Научная статья на тему 'Искусство перевоплощения и индивидуальное развитие детей на занятиях актерским мастерством'

Искусство перевоплощения и индивидуальное развитие детей на занятиях актерским мастерством Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
559
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / НАРОДНЫЙ ТЕАТР / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ART OF IMPERSONATION / ACTING / FOLK THEATER / INDIVIDUAL DEVELOPMENT OF A CHILD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подковырова М.В.

В статье рассматриваются виды народного театра и их применения для индивидуального развития ребенка; выявляются основные этапы перевоплощения ребенка на занятии по актерскому мастерству; Автор дает краткий обзор осмысления «перевоплощения» (на примере рассуждений К.С. Станиславского, М.С. Щепкина и др.); предлагает рассмотреть феномен «перевоплощения» в народных сказках, древнегреческом театре, кукольном театре и Комедии дель арте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The art of impersonation and an individual development of children during acting classes

The article discusses a folk theater method and its mode of application for an individual development of a child; identifies the main stages of impersonation of a child during acting classes; the author gives a brief overview of impersonation understanding (using an example of K.S. Stanislavsky, M.S. Shepkin and other). The author proposes to consider the phenomenon of impersonation in folk tales, the Ancient Greek theater, puppet theater and Comedy del Arte.

Текст научной работы на тему «Искусство перевоплощения и индивидуальное развитие детей на занятиях актерским мастерством»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1106-1110

Искусство перевоплощения и индивидуальное развитие детей на занятиях актерским мастерством.

М.В. Подковырова

ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования

119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia e-mail: mar4ullasun@gmail.com

Ключевые слова: перевоплощение, актерское мастерство, народный театр, индивидуальное развитие.

Key words: art of impersonation, acting, folk theater, individual development of a child. Резюме: В статье рассматриваются виды народного театра и их применения для индивидуального развития ребенка; выявляются основные этапы перевоплощения ребенка на занятии по актерскому мастерству; Автор дает краткий обзор осмысления «перевоплощения» (на примере рассуждений К.С. Станиславского, М.С. Щепкина и др.); предлагает рассмотреть феномен «перевоплощения» в народных сказках, древнегреческом театре, кукольном театре и Комедии дель арте.

Abstract: The article discusses a folk theater method and its mode of application for an individual development of a child; identifies the main stages of impersonation of a child during acting classes; the author gives a brief overview of impersonation understanding (using an example of K.S. Stanislavsky, M.S. Shepkin and other). The author proposes to consider the phenomenon of impersonation in folk tales, the Ancient Greek theater, puppet theater and Comedy del Arte.

[Podkovirova M.V. The art of impersonation and an individual development of children during acting classes]

В наше время актуальным и популярным является феномен перевоплощения. Перевоплощение в жизни людей берет истоки из народных обычаев и театрализованных народных обрядов. Основным признаком театрализованной народной игры и ряженья, как и любого обряда является перевоплощение с распределением ролей. Ролевое распределение происходит по-разному. В народном ряженье используется костюм, который помогает человеку внешне преобразиться в персонажа. Костюм диктовал человеку правила игры. Выдуманный костюм помогает человеку отказаться от

собственной индивидуальности и принять образ другого персонажа. «Играющий всерьез на то время, пока длится игра, воображает себя вымышленным лицом в вымышленной обстановке и делает это воображение доступным для других» (Ивлева, 1993: 163).

Феномен перевоплощения и смены персонажа широко распространён в русских народных сказках. Перевоплощение, как процесс встречается у А.С. Пушкина в «Сказка о царе Султане», где Князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля. Так же встречаем в русской народной сказке «Царевну-лягушку», «Хозяйку медной горы» которая превращается в ящерицу. Данная вымышленная фантазия, помогает человеку превратиться в иного персонажа и получить способности животного.

Влияние на искусство перевоплощения оказал древнегреческий античный театр и маски актеров. Маска была главным атрибутом драматического действия. Древнегреческие актеры переодевали маски и таким образом перевоплощались в других персонажей. Маска имела сакральные основы. На основе данного древнегреческого театра с современными детьми так же используем маски, как основу для развития пластической выразительности. Дети придумывают своих современных богов и персонажей делают маску из подручных материалов. Надев маску, ребенок перевоплощается и начинает существовать и импровизировать от образа маски. Маска диктует характер, движения, действие. Для ребенка работа с маской является упражнением, при котором ребенок развивает пластичность и выразительность тела. Знакомится с новым способом актерской игры, где главным является не эмоциональная выразительность на лице, а пластика персонажа.

В эпоху Возрождения в Италии существовал театр «Комедия дель арте» или комедия масок. Театр был народным и с определенными персонажами, которые несли смысловую характеристику. Главными были маски персонажей и импровизация актеров.

В словаре В.И. Даля «воплощение» (так как отсутствует слово «перевоплощение»), которое относиться к театральной терминологии. Означает: «принимать на себя плодь, плодский

вещественный образ; снабжать телом» (Станиславский, 1955: 625). Для Ю.А. Стромова принимающего традиции вахтанговского театра означает: «Перевоплощение - на мой взгляд, момент диалектического скачка, когда актер-творец становится актером-образом. Накапливая необходимые для образа качества, актер вдруг, в какой-то необъяснимый момент, делается другим. Он по-другому действует, думает, живет» (Стромов, 1975: 15).

