УДК 7.03
ИСКУССТВО МОЩЕНИЯ УЛИЦ И ПЛОЩАДЕЙ
Луис Пуга Орибе.
Испания, г. Саламанка, Университета г. Саламанка, доктор исторических наук; Высшая школа сохранения и восстановления культурных ценностей города Саламанка, преподаватель изобразительного искусства и дизайна, координатор внеклассных мероприятий, технический архитектор.
Перевод канд. психол. наук, доцента кафедры коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Волковой Елены Феликсовны.
Аннотация. В статье представлен исторический обзор создания мощеных поверхностей как для личного, так и для общественного использования. Описаны типы, принципы мощения, используемые материалы, виды рисунков и их культурно-историческая ценность. Автор подчеркивает необходимость изучения опыта создания мостовых, обращает внимание на проблему сохранения и важность реконструкций исторически-ценных дорожных покрытий. Доказывается преимущество мощеных покрытий над современными.
Ключевые слова: мощеная поверхность; орнамент; художественное достояние; природный материал.
THE ART OF PAVING STREETS AND SQUARES
Luis Puga Oribe.
Spain, Salamanca, University of Salamanca, Doctor of Historical Sciences; Graduate School for the Conservation and Restoration of Cultural Property of the City of Salamanca, teacher of visual arts and design, coordinator of extracurricular activities, technical architect.
Translation by K. Psychol. D., Associate Professor of Correctional Pedagogy and Psychology Department of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University" Volkova Elena Feliksovna.
Abstract. This article provides a historical overview of the paved surfaces creation for both personal and public use. The types, principles of paving, materials used, types of drawings and their cultural and historical value are described. The author emphasizes the need to study creating pavements experience, draws attention to the problem of preservation and the importance of reconstructing historically valuable road surfaces. The advantage of pavements over modern ones is proved.
Key words: paved surface; ornament; artistic heritage; natural material.
Раньше дороги, улицы, площади, включая внутренние полы делались с применением плотного природного материала. Камень различного формата облегчал передвижение, препятствовал загрязнению и делал городское и частное пространство более пригодными для жизни. Рассматривая историю использования вымощенных дорожек, мы изучаем как функциональные их возможности, так и изобразительные, улучшающие городское пространство и эстетический вид наших деревень.
Мощеные поверхности - это настилы, которые мастерились из камей. Также известны как мостовые из речной гальки с неровными краями (enmorrülado), из круглой речной гальки (enguijarrado), так и плиточные полы (enlosado), где перемежались камни различного размера и формы, однотипные или в комбинации. Мы можем отнести происхождение этих дорожных покрытий к эпохе неолита. Каменный пол защищал жилища во время дождей, препятствуя появлению грязи. Самая простая форма для получения чистого и твердого пола - это разместить пласты или плиты из плоского камня на землю или прослойку из гравия или песка. Древние цивилизации использовали различные формы этих покрытий.
Уплотненные земляные почвы были традиционными в сельском жилье до последней четверти двадцатого века.
Calzada romana de Salamanca a Alba de Tormes.
Мощеная дорога римской эпохи из Саламанки в Альбу-де-Тормес.
Мы можем видеть различные типы дорожных покрытий, начиная от мощеных дорог римской эпохи, например, как ту, что находится между Саламанкой и Альба-де-Тормес, просторной, с использованием камней разной толщины, для достижения твердого и устойчивого покрытия, которое в состоянии выдержать груженые повозки и кавалерию. Даже римские мозаики, такие как те, которые были найдены также в этой провинции в Саэлисес-эль-Чико, декоративные тротуары, выполненные из крошечных плиток, камни призматической формы, вырезанные небольшими инструментами и
146
установленные на стабилизированных известковых растворах, которые украшали комнаты римских особняков и придавали престиж семьям, которые заказывали лучшие работы аккредитованным художникам того времени.
Puerto de Béjar (Salamanca). Años 60 del siglo XX. Пуэрто-де-Бехар (Саламанка). 60-е года ХХ в
Pompeya.Via Appia. Roma Помпея. Аппиева дорога. Рим
147
Между плиточными полами огромных размеров и мозаикой можем включить разнообразные типы мощеных полов, сделанных из частиц призматической формы различных размеров, но более распространёнными, известными и популярными с древних времен являются вымощенные камнями. Они, в свою очередь, также были различных форм и размеров, из доступных материалов и очень функциональными.
