Научная статья на тему 'Искусство флирта: социокультурные парадигмы'

Искусство флирта: социокультурные парадигмы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3930
655
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛИРТ / ПАРАДИГМА / ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИЯ / ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / FLIRTING / PARADIGM / INTERNET / COMMUNICATION / PUBLIC SPACE / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зайко Мария Александровна

Искусство флирта зародилось в средневековых замках, прошло филигранную обработку в европейских салонах и в наше время приобрело новые формы и значения. Для флирта как процесса ухаживания очень важны внешняя привлекательность, взаимная симпатия и самопрезентация. В каждую эпоху существовали собственные каноны флирта, которые могут быть описаны с помощью социокультурных парадигм. Для каждой парадигмы характерны свои представления о красоте и самопрезентации, поведенческие паттерны и ситуации, способствующие ухаживанию и кокетству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF FLIRTING: SOCIOCULTURAL PARADIGMS

The art of flirting originated in medieval castles, was perfected in European salons and has acquired new forms and meanings in our time. Appealing appearance, mutual attraction and self-presentation are very important for flirting as a courtship process. Every era had its own canons of flirting, which can be described with the help of socio-cultural paradigms. Each paradigm is characterized by its own ideas of beauty and self-presentation, behavioral patterns and situations that promote courtship and coquetry.

Текст научной работы на тему «Искусство флирта: социокультурные парадигмы»

УДК 93Q.85+71.1

DOI 1Q.25513/1812-3996.2Q19.24(2).79-86

ИСКУССТВО ФЛИРТА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ М. А. Зайко

Санкт-Петербургский университет МВД России, Ленинградский областной филиал, Ленинградская область, Россия

Информация о статье

Дата поступления 15.02.2019

Дата принятия в печать 11.04.2019

Дата онлайн-размещения 05.07.2019

Аннотация. Искусство флирта зародилось в средневековых замках, прошло филигранную обработку в европейских салонах и в наше время приобрело новые формы и значения. Для флирта как процесса ухаживания очень важны внешняя привлекательность, взаимная симпатия и самопрезентация. В каждую эпоху существовали собственные каноны флирта, которые могут быть описаны с помощью социокультурных парадигм. Для каждой парадигмы характерны свои представления о красоте и самопрезентации, поведенческие паттерны и ситуации, способствующие ухаживанию и кокетству.

Ключевые слова

Флирт, парадигма, интернет, коммуникация, публичное пространство, самопрезентация

THE ART OF FLIRTING: SOCIOCULTURAL PARADIGMS

M. A. Zayko

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Leningrad regional branch, Leningrad region, Russia

Article info

Received 15.Q2.2Q19

Accepted 11.Q4.2Q19

Available online Q5.Q7.2Q19

Abstract. The art of flirting originated in medieval castles, was perfected in European salons and has acquired new forms and meanings in our time. Appealing appearance, mutual attraction and self-presentation are very important for flirting as a courtship process. Every era had its own canons of flirting, which can be described with the help of socio-cultural paradigms. Each paradigm is characterized by its own ideas of beauty and self-presentation, behavioral patterns and situations that promote courtship and coquetry.

Keywords

Flirting, paradigm, Internet, communication, public space, self-presentation

Каждая эпоха создавала целый ряд канонов, по которым выстраивалось искусство флирта. Такие каноны могут быть описаны с помощью нескольких социокультурных парадигм. Простым языком парадигму можно толковать как определенное мировоззрение, как картину мира. В историческом плане выделим три социокультурные парадигмы: парадигма Замка, которая характерна для Средних веков и Ренессанса, парадигма Салона, включающая в себя все

реалии и проблемы Нового времени, и парадигма Всплывающих окон, связанная с развитием телекоммуникаций и интернета.

