Научная статья на тему 'Искусство Островной Европы V–X вв. Орнаментика и фигуративное искусство'

Искусство Островной Европы V–X вв. Орнаментика и фигуративное искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1374
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Vox medii aevi
Область наук
Ключевые слова
Британия / звериный стиль / Ирланди / книжная миниатюра / орнаментика / островная Европа / фигуративное искусство

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева Ольга Валерьевна

В представленной статье рассматривается эволюция орнамента в культуре Британии и Ирландии V–X вв. Прослеживается, когда и по каким причинам возникали в ней те или иные мотивы, при этом учитываются имевшиеся различия между развитием искусства в Британии и Ирландии. Автор рассматривает римское влияние, а также развитие в Островной Европе германского звериного стиля. Значительно внимание уделено книжной миниатюре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство Островной Европы V–X вв. Орнаментика и фигуративное искусство»

Искусство Островной Европы У—Х вв. Орнаментика и фигуративное искусство

В искусстве Британии и Ирландии важнейшее место занимает орнамент. Известно, что орнамент присутствует во всех культурах той эпохи: Ц. Г. Нес-сельштраус писала о том, с какой детской радостью украшали в те времена сложнейшим узором всякую свободную поверхность: архитравы порталов, алтарные преграды, плиты кивориев, спинки и подлокотники деревянных скамей и кресел, ножки и бортики кубков. При этом в орнаменте неизменно отражалась картина мира той культуры, к которой он принадлежит.

Кельтский орнамент состоит из неких констант, постоянных мотивов и символов, значение которых было известно как мастерам-ремесленникам, так и заказчикам предметов искусства. Как понимание, так и приемы работы передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, от мастера к ученику.

Важно проследить историю эволюции орнамента, как, почему и когда приходили в культуру Островной Европы те или иные мотивы. Работа мастеров заключалась в точном и тщательном цитировании уже установленных образов и символов, а также в переработке привносимых элементов. Раннее зооморфное искусство следовало в своих формах и организации точным эстетическим правилам. Как следствие, в орнаменте использовались образы, сохранившиеся со времен культуры Ла Тена и трансформировавшиеся благодаря внешним влияниям, развитию культуры, усложнению повествовательного языка.

Латенская культура — археологическая культура кельтовV—I вв. до н. э. Название пошло от швейцарского селения Ла-Тэн, где было обнаружено около двухсот предметов искусства, оружия, керамики и т. п.

Латенские орнаменты составляются из широких лепестков, веток и листьев, порой встречаются изображения человека и животных. Украшаются предметы быта, оружие, культовые памятники и погребения. «В прикладном искусстве Латен господствуют мягкие, округлые линии, S-образный изгиб,

ХСТУ

Илл. 1. Зеркало. Британия, I до н.э. Британский музей. Источник: «Википедия».

ХСУ

1. Чубарова А. П. Искусство Европы I-IV веков. М, 1970.

2. Leslie Webster. Anglo-Saxon Art. London: The British Museum Press, 2012. P. 14.

3. Ibid. P. 51.

спиралевидная фигура, растительные мотивы»1. Примером латенской традиции в Британии могут служить медные зеркала, которые датируются от 300 года до н.э. до 70-х гг н.э. Они представляют собой круглую пластину на декорированной ручке, одна поверхность которой полировалась, другая мастерски украшалась орнаментом (Илл. 1).

Влияние античного мира на развитие кельтского искусства сказывалось еще до римского завоевания, однако именно в период I—IV вв., когда Британия становится Римской провинцией, континентальная традиция вносит основной вклад в эволюцию островной орнаментики. В результате римского завоевания британских племен во II в. в искусство кельтов проникают мотивы, характерные для античной Европы, получает распространение растительный орнамент, впервые появляется мотив плетенки, распространенный в декорировании мозаичных полов римских терм и особняков, обнаруженных на территории Британии (Илл. 2). Мотив плетенки получил широкое распространение, так как еще в языческой древности узелки использовались в качестве оберегов. Эта традиция продолжается и в Средние века. Узел играет роль ловушки для злых сил, вплетение в орнамент голов или лап животных означало усиление «магической силы» узора. Таким образом, перенося плетеный орнамент на украшения, оружие, доспехи, художники-ремесленники насыщали и сам предмет охранной функцией.

