Научная статья на тему 'Искусство федоскинской миниатюры: Головченков Олег Владимирович – наставник, художник, творец'

Искусство федоскинской миниатюры: Головченков Олег Владимирович – наставник, художник, творец Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федоскинская лаковая миниатюра / федоскинская школа лаковой миниатюрной живописи / исполнительское мастерство. / Fedoskino lacquer miniature / Fedoskino school of lacquer miniature painting / performing skill.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова М. В., Лейтланд И. В.

В статье рассматривается творческий и педагогический путь художника-миниатюриста Олега Владимировича Головченкова – представителя династии федоскинских мастеров, выпускника Федоскинской школы лаковой миниатюрной живописи, преподавателя и наставника многих поколений художников-миниатюристов. О.В. Головченков достиг высокого профессионального мастерства в федоскинской миниатюре и смог раскрыть собственный творческий потенциал художника, создав серию уникальных композиций. На протяжении 30 лет передаёт свои знания и опыт обучающимся, среди его учеников много успешных художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова М. В., Лейтланд И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The art of Fedoskino miniature: Oleg Vladimirovich Golovchenkov – mentor, artist, creator

The article examines the creative and pedagogical path of the miniature artist Oleg Vladimirovich Golovchenkov, a representative of the dynasty of Fedoskino masters, a graduate of the Fedoskino school of lacquer miniature painting, a teacher and mentor to many generations of miniature artists. O.V. Golovchenkov achieved high professional skill in Fedoskino miniature and was able to reveal his creative potential as an artist, creating a series of unique author’s compositions. For 30 years he has been passing on his knowledge and experience to students, among his students there are many successful artists.

Текст научной работы на тему «Искусство федоскинской миниатюры: Головченков Олег Владимирович – наставник, художник, творец»

УДК 378.6:745.542+7.071.1

Ермакова М.В., кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, e-mail: ermakova-80@mail.ru

Ermakova M.V., PhD in Pedagogy, deputy director for scientific and methodical work of the Fedoskino institute of lacquer miniature painting - branch of the Higher school offolk arts (academy), 141052, Moscow region, s. Fedoskino, Lukutinskaya str., e-mail: ermakova-80@mail.ru

Лейтпанд И.В., преподаватель Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, e-mail: fhpu@mail. ru

Leitland I.V., teacher, Fedoskino institute of lacquer miniature painting -branch of the Higher school of folk arts (academy), 141052, Moscow region, p. Fedoskino, Lukutinskaya str., e-mail: fhpu@mail.ru

Искусство федоскинской миниатюры: Головченков Олег Владимирович - наставник, художник, творец The art of Fedoskino miniature: Oleg Vladimirovich Golovchenkov -

mentor, artist, creator

Аннотация. В статье рассматривается творческий и педагогический путь художника-миниатюриста Олега Владимировича Головченкова -представителя династии федоскинских мастеров, выпускника Федоскинской школы лаковой миниатюрной живописи, преподавателя и наставника многих поколений художников-миниатюристов. О.В. Головченков достиг высокого профессионального мастерства в федоскинской миниатюре и смог раскрыть собственный творческий потенциал художника, создав серию уникальных композиций. На протяжении 30 лет передаёт свои знания и опыт обучающимся, среди его учеников много успешных художников.

Ключевые слова: федоскинская лаковая миниатюра, федоскинская школа лаковой миниатюрной живописи, исполнительское мастерство.

Abstract. The article examines the creative and pedagogical path of the miniature artist Oleg Vladimirovich Golovchenkov, a representative of the dynasty of Fedoskino masters, a graduate of the Fedoskino school of lacquer miniature painting, a teacher and mentor to many generations of miniature artists. O.V. Golovchenkov achieved high professional skill in Fedoskino miniature and was able to reveal his creative potential as an artist, creating a series of unique author's compositions. For 30 years he has been passing on his knowledge and experience to students, among his students there are many successful artists.

Key words: Fedoskino lacquer miniature, Fedoskino school of lacquer miniature painting, performing skill.

Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего.

H.H. Толст oft

Преемственность и наставничество - ключевые понятия в обучении федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Специфика обучения федоскинской лаковой миниатюрной живописи такова, что предполагает тесное взаимодействие обучаемого с носителями уникальных знаний и опыта. Личность преподавателя, его умение передать свою любовь к искусству, сложному ручному труду, остаются главным стимулом к сохранению и развитию профессионального образования в данной области.