В данной статье предполагается рассмотреть и проанализировать наличие или отсутствие предпосылок для способствующих флирту ситуаций в различные исторические эпохи. Для этого необходимо ответить на вопросы: какими были представления о женской и мужской привлекательности в конкрет-

ную эпоху? какие социальные паттерны женского поведения соответствовали нормам морали того времени, т. е. насколько женщина была свободна в выборе мужчины и публичного проявления своих предпочтений? как проходил процесс ухаживания в то или иное время? насколько флирт способствовал самопрезентации мужчины и женщины?

В культурно-историческом плане искусство флирта претерпело существенные изменения от Средневековья до наших дней. Английское слово «флирт» - «кокетство, ухаживание, любовная игра» -происходит от старофранцузского слова «fleurette», которое можно перевести как «цветочек», и первоначально было связано с языком цветов. Каждый цветок соответствовал определенному чувству и эмоции, и дарителю букета не надо было ничего выражать словами, чтобы быть понятым предметом своего любовного интереса. В ответ он также получал букет и с помощью цветочных символов понимал, насколько взаимны его чувства.

Эдуард Фукс в «Иллюстрированной истории нравов» дал точную характеристику природы флирта: «Он выражается во взаимных, более или менее интимных ласках, в пикантном обнаруживании сокровенных физических прелестей и во влюбленных разговорах, в которых слова получают характер стимулирующих ласк. Если что отличает в данном случае одну эпоху от другой, так это лишь большая или меньшая свобода во взаимном ухаживании, затем тот круг лиц, на которых простирается флирт: флиртуют или только с тем, к кому чувствуют расположение, или без разбору со всяким - и, наконец, степень публичности, с которой он совершается» [1, с. 205].

В процессе флирта всегда участвуют двое: мужчина и женщина. Глупо приписывать желание флиртовать только слабому полу, мужчины флиртуют смелее и охотнее женщин. Флирт предполагает использование широкого спектра вербальных и невербальных сигналов - улыбка, взгляд, прикосновение, беседа, остроумие. Но флирт требует и свободного социального пространства. Трудно представить себе флирт между мужчиной и женщиной в культуре, где женщине запрещено открыто или завуалировано выражать свои симпатии на публике.

За точку отсчета зарождения искусства флирта мы возьмем конец европейского Средневековья, когда появились первые ростки женской эмансипации. Парадигма Замка предполагала относительную женскую свободу: участие в охоте и пирах.

На вопрос, какие взаимоотношения существовали между мужчиной и женщиной в эту эпоху, по-

может ответить книга Жака Ле Гоффа «История тела в Средние века» [2]. В «темные века» идеалом мужественности был рыцарь. Храбрый, щедрый и справедливый воин, верный вассал своего сюзерена, истинно верующий христианин, защитник вдов и сирот, преданный слуга дамы сердца - вот лишь немногие качества истинного рыцаря. Женщина рассматривалась как существо слабое, зависимое от мужчины, неполноценное по своей природе. Только разум и благородство мужчины могло возвести женщину на более высокий уровень. Восприятие женственности балансировало на грани между телесной красотой Евы и непорочной красотой Девы Марии.

Социальные паттерны женского поведения в средние века были немногочисленны и однообразны. В первую очередь всё зависело от того, насколько знатного и благородного происхождения была дама. Робер де Блуа в стихотворном сочинении «Хороший тон для дам» требовал от женщин соблюдать меру во всем: в движении, в речах и молчании [3, с. 35]. Леди не должна стрелять глазами вправо-влево, ей следует смотреть прямо перед собой и любезно привечать всех встречных. Женщине не следует смотреть мужчине в лицо, разве что тому, кому по праву принадлежит любовь дамы, иначе он сочтет себя ею избранным. Приличной даме не подобает излишне декольтироваться и принимать подарки от посторонних.

