Научная статья на тему 'Искусство – константа развития патриотизма у воспитанников сельских учебно-воспитательных комплексов'

Искусство – константа развития патриотизма у воспитанников сельских учебно-воспитательных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ПАТРИОТИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / СЕЛЬСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майборода Н. А.

В статье рассматриваются теоретические основы патриотического воспитания учащихся сельских учебно-воспитательных комплексов средствами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство – константа развития патриотизма у воспитанников сельских учебно-воспитательных комплексов»

Список литературы:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1971.

2. Зак Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов / Под общ. ред. М.Г. Соколова // Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. - М.: Музыка, 1968. - Вып. 2. - С. 81-99.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. - М.: Музыка, 1987.

4. Оборин Л. О некоторых принципах фортепианной техники. - М.: Музыка, 1968.

5. Рябов И. Гаммы, трезвучия, арпеджио. - Киев: Музыкальная Украина, 1977.

6. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. - М.: Музыка, 1968.

ИСКУССТВО - КОНСТАНТА РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА У ВОСПИТАННИКОВ СЕЛЬСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

© Майборода Н.А.*

Уманский государственный педагогический университет им. Павла Тычины, Украина, г. Умань

В статье рассматриваются теоретические основы патриотического воспитания учащихся сельских учебно-воспитательных комплексов средствами искусства.

Ключевые слова: искусство, патриотизм, художественный образ, сельский учебно-воспитательный комплекс.

Одной из главных составляющих национального воспитания, освещён-ных в Национальной доктрине развития образования Украины, является патриотическое воспитание подрастающего поколения, цель которого состоит в выработке в себе чувства, воли и жизненной установки в русле патриотического самосознания, творческого утверждения духовной жизни народа - восприятие языка, истории, государственности, мировосприятие, песни, литературы и культуры как своих собственных [8; 2 с. 633-634].

В условиях современных модернизационных изменений в образовании большое значение приобретает проблема патриотического воспитания детей сельских учебно--воспитательных комплексов. Её можно решить путём привлечения молодёжи к различным видам искусства.

* Аспирант.

Ведущие деятели науки, культуры, искусства в своих трудах придают огромное значение воспитательной функции искусства.

Ярким представителем украинской эстетики и философии был Г. С. Сковорода. Он отдавал предпочтение таким чувствам как добро, взаимопонимание, дружба, мораль. Взгляды философа находят своё отражение в «философии сердца». Будучи сторонником взглядов Платона, Г.С.Сковорода придаёт особое значение такой категории как «гармония». Произведения «Сад божественных песен», «Разговор пяти путников об истинном щастии в жизни», «Наркис» имеют особое эстетическое значение [5, с. 65].

Первым в украинской теории понятие «народность» обосновал Михаил Максимович. Он высоко ценил эпоху Просвещения по новейшим взглядам в образовании и культуре. Ведь именно историческая поэзия как вид искусства в значительной мере отражает историческое сознание («Слово о полку Игореве»).

Учёный высоко ценил фольклористику и переакцентировал внимание из историко-культурных письменных достопримечательностей на народнопоэтические. Эта идея легла в основу концепции народности [5, с. 66].

Выдающийся художник Украины, гениальный народный поэт и мыслитель Т.Г. Шевченко наиболее полно отразил в своём творчестве многогранное духовное богатство родного народа, социальные глубины его бытия, красоту и мудрость, совершил революционный скачок в историческом развитии национальной культуры. Его наследие стало самым драгоценным сокровищем, живительным источником вдохновения для многих художников прошлого и современности, достойным достоянием художественных культур других народов. Утверждение Т.Г. Шевченко прогрессивной действенной роли искусства, реализма и народности как высшей степени художественного творчества тесно связано с судьбой самого поэта, правдой его широкой души, пронизанной страдальческой и героической красотой народного духа, его побуждениями, мыслями, чувствами. Художественный опыт давал возможность делать смелые обобщения в становлении эстетического идеала Т.Г. Шевченко: «Если бы красота во всех её образах хотя бы наполовину человечества имела своё благодетельное влияние, тогда бы мы быстро приблизились к совершенству» [15, с. 5-9].