На протяжении двух веков в федоскинской миниатюре складывалась традиция передачи знаний и опыта от мастера, наставника - к обучающемуся. Эта традиция сохранилась и при организации профессионального обучения художников в Федоскинской профессионально-технической школе, в которой обучать мастерству стали ведущие художники промысла, носители культурного кода этого вида искусства.

Хранителями художественных и стилистических особенностей федоскинской лаковой миниатюры являются преподаватели-наставники Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала Высшей школы народных искусств, поддерживающие преемственность поколений: от истоков становления промысла - до настоящего времени. Преподаватель-художник передает знания и опыт «новому поколению художников творческое и культурное наследие предшествующих поколений, обеспечивает преемственность в искусстве» [1, с. 61].

В год, объявленный

Президентом России В.В. Путиным, Годом педагога и наставника [15], отмечает свой 60-летний юбилей федоскинский художник,

преподаватель, наставник - Олег Владимирович Головченков (рис. I46).

О.В. Головченков -

представитель династии

федоскинских мастеров. Его прадед Алексей Ефимович Головченков (1875-1943) работал мастером-лакировщиком на фабрике H.A. Лукутина (рис. 2). Был человеком деятельным и активным, приложил значительные усилия для сохранения

46 Рис. 1-10. - фото из семейного архива О.В, Головченкова.

Рис 1. О.В. Головченков

и развития федоскинской лаковой миниатюрной живописи в начале XX века после закрытия Лукутинской фабрики. В 1910 г. стал одним из учредителей Федоскинской трудовой артели бывших мастеров фабрики Лукутиных [18, с. 248].

Создание артели не только помогло художникам объединиться и сохранить уникальную технологию многослойной масляной живописи с применением различных декоративных подкладок, приёмов

декоративного оформления, но и вывести на новый уровень развития федоскинскую миниатюру. В 1916-1926 гг. Алексей Ефимович был председателем Федоскинской трудовой артели [13, с. 302], что свидетельствует о его деловой хватке, незаурядном уме и организаторских качествах. М.С. Чижов отмечает, что А.Е. Головченков стал одним из первых преподавателей в открытой в 1931 г. Федоскинской профессионально-технической школе [11, с. 498].

Олег Владимирович Головченков - достойный продолжатель династии: достиг высокого профессионального мастерства в федоскинской лаковой миниатюрной живописи, раскрыл свой потенциал художника-творца, стал ведущим преподавателем исполнительского мастерства в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи, активно занимается изучением современной истории развития промысла, с успехом продолжил многие начинания своего прадеда А.Е. Головченкова.

Стремление стать художником у О.В. Головченкова проявилось в раннем детстве и нашло поддержку родных. С большой любовью и теплотой отзывается художник о своём отце. Владимир Дмитриевич научил сына читать, открыл ему удивительный мир художественной литературы, пробудил интерес к познанию, развил наблюдательность и умение видеть красоту окружающего мира, обучил азам рисунка и живописи. Большое влияние на самоопределение Олега Владимировича и выбор профессионального пути художника-миниатюриста оказали два двоюродных брата отца - талантливые художники A.A. Парфенов и Н.В. Иванов [4]. A.A. Парфенов был одним из первых выпускников Федоскинской профессионально-технической школы, по окончании учебного заведения стал мастером-преподавателем (1936) г. 46 лет преподавал «Производственное мастерство». Благодаря его стараниям в 1960 г. было открыто направление подготовки художников-эмальеров, внёс значительный вклад в подготовку современных художников, заложил основы развития промысла в XX веке.

Удовлетворению жажды знаний и стремления получать уникальный опыт художника-миниатюриста О.В. Головченкова способствовало обучение

Рис. 2. А.Е. Головченков

у таких мэтров лаковой миниатюры как A.B. Щагин и B.C. Кульгавов. Основы композиции постигал под руководством Заслуженного художника России Н.Г. Марчукова; рисунок и живопись изучал с Заслуженным художником России В.Н. Фроловым и Заслуженным деятелем культуры РФ Б.П. Городилиным.