Процесс ухаживания требовал от женщины пассивного поведения. Ее мнением редко интересовались при заключении брака. Влюбленные рыцари и трубадуры могли воспылать любовью к хозяйке какого-либо замка, которую никогда не видели, но были наслышаны о ее достоинствах. Рыцари сражались на турнирах в честь дамы сердца, а трубадуры воспевали в стихах. То есть кодекс чести средневекового общества препятствовал возникновению каких-либо поведенческих ситуаций, предполагающих флирт и кокетство, но создал предпосылки к появлению культа Прекрасной Дамы. Хорошей иллюстрацией этому служит знаменитая история трубадура Джауфре Рюделя, синьора де Блайи, который заочно полюбил графиню Триполитанскую по одним лишь добрым слухам о ее куртуазности [4, с. 18]. Чтобы встретиться с возлюбленной, он отправился на корабле в крестовый поход. В пути бедный Джауфре Рюдель так тяжело заболел, что его сочли умершим. Спутники оставили больного в странноприимном доме в Триполи. Едва графиня Триполитанская проведала об этом, то поспешила к больному и заключила его в объятья. Трубадур узнал ее, и «вернулись

к нему слух и чувства», но позже умер на руках у возлюбленной.

Культ Прекрасной Дамы делил всех женщин на достойных и недостойных подобного почитания. «Высокое служение даме» предполагало уважение к знатности и богатству последней и, в большинстве своем, платоническую любовь. «Низкий» стиль воспевал любовный интерес к бедным горожанкам и крестьянкам, среди которых, с одной стороны, царили свободные нравы, а с другой - женщины недворянских сословий умели постоять за свою честь, понимая, что доброе имя лучше мимолетной любви синьора. Иллюстрацией взаимоотношений между вельможей и пастушкой служит известный стих Мар-кабрюна. В нем сперва рыцарь делает комплименты деревенской простушке, что не от «виллана простого, а от синьора младого мать родила вас девица» [4, с. 14], а потом красноречиво склоняет к любовным утехам. Но сельская жительница оказывается не такой уж глупой: она очень твердо и аргументированно отказывает вельможе разделить его сиюминутную страсть.

Трудно говорить о флирте как о способе самопрезентации женщины в средневековом обществе. Он скорее мешал, чем способствовал ее социальному успеху. В средневековой новелле «Фламенка» описывается многонедельный флирт между замужней дамой Фламенкой и молодым священником. Красавица страдает из-за ревнивого старого мужа, который отпускает ее только в церковь в сопровождении старухи-дуэньи. Священник с первого взгляда влюбляется в нее и пытается помочь избавиться от суровой опеки служанки. Влюбленные могут обменяться только одним словом друг с другом. Священник задает вопрос, а Фламенка отвечает ему через неделю, потом через неделю он снова ее спрашивает. После нескольких месяцев такого общения влюбленным удается удовлетворить свою страсть, несмотря на ревнивого старика и бдительную служанку [5].

Ренессанс можно назвать переходным этапом между парадигмой Замка и парадигмой Салона. В нем еще сохраняются черты замковой культуры, но со временем ему все больше становятся присущи черты салонной культуры.

В эпоху Возрождения «красота стала пониматься двойственно, что в нашем, современном, восприятии выглядит как противоречие, а для людей того времени было вполне естественным» [6, с. 178]. В самом деле, красота воспринимается и как подражание природе согласно научно обоснованным пра-

вилам, и как созерцание сверхъестественной стадии совершенства, не подвластной глазу, ибо не имеющей полного воплощения в подлунном мире.

Ренессансный тип мужчины - это тип ученого-энциклопедиста, он продолжает оставаться рыцарем, но изучает античных авторов, интересуется искусством, покровительствует наукам.

Ренессансный тип женщины - это, с одной стороны, образ идеальной возлюбленной, унаследовавшей небесные черты Прекрасной Дамы. Беатриче в «Божественной комедии» Данте Алигьери ведет его через девять небесных сфер в эмпирей, где пребывает Господь. Лаура у Франческо Петрарки -это земное воплощение ангельской красоты. С другой стороны, женщина становилась активной участницей любовных отношений. Помимо красоты и доброты от возлюбленной требовалось проявление интеллектуальных способностей: самостоятельного мышления, фантазии, творческого подхода и изворотливости в любовных делах, - и наличие взаимного любовного чувства.

