Научная статья на тему 'Искусство как фактор социализации студенческой молодежи'

Искусство как фактор социализации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3260
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА / ARTS AND CULTURE / SOCIALIZATION / PERSONALITY / SPIRITUAL VALUES / SOCIALIZING POTENTIAL OF ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пермякова Наиля Рамазановна

В статье представлены результаты анализа сочинений-эссе студентов на тему «Искусство как фактор моей социализации», обобщены представления о роли искусства в обществе и их собственной жизни, его функциях как фактора социализации, позитивных и негативных аспектах этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art as a factor of socialization of students

The article presents the results of the analysis of student’s essays on the theme «Art as a factor of my socialization», summarizes the views about the role of art in society and their own lives, it functions as a factor of socialization, positive and negative aspects of this process.

Текст научной работы на тему «Искусство как фактор социализации студенческой молодежи»

УДК 7.067:316.614-053.6

Т. В. Пермякова

Искусство как фактор социализации студенческой молодежи

В статье представлены результаты анализа сочинений-эссе студентов на тему «Искусство как фактор моей социализации», обобщены представления о роли искусства в обществе и их собственной жизни, его функциях как фактора социализации, позитивных и негативных аспектах этого процесса.

Ключевые слова: культура, искусство, социализация, личность, духовные ценности, социализационный потенциал искусства

Tatiana V. Permyakova Art as a factor of socialization of students

The article presents the results of the analysis of student's essays on the theme «Art as a factor of my socialization», summarizes the views about the role of art in society and their own lives, it functions as a factor of socialization, positive and negative aspects of this process.

Keywords: arts and culture, socialization, personality, spiritual values, socializing potential of art

Несмотря на кризисные явления, характеризующие современное состояние российской культуры, искусство продолжает занимать в ней значимые позиции, в том числе и как важный фактор социализации молодежи. На этот аспект сегодня мало обращается внимания, но от того, что читает, слушает, смотрит современная молодежь, в каких формах и в какой степени она включена в процесс взаимодействия с искусством во многом зависит будущее духовное состояние общества.

В этой связи в рамках учебной дисциплины «Социология духовной жизни» сту-дентам-пятикурсникам было предложено написать сочинение-эссе на тему «Искусство как фактор моей социализации». Цель такого задания - не столько описание и пересказ того, какими видами искусства они занимались и продолжают заниматься, сколько стремление побудить студентов к научной рефлексии по проблеме роли искусства в целом, подтолкнуть их к размышлению и формулированию собственных представлений по данной проблеме. Последний момент особенно важен, поскольку, как пишут сами студенты, многие из них никогда не задумывались над этим вопросом, и только учебное задание заставило их обратиться к нему и осознать в полной мере, какое влияние на их дальнейшую жизнь оказали занятия тем или иным видом искусства. Более того, при чтении сочинений отчетливо чувствуется, что обращение к собственному опыту, его анализ и воспоминания доставляют студентам удовольствие, что говорит о важности опыта общения и искусством, каким бы он ни был.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

227

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Следует отметить, что несмотря на учебный характер работы и наличие многочисленных штампов и клише, в сочинениях студентов обнаруживаются достаточно интересные и небанальные мысли и идеи, которые характеризуют способность будущих социологов к рефлексии и анализу сложных социальных проблем, в т. ч. и в сфере культуры.

В большинстве случаев студенты очень высоко оценивают значимость искусства как фактора социализации: одни выделяют его в качестве одного из главных наряду с семьей, другие считают его самым важным. Анализ студенческих эссе позволяет сделать однозначный вывод о значительном влиянии искусства на последующую жизнь:

Тогда (в детстве) я не понимала, какой след в моей душе и в формировании меня как личности, оставит данный вид искусства;

Мне безумно хотелось самой скорее прикоснуться к этому необъятному миру искусства... именно поэтому я рано научилась читать1.

Из всех видов искусств наибольшим социализационным потенциалом обладает литература. В качестве знаковых имен студенты называют прежде всего отечественных классиков - Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя:

Чтение его [Гоголя] произведений заставило меня задуматься и проанализировать поведение не только людей вокруг, но и мое собственное.

Первые представления и добре и зле, хорошем и плохом, студенты, как и все дети, получили из сказок и детской литературы. Сказки являются важным фактором формирования нравственного сознания:

Я размышляла пока еще своим детским умом о героях сказок, а потом, со временем, у меня постепенно начало формироваться представление о добре и зле, и я могла уже отличить, что хорошо, а что плохо.

