Научная статья на тему 'Искусство балета в культурном и историческом пространстве города Ялта начала XX века'

Искусство балета в культурном и историческом пространстве города Ялта начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура Ялты / начало ХХ в. / искусство балета / хореографические школы / М. М. Мордкин / М. П. Фроман. / culture of Yalta / early 20th century / ballet / choreographic schools / M. M. Mordkin / M. P. Froman.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Евгения Сергеевна

В статье рассматриваются исторические особенности формирования культурного пространства города Ялта в период 1900-х – 1920-х гг., а именно аспекты развития музыкально-театрального и балетного искусства. Автором анализируются социально-культурные, исторические процессы переломного периода в истории не только Крымского полуострова, но и России в целом. Культурный ландшафт Большой Ялты в период первых десятилетий ХХ в. представляется объектом для всестороннего рассмотрения и изучения. Период с 1900-х по 1920-е гг. сыграл важную роль в судьбах многих выдающихся деятелей отечественной культуры в области театрального, музыкального и изобразительного искусства, литературы и кинематографии, а также искусства хореографии. Обзор исторических и краеведческих источников позволил оценить период культурного расцвета, сложившийся в городе Ялта накануне гражданской войны. В материалах статьи освещается творчество культурных деятелей, оказавшихся в данный период в Ялте, а также концертно-педагогическая деятельность выдающихся российских артистов балета начала XX в. — Михаила Мордкина и Маргариты Фроман. Подвергается анализу кратковременный, но плодотворный период работы артистов балета в городе Ялта, а также влияние их творчества на дальнейшее развитие балетного искусства не только в России, но и за рубежом. Возможность выявления малоизвестных фактов творческой биографии деятелей искусства и хореографии в контексте исторических преобразований рассматриваемого временного отрезка явилась основой данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALLET IN THE CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT OF THE CITY OF YALTA IN THE EARLY 20TH CENTURY

In the article, the author considered the historical features of the formation of the cultural context in Yalta in the period of the 1900s – 1920s. These are the aspects of the development of music, theater, and ballet scene. The author analyzed the socio-cultural and historical processes of the turning point in history for not only the Crimean Peninsula, but also Russia as a whole. The cultural landscape of Bolshaya Yalta during the first decades of the 20th century is the object for comprehensive consideration and study. The period from the 1900s to the 1920s played an important role in the lives of many outstanding figures in Russian culture in the field of theater, music, visual arts, literature, cinematography, and choreography. A review of historical and local history sources allowed us to assess the period of cultural flourishing that developed in the city of Yalta on the eve of the civil war. The author highlighted the work of the artists who found themselves in Yalta at this time, as well as the concert and pedagogical activities of the outstanding Russian ballet artists of the early 20th century — Mikhail Mordkin and Margarita Froman. The focus of the study was on a short-term but fruitful period of work of ballet dancers in Yalta, the influence of their work on the further development of ballet in Russia and abroad. The possibility of identifying little-known facts of the creative biography of artists and choreography in the context of historical transformations of the considered time was the basis of this study.

Текст научной работы на тему «Искусство балета в культурном и историческом пространстве города Ялта начала XX века»

УДК 7.071.2

DOI:i0.244ii/2658-3437-2020-ii005

Шинтяпина Евгения Сергеевна, магистрант. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48. 191186. evgeniya.shyntyapina@gmail.com

Shyntyapina, Yevgeniya Sergeevna, master student. Herzen State Pedagogical University of Russia, nab. Moiki, 48, 191186 Saint Petersburg. Russian Federation. evgeniya.shyntyapina@gmail.com