Если дама не отвечала взаимностью или не соответствовала требованиям возлюбленного, то ее можно было разлюбить, заменить другой или вообще разочароваться во всем женском поле. Итальянская и французская новелла Возрождения описывает разные женские типы и называет женскую алчность главным препятствием во взаимной любви. Если женщина требовала плату за любовь, то возлюбленный мог и убить ее. И в «Декамероне» Бок-каччо можно найти примеры, когда женщина расплачивалась жизнью за собственную корысть. Но в этом же произведении можно найти примеры флирта со стороны женщин, выражавшегося в остроумных и находчивых ответах.

Но в какой степени флирт присутствовал в повседневной жизни Ренессанса? Брантом в книге «Галантные дамы» рассуждал о том, что в любовных делах наибольшее утешение сулит «прикосновение, любовные ли речи или взгляды» [7, с. 140]. Ни разу не употребив слово флирт, он назвал три его главных составляющих. Особенно нас интересует мнение Брантома о женском красноречии как о показателе интеллекта. Он рассуждал, что дама, обладающая должным красноречием, в глазах мужчины выглядит достойнее, чем женщина молчаливая. По его словам, многие достойные кавалеры отказывались вступать в любовную связь с весьма красивыми дамами, лишь потому что те были глупы донельзя, вялы, тупоумны и косноязычны [7, с. 151]. И всем женщинам, желающим достичь успеха у мужчин, ав-

тор «Галантных дам» рекомендовал овладеть искусством риторики.

Ренессанс можно назвать первой эпохой, когда от умения флиртовать зависела самопрезентация женщины в обществе. Первые салоны были созданы эмансипированными любительницами искусства и литературы, такими как Маргарита Наваррская, Луиза Лабе и др. Они хотели блистать не только красотой и изысканными манерами, но и умом. Их окружали знаменитые художники и писатели Возрождения.

Новое время с его научными и техническими достижениями, религиозными и колониальными войнами, либеральными революциями окончательно сформировало салонную культуру. Отныне не только знатные дамы, но и дамы полусвета (куртизанки, содержанки), а вслед за ними и представительницы буржуазии устраивали у себя дни приемов. На приемах могли присутствовать и люди искусства, и представители богемы, и простые любители культурного досуга.

Парадигму Салона можно использовать как синоним Галантного века, который, в первую очередь, отражал взаимоотношения между мужчиной и женщиной из аристократической среды. «Галантность» в переводе с французского обозначает изысканную вежливость, чрезмерную обходительность по отношению к женщине. «Галантный кавалер» - слегка инфантильный, внешне женоподобный мужчина, который находит время для светской беседы между занятиями войной и наукой. «Галантная дама» - милая, пикантная, изящная как фарфоровая статуэтка, достаточно образованная, чтобы не дать мужчине заскучать. Ибо скука становится главным бичом повседневной жизни аристократов. И мужчины, и женщины много пишут - письма, романы, участвуют в театральных постановках, маскарадах, превращая жизнь в вечный праздник. При этом светская жизнь находилась под влиянием жизни церковной.

Социальные паттерны женского поведения в эпоху Просвещения жестко регламентировались католической и протестантской церковью. Большинство процессов над ведьмами проходило как раз в странах, пронизанных протестантской этикой. Темные наряды, скромный покрой платьев, запрет всех развлечений, суровая добродетель без милости к падшим - это лишь разрозненные элементы, из которых складывается искаженное представление об идеальной женщине. Например, такое направление в протестантизме, как пиетизм, придавал большое значение внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному совершенствованию. Желающие достичь

личной святости должны были приучить себя к самодисциплине: отказаться от азартных игр, танцев и театра, быть умеренными в еде, питье и одежде. В то время как одни предавались безудержному гедонизму, другие искали себя в аскетизме.