Германские племена, пришедшие на территорию Британии в V в., принесли свою традицию — звериный стиль. В период римского завоевания для орнаментики Британии характерно отсутствие зооморфных мотивов. Ключом к всему декоративному решению искусства V—VI вв. является плотный орнамент, в основе которого лежат стилизованные фигуры животных, иногда дополненные антропоморфными элементами. «Этот характерный стиль сменяется в конце седьмого века более симметричным и ритмическим видом зооморфного орнамента; последующая фаза которого известна как Первый звериный стиль и Второй звериный стиль»2.

Большая часть сохранившихся предметов данного периода была найдена в захоронениях и представляет собой украшения и предметы, связанные с культом погребения. Главным образом, ранний саксонский стиль можно проследить на брошах V в. Он характеризуется наличием геометрических и зооморфных мотивов. Использовались «исключительно римские элементы, такие как бусины и спирали, свитки, крестообразные узоры, пальметты, изображения в виде звезды, которые стали типичны для круглых английских брошей V — начала VI вв.»3. Также в этот период начинают вводиться фигуры животных,

xcvi

Илл. 2. Мозаика в «римском» дворце в Фишборне, графство Вест Сассекс, юго-восток Англии. Источник:: 'Examples of Knots in Mosaics».

фантастических существ, которые в римском искусстве могли считаться мифическими и иметь охранную функцию. Также присутствуют изображения масок — характерного мотива, заимствованного из римского искусства.

В конце V в. в Европе получает распространение Первый Звериный стиль, который появляется еще в бронзовом веке и развивается на протяжении железного века. Особенное распространение он получил в скифо-сарматском и скандинавском искусстве. Первый звериный стиль вытекает из «Нидамского стиля», названного в честь найденного в Нидаме (Дания) клада, который датируется IV—V вв. н.э. Кельтские художники-ремесленники Британии и Ирландии унаследовали звериный стиль после прибытия на территорию графства Кент племени ютов из Дании. Фибулы и золотые браслеты скандинавского типа, показывают высокую степень влияния Датского искусства. Вскоре из Кента новый стиль распространился по всему острову. Фибула VI в. из Чессел-Дауна (Илл. 3) — пример переосмысления и применения традиций первого звериного стиля британскими мастерами. Здесь используются зооморфные

xcvii

xcviii

Илл. 4. Наплечная брошь из Саттон-ху, VII в. н.э., Британский музей. Источник:: «(Römisch-Germanisches Zentralmuseum».

Илл. 5. Застежка для ремня из Саттон-Ху. VII в. Британский музей. Источник::«.Eccentric bliss».

xcix

образы скандинавского стиля, антропоморфные маски, характерные для римского искусства, геометрические элементы — валютообразные завитки на прямоугольной основе. Тела животных полностью трансформируются в сложно-читаемые, причудливые, переплетенные формы. В предметах первого стиля в канву змееподобного ленточного орнамента часто вплетаются отдельные зооморфные элементы: лапы, головы, клювы. Помимо причудливых зооморфных мотивов, встречаются и антропоморфные детали.

В 570-х гг. в графстве Кент возникает Второй Звериный стиль. Его появлению, наряду с влиянием с континента, способствовала новая волна скандинавского влияния. Англо-саксонская вариация данного стиля характеризуется четкими переплетениями зооморфных фигур, тела утончаются и удлиняются, сплетаются друг с другом в ясных, симметричных композициях. Получает широкое распространение применение инкрустаций цветного стекла (техника миллефиори), полихромной эмали, драгоценных и полудрагоценных камней. Лучшим примером использования Второго стиля являются предметы захоронения Саттон-Ху.