ИСКУССТВО БАЛЕТА В КУЛЬТУРНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА ЯЛТА НАЧАЛА XX ВЕКА

BALLET IN THE CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT OF THE CITY OF YALTA IN THE EARLY 20TH CENTURY

Аннотация. В статье рассматриваются исторические особенности формирования культурного пространства города Ялта в период 1900-х - 1920-х гг., а именно аспекты развития музыкально-театрального и балетного искусства. Автором анализируются социально-культурные, исторические процессы переломного периода в истории не только Крымского полуострова, но и России в целом. Культурный ландшафт Большой Ялты в период первых десятилетий ХХ в. представляется объектом для всестороннего рассмотрения и изучения. Период с 1900-х по 1920-е гг. сыграл важную роль в судьбах многих выдающихся деятелей отечественной культуры в области театрального, музыкального и изобразительного искусства, литературы и кинематографии, а также искусства хореографии. Обзор исторических и краеведческих источников позволил оценить период культурного расцвета, сложившийся в городе Ялта накануне гражданской войны. В материалах статьи освещается творчество культурных деятелей, оказавшихся в данный период в Ялте, а также концертно-педагогическая деятельность выдающихся российских артистов балета начала XX в. — Михаила Мордкина и Маргариты Фроман. Подвергается анализу кратковременный, но плодотворный период работы артистов балета в городе Ялта, а также влияние их творчества на дальнейшее развитие балетного искусства не только в России, но и за рубежом. Возможность выявления малоизвестных фактов творческой биографии деятелей искусства и хореографии в контексте исторических преобразований рассматриваемого временного отрезка явилась основой данного исследования.

Ключевые слова: культура Ялты; начало ХХ в.; искусство балета; хореографические школы; М. М. Мордкин; М. П. Фроман.

Abstract. In the article, the author considered the historical features of the formation of the cultural context in Yalta in the period of the 1900s - 1920s. These are the aspects of the development of music, theater, and ballet scene. The author analyzed the socio-cultural and historical processes of the turning point in history for not only the Crimean Peninsula, but also Russia as a whole. The cultural landscape of Bolshaya Yalta during the first decades of the 20th century is the object for comprehensive consideration and study. The period from the 1900s to the 1920s played an important role in the lives of many outstanding figures in Russian culture in the field of theater, music, visual arts, literature, cinematography, and choreography. A review of historical and local history sources allowed us to assess the period of cultural flourishing that developed in the city of Yalta on the eve of the civil war. The author highlighted the work of the artists who found themselves in Yalta at this time, as well as the concert and pedagogical activities of the outstanding Russian ballet artists of the early 20 th century — Mikhail Mordkin and Margarita Froman. The focus of the study was on a short-term but fruitful period of work of ballet dancers in Yalta, the influence of their work on the further development of ballet in Russia and abroad. The possibility of identifying little-known facts of the creative biography of artists and choreography in the context of historical transformations of the considered time was the basis of this study.

Keywords: culture of Yalta; early 20th century; ballet; choreographic schools; M. M. Mordkin; M. P. Froman.

Искусство балета на Южном берегу Крыма долгое время не имело сценической востребованности. Анализ театрально-концертной деятельности в исследуемый период, вплоть до 1919 г., явился подтверждением того, что среди гастролирующих артистов преобладали коллективы драматических театральных трупп и музыканты-солисты.

В период 1900-х - 1920-х гг. в ялтинском театре выступали несколько коллективов: труппа драматического театра Н. К. Садовского, малорусские труппы М. П. Старицкого, С. А. Глазуненко, М. Л. Кропивницкого, А. К. Саксаганского, И. М. Найды, Товарищество русско-малороссийских артистов под управлением Н. К. Алабиковского и П. К. Нацилевича, татарская труппа, МХТ, опереточная труппа М. Ф. Рафальского, «Петербургская опера», театр миниатюр Т. Л. Щепкиной-Ку-перник и др.

Среди музыкальных концертно-исполнительских трупп наибольшее признание у слушателей завоевал дуэт С. В. Рахма-

нинов — Ф. И. Шаляпин, а также солисты — А. Д. Вяльцева, Е. К. Мравина, Алла Назимова (М. И. Левентон), Н. В. Плевицкая, Л. В. Собинов, А. Н. Вертинский, хор и капелла под руководством К. Д. и Ю. Д. Агреневых-Славянских и др. В революционные годы афиши представляли рекламу прощальных и благотворительных концертов, спектаклей, бенефисов. Несмотря на то, что в эти тревожные годы в городе царила хозяйственная разруха, а в августе 1919 г. наступил голод, культурная жизнь в Ялте не угасла. В этот период в городском саду играл симфонический оркестр под управлением А. И. Орлова и С. В. Рахманинова, активно проходили творческие встречи и концерты [4].