Женщина и у католиков, и у протестантов была в некоторой степени свободна в выборе спутника жизни, но должна была больше полагаться на разум, чем на чувства. Публичное выражение симпатии не возбранялось, если женское целомудрие не страдало и всё обходилось без нежелательных последствий. Просветители не отставали от религиозных деятелей в критике женского поведения. Впервые задумавшись над природой «женского», они противопоставляли кротких и добродетельных героинь античности своим современницам [8]. По их мнению, женщины вместо того, чтобы быть хранительницами домашнего очага, превратились в искательниц любовных наслаждений. И мужчины, и женщины стремились удовлетворить сексуальные потребности изысканным способом. «Мужчина должен применять различные способы, чтобы соблазнить женщину, которая и не думает отказываться. Неприличным считается только ревность со стороны кого-либо из супругов» [8, с. 71].

В эпоху Просвещения любовь не была определяющим условием для заключения брака. Она находилась за пределами семейных отношений. И чаще всего ее заменял флирт. Тогда флиртовали все, от короля до последнего слуги, от королевы до камеристки. Флирт становится благодатным полем для самопрезентации: чем больше партнеров по флирту, тем выше социальный статус. Стендаль описывал четыре вида любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическую любовь и любовь-тщеславие. Флирт - это одновременно любовь-влечение и любовь-тщеславие. «Человеку хорошего происхождения заранее известны все приемы, которые он употребит и с которыми столкнется в различных фазисах этой любви; в ней нет ничего страстного и непредвиденного, и она часто бывает изящнее настоящей любви, ибо ума в ней много, это холодная и красивая миниатюра...» [9, с. 291]. Любовь-тщеславие направлена на тех людей, чьи качества способствуют укреплению социального престижа в свете. Флирт этому всячески способствует.

В XIX в. флирт становится менее откровенным. Теперь флирт направлен не на всех мужчин вокруг, а на того единственного, кто является потенциальным кандидатом в мужья. «Если родители разрешают и помогают дочери флиртовать, то это имеет еще и

другую причину, кроме желания дать ей возможность насладиться "невинными радостями" сношений с мужчинами. Подобное великодушие объясняется также стараниями родителей облегчить дочке ловлю мужа. Что девушка, умеющая флиртовать, легче всего выйдет замуж, такое мнение довольно распространено. Ибо, как известно, мужчину легче всего возбудить, идя ему навстречу, равно как таким путем легче всего и удержать его так, что он уже не уйдет» [10, с. 246].

Но все-таки парадигма Салона охватывала только дворянское и буржуазное сословия. У крестьянок же не оставалось времени на флирт.

В ХХ в. произошли глобальные изменения не только в историческом, политическом, но и в социокультурном плане. Гендерные взаимоотношения получили новое оформление, они стали более открытыми, свободными и разнообразными. На смену парадигме Салона пришла парадигма Всплывающих окон, объединившая все народы и культуры.

Почему для новейшего времени был взят образ Окна? Потому что ХХ в. предложил нам кино, телевидение и интернет как способ не только расширения границ представления о мире, но и как способ подглядывания и открытого созерцания ранее недоступной реальности. Выход во Всемирную паутину - это модифицированный образ заглядывания в чужие окна, удовлетворения тайных потребностей и желаний.

Парадигма Всплывающих окон начала формироваться в эпоху немого кино, когда от актеров требовалось передавать на экране тончайшие оттенки чувств при помощи мимики и жестов. Потому что от выразительности их эмоций и умения вести немой диалог со зрителем зависел успех кинокомпаний. В кино как в искусстве движущихся картинок важно понятие кадра. Жиль Делёз в книге «Кино» пишет, что «кадрированием называют обусловленность закрытой или относительно закрытой системы, включающей в себя всё, что присутствует в образе: декорации, персонажи, аксессуары» [11, с. 52]. Получается даже, что в кадре присутствует много разнообразных кадров: двери, окна, окна в автомобилях и зеркала.

