Научная статья на тему 'Искусство орнаментики художника-знаменщика Федора Сергеева Басова: традиции старопечатного стиля в украшении древнерусских рукописных книг и их переосмысление'

Искусство орнаментики художника-знаменщика Федора Сергеева Басова: традиции старопечатного стиля в украшении древнерусских рукописных книг и их переосмысление Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКОЕ КНИЖНО-РУКОПИСНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВЗНАМЕНЩИКОВ / СТАРОПЕЧАТНЫЙ СТИЛЬ / ФЕДОР СЕРГЕЕВ БАСОВ / OLD RUSSIAN MANUSCRIPT BOOKS AND ART / CREATIVITY OF DRAWING-ARTISTS / EARLY PRINTED STYLE / FEODOR SERGEEV BASOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шерстобитова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена заставкам, исполненным в традициях старопечатного стиля мастером книжно-рукописного искусства, писцом и художником-знаменщиком Федором Сергеевым Басовым. Анализируются композиционные решения заставок украшенных им книг в сравнении с заставками первопечатных изданий. Результаты исследования показали, что особое влияние на мастера оказали книжные украшения Апостола Ивана Федорова и Петра Мстиславца 1564 г. Впервые орнаментика исследуется с помощью предложенного Н. П. Парфентьевым элементноструктурного метода. Его применение позволило рассмотреть отдельные компоненты заставок Федора, сравнить их с элементами украшений первопечатных книг и на этой основе выявить, какие из них стали образцами для орнаментики мастера, что позволяет проанализировать особенности его искусства. Выявлено, что Федор Басов не только копировал заставки московских печатных книг, но и создавал собственные варианты украшений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шерстобитова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DRAWING-ARTIST FEODOR SERGEEV BASOV'S ART OF THE ORNAMENTATION: TRADITIONS OF THE EARLY PRINTED STYLE IN THE DECORATION OF OLD RUSSIUN MANUSCRIPTS AND ITS RETHINKING

The article is devoted to the headpieces of the early printed style, created by the master of the manuscript art, scribe and drawing-artist Feodor Sergeev Basov. The author analyses composition of headpieces, created by Feodor by comparing with headpieces of the early printed books. The results of the study showed that the most influence on the master was provided book decoration of Apostle by Ivan Fedorov and Peter Mstislavets 1564. To pioneer the use of the element-structural method for ornamentation, suggested by N. P. Parfentjev, allowed considering the individual components of the Feodor's headpieces, to compare it with the elements of decoration of the early printed books, and on this basis to identify, which of them have become models for the ornamentation of the master. It allows analyzing the peculiarities of his art. The author revealed that Feodor Basov not only copied the headpieces of the Moscow printed books, but also created their own versions of the ornament.

Текст научной работы на тему «Искусство орнаментики художника-знаменщика Федора Сергеева Басова: традиции старопечатного стиля в украшении древнерусских рукописных книг и их переосмысление»

УДК 002.2 ББК Ч 610.3(2)

искусство орнаментики художника-знаменщика Федора Сергеева Басова: традиции старопечатного стиля в украшении древнерусских рукописных книг и их переосмысление*

Е. С. Шерстобитова

Статья посвящена заставкам, исполненным в традициях старопечатного стиля мастером книжно-рукописного искусства, писцом и художником-знаменщиком Федором Сергеевым Басовым. Анализируются композиционные решения заставок украшенных им книг в сравнении с заставками первопечатных изданий. Результаты исследования показали, что особое влияние на мастера оказали книжные украшения Апостола Ивана Федорова и Петра Мстиславца 1564 г. Впервые орнаментика исследуется с помощью предложенного Н. П. Парфентьевым элементно-структурного метода. Его применение позволило рассмотреть отдельные компоненты заставок Федора, сравнить их с элементами украшений первопечатных книг и на этой основе выявить, какие из них стали образцами для орнаментики мастера, что позволяет проанализировать особенности его искусства. выявлено, что Федор Басов не только копировал заставки московских печатных книг, но и создавал собственные варианты украшений.

Ключевые слова: древнерусское книжно-рукописное искусство, творчество художников-знаменщиков, старопечатный стиль, Федор Сергеев Басов.

Орнаментальное искусство братьев Стефана, Федора и Гаврилы (по прозвищу Иван) Басовых создавалось в последней четверти XVI в. — первой трети XVII в. Оно стало ярким примером творчества выдающихся мастеров книжно-рукописной традиции периода развития старопечатного стиля, отразившего копирование и переосмысление его основных композиционно-пространственных решений, орнаментальных мотивов и отдельных структурных элементов.

К началу творчества братьев Басовых в русском государстве были распространены западные и первые московские печатные книги, но при этом мастера продолжали переписывать книги, художественный облик которых создавался при тесном взаимовлиянии с орнаментикой печатных изданий. Соответственно, искусство мастеров восприняло существующие образцы и традиции и развило их, исходя из собственного художественного видения и интерпретации. в этой связи орнаментике Федора Басова принадлежит особое место — мастер создавал декоративное оформление книг, переписанных по различным заказам им самим, а нередко и его братьями Стефаном и Гаврилой в начале их творческого пути1.

Талант Федора в рисовании украшений был отмечен исследователями древнерусской книги уже на раннем этапе изучения жизни и творчества мастера — с 1920-х гг. Внимание ученых привлекало созданное им оформление рукописей. Так, «изумительным шедевром» А. А. Введенский [3, с. 214] назвал Книгописный подлинник [24]2 (книга

* Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

1 Подробнее о жизни и творческой деятельности братьев, а также обзор научных публикаций о них см.: [26—28].

2 Название книги предложено Н. П. Парфентьевым. См.: [14, с. 37]. См. также: [25].

не оставляет равнодушными исследователей до настоящего времени). Для А. Н. Свирина «совершенно исключительный интерес» представляла другая рукопись — Ирмологий певческий [10], в котором исследователь увидел «единство мотивов орнаментации», «большое своеобразие художественной стороны рукописи» и «необычные художественные приемы» [22, с. 132].

В дальнейшем оценки ученых, обращавшихся и к другим книгам, оформленным Федором, указывали на высокий профессионализм и мастерство художника-знаменщика. Так, Т. В. Анисимова [1, с. 605], к примеру, отметила «высочайший уровень художественного оформления» применительно к рукописи «Архиерейский чиновник» [8], Н. П. Пар-фентьев, атрибутировавший руке Федора украшения Псалтыри с восследованием [7], Мерила праведного [5], второй части Пролога (март — август) [20], двух Стихирарей [2; 21] и Ирмология, назвал такие особенности манеры Федора как «твердость руки в рисунке и штриховке, строгая выверенность и идеальный глазомер при соблюдении зеркального расположения элементов орнамента в заставках», «четкость и изящество рисунка, отсутствие ошибочных линий, исправлений» [13, с. 26]. Исследователь отметил также постоянное самостоятельное совершенствование таланта мастера [12, с. 49].