Каждый преподаватель обладал своими подходами и приёмами обучения, каждого из них с вниманием слушал О.В. Головченков, перенимая уникальный опыт мастерства, изучал дополнительную информацию, сравнивал, анализировал манеру живописи федоскинских художников. С теплотой и благодарностью вспоминает преподавателей, которые смогли подготовить не просто исполнителя, обладающего высоким техническим мастерством, но и раскрыть качества, необходимые будущему художнику-творцу, привить культуру труда, показать эстетику лаковой миниатюры, сформировать чувство гордости и уважения к труду многих поколений миниатюристов. Спустя годы О.В. Головченков, став преподавателем, будет неоднократно возвращаться к опыту своих учителей, анализировать их методы преподавания [5].

В 1986 г. О.В. Головченковым были подготовлены в качестве выпускной квалификационной работы три изделия. Два произведения с творческими композициями,

оригинальными по замыслу и живописному исполнению, на историческую тему (шкатулка «Евпатий Ко л оврат») и тему труда (шкатулка «Богородские резчики»), третья - копия работы Ф. Буше «Юпитер и Каллисто». Как отмечает Л.Я. Супрун, в студенческих работах этого периода большое внимание уделяется гражданской теме, изображению исторических событий [13, с. 295]. Поэтому не удивительно, что «Повесть о разорении Рязани

Батыем» (1237) стала основой творческой композиции, посвященной важному историческому событию, -защите Рязани и борьбе Евпатия Коловрата с войсками хана Батыя.

Руководителем дипломного проекта О.В. Головченкова на историческую тему «Евпатий Коловрат» был Н.Г. Марчуков; выполнением дипломной работы руководил A.B. Щагин, который помог подобрать наиболее выигрышные для композиции материалы и приёмы выполнения изделия из папье-маше (рис. 3). К героической теме художник будет

Рис. 3. О.В. Головченков. Шкатулка «Евпатий Коловрат», 1986 г. Руководитель: A.B. Щагин

обращаться и позже: шкатулка «М.И. Кутузов», 2012 г.; сфера на подставке «В.В. Терешкова», 2016 г. (рис. 4); шкатулка «Петр I», 2022 г. (рис. 5) и др.

После окончания учебного заведения О.В. Головченков работает на Федоскинской фабрике. Общение с ведущими художниками промысла: П.Н. Пучковым, С.С. Рогатовым, A.A. Федоровым, О.И. IПанкиным позволило в полной мере раскрыться творческому потенциалу молодого художника, заложенному

преподавателями Федоскинской школы миниатюрной живописи. Благодаря

преподавателю A.B. Щагину на третьем курсе Федоскинской школы состоялось первое серьёзное знакомство О.В. Головченкова с произведениями П. П. Бажова. Сказы П.П. Бажова, повествующие о талантливых мастерах, красоте Урала, несметных богатствах его недр привлекли внимание своей самобытностью, образностью. На основе сказов художник создал ряд творческих композиций: «Огневушка-Поскакушка» (1987), «Золотой Волос» (1989).

На основе произведения П.П. Бажова - «Сказ о Золотом волосе» была разработана творческая композиции «Золотой Волос» (рис. 6), в центре которой изображена «девица -Полозова дочь, прозывается Золотой Волос. Волосы у неё из чистого золота. Ими она к месту и прикована. Сидит да косу полощет, а весу не убывает» [9, с.

3].

На дальнем плане достаточно условно, чтобы не отвлекать внимание зрителя от главной фигуры, изображён пейзаж. Традиционный для

федоскинской миниатюры чёрный фон эффектно оттеняет игру света сусального золота и перламутра, добавляя объёма живописи и сказочности. При разработке творческой композиции художнику удалось передать яркий образ и характер героини сказа, наполнить композицию характерными деталями и при этом выполнить работу в традиционной для федоскинской миниатюры манере.

Рис. 4. О.В. Головченков. Сфера на подставке «В.В Терешкова». 2016 г.

Рис. 5. О.В. Головченков. Шкатулка «Пётр I - флотоводец». 2022 г.

Художником было разработано несколько вариантов данной композиции, которая была популярна в 1990-2000-е гг. и тиражировалась на Федоскинской фабрике. Работа художника хранится в музее АО «Федоскино», а также опубликована в юбилейном каталоге, посвященном 200-летию федоскинской миниатюры [12].

Развитие творческого потенциала художника - сложный и последовательный процесс, который основан на многих составляющих: умение видеть красоту в окружающем нас мире, личном духовном опыте художника, высоком уровне мастерства. Мы убеждены в том, что только художник с богатым внутренним миром, тонко чувствующий, умеющий восхищаться красотой природы и любящий жизнь может создавать яркие, душевные, наполненные теплом произведения.