В целом, роль литературы как важного фактора социализации подчеркивалась практически в каждом сочинении:

Книга стала для меня верным другом, который может посоветовать, поддержать, развлечь, дать те эмоции и настроения, которые необходимы в конкретный момент времени. Один из самых больших плюсов литературы для меня в том, что она научила меня чувствовать, сопереживать, развивать собственный эмоциональный мир. А еще научила думать, что немаловажно.

228

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Приведенные высказывания свидетельствуют о непреходящей ценности литературы в воспитании детей и молодежи. Следует обратить внимание на то, что говоря о роли литературы, студенты подчеркивают прежде всего значение классики, современные авторы и произведения в качестве «воспитателей» практически не называются. Это может говорить, во-первых, о наличии стереотипа, что воспитывать может только классика, во-вторых, о преобладании в круге студенческого чтения современных текстов не самого высокого художественного уровня и слабом знакомстве с лучшими образцами современной отечественной и зарубежной литературы. Но так или иначе литература по-прежнему остается на ведущих позициях в процессе воспитания молодежи и студенты это хорошо понимают:

Развитие человека в духовном и умственном плане должно быть непрерывным, поэтому необходимо продолжать читать, искать время для общения с книгой, чтобы развиваться дальше. Ведь не зря существует выражение: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Второе место в иерархии социализирующих видов искусств поделили музыка и кино. Особенно следует подчеркнуть роль занятий в музыкальной школе и знакомство с классической музыкой. Классическая музыка сформировала любовь «ко всему концептуальному, где нужно много думать, заглядывать в глубину вещей, чтобы понять смысл. Появилась нелюбовь к массовому искусству. К общепринятым современным книгам, фильмам, музыке». Далее следуют живопись, театр и хореография (танец). Занятия танцами сегодня очень популярны среди молодежи, особенно девушек: танец - жизни важным каналом, обеспечивающим связь человека с обществом, выступает искусство:

...это не просто механические движения под музыку, это доведенные до совершенства пластика, грация, яркие эмоции. Сегодня искусство танца как никогда близко к драматическому искусству. Танец - это маленькая жизнь, которую проживает не только танцор, но и его зрители.

Получившаяся иерархия видов искусств вполне закономерна, она свидетельствует о доступности и возможности соприкосновения студентов с различными видами искусства.

Размышление о роли искусства неизбежно натолкнуло студентов на вопрос о функциях искусства. Реализуя те или иные функции, искусство удовлетворяет определенные потребности человека, прежде всего потребности в самореализации и самоутверждении через творческую деятельность. Круг функций искусства, представленный в студенческих эссе, оказался достаточно широким.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

229

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Одна из важнейших функций искусства - мировоззренческая: жизни важным каналом, обеспечивающим связь человека с обществом, выступает искусство:

Чтение книг способствовало формированию моего мировоззрения. Книги питают разум, заставляют задуматься над теми или иными проблемами, вдохновляют.

В книгах я могу познать другие миры, реальные и выдуманные, людей с разными характерами. Книги все также дают ответы на многие вопросы человеческого существования;

То, что мне дали там [в детском кукольном театре] является частью моего мировоззрения.

Таким образом, занятия различными видами искусства способствуют выработке представлений о мире, месте и роли человека в нем.

Не менее важной является социализационная функция. Вхождение в общество и освоение его норм, ценностей, образцов поведения у каждого человека происходит по-своему. На определенном этапе жизни важным каналом, обеспечивающим связь человека с обществом, выступает искусство:

Для личности, индивида искусство является этаким мостиком в общество;

Сцена стала главным моим учителем и определяющим фактором моей социализации. Благодаря ей я приобрела большой опыт в познании жизни через сцену... Благодаря актерской деятельности я научилась совершенно по-иному смотреть на жизнь и на мир. У меня сформировались иные жизненные ценности, я иначе расставляю жизненные приоритеты;

Все, что заложено в произведениях литературы и кино способствует формированию моего социального опыта, воспитывает во мне социально-значимые качества.

Анализируя социализирующее воздействие искусства, студенты достаточно отчетливо понимают двусторонность этого процесса, необходимость активного участия самого человека в этом взаимодействии:

Воздействие искусства носит двунаправленный, лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях.

Не просто потребление, а непосредственное участие и включенность в творческую деятельность («совершать искусство самому») дает человеку чувство глубокого удовлетворения и понимание того огромного влияния, которое оказывает искусство.