Документы указывают, что дарование Федора проявилось и в его работе знаменщиком на Печатном дворе (вероятно, в апреле 1611 г. — в типографии Ивана Невежина или Анисима Радишевского [13, с. 34; 23, с. 157—159], а также, возможно, и в первой половине 1620-х гг. [23, с. 158]) и в иконописной мастерской Оружейной палаты (в 1613—1615 гг.) [4, с. 128; 13, с. 36]. Однако его произведения, выполненные в этот период, нам неизвестны. Хотя об его орнаментике, созданной на Печатном дворе, мы можем догадываться, сравнив рукописные украшения Федора с заставками печатных книг этого времени.

Федор, оформляя переписанные его братьями рукописи, создавал и миниатюры-фронтисписы с изображением царя Давида (Псалтырь с вос-следованием [7, л. 11 об.] 1585—1586 гг., Псалтырь с восследованием и Апостол [16, л. 12 об.] 1586—1587 гг.), следуя иконографическим канонам и копируя образец из Псалтыри Петра Мстиславца 1576 г. Но именно в создании орнаментов книги — заставок, полевых украшений, буквиц — художник-знаменщик Федор Басов смог проявить большую свободу в своем творчестве. Очевидно следование мастера старопечатной традиции, что выразилось как через прямое копирование целых заставок, так и через заимствование отдельных элементов орнаментики.

В искусстве Федора обнаруживается и связь с одним из первоисточников старопечатного стиля — орнаментальными мотивами гравюрной сюиты «Большой прописной алфавит» нидерландского художника германского происхождения, гравера на меди второй половины XV в. Израэля ван Мекенема (ум. в 1503 г.). Возможно, Федор был знаком с этими гравюрами прямым образом либо воспринял их орнаментику через русские образцы (большое влияние эта серия оказала на художников-знаменщиков скриптория Троице-Сергиева монастыря и московских первопечатных книг). К примеру, примененная гравером Мекенемом структура декоративного построения латинской буквы I (лист 3) «Большого прописного алфавита» (композиция из стеблей, сочетающая в себе в центре прорисовку самой буквы, а по сторонам — пересекающиеся окружности, внутри которых — элементы) не встречается в ранних московских печатных книгах, но используется Федором как центральный мотив заставки в упомянутом Книгописном подлиннике начала XVII в., 1604 г. (табл. 1, № 1).

Некоторые из композиционных приемов орнаментики Мекенема нашли отражение в искусстве художников-знаменщиков и печатной, и рукописной книги. Одним из излюбленных мотивов стало изображение пересекающихся круговых полей, образованных стеблями (табл. 1, №2 2). Другим—извивающийся лист (часто примененный в заставках по обе стороны от центрального элемента) (табл. 1, № 3, 4).

Федором Басовым были восприняты напрямую образцы орнаментики московских печатных книг. сравнение заставок в рукописях, исполненных Федором за весь период его творчества (за исключением Книгописного подлинника), показало, что главным примером для подражания для него стал московский Апостол 1564 г. Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца (табл. 21). Именно заставки этой книги часто копировал Федор Басов и на их основе создавал собственные варианты. Одно композиционное решение Федор заимствовал и переосмыслил, очевидно, из Псалтыри 1568 г. Никифора Тараснева и Невежи Тимофеева (табл. 3, № 1). Вариант еще одной заставки в измененном виде присутствует в Апостоле 1564 г. и Псалтыри 1568 г. (табл. 3, № 2). Возможно, Федор был знаком и с Евангелием Анонимной типографии 1564 г.:

1 См. также: [13, с. 44].

одна из заставок Апостола и Евангелия совпадают (табл. 2, № 1).

Скопированные заставки отличаются симметричностью. Одна группа имеет прямоугольное поле, внутри которого в центре изображен стебель, расходящийся ветвями по сторонам и делящий композицию на две равнозначные части с преобладающей шишкой или плодом среди листьев. Такая заставка может иметь небольшие украшения по углам прямоугольного поля, которые в рукописях Федора не всегда сохраняются. Они исчезают, упрощаются или усложняются. Эти принципы особенно касаются выполнения украшений верхних полей. В искусстве Федора их роль играют в том числе элементы, не встречающиеся в первопечатных книгах, но, вероятно, навеянные орнаментикой Ивана Федорова (острочешуйчатые шишки, чертополох и др.) (табл. 3, № 3).

Во многих композициях центральная часть возвышается зрительно за счет навершия в виде цветка, плода или шишки, редко связанных идейно с полем заставки. Однако иногда стебель снизу тянется вверх к навершию, и оно тем самым становится органичной частью всей композиции (табл. 3, №2 1). В большинстве случаев Федор развивает элемент навершия, дополняя его новыми составляющими. Так, к примеру, в листву заставки Апостола внедряется коническая шишка (табл. 3, № 2). В других примерах при копировании образца происходит замена элемента-навершия, хотя связь с орнаментикой печатной книги не утрачивается за счет частичного сохранения формы (например, окружающих листьев) (табл. 3, № 1, 3).

В заставках второго типа границы композиции не выражены строго очерченным прямоугольником либо в печатной книге, либо в рукописи, украшенной Федором. Однако очевидно, что они совпадают. Центр задан одним элементом, которым может выступать сосуд с широким туловом и узким горлом или коническая шишка, в искусстве Федора превращенная в своеобразный цветок. По обе стороны от этого элемента изображается изгибистый лист (табл. 3, № 4).

Уже в первой украшенной Федором рукописи Псалтырь с восследованием [7], переписанной Гаврилой в 1585—1586, художник-знаменщик не просто копировал воспринятый образец, которым был Апостол 1564 г. Ивана Федорова и Петра Мстиславца2, но и переосмыслил одну из заставок на л. 112. Композиционные приемы, характерные для двух разных печатных заставок, соединяются в искусстве Федора через центральную и боковые части (табл. 3, № 5). Здесь появляется еще один прием переосмысления старопечатной орнаментики, который строится на изменении или замене элементов первопечатной книги другими компонентами при сохранении идеи композиционной структуры. Этот же принцип встречается в других заставках Федора (табл. 3, № 6, 7).

2 Возможно, образцом для заставки на л. 36 стала Псалтырь 1568 г. Никифора Тараснева и Невежи Тимофеева (табл. 2, № 2), а заставка л. 130 встречается не только в Апостоле, но и в Евангелии Анонимной типографии около 1564 г. (табл. 2, № 1).

Таблица 1

Примеры похожих композиционных мотивов

«Большой прописной алфавит» Израэля ван Мекенема (Бохольт, к. XV в.)