В период правления генерала П. Н. Врангеля в 19181920 гг. город Ялта пережил огромный наплыв элитарной публики, благодаря чему этот короткий период справедливо можно назвать временем наивысшего культурно-исторического расцвета Южного берега Крыма. Вопреки военной разрухе и лишениям, город продолжал удивлять активностью культурной

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 01/2020

Илл. 1. Народный дом. 1930-е

жизни. Так, летом 1919 г. была открыта театральная школа при народном университете, расположившемся в Народном доме (в конце Пушкинского бульвара, ныне здание кинотеатра «Спартак») (Илл. 1, 2) под председательством врача и

писателя С. Я. Елпатьевского. Здесь работали классы дикции и пластики под руководством Н. И. Любавиной, драматического искусства под руководством П. П. Сазонова, пантомимы и эстетики театра под руководством С. М. Вермеля. Н. И. Лю-бавина брала уроки у балерины А. А. Доринской, благодаря чему еще в Петербурге познакомилась с В. Ф. Нижинским и В. В. Маяковским. Проживая в Ялте с 1918 г., Н. И. Любави-на вела активный образ жизни и кроме театральной школы организовала совместно с С. К. Маковским художественную выставку «Искусство в Крыму», явившуюся значительной вехой в истории русского модернизма. Выставка включала 284 современные работы и 156 картин выдающихся мастеров: И. К. Айвазовского, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова и др. [7].

Необходимо отметить, что за весь период активной театрально-концертной деятельности ялтинских концертных площадок (летней эстрады в городском саду, городского театра, частных гостиничных концертных залов) до 1919 г. в город не приезжали балетные труппы и солисты. Несмотря даже на тот факт, что ежегодно на отдых в Ялту приезжал знаменитый хореограф М. И. Петипа (вплоть до кончины в 1910 г. в Гурзуфе) [5]. Сложившуюся парадоксальную ситуацию можно объяснить лишь отсутствием соответствующей для балетных постановок сценической площадки и постоянно действующего состава оркестра, необходимого для музыкального сопровождения. По воспоминаниям проживающего в Ялте с 1910 г. композитора В. И. Ребикова, на заседании Курортной комиссии рассматривался вопрос о приглашении в город оркестра на осенний сезон. Постоянно действующий академический симфонический оркестр в Крыму был создан только в 1937 г. решением Президиума Ялтинского городского Совета. В. И. Ребиков несколько раз обращался в своём творчестве к хореографическому искусству. Композитор создал детский балет «Принц Красавчик и принцесса Чудная Прелесть» (1914), а также музыкально-психологическую пантомиму «Белоснежка» (по Л. Новаку). К сожалению, из-за отсутствия в городе балетной труппы, произведения не были исполнены [6].

Исторический анализ состояния балетного искусства России начала ХХ в. позволяет констатировать лидирующие позиции этого вида искусства в мировом балетном пространстве.

Благодаря М. И. Петипа сложилась эстетика академического балета как монументально-синтетического зрелища, строящегося по канонам музыкально-сценической драматургии. Балетмейстер-реформатор М. М. Фокин продолжил работать над восхождением русского балета, обновив содержание и форму сценического действа и создав новый тип спектакля — одноактный балет, подчинённый сквозному развитию с нерасторжимым синкретизмом музыкального, хореографического и сценографического искусств. Сергей Дягилев впервые представил европейскому зрителю антрепризу под названием «Русские сезоны», продемонстрировав цвет отечественной ба-летно-театральной культуры: В. Ф. Нижинского, А. П. Павлову, Т. П. Карсавину, М. М. Фокина, Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина, балетмейстеров Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина и др.

Несмотря на большую гастрольно-концертную активность в Ялте начала ХХ в. и несомненную популярность и успех русского балета, впервые балетная труппа приехала в город только в 1919 г. В ноябре 1919 г. в Ялтинском городском театре прошел грандиозный концерт при участии заслуженного артиста государственных театров Л. В. Собинова и артистов гастрольной труппы М. М. Мордкина (получившей название «Московский передвижной театр балета»), солистами которого были известные к тому времени танцовщики — Маргарита Фроман, Бронислава По-жицкая (жена М. М. Мордкина), Макс Фроман, Ольга Корбе. После концерта в гостинице «Бристоль» был устроен ужин-кабаре. Собранные благотворительные пожертвования пошли на поддержку Корниловского союза. Через месяц, в декабре 1919 г., совместно с балетной труппой М. М. Мордкина состоялся единственный концерт Л. В. Собинова в Симферополе перед его отъездом за границу [10].