Так мы можем видеть в провинции Саламанка улицы из гранита, привезённого на лодках из Берруэко или образовавшиеся в результате обнажения камней в природной среде, например, как сохранившиеся некоторые улицы в Лос Сантос, или кладки из известняка в форме крыла в Монлеоне. Но наиболее распространенными были улицы, вымощенные валунами, собранными на берегах рек, в основном, тоже очень разных размеров, форм и цветов, в зависимости от месторождения, от периодов засух или наводнений, которые определяли уровень воды в каналах, реках и ручьях, находящихся рядом с поселениями.
Вымощенные дорожки были предшественниками римской мозаики, как утверждал Жан Пьер Адам «первые мозаики были, вероятно, навеяны грекам их контактами с Востоком, но нельзя не отметить спонтанное создание цветных, постепенно распределенных галечных полов, таких как те, которые были найдены в Малой Азии в VIII и VII веках до нашей эры. Эти деревенские мозаики, которые мы обнаружили как в Греции, так и в римском мире, являются простыми, твердыми, состоящими из небольшой гальки, которая укладывается по геометрической композиции или образует все более точные силуэты». Переход от использования натуральных кромок к использованию дробной гальки позволил применять более плоские грани, получая ровные, гораздо более компактные полы, и также сочетать цвета различных натуральных камней, в основном мрамора, выполняя очень реалистичные и художественно-образные изображения.
Предположительно до второй половины прошлого века покрытие улиц, площадей, переулков, парадные входы, дворы и погреба во многих деревнях выполнялись из камня.
К сожалению, сохранилось очень мало покрытий такого типа. Сегодня используются эти декоративные точечные произведения, в основном в отдельных избранных пространствах или охраняемых местах для демонстрации их неоспоримых преимуществ над более современными покрытиями.
На Пиренейском полуострове карфагенянам приписывают создание первых мощеных дорожек, Кордова к 850 году нашей эры стал первым мощеным городом на полуострове, финикийцы также сделали мощение улиц в Кадисе, однако, именно римляне, построив дороги, создали надежную сеть путей, которые позволяли их войскам и товарам быстро перемещаться по всей империи, и, в то же время, они стали красивым украшением земель.
Мостовая (тротуар) означала мощеную камнем и, к тому же, дорогостоящую дорогу. В начале 39 года до нашей эры император Август начал строить дорогу из г. Мерида, которая называлась Via de la Plata (Серебряный путь) и была протяженностью 100 000 км.
Камни или валуны, вбитые в грунт, позволяли отводить воду во время дождливых периодов как от дороги, так и от жилищ людей. Теснина или канал находился в центре улицы, по которой стекались воды достигая низинных районов города. Эти стоки никогда не выполнялись плоскими, предотвращая насыщение грунта, размягчения и проседания или чрезмерной деформации в результате эксплуатации.
Камни, составляющие тротуар, были сгруппированы рядом друг с другом так, чтобы препятствовать их боковому перемещению или извлечению, что могло произойти при проезде конников, лошади которых упирались копытами в возвышения камней, чтобы вытащить повозки или подняться по крутым склонам.
Узкие щели между камнями заполнялись песком. Камни выдерживали вес транспортных средств и людей. Распределение нагрузки шло также на соседние камни, в результате чего не очень устойчивые почвы выдерживали значительное давление. В настоящее время даже грузовики не вызывают чрезмерную деформацию этих покрытий.
Эти типы покрытий классифицируют как подвижные, гибкие, в отличие от бетонных, которые являются более жесткими. В отличие от них, плиточные и булыжные мостовые обеспечивали водопроницаемость. Летом они выдерживали периоды дождей, влажность, которая накапливалась в почве и начинала испаряться, повышала влажность окружающей среды, особенно в жаркие периоды, значительно уменьшая тепловое ощущение температуры на улицах. Оттенки этих покрытий, преимущественно светлые, уменьшали накопление тепла от солнечного света летом, обеспечивая гидротермический комфорт проживания в рядом расположенных домах.
