Научная статья на тему 'Искусство для искусства'

Искусство для искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
458
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИНТЕЗ ИСКУССТВ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФОРМЫ ИСКУССТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / SYNTHESIS OF ARTS / RUSSIAN ACADEMY OF ARTS / SCIENTIFIC RESEARCH / ART FORMS / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Церетели Зураб Константинович

Сегодня, когда мне часто задают вопросы о природе искусства, о предназначении искусства, о том, что есть искусство для меня лично, я могу сказать, что искусство и жизнь для меня равноценны. Для меня нет жизни без искусства и искусства без жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art for art

Today, when I am often asked about the nature of art, about the purpose of art, about what is art for me personally, I can say that art and life are equal for me. For me there is no life without art and art without life.

Текст научной работы на тему «Искусство для искусства»

The Art Of Eurasia No. 1 (1) . 2015

Мастерская

STUDIO

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.007

УДК 7.036

ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА

Церетели Зураб Константинович

Президент Российской академии художеств,

народный художник СССР,

герой социалистического труда,

лауреат Государственных премий,

посол доброй воли ЮНЕСКО.

Россия, г. Москва.

Сегодня, когда мне часто задают вопросы о природе искусства, о предназначении искусства, о том, что есть искусство для меня лично, я могу сказать, что искусство и жизнь для меня равноценны. Для меня нет жизни без искусства и искусства без жизни.

Ключевые слова: синтез искусств, Российская академия художеств, научные исследования, формы искусства, образовательная система.

Библиографическое описание для цитирования:

Церетели З.К. Искусство для искусства // Искусство Евразии. — 2015. — № 1(1). — С. 92-95. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.007. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/416035/17/

У меня были замечательные учителя, один из них — Василий Шухаев. Гениальный художник вернулся после революции на родину, и его отправили в ссылку — на Кавказ. Даже в столице было запрещено жить, но грузинская интеллигенция его отстояла, и он начал преподавать в Тбилисской академии художеств. Нам всем повезло, он воспитал несколько поколений художников из разных регионов Кавказа — тогда в Тбилиси приезжали учиться из многих республик.

Пока радио кричало: «Искусство для народа!», он мне тихо говорил: «Искусство для искусства»! Может, это все звучит сегодня слишком просто, но главный смысл моей жизни в искусстве заключен в этой фразе. Искусство — это та сила, которая обновляется, развивается, движется вперед за счет новых художников, которые в этот поток вовлечены. Так рождаются новые идеи, течения, стили... И здесь важна степень искренности самовыражении. Благодаря Шухаеву для меня понятие «академическая школа» не есть что-то консервативное, закрытое в себе. Это живой увлекательный

Аннотация

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (1) . 2015

процесс, основа которого — уникальный опыт, накопленный веками, многими педагогами и, конечно, гигантами — великими художниками разных эпох.

В процессе обучения кроме базы, условно говоря, академической системы, особенно важно, на мой взгляд, чтобы педагог мог передать ученику умение найти и сформировать свое индивидуальное отношение к предмету, свой почерк фактически. Если все копируют преподавателей — в этом нет никакого смысла. А если ученики изучают творческий метод учителя, чтобы потом работать над собственным, это и есть настоящая школа. Конечно, здесь многое зависит от педагогов, от их мастерства, человеческих качеств.

Еще до встречи с великими мэтрами искусства ХХ века в лице Пикассо и Шагала в моей жизни было общение с художественной элитой Грузии, к которой принадлежал и мой дядя — живописец Георгий Нижарадзе. Именно благодаря ему мне, еще ребенку, открылся особый мир не только визуальных образов, но и идей, концепций. Вместе с дядей я ходил на выставки, в мастерские, присутствовал при беседах, спорах об искусстве в кругу художников. Я старался все впитывать, еще до конца не понимая значимости всего происходящего вокруг. Многое для меня сегодня очень ценно и актуально.

Знаменитый грузинский художник Давид Какабадзе, например, писал: «Художник должен помнить, что искусство — это наука». Сегодня для меня, не только как для художника, но и как Президента Российской академии художеств, тезис «искусство — это наука» многое определяет. Наука, образование, творчество — из всего этого и состоит искусство. В последние годы, наряду с другими академиями, Российская академия художеств приобрела обновленный статус государственной академии наук. Очень важно, что искусство как самостоятельная область знаний по своей значимости

Зураб Константинович Церетели Президент Российской академии художеств, народный художник СССР.

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (1) . 2015

и научной содержательности уверенно вписано в единое поисковое пространство фундаментальной науки. Таким образом, фактически реализовано в полной мере завещание Петра Первого — его знаменитого проекта указа, повелевшего создать единую научную структуру — «академию художеств и наук», необходимость развития которых в государственном масштабе император ставил одинаково высоко.

Программа фундаментальных научных исследований, по которой последние годы работала Академия, направлена на развитие наук об искусстве, наук о возникновении форм искусства, образовательной системы. Конечно, каждый академик — творец, но уникальность искусства состоит в том, что школа, науки, знания, философия и творческий процесс едины и не могут быть разделены. В нашей большой программе принимают участие научные, образовательные, музейно-выставочные организации, отделения Академии (архитектуры, живописи, скульптуры, графики, дизайна, декоративного искусства, театрально- и кинодекорационного искусства, искусствознания и художественной критики, фото и мультимедийных технологий, новейших художественных течений), объединяющие регионы — Центральную Россию, Поволжье, Юг России, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

У нас есть и зарубежные члены Академии — это наши коллеги художники и ученые из разных стран мира. Можно сказать, со всех континентов! Очень важной частью нашего большого коллектива единомышленников я считаю и многих почетных членов — выдающихся деятелей культуры (музыки, литературы, театра, кинематографа), меценатов, коллекционеров России и мира. Это академическое пространство дает возможность нам не просто чувствовать поддержку, но и вдохновляет на создание новых программ, в том числе междисциплинарных. У нас уже существуют такие проекты и программы, например, «искусство-наука-медицина», но их необходимо развивать.

Синтез искусств и наук дает уникальную возможность поднять абсолютно новые темы. И я думаю, в этом есть будущее и для искусства, и для наук, его изучающих.

Статья поступила в редакцию 04.09.2015 г.

The Art Of Eurasia No. 1 (1) . 2015

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.007

ART FOR ART

Tsereteli Zurab Konstantinovich President of the Russian Academy of Arts, People's Artist of the USSR, Socialist Labor Hero, Laureate of National Awards, UNESCO Goodwill Ambassador. Russia, Moscow.

Abstract

Today, when I am often asked about the nature of art, about the purpose of art, about what is art for me personally, I can say that art and life are equal for me. For me there is no life without art and art without life.

Ключевые слова: synthesis of arts, Russian Academy of Arts, scientific research, art forms, educational system.

Bibliographic description for citation:

Tsereteli Z.K. Art for art. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2015, No. 1(1), pp. 92-95. Available at: https://readymag.com/u50070366/416035/17/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.007. (In Russian).

Received: September 04, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.