Педагогическое наследие известного учёного Б.М. Неменского содержит идеи о взаимосвязи педагогики и искусства. «Если мы действительно хотим серьёзно изменить - очеловечить общество, то начинать необходимо именно с человека, гармонизации его мышления, его духовного мира, его отношения к жизни. Мы должны глубоко осознать, что достичь этого не на словах, а на деле невозможно вне школы, без опоры на всю мощь многовековой художественной культуры. Будущее сегодня строится на перекрёстке «искусство и педагогика». При всех попытках обойти этот перекрёсток ... мы рухнем» [9, с. 132].

Теоретические основы эстетических знаний изучали известные искусствоведы Ю.Б. Борев, О.П. Рудницкая, Л.Т. Левчук, О.И. Онищенко, педагоги и психологи С.Ф. Русова, Б.М. Неменский, Л.С. Выготский, Г.Г. Ващенко, В.А. Сухомлинский, В.А. Кудин, А.Б. Щербо, Д.Д. Джола.

В Концепции художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях Украины указано: «Искусство -это своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способный формировать не просто человека умного, а человека духовного» [3, с. 1-5]. В соответствии с этим основными задачами художественного образования являются: пробуждение интереса детей к искусству, привлечение воспитанников к художественно-творческой деятельности в различных видах искусства, развитие общих и художественных способностей детей, формирование универсальных качеств творческой личности. Следовательно, использование в развитии воспитанников учебно-воспитательных комплексов различных видов искусства даёт возможность для личностного развития, активизирует личностный творческий процесс, развивает чувства, интеллект, расширяет мировоззрение.

В Большой Советской Энциклопедии искусство определено как эстетическое освоение мира человеком на основе и в процессе художественного творчества - особого вида человеческой деятельности и образного отражения действительности с позиций определённых идеалов [1, с. 144].

Энциклопедия образования рассматривает искусство как творческое отражение действительности в художественных образах, творческую художественную деятельность [2, с. 501]. Искусство покоряет гармонией и ритмом, учит ребёнка духовному восторгу, прокладывает путь к постижению живописи, танца, музыки и скульптуры. Эти виды искусства выстраивают тот национальный миф, в котором народ видит себя и свою судьбу [2, с. 634]. Искусство - это та уникальная отрасль человеческого познания, которая является основным источником усвоения духовной культуры народа.

Исключительное значение в трактовке этого понятия имеет художественный образ. Кудин В.А. определяет художественный образ как «специфический для искусства способ отражения жизни в конкретно-чувственной форме» [4, с. 105]. Для полноценного создания образа учёный считает важным не только познание жизни, выбор из него самого важного, но и умение художника (субъекта) передать воспринимаемую действительность (объект) силой ума, талантом и фантазией. Соотношение понятий «рациональное», «эмоциональное» и «индивидуальное», которые взаимодополняют друг друга, является для художника главным фактором создания художественного образа. Благодаря рационально обдуманной структуре построения произведения, композиции, художественного решения, мастерства, художнику удаётся донести к зрителю содержание произведения, вызвать чувства, эмоции. «Пропущенное» через своё сердце, мировосприятие, осмысленное на

философском уровне произведение искусства имеет возможность вызвать чувство суггестии (внушения) и эмпатии (сопереживания). Благодаря такому диалогу между художником и зрителем происходит духовное очищение, утверждение идеалов добра, человечности, высоких моральных ценностей, выработка которых у подрастающего поколения является насущной проблемой для педагогов.

Примером есть опыт искусствоведа Л.Н. Массол, которая создала учебную программу «Искусство» на основе мировоззрения (обобщённого духовного феномена), которое формирует у учащихся начальных классов взгляды, знания, убеждения, понятия, оценки, идеалы, позиции к миру, природе, культуре, обществу, самому себе. Эта программа строится на принципах отражения закономерностей человеческого бытия в художественных образах, что является продолжением начатого в дошкольном возрасте освоения специфики художественно-образного языка различных видов искусства. Актуальным для нашего исследования есть выбор Л.Н. Массол доминирующих видов искусств (музыкального и визуального) и синтетических (хореографии), изучение которых происходит благодаря основополагающей категории искусства - художественному образу. Дети младшего школьного возраста используют на уроках специфические термины из музыки, хореографии, изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) и т.д. Так как эмоциональное восприятие и создание художественных образов является первичным на уроках искусства, то овладение терминов, понятий, учитывая возрастные и психологические особенности, занимает второе место. Главным для автора - «сохранить единство художественного образа, который воспринимается эмоционально, и понятие, которое осваивается умом, и таким образом формировать в учащихся художественно-ассоциативное мышление, развивать умение переноса приобретённых знаний, представлений, умений в родственные и отдалённые духовно-эстетические сферы. А это уже реальный шаг к творчеству» [6, с. 54].