Первопечатные книги (Москва)

Книжные украшения Федора Басова

Лист 3. Инициал I.

Книгописный подлинник. Нач. XVII в., 1604. СПбОИИ. Ф. 115. № 160. Л. 5.

Лист 1.

Фрагмент инициала С.

Анонимная типография. Псалтырь. После 1564.

Книгописный подлинник. Нач. XVII в., 1604. СПбОИИ. Ф. 115. № 160. Л. 5.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Лист 1.

Фрагмент инициала В.

1. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. Л. 41, 214 об.

2. Триоди (службы на воскресные дни). Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 98. № 1114. Л. 14.

3. Торжественник минейный. Нач. 1590-х. РГАДА. Ф. 196. № 1109. Л. 1.

4. Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 3, 407.

Никифор Тараснев и Невежа Тимофеев (1568). Псалтырь. 1568.

Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. Л. 234.

Лист 1.

Фрагмент инициала А.

1

2

3

4

Во второй украшенной им рукописи — Псалтыри с восследованием и Апостоле 1586—1587 гг. [16], отличающейся обилием заставок, варианты переосмысления еще более разнообразны. На л. 3 появляются в качестве верхних боковых украшений образы птиц (табл. 3, № 4), в заставке на л. 585 внешняя симметричная образность нарушена введением

направленного к центру слева изображенного зверя под древом и вверху — птицы (табл. 3, № 8). На л. 10 об. Федор обращается, очевидно, к навершию заставки печатного Апостола 1564 г., но превращает его в полноценную, пирамидальной формы заставку (табл. 3, № 9). Орнаментика на л. 13, 42, 123 в сравнении с Апостолом становится более насыщенной

Таблица 3

Примеры переосмысления Федором Басовым заставок печатных книг

Таблица 2

Примеры заставок, заимствованных Федором Басовым из первопечатных московских книг1

№ Заставки первопечатных московских книг__Заставки, выполненные Федором Басовым

1. Анонимная типография. Евангелие. Ок. 1564.

2. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

1. Псалтырь с восследованием. 1585—1586. ГИМ. Щук. 30. Л. 130.

2. Псалтырь и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 487.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Г* ' • I» I,.

Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. Л. 183.

Никифор Тараснев и Невежа Тимофеев. Псалтырь. 1568.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с восследованием. 1585—1586. ГИМ. Щук. 30. Л. 177.

Заставки печатных книг

Заставки Федора Басова

Никифор. Тараснев и Невежа Тимофеев. Псалтырь. 1568.

Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 1.

1

2

3

1

элементами, пышной за счет украшений полей. На л. 407, 408, 455, 461, 473, 479, 487 композиционные решения заставок полностью совпадают с заставками печатного Апостола. В конце рукописи снова появляются вариации и даже новые изображения, не встречающиеся в других печатных книгах.

Сравнение искусства мастера с образцами печатных изданий показывает, что его переосмысление

1 Другие примеры заставок, заимствованных Федором из первопечатных московских книг, опубликованы Н. П. Парфентьевым. См.: [13, с. 44].

композиций в развитых вариантах более насыщены по заполненности прямоугольного поля: присутствуют более пышные украшения и навершия, дополнительные элементы. Появляется асимметрия, преимущественно не свойственная старопечатному стилю этого периода. Федор вводит в свои композиции изображения птицы или фантастического зверя, расположение которых задают определенное направление движению орнамента всего прямоугольного поля.

Продолжение табл. 3

Заставки печатных книг

Заставки Федора Басова

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Мерило праведное. 1586. ГИМ. Син. № 524. Л.

Никифор Тараснев и Невежа Тимофеев. Псалтырь. 1568.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 13.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 3.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с восследованием. 1585—1586. ГИМ. Щук. 30. Л. 112._

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. Л. 35.

2

3

4

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

Окончание табл. 3

Заставки печатных книг

Заставки Федора Басова

1. Анонимная типография. Евангелие. Около 1564.

2. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 123.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 585.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 10 об.

10

Никифор. Тараснев и Невежа Тимофеев. Псалтырь. 1568.

Пролог. Т. 2 (март—август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. Л. 230.

7

8

9

К примеру, вновь переосмыслена заставка из Псалтыри 1568 г. Никифора Тараснева и Невежи Тимофеева: в раннем варианте (Псалтырь с восследованием и Апостол, л. 1, 1586—1587 гг.) Федор добавил к композиции украшения по нижним углам и изменил навершие (табл. 3, № 1); в новом (Пролог (март — август), л. 230, 1589—1590 гг.) — заставка приобрела прямоугольные очертания, сохранив П-образное обрамление (с измененными лиственными элементами), внутри которого мастер нари-

совал крупную стоящую птицу с распростертыми крыльями (табл. 3, № 10).

Таким образом, в искусстве мастера Федора Басова композиции заставок в ряде случаев копируются полностью с избранных образцов, в других — переосмысливаются: изменяются, дополняются внутренние элементы или внешние украшения прямоугольного поля.

Постепенно в творчестве Федора появляются и совершенно новые композиционные схемы: на-

пример, Т-образная заставка или в другом случае заставка, образованная двумя прямоугольными треугольниками, соединяющимися в центре через элемент (Триоди (службы на воскресные дни) начала 1590-х [18]).

Однако переосмысление Федором традиций старопечатной орнаментики выявляется не только через изучение общего решения заставок, но и через рассмотрение отдельных их элементов с привлечением рукописей мастеров иных центров книгопи-сания, а также каталогов и альбомов орнаментики первопечатных московских книг XVI—XVII вв. Такой подход — элементно-структурный метод — был предложен Н. П. Парфентьевым по аналогии со структурно-формульным анализом древнерусских музыкально-гимнографических произведений [13, с. 41]. Этот метод направлен на выявление и атрибуцию художественных элементов, используемых мастерами в своем творчестве, что позволяет определить заимствованные или, напротив, авторские элементы в орнаментальном творчестве художников. Он исходит из уже опробованного авторского метода структурного анализа произведений древнерусского искусства, в основу которого положена формульностъ [29]. Поформульный анализ авторских распевов того или иного песнопения стал составной частью нового текстологического метода [11]. Для точного анализа и расшифровки произведений исследователи выявляют формульную структуру распевов, что также, как и поформульное сопоставление, позволяет «уточнить атрибуцию, выявить характер генетической связи архетипов, прототипов, производных и авторских интерпретаций, дать определенные представления о степени общности и различия произведений» [11, с. 6]. При этом архетипом выступает древнейший из всех существующих списков, положивший начало музыкальному развитию произведения; прототипом — список, имеющий основополагающее значение для появления авторских распевов; производными — возникшие на основе прототипа новые музыкальные тексты [11, с. 7]. Подобную структуру, по мнению Н. П. Парфентьева, можно выявить и в развитии орнаментального искусства, где мастера-знаменщики, начиная с копирования образцов (которые выступают как архетипы или прототипы) развивают свое творчество и впоследствии создают в соответствии со сложившейся традицией старопечатного стиля новые орнаментальные мотивы (производные).

