Искусство менеджмента: современные критерии
УДК 65.01
Горбачёва С.М.,
студентка 1-го курса направления «Менеджмент», ФГОУ «Государственный университет по землеустройству», г. Москва
Аннотация: Современные учебники по менеджменту дают этому термину более 200 различных трактовок. Одной из самых популярных является «менеджмент - это искусство». Её простота иногда вводи в заблуждение, ведь не все до конца понимают, что она значит. Как показывает практика, у менеджмента действительно есть много общего с искусством, это касается и рабочего процесса, и момента вдохновения.
Ключевые слова: менеджмент, искусство, терминология, современный менеджмент.
Для обывателя термины «менеджмент» и «искусство» чаще всего несовместимы. Мы привыкли считать, что искусство - это нечто духовно высокое, красивое. А менеджмент, в современном понимании, лишь управление производством. От части это так. Но если капнуть глубже, мы убедимся, что у них много общего.
Почему можно утверждать, что менеджмент - это искусство? Картины художников, музыкальные произведения, литература, танец, кино. Только ли это можно назвать искусством? Думаю, нет. Искусство - это деятельность человека, приводящая к созданию чего-то нового, не только взмах кистью или вытягивание высоких нот. Каждый создаёт что-то новое, в том числе менеджер.
Зададимся вопросом - какова его основная задача? Управление командой. Правильная мотивация, поддержка взаимоотношений, постановка целей, прогнозирование и планирование рынка. Эта работа, требует знаний, последовательных действий и не дает права на ошибку. Если художник на красном нарисует зеленым, то испортит картину. Если музыкант ошибётся в нотах, испортит произведение.
Также и с менеджментом, если руководитель не смог сформировать подходящую команду, она не справится с задачей. Я считаю, что у менеджмента и искусства есть как минимум 4 общие черты. Они доступны каждому
Каждый может обучиться менеджменту, как и искусству. Но не каждый может создавать великие картины. Для этого нужна креативность и отсутствие прямолинейного
мышления. Индийский подросток Фаррад Асидлуала в 16 лет в свободное от школы время развивал собственную компанию Rockstah Media. Сегодня - это маркетинговое агентство с собственным штатом в 20 человек.
Для Индии это абсолютно беспрецедентный случай. Фаррад говорил: «Не нужно жаловаться на недостаток часов в сутках или сетовать на занятость — успевать можно все и в свободное от учебы или работы время». Этот молодой предприниматель был представлен в списке Silicon India «10 подростков, которые создали миллионные долларовые компании».
Обычный школьник добился этого за счёт упорства и труда. И говоря о труде, мы затрагиваем следующую общую черту искусства и менеджмента.
Нужно практиковаться, чтобы достичь мастерства.
Создавать искусство нелегко, для этого нужны практика, жизненный опыт и сила воли. Моцарт потратил десятилетия, чтобы создать мировые шедевры. По современным подсчётам, под руководством отца, уже к шести годам юный Вольфганг посвятил занятиям музыкой более 3500 часов. Подобное не встречалось в XVIII веке и значительно превышает сегодняшние нормы.
Также и с менеджментом. Высшее образование и несколько книг по управлению не делают руководителя успешным. Только изучение тонкостей человеческой психологии, умение мотивировать себя и других, и лидерская позиция помогают добиться успеха.
Создание нового
Все мы уникальны. Нет ничего идентично одинакового, только похожее на что-то или кого-то.
Как бы не пытались повторить картину Да Винчи «Мона Лиза» ни у кого не выходило сделать ее в точности как у великого художника. Не та кисть, не тот мазок или рука менее набита. И всё потому, что в картине заложена индивидуальность.
В менеджменте тоже не бывает одинаковых компаний и отделов. Все особенное и отлично от других. Каждый управленец со своими заморочками, а у подчиненных свои устои и понятия. Поэтому получается новый отдел, со своим уникальным менеджером и его подчиненными.
В 60-х годах прошлого века молодой предприниматель Джеймс МакЛамор посетил пользующийся популярностью в то время McDonald's. Он обратил внимание на процесс изготовления гамбургеров, а также на то, какое оборудование задействовано на кухне, и решил скопировать некоторые элементы для своего заведения.
Сегодня в его сети более 10000 ресторанов и она носит название «Бургер Кинг». И хоть он и был скопирован с McDonald's, это другая компания со своими фирменными продуктами, одеждой, лозунгом и последователями. Нас привлекает новое, оригинальное и не важно о чём речь, о бизнесе или об искусстве.
Формирование личности Каждый менеджер переживает стихийные ситуации, в которых нужно проявить смекалку и смелость. В трудных ситуациях, менеджер должен вести себя как лидер - взять на себя ответственность, спасти команду и удержать клиентов. Такие ситуации развивают в человеке лучшие качества и формируют характер. Уметь работать с людьми, значит быть мудрым человеком. Это приходит с опытом.
Основатель Макдоналдс Рей Крок в свои 52 года имел диабет и артрит, у него был вырезан желчный пузырь и большая часть щитовидной железы. Помимо этого, он был глуховат и не особенно состоятелен. До триумфа Макдоналдса он продавал бумажные стаканчики и установки для производства мороженного. Однажды, Рей ездил по стране и наткнулся на дешевый пригородный ресторанчик, где продавали бургеры за 15 центов, а не за 30 как у всех. Он увидел в новой системе обсаживания потенциал и предложил братьям Макдональдам продавать франшизы по всей стране. Рей Крок прожил еще 30 лет и к концу жизни имел состояние в 600 млн.
Сегодня империя «Макдональдс» состоит из 30 тысяч ресторанов, которые посещают 45 миллионов человек ежедневно. Но Крок не только нажил состояние - он изменил стиль жизни и обогатил тысячи своих соотечественников.
Британский писатель Уильям Сомерсет Моэм говорил — «Цель искусства - доставлять наслаждение». А я добавлю, цель менеджмента - получать удовольствие от работы.
Список использованной литературы
1. Мочалов Д. В. Менеджмент культуры и арт-менеджмент: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестник КазГУКИ. 2011. №4. С - 51.
2. Коротков Эдуард Михайлович Современные проблемы формирования искусства менеджмента // Управление. 2016. №4 (14). С - 89.
3. Семичастнова Алёна Андреевна Проблема искусства в науке и практике современного менеджмента // УЭкС. 2012. №4 (40). С - 63.
4. Кошелева Т.В. Маркетинг менеджмент и философия маркетинга / Московский экономический журнал, 2016. № 2. С. 35