Научная статья на тему 'Искусство и техническое творчество глазами молодых ученых: анализ результатов исследования'

Искусство и техническое творчество глазами молодых ученых: анализ результатов исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ И РЕСУРСЫ ИСКУССТВА И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / INNOVATION / CAPACITY AND RESOURCES OF ART AND ENGINEERING WORK / MECHANISMS OF DEVELOPMENT AS A CREATIVE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна

Вовлечение молодёжи в инновационную деятельность требует разработки соответствующего педагогического обеспечения, ориентированного на актуализацию личностных и институциональных ресурсов творчества. В современных условиях стираются грани между различными видами искусства и технического творчества, развиваются их синтетические формы. Поэтому необходимо создание современных методик и технологий, обеспечивающих продуцирование инноваторами качественно новых результатов. В статье представлены результаты исследования представлений молодых ученых о современных подходах и тенденциях развития искусства и технического творчества в России. Обобщены данные Форсайт-прогноза о типах восприятия искусства. Анализируется потенциал различных видов искусства (пластические, динамические, синтетические) и технического творчества (традиционные - автомоделирование, авиамоделирование, радиомоделирование, судомоделирование; инновационные - 3D-моделирование, робототехника). Обосновываются механизмы и условия развития качеств творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art and technical creativity through the eyes of young scientists: an analysis of survey results

Youth involvement in innovation requires the development of appropriate pedagogical support, based on the actualization of personal and institutional resources of creativity. In modern conditions erased the boundaries between different kinds of art and technical creativity, develop their synthetic forms. It is therefore necessary to create modern techniques and technologies for the production of innovators qualitatively new results. The article presents the results of a study of representations of young scientists on current approaches and trends in the arts and engineering work in Russia. The data foresight forecast about the types of perception of art. Examines the potential of different kinds of art (plastic, dynamic, synthetic) and technical creativity (traditional automotive styling, aeromodelling, radiomodelirovanie, Sudomodelirovaniye; innovative 3D-modeling, robotics). Justified mechanisms and conditions of development as a creative person.

Текст научной работы на тему «Искусство и техническое творчество глазами молодых ученых: анализ результатов исследования»

ект-менеджмента (управление изменениями, управление рисками и возможностями, проектный офис) позволит повысить эффективность апробации интегративной модели в медицинских организациях и обеспечит высокое качество образования на послевузовском этапе.

Примечания

1. Герчиков В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003.

2. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NSB - SOVNETNationalCompetenceBaselineVersion 3.0). М.: ЗАО «ПРОЕКТНАЯ ПРАКТИКА», 2010. C. 208-211.

3. Там же. С. 194-196.

4. Там же. С. 36.

Notes

1. Gerchikov V.I. Motivaciya, stimulirovanie i oplata truda personala [Motivation, promotion and remuneration of staff]. Moscow. Publishing house of HSE. 2003.

2. Motivaciya, stimulirovanie i oplata truda personala - Project management: Fundamentals of professional knowledge, National requirements for the competence of specialists (NSB - SOVNETNationalCompe-tenceBaselineversion 3.0). Moscow. CJSC "Proyektnaya praktika". 2010. Pp. 208-211.

3. Ibid. Pp. 194-196.

4. Ibid. P. 36.

УДК 7.01+689

К. С. Бажин, Г. И. Симонова, Е. А. Ходырева

Искусство и техническое творчество глазами молодых ученых: анализ результатов исследования

Вовлечение молодёжи в инновационную деятельность требует разработки соответствующего педагогического обеспечения, ориентированного на актуализацию личностных и институциональных ресурсов творчества. В современных условиях стираются грани между различными видами искусства и технического творчества, развиваются их синтетические формы. Поэтому необходимо создание современных методик и технологий, обеспечивающих продуцирование инноваторами качественно новых результатов. В статье представлены результаты исследования представлений молодых ученых о современных подходах и тенденциях развития искусства и технического творчества в России. Обобщены данные Форсайт-прогноза о типах восприятия искусства. Анализируется потенциал различных видов искусства (пластические, динамические, синтетические) и технического творчества (традиционные - автомоделирование, авиамоделирование, радиомоделирование, судомоделирование; инновационные - 3D-моделирование, робототехника). Обосновываются механизмы и условия развития качеств творческой личности.

