Научная статья на тему 'Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов'

Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1718
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / СССР / SOVIET UNION / ИСКУССТВО / ARTS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / РОДИНА / MOTHERLAND / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулькин Евгений Сергеевич

В статье рассматривается опыт СССР, в использовании искусства, как важном инструменте воспитания патриотизма среди молодежи, его ценности и актуальности для сегодняшних дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art as atoll of the patriotic education of youth: the experience of the Soviet Union60-70s

The article examines the experience of the Soviet Union, to use art as an important tool of education of patriotism among young people, its value and relevance to the present day

Текст научной работы на тему «Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов»

Е.С. КУЛЬКИН аспирант Северо-Кавказского института РАНХиГС при Президенте РФ*

Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов

Современная система воспитания молодого поколения все чаще подвергается критике по причине своей малой эффективности. Речь не идет о патриотическом воспитании как таковом: скорее всего, нужно посмотреть еще шире, причем не только на воспитательную, но и образовательную систему, на их базовые основы, традиции и обычаи. Ведь для того, чтобы воспитать патриота, нужно как минимум воспитать человека образованного и грамотного, и, как принято сегодня говорить, в «духе современных демократических ценностей». А для этого, важным является именно то, что будет заложено в качестве «фундамента» для роста и становления человека как личности, гражданина и патриота своей страны.

Рассматривая воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса, следует сказать, что в нем могут использоваться различные инструменты и методы. Однако, очень важную роль играет искусство, как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». На наш взгляд, искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности.

* Кулькин Евгений Сергеевич, e-mail: in_house@mail.ru

В поисках эффективных методов воспитания патриотизма с помощью искусства, целесообразно обратится к ценнейшему опыту послевоенного Советского Союза, который с этой задачей справлялся вполне успешно. Как следует из материалов XXIV съезда КПСС, «военно-патриотическое воспитание - это процесс формирования у советских людей, особенно у молодежи, идейной убежденности, преданности делу коммунизма, беззаветной любви к своей Социалистической Родине, ненависти к ее врагам, постоянной готовности к ее защите»1. Особенностью этой эпохи является весьма жесткая идеологическая составляющая и постоянное обращение к теме Великой Отечественной Войны, которая стала одним из главных предметов в искусстве СССР послевоенных лет. Война, несомненно, является важным источником для воспитания патриотических чувств, но с другой стороны, такой патриотизм предполагает и воспитание чувства ответственности, гордости, чувства сопереживания и сочувствия гражданам одной большой страны. Такой яркий спектр, возможно пробудить, лишь затрагивая и воздействуя на внутренний мир человека. Поэтому с этой задачей в советском государстве, успешно справлялось искусство во многих его проявлениях: литература, изобразительное искусство, музыка, кино и театральное творчество.

Советский писатель, поэт и драматург С.В. Михалков писал, что «...хорошая книга на фронте - источник боевого вдохновения, и мы, литераторы, горды тем, что во всех войнах какие выпали на долю Советского государства,

писатели внесли немалую лепту в духовное вооружение

2

нашей армии, нашего народа» .

В своем труде «К штыку приравняли перо...» Маршал и Герой Советского Союза И.Х. Баграмян писал: «.Искусство и война... Кисть и снаряд огромной убойной силы... Казалось, нет более противоположных, по своему значению слов...», однако, «.бодрость духа нужна во всем: и в труде, и в занятиях наукой, и в искусстве. А особенно бодрость духа, вера и непреклонность воли нужны и во время войны... И с этой точки зрения, советское искусство во всех своих

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 84.

2 Михалков С.В. Мы числимся в полку // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя / Под ред. д.ф.н., А.И.Бурова и др. М., 1975, с.53.

проявлениях во многом помогло нам в достижении столь грандиозной победы»1. Эти строки отчетливо говорят нам о важности искусства в воспитании патриотизма, причем особенностью является не сам процесс этого воспитания, а конечный результат такого воздействия - готовность гражданина-патриота встать на защиту своей Родины.

В этой же работе, И.Х. Баграмян совершенно правильно отмечает, что «...многие страницы нашей истории незабываемы... Глаз кинокамеры, кисть и резец художника, страстное слово публициста, вдохновенный голос певца, произведение композитора создали величественную картину нашей Победы»2.