Саттон-Ху — языческое захоронение в корабле. Подобный обряд характерен для Скандинавской традиции. По богатству сопровождающих предметов исследователями было определено, что захоронение принадлежит правителю одного из королевств. Благодаря найденным монетам, датированным 612 г., было доказано, что захоронение принадлежит королю Восточной Англии Рэдварду, умершему в 625 г. К англосаксонскому происхождению относят золотую брошь из Саттон-Ху (Илл. 4). Здесь мастеру удалось достичь полих-ромности за счет миллефиори гранатового и синего цветов. В центре — орнамент геометрический, состоящий из ромбовидных элементов, заполненных цветным стеклом. По краям — элементы переплетенного орнамента, в котором угадываются образы птиц и животных.

Еще один предмет, найденный в Саттон-Ху и представляющий интерес — застежка для ремня (Илл. 5). В отличие от описанного выше экземпляра декоративно-прикладного искусства Британии, в этом произведении нет полихромности. Декор здесь представлен лишь сложным ленточным узором, в котором можно угадать миниатюрные элементы животных мотивов. Дэвид Уилсон пишет: «Ключ к пониманию англосаксонского искусства лежит в том факте, что мастера-умельцы варварского мира ненавидели натурализм настолько же, насколько классики Средиземноморья ненавидели абстракцию. Англосаксонские мастера до X столетия не пытались точно воспроизвести фигуру человека или зверя. Они творили в абстрактной манере, изображая

С

животных с помощью кривых сплетающихся линии, и их принципы коренным образом отличались от натурализма их средиземноморских современников»4. Одним из центральных образов орнамента кельтов являются образы змеи, из переплетенных тел которых зачастую и складывается ленточныи орнамент.

На развитие декоративно-прикладного искусства не могло не повлиять развитие в VII—IX вв. книжной миниатюры. Книги начинают распространяться в Британии и Ирландии по мере ее христианизации. В монастырях создаются скриптории, где переписываются тексты Священного писания, литургические и теологические тексты, чаще всего — Евангелия.

К книге на Островах относились особенным образом. «Известно, что привезенная епископом Августином в VI веке в Кентербери итальянская рукопись в течении нескольких веков хранилась не в библиотеке, но лежала на алтаре собора подобно драгоценному реликварию. Евангелие воспринималось тогда не только как текст для чтения, но и как символ, аналогичный кресту, содержащий в себе обещание спасения»5. По этой причине рукописи богато украшались орнаментом. Самой древней из сохранившихся рукописей является «Катах» VI в.

Развитие искусства Британии и Ирландии шло по различным путям. Однако благодаря соседству островов, единой вере и общим кельтским корням, использование единых мотивов заметны в обеих культурах.

Изобретением англо-ирландских миниатюристов являются ковровые страницы — отдельные листы в книге, полностью покрытые орнаментом в духе кельтской традиции. Плетеные и спиральные узоры, по замыслу их создателей, имели, помимо художественной, еще и важную охранительную функцию. Удивительно разнообразие рисунка орнаментов — ни одна ковровая страница в островном раннесредневековом искусстве не имеет аналога. В Евангелиях, кроме того, практически всегда присутствовала таблица канонов, которая также обязательно богато декорировалась.

Под влиянием континентальной традиции в книжной миниатюре островной школы в VII в. появляются антропоморфные изображения. В ранних манускриптах это, в основном, изображения евангелистов.

Самая древняя книга из содержащих таблицу канонов, образы Евангелистов и ковровые страницы — книга из монастыря Дарроу. Вероятно, она была написана в монастырском скриптории на острове св. Ионы около 680 г. Впрочем, анималистические декоративные элементы в дизайне ковровых листов (Илл. 6) обязаны своим появлением скорее англосаксонской (т. е. германской,

4. Вильсон Д. М. Англосаксы. Покорители кельтской Британии. версия]

5. Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. М., 2006. C. 170.

ci

Илл. 6. Книга Дарроу, Ирландия VII в., Трини- Илл. 7. Накладка на щит из Саттон-Ху,

ти Колледж, Дублин. VII в, Британский музей.

