Научная статья на тему 'ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
329
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / О. УАЙЛЬД / ЮНГ / ВЫГОТСКИЙ / ФОРМА / ВОСПРИЯТИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михина М.В.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть в единстве три подхода к исследованию творческой деятельности личности в сфере искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

УДК 159:18

Михина М.В.

магистр психологии, независимый исследователь г. Иркутск, Российская Федерация

ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация

В данной работе предпринята попытка рассмотреть в единстве три подхода к исследованию творческой деятельности личности в сфере искусства.

Ключевые слова

Искусство, психология искусства, аналитическая психология, О. Уайльд, Юнг, Выготский, форма, восприятие, творческий процесс

Известный писатель и драматург Оскар Уайльд исследует творческий процесс с позиции эстета, он всматривается в глубину творческого процесса, в результате видит цель искусства в создании высшего, возвышенного настроения и в многозначной красоте. Человек, живущий в природном естественном состоянии - индивид в его представлениях отчетливо отделен от творческой личности, которая стремится выразиться, воплотиться посредством форм. «Сумейте выразить свою печаль, и она станет вашей отрадой. Сумейте выразить радость, и она многократно возрастет» [1, с.194].

Творческая активность личности основывается не в восприятии естественных физических качеств, не с предъявления органам чувств человека ароматных спелых и сочных яблок, которые вызывают желание сорвать их с ветки дерева и откусить, а с осмысления величины явления. Художник, поэт, музыкант постигает изначально форму, рифму, ритм и из них черпает свое вдохновение. «Жизнь перенимает эти формы и пользуется ими, пусть даже они наносят ей самой ущерб. Молодые люди кончали собой, потому что так поступал Ролла, накладывали на себя руки, так как это сделал Вертер. А подумайте, сколь многим мы обязаны тому, что стремились следовать заповедям Христа или пытались подражать Цезарю» [1, с.36].

В основу эстетики Уайльд возводит принцип: «Жизнь подражает Искусству куда больше, нежели Искусство подражает Жизни» [с.29, 35, 47]. Из природного состояния чувств, из очевидности рождается самое банальное произведение поэта. Эстетическое восприятие опосредованно выразительными художественными формами, сформированными чувствами, оно позволяет проникнуть в глубину явления, «люди научились теперь видеть туман не оттого, что бывают туманы, а оттого, что поэты и живописцы объяснили им мистическую притягательность таких погодных явлений» [1, с.37].

Важно подчеркнуть, что изначально Уайльд проводит разделение на естественную природную биологическую жизнь и жизнь творческую, то есть Искусство. Он противопоставляет индивида как природного существа личности с возможностью представлять, выражать себя посредством искусства. Поэтому в основе данной классификации заложены качества и возможности восприятия.

Основатель аналитической психологии К.Г. Юнг к исследованию поэтико-художественного творчества подходит не с позиции эстета и не с позиции врача, выискивающего болезнь и нездоровье в человеке как представителе вида биологически живых существ, не как Фрейд с методом «врачебного психоанализа», а он задается вопросом о смысле. Он предлагает научно постичь творческий процесс, то есть методом наблюдения со стороны.

Увлеченный концепцией бессознательного Юнг применяет ее и развивает в психологическом исследовании произведений искусств. За основной существенный признак он берет процесс возникновения произведения и на этой основе проводит соответствующее принятой концепции деление. Поэтому согласно Юнгу, одни произведения творческой деятельности могут возникнуть из сознательной целенаправленной активности автора в достижении определенного эстетического воздействия путем взвешенных эффектов с соблюдением формы и стиля. Второй вид произведений берет свое начало из личного бессознательного, эти произведения Юнг называет симптоматическими, но также произведения

могут возникнуть в состоянии вдохновения, буквально навязывающего себя автору потоком мыслей и образов, в спонтанном творческом импульсе, исходящим из глубин коллективного бессознательного. Особый «смысл подлинного произведения искусства как раз в том, что ему удается вырваться на простор из теснин и тупиков личностной сферы, оставив далеко позади всю временность и недолговечность ограниченной индивидуальности», а постичь суть такого произведения можно лишь тогда, когда оно завершено [2, с.291, 295, 301]. Таким образом, Юнг теоретически разделяет произведения искусств по возникновению на три вида: эстетические, симптоматические и символические.

Юнг утверждает, что предметом психологии искусств может быть процесс художественного образтворчества и развивает теорию об архетипе как априорной идеи, лежащей в основе этого процесса [2, с.283]. «Праобраз, или архетип, есть фигура - будь то демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия» [2, с.301]. Архетип «захватывает психику со своего рода изначальной силой и вынуждает ее выйти за пределы человеческого. Он вызывает преувеличение, раздутость (инфляцию!), недобровольность, иллюзию и одержимость как в хорошем, так и в дурном» [3, с. 111-112]. В этой одержимости скрываются истоки определенных достижений в обществе и культурном развитии.