Таким образом, данный подход в изучении древнерусского искусства, основывающийся на сравнительных исследованиях способствуют более глубокому пониманию творческих процессов и соответствуют современному уровню развития науки. Н. П. Парфентьев считает, что «выявление формул, отражающих теорию авторского творчества, позволяет создать авторские музыкально-интонационные азбуки в виде таблиц, включающих обозначение гласовой принадлежности той или иной формулы, ее начертание, развод и, там, где это возможно, — расшифровку, перевод на современную нотацию» [11, с. 9]. Аналогичные наглядные таблицы возникают

при рассмотрении книжных украшений — деталей орнамента. Применение структурно-элементного метода позволяет представить заставку как некую комбинацию формул, выявить и атрибутировать художественные элементы, используемые средневековыми мастерами-знаменщиками в своем творчестве, определить заимствованные или, напротив, авторские элементы в орнаментальном творчестве.

Применительно к искусству Федора Басова элементно-структурный метод позволяет проследить ступени роста мастерства художника-знаменщика: от копирования до изменений, затронувших внутренний узор элемента и саму форму.

Типология элементов его заставок различна: шишки (конические, округлые, острочешуйчатые), плоды (тыквины, гранаты, ананасы), сосуды, цветы, листья и др. Некоторые из них восходят к украшениям, зародившимся в искусстве Израэля ван Мекенема (Большой прописной алфавит) и позже появившимся в первопечатных московских книгах. Они стали архетипами: конические шишки с узором в виде параллельных косых линий или ромбов, обвивающие друг друга два листа, ягоды (табл. 4, № 1, 2). Отдельные элементы Мекенема, возможно, затем повлияли на создание Федором собственных интерпретаций: в искусстве мастера возникает плод, верхняя часть которого превращена в острочешуйчатую шишку, а нижняя, разделена на доли. Новаторской чертой этого элемента в сравнении с орнаментикой Мекенема стал разрез на тулове, обнажающий зерна-семена, а отличием от печатных книг — композиционный разворот по вертикали вместо обращения в сторону (табл. 4, № 3, 4).

Из печатного Апостола в орнаментику Федора, очевидно, пришли витые шишки (также они могли быть скопированы мастером из Псалтыри 1568 г.), пирамидальные шишки как украшение, плод с цветком, цветы и сосуды (табл. 5, № 1, 2, 4—10, 12—16). Образцами отдельных элементов заставок для Федора стали и другие первопечатные книги (табл. 5, № 3, 11). Из орнаментики Анонимной типографии (ок. 1554 — после 1564 гг.) Федору оказались наиболее близки: коническая шишка с узором ромбов (встречается и в орнаментике И. ван Мекенема, также заключена в круговое поле, образованное стеблем), цветок (присутствует и в Апостоле Ивана Федорова), плод округлой формы, поделенный поперек на две части ажурным рисунком (элемент мог быть воспринят через искусство Андроника Тимофеева Невежи). Тонкие стебли, изображенные в центре заставки и расходящиеся по сторонам, а также стебель, образующий лист, задают композиционный план, и, возможно, заимствованы Федором из искусства Андроника Тимофеева Невежи. Под влиянием творчества Никифора Тараснева и Невежи Тимофеева (Псалтырь 1568 г.), исходя из совпадения одной из заставок, в искусстве Федора появился сосуд-цветок на стебле, а, возможно, и перекрученные листья (элемент орнаментики И. ван Мекенема).

Если скопированные элементы первопечатных книг как наиболее устойчивые для орнаментики

Таблица 4

Примеры похожих элементов орнаментики

Большой прописной алфавит Израэля ван Мекенема (Бохольт, к. XV в.)

Первопечатные книги (Москва)

Книжные украшения Федора Басова

Лист 1.

Фрагмент инициала D.

Анонимная типография.

• Евангелие. Ок. 1555.

• Евангелие. Ок. 1556.

• Евангелие. Ранее 1563.

• Евангелие. Ок. 1564.

1. Триоди (службы на воскресные дни). Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 98. № 1114. Л. 109, 377.

2. Торжественник минейный. Нач. 1590-х. РГАДА. Ф. 196. № 1109. Л. 5._

Лист 1.

Фрагмент инициала А.

Никифор Тараснев и Невежа Тимофеев (1568). Псалтырь. 1568.

1. Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 1, 585, 590.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

1. Псалтырь с восследованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 473.

2. Пролог. Т. 2 (март — август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. Л. 339.

Лист 3.

Фрагмент инициала К.

Псалтырь с воссле-дованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 611.

Минеи (сентябрь-ноябрь). Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 247. № 829. Л. 1.

1

2

3

4

Таблица 5

Элементы-архетипы

Элемент, выполненный Федором Басовым

Описание

Рукописи Федора Басова, содержащие элемент

Исходные источники —(первопечатные книги*)

Витая шишка, увенчанная трехлопастным или более пышным листом с пушком. По обе стороны от нее до вершины извиваются листья.

1. Псалтырь с восследова-нием. 1585—1586. ГИМ. Щук. 30. Л. 36.

2. Мерило праведное. 1586. ГИМ. Син. № 524.

л. 88.

3. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. Л. 183.

71 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

97 — Никифор Тарас-нев и Невежа Тимофеев. Псалтырь. 1568.

Пирамидальная шишка, выступающая из листьев с опущенными краями. Украшение поля заставки.

Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587.

РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 13.

74 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Плод округлой формы, иногда увенчанный небольшой конической шишкой. Окружен листьями. Узором разделен поперек на две части: меньшая верхняя — имеет ажурный рисунок по нижнему краю, вторая часть украшена вертикальными бороздками. внизу, у середины, — небольшой скрученный трех-частный лист.

1. Мерило праведное. 1586. ГИМ. син. № 524. Л. 395.

2. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586—1587.

РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 455.

6 — Анонимная типография. Триодь постная. 1556—1562. 15 — Анонимная типография. Псалтырь. После 1564. 112 — Андроник Тимофеев Невежа. Псалтырь. 1577.

Плод с цветком в листьях. Образ тыквины с восьми-лепестковым распустившимся цветком. Окружен листьями с загнутыми внутрь краями. Изображен с небольшим разворотом в сторону вверх.

Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587.

РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 294, 542.

78 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Цветок с округлыми лепестками. Внутри — перекрещенные остроконечные лепестки. У основания — небольшой трехлопастной лист.

1. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587.

РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 507.