Карьера Михаила Мордкина развивалась стремительно и благополучно. Уже в первое десятилетие ХХ в. он блистал в главных партиях балетных постановок Большого театра. Выступления М. М. Мордкина запоминались публике напористой энергетикой, образной колоритностью и сценическим темпераментом. В 1909 г. С. П. Дягилев пригласил М. М. Мордкина участвовать в первом балете «Русских сезонов» под названием «Павильон Армиды».

Взлёт карьеры М. М. Мордкина случился в Лондоне в 1910 г., во время гастролей с балериной Анной Павловой. В 1910-1911 гг. он дважды гастролировал с балериной в Америке и Великобритании. Внешние характеристики и свободная манера танца артиста производили удивительное впечатление — сильный и ловкий танцовщик великолепно выполнял любую поддержку, легко справлялся со сложной сольной хореографией. В 1917 г. Михаил был назначен режиссёром Большого театра. К 1919 г., моменту приезда в Крым на гастроли, М. М. Мордкин был уже известный танцовщик и постановщик [8].

В сложный военно-революционный период, находясь в Москве, М. М. Мордкин открывает собственную балетную студию, впоследствии воспитавшую немало известных московских танцовщиков и хореографов, экспериментаторов советского балета 1920-х - 1930-х гг. Благодаря работе авторской школы были подготовлены танцовщики для будущей собственной гастрольной труппы, получившей название «Московский передвижной театр балета». Репертуар коллектива строился в основном на сочинениях самого М. М. Мордкина, его концертных номерах, классических и характерных танцах, называемых «хореопоэмами», а также первом большом балетном спекта-

Илл. 3. Здание дворянского собрания. Современный вид. Фото 2020

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 01/2020

кле хореографа «Азиадэ» на восточную тему. В 1916 г. в Киеве М. М. Мордкин создаёт свою вторую балетную постановку — «Цветы Гренады». С 1918 по 1923 гг. «Балет Мордкина» объездил с гастролями большое количество южных Российских городов: Екатеринослав, Ростов-на-Дону, Винницу, Полтаву, Воронеж, побывал в Крыму. В Киеве, Харькове и Одессе в 1918 г. М. М. Мордкин и М. П. Фроман выступают совместно с балетной труппой известного импресарио Леонида Леонидова [8].

По окончании концертных выступлений в Крыму в Ялте решили обосноваться Маргарита и Максимилиан Фроман, организовавшие в городе частную балетную школу. Оставшаяся в Крыму Ольга Корбе открыла балетную студию в помещении детского сада княгини Волконской при европейской гостинице в Симферополе [3].

Семья Фроман работала первоначально в небольшом двухэтажном здании дворянского собрания, сохранившемся в первозданном виде до сегодняшних дней (находится во внутреннем дворе городского театра по улице Екатерининской) (Илл. 3). Затем занятия проводились при народном университете на Пушкинском бульваре. Одна из ялтинских учениц — Ольга Старк-Кононович, уже находясь в эмиграции в Загребе, так вспоминала об этом: «Среди крымских учениц, привезенных впоследствии в Загреб, я помню Ольгу Орлову, Наташу Миклашевскую и Анну Редель. Из Крыма М. Фроман увезла их в турне в Константинополь, Софию и Югославию, сначала в Белград, а затем в Загреб» [1, с. 57].

По воспоминаниям современников, в семье Фроман все дети были необыкновенно одарены: в балете выступали Маргарита, Максимилиан и Валентин, Павел был художником-декоратором, Ольга — пианисткой. Творческую карьеру Маргарита начала в 1909 г., будучи принятой в Большой театр под патронат В. Д. Тихомирова. Уже в 1911 г. в Лондоне Маргарита и Макси-

Илл. 4. Сцена из балета «Азиадэ», солисты М. М. Мордкин и М. П. Фроман

Илл. 5. Испанский танец в исполнении М. М. Мордкина и М. П. Фроман

милиан впервые выступили в Дягилевской труппе. В 1914 г. балерина отправляется в сольное европейско-американское турне, будучи вторично ангажированной С. П. Дягилевым в его балетные спектакли. Во время очередного международного турне в 1916 г. артистка солирует с В. Ф. Нижинским в балетах «Видение розы» и «Сильфида», поставленных М. М. Фокиным на сцене Метрополитен-опера.

