Научная статья на тему 'Искусство художественной керамики в Западной Сибири в 60-90-х гг. ХХ в'

Искусство художественной керамики в Западной Сибири в 60-90-х гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
392
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ткаченко Людмила Анатольевна

Анализируются уникальные керамические станковые и монументально-декоративные произведения художников Западной Сибири второй половины ХХ в., а также массовый ассортимент предприятий местной промышленности. Рассматривается история создания сибирских предприятий по производству керамики и фарфора (Новосибирск, Прокопьевск, Томск). Отмечены «нетрадиционные» направления в развитии керамики в творчестве Е.Е. Скурихина, Е.Г. Булатовой, Н. Кириленко, Л. и Г. Шляго и других сибирских художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art of Artistic Ceramics in Western Siberia in the 1960-1990s

The unique ceramic easel and monumental-decorative works of art of Western-Siberian artists in the second part of the XX century are analyzed in the article. The mass assortment of local industrial enterprises and the history of creating Siberian enterprises, producing ceramics and porcelain (Novosibirsk, Prokopievsk, Tomsk) are told about also. The article analyze the non-traditional trends of ceramics' developing in the creative works of E.E. Skurikhin, E.G. Bulatova, N. Kirilenko, L. and G. Shlyago and others Siberian artists.

Текст научной работы на тему «Искусство художественной керамики в Западной Сибири в 60-90-х гг. ХХ в»

история

Л.А. Ткаченко

Искусство художественной керамики в Западной Сибири в 60-90-х гг. ХХ в.

Культура Сибири составляет одну из интереснейших граней духовного запаса нашей страны. Западную Сибирь достаточно сложно рассматривать как единый массив народной культуры. В нем сложилось несколько обширных регионов традиционной народной культуры, обусловленных природными и социально-историческими условиями. Культурное наследие Сибири не однозначно. Оно по-разному проявляется как в отдельных регионах Сибири, так и на различных этапах ее освоения. История художественной керамики будет рассмотрена на примере Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края.

Традиционное изобразительное искусство Сибири имеет многовековую историю, а профессиональное формировалось во второй половине XX в. Не все виды искусства равномерно укоренились в разных краях и областях Западной Сибири, не везде искусство находилось на уровне задач, стоящих перед сибирской культурой. Разреженность художественных событий, редкие профессиональные контакты замедляли, задерживали, тормозили движение вперед. Художники Сибири придавали общению с художниками центра России и других регионов большое значение и приглашали к себе представителей разных видов искусства. В данной работе осуществляется анализ уникальных произведений, выполненных в керамике станкового, монументально-декоративного направления и массового ассортимента.

Профессиональные художники работали во всех перечисленных областях применения художественной керамики. Одни разрабатывали изделия массового спроса на предприятиях местной промышленности, часть которых принадлежала к народным художественным промыслам, другие работали на предприятиях легкой промышленности (фарфоро-фаянсовой). Художники и массового, и станкового направления показывали свои изделия на выставках разного уровня и могли стать членами Союза художников РСФСР.

Проведение выставки «Советская Россия» в 1960 г. оказалось важной вехой в развитии всего российского искусства. Она показала, что на периферии страны созрели значительные художественные силы, без которых поступательное движение советского искусства было бы неполным. А вскоре вышло Постановление СХ СССР о проведении зональных выставок. «В Сибирскую зону вошло 9 краев и областей: Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Но-

восибирская, Омская, Томская области и Тувинская АССР, Хакасская автономная область. Большую роль в развитии сибирского искусства играли зональные выставки «Сибирь социалистическая» [3, с. 21]. До этих выставок художники мало знали, что делается в соседних регионах, не имели возможности обсуждать общие для сибиряков художественные проблемы. В западносибирских областях в 60-х гг. XX в. художественная жизнь и декоративно-прикладное искусство развивались, но не такими впечатляющими темпами, как в центре России. Чрезвычайное распространение художественной керамики в Москве и Ленинграде еще не оказало влияния на развитие этого вида искусства в Западной Сибири. Об этом свидетельствовали выставки разных уровней, которые проходили в Западной Сибири, где художественная керамика была представлена в этот период только в разделах народного искусства, а вот произведений профессиональных мастеров массового производства и декоративного направления практически не было.

Предприятия по производству керамики и фарфора в Западной Сибири стали появляться в начале 1970-х гг. В Новосибирске в 1974 г. на производственном объединении «Сувенир» был создан цех по производству керамики [4, с. 2]. В Прокопьевске Кемеровской области в 1973 г. открылся фарфоровый завод. В Томской области в 1970 г. организован Богашевский экспериментальный завод художественной керамики [1, с. 22]. Положительным моментом было то, что в 70-е гг. из центра России в Западную Сибирь стали приезжать художники, получившие образование в высших и средних специальных учебных заведениях.