Youth involvement in innovation requires the development of appropriate pedagogical support, based on the actualization of personal and institutional resources of creativity. In modern conditions erased the boundaries between different kinds of art and technical creativity, develop their synthetic forms. It is therefore necessary to create modern techniques and technologies for the production of innovators qualitatively new results . The article presents the results of a study of representations of young scientists on current approaches and trends in the arts and engineering work in Russia. The data foresight - forecast about the types of perception of art . Examines the potential of different kinds of art (plastic, dynamic, synthetic) and technical creativity (traditional - automotive styling, aeromodelling, radiomodelirovanie, Sudomodelirovaniye; innovative - 3D-modeling, robotics). Justified mechanisms and conditions of development as a creative person.

Ключевые слова: инновационная деятельность, потенциал и ресурсы искусства и технического творчества, механизмы развития качеств творческой личности.

Keywords: innovation, capacity and resources of art and engineering work, mechanisms of development as a creative person.

© Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А., 2014 218

В современной России вовлечение творческой молодёжи в инновационную деятельность, в разработку перспективных идей для реализации новаторских проектов является одной из приоритетных задач государственной молодежной политики. В условиях, когда все более стираются грани между различными видами искусства и технического творчества, возникают и активно развиваются их синтетические формы, необходима разработка соответствующего педагогического обеспечения данного вида активности, а также создание современных методик и технологий, обеспечивающих продуцирование инноваторами качественно новых результатов.

Молодые люди испытывают насущную потребность расширить собственные представления о процессах предметного творчества, освоить базовые научные и методические подходы к оптимизации процесса создания изобретений, апробировать новые способы внедрения и тиражирования разработок. Действительно, творчество как деятельность, направленная на создание объективно нового, справедливо рассматривается в качестве существенной сферы самореализации личности. Включение в творчество является процессом, в ходе которого происходит индивидуальная проблематизация по отношению к выбору вида деятельности; индивидуальное самоопределение в возможных ее видах; а также определение индивидуально приемлемых вариантов участия в деятельности.

С целью определения уровня овладения участниками Всероссийской молодежной научной школы «Искусство и техническое творчество» - молодыми учеными, аспирантами, студентами лучших научных и методических отечественных достижений в сфере разработки новаторских проектов и создания новшеств в различных видах предметного творчества, а также для анализа эффективности освоения ими современных подходов к развитию искусства и технического творчества, в ходе работы школы проводилось он-лайн анкетирование. Согласно требованиям конкурсной документации было опрошено 67,6% из 250 участников конференции, в том числе 124 чел. в возрасте до 35 лет, а также 45 участников в возрасте от 35 лет и старше.

В качестве критериев рассматривалась осведомленность участников опроса о современных подходах и тенденциях развития искусства и технического творчества в России; сформированность представлений о потенциале и ресурсах различных видов искусства и технического творчества; информированность молодых ученых о механизмах развития качеств творческой личности.

Результаты анкетирования выявили достаточный уровень осведомленности участников опроса о современных подходах и тенденциях развития искусства и технического творчества в России. Этот вывод подтверждается следующими данными. По мнению 55,65% респондентов до 35 лет, наиболее значимым теоретико-методологическим подходом к развитию технического творчества в современных условиях является системный подход, ориентированный на целостность представлений о деятельности, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и новизны. Еще 26,61% молодых исследователей подчеркивают важность эвристического подхода к развитию технического творчества, особо выделяя значимость неалгоритмизированных процедур творчества, дающих приемлемое решение технических задач в большинстве практически значимых случаев. Следует отметить, что среди исследователей старше 35 лет 60% респондентов отмечают значимость эвристического подхода к развитию технического творчества как ведущего в современных условиях. Наименее востребован, по мнению опрошенных, прагматический, утилитарный подход к техническому творчеству (26,67 и 16,94% соответственно). Можно констатировать наличие у большинства респондентов верных представлений о методах активизации технического творчества. К рациональным методам активизации технического творчества 73,33% ученых моложе 35 лет и 62,9% исследователей старшего возраста справедливо относят теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ); также отмечается значимость метода контрольных вопросов (34,68 и 26,57% соответственно). Среди иррациональных методов активизации технического творчества отмечаются возможности мозгового штурма (66,13 и 40% соответственно), метода аналогий (26,67% респондентов старше 35 лет) и экстраполяции (16,13% респондентов моложе 35 лет).

