3. Авасти Рама Шанкар. «Император Хумаюн», Аллахабад, 1967.
4. Велч Стюарт С. «Искусство древней индии», Нью-Йорк, 1963.
5. НоррисВильям. «Посол короля Вильяма у Аурангзеба». Калькутта, 1953.
ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА XV ВЕКА В ИТАЛИИ Ахмеджанова У.Б.
Ахмеджанова Умида Баходировна - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: история мировой культуры - достаточно обширная тема, охватывающая историю разных цивилизаций в разные эпохи. В связи с этим автор поставил перед собой задачу - осветить только один раздел - культуру Возрождения. Вместе с тем, эта эпоха чрезвычайно насыщена важнейшими для истории человечества событиями и открытиями.
Ключевые слова: Возрождения, архитектуре, скульпторов, купол собора, искусства, здания, церковь.
Новое направление в архитектуре Италии XV века раннее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. Зодчие раннего Возрождения унаследовали от средневековых мастеров многие из приемов строительной техники. Таковы в частности, кладка стен зданий из кирпича с последующей облицовкой камнем, применение крестовых, цилиндрических, сомкнутых сводов из кирпича, плоских деревянных, балочных и стропильных перекрытий.
Родоначальником нового направления в архитектуре явился Брунеллески Филиппо, родился в 1377 году во Флоренции. Филиппе с раннего возраста обучался чтению, письму и счету, а также немного латыни отец его был нотариусом и думал, что сын займется тем же. С ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно. Когда отец решил, согласно обычаю, обучать его ремеслу, Филиппе выбрал ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился. Благодаря своим занятиям живописью Филиппе скоро стал профессионалом в ювелирном ремесле. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов выигранном Л. Гиберти, Брунеллески выполнил бронзовый рельеф Принесение в жертву Исаака Национальный музей, Флоренция для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Проиграв на этом конкурсе Лоренцо Гиберти он сосредоточил свое внимание на архитектуре. Около 1409 Брунеллески создал деревянное распятие в церкви Санта-Мария. Это распятие находится ныне в церкви Санта Мария Новелла между капеллой Строцци и капеллой Барди да Вернио и почитается верующими, как святыня. Филиппе располагал крупным состоянием, имел дом во Флоренции и земельные владения в ее окрестностях. Он постоянно избирался в правительственные органы Республики.
Поездка в Рим вместе с Донателло, где мастера изучали памятники античного искусства, имела решающее значение для Брунеллески в выборе им своего главного призвания. Наиболее ранними из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции 1420-1436. Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатой в 1295 году, а законченной в 1367 году зодчими Джотто и Андреа Пизано, для средневековой
строительной техники оказалась непосильной задачей. Она была разрешена мастером Возрождения, новатором Брунеллески.
Сооружение купола Санта Мария дель Фьоре было делом исключительно трудным, многим казавшимся неосуществимым.
Рис. 1. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Брунеллески проработал над ним восемнадцать лет купол был закончен в 1436 г. Ведь перекрыть надлежало огромный проем, а так как никакими готовыми расчетами Брунеллески не располагал, ему пришлось проверить устойчивость конструкции на небольшой модели.
Брунеллески облегчил вес купола, в результате устройства пустотелого купола с двумя оболочками. Более толстая оболочка - несущая, более тонкая верхняя -защитная. На куполе имеются 8 несущих ребер, связанных между собой опоясывающими каменными кольцами
Воспитательный дом во Флоренции начат в 1419 г.
Творческие дерзания Филиппо Брунеллески легли в основу величайших достижений итальянского зодчества этой эпохи. С каждым десятилетием XV в. светское строительство принимает в Италии все больший размах. Не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая Честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества.
Рис. 2. Воспитательный дом во Флоренции Это флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке которого Брунеллески приступил в 1419 г. Впервые такому учреждению была придана архитектурная форма крупного общественного здания
Оно занимает одну из боковых сторон созданной в XV веке площади перед фасадом церкви Сантиссима Аннунциата. В плане это большой квадратный двор, обстроенный по периметру. Портики обрамлены арками. Фасад здания, расчлененный на два неравных по высоте этажа, отличается простотой форм и ясностью пропорционального строя. В тимпанах аркады расположены рельефы с изображением спеленатых младенцев
Капелла Пацци во Флоренции начата в 1430
Одно из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески — капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции.
Эта капелла построена по заказу семейства Пацци в качестве их семейной молельни. Капелла расположена в узком и длинном средневековом дворе монастыря.
Рис. 3. Капелла Пацци во Флоренции
Это прямоугольное в плане помещение, вытянутое поперек двора и замыкающее одну из его коротких торцовых сторон.
Здание с куполом на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями креста по сторонам его. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом.
Портик включает шесть колонн коринфского ордера с большим средним пролетом, перекрытым аркой.
Церковь Сан Спирито во Флоренции начата в 1444
В основу плана церкви положена традиционная форма трехнефной базилики в виде латинского креста с трансептом, хором и куполом над средокрестием. Базилика Сан Спирито имеет своеобразный план боковые нефы с прилегающими к ним полукруглыми капеллами образуют единые ячейки. Эти ячейки обходят церковь по всему периметру, за исключением западного фасада.
Рис. 4. Церковь Сан Спирито во Флоренции
Мастер удачно использовал ордер и в базиликальной церкви Сан Спирито, разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента.
Список литературы
1. Gombrich Н. The Story of Art. Phaidon Press Limited, 2002. 508 p.
2. Boardman John, Griffin Jasper, Murray Oswyn. The oxford histori of the classical world. London, 2004. 751 p.
3. Абдуллаев Н. Санъат тарихи. Тошкент, 2003. 104 c.
4. Абдуллаев Н. Санъат тарихи, Т, Санъат нашриёти, 2001. 96 б.
5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения: Избранные работы. М.: Прогресс, 1986. 400 с. 40 000 экз.
6. Возрождение, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. 82 т. и 4 доп. СПб., 1890—1907.