Источник:: Википедия». Источник: «УЕгк».

а не кельтской) традиции и восходят к декоративному стилю, в полную силу проявившемуся в находках из Саттон-Ху (VII в.). Поразительно сходство между изображением животных в орнаменте на бордюре коврового листа Книги из Дарроу и чеканной позолоченной птицей (Илл. 7), найденной в Саттон-Ху: заметна идентичность в линиях, пропорциях и фантастической «анатомии» затылочной части головы.

Также книга Дарроу — самая ранняя в англо-ирландской традиции, в которой символы тетраморфа постранично «открывают» свою часть евангелия. При этом человеческая фигура передается условно. Ангел в книге Дарроу лишен крыльев и уподобляется плоской, покрытой геометрическим орнаментом стеле, к которой приставлена голова в фас и ноги в профиль, в то время как руки вовсе отсутствуют. Тело его по форме напоминает колокол, покрытый ярким геометрическим узором. В изображениях символов, виде животных и птиц (Илл. 8) Джордж Хендерсон и многие другие исследователи находят пиктское влияние. Похожие по стилистике фигуры найдены на каменных плитах на западе Шотландии (Илл. 9).

С11

Илл. 8. Символ Евангелиста Марка, книга Дарроу, Тринити колледж, Дублин. Источник: Manuscript Recreation.

Илл. 9. Пиктский волк из Саттисхама, Шотландия.

Источит:

ciii

В миниатюрах IX в., благодаря усиливающемуся континентальному влиянию, появляются композиции многофигурные, изображающие сцены Нового Завета. Ллойд Леинг говорит о Келлской книге как о первом манускрипте, в котором появляются евангельские сцены. Начата рукопись, согласно ведущей версии, в скриптории монастыря св. Колумбы на острове св. Ионы в начале IX в. В настоящее время книга хранится в Ирландии, в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. Сохранилось десять полностраничных иллюстраций, включающих две страницы с портретами евангелистов, три страницы с четырьмя символами евангелистов, страницу с монограммой имени Христа, миниатюру с изображением Богоматери с Младенцем, Христа во славе, Искушения Христа и ареста Христа (Илл. 10).

Кельтское раннехристианское искусство в том числе и повествовательно. На каменных рельефах, дошедших до наших дней, изображены целые библейские истории, представленные в последовательных сценах. Такую скульптуру можно наблюдать, например, на цокольных частях ирландских и британских Высоких Крестов.

Крест из Мууна (Илл. 11) — один из самых древних в Ирландии. Его высота — более 5 метров, он полностью покрыт уплощенным рельефом. Сре-докрестие, что характерно для англо-ирландских монументальных крестов, обрамлено кольцом так, что поперечные рукава креста прорывают круг. Сам памятник декорирован фигурами зверей, птиц и фантастических существ, а также геометрическим орнаментом. Фигуративные композиции, представляющие события Ветхого и Нового завета, сосредоточены на постаменте.

На восточной стороне находятся сцены из Ветхого Завета: «Грехопадение Адама и Евы», «Жертвоприношение Авраама», «Даниил во рву львином». На южной стороне — «Три отрока в пещи огненной», «Бегство в Египет», а также изображение хлебов и двух рыб — «Чудесное умножение хлебов» (Иоанн 6, 1—14). На западной стороне — Распятие, и ниже — двенадцать апостолов, которые расположены в три яруса по четыре фигуры в каждом. Эти образы лаконичны, геометричны. Головы людей имеют шаровидную форму, тела — квадратную. Руки не прорисованы. Фигуры также не обладают никакими отличительными знаками. Это не образы в обычном своем понимании, а скорее — символы сопоставления земного (квадрат) и небесного (круг). Завершает цикл изображений история Святого Антония. В верхней части — принятие Антонием Павла Фивейского, ниже — Искушение.