Немалую ценность в контексте нашего исследования имеет работа современной исследовательницы Г.Н. Падалки «Педагогика искусства», в которой одной из методологических основ преподавания художественных дисциплин выступает национальная основа художественного образования. Используя в своей практике художественные образы с чертами национального характера, мировоззрения, особенностями педагоги сельских учебно-воспитательных комплексов имеют возможность не только открыть для воспитанников сферу ощущения интонационных тонкостей национального музыкального искусства, двигательную палитру национальной хореографии, колористическую гамму национальной живописи, но и «целенаправленно управлять, направлять в нужное русло, повышать уровень творческого вдохновения учащихся, их способности создавать новое в контексте художественно близкого» [10, с. 65].

Основоположница украинского дошкольного воспитания С.Ф. Русова отмечала весомое влияние искусства на развитие национальной школы, считала творчество самым дорогим сокровищем человечества, которое образовало всё наше культурное благополучие, наше искусство в самом широком смысле этого слова. Относительно детского творчества С.Ф. Русова призывала педагогов собирать написанные детьми сказки, нарисованные рисунки, составленные песни, сочинённые танцы не для того, чтобы «создать мастера», а всесторонне развить, дать толчок детскому творчеству, ведь «Мы все слишком долго прятались со своим собственным творчеством, жили чужими указаниями, традицией. Пусть же наши дети живут своими творческими силами, а педагоги пусть дают им свободу и возможность широкого развития» [12, с. 192].

Большую роль в построении украинской национальной школы С.Ф. Ру-сова отводила полотенцам, портретам, цветам, народным инструментам, вертепам, гончарству [13, с. 84]. Она тесно связывала труд и искусство, среди которого первое место отводила музыке и рисованию. «Любовь к музыке и музыкальная память просыпаются в детях очень рано, особенно тогда, когда в семейной жизни часто слышат пение или инструментальную музыку» [13, с. 68-69]. Чтобы развить у ребёнка эти способности, нужно развивать чувство ритма, которому способствуют ритмическая гимнастика, танцы, участие в оркестрах из простейших инструментов - труб, тарелок, бубнов, барабанов, колокольчиков. Развивать музыкальное представление можно благодаря демонстрации на музыкальном инструменте сюжетного повествования с объяснением различных моментов. В условиях сельского учебно-воспитательного комплекса у взрослых детей можно формировать собственное музыкальное творчество, обучая музыкальной грамоте.

Исследовательница проанализировала влияние на развитие ребёнка рисования и пришла к выводу: «Воспитывая чувство красоты, надо окружение ребёнка сделать как можно красивее, чтобы дом ребёнка был чистым, украшенным цветами, вышитыми полотенцами, рисунками. Надо растить ребёнка в теснейшей связи с природой, чтобы его восхищала красота леса, степи, утра, заката солнца» [12, с. 73]. Такое воспитание детей по мнению С.Ф. Русовой даёт такие результаты:

- остроту эмоциональных реакций и правдивость эмоционального суждения;

- различие оттенков художественных произведений;

- внимание к эстетическим впечатлениям.

Проблемы роли учителя во время музыкальной деятельности детей рассматривает А.М. Щербо и справедливо отмечает: «Учитель должен так организовать музыкальное воспитание, чтобы в учеников возникали вопросы и желание ещё и ещё раз слушать музыку, наслаждаться её красотой... Чувства, возбуждённые во время слушания произведения, потребность в музыке - это показатели и главные критерии успеха. И надо, чтобы наши воспи-

танники не оставались равнодушными к злу и бесчеловечности, чтобы они не были эгоистами. Нужно учить детей не только радоваться жизни, но и бороться за эту радость. Следовательно, надо развивать в них способность понять и оценить трагическое, уродливое, комическое, то есть вызывать к жизни всю гамму человеческих чувств» [16, с. 226-228].