Очень часто бетонирование и асфальтирование прилегающих к домам улиц и дорог приводит к ухудшению жизни в них. Влага от дождя, накопленная зимой, остается круглый год под этими стяжками, поднимаясь по капиллярам несущих стен, повышая влажность во многих домах. Кроме того, при проведении работ на таких объектах, как водоснабжение и водоотведение, необходимо выдалбливать и сносить участки улиц, и когда они сделаны из бетона или асфальта, обязательно потом остается заметное пятно, в то время как если это тротуар из плит или камней, то можно положить вынутые части на месте, и, через несколько дней эксплуатации этой дороги, место ремонта не будет видно.
Entre 1897 y 1912. Palacio de la Salina, Salamanca. foto de Jane Dieulafoy.
Между 1897 и 1912 годами. Дворец Салина. Саламанка. Фото Ж. Диеулафоу
Мощеные полы долговечны, функциональны и, кроме того, декоративны. Они устойчивы к перемещениям животных, транспортных средств и людей даже во время дождя и снега, быстро отводят воду и осушают землю, придают пространствам лоск, индивидуальность и оригинальность. В некоторых населенных пунктах при благоустройстве и восстановлении улиц и площадей, они были реставрированы, к сожалению, с разным успехом.
Среди мощеных покрытий наиболее декоративными в Испании являются Гренадины, выполненные из небольших цветных камней, пригодных для создания фигурных контуров, цветов, стеблей, геральдики и др. Мы также находим в некоторых каменных тротуарах деревянные элементы или кости животных, наиболее известно применение костей баранов. С помощью использования своеобразных деталей, удавалось выкладывать полы с различными узорами, имеющими большую эстетическую ценность. Мы должны помнить, что традиционные мощеные пространства являются важной частью городского пейзажа, имеют народный характер, ремесленное исполнение, являются одним из проявлений идентичности, некоторые из них очень выразительны по своей упорядоченности и цветности.
В Саламанке в 1497 году принц Дон Хуан, сын католических королей и глава города, приказал вымостить камнями площадь Сан Мартин. С размерами в 26000 м2 она стала самой большой площадью Испании и одной из самых больших в Европе, в четыре раза больше нынешней Пласа Майор [1].
Вот, что сохранилось в текстах Кабильдо в соборе города Саламанка "мощеные улицы способствуют украшению и гигиене, способствуют благоустройству города и предотвращают болезни, вызванные грязными и пыльными улицами". Кроме того, в контрактных документах было написано, что стоимость каждого пролета равнялась семидесяти пяти мараведи. В договорах мастера по мощению камнями характеризовались как специалисты, обладающие особыми знаниями. При прочтении протоколов Собора Саламанки Ноэми Змеями резюмировал в своей диссертации, что можно понять важность и грандиозность работы, проделанной для мощения старого города Саламанки XVI века.
Fotos de Aurelio de Paz 1902-1903 José Suárez 1932Joaquín Morelló i Nart 1858-1926
Tres imágenes de calles del barrio antiguo de Salamanca empedradas, Catedral, calle de Calderón de la Barca y del Arcediano
Фотографии Аурелио Де Пас 1902-1903, Хосе Суарес 1932, Хоакин Морелло и Нарт 1858-1926
Три образа мощеных улиц древнего района Саламанки, собор, улица Кальдерон де ла Барка и Арседьяно
Этот ценнейший вид тротуара в деревнях выкладывался до начала использования бетонных стяжек. Например, в населенном пункте Монтемайор улицы города были вымощены валунами, а в домах пол в прихожей делали из гальки таким образом, что она образовывала рисунки, имитирующие ковры [2].
Они также известны как «enguijarrado» по словарю терминов культурного наследия Испании, определяемому как мощеный галькой, которая придает улицам деревенский вид, но обладает хорошей прочностью и дренажем. Римляне называли мощеные тротуары, предназначенные для пешеходов "opus barbáricum", если можно было проехать одной колеснице - «actus», если двум колесницам - «viae». Внутри домов дворы были также обычно вымощены, а в спальнях такой пол иногда покрывали известковым раствором.