Изобразительное искусство, наряду с другими видами искусств, занимает свое особое место, обусловленное спецификой данного вида искусства. Зрительно воспринимаемые образы живописи, графики, скульптуры наиболее четко фиксируются в зрительной памяти человека, способствуют формированию чувства прекрасного и правильного отношения к миру, активно формируют сознание, особенно в юном возрасте. Изобразительное искусство содержит богатый фактический материал для бесед на патриотические темы, поскольку почти все значительные события в истории нашей страны, нашли отражение в изобразительном искус-стве3. Ярчайшим примером проявления изобразительного искусства для темы воспитания патриотизма, служит композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» (1959-1967 гг.), на Мамаевом кургане в г. Волгограде, авторами которых являются выдающиеся советские скульпторы и архитекторы Е.В. Вучетич и Н.В. Никитин. Другими, не менее важными видами изобразительного искусства в воспитании патриотизма являются живопись и графика («Оборона Севастополя», А. Дейнека (1942), «Победа, Рейхстаг взят!», автор П. Кривоногов (1948)), плакаты («Родина - Мать зовет!», автор И. Таидзе (1941), «Отомсти!», автор Д. Шмаринов (1942), «Воин Красной Армии, спаси!», автор В. Корецкий, (1942)) и

1 Баграмян И.Х. К штыку приравняли перо // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 9.

2 Там же, с. 11.

3 Боголюбов Н.С. Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства. // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 259-261.

карикатуры (известный коллектив авторов под псевдонимом «Кукрыниксы»).

Изобразительное преследует две основные цели: 1) пробудить у молодого поколения патриотические чувства, сознание совей причастности к судьбе Родины, своего народа и готовности активно защищать ее; 2) достижение того, чтобы произведение как можно прочнее запечатлелось в памяти учащихся1. Изобразительное искусство военных лет по сей день играет большую роль в деле патриотического воспитания. Их силу воздействия трудно переоценить. Молодое поколение, с помощью художественных произведений, должно самостоятельно разбираться и полноценно воспринимать сущность иллюстраций, чтобы понимать всю тяжесть Великой Отечественной войны, а также ценность мирного времени2.

Говоря о музыкальном искусстве, следует отметить то, что в любом музыкальном произведении в лаконичной форме может выражаться общие для миллионов людей мысли идеи и чувства. Воплощая эти идеи и мысли в музыке и тексте, песня заставляет нас слиться с героем, пережить его горе или разделить радость. Поэтому знакомство молодого поколения с хорошей песней равносильно знакомству с хорошим человеком, истинным патриотом, для которого благо народа и Родины - основная цель жизни3. В массовости, в слиянии достижений народного и профессионального искусства, в сплаве идейности и мастерства, глубины

4

и простоты - сила лучших советских песен .

Ярчайшими примерами музыкального искусства времен Великой Отечественной войны, ставшими поистине настоящими символами, являются «Седьмая (Ленинградская) симфония» Д. Шостаковича, «Священная война», А. Александрова и В. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» и «Катюша» М. Исаковского и М. Блантера, «Жди меня» К.

1 Боголюбов Н.С. Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства, с. 257

2 Там же, с. 260.

3 Алиев Ю.Б. Советская массовая песня в военно-патриотическом воспитании учащихся // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 194-195.

4 Там же, с. 195.

Симонова и М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петерс-бурского и Я. Галицкого, и многие другие1.

Послевоенные годы характеризуются появлением большого количества лирических песен о Родине, о Советской Армии. Достаточно яркими примерами можно считать произведения В. Соловьева-Седого («Где же вы теперь, друзья-однополчане», «В путь», «Солдат, - всегда солдат»), М. Фрадкина («Вернулся я на Родину»), А. Новикова («Дороги»), А. Пахмутовой («Мы учим летать самолеты»)2. Без преувеличения можно сказать, что в советской массовой песне отражается вся история Советского государства.

Театральное искусство и кинематограф, как искусство «синтетическое»3, воздействует на формирование человека - гражданина, человека - патриота, всей своей эмоциональной сферой. Герои литературы, музыкальных и изобразительных произведений требуют творческого воображения, домысливания, так сказать оснащения той или иной средой, той обстановкой, в которой они действуют, в то время как спектакль или кино, предлагают обстановку жизненно достоверную или исторически условную, но всегда художественно конкретную4.

