Научная статья на тему 'Искусство пения - искусство дыхания'

Искусство пения - искусство дыхания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1166
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ПЕНИЯ / ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ / КРАСОТА ЗВУКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радченко Светлана Алексеевна

В статье рассказывается о необходимости правильного вокального дыхания, правильном формировании звука, системе работы над дыханием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство пения - искусство дыхания»

Искусство пения - искусство дыхания Радченко С. А.

Радченко Светлана Алексеевна / Radchenko Svetlana Alekseevna - учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 13,

Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассказывается о необходимости правильного вокального дыхания, правильном формировании звука, системе работы над дыханием.

Ключевые слова: искусство пения, искусство дыхания, красота звука, формирование звука.

Работа над правильным формированием звука

Ничего не должно быть удовлетворительно. Удовлетворительно только совершенство. Искусство пения - это искусство дыхания, известное со времен староитальянской школы. Марк Рейзен - народный артист говорил: «Человек без дыхания. Что человек без ног». Многие считают, что вся сила и красота родится на голосовых связках, поэтому: «Упражняйте их, тренируйте, осуществляйте их работу, манипулируйте ими», - говорят они. Как правило, эти певцы - завсегдатаи фониатрических кабинетов. Большое значение в силе и красоте звука играет использование резонаторов.

Был такой случай - вокальный семинар в Киевской консерватории, открытый урок у одного авторитетного педагога - профессора (это была дама). У рояля тенор, очень хороший голос. Но ему не удается верхнее си бемоль. Педагог и так, и сяк. Тогда она говорит: «Костенька, приготовь в голове большое пустое место и пой в это место». Костенька - врач, он прекрасно знает, что в голове мозг, и там нельзя приготовить «пустое место». Но совершается чудо - си бемоль ослепительно ярко, свободно «в фокусе», в высокой и близкой позиции, одним словом, все что надо. [Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2008. С. 25].

Задача педагога-вокалиста научить ребенка правильному вокальному дыханию и правильному формированию звука. Проводились исследования среди детей. Им на уроках давали слушать голоса мастеров вокального искусства высокого уровня и полетности звука. После этого у детей повышалась звонкость и полетность голоса. Дети склонны подражать естественному механизму - механизму голосообразования, свойственному мастерам. После же прослушивания программы эстрадных певцов в звучании голосов детей появилась сипота, ухудшилось качество верхних нот, наблюдалось укорочение диапазона. По оценкам специалистов, почти 90 % абитуриентов вокального факультета имеют непоправимо испорченный, непригодный для профессионального обучения голосовой аппарат.

Искусство пения - это искусство дыхания, пренебрежение этим золотым правилом певческого искусства («дышите как угодно») грозит многими неприятностями, вплоть до потери голоса. Горлом петь нельзя, горло должно быть освобождено, оно должно быть мягким, это труба. Тот, кто думает, что в горле надо что-то делать, рискует закрыть горло. Петь надо на проценты, а не на капитале. Капитал должен оставаться неприкосновенным. Как сохранить капитал? Это значит петь на дыхании, а не на горле. Рано или поздно горлопение приводит к потере даже самого сильного от природы и красивого голоса.

Е. Образцова пишет: «Когда мы поем, в мышцах не должно быть напряжения. Живот, диафрагма, плечи, шея, лицо, язык - все должно быть мягкое. Если при пении есть напряжение мышц, значит, пение неверное, и голос будет быстро уставать, но говоря о мягких мышцах, я не имею в виду их расслабленность. Напряжение не

43

должно быть - натяжение. Вдох должен быть таким, как будто нюхаешь цветок». [Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. М.: Искусство, 1986. С. 5861, 251-253]. При этом происходит еще одна интересная вещь. Мышцы вокруг носа и рта растягиваются, натягиваясь на кости лица, пазухи носа расширяются, т. е. увеличиваются головные резонаторы.

Некоторые дети страдают таким дефектом, как пение в нос, это происходит от опускания небной занавески, она перекрывает доступ звука в полость рта, звучащая струя воздуха направляется в нос. Многие знаменитые певцы говорят, что пение в нос - «гнусавость» - недопустимо в пении и очень трудно исправить. Для этого нужно начать обучение с нуля и учить ребенка формировать звук близко к зубам, одновременно поднимая купол, т. е. мягкое небо. Рассказывают, что один известный профессор пения брал со своих учеников двойную плату, если они раньше уже учились у другого педагога, так как ему приходилось сначала отучить их от неправильного пения, а лишь потом начинать учить.

Подбородок при пении должен опускаться мягко, точно формируя гласные, как они есть. А, О, У, И, Ы, Э, Е, а не иначе. Если ребенок не поет близким звуком, он поет глоткой. Все буквы-звуки должны быть произнесены на уровне зубов. Зубы как клавиши у рояля. Какие бы звуки пианист ни извлекал, руки его всегда на одном уровне - на уровне клавиатуры. Так и в пении - звуки-буквы должны быть всегда на уровне зубов. У Калачевой Изабеллы расширена глотка т. е. она поет А как Э, И как Ы, О как А, У как Ы. Это приводит не только к плохой дикции, заглублению звука, но и к рассыпанию звука в стороны, звук утрачивает полетность. Вот когда уже дети научены правильно и точно формировать каждую гласную, тогда только можно некоторые звуки округлять, т. е. приблизив И к Ы или А к О, а ни в коем случае не наоборот. Глотка при пении должна только дышать, сосредотачивать на ней внимание нельзя. Ни в коем случае не формировать в ней звук, это уже идет нагрузка на связки. Естественно желание любого педагога побыстрее показать «товар лицом», вывести на сцену еще слабенькие, не окрепшие голоса и выжать из них f (форте). Все это отразится позже на здоровье голоса.