Саламанка была уникально декорирована как символ исторического города в XVI и XVII веках, периоды ренессанса и барокко. Многочисленные праздники и события, происходящие на улице, заставляли власти того времени приспосабливать и украшать площади, украшать фасады и мостовые.
Профессор Фернандо Р. Де Ла Флор [3] утверждал, что помимо монархического института, дворянство также является еще одним социальным классом, который пытается получить доступ к символическому господству над городом материальным образом, что выражается в построении городской ткани, в которой его владения всегда занимают лучшие места. Праздничные мероприятия - это инструмент сближения с обществом, средство коллективного выражения утверждения статуса и доминирующей позиции, очень значимых в то время, и проведение общественных мероприятий требовало наличия красивых, с твердым покрытием улиц.
Но эти улицы также подвергались критике, одним из контраргументов этих дорожных покрытий была их структура и неудобство, которое испытывали люди, прогуливаясь по ним в тонкой обуви. Другим не нравилась скользкая поверхность гладких камней, особенно больших размеров. Эти недостатки устранялись мощением кромки дороги с помощью специально отобранных камней меньшего размера и их более тщательной укладкой.
Декор и орнамент на Пиренейском полуострове был известен с XVIII века благодаря европейским модным тенденциям, в основном итальянским и французским, с приходом Карла III и эпохи Просвещения. Одной из его инициатив стали и правила гигиены для улиц и домов не только в Мадриде, но и в большинстве столиц. Городские пространства расширялись посредством проспектов, более широких улиц и садов, заботились также об их хорошем освещении и уходе. Грязные городские канавы, с грязной водой, льющейся прямо на улицу, неприятные запахи создавали весьма неприглядные картины, которые описывали путешественники в своих путевых книгах или официальных письмах, доходящих до знати и испанского двора. В Мадриде был Сабатини, прибывший из Неаполя, который сотрудничал с Карлом III во многих проектах по благоустройству столицы. Строительство канализационных труб, санитарных колодцев и мощение основных дорог улучшило общий вид дворов, особенно на дорогах, соединяющих различные летние или зимние дворцы, между которыми перемещались дворяне и королевская семья.
Мощение имеет свои традиции также и в Португалии. Улицы, выложенные черно-белым булыжником с призматическими гранями небольшого размера, являются визитной карточкой страны. Начатое в середине XIX века, первое такое мощение было сделано в лиссабонском замке Сан-Хорхе, между 1840 и 1846 годами, по проекту инженера Эусебио Пиньеиру, который использовал труд арестантов. Благодаря хорошему внешнему виду и результату, мощение распространилось по колониям и остальной части государства, сегодня это привносит особый характер и индивидуальность в эти города, продолжая профессию так называемых мастеров чулочно-носочных изделий.
Empedrado en Lisboa. Ejemplo de ejecución y resultado. Мощение в Лиссабоне. Пример выполнения и результат
154
Традиционное мощение в Испании.
Восхитительные полы выполнялись из природных материалов, которые находились в изобилии в окружающей среде, однако требовали много времени и осторожности в процессе мощения, но в периоды дефицита работы жители полагали возможным делать парадные входы, дворы, залы и спальни, значительно улучшая здоровье и престиж своим обитателям. Открыв дверь в какой-нибудь дом, прежде, чем сделать шаг, взгляд устремлялся на пол и замечал старательную работу мостовщика. Въезды для телег, дворы и конюшни, также прекрасно вымощенные, позволяли проезд транспортным средствам на колесах и кавалерии передвигаться по упругому дорожному покрытию, которое эффективно передавало давление на утрамбованное основание, легко ремонтировалось, обладало хорошей адаптивностью к склонам, неровностям, прямым или изогнутым стенам, и эти покрытия были очень стабильны и устойчивы, если они не подвергались точечным нагрузкам или большим перегрузкам.
Мощеные дороги самых традиционных улиц в Испании были выполнены в форме шипа, с острым углом к самой низкой точке улицы, что облегчало отведение дождевых вод вниз. Эта форма также позволяет делать более длинными основные линии кромок, что упрощает их размещение, и требовалось меньшее количество мастеров для покрытия одной и той же поверхности. Самое традиционное расстояние между ними составляло три фута, или жезл, около восьмидесяти пяти сантиметров, расстояние, позволяющее работать на корточках и передвигаться, перемещая камни, которые он достает рукой, не двигаясь чрезмерно.