Из вышеизложенного материала следует, чем ближе воспитанники сельских учебно-воспитательных комплексов знакомятся с достижениями национальной духовной и материальной культуры, с историей и искусством своего народа, тем глубже становятся патриотические чувства и убеждения, осознание своей значимости в развитии украинского общества, в сохранении его достижений. Народные патриотические и национальные ценности -это основа построения, существования и развития любого общества, ведь элементарное существование народа и человека невозможно вне национального начала, потому что каждый человек познаёт мир через свой народ. Именно поэтому искусство мы рассматриваем как одну из основ народной культуры, что является фундаментом для воспитания патриотизма. Педагоги учебно-воспитательных комплексов, прежде всего, призваны раскрыть воспитанникам глубинный смысл понятия «патриотизм», его роль в формировании украинской нации через призму непревзойдённой ценности художественных произведений, их значение в жизни каждого человека. Выбранное направление работы поможет вырастить достойных потомков, которые в совершенстве владеют языком своего народа, используют исторический опыт своих предков, берегут природу родного края, любят свою землю, уважают мать и отца.

Воспитательный процесс в учебно-воспитательном комплексе - это сложная структура методов и форм работы с детьми, которая подчинена определённым принципам воспитания (культуросообразности, системности, непрерывности и преемственности, демократизации, гуманизации, гармонизации, семейного и общественного воспитания). Поэтому каждое «Дошкольное учебное заведение - общеобразовательное учебное заведение» проводит работу по патриотическому воспитанию с учётом своей специфики.

Один из первых организаторов и исследователей учебно-воспитательного комплекса «Дошкольное учебное заведение - общеобразовательное учебное заведение» в Украине В.Г. Кузь в своём труде «Педагогические основы воспитательного процесса в комплексе» определил основные концептуальные положения учебно-воспитательной работы:

- современное гуманное, демократическое общество нуждается в высокообразованных, здоровых, готовых к труду во имя себя, народа, государства, людей;

- объективной основой формирования личности является семейное воспитание, правила, традиции, которые действуют в семье, в селе (микросреде), и социальное бытиё, образ жизни общества макросреде);

- разновозрастные отношения, которые дают возможность воспитанникам находиться как в позиции объектов, так и субъектов воспитательного процесса;

- в организации педагогического процесса в комплексе «Школа -детский сад» учитываются особенности сельской школы: малоком-плектность, контактность и особенности сельской среды - открытый образ жизни, органическое единство с природой, более гуманные (чем в городе) отношения между всеми жителями села;

- комплекс становится организатором воспитательной среды всех жителей села;

- сельский комплекс «Школа - детский сад» является начальным подразделением создаваемой в стране системы непрерывного образования и воспитания;

- дальнейшее расширение особенностей и функций комплекса «Школа - детский сад» путём создания нового учреждения в этом направлении - «Детский сад - школа - семья» [7, с. 23-25].

Учитывая специфику патриотического воспитания учащихся УВК, замечаем, что искусство по В.А. Сухомлинскому способно формировать духовный мир воспитанников, развивать художественные потребности, влиять на мировосприятие и чувства детей. Главная задача школы - научить ребёнка жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты [14, с. 544].

Следовательно, главная задача педагогов сельских учебно-воспитательных комплексов - открыть для каждого ребёнка мир прекрасного, научить его жить в нём, создать условия для возникновения потребности выразить свои чувства и эмоции средствами искусства в единстве с сознанием, превращать общечеловеческие и национальные духовные ценности в глубокие убеждения. Эти ценности становятся духовно-нравственными качествами личности и определяют её поведение в соответствии с общечеловеческими идеалами. Подчёркивая роль искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения, учёный отмечал: «Музыка - это язык чувств. Музыка и пение в школах - не только учебный предмет, но и мощное средство воспитания, которое должно предоставить эмоциональную и эстетическую окраску всей духовной жизни человека» [14, с. 553]. Музыка является важным фактором воспитательного влияния, стремления к самовоспитанию, удовлетворения духовных потребностей ребёнка, ведь «если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступень культуры, которой нельзя достичь никакими иными средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство» [14, с. 63].

Большое значение имеют мнения и убеждения В.А. Сухомлинского относительно воздействия произведений изобразительного искусства на воспитание гражданина-патриота, потому что «Искусство - огромная сила,

способна пробуждать чувства гордости за человека. Надо, чтобы это чувство пробуждалось и крепло в связи с патриотическими идеями, суть которых раскрывается в художественных образах» [14, с. 561].