Также важна работа над поиском творческой идеи и её реализация средствами конкретного вида искусства. Основа создания композиции -настроение художника, которое формируется в процессе чтения художественных произведений, прослушивания классических музыкальных произведений, которые подсказывают композиционные решения в живописи. У каждого миниатюриста складывается собственный особый стиль письма. Всё это органичным образом сложилось в творчестве художника в 1990-е гг.

Важно отметить, что Олег Владимирович работает в русле традиций федоскинского промысла, но вносит свою ноту, обогащая наследие лаковой миниатюры великолепными произведениями. Его работы проникнуты тонким лиризмом. В композициях художника позы фигур, выражение лиц, жесты, колористический строй, передают всю гамму чувств героев, сливаясь в симфоническом звучании, производят неотразимое впечатление на зрителя.

Олегу Владимировичу особенно хорошо удаётся передать душу русского человека в гармонии с родной природой, раскрыть его образ посредством пейзажа. Так, например, в панно «Лель и Снегурочка» (рис. 7) не только сами герои, но и все детали композиции: травы, ветки дерева, силуэты берега, камни на берегу создают общий ритм, придающий работе поэтику, музыкальность, возможность «слышать» нежные звуки свирели Леля.

В создании цельного художественного образа раскрывается талант художника. Олег Владимирович использует большой арсенал приёмов и материалов, варьируя письмо по-плотному с работой по подкладкам, металлическим пудрам, сусальному золоту, решая художественные задачи федоскинской миниатюры.

Живопись по перламутру в его творчестве смотрится особенно эффектно, так как художник великолепно владеет этой техникой. Перламутровые вставки удачно акцентируют богатые цветовые гаммы произведений мастера.

Рис. 6. О.В. Головченков. Шкатулка «Золотой Волос». 1989 г.

Рис. 7. О.В. Головченков. Панно «Лель и Снегурочка. 1992 г.

Панно «Лель и Снегурочка», ларец «Русалка» (рис. 8) представлены в

постоянной экспозиции Музея-усадьбы Лукутиных [17, с. 97]. Работа «Лель и Снегурочка» в 1990-е гг. стала образцом для

и на

копирования тиражировалась Федоскинской фабрике.

Период конца

1990-х - начала 2000-х гг. в творчестве О.В. Головченкова связан с изучением былинной темы и разработкой творческих композиций по мотивам былины «Садко».

Рис. 8. О.В. Головченков. Ларец «Русалка». 1993 г.

Работа над панно «Царевна Волхова» была начата в 1995 г. и продолжалась более 5 лет. Столь долгий срок работы связан с многосложной композицией, задуманной автором, и большими размерами панно (45 х 27 см) (рис. 9).

Центральной фигурой композиции является прекрасная царевна Волхова. Лёгкая и грациозная фигурка девушки расположена в арке, которая символически показывает переход царевны из мира подводных жителей в мир людей. Царевна, полюбив Садко, решила уйти жить на землю к людям. Она стоит на берегу в лучах солнечного света, сияющий, искрящийся белый цвет платья притягивает внимание. В этом наряде она выглядит как невеста. В левом верхнем углу композиции расположен образ Морского царя. В ЭТОМ образе через детали художнику Рис. 9. О.В. Головченков. Панно удалось соединить властное, жесткое начало «Царевна Волхова» 2000 г.

правителя, который привык повелевать всеми, с нежным образом любящего отца, чувствительного и ранимого. Обрамляют композицию фигуры русалок.

В 2000 г. создана шкатулка «Садко». На работе изображена Царевна Волхова, слушающая Садко, играющего на гуслях (рис. 10).

Автор, обращаясь к разработке творческих композиций, по-своему интерпретирует литературные

произведения, привнося в работу своё видение. Они не просто иллюстрируют литературное произведение, а создают композиции, иногда отличающиеся от видения автора, но передающие основной замысел, обогащая его деталями.

В творческих композициях «Царевна Волхова», «Садко», «Лель и Снегурочка» художник изображает нежных и хрупких женщин, которых прекрасное и сильное чувство любви поставило перед выбором: остаться в привычном, знакомом, уютном мире среди близких людей или по зову сердца отправиться в необыкновенное

Рис. 10. О.В. Головченков. Панно «Садко». 2001 г.