Древнейшим сохранившимся в Ирландии изображением человека в полный рост является Распятие из Риннигана (VIII в) (Илл. 12). Оно выполнено

СГУ

cv

Илл. 11. Крест из Мууна. Ирландия. VIII в. Источник:

cvi

из бронзы, около 15 см в длину и 10 см в ширину и, вероятно, служило в качестве накладки для оклада манускрипта, либо для поверхности деревянного реликвария. Христос представлен строго фронтально, в абстрактной манере, характерной для островного искусства. По бокам — небольшие по масштабу фигурки, возможно один из них — Лонгин, в его руках копье. Выше, над горизонтальной перекладиной креста — два ангела. Уже здесь ирландские мастера стремятся достичь эффекта движения: тела небесных вестников повернуты к Христу, ноги согнуты. Лица, напротив, фронтальны.

Традиционно, изображение не обходится без орнаментального украшения: все одежды покрыты плетенкой. На верхней части креста и на облачениях ангелов изображены трискели6. Данный элемент встречается в кельтском искусстве с периода культуры Ла Тэна. Символ универсален, существовал в культуре греков, этрусков, славян и других народов. Его возникновение относят к Железному веку, широкое распространение он получил на территории Римской империи. В Островной Европе трискель появляется в I в. Элемент является, скорее всего, солярным знаком, трехлучевой свастикой, рукава которой заканчиваются спиралями. Это один из самых часто используемых элементов орнамента. В христианском искусстве данный мотив, возможно, являл собой символ триединства Бога.

Особенностью культуры Британии V—X вв. также является одновременное сосуществование рунического и латинского письменных языков. Футорк, рунический алфавит англосаксов, развился из старших скандинавских рун и включал в себя 26—33 руны. «Сохранилось несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности, древнейшие из которых восходят к середине VII в. Как правило, это очень краткие надписи (тексты на монетах содержат лишь имена). Самый значительный среди ранних англосаксонских рунических памятников — надпись, окаймляющая сцены из древнегер-манских, римских и библейских сказаний, вырезанная на руническом ларце Фрэнкса (Franks Casket, VII в.) К более позднему времени относится стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменном кресте (Шотландия, VIII—[Хвв.)»7. В это же время активно используется латынь как основной и общий язык христианского мира. На латинском пишут манускрипты и подписывают изделия. Так как основной объем произведений искусства создавался при монастырях, большая часть монахов была образована. Данный ларец интересен также своей иконографией. Здесь изображены сцены из христианской, римской, иудейской и германской истории, выполненные в высоком рельефе. На фронтальной, разделенной на две части стороне

6. Ттккп — в русскоязычной традиции — трискель или трискеле. Данный элемент представляет собой три изогнутые линии, исходящие из единого центра.

7. Гуревич А. Я. Словарь средневековой культуры. М., 2003. С. 415-423.

cvii

cviii

помещен кузнец Веланд — персонаж скандинавского эпоса. Справа представлено Поклонение Волхвов. Левая боковая поверхность содержит рельеф, изображающий легендарных Ромула и Рэма. На задней панели находится сцена захвата Иерусалима римским императором Титом в 70 году н.э.

Почитание реликвий, мощей святых и предметов им принадлежавших, в эпоху Средневековья играло особую роль. Правители англосаксонских королевств порой с фанатичной алчностью собирали реликвии. Известно, что король Этельстан (ЖАе^ап) отсылал за ними людей во все концы мира. «Коллекция» Этельстана состояла из 150 реликвий. Для хранения мощей создавались специальные реликварии. Самые ранние из них изготавливались из дерева и часто обивались пластинами из дорогих металлов, богато украшались драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь художники-ремесленники воплощали все свои знания орнаментальной символики, имеющей охранную функцию. Реликварии представляют собой отдельную группу памятников. Наиболее часто мастера выбирают для мощевика форму храма, которая соответствует христианскому представлению об образе Небесного Иерусалима — рая, а также дома Господня. Предмет, создаваемый художником-ремесленником должен воплотить «божественный первообраз, степенью приближения к нему и определяется мастерство»8.