На влияние коллективного творчества, на развитие и воспитание учащихся обращает внимание Б.М. Неменский в своём труде «Мудрость красоты». Именно благодаря таким творческим делам, в которых сочетается игра, труд, обучение и творчество незаметно для ребёнка формируется чувство сообщества через осознание им таких чувств как понимание, сочувствие, радость от сделанного вместе дела [9, с. 105-109].

Созвучно с предшествующим мнение исследователя В.И. Петрушина: «Надежда нашего общества - на тех, кто сегодня ходит в детский сад и поступает в школу. У них нужно развивать чувство сопереживания и сочувствия к окружающему миру, ответственности за отношение к своей стране и своему народу, у них нужно воспитывать бережное отношение ко всему живому вообще и к другому человеку в частности. И сделать это могут только те, кто преподаёт искусство, - учителя музыки и хореографии, изобразительного искусства и театра, литературы и истории» [11, с. 495].

На современном этапе создания государства педагогические идеи и взгляды учёных на патриотическое воспитание средствами искусства приобретают особенную актуальность, поскольку искусство способствует решению таких педагогических проблем как воспитание у подрастающего поколения любви к Родине, формирование гражданского долга на основе общечеловеческих духовных ценностей, утверждение качеств гражданина-патриота Украины как мировоззренческого фактора развития культурного и творческого потенциала своего народа, противодействие различным негативным воздействиям, которые направлены на искажённое восприятие национальных ценностей, языка, истории, культуры своего народа. Перспективы дальнейших исследований, по нашему мнению, связаны с совершенствованием новейших педагогических технологий, методологии влияния на личность, создание программ и концепций патриотического воспитания подрастающего поколения.

Список литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. -Изд. 3-е. - М.: «Советская Энциклопедия», 1975. - 646 с.

2. Энциклопедия образования / Акад. пед. наук Украины, главный ред. В.Г. Кремень. - К.: Юринком интер, 2008. - 1040 с.

3. Концепция художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях Украины / под ред. Л. Масол // Школьный мир. - 2002. - № 9. - С. 1-5.

4. Кудин В.А. Эстетика. - Изд-во Киевского университета, Героев революции, 1967. - 330 с.

5. Левчук Л.Т., Онищенко О.И. Основы эстетики. Учебное пособ. - К.: Высшая шк., 2000. - 271 с.: ил.

6. Масол Л.Н. Методика обучения искусства в начальной школе. Пособие для учителей / Л.М. Масол, О.В. Гайдамака, Е.В. Белкина, О.В. Калини-ченко, И.В. Руденко. - Х.: Веста. Изд-во «Ранок», 2006. - 256 с.

7. Научно-практические основы организации образовательного пространства в УВК «Школа - дошкольное учебное заведение» / Гл. ред. В.Г. Кузь. -К.: Миллениум, 2005. - 148 с.

8. Национальная доктрина образования Украины в ХХ1 веке. - К.: Школьный мир, 2001. - 16 с.

9. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы / Б.М. Неменский, под ред. А.В. Петровского // Новое педагогическое мышление. - М.: Просвещение, 1989, - 132 с.

10. Падалка Г.М. Педагогика искусства (Теория и методика преподавания художественных дисциплин). - К.: Образование Украины, 2010. - 274 с.

11. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, Гаудемус, 2006. - 490 с.

12. Русова С.Избранные педагогические сочинения. В 2 кн. - Кн. 1 / под ред. Е.И Коваленко; сост., прим.Е.И. Коваленко, И.М. Пинчук. - К.: Лыбидь, 1997. - 272 с.

13. Русова С. Избранные педагогические сочинения. В 2 кн. - Кн. 2 / под редакцией Е.И. Коваленко; сост., прим.Е.И. Коваленко, И.М. Пинчук. -К.: Лыбидь, 1997. - 320 с.

14. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. / В.А. Сухо-млинский. - К.: Советская школа, 1977. - Т. 3: Рождение гражданина. - 669 с.

15. Шевченко Т.Г. Об искусстве. - К.: Искусство, 1971. - 336 с.

16. Щербо А.Б. Эстетическое воспитание учащихся в начальных классах / А.Б. Щербо, Д.М. Джола. - К.: Сов. Школа, 1969. - 234 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

© Муравецкая Н.В.*

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида, г. Белгород

В данной статье поднимается вопрос о трудностях, возникающие у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при выборе будущей профессии. Предлагается система психолого-педагогических

* Учитель технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.