приключение вслед за любимым. В этом проявляется абсолютная убеждённость художника в том, что Любовь - великое чувство, открывающее человеку новый мир, полный гармонии и счастья.

В своем творчестве художник опирается на взаимосвязь искусств: музыки, литературы, живописи, характерную для федоскинской миниатюры, утверждает доброе и светлое видение жизни, подчёркивает её красоту и ценность. И этому на протяжении 30 лет преподаватель-художник учит своих студентов, раскрывая секреты федоскинской лаковой миниатюры.

В преподавании профессиональных дисциплин большое значение имеет личный опыт художника и глубокое осмысление им педагогического опыта, накопившегося за 90 лет профессионального обучения федоскинской миниатюре. О.В. Головченков преподает дисциплины «Исполнительское мастерство», «Основы композиции» и «Проектирование». В педагогической деятельности для него важен индивидуальный подход к каждому обучающемуся, возможность поддерживать энергию и интерес студента к федоскинской миниатюре.

Методика преподавания О.В. Головченкова основана на последовательном освоении студентами основных этапов выполнения живописи на изделиях из папье-маше, создании композиций с учетом художественно-стилистических особенностей федоскинской лаковой миниатюры. О.В. Головченков является одним из хранителей традиций промысла, обучает высокой технике мастерства при выполнении копий традиционных федоскинских работ. Последовательное освоение техники живописи, заложенной лукутинскими мастерами, способствовало не только выработке собственного стиля художника, но и глубокому изучению основ традиционных лукутинских композиций, выявлению характерных художественно-стилистических особенностей. Такое классическое понимание федоскинской миниатюры, её законов и жанров Олег Владимирович воспитывает и в своих студентах. При этом преподаватель постоянно обращает их внимание на работы ведущих художников промысла, демонстрирует новаторские подходы и нестандартные решения композиций. Кроме этого, обращается и к шедеврам мировой живописи, учит на примере работ К.Е. Маковский, Г.И. Семирадский, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, К.П. Брюллов, Ян Ван Алст, Ян Ван Хёйсум и др.

Студенты О.В. Головченкова неоднократно становились победителями конкурса «Молодые дарования»: A.B. Попов (2004), Е.С. Егорова (2008), A.C. Черемисина и Д.Ю. Кравченко (2012). Выпускные квалификационные работы студентов, выполненные под руководством О.В. Головченкова, постоянно экспонируются на выставках Международных и Всероссийских выставках. Произведения А.Н. Разорёнова, Е.А. Мусихиной, И.М. Лебедева представлены в каталоге выставки «Федоскино. Искусство лаковой миниатюры к 220-летию промысла» (Музей-заповедник «Коломенское») [16, с. 133-134].

О.В. Головченков - автор ряда образцов федоскинской лаковой миниатюрной живописи, выполненных для копирования студентами.

Разработал совместно с JI.B. Кабашовой последовательность выполнения портрета в технике федоскинской лаковой миниатюры по дисциплине «Исполнительское мастерство» [6].

Активно развивая научное направление, связанное с изучением истории развития федоскинской лаковой миниатюрной живописи и профессионального образования в этой области, Олег Владимирович успешно привлекает к работе обучающихся среднего профессионального образования. Под научным руководством О.В. Головченкова студенты среднего профессионального образования подготовили ряд научных докладов, посвященных истории федоскинской лаковой миниатюрной живописи, творчеству ведущих художников промысла, художественным и стилистическим особенностям лаковой миниатюры, опыту разработки творческих композиций и выполнения их на изделиях из папье-маше. Доклады представлены на международных форумах и семинарах [10].

Плодотворная многолетняя научная и педагогическая деятельность О.В. Головченкова нашла отражение в статьях, учебных пособиях и научных каталогах. Художник стал соавтором словаря профессиональных понятий федоскинской лаковой миниатюрной живописи [8], где впервые зафиксированы понятия, отражающие специфику профессиональной деятельности художника федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Словарь имеет большое значение для обеспечения процесса профессионального обучения студентов, способствует формированию единого научного понятийного поля художника федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

О.В. Головченковым проведена научная работа по изучению одной из наиболее значимых в России коллекций лаковой миниатюрной живописи конца XVIII - XIX вв., хранящейся в фондах Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Итог работы - публикация научного каталога «Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи» [7], который является важным дидактическим средством подготовки студентов.