Подражание любимым актерам привело не только к появлению новых стандартов красоты, но и новых стандартов социального жеста, общения. Ро-лан Барт в статье «Лицо Греты Гарбо» пишет: «Гарбо еще принадлежит тому этапу в истории кино, когда сам показ человеческого лица ввергал толпу в величайшее волнение» [12, с. 113]. Лицо Гарбо сочетает в себе два века киноиконографии; здесь священный

ужас сменяется очарованием. В кино можно показать красивое уродливым, а уродливое сделать прекрасным. Подсмотренные на экране и перенесенные в жизнь жесты, взгляды и улыбки использовались зрителями для выстраивания идеальных любовных отношений. Женщины мечтали, чтобы за ними ухаживали так же красиво, как в кино. Мужчины хотели видеть своих избранниц такими же красивыми и обаятельными, как кинодивы. Бриджит Бардо, Мэрилин Монро, Катрин Денев, Софи Лорен, Ким Бэсинджер, Шэрон Стоун - в разное время и на долгие годы были символами женской привлекательности и сексуальности.

Личное обаяние, осознание собственной привлекательности играет не последнюю роль в процессе флирта. Нью-йоркский художник Дан Грэм в начале 1970-х организовал перформанс, в котором двум участникам в присутствии зрителей предлагалось словами рассказать о том, какое впечатление производит один из них [13, с. 202]. Женщина сидела перед экраном, на котором было видно ее лицо; мужчина наблюдал за ней через видеокамеру, сфокусированную на ее лице. Дама изучала свои черты и описывала то, что видит; одновременно мужчина рассказывал о том, как воспринимает ее лицо он. Можно предположить, что если бы участница пер-форманса не обладала хотя бы толикой привлекательности, то рассказ мужчины о восприятии ее лица привел бы к скандалу и выяснению отношений. Потому что любая женщина при общении с мужчиной хотела бы нравиться ему или получить благожелательный отзыв о своей внешности.

Развитие телевидения подарило зрителю такое явление, как ток-шоу, реалити-шоу. Вследствие чего повседневная жизнь, покинув сферу приватного, стала достоянием общественности.

В 1990-е гг. среди молодежи популярным было романтическое шоу «Любовь с первого взгляда», на котором с помощью вопросов и ответов можно было найти соответствующих друг другу партнеров. Передача была интересна зрителю живым общением участников, их личным мнением о гендерных взаимоотношениях и ценными советами по выстраиванию общения между влюбленными.

Ток-шоу «Про это» было посвящено щекотливой теме интимных отношений. Высказывания участников были настолько откровенными и циничными, что выходили за рамки приличий.

Целью ток-шоу «Моя семья» стало обсуждение семейных проблем, но оказалось очень слабым в ее реализации. Представляя собой сборную солянку по

темам и участникам, передача выглядела откровенной профанацией темы любви и семьи. Рубрика «Маска откровения» выигрывала за счет дешевого скандала и заигрывания с публикой.

Ток-шоу «Я сама» - стало гимном женскому гендеру, женской эмансипации. Все героини страдали от того, что были self-made woman - сильными женщинами в мире слабых мужчин.

Создатели передачи «Давай поженимся» сделали серьезную заявку на поддержание семейных ценностей, на помощь в создании семьи. В реальности мало кто из участников передачи смог создать семью, а те, кто создал, быстро развелся.

«Реалити-шоу... - телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и / или онлайн-трансляции». Считается, что первым реалити-шоу стала американская программа «Скрытая камера» (1948), однако в европейских странах настоящая популярность пришла к реалити-ТВ в 1990-х гг., а в России - с 2001 г. («За стеклом») [14, с. 39].