Психоаналитики, согласно исследованию Л.С. Выготского, «утверждают, что искусство по своему существу есть превращение нашего бессознательно в некие социальные формы, то есть имеющие какой-то общественный смысл и назначение формы поведения» [4, с.121].

Л.С. Выготский основатель культурно-исторического направления в психологии, метод психологии искусства выражает формулой: «от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов» [4, с.39]. Согласно Выготскому психология искусства - это психология неизменной формы со своей структурой, выстраивающей в динамическую целостность сюжетные уровни, способствующие эстетической реакции, а «изменяется и развивается от поколения к поколению только употребление ее и пользование ею» [4, с.64].

Драма, комедия как композиционное единство имеют свой характерный круг тем. В них изолирован от действительности и сконцентрирован аффективный момент в герое, он служит точкой опоры при рассмотрении остальных действующих лиц и событий. Выготский исходит из того, что искусство является социальным в нас, «и если действие совершается в отдельном индивидууме, то это вовсе не значит, что его корни и существо индивидуальны. Очень наивно понимать социальное только как коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только один человек и его личные переживания» [4, с.387]. Здесь следует обратить внимание, что Выготский понимает коллективное простым «наличием множества людей», хотя, в настоящее время это следует больше отнести к массе и массовому, что в переводе с латинского слиток или с древнегреческого тесто, в то время как коллективное этимологически происходит от латинского собранность, а социальное от латинского союзнический, общественный. Далее он делает вывод, дело «происходит не таким образом, как изображает теория заражения, что чувство, рождающееся в одном, заражает всех, становится социальным, а как раз наоборот. Переплавка чувств вне нас совершается силой социального чувства, которое объективировано, вынесено вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах искусства, которые сделались орудиями общества» [4, с.387]. Следовательно, искусство прошлого, настоящего и будущего, берущее свое начало в социальном, и направляясь на него, определяется его строем.

Согласно Выготскому «объяснение психологии действующих лиц и их поступков мы должны искать не в законах психологии, а в эстетической обусловленности заданиям автора. Если Гамлет медлит убить короля, то причину этого надо искать не в психологии нерешительности и безволия, а в законах художественного построения. Медлительность Гамлета есть только художественный прием трагедии, и Гамлет не убивает короля сразу только потому, что Шекспиру нужно было затянуть трагическое действие по чисто формальным законам, как поэту нужно подобрать слова под рифму не потому, что таковы законы фонетики, но потому, что таковы задания искусства» [4, с.81-82]. Выготский приводит аксиому психологии художественной формы, в которой утверждается, что «только в данной своей форме

художественное произведение оказывает свое психологическое воздействие. Интеллектуальные процессы оказываются только частичными и составными, служебными и вспомогательными в том сцеплении мыслей и слов, которое и есть художественная форма» [4, с.55].

Согласно Выготскому, эстетическим фактом будет не простое восприятие формы, которое доступно и животным, а с учетом того материала, который она оформляет. В «Психологии искусства» он делает вывод, что «всякая деформация материала есть вместе с тем и деформация самой формы. И мы начинаем понимать, почему именно художественное произведение безвозвратно искажается, если мы его форму перенесем на другой материал. Эта форма оказывается на другом материале уже другой» [с.91]. Нарастающее аффективное противоречие между формой и материалом, которое достигает своего пика в заключительном моменте художественного произведения, является психологической основой эстетической реакции, а последующее его прояснение, разрешение в мышлении, в образах воображения вызывает эстетический эффект, катарсис.

При исследовании произведений литературы он делает вывод, что «поэт приводит жизненный или похожий на жизненный случай для того, чтобы им пояснить свою басню» [4, с.147]. То есть, случай действительности проясняет и раскрывает художественную форму, заложенную в искусстве, но чем сильнее это сходство, тем менее насыщенной и менее объемной предстает пред нами сама басня. Выготский утверждает, что «искусство никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной» [4, с.130].

Согласно Выготскому «искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувства» [4, с.20]. Таким образом, видно, что он, как и Уайльд при исследовании произведений искусств качественно отделяет сферу психики общественного человека, то есть личности, включенную в социальные отношения от сферы психики индивида как единичного природного существа. Тем не менее, Выготский в своей работе не проводит четкого разделения между человеком и личностью. В результате с его точки зрения «предметом социальной психологии, оказывается, является именно психика отдельного человека» [4, 26]. На основании вышеизложенного можно предположить, что одной из основных задач социальной психологии является изучение творческого процесса личности и постижение величины художественной или социальной формы, способствующей развитию личности.

Во времена социальных преобразований и смены эпох, общественного строя творческие личности в искусстве находят тот недостающий для дальнейшей социальной жизни выдающийся образ, который может быть воспринят современным обществом и который даст импульс к дальнейшему развитию цивилизации.

Список использованной литературы:

1. Уайльд О. Истина о масках: эссе / Оскар Уайльд; пер. с англ. А. Зверева, О. Кириченко, М. Кореневой, К. Чуковского. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 228 с.

2. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. И вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2018. - 336 с.

3. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2016. -320 с.

4. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 448 с. - (Азбука-классика).

© Михина М.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.