2. Пролог. Т. 2 (март— август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. Л. 1.

75 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Четырехлепестковый цветок с овальной серединой: два лепестка на первом плане закручиваются внутрь, другие два — меньшего размера. Навершие.

1. Псалтырь с восследова-нием. 1585—1586. ГИМ. Щук. 30. Л. 130.

2. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587.

РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 123, 487.

13 — Анонимная типография. Евангелие. Около 1564. 77 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

1

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

4

5

6

1 Номер заставок указан по: Зернова А. С. Орнаментика книг московской печати кирилловского шрифта XVI— XVII вв.: альбом. — М. : ГБЛ, 1952.

Продолжение табл. 5

№ Элемент, выполненный Федором Басовым Описание Рукописи Федора Басова, содержащие элемент Исходные источники — (первопечатные книги )

7 Четырёхлепестковый цветок с круглой серединой и треугольными листьями между лепестками. Украшение поля заставки. 1. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 455, 461. 2. Минеи (сентябрь— ноябрь). Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 247. № 829. л. 1. 66 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

8 ■ сосуд с узким горлом и широким туловом, украшенный в средней части фризообраз-но орнаментом из точек и косых параллельных линий, завершающийся расходящимися в стороны удлиненными листьями. другие два листа поднимаются и обращены к горлу, закручиваясь внутрь. 1. Псалтырь с восследова-нием. 1585—1586. ГИМ. щук. 30. л. 66 об. 2. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 3, 407. 3. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. щук. 563. л. 214. 4. Торжественник миней-ный. Нач. 1590-х. РГАдА. Ф. 196. № 1109. л. 1. 5. Триоди (службы на воскресные дни). Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 98. № 1114. л. 14. 61 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

9 Ш сосуд, покрытый геометрическим орнаментом в виде косых сдвоенных линий и рядов точек между ними. Окружен листьями: за ту-ловом листья поднимаются, закручиваясь к горлу, внизу — расходятся в стороны. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 42. 79 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

10 А сосуд овальной формы. Горло оформлено цветком с суживающимися к концам лепестками. Нижняя часть тулова скрыта в двух расходящихся в стороны листах, обращенных вверх. Тулово украшает пересекающая его посередине, поперек, полоса (белая или с орнаментом в виде косого параллельного штриха). 1. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. 2. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. щук. 563. л. 41. 65 — Иван Федоров и Петр Тимоф еев Мстиславец. Апостол. 1564.

11 сосуд в виде сужающегося книзу цилиндра, окруженный листьями. в верхней части украшен параллельным жирным штрихом. Навершие. Пролог. Т. 2 (март — август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. л. 230. 98 — Никифор. Та-раснев и Невежа Тимофеев. Псалтырь. 1568.

Окончание табл. 5

№ Элемент, выполненный Федором Басовым Описание Рукописи Федора Басова, содержащие элемент Исходные источники —(первопечатные книги*)

12 И симметричная комбинация из листьев. вверху листья от центра, заданного снизу небольшим вертикальным листом, склоняются вниз. Над ними — расходятся вверх по сторонам. внизу от центра расходятся еще два листа,обычно краями касающиеся поля заставки. Навершие. 1. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 455. 2. Пролог. Т. 2 (март— август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. л. 1. 3. Триоди (службы на праздники). Ок. 1590. РГБ. Ф. 98. № 712. л. 1. 64 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

13 Ж комбинация из листьев, опоясанная декоративной полосой. верхняя часть имеет округлые чешуйки и увенчана листом и небольшим пушком. Навершие. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 461. 66 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564

14 комбинация из скрученных листьев, которые внизу и вверху расходятся по сторонам. 1. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 10 об., 62, 408. 2. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. щук. 563. л. 4. 62 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

15 С Округлой формы плод с цветком на стебле с небольшими листиками. Образ шиповника. Украшение поля заставки. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 455. 64 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

16 5 Небольшой плод с долями, увенчанный листом с опущенным концом. Украшение поля заставки. 1. Псалтырь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 13, 62, 408. 2. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. щук. 563. л. 4. 62 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Таблица 6

Элементы, возникшие в результате изменения образцов (архетипов)

№ Элемент, выполненный Федором Басовым Рукописи Федора Басова, содержащие элемент Элементы заставок печатных книг, возможно, послужившие образцом Описание

1 т. 1. Псалтирь с воссле-дованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 197. 2. Мерило праведное. 1586. ГИМ. син. № 524. л. 88. Андроник Тимофеев Невежа. Псалтырь. 1577. Элемент встречался ранее как часть заставки, но как навершие с листьями, концы которых касаются шишки, впервые появился в искусстве Федора Басова.

Продолжение табл. 6

№ Элемент, выполненный Федором Басовым Рукописи Федора Басова, содержащие элемент Элементы заставок печатных книг, возможно, послужившие образцом Описание

2 1. Псалтирь с воссле-дованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 479, 542. 2. Пролог. Т. 2 (март— август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. л. 339. 3. Триоди (службы на воскресные дни). Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 98. № 1114. Л. 109. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564. Острочешуйчатая шишка с листьями, обвивающими ее вокруг или расходящимися, закручиваясь внутрь и в стороны. Элемент появился как навершие. Варианты: с более мелкими листьями; с пушком на вершине.

3 € 1. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. Л. 4. 2. Торжественник ми-нейный. Нач. 1590-х. РГАДА. Ф. 196. № 1109. Л. 5. 1. Анонимная типография. Ок. 1556. Евангелие. 2. Анонимная типография. • Евангелие. Ок. 1555. • Евангелие. Ранее 1563. • Евангелие. Ок. 1564. Уменьшенный вариант конической шишки с ромбическим узором. Два листа закручиваются внутрь по обе стороны. Ранее встречался в гравюрах И. ван Мекенема, печатных книгах и рукописях Федора без пышного основания. В одном из вариантов появился наклон. Украшение поля заставки или навершие

4 1 Псалтирь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 13, 585. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564. Острочешуйчатая шишка, выступающая верхней частью из листьев. Сочетаются различные части нескольких элементов печатных книг.

5 т 1. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. Л. 4. 2. Пролог. Т. 2 (март— август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. Л. 1. 3. Псалтирь с воссле-дованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 42. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564. Острочешуйчатая шишка с небольшим трилистником (упрощение элемента Апостола 1564). Украшение поля заставки.

Продолжение табл. 6

Элемент, выполненный Федором Басовым

Рукописи Федора Басова, содержащие элемент

Элементы заставок печатных книг, возможно, послужившие _образцом_

Описание

Псалтирь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 123.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Вариант: украшение поля заставки. Плод, изображенный композиционно с угловым наклоном. Имеет объемную трехдольную нижнюю часть и острые листья над ней.

1. Мерило праведное. 1586. ГИМ. Син. № 524. л. 395.