Менее распространенным была кладка веером. Рабочий выкладывал, как бы рисовал, с помощью булыжников концентрические круговые линии вокруг своего тела. Эти тип мощения был полезен на улицах с крутыми склонами, он придавал прочность тротуару на склонах и использовался в качестве площадки для выгрузки камней.
Более широкие улицы и площади, центральные районы находились выше периметра водоотводной канавы, которая отводила воду наружу по периметру на улицу меньшего размера и, далее, к ближайшему ручью. Мощение делалось с учетом необходимого наклона мостовой в плоскости, с учетом рельефа местности. Наклон был небольшим, равномерным, направленным к самой низкой точке окружающей среды, с почти незаметным уклоном к кювету, достаточным для эвакуации воды в случае летних ливней или зимних дождей, во время которых было совершенно нецелесообразно излишне мочить булыжники, чтобы избежать возможных провалов и деформаций, которые затрудняли бы их функцию при нагрузке. Качество эпохи тем выше, чем ближе друг к другу находятся валуны, чем меньше пространство между ними, и тем, что облегчает обмолачивание зерновых, их уборку и сбор остатков злаков, после отделения зерна от соломы.
Рассматривая практичность использования булыжников, больших или меньших по размеру, надо отметить, что это был местный материал, удобный для переноски, экономичный при мощении, восстановлении или замены в случае ремонта или расширения, поскольку на землях, где были наводнения, валуны находились в изобилии, также находили применение и для камней, которые выбрасывались при очистке участков перед посевом.
Заключение.
Название «encantados» произошло от слова «canto» - отделка края, когда применяется тип речного гравия или гальки «guijarro», отделка называется «enguijarrado», если отделка края грубая, то она может называться «morrillos» или «enmorrillado». Мелкий камень у входа, в виде коврика, называется «paso de chino» - каменный вход. Все это - речная галька.
Было принято мостить ей пространство непосредственно у входа в жилище и выхода из него. Для этого выравнивали и сглаживали площадки, чистили, удаляли лишнюю землю и сыпучие элементы, проверяли плотность, делали разметку с помощью веревок, пространство, находящееся между разметками называли «коробкой» или «ящиком», туда насыпали сухой строительный раствор и на него очень плотно друг к другу выкладывали гальку. Располагали камни хаотично или в виде «кирпичной кладки», по спирали, елочкой или в форме какого-нибудь рисунка.
Granada. Fotos de la Escuela Taller. Гранада. Фотографии специализированной школы мастеров.
Empedrado en Abla, Almería. Patio con enlosado y entrepaños decorativos de canto pequeño de colores. Мощение в г. Абла, провинция Альмерия Двор с плиточным полом и декоративными цветными вставками
Ciudad Rodrigo (Salamanca). Pórtico de la iglesia Veracruz. S. XVII. Город Родриго (Саламанка). Портик церкви Веракрус. XVII.
В «Школе искусств и Высшей школе сохранения и восстановления Саламанки» в рамках своей внеклассной деятельности занимаются изучением и анализом мощения, сохранившегося в городе Саламанка, исследуя традиционные улицы, внося затем предложения по их адаптации к современным условиям, к новым проектам. Это позволяет сохранять нематериальное достояние, аккумулированное в мостовых и площадях, а также изучать инициативы, творческое выражение, функциональное применение идей и творческих работ наших студентов.
Библиографический список.
1. Culebras M.N. Genesis y desarrollo urbanístico del barrio de Canónigos salmantino en la Edad Media// Tesis doctoral, Madrid. - 2011.
2. Jimenez H. S. La villa de Montemayor - Historia y monumentos. Gráficas Dehon, Torrejón de Ardoz. - 1989.
3. R. De La Flor F. La idea de la ciudad Barroca en las relaciones de fiesta y actos públicos de Salamanca//Congreso de Historia de Salamanca, 1989. Actas, Salamanca 1992.
Авторами фотографий являются - автор статьи или лица, указанные под изображениями.