230

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Занятия искусством, как и любым другим делом, требуют максимальной концентрации воли, самодисциплины, умения организовать свое время и деятельность. Эти аспекты, связанные с воспитательной ролью искусства, являются важными и неоднократно подчеркивались студентами, при этом воспитательный потенциал, по их мнению, заключен практически во всех видах искусства:

Танцы занимали большое количество моего свободного времени, что положительно сказалось на становлении моей личности, потому что в это время мои сверстники гуляли во дворе, предоставленные сами себе.... Занятия танцами развивают дисциплину и организованность, а также особое отношение к специальной одежде.

Работа с куклами в кукольном театре развивает внимание и ответственность:

Нам приходилось работать над собой. Помимо этого нас учили быть воспитанными, дружелюбными, уважать других.

Социализирующее и воспитательное воздействие искусства заключено и в его самодеятельных формах (чтение, прослушивание музыки), но в большей степени в институциональных формах, т. е. в условиях системных занятий в кружках, студиях, художественных и музыкальных школах. Занятия в двух школах (общеобразовательной и художественной)

.требуют рационального подхода к планированию собственного времени, чтобы успеть сделать многое. Уметь жить в режиме многозадачности;

Музыкальное образование способствовало нравственно-эстетическому развитию моей личности, подготовило меня к активной школьной и общественной жизни.

Приобретенные в детстве и подростковом возрасте навыки самоорганизации и самодисциплины очень пригодились в дальнейшей, еще более интенсивной и разнообразной студенческой жизни. Как следует из студенческих сочинений, взаимодействие с искусством в институциональных формах в большей степени поддается осмыслению и оценивается с позиции сегодняшнего дня как важный и позитивный этап жизни.

Анализируя влияние искусства, студенты обращают внимание на человекотворческую функцию искусства, дающую возможность реализовать свои сущностные силы и свой творческий потенциал:

Искусство помогает человеку найти себя;

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

231

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Танец - «это один из моих любимых способов самовыражения, мой способ общения с миром, способ познания себя.

В условиях современной стандартизированной жизни, когда многие стороны подвержены достаточно сильному внешнему воздействию и регуляции, искусство является важной нишей для свободы творчества и самореализации.

Динамизм и интенсивность современной жизни усиливают значимость компенсаторной функции искусства, посредством которой удовлетворяется потребность в снятии негативной физический и психической энергии, восстановлении эмоционально-психологического комфорта:

Главное [в танце] - выразить свои чувства, избавиться от негативных эмоций и зарядиться позитивными;

В определенные моменты она [музыка] помогает уходить от реальности, которая надоедает. Классика помогает расслабиться, тяжелая музыка - подумать, а просто веселые мотивы - поднять настроение.

С компенсаторной тесно связана гедонистическая функция искусства, позволяющая получать удовольствие как от занятий, так и от восприятия искусства:

А мы играючи получали удовольствие от игры.

Социологический взгляд на искусство будущих социологов наиболее отчетливо выражен в характеристике социальной функции искусства, при осмыслении которой они пытаются вписать искусство в общий социальный и культурный контекст:

Искусство как зеркало отражает уровень развития общества, социально значимые проблемы, процессы, происходящие в социуме, нормы и образцы поведения, присущие конкретному обществу;

Пока я слушаю музыку, я понимаю общество, в котором живу и немного соприкасаюсь с тем временем, когда написана та или иная композиция;

Музыка дает мне возможность понять определенные социальные группы, слушая музыку, которую они предпочитают, я могу окунуться в их мир, понять их настроение и жизненные приоритеты, что, безусловно, развивает мое мировоззрение.

Искусство, выступая специфической формой отражения социальной реальности, дает возможность познания и понимания этой реальности, являясь и в этом аспекте важным социализирующим фактором.

232

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Пожалуй, наиболее отчетливо социальная роль искусства проявляется в коммуникативной функции:

Если человек узнает, что другому индивиду нравятся те же исполнители или те же песни, то у них сразу появляется желание общаться;

Благодаря этому [общим музыкальным предпочтениям] я нашла много друзей, с которыми мне по-настоящему интересно, с которыми я могу развиваться.

Общение для молодежи всегда было и остается важной формой проведения свободного времени, и искусство в содержании досуга не теряет своего значения и сегодня. Общность художественных интересов и предпочтений как ничто другое сближает людей, дает возможность идентифицировать себя с определенной группой, что крайне важно в молодом возрасте. Современные интернет-коммуникации раздвигают до безграничности возможности общения, в том числе и посредством искусства.