Художник внёс заметный вклад в развитие выставочной деятельности Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, является одним из авторов концепции организации музейно-выставочного пространства «Лукутинские традиции», цель которого представить общественности изделия лаковой миниатюрной живописи, художественной росписи по эмали, жостовской художественной росписи, выполненные обучающимися за 90 лет работы учебного заведения.

Головченков О.В. первым из преподавателей обратил внимание на необходимость изучения творчества современных ведущих художников в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, собрал, проанализировал и обобщил материал о творчестве Народных художников [3] и Заслуженных художников, способствовавших развитию профессионального образования в области федоскинской лаковой

миниатюрной живописи [2], раскрыл важные аспекты преемственности поколений в сохранении и развитии данного вида традиционного прикладного искусства, изучил и проанализировал опыт обучения исполнительскому мастерству и основам композиции в Федоскинской профессионально-технической школе.

В О.В. Головченкове гармонично сочетаются умение быть требовательным и справедливым преподавателем, бережное отношение к традициям федоскинского промысла, внимание к каждой личности, умение раскрыть ее творческий потенциал, тактичность, строгий взгляд и юмор. Он обладает уникальными, глубокими профессиональными знаниями, которыми готов делиться. С полной уверенностью можно назвать О.В. Головченкова Наставником молодого поколения художников, Наставником молодого поколения преподавателей, Наставником всех тех, кому интересна федоскинская миниатюра! Олег Владимирович верит, что великий труд педагога, в который вложена душа, откроет новые талантливые имена в федоскинской лаковой миниатюре!

За свою педагогическую работу О.В. Головченков награждён Почётной грамотой главы Мытищинского муниципального района «За доблестный труд и в связи с 80-летием со дня основания ФГОУ СПО Федоскинское художественно промышленное училище миниатюрной живописи», Почётной грамотой Министерства культуры и туризма Московской области «За плодотворный труд, высокий профессионализм, большой вклад в сохранение и развитие народных художественных промыслов Московской области».

Литература

1. Белоусов М.Р. Обучение миниатюрной живописи в Палехе. От прошлого к настоящему / М.Р. Белоусов // Современная русская лаковая миниатюра: Материалы международной конференции 14-16 ноября 2013 года. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства - Москва: ВМДПиНИ 2013. - С. 54-67. - ISBN 978-5-9904009-8-6.

2. Головченков О.В. Вклад Заслуженных художников Российской Федерации в развитие профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 4 (43). -С. 192-204. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-27.pdf (дата обращения: 10.10.2023). - EDN DKJOQC.

3. Головченков О.В. Вклад Народных художников Российской Федерации в сохранение и развитие традиций федоскинской лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 2 (41). - С. 216-225. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-216-225. - URL:

https://www.dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-25.pdf (дата обращения: 11.10.2023). -EDN ERTICM.

4. Головченков О.В. Знаменитые династии в лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и

образование. - 2018. - № 4 (27). - С. 144-151. - URL: http://dpio.ru/stat/2018_4/2018-04-19.pdf (дата обращения: 09.10.2023). - EDN YQKGZV.

5. Головченков О.В. Три преподавателя - три подхода к обучению студентов / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 2 (33). - С. 5-13. - DOI 10.24411/2619-1504-2020-00025. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-01.pdf (дата обращения: 10.10.2023) - EDN WVCUNK.

6. Головченков О.В. Методика выполнения портрета в технике федоскинской лаковой миниатюры по дисциплине «Исполнительское мастерство» на примере копии с работы O.A. Кипренского «портрет O.A. Рюминой», для студентов Федоскинского филиала ВШНИ / О.В. Головченков, Л.В. Кабашова // E-Scio. - 2016. - № 3 (3). - С. 40-54. -URL: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2016/12/Гoлoвчeнкoв-0.-B.Kaбaшoвa-Л.-B.pdf (дата обращения: 08.10.2023). - EDN YIDPXB.

7. Ермакова М.В. Коллекция лукутинской миниатюры - живая нить, связывающая поколения художников-миниатюристов / М.В. Ермакова, О.В. Головченко // Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова -жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи: научный каталог / Под научной редакцией М.А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - С. 166. - ISBN 978-5-94431-418-5.