Выделяя наиболее перспективные пути решения технических задач творческого характера, анкетируемые указывают на увеличение в системе техники объема и роли технических средств связи, контроля, регулирования и управления (52,42 и 46,67% соответственно);

на необходимость интеграции техники (32,26 и 26,67% опрошенных); на обеспечение техно-гуманитарного баланса (28,23 и 40% опрошенных). При этом дифференциация конструктивных форм отмечается в качестве перспективной линии лишь у 9,68% молодых респондентов и 6,67% исследователей старше 35 лет.

Исследование выявило, что в качестве наиболее перспективных подходов к пониманию искусства в современных условиях участники опроса рассматривают деятельностный, рассматривающий искусство как механизм трансляции смыслов (39,52 и 40% опрошенных). Молодыми исследователями также отмечается значимость искусствоцентрического подхода, когда в центре внимания находится произведение искусства при отсутствии реального взаимодействия произведения искусства и воспринимающего (40,32% ученых до 35 лет и 26,67% их старших коллег). Искусство характеризуется через активность субъектов, именно поэтому существенно менее значимым, по мнению респондентов (18,55 и 13,33% опрошенных), является реализация механистического подхода, рассматривающего восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности, роль которой - пассивное восприятие. Выделяя наиболее значимые в современных условиях функции искусства, респонденты моложе 35 лет единодушны в его оценке как способе отражения реальной жизни людей (62,1%). Существенную роль они отводят ему как средству коммуникации. Лишь 16,13% рассматривают его как средство пропаганды и рекламы. Исследователи старше 35 лет отдают предпочтение реализации функции искусства как средства психотерапии (46,67%), способа отражения реальной жизни людей (40%). Наименее востребована, по их мнению, функция искусства как средства общественных перемен. В то же время 29,84% молодых респондентов уделяют ей приоритетное значение.

Выделяя тенденции в развитии искусства на современном этапе, участники опроса делают акцент на две позиции: абсолютно свободную трактовку авторского идейного замысла зрителем, диалог с которым ничем не ограничен и не сдерживаем (37,1 и 46,67% соответственно) и расширение индивидуального сознания ко всему новому (37,1 и 33,33% соответственно). Около 20% участников опроса, говоря о перспективах развития искусства, отмечают его роль в формировании мультикультурной среды, основанной на приоритете толерантности, и рассматривают искусство как квинтэссенцию духовно-культурного опыта.

Интересны результаты форсайт-прогноза восприятия искусства участниками анкетирования. Большинство респондентов обеих возрастных групп придерживаются позиции поиска в искусстве того, чего нет в жизни («компенсативный тип») - 47,58 и 33,33% соответственно. Для исследователей старше 35 лет значим «гносеологический тип» - восприятие искусства только в его социально-познавательной или социально-публицистической функции. Для молодых исследователей до 35 лет существенной является моральная оценка («этический» тип) восприятия. Можно констатировать, что исследователи старше 35 лет не склонны придавать значение оценке восприятия искусства через следование априорным нормам, принятым в социальной группе («социально престижный» тип); по прогнозам же молодых ученых, наименее значим в будущем станет гносеологический тип восприятия искусства.

