ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). Т.У.
УДК 331
Н.Н. Надеичев, Я.В. Орехова ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В ПОСТРОЕНИИ КАРЬЕРЫ
В статье рассматриваются вопросы общения и его значимость в построении карьеры. Предложены принципы и основные правила общения, и построения правильной речи. Так же в статье представлены основные техники и тактики общения.
Ключевые слова: общение, искусство общения, кодекс общения, принцип общения, техника общения, тактика общения, правила общения.
Еще Наполеон говорил: «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру». Как сказано в знаменитой поговорке человека встречают по одежке, а провожают по уму. А основной инструмент, которым человек демонстрирует свой ум, естественно является его речь. Умение говорить -это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.
Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя».
Важность умения говорить само по себе не нуждается в доказательствах. Но как бы это, ни было странно, многие люди стесняются, и даже я бы сказал, боятся говорить перед обществом.
С научной точки зрения, общение - это обмен информацией путем использования специальных средств (жесты, речь и т.д.). Но в реальности общение представляет собой нечто большее, это средство построения отношений между людьми. Чтобы общение было приятным и эффективным, необходима взаимность, информация должна передаваться в обе стороны. Освоение искусства общения - задача непростая, но крайне важная не только для развития полноценных дружеских и любовных отношений, но и для построения успешной карьеры.
Кодекс делового общения:
1) принцип кооперативное - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;
2) принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
3) принцип качества информации - «не ври»;
4) принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;
5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
6) «умей слушать и понять нужную мысль»;
7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Следует уделять внимание тактике и технике общения. Тактика общения - реализация в конкретной коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Мейьше говорите, больше слушайте
Сложно выслушать собеседника, если все время разговаривать. Постарайтесь обратить внимание на интересы, потребности и желания собеседника. Говорить всегда проще, чем слушать. Но искусство общения как раз в том и состоит, чтобы желание выслушать было основным в разговоре.
Успокойте собеседника
Если человек, с которым вы общаетесь, чувствует себя неуютно, стесняется или напряжен, постарайтесь успокойть его, иначе общение будет затруднительно. Больше улыбайтесь, будьте открыты и дружелюбны. Постарайтесь быть гостеприимны: пусть человек сам выберет себе удобное место, предложите чай, кофе и закуски. И, самое главное, пусть тема для беседы будет интересна вашему партнеру. Это может быть его семья или хобби. В этом случае собеседник будет чувствовать себя более раскованно, и вы легко завоюете его расположение.
Собеседник должен знать, что мы хотим его слушать
Едва ли можно полноценно воспринимать чужую речь, если одновременно с этим стараться обдумать свой ответ на его возможные вопросы. Это одна из самых распространенных ошибок при устройстве на работу, когда работодатель рассказывает о своей компании и возможных перспективах, а
© Надеичев Н.Н., Орехова Я.В., 2016.
Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). Т.У.
ISSN 2223-4047
соискатель в это время напряженно оЖидает следующего вопроса и обдумывает варианты ответа. Едва Ли успешную карьеру моЖно начать подобным образом. Будьте внимательны и восприимчивы к словам собеседника.
Вопросы - залог хорошей беседы
Всегда задавайте вопросы, это поможет прояснить некоторые моменты и получить больше информации. Формулировать вопрос нуЖно четКо, с ободряющим оттенком, чтобы собеседник не воспринял вопрос как вызов.
Наберитесь терпения
Цель общения не ограничивается принятием или передачей сообщения. Дайте почувствовать собеседнику, что он вам интересен и тема разговора тоЖе. ДаЖе если на самом деле вам стало непереносимо скучно, будьте терпеливы и доброжелательны.
Если человек в гневе - не трогайте его
Если человек зол, то ничего хорошего от разговора моЖно не ждать. Гнев влияет на восприятие сказанного, а иногда и заставляет сказать то, чего в здравом уме никогда не скаЖешь.
Старайтесь отвечать прямо и пояснять свой ответ
Когда люди отвечают размытыми фразами на прямой вопрос, создается оЩуЩеИие, что они хотят что-то умолчать или вообще уходят от ответа. Вопрос моЖет повторяться несколько раз в надеЖде, что ответ все-таки прозвучит. Это раздраЖает. иногда повторяйте сказанное
Ораторы, для которых общение - профессия, отмечают ваЖность повторений. Порой слушатель не понимает сказанного, так как думает о чем-то своем или ранее сказанном. ТакЖе спрашивайте мнение собеседников, так как различные мнения роЖдают спор, а спор - истину.
Общайтесь с небольшими группами людей
Будьте внимательны к своим коллегам по работе, к той небольшой группе людей, которая окруЖает вас еЖеднеНно. Часто начальство полагается на свою команду сотрудников, поэтому успешная карьера гарантирована, если довести искусство общения с небольшим коллективом до совершенства.
Успешное общение с людьми - это радость, которая существенно облегчает Жизнь. Но не все общительны от природы. Однако общение можно развить. Дар человеческого общения, как и все, что залоЖено в нас самой природой, необходимо развивать. Овладеть искусством общения для многих становится в наши дни чуть ли не профессиональной задачей, но не стоит паниковать по этому поводу. Надо просто запомнить одну принципиально важную вещь: здесь преуспевает лишь тот, кто умеет получать удовольствие от общения с людьми. Это - золотое правило, заменить которое не в состоянии никакие хитрости и уловки. Будь то друЖеская беседа с коллегами по работе или торЖественный прием, ищете ли вы приятных личных знакомств или стремитесь расширить деловые контакты - основной целью должно быть ваше собственное удовольствие от общения. Лишь так вы найдете и новых друзей, и вашего возмоЖного спутника Жизни, и покровителей в карьере.
Библиографический список
1. Андреев И.А. Этика деловых отношений. Издательство "Вектор" Санкт-Петербург 2005 год.
2.Мальханова И.А. Деловое общение. Проект Москва Трикста 2005 год.
3.Мери Митчелл Джон Корр. Деловой Этикет "Шаг за шагом".
4.Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент учебник для ССУЗОВ - М.: Москва 2002 год.
5.Казначевская Г.Б. Менеджмент - М.: феникс 2008.
НАДЕИЧЕВ НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ - студент, Нижневартовский государственный университет, Россия.
ОРЕХОВА ЯНА ВАДИМОВНА - студент, Нижневартовский государственный университет, Россия.