Занятия полезно начинать упражнением с закрытым ртом или, как еще называют, «мычанием» на букву М и Н. Медленно, на одном звуке, потом 2-3 звука. Оно развивает подвижность мягкого неба, активизирует небную занавеску, которую нужно поднимать на высоких нотах. Это упражнение дает импульс к ощущению резонаторов. С самого начала нужно работать с учеником над дикцией, учить петь не только гласные, но и согласные, этим самым готовить следующий слог. Этим мы заставляем работать мышцы артикуляционного аппарата. Гласная буква А считается наиболее трудной, надо обязательно присоединять к ней согласные МА, НА, ЛА. Надо применять согласную Р (слоги - РИ, РЭ, РА, РУ), которая активирует кончик языка. Верхние ноты поем на улыбке. Если при этом не нужно петь громко, дыхания берется мало. Чем тише нужно спеть фразу, тем активнее произносится первая буква, тем больше опора на дыхании. Губы, щеки, все лицо в естественном положении, без каких-либо гримас - это и есть позиция для пения. У некоторых детей есть такой недостаток, как желание гримасничать. Активная работа артикуляционного аппарата не должна перерастать в клоунаду, когда мышцы лица задействуют преувеличенно. Главное в положении рта не делать резких движений, так как они ведут к смещению челюсти, а вместе с ней и гортани. Все надо делать мягко, эластично. При работе используются образные выражения, помогающие получить нужный эффект: «Звук чуть ярче», «чуть более вперед», «более округло», «более компактно». Безусловно, нужно избегать крика - потому что крик - естественный враг пения, то и другое несовместимо. Если ученик не избегает крика - не может долго петь - крик убивает пение, тот, кто кричит, теряет и свой голос. Не надо забывать, что никакой учитель не в состоянии дать больше того, что дала природа, и что всякое чрезмерное усилие, сделанное для увеличения голоса, неправильно, будет идти во вред голосу. Правда,

44

что хорошо направленные упражнения могут развить весь голос, данный от природы. Но эти упражнения, конечно, не состоят в крике, как обыкновенно думают.

Часто фальшивое пение детей зависит не от того, как он слышит, а от того, как у него поставлен голос. Исправление такого недостатка - это правильная кропотливая работа с голосом ученика, пение вокализов. Один из моментов неправильного пения у детей - «пение в себя», т. е. чрезмерно заглублять звук, загонять его в затылок, а между тем, главная задача - вынести звук вперед, для этого можно применять выражения: «Поближе к зубам звук, пойте на улыбке, отпусти звук лететь, прицелься в дальний ряд зала». Еще о пользе вокализов. Вокализ - это небольшое музыкальное произведение- упражнение. Так же как вокальные произведения, они необходимы для усвоения разных моментов вокальной техники. Это развитие дыхания, напевности голоса, чистоты интонации. Кроме того, эти музыкальные произведения имеют развернутую мелодическую линию, часто очень красивую, и ставят перед учащимися, наравне с доступными, и более сложные задачи. Способствуют развитию музыкальности, навыков экономного дыхания и хорошего легато. Несложная музыкальная фактура, красивая мелодия облегчают усвоение вокально-технических навыков эмоционально выразительных моментов пения. Вокализы можно петь сольфеджио, на любую букву или слог. Многие композиторы писали концертные вокализы. Среди них знаменитый концерт для голоса с оркестром Глиэра, вокализы Рахманинова, Ракова. Для работы с начинающими очень полезны вокализы авторов Зейдлера, Абта.

Литература

1. Морозов В. П. «Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь», Издательство «Когито-Центр», 2013 г.

2. Морозов В. П. «Резонансная теория искусства пения и вокальная техника выдающихся певцов». М., 2008.

3. Назаренко И. И. «Искусство пения». М., 1968.

4. Нестеренко Е. Е. «О мировой оперной сцене и вокальной педагогике. Художественный тип человека. Комплексные исследования». М., 1994.

5. Рена Шейко «Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги». М.: Искусство, 1986.

Изменение смысловых ориентиров деятельности дошкольных образовательных учреждений при введении ФГОС Андреева А. Н.

Андреева Анжелика Николаевна / Andreeva Anzhelika Nikolaevna - старший воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23, г. Армавир

Аннотация: в статье рассматриваются: изменение деятельности дошкольных образовательных учреждений при введении ФГОС, профессиональное осмысление необходимых изменений системы дошкольного образования руководителей дошкольных учреждений, педагогов, воспитателей, родителей.

Ключевые слова: ФГОС, дошкольное образование.

Задача введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяет вектор управленческой и методической деятельности на всех уровнях: от федерального, регионального и муниципального до уровня управления дошкольным образовательным учреждением. При этом эффект от

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.