8. Ермакова М.В. Словарь профессиональных понятий. Федоскинская лаковая миниатюрная живопись: словарь профессиональных понятий для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: лаковая миниатюрная живопись / М.В. Ермакова, О.В. Головченков. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств (академия), 2022. - 78 с. - ISBN 978-5-907569-05-8. - EDN GVLJYM.

9. Золотой Волос. - Москва: МН1111 «ЯНГАЕцентр»: ВРО «Все звезды», 1992. - 12 с.

10. Новожилова И.С. Особенности творчества народного художника России Ю.В. Карапаева / И.С. Новожилова // Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем: Материалы Международного Форума студентов, аспирантов, молодых ученых в 3 т. / Общая редакция Ю.Е. Лапиной; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2023. - Т. I. - С. 61-66. - ISBN 978-5-907569-25-6.

11. Пирогова Л. Л. Русская лаковая миниатюра. Краткая энциклопедия / Л. Л. Пирогова. - Москва: Фонд «Связь Эпох», 2022. - 552 с. -ISBN 978-5-907396-19-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пирогова Л. Л. 200 лет русским лакам. Федоскино / Л.Л. Пирогова. - Москва: Издательская группа «Arbor», 1996. - 160 с. - ISBN 5-7406-0017-0.

13. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун. -Москва: Легпромбытиздат, 1987. - 318 с.

14. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. В 90 т. Произведения 1882-1898. Т. 30 / JI.H. Толстой / Подготовка текста и комментарии B.C. Мишина, Н.В. Горбачева. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1951. - 698 с.

15. Указ президента «О проведении в Российской Федерации года педагога и наставника» / Официальное опубликование правовых актов. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 11.11.2023).

16. Федоскино. Искусство лаковой миниатюры: к 220-летию промысла: каталог выставки, выставочные залы Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, 16 июня - 22 октября 2016 г. / Департамент культуры города Москвы, Министерство культуры Московской области; сост. каталога Н.В. Полонникова. - Москва: [б. и.], 2016. - 199 с. - ISBN 978-5-91353-052-3.

17. Федоскино: каталог музейных предметов коллекций лаковой миниатюрной живописи / Московский областной музей народных художественных промыслов. - Москва: Лето, 2015. - 193 с. - ISBN 978-5-94509-055-2.

18. Чижов М.С. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера / М.С. Чижов. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982. - 261 с.

References

1. Belousov M.R. Obuchenie miniatyurnoj zhivopisi v Palexe. Ot proshlogo k nastoyashhemu / M.R. Belousov // Sovremennaya russkaya lakovaya miniatyura: Materialy' mezhdunarodnoj konferencii 14-16 noyabrya 2013 goda. Vserossijskij muzej dekorativno-prikladnogo i narodnogo iskusstva - Moskva: VMDPiNI 2013. - S. 54-67. - ISBN 978-5-9904009-8-6.

2. Golovchenkov O.V. Vklad Zasluzhenny x xudozhnikov Rossijskoj Federacii v razvitie professional'nogo obrazovaniya v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 4 (43). - S. 192-204. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-27.pdf (data obrashheniya: 10.10.2023).

- EDN DKJOQC.

3. Golovchenkov O.V. Vklad Narodny x xudozhnikov Rossijskoj Federacii v soxranenie i razvitie tradicij fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie.

- 2022. - № 2 (41). - S. 216-225. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-216-225. -URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-25.pdf (data obrashheniya: 11.10.2023). - EDN ERTICM.

4. Golovchenkov O.V. Znamenity e dinastii v lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie.

- 2018. - № 4 (27). - S. 144-151. - URL: http://dpio.ru/stat/2018_4/2018-04-19.pdf (data obrashheniya: 09.10.2023). - EDN YQKGZV.

5. Golovchenkov O.V. Tri prepodavatelya - tri podxoda k obucheniyu studentov / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i

obrazovanie. - 2020. - № 2 (33). - S. 5-13. - DOI 10.24411/2619-1504-2020-00025. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-01.pdf (data obrashheniya: 10.10.2023) - EDN WVCUNK.

6. Golovchenkov O.V. Metodika vypolneniya portreta v texnike fedoskinskoj lakovoj miniatyury' po discipline «Ispolnitef skoe masterstvo» na primere kopii s raboty' O.A. Kiprenskogo «portret O.A. Ryuminoj», dlya studentov Fedoskinskogo filiala VShNI / O.V. Golovchenkov, L.V. Kabashova // E-Scio. - 2016. - № 3 (3). - S. 40-54. - URL: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2016/12/Golovchenkov-O. - V. Kabashova-L. - V. pdf (data obrashheniya: 08.10.2023). - EDN YIDPXB.