В то же время результаты анкетирования показали недостаточно высокий уровень сформированности представлений участников о потенциале и ресурсах различных видов искусства и технического творчества. Этот вывод подтверждается следующими данными. Опрошенные недостаточно свободно ориентируются в оценке видов искусства и технического творчества. Так, наиболее понятны для участников опроса сущностные характеристики традиционных видов технического творчества - автомоделирования; авиамоделирования; радиомоделирования; судомоделирования. Выявлено, что к пластическим видам только около половины респондентов правильно относят заявленные в перечне виды искусства. Респонденты справедливо указывают в качестве таковых декоративно-прикладное творчество (55,65 и 40% соответственно), изобразительное искусство (43,55 и 26,67% участников опроса соответственно), архитектуру (49,19 и 26,67%), фотографию (11,29 и 0%). Характеризуя представления респондентов о динамических видах искусства, подавляющее большинство исследователей (72,58% респондентов моложе 35 лет и 60% старше 35 лет) справедливо указывают музыку. Однако к этой группе более половины опрошенных ошибочно относят киноискусство и театральное искусство, а также хореографию. Определяя перечень синтетических видов искусства, лишь 40,32% исследователей моложе 35 лет относят к ним киноис-

кусство, 20,16% - литературу, 24,19% - театральное искусство. Среди респондентов старше 35 лет доля таких составляет соответственно 60%; 0%; 53,33%. В то же время респонденты показывают достаточный уровень сформированности представлений о сущностных характеристиках конкретных видов искусства. Так 86,29% опрошенных до 35 лет и 73,33% исследователей старшего возраста верно выделили сущностные характеристики архитектуры; 77,42 и 73,33% опрошенных соответственно - признаки декоративно-прикладного искусства; 79,84 и 73,33% соответственно - характеристики литературы; 96,77 и 80% - особенности музыки, 80,65 и 80% - ключевые черты хореографии; более 80 и 60% соответственно - особенности театрального и изобразительного искусства. Наибольшую трудность у респондентов вызвало определение сущностных характеристик фотографии как вида искусства, воспроизводящего визуально воспринятую действительность, имеющую предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве (правильный ответ дали лишь 42,74% респондентов моложе 35 лет и 46,67% их старших коллег). Таким образом, важная образовательная задача, связанная с обеспечением ознакомления ее участников с комплексом видов искусств и спектром современных видов технического творчества, представляется чрезвычайно актуальной и востребованной.

Оценивая информированность молодых ученых о возможностях, ресурсах и механизмах развития качеств творческой личности, следует отметить, что подавляющее большинство опрошенных указывают на существенную роль в этом процессе мотивации к занятию искусством и техническим творчеством. При этом, по мнению 65,32% молодых респондентов, доминирующей в современных условиях является внутренняя мотивация (удовольствие от свободной игры творческих способностей, желание проявить, испытать себя, душевная потребность, образ жизни). 53,33% их старших коллег указывают на значимость внешней мотивации творческой деятельности - борьба за существование, практические выгоды, стремление отличиться. Оценивая доминирующий в деятельности опрошенных уровень творчества, следует обратить внимание на то, что 30,65% молодых исследователей и 13,33% ученых старше 35 лет связывают его с применением известного решения к известной проблеме, когда применяются средства, прямо предназначенные именно для данной цели, либо выбирается один из альтернативных вариантов решения задачи; 29,84 и 46,67% респондентов соответственно - с применением известного решения или использованием нового решения старой задачи - не принятыми, непривычными в данной области средствами; еще 29,03 и 40% соответственно - с нахождением принципиально нового решения для принципиально новой проблемы. У 8,87% участников школы до 35 лет, по их мнению, отсутствуют элементы творчества, преобладают стереотипные способы действий. Как показали результаты опроса, молодых участников научной школы, прежде всего, интересуют инновационные виды искусства и технического творчества - 3D-моделирование - 75,81% исследователей; робототехника - 31,45% молодых ученых; автомоделирование - 33,87%. Приоритеты их старших коллег следующие: 3D-моделирование - 80% исследователей; робототехника - 26,67% ученых; прочие виды технического творчества - 46,67%. Следовательно, педагогическое сопровождение данного вида деятельности требует актуализации всего спектра мотивов, побуждающих к творческой деятельности, обеспечивая активную включенность участников в наиболее привлекательные для них виды и формы искусства и технического творчества.