2. Псалтирь с воссле-дованием и Апостол. 15 86 — 15 87. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 79.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Плод округлой формы, увенчанный острочешуйчатой шишкой, из которой вырастает цветок, чьи лепестки обвивают стебель. середина имеет продольный разрез, обнажающий семена. Плод расположен горизонтально в круговом поле, созданном стеблем, который обвивают листья.

Псалтирь с восследова-нием и Апостол. 1586— 1587. РГБ. Ф. 98. № 453.

л. 611.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Плод, изображенный композиционно вертикально в круговом поле, созданном стеблем, который обвивают листья. Имеет объемную трехдольную нижнюю часть, окруженную листьями по кругу внизу. Над дольной частью — острочешуйчатая шишка, из которой вырастает цветок.

Изменился поворот в композиции.

Ирмологий певческий. 1590-е. ГРМ. Др. Гр. № 19.

Анонимная типография. Евангелие. Около 1564.

Раскрытый цветок, лепестки которого закручиваются внутрь. За серединой, между двумя дальними лепестками — небольшая витая шишка.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

10

1. Псалтирь с воссле-дованием. 1585—1586. ГИМ. Щук. 30. л. 177.

2. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. л. 32 об.

3. Триоди (службы на воскресные дни). Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 98. № 1114.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Вертикальная шишка, превращающаяся в середину цветка, с узором косого креста и заостренной вершиной, окруженная двойным кольцом полукруглых листьев разного размера. Штрихом обозначена тень у основания шишки.

6

7

8

9

Окончание табл. 6

Элемент, выполненный Федором Басовым

Рукописи Федора Басова, содержащие элемент

Элементы заставок печатных книг, возможно, послужившие _образцом_

Описание

11

Минеи (сентябрь— ноябрь). 1592. ГИМ. Увар. № 15. Л. 1.

Пирамидальная шишка, выступающая из листьев с опущенными краями.

Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

12

1. Мерило праведное. 1586. ГИМ. Син. № 524. Л. 395.

2. Псалтирь с воссле-дованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 1, 585, 590.

Два переплетающихся вертикально листа. Появляется как навер-шие и в перевернутом варианте.

Никифор Тараснев и Невежа Тимофеев (1568). Псалтырь. 1568.

последующих мастеров мы можем назвать архетипами1, то в случае развития этих архетипов (переосмысление и собственная интерпретация на ранее возникшей основе) в искусстве мастера рукописной книги Федора Басова рождаются прототипы (табл. 6). Они возникают как новые части композиций: элемент орнаментики Федора в отличие от печатных книг становится навершием, а не главным мотивом прямоугольного поля заставки (табл. 6, № 1, 2), превращается в целую заставку или другое украшение. Прототипами исходных образцов становятся и элементы, меняющие композиционный ракурс: появляются вертикальные компоненты вместо горизонтально расположенных элементов, наклонные вместо горизонтальных или вертикальных и т. п. (табл. 6, № 6, 8, 12). В некоторых случаях Федор, помимо ракурса, также меняет пропорциональное соотношение главного и второстепенного (например, шишка, уменьшенная в размере, буквально утопает в листве) (табл. 6, 3), иногда появляются новые детали или узоры (табл. 6, № 7, 9). Как и в композициях заставок, некоторые элементы вбирают в себя детали нескольких компо-

1 Аналогичные явления наблюдаются в записях формул в музыкальных произведениях. См.: [11, с. 7].

нентов орнаментики печатных книг: комбинации из нижних и верхних составляющих в единый элемент. В таких случаях он воспринимается как новый, авторский элемент, не встречаемый в других книгах (табл. 6, № 4).

Интересно, что некоторые из компонентов-прототипов заставок Федора Басова встречаются в более поздних, чем его рукописи, печатных книгах (табл. 7). Установленные по документам контакты мастера с Московским печатным двором указывают, что эти элементы в печатных книгах могли послужить образцами для мастеров печатной книги или даже созданы самим мастером.

Несомненно, в искусстве Федора имеются уникальные (авторские) черты, которые встречаются уже в ранних украшенных им книгах.

Таким образом, искусство книжной орнаментики Федора Сергеева Басова основывается, с одной стороны, на копировании пластических решений первопечатных книг (прежде всего — Апостола Ивана Федорова и Петра Мстиславца), с другой — на их переосмыслении и формировании собственной образности под влиянием увиденных образцов: мастер заимствует элемент заставки печатной книги, но наделяет его другими пластическими осо-

Таблица 7

Элементы орнаментики Федора Басова, возникшие в результате изменения архетипов, позже появившиеся в печатных изданиях

№ Элемент, выполненный Федором Басовым Рукописи Федора Басова, содержащие элемент Архетип для элемента Федора Басова Элементы заставок более поздних печатных книг, схожие с орнаментикой Федора Басова Описание

1 * 1. Псалтирь с вос-следованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 197. 2. Мерило праведное. 1586. ГИМ. син. № 524. л. 88. 112 — Андроник Тимофеев Невежа (1576—1577). Псалтырь. 1577. 179 — Андроник Тим о ф е е в Не ве жа (1587—1602) и Иван Андроников Невежин (1603—1611). 1602. Псалтырь. коническая шишка с узором ромбов среди окружающих ее листьев.

2 Фрагшшт^^ 1. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. щук. 563. л. 4. 2. Торжественник минейный. Нач. 1590-х. РГАдА. Ф. 196. № 1109. л. 5. 3 — Анонимная типография. Ок. 1556. Евангелие. 5 — Анонимная типография. • евангелие. Ок. 1555. • евангелие. Ранее 1563. евангелие. Ок. 1564. 225 — Анисим Михайлов Радишевский. Устав. 1610. 3 3 9 — Пе ч атн ы й двор. Часовник. 1632. служебник. 1633. Небольшая коническая шишка с узором ромбов в пышной листве, два листа из которых закручиваются внутрь по обе стороны. Украшение поля заставки или навершие.

3 1 1. Псалтирь с вос-следованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 479, 542. 2. Пролог. Т. 2 (март—август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. л. 339. 3. Триоди (службы на воскресные дни). 4. Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 98. № 1114. л. 109. 13 — Анонимная типография. евангелие. 1554. 77 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстис-лавец. Апостол. 1564. Фрагмент: 222 — Анисим Михайлов Радишевский. евангелие. 1606. Острочешуйчатая шишка с листьями, обвивающими ее вокруг или расходящимися, закручиваясь внутрь, в стороны. Навершие.

Окончание табл. 7

Элемент, выполненный Федором Басовым

Рукописи Федора Басова, содержащие элемент

Архетип для

элемента Федора Басова

Элементы заставок более поздних печатных книг, схожие с орнаментикой Федора Басова

Описание

1. Архиерейский чиновник. Ок. 1589. ГИМ. Щук. 563. Д. 4.