7. Ermakova M.V. Kollekciya lukutinskoj miniatyury' - zhivaya nif, svyazy'vayushhaya pokoleniya xudozhnikov-miniatyuristov / M.V. Ermakova, O.V. Golovchenko // Kollekciya lukutinskix izdelij A.S. Mokrousova -zhemchuzhina muzejnogo fonda Fedoskinskogo instituta lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: nauchnyj katalog / Pod nauchnoj redakciej M.A. Saltanova. - Moskva: Severny j Palomnik, 2022. - S. 166. - ISBN 978-5-94431-418-5.

8. Ermakova M.V. Slovar professional'nyx ponyatij. Fedoskinskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopisi slovar professional'nyx ponyatij dlya obuchayushhixsya po programme podgotovki specialistov srednego zvena po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny'e promy'sly': lakovaya miniatyurnaya zhivopis' / M.V. Ermakova, O.V. Golovchenkov. - Sankt-Peterburg: Vy' s shay a shkola narodnyx iskusstv (akademiya), 2022. - 78 s. -ISBN 978-5-907569-05-8. - EDN GVLJYM.

9. Zolotoj Volos. - Moskva: MNPP «YaNGAEcentr»: VRO «Vse zvezdy'», 1992. - 12 s.

10. Novozhilova I.S. Osobennosti tvorchestva narodnogo xudozhnika Rossii Yu.V. Karapaeva / I.S. Novozhilova // Kuftura Rossii v XXI veke: proshloe v nastoyashhem, nastoyashhee v budushhem: Material y ' Mezhdunarodnogo Foruma studentov, aspirantov, molody x uchenyx v 3 t. / Obshhaya redakciya Yu.E. Lapinoj; Vysshaya shkola narodnyx iskusstv. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2023. - T. I. - S. 61-66. - ISBN 978-5-907569-25-6.

11. Pirogova L. L. Russkaya lakovaya miniatyura. Kratkaya e'nciklopediya / L.L. Pirogova. - Moskva: Fond «Svyaz' E'pox», 2022. - 552 s. -ISBN 978-5-907396-19-7.

12. Pirogova L.L. 200 let russkim lakam. Fedoskino / L.L. Pirogova. -Moskva: Izdatef skaya gruppa «Arbor», 1996. - 160 s. - ISBN 5-7406-0017-0.

13. Suprun L.Ya. Lakovaya miniatyura Fedoskino / L.Ya. Suprun. -Moskva: Legpromby'tizdat, 1987. -318 s.

14. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij. V 90 t. Proizvedeniya 1882-1898. T. 30 / L.N. Tolstoj / Podgotovka teksta i kommentarii V.S. Mishina, N.V. Gorbacheva. - Moskva: Gosudarstvennoe izdatef stvo xudozhestvennoj literatury\ 1951.-698 s.

15. Ukaz prezidenta «O provedenii v Rossijskoj Federacii goda pedagoga i nastavnika» / Oficiafnoe opublikovanie pravovy'x aktov. - URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (data

obrashheniya: 11.11.2023).

16. Fedoskino. Iskusstvo lakovoj miniatyury': k 220-letiyu promysla: katalog vy'stavki, vy'stavochny'e zaly' Dvorcza czarya Alekseya Mixajlovicha v Kolomenskom, 16 iyunya - 22 oktyabrya 2016 g. / Departament kur tiny goroda Moskvy\ Ministerstvo kuFtury' Moskovskoj oblasti; sost. kataloga N.V. Polonnikova. - Moskva: [b. i.], 2016. - 199 s. - ISBN 978-5-91353-052-3.

17. Fedoskino: katalog muzejnyx predmetov kollekcij lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / Moskovskij oblastnoj muzej narodnyx xudozhestvenny'x promyslov. - Moskva: Leto, 2015. - 193 s. - ISBN 978-5-94509-055-2.

18. Chizhov M.S. Sredi miniatyuristov. Zapiski fedoskinskogo mastera / M.S. Chizhov. - Leningrad: Xudozhnik RSFSR, 1982.-261 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.