Сам просмотр такого произведения, делает зрителя свидетелем того быта, той среды, которая питает героя, в которой он действует. Однако стоит отметить, что, несмотря на всю важность и актуальность литературного жанра, при экранизации и хорошей игре актеров, а также при хорошей постановке спектакля, эффект от просмотра обычно оказывается больше, чем, к примеру, от простого прочтения этого же произведения. Это объясняется тем, что в театре и кинематографе есть нечто живое: в кино это может быть насыщенность и погруженность в обстановку происхо-

1 Музыка времён Великой Отечественной Войны // Сайт о Великой отечественной войне 1941-1945 гг. 11Р1_: http://otvoyna.ru/pesni.htm (дата обращения 1.11.2013 год)

2 Алиев Ю.Б. Советская массовая песня в военно-патриотическом воспитании учащихся // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 196.

3 Подразумевается синтез, всех видов искусств.

4 Андрушкевич В.Г., Хромушкин В.И. Спектакль как средство воспитания военно-патриотических чувств школьника // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 224.

дящего на экране, в спектакле - это живое взаимодействие

1

сцены и зрительного зала, актера и зрителя.

Яркими примерами патриотических фильмов могут выступать «Живые и мертвые» (1964) А. Столпера, «А зори здесь тихие.» (1972) С. Ростоцкого, «Летят журавли» (1957) М. Калатозова, «Баллада о солдате» (1959) Г. Чухрая, «Судьба человека» (1959) и «Они сражались за Родину» (1976) С. Бондарчука, а также многие другие. Если говорить о театральном искусстве, то это - «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Шторм» А. Завадского и также многие другие.

Спектакль или просмотр фильма на военно-патриотическую тему в силу специфики выразительных средств этого вида искусства, передает эмоциональный накал, характерный для изображаемой эпохи революционной борьбы, военных будней, дает возможность зрителю почувствовать себя соучастником исторических событий. Следовательно, важной особенностью является то, что переживаемые эмоции могут стать мотивом для подражания героям. В этом плане театрально искусство и «современный кинематограф, это есть своего рода университет жизни для миллионов советских людей. один из наиболее эффективных и тонких

2

идеологических инструментов в руках нашей партии» .

Сравнивая опыт Советского Союза с эпохой современной, можно сделать вывод о том, что современная модель патриотического воспитания, не в полной мере задействует ресурсы и возможности накопленного творческого потенциала. И дело тут даже не в том, что в рамках этой современной модели, мы не создаем нужного творческого ма-териала3 для патриотического воспитания молодежи. Речь идет о рациональном использовании и ретрансляции богатейшего накопленного опыта СССР, с учетом современной ситуации. На наш взгляд, не нужно подробно останавливаться на описании современной музыкальной индустрии, кинематографе, изобразительном искусстве и литературе. В рамках этих направлений пока есть немногочисленные

1 Андрушкевич В.Г., Хромушкин В.И., с. 225.

2 Газета «Правда». 1974, 14 февраля.

3 Подразумевается «искусство», во всех его проявлениях - кинематограф, изобразительное искусство, музыка, литература и др.

примеры, отвечающие, на наш взгляд, современной модели

i

патриотического воспитания .

Значение и роль искусства в патриотическом воспитании молодежи очень трудно переоценить. Это несложный, и в то же время ценный инструмент, который необходимо правильно использовать, учитывая современные тенденции развития общества.

Кулькин Е.С. Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60-70-х годов. В статье рассматривается опыт СССР, в использовании искусства, как важном инструменте воспитания патриотизма среди молодежи, его ценности и актуальности для сегодняшних дней.

Ключевые слова: патриотизм, СССР, искусство, воспитание, Родина, молодежь.

Kulkin E.S. Art as atoll of the patriotic education of youth: the experience of the Soviet Union60-70s. The article examines the experience of the Soviet Union, to use art as an important tool of education of patriotism among young people, its value and relevance to the present day.

Key words: Patriotism, the Soviet Union, the arts, education, motherland, youth.

1 Особого внимания заслуживают фильмы «Легенда 17» (2013) Н. Лебедева, а также «Брестская крепость» (2010) А. Котта, как фильмы, претендующие на массового зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.