Многие реалити-шоу были провокативными по своей природе, они пытались завлечь телезрителя путем эпатажа и скандала. В основе ток-шоу «Окна» лежали искусственно смоделированные конфликтные ситуации на почве сексуальных и семейных взаимоотношений. Публичное выяснение отношений участников ток-шоу заканчивалось скандальными разборками и дракой [15].

Авторы реалити-шоу «Дом-2» первоначально ставили перед участниками задачу поиска кандидатов для создания семейных отношений и постройку дома. Желающие проходили кастинг перед передачей и в первый день пребывания в «Доме-2». Оценивалась их внешняя привлекательность, коммуникабельность и популярность у противоположного пола. Неугодные кандидаты отсеивались. Реалити-шоу затянулось на много лет, его не раз пытались запретить из-за вульгарного и откровенно развратного поведения участников.

Современные реалити-шоу и ток-шоу построены на публичном обсуждении семейных тайн, трансгендерных и нетрадиционных отношений; определении отцовства с помощью теста на ДНК, установлении личности преступника в бытовых преступлениях.

Интернет породил новые представления и способы самопрезентации, а также позволил сконструировать новые формы флирта. Понимание эффекта окна как очень важной составляющей части флирта можно найти в произведении бразильского писа-

теля Жоржа Амаду «Габриэла, гвоздика и корица» [16]. В романе раскрыт образ недоступной красавицы Офенизии, по которой томился бразильский император и посвятил ей множество стихов. Бедняжка Офенизия так и осталась старой девой, вздыхающей у окна о любви императора. Другая героиня книги - содержанка богатого жителя города Илье-уса, Глория, предмет тайных мечтаний всех мужчин, - также постоянно тосковала у окна. Но никто из воздыхателей не осмеливался вызволить ее из заточения. Поведение императора и ильеусцев похоже на поведение мужчин в виртуальном мире. Они редко стремятся перевести зародившиеся в сети отношения в реальные.

Мужчины и женщины обращаются к Всемирной паутине с разными целями и потребностями. Первые ищут легкое общение, спутниц для случайных интимных связей. Последние мечтают встретить если не спутника жизни, то хотя бы близкого друга или верного любовника. Флиртуя в сети, мужчина и женщина примеряют разные образы, стараясь ано-нимизировать свое подлинное «я». При личной встрече участники виртуального флирта могут не просто разочароваться друг в друге, но и обвинить в откровенном мошенничестве.

Порой бывает так, что женщина или мужчина в реальной жизни с трудом находят общий язык с противоположным полом, но легко налаживают контакты в Сети. И наоборот, легкий и обаятельный человек в жизни при общении в интернете становится немногословным и тяжеловесным.

Парадигма Всплывающих окон показывает, что флирт в виртуальном пространстве является закрытой коммуникацией; он не способствует сближению мужчины и женщины. С одной стороны, он создает многовариантную и многоходовую гендерную самопрезентацию и самореализацию в интернете. С другой - социальные паттерны женского и мужского поведения в Сети основаны на игре, блефе. Виртуальные отношения являются суррогатом реальных отношений. В них всегда есть доля эксперимента, авантюры, например, в теме трансгендерных отношений. Решение собственных психологических проблем заставляет скрывать свой пол, возраст, семейное положение. Любовь и брак не являются целью виртуального флирта. Он не более, чем игра.

В качестве заключения сформулируем следующие положения:

1. Для флирта требуется определенная доля женской эмансипации. Он зарождается в ту эпоху, когда женщина выходит в публичное пространство и

Вестник Омского университета 2019. Т. 24, № 2. С. 79-86

ISSN 1812-3996-

может разговаривать с мужчинами, не будучи обвиненной в нарушении норм морали. Каждая эпоха диктует свои социальные паттерны женского поведения, от которых зависит, как женщина будет реагировать на ухаживание со стороны мужчины. Флирт становится мостиком между полами, он помогает мужчине и женщине приблизиться друг к другу, выстроить любовные и семейные отношения.