Наконец, искусство не может не обладать эстетической функцией:

Искусство формирует любовь к прекрасному;

Без нее [литературы] моя жизнь была бы скучной, однообразной, бессмысленной. Книги вносят в мою жизнь нотки прекрасного.

К сожалению, повседневная жизнь в современном российском обществе дает мало возможностей общения с подлинной красотой, более того, потребность в красоте сегодня явно не является приоритетной, тем не менее, эта существенная функция искусства не обойдена студентами стороной.

Касаясь проблем, мешающих нормальной социализации посредством искусства, студенты акцентируют внимание на снижении интереса к чтению:

...отсутствие чтения приводит к негативным последствиям: труднее излагать свои мысли, труднее писать письма, эссе, сочинения.

подчеркивают неравнозначность замены «живых» книг электронными. Следует отметить, что проблема не только в снижении потребности в чтении, но и в качестве того, что читает сегодня молодежь. Практика показывает, что современная серьезная литература (как отечественная, так и зарубежная) остается вне поля зрения студентов.

Особым объектом критики студентов является телевидение («зомбоящик»), особенно в период их детства и отрочества:

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

233

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Фильмы, которые транслировались по государственным каналам (а у меня их было только 3), довольно сложно отнести к искусству;

В свои 5 лет я... знала все о четырех семействах, проживающих в калифорнийском городке Санта Барбара;

Фильмы ужасов показывали днем, когда дети только приходили из школы и естественно, первым делом включали телевизор и смотрели подобные вещи, и я так же, как и большинство детей верила происходящему на экране.

Студенческая молодежь - это лишь часть российской молодежи, и далеко не все даже из ее числа способны к рефлексии и критическому осмыслению собственной жизни и окружающих социальных явлений и процессов. Для значительной части молодежи «телевизионный беспредел» 90-х годов так и остался значимым «воспитателем» и сформировал соответствующий художественный вкус и художественные потребности:

Именно поэтому нашему поколению так не хватало «светлых» ориентиров и духовности, потому что каналы доступа к искусству были для нас почти закрыты.

Таким образом, в сочинениях студентов отчетливо просматривается мысль о недоступности отдельных видов искусства. Проблема доступности/не доступности рассматривается студентами в двух аспектах - поселенческом и материальном. Литература и кино не только самые популярные, но и самые доступные виды искусства, особенно в малых городах и сельской местности, где нет театров и музеев. К сожалению, поступив в вуз в крупном городе, студенты не очень стремятся восполнить культурные пробелы:

Живя в маленьком провинциальном городе, я ни разу не была на опере и балете, даже сейчас, проживая в Екатеринбурге, я не заполнила этот пробел. Но желание это сделать есть.

Особый акцент сделан на материальном факторе доступности искусства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.доступность некоторых видов искусства в настоящее время стала особенно зависеть от материального благосостояния человека.

Здесь следует отметить двойственность, противоречивость данной ситуации. С одной стороны, действительно, стоимость билетов на серьезные, престижные концерты достаточно велика и часто бывает не по карману не только студентам, но и другим категориям населения. С другой стороны, существуют бюджетные концерты в филармонии, в частности в Екатеринбурге, есть возможность приобрести

234 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

очень недорогие (100-200 руб.) билеты в театр оперы и балета, театр музыкальной комедии и другие екатеринбургские театры. Стоимость билетов в музеи и на выставки также, как правило, невелика и часто предполагает скидки для студентов. Следовательно, дело не столько в высокой стоимости современного искусства, но, видимо, в отсутствии сформированной потребности в нем. Потребность может быть сформирована при наличии соответствующего предложения, однако малый или даже средний провинциальный город достаточного количества предложений в сфере культуры предложить не может. Отсюда другая серьезная проблема: попадая в крупный город, студент-провинциал часто теряется в обилии предложений в сфере культуры и попадает под влияние наиболее популярных, массовых и далеко не всегда качественных ее продуктов. Студенты активно посещают кино, ночные клубы, другие развлекательные учреждения. Высокое искусство в этой ситуации часто остается невостребованным молодежью.

Подводя итог, отметим, что несмотря на шаблонность и в ряде случаев излишнюю эмоциональность суждений, в сочинениях студентов со всей очевидностью выражена уверенность в значимости искусства, его особой роли в их личностном формировании и развитии.

Примечания

1 Цитаты приводятся из сочинений с сохранением стиля изложения. Всего было проанализировано 22 эссе.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.