраля 2002 года восьмиэтажное здание «Blinkenlights» Haus-де-Lehrers» (Дом учителя) в Берлине на Александрплац было превращено в огромный дисплей. За каждым из ста сорока четырех окон на фасаде здания были установлены мощные лампы, контролируемые компьютером. На получившемся импровизированном экране из 18 окон в ширину и 8 в высоту, зрители могли, нажав на определенные цифры и буквы своего телефона, играть в старые компьютерные игры, размещать короткие послания.

Тема игры в открытом социальном пространстве является одной из главных для коллектива художников под названием Blast Theory (теория взрыва). Его участники Мэтт Адамс, Ю Роу Фарр и Ник Тандаванти исследуют социальные и политические аспекты медиа технологий, ищут новые формы ин-

3 ю О

терактивности. Группа завоевала Золотую Нику в номинации Интерактивное искусство на Prix Ars Electronica, представляла свои работы на Венецианской Биеннале [6].

В 2001 г. в Шеффилде Blast Theory представила игру «Can You See Me Now?». В игре могли участвовать до 20 человек. Участники должны были, обмениваясь сообщениями по мобильному телефону, следить за положением противников на интерактивной карте города. Каждый игрок преследовал и искал других участников, побеждал тот, кому удавалось сфотографировать своих соперников. Борясь с усталостью, погодой, участники игры получали сильные эмоции, ведомые азартом. Опыт Blast Theory показывает насколько мобильные устройства изменили наше восприятие пространства, внесли в него элементы виртуальной реальности. Проект повторялся на «Electronic Arts Festival» в Роттердаме, «Donau Festival» в Австрии, «ARCO» в Мадриде, «Tate» в Британии.

Тема смешения реального и виртуального развивается и в следующем проекте Blast Theory - игре «Uncle Roy All Around You», которая была представлена публике в июне 2003 года в Лондонском Институте современного искусства (Institute of Contemporary Arts). Игра, как и предыдущая, происходила одновременно и на улицах города, и в медиа пространстве. Участники, купившие билет и прошедшие регистрацию, получали доступ к необходимой информации. В течение 60 минут игрок должен был выполнить ряд заданий и найти персонажа по имени «дядя Рой».

Участие в игре давало новый опыт присутствия в городе: прежние знания об истории, транспортной схеме, расположении зданий становились второстепенными, а

список литературы:

[1]

придуманные авторами игры ориентиры накладывались на существующую реальность, рисуя иной мир.

На рассмотренных примерах мы видели, что понятие коммуникация расширяется не только за счет совершенствования технологии (в нашем контексте это технологии телефонной связи), но и за счет возникновения новых идей, потребностей, навыков пользователей.

Мы приходим к выводу, что в экспериментах с техническими устройствами медиа-художники стремятся отойти от принятых в обществе форм взаимодействия с техническим устройством, изменить характер коммуникации. Например, личное сообщение становится речью обращенной к большой аудитории, телефон используется как средство организации коллективного творчества. Иногда используется не основное свойство утройства, а его второстепенные, обслуживающие функции: звонок, автоответчик. Можно выделить основные направления, интересующие медиа-художников. Это исследование разных ситуаций общения, когда один человек обращается ко многим, незнакомые люди обращаются друг к другу, человек «общается» с компьютером, персонажем, действует в рамках роли (детектива в приведенном выше примере). Это изменение содержания общения, в смоделированной ситуации - поиск информации, выражение личного отношения, сопереживание, игра. Также можно говорить о разнообразии форм объединения людей - как исполнителей, как отдельных голосов в аудиокол-лаже, как участников игры либо события. И, наконец, об изменении восприятия пространства - за счет игровой ситуации, нового аудиального опыта.

Интернет-ресурс. Режим доступа:

Бантинг Х. Объявление о перфомансе «Kings Cross Phone-in» http://www.irational.org/cybercafe/xrel.html (16.10.2013)

Грюндманн Х. Сомнения и другие добродетели. Некоторые аспекты телекоммуникационного искусства в Австрии (1993) // Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mediaartlab.ru/db/tekst.html?id=34 (16.10.2013)

Дубина И. Н. Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества // Известия Алтайского государственного университета. - 1999, № 4 (14). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/1999/4/pMs/01.ru.html

Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / Пер. с англ. А. Гарькавого. - М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. - 152 с.

Adriana de Souza e Silva Art by Telephone: from static to mobile interfaces // Leonardo Electronic Almanac (LEA). - 2004, № 12. - P. 13-15.

Adrian R. Art and Telecommunication, 1979-1986: The Pioneer Years. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.t0.or.at/~radrian/TEXTS/springer-e.html (16.10.2013) Burnham J. Systems Esthetics // Artforum. - 1968. Vol. 7. № 1. - P 30-36.

Giorno J. DIAL-A-POEM HYPE, August 1972. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.ubu.com/ sound/dial.html (16.10.2013)

Moholy-Nagy L. Painting, Photography, Film. - Mass.: MIT Press, 1987. - 150 р.

[10] Moholy-Nagy L. The New Vision and Abstract of an Artist. - New York: George Wittenborn, 1955. - 92 р.

[11] Moholy-Nagy S. Moholy-Nagy: Experiment in Totality / 2nd edition. - Mass.: MIT Press, 1969. - 288 р.

[2]

[3]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.