2. Важной составляющей флирта является самопрезентация. Ощущение собственной привлекательности в глазах противоположного пола - необходимое условие для достижения социального успеха. Флирт - один из способов не только вызвать любовные чувства, но и продемонстрировать степень своей успешности, статусности.

3. В классическую эпоху самопрезентация носит благопристойный характер; очень важно пока-

зать воспитанность и хорошие манеры. Быть привлекательным, не потрясая основы общественной морали - вот в чем заключался смысл успеха. В наше время благопристойность не является залогом публичного успеха. Только вызывающее поведение, вынос на зрительское обсуждение интимных подробностей жизни знаменитостей и рядовых граждан привлекает всеобщее внимание.

4. В наши дни кино, телевидение и интернет переполнены откровенной сексуальностью, провока-тивным, вызывающим женским поведением, агрессивным желанием доказать всем свое превосходство. Самопрезентация становится самоцелью в виртуальном мире. Флирт из разряда искусства перешел в разряд аферы, экспериментов с трансгендером. Он теперь представляет собой симуляцию любовных и сексуальных отношений, а любовь и брак не являются целью виртуального флирта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФуксЭ. Иллюстрированная история нравов: Галантный век / пер. с нем. М. : Республика, 1994. 479 с.

2. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века. М. : Текст, 2008. 192 с.

3. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в Средние века // Культура Средних веков в памятниках исторической мысли Франции / пер. с фр. М. Ю. Некрасова. СПб. : Евразия, 1997. 384 с.

4. Жизнеописания трубадуров / под ред. М. Б. Мейлах. М. : Наука, 1993. 735 с.

5. Фламенка. М. : Наука, 1983. 320 с.

6. Эко У. История красоты. М. : СЛОВО/SLÜVÜ, 2005. 440 с.

7. Брантом. Галантные дамы / пер. ; общ. ред., вступ. ст. и коммент. А. Д. Михайлова. М. : Республика, 1998. 463 с.

8. Луканина О. Н. Проблема «женского» в эпоху Просвещения // Вестн. МГУКИ. 2010. № 2 (34). С. 70-73.

9. Философия любви : в 2 т. М. : Политиздат, 1990. Т. 1. 608 с.

10. ФуксЭ. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век / пер. с нем. М. : Республика, 1994. 442 с.

11. Делёз Ж. Кино. М. : AD MARGINUM, 2004. 560 с.

12. Барт Р. Мифологии. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 463 с.

13. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

320 с.

14. Левицкая А. А. Реалити-шоу как реклама образа жизни: медиаобразовательные проекты // Ме-диаобразование. 2013. № 4. С. 39-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Окна : телепрограмма. URL: ШрБ://ги.ш11фе01а.ог§/ш1к1/Окна_(телепрограмма) (дата обращения: 17.01.2019).

16. АмадуЖ. Габриэла // Избр. произв. : в 3 т. / пер. с португ. СПб. : Химия, 1993. Т. 3. 416 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Зайко Мария Александровна - заведующий специальной библиотекой, Санкт-Петербургский университет МВД России, Ленинградский областной филиал, 188662, Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, Лесная улица, 2; e-mail: mariavasilisa@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Zayko Maria Alexandrovna - Pead of Special Library, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Leningrad regional branch, 2, ul. Lesnaya, pos. Murino, Vsevolozhskiy r-n, obl. Leningradskaya, 188662, Russia; e-mail: mariavasilisa@ yandex.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Зайко М. А. Искусство флирта: социокультурные парадигмы // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 2. С. 7986. Эй!: 10.25513/1812-3996.2019.24(2).79-86.

FOR CITATIONS

Zayko M.A. The art of flirting: sociocultural paradigms. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2019, vol. 24, no. 2, pp. 79-86. DOI: 10.25513/ 1812-3996.2019.24(2).79-86. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.