2. Пролог. Т. 2 (март — август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. л. 1.

3. Псалтирь с воссле-дованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 42.

13 — Анонимная типография. Евангелие. 1554. 77 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстис-лавец. Апостол. 1564.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 67 — Андроник Тимофеев Невежа (1587—1602) и Иван Андроников Невежин (1603—1611). Евангелие. 1600. Минея общая. Триодь цветная. 1604. Апостол. 1606.

Острочешуйчатая шишка с небольшим трилистником. Украшение поля заставки.

294 — Печатный двор. Триодь цветная. 1621. Апостол. 1623. Минея общая. 1625.

Пролог. Т. 2 (март— август). 1589—1590. РГБ. Ф. 256. № 323. л. 339.

114 — Андроник Тимофеев Невежа (1576—1577). Псалтирь. 1577.

158 — Андроник Тимофеев Невежа (1587—1602) и Иван Андроников Невежин (1603—1611). Василий царь греческий. Тестамент сыну льву. 1600. Минея общая. Служебник. 1602.

Трехлопастной лист с загибающимися краями. Украшение поля заставки.

Триоди (службы на воскресные дни). Нач. 1590-х. РГБ. Ф. 98. № 1114. л. 2.

1 95 — Андроник Тимофеев Невежа (1587—1602) и Иван Андроников Невежин (1603—1611). Апостол. 1606.

Навершие. Ваза в виде сужающегося книзу цилиндра окружена листьями. Украшена геометричес-ким узором — рядами точек между вертикальными полосами и линиями.

Псалтырь с воссле-дованием и Апостол. 1586—1587. РГБ. Ф. 98. № 453. л. 1.

98 — Никифор. Тараснев и Невежа Тимофеев. Псалтырь. 1568.

292 — Печатный двор.

Апостол. 1621. Апостол. 1623. Апостол. 1631. Апостол. 1633. Апостол. 1635 и др. 1644—1663.

Навершие. Ваза в виде сужающегося книзу цилиндра окружена листьями. Украшена узором ромбов.

4

5

6

7

Е. С. Шерстобитова

бенностями (украшает дополнительными узорами заимствованную форму, включает заимствованный элемент в свою композиционную формулу, меняет расположение элемента в пространстве заставки и т. п.) Все это свидетельствует о таланте художника-знаменщика, воспринимающего образцы через свое творческое видение.

Литература и источники

1. Анисимова, Т. В. Рукописи московских писцов братьев Басовых (80-е годы XVI — начало XVII в.) / Т. В. Анисимова // От Средневековья к Новому времени : сб. ст. в честь О. А. Белобровой. — М., 2006. — С. 587—608.

2. БРАН. Строг. № 44.

3. Введенский, А. А. Дом Строгановых в XVI—XVII вв. / А. А. Введенский. — М. : Соц-эк. лит., 1962.

4. Викторов, А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1584—1725 гг. /А. Е. Викторов. — Вып. 1. — М., 1877.

5. ГИМ. Син. 524. Л. 88, 395.

6. ГИМ. Увар. 15. Л. 1.

7. ГИМ. Щук. 30.

8. ГИМ. Щук. 563. Л. 4, 32 об., 35, 41, 183, 214, 234.

9. ГРМ. Др. Гр. № 19.

10. Зернова, А. С. Орнаментика книг московской печати кирилловского шрифта XVI—XVII вв. : альбом / А. С. Зернова. — М. : ГБЛ, 1952.

11. Парфентьев, Н. П. О совершенствовании метода исследования произведений мастеров древнерусского музыкально-письменного искусства/Н. П. Парфентьев// Традиции и новации в отечественной духовной культуре : сб. материалов Второй Южно-Уральской между-нар. науч.-практ. конф. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. — С. 4—10.

12. Парфентьев, Н. П. О Строгановской мастерской книжно-рукописного искусства XVI—XVII вв. / Н. П. Парфентьев //Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2008. — № 6 (106). — С. 43—62.

13. Парфентьев, Н. П. Творчество книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых (1580— 1630-е гг.) / Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-

уральского государственного университета. — 2014. — Т. 14. — № 3. — С. 23—48.

14. Парфентьев, Н. П. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI—XVII вв. / Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева. — Челябинск, 1993.

15. РГАДА. Ф. 196. № 1109. Л. 1, 5.

16. РГБ. Ф. 98. № 453.

17. РГБ. Ф. 98. № 712.

18. РГБ. Ф. 98. № 1114. Л. 2, 14, 109, 307.

19. РГБ. Ф. 247. № 829. Л. 1.

20. РГБ. Ф. 256. № 323. Л. 1, 230, 339.

21. РНБ. КБ. № 586/843.

22. Свирин, А. Н. Искусство книги Древней Руси XI—XVII вв. /А. Н. Свирин. — М. : Искусство, 1964.

23. Сидоров, А. А. Древнерусская книжная гравюра / А. А. Сидоров. — М., 1951. — 318 с.

24. СПбОИИ. Ф. 115. № 160.

25. Цыпкин, Д. О. «Азбука фряская» 1604 года как источник по истории искусства письма Древней Руси : сб. науч. ст. /Д. О. Цыпкин //Актуальные проблемы теории и истории искусства. — Вып. 6. — СПб. : НП-Принт, 2016. — С. 800—814, 910.

26. Шерстобитова, Е. С. Мастер книжно-рукописного искусства Федор Сергеев сын Басов (последняя четверть XVI— первая третьXVII вв.) /Е. С. Шерстобитова //Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. — Т. 19, № 1, . — 2017.

27. Шерстобитова, Е. С. Орнаментальное искусство художников-знаменщиков братьев Басовых (1580— 1630-е гг.): к историографии проблемы /Е. С. Шерстобитова //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные наук. — 2016. — Т. 16. — № 1. — С. 103—109.

28. Шерстобитова, Е. С. Творчество художников-знаменщиков братьев Басовых (XVI—XVII вв.): к истории открытия произведений /Е. С. Шерстобитова //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2016. — Т. 16. — № 2. — С. 90—97.

29. Parfentjev, N. P. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art /N. P. Parfentjev, N. V. Parfentjeva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences, 2008. — V. 1 (3). — P. 384—389.

Поступила в редакцию 22 февраля 2017 г.