Древнейшим из сохранившихся ирландских реликвариев считается ларец из Клонмо: он относится к концу VII в. Будучи всего 8 см. в длину, он был создан для хранения небольшой по размерам святыни. На становление ирландского искусства практически не оказала влияние германская традиция, здесь сильнее заметны кельтские истоки. В украшении реликвария мастер возвращается к исконно кельтской, латенской традиции. Орнамент не столь измельчен, образован из широких завитков, трискелей и пельт9. В Британии в это время уже получает распространение Первый звериный стиль.

Эпоха V—X вв. — особенное, переломное время, когда меняются границы государств в результате миграции народов. Христианизация не просто способствует изменению назначения искусства, она оказывает влияние на мировоззрение людей, а следовательно, и всю культуру. Средневековая мысль воспринималась и выражалась на языке символов и аллегорий. Проявляется многоуровневость символики, где один и тот же знак интерпретируется в различных «смыслах». Будучи универсальным инструментом мышления, символ играл в различных культурах роль далеко не однозначную. На сочетаниях элементов и символов строится орнамент — стилеобразующая часть искусства

8. Харитонович Д. Э. Средневековый мастер и его представление о вещи. Художественный язык Средневековья. М., 1992. С. 19.

9. Пельта ре^аь) — элемент орнамента по форме имеющий сходство с шляпкой гриба, обычно описывается как «грибной узор». Название происходит от названия легкого щита. Возник данный мотив как профильное изображение щита фракийских воинов, служивших в греческой армии.

cix

Островной Европы, которое берет начало в кельтской культуре. Орнамент

работает и как самостоятельный художественный язык, и как элемент, вносящий дополнительный смысл в фигуративное искусство.

ольга Зайцева

искусствовед, выпускница Санкт-Петербургской академии художеств

fanshettka@yandex.ru vk.com/id9419016

Список литературы

i. Вильгельм Хольмквист. Начальные века: культура и искусство вендельского периода. Под. ред. Мельникова Е. А. Славяне и скандинавы. Москва: Прогресс, 1986.

ii. Гуревич А. Я. Словарь средневековой культуры. М., 2003.

iii. Привалова В. М. Семантика орнамента в семиотике культуры. Самара: Изд-во САМНУ РАН, 2010.

iv. Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. М.: Азбука-Классика, 2006.

v. Харитонович Д. Э. Средневековый мастер и его представление о вещи. Художественный язык Средневековья. М.: «Наука», 1992.

vi. Allen, J. Romilly. Celtic Art in Pagan and Christian Times. London: Methuen & Co., 1904.

vii. Аrcheology of Celtic Britain and Ireland, c. AD 400—1200. Cambridge, 2006.

viii. Dobwell C. R. Anglo-Saxon Art. A new perspective. Ithaca, N.Y: Cornell University Press, 1982.

ix. Karkovv Chatherine E., Brown Georg Hadrien. Anglo-Saxon styles. N.Y: State University of New York Press, 2009.

x. Harbison Peter. The Golden Age of Irish Art: The Medieval Achievement, 600—1200. N.Y Thames & Hudson, 1991.

xi. Laing Lloyd. European influence on Celtic Art. Dublin: Four Counts Press, 2010.

xii. Leslie Webster. Anglo-Saxon Art. London: The British Museum Press, 2012.

xiii. Ryan Michael. Links between Anglo-saxon and Irish Early Medieval art. Oxford, OH: American Early Medieval Studies / Miami University School of Fine Arts, 1991.

cx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.