Характеризуя личностные качества, необходимые для эффективного осуществления технического творчества, респонденты солидарны в их значительной роли в получении новшества, но ранжируют их следующим образом. Способность смело выбирать достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать ее главным вектором своей жизни отмечают 74,2% молодых исследователей и 73,4% ученых старше 35 лет. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения достойной цели, - 60,5% молодых исследователей и 46,6% ученых старше 35 лет. На умение работать планомерно и регулярно указывают 16,2 и 26,6% соответственно. Еще для 16,1% молодых ученых и 53,3% их старших коллег значима высокая работоспособность, а для 34,7 и 46,7% анкетируемых соответственно - способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, умение «держать удар».

Анализируя личную значимость участия в мероприятиях научной школы, 63,71% молодых респондентов отмечают ее потенциал в оценке возможностей искусства и технического творчества в современном мире; 49,19% - в возможности познакомиться с актуальными направлениями молодежного технического творчества и искусства; 39,52% - в получении

представлений о современных тенденциях развития искусства и технического творчества. Их старшие коллеги, в отличие от указанных выше оценок, прежде всего, акцентируют внимание на возможности систематизации представлений о феноменах «искусство», «техническое творчество» (46,67%); на возможности получения представления о процессах предметного творчества (42,22%); на освоении научных и методических подходов к оптимизации процесса создания изобретений (33,33%).

Оценивая свою готовность к включению в инновационную деятельность и разработку перспективных идей для реализации в виде новаторских проектов в сфере искусства и технического творчества, 56,45% молодых ученых и 20% их старших коллег определяют ее как среднюю, еще 16,94% исследователей моложе 35 лет и 33,33% ученых старше 35 лет - как выше среднего. К сожалению, 22,58% молодых ученых и 13,33% ученых старше 35 лет не в полной мере готовы к реализации своего потенциала в различных видах творчества. Высокий уровень готовности показывают лишь 4,03% молодежи и 13,33% ученых старшего возраста. Данные результаты говорят о необходимости системной работы по вовлечению в различные виды творчества разных возрастных категорий исследователей.

При этом, по мнению анкетируемых, для повышения эффективности освоения молодыми исследователями лучших научных и методических отечественных достижений в области искусства и технического творчества необходима комплексная работа. Это, прежде всего, разработка региональных межведомственных программ по обеспечению условий для включения молодежи в инновационную деятельность по разработке и реализации новаторских проектов (65,3% молодых исследователей и 53,33% ученых старше 35 лет); проведение «Школ» по проблематике мероприятия (46,77 и 60% соответственно); создание сетевых ресурсов для обмена опытом (33,06 и 33,30% соответственно).

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что проблема включения молодых исследователей в творческую деятельность является одной из актуальных в контексте решения задач инновационного развития. Для ее решения необходимо не только наличие у потенциальных инноваторов осведомленности о современных подходах и тенденциях развития искусства и технического творчества в России, о потенциале и ресурсах их различных видов, о механизмах развития качеств творческой личности. Требуется комплексная модернизация педагогического обеспечения данного процесса, которая должна быть ориентирована на актуализацию как личностных, так и институциональных ресурсов творчества.

УДК 372.851

В. М. Михайлов

О необходимости и методических возможностях обеспечения результативности восприятия учебного материала

Рассматриваются вопросы повышения качества и результативности восприятия учебного материала. Необходимое для этого информационно-методическое обеспечение формируется на основе учета его структурных особенностей и многоуровневого представления сложности дидактического материала. Это способствует формированию механизма сопряжения структур внутренних познавательных процессов учащихся со структурой изучаемого материала и обеспечению его восприятия.

Для оценки эффективности обучения предлагается способ выстраивания обратных связей «ученик - учитель» на основе формирования индивидуальных тематических структурных схем изучаемого материала по результатам использования учащимися теории при выполнении заданий.

Предлагается двухэтапная процедура работы с дидактическим материалом по теме. На стадии первого обучающего этапа обеспечивается формирование у каждого ученика требуемого уровня навыков и компетенций для самостоятельной работы на втором этапе с основной частью изучаемого материала. Данная процедура сочетает стимулирование как традиционного параметрического поиска в выполняемых заданиях, так и акцентированного распознавания их структур. В целом, это формирует встроенный механизм самоорганизации и контроля учебного процесса.

© Михайлов В. М., 2014 222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.