ШЕРСТОБИТОВА Екатерина Сергеевна, искусствовед, аспирант кафедры теологии, культуры и искусства. Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). E-mail: ekaterina.shersto-bitowa@yandex.ru

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2017, vol. 17, no. 2, pp. 85—103

DOI: 10.14529/ssh170213

THE DRAwiNG-ARTisT FEodoR sERGEEv BAsov's ART

of the ornamentation: traditions of the early printed style in the decoration of old russiun manuscripts AND its rethinking

E. S. Sherstobitova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ekaterina.sherstobitowa@yandex.ru

The article is devoted to the headpieces of the early printed style, created by the master of the manuscript art, scribe and drawing-artist Feodor Sergeev Basov. The author analyses composition of headpieces, created by Feodor by comparing with headpieces of the early printed books. The results of the study showed that the most influence on the master was provided book decoration of Apostle by Ivan Fedorov and Peter Mstislavets 1564. To pioneer the use of the element-structural method for ornamentation, suggested by N. P. Parfentjev, allowed considering the individual components of the Feodor's headpieces, to compare it with the elements of decoration of the early printed books, and on this basis to identify, which of them have become models for the ornamentation of the master. It allows analyzing the peculiarities of his art. The author revealed that Feodor Basov not only copied the headpieces of the Moscow printed books, but also created their own versions of the ornament.

Keywords: old Russian manuscript books and art, creativity of drawing-artists, early printed style, Feodor Sergeev Basov.

References

1. Anisimova T. V Rukopisi moskovskih pisczov brat'ev Basovyh (80-e gody XVI — nachalo XVII veka) [Manuscripts of Moscow scribes Brothers Basovs (80th years 16th — the beginning of 17th century)]. Ot Srednevekov'ya k Novomu vremeni. Sbornik statej v chest' O. A. Belobrovoj [From the Middle Ages by New time. The collection of articles in honour of O. A. Belobrovoj]. Moscow, 2006, pp. 587—608.

2. BRAN [Library of Russian Academy of sciences, St. Peterburg]. Strog. № 44.

3. Vvedensky A. A. Dom Stroganovyh v XVI—XVII vv. [Stroganovs' house in in 16th—17th centuries]. Moscow, 1962.

4. Viktorov A. E. Opisanie zapisnyh knig i bumag starinnyh dvorczovyh prikazov. 1584—1725 gg. [Description of notebooks and papers of ancient palace orders. 1584—1725]. Moscow, 1877, v. 1.

5. GIM [State Historical Museum, Moscow]. Sin. 524.

6. GIM. Uvar. 15.

7. GIM. Schuk. 30.

8. GIM. Schuk. 563.

9. GRM [State Russian Museum]. Dr. Gr. № 19.

10. Zernova A. S. Ornamentika knig moskovskoy pechati kirillovskogo shrifta XVI—XVII vv. Albom [The ornamentation of Moscow printing books 16th — 17th centuries. Album]. Moscow, 1952.

11. Parfentjev N. P. O sovershenstvovanii metoda issledovaniya proizvedeniy masterov drevnerusskogo muz-ykalno-pismennogo iskusstva [About the improvement of the method of the study of the artworks of masters of Old Russian musical-written art]. Tradicii i novacii v otechestvennoy duhovnoy kulture. Sbornik materialov vtoroy Yuzhno-Uralskoj mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Traditions and innovations in domestic spiritual culture. The collection of materials ofthe Second South-Ural international scientific-practical conference]. Chelyabinsk, 2005, pp. 4—10.

12. Parfentjev N. P. O Stroganovskoy masterskoy knizhno-rukopisnogo iskusstva XVI—XVII vekov [About the Stroganov's workshop of manuscript art of the XVI—XVII centuries]. Vestnik Uzhno-Ural 'skogogosudarstven-nogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities]. Chelyabinsk, 2008, v. 6 (106), pp. 43—62.

13. Parfentjev N. P. Tvorchestvo knigopisczev i hudozhnikov-znamenshhikov brat'ev Basovyh (1580—1630-e gg.) [The brothers Basovs' art as scribes of books and drawing-artists (1580—1630 years)]. Vestnik Yuzhno-ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities]. Chelyabinsk, 2014, v. 14, № 3, pp. 23—48.

14. Parfentiev N. P., Parfentyeva N. V. Usol'skaya (Stroganovskaya) shkola v russkoy muzike XVI—XVII vv. [Usolskaya (Stroganov) Russian music school in 16th — 17th centuries]. Chelyabinsk, 1993.

15. RGADA [Russian State Archives of Ancient Acts, Moscow]. F. 196. № 1109.

16. RGB [Russian State Library, Moscow]. Holding 98. 453.

17. RGB. Holding 98. № 712.

18. RGB. Holding 98. № 1114.

19. RGB. Holding 247. № 829.

20. RGB. Holding 256. № 323.

21. RNB [Russian National Library, St. Petersburg]. KB. № 586/843.

22. Svirin A. N. Iskusstvo knigi Drevney Rusi XI—XVII vekov [The art of the book in Old Russia of the 11th— 17th centuries]. Moscow, 1964.

23. Sidorov A. A. Drevnerusskaya knizhnaya gravyura [An Old Russian booking engraving]. Moscow, 1951, 318 p.

24. SPbOII [St. Petersburg Department of the Institute of History of the Russian Academy of Sciences]. Holding 115. № 160.

25. Cypkin D. O. «Azbuka fryaskaya» 1604 goda kak istochnik po istorii iskusstva pis'ma Drevney Rusi: sbornik nauchnyh statey ["ABC fryaskaya" 1604 as a source for the history of the art of writing of Old Russia: the collection of scientific articles]. Aktualnye problemy teorii i istorii iskusstva [The actual problems of theory and history of art]. St. Petersburg, 2016, № 6, pp. 800—814, 910.

26. Sherstobitova E. S. Master knizhno-rukopisnogo iskusstva Fedor Sergeev syn Basov (poslednyaya chetvert' XVI — pervaya tret' XVII vv. [Fedor Sergeev son Basov as a master of manuscript art (the last quarter of the 16th — the first third of the 17th centuries)]. Izvestiya ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki [Proceedings of the Ural Federal University. Series 2. Humanities]. Ekaterinburg, v. 19, № 1, 2017, pp.

27. Sherstobitova, E. S. Ornamental'noe iskusstvo hudozhnikov-znamenshhikov brat'ev Basovyh (1580-e — 1630-e gody): k istoriografii problemy [The artists brothers Basovs' ornamental art (1580—1630-ies): for historiography of the problem]. Vestnik Uzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities]. Chelyabinsk, 2016, № 1, pp. 103—109.

28. Sherstobitova, E. S. Tvorchestvo hudozhnikov-znamenshchikov brat'ev Basovyh (XVI—XVII vv.): k istorii otkrytiya proizvedenij [Brothers Basovs' art as drawing-artists (the 16th — 17th centuries): on history of open manuscripts]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities]. Chelyabinsk, 2016, № 2, pp. 90—97.

29. Parfentjev N. P., Parfentjeva N. V. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art. Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences, 2008, v. 1 (3), pp. 384—389.

Received February 22, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.