Театральных деятелей, которые занимались изучением и поисками способов переживания артиста, немало: К.С. Станиславский, В.И. Немерович -Данченко, М.С. Щепкин, Л.А. Сулержицикий, Е.Б. Вахтаногов, А.Я. Таиров, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Н.В. Демидов, Л.Ф. Макарьев, М. Чехов.

Идеалом искусства перевоплощения служит реалистическое театральное искусство. Которое начинает свое развитие с великого драматического артиста Михаила Семеновича Щепкина, который разрабатывал принципы внутреннего искусства перевоплощения. В своих записях М.С. Щепкин выявил, что актер должен заниматься не копированием жизни, а «брать образцы из жизни и природы», погружаться «в душу роли» и это поможет слиянию с персонажем.

Выдающийся русский театральный педагог, режиссер, актер и создатель знаменитой системы актерского мастерства Константин Сергеевич Станиславский уделял особое внимание в своих исследованиях созданию образа персонажа и подлинному перевоплощению артиста. Заложивший фундамент современной науки о театре писал о феномене актерского перевоплощения: «Актер ни при каких условиях не должен отступать от самого себя. Что бы актер ни играл, каждую секунду он играет самого себя, никого другого он играть не может. Огромная ошибка существует в понимании перевоплощения. Перевоплощение не в том, чтобы уйти от себя, а в том, что в действиях роли вы окружаете себя предлагаемыми обстоятельствами роли и так с ними сживается, что уже не знает, «где я, а где роль?». Вот это настоящее, вот это есть перевоплощение» (Станиславский, 1955: 681). По К.С. Станиславскому основная цель сценического искусства в

создании «жизни человеческого духа» на сцене в роли. Только в этом случаи может родиться настоящий, живой человек, а не формально воображаемый персонаж.

К.С. Станиславский говорил своим ученикам, что актерской игре и органике нужно учиться у детей. Дети увлеченно погружаются в предлагаемые обстоятельства и подлинно верят. Дети одухотворяют свои игрушки благодаря хорошей и свободной фантазии. Дети не зажимаются от взгляда зрителя, а с удовольствием погружают его в свою игру. Дети самые непосредственный и искренние актеры.

На занятиях актерским мастерством дети перевоплощаться в разные образы. Первые занятия с перевоплощением проходят по наблюдениям за животными. Начальный этап работы над перевоплощением заключается в том, чтобы ребенок с помощью пластики, внутренней характерности и поводки животного перевоплотился. Необходимость поверить в предлагаемые обстоятельства и начать жить в образе животного: думать, действовать, двигаться, видеть и слышать, как животное. На первых этапах не используем никакого реквизита и элементов костюма, чтобы развивать фантазию ребенка. В дальнейшем в середине этапа работы добавляем элементы костюма, которые помогают ребенку еще больше погрузиться в образ и перевоплотиться. Костюм - это элемент внешнего перевоплощения. Задача актерского мастерства научить ребенка внутреннему перевоплощению в персонажа.

По средствам перевоплощения на занятиях актерским мастерством дети индивидуально развиваются. Придумывая образ и персонажа, дети работают над своей индивидуальностью. Перевоплощение в животных способствует развитию внимания, фантазии, воображения, характерности. В образе животного ребенок раскрепощается и тренирует веру в предлагаемые обстоятельства. Дети самостоятельно выбирают животное в которого хотели бы перевоплотиться. В зависимость от возрастных особенностей, можно проанализировать каких черт характера ребенку не хватает. И с помощью актерского мастерства помочь повысить самооценку, раскрепоститься и избавиться от комплексов. Наблюдение показывает, что слабые

дети хотят быть - драконами, тиграми и другими хищниками. Зажатые дети - выбирают птиц, как способ свободы и высоты.

Взаимосвязь искусства перевоплощения и индивидуального развития ребенка можно выделить в работе с кукольным театром. Свое начало русский кукольный театр от трех видов: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника) и Вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках). Для детей на занятиях актерским мастерством полезно использовать элементы работы с куклой. В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребенок говорит за куклу, проговаривает ее действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры. Ребенок берет образ куклы и исполняет за ее роль. Через куклу у детей идет первое знакомство с перевоплощением. Кукла способствует развитию фантазии и задает настроение кукле. Кукла становиться другом и партнером на сцене. Первый сценический опыт ребенка проходит в благоприятной среде, кукла является близким другом ребенка. В работе с куклой у ребенка проявляется характерность и органичность.

Перевоплощение на занятиях актерским мастерством -наиболее органичный способ развития индивидуальности ребенка. Способствующий формированию личности, развитию актерской характерности и навыку перевоплощения в образ.

ЛИТЕРАТУРА

Даль В. 2012. Толковый словарь. М. 877 с.

Ивлева Л.М. 1993. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб.:

Российский институт истории искусств. 233с. Станиславский К.С. 1955. Работа актера над собой. Сочинения: в 8 т. Работа над собой в творческом процессе воплощения. М, Изд-во Искусство. Т. 3. 681 с.

Стромов Ю.А. 1975. Путь актера к творческому перевоплощению. М.: Просвещение. 80 с.

Получена /Received: 23.08.2019 Принята/Accepted: 09.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.