Продолжая тему о специалистах-художниках, нужно сказать о большом влиянии на развитие художественной керамики в Сибири открытия в Иркутском художественном училище в конце 60-х гг. керамического отделения, а в середине 70-х гг. -отделения народных художественных промыслов. В 1987 г. в Красноярске впервые в Сибири был создан Государственный художественный институт с отделением художественной керамики. Также отделения керамики были открыты в Кемеровском художественном училище в 1985 г., в Новосибирской архитектурной академии в 1990-х гг. Специалистами в области художественной керамики в новых отделениях и учебных заведениях были выпускники вузов и сузов страны. Они несли определенные особенно-

искусство художественной керамики в Западной сибири.

сти школ художественной керамики - «московской», «ленинградской», позже «красноярской» - в стены сибирских учебных заведений. Большое влияние на развитие художественной керамики в Западной Сибири оказало открытие в Новосибирске в 1978 г. филиала Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП, Москва) [2, с. 1]. Исследования специалистов опровергли распространенное мнение о том, что в народном искусстве Сибири нет своих самобытных художественных традиций. На самом деле керамический промысел был широко развит. Профессиональной станковой и монументальной художественной керамикой занимались художники В. Семенова, Д. Трайман,

Э. Брук, Г. Макашина - в Новосибирске, Т. Лихачева и Л. Лобанова, Н.П. Смердина, Ж.А. Травинская -в Барнауле, Н. Ротко - в Новокузнецке, В. Цивин -в Томске. Однако необычайный подъем декоративно-прикладного искусства, который наблюдался в 70-х гг., постепенно пошел на убыль. Многие художники перестали заниматься художественной керамикой, нашли другую область применения своему таланту, увлеклись живописью, графикой, некоторые уехали из Сибири.

В 1980-х гг. в ряды сибирских керамистов стали вливаться молодые художники, заканчивающие сибирские учебные заведения. На Алтае в 1987 г. открылось новое предприятие «Турина гора», которое получило уважительный статус народного художественного промысла.

Первая половина 90-х гг. была трудным временем для всего искусства. Государство, озабоченное политическими коллизиями и экономическими трудностями, полностью перестало поддерживать изобразительное искусство. Это был сложный для художников и производственников, занимающихся изготовлением художественных керамических изделий, период. Смена политической обстановки привела к изменению экономических связей. Развалилась система Художественного фонда, закрывались госу-

дарственные предприятия художественных промыслов: предприятие «Сувенир» распалось на несколько мелких организаций - «Опыт», «Феникс», «Сибирия», «Корн»; фактически прекратил свое существование Прокопьевский фарфоровый завод; закрылся филиал НИИХП в Новосибирске; шла на убыль экспозиционная и выставочная деятельность государственных музеев и картинных галерей. Художники практически не участвовали на крупных выставках, перестала действовать система договоров, что ограничило творческие поездки художников - все это не способствовало развитию искусства керамики.

В настоящее время художникам-керамистам стал близок изобразительный язык авангардизма, славян-ско-азиатскоя тематика, этнографические мотивы. В алтайском «нетрадиционном» искусстве лидерами в области художественной керамики, являются Е.Е. Скурихин, Е.Г. Булатова, В. Артемьев; в Новосибирске - Л. и Г. Шляго, В. Кузнецов; в Кемерове -Е. Балаганская, С. Кукушкин; в Томске - Н. Кириленко, Н. Арвентьева, Т. Васильева.

Анализируя развитие художественной керамики в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае, можно отметить, что развитие художественной керамики в Западной Сибири шло в общем русле развития этого вида искусства в нашей стране. Изыскания сибирских ученых НИИХП свидетельствовали о том, что в регионах издавна существовали традиции народного творчества и гончарного мастерства, которые на время были незаслуженно забыты. Но наличие профессиональных художников и других специалистов в области керамики, получивших специальное художественное образование в сибирских учебных заведениях, позволяет надеяться, что художественные кадры будут развивать сибирское искусство. Имеющиеся высококачественные глины и другие керамические материалы способствуют успешному развитию керамической промышленности. В связи с этим можно утверждать, что художественная керамика в Западной Сибири может и будет успешно развиваться.

Библиографический список

1. Видинов, А. Богашевская керамика / А. Видинов // Декоративное искусство СССР. - 1976. - №7.

2. Переладов, Г.Н. К истокам народного творчества / Г.Н. Переладов // Вечерний Новосибирск. - 1979. - 13 июля.

3. Художники Алтайского края: XX век : библиографический словарь. - Барнаул, 2005. - Т. 1.

4. Ющенко, Н. Сувенир, значит на память / Н. Ющенко // Вечерний Новосибирск. - 1974. - 2 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.