Возвращение в Россию совпало с революционными событиями 1917 г. В апреле 1918 г. М. П. Фроман знакомится с М. М. Мордкиным и выступает в его балете «Азиадэ» в роли пленной рабыни, поставленном на сцене Большого московского цирка (Илл. 4). Успех балета был настолько велик, что режиссер немого кино Яков Протазанов запечатлел его на кинопленку. Критики положительно отзывались о балерине и её творческом союзе с молодым танцовщиком-хореографом. К периоду южных гастролей своей труппы М. М. Мордкин становится постоянным партнером Маргариты [9].

Из воспоминаний одной из ялтинских учениц — Анны Редель, известно: «В Ялте 1918 г. собралась интересная публика... Наш кумир Мордкин, премьер Большого театра, изумительный красавец, прогуливался по городскому саду в эффектной капитанской фуражке, а мы, девчонки, бегали за ним. Он танцевал тогда с Маргаритой Фроман, танцовщицей из антрепризы Дягилева, а его жена Пажицкая — с ее братом Максом. У Мордкина в разгаре был роман с Фроман, и эта тайна придавала их дуэту особую прелесть. Она была хороша: зеленоглазая, рыжая, чудные быстрые ножки. Потом они рассорились, Мордкин уехал, а Маргарита Петровна открыла балетную школу» [2, с. 10] (Илл. 5-7).

М. М. Мордкин в начале 1920-х гг. руководил балетной труппой в Тифлисском театре, а в 1924 г. уехал в Америку, где до 1944 г. работал в Нью-Йорке хореографом и педагогом в собственной школе.

Творческая работа педагогов-хореографов Маргариты и Максимилиана Фроман в Ялте с 1919 по 1922 гг. плодотворно продолжилась в Хорватии, куда в эмиграцию уехала семья Фро-ман и их ялтинские ученицы. После их отъезда из Крыма вплоть до 1937 г. (до момента образования в Симферополе Крымского государственного крымско-татарского театра оперы и балета) профессиональных хореографических школ и творческих балетных коллективов не создавалось, сведений о работе частных школ этого периода не сохранилось.

Илл. 6. Бернский танец в исполнении М. М. Мордкина и М. П. Фроман

Илл. 7. Балет «Шопениана» в исполнении М. М. Мордкина и М. П. Фроман

Список литературы:

1. Васильев А. А. Этюды о моде и стиле. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 592 с.

2. Газета «Коммерсантъ». № 47 от 24 марта 1999. С. 10.

3. Газета «Южные ведомости». № 215 от 29 декабря 1919. С. 4.

4. Ливицкая З. Г. В поисках Ялты. Симферополь: «Н.Орианда», 2013. 248 с.

5. Новокрещенов Е. В. История Ялты. Симферополь: Бизнес-информ, 2011. 320 с.

6. Розанова-Свердловская Л. Г. Ялта музыкальная. Симферополь: «Н.Орианда», 2011. 120 с.

7. Сухоруков С. А. Крым в лицах и биографиях. Симферополь, Бизнес-Информ, 2007. 224 с.

8. Суриц Е. Я. Артист балета М. М. Мордкин. М.: КомКнига, 2006. 256 с.

9. Театральная энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1967. 1100 с.

10. Шендрикова С. П. История театра в Крыму. Симферополь: Бизнес-информ, 2013. 464 с.

References:

Livitskaia Z. G. V poiskah Ialty (In Search of Yalta). Simferopol', N. Orianda Publ., 2013. 248 p. (in Russian) Novokreshchenov E. V. Istoriia Yalty (History of Yalta). Simferopol', Biznes-inform Publ., 2011. 320 p. (in Russian) Rozanova-Sverdlovskaia L. G. Ialta muzykal'naia (Musical Yalta). Simferopol', N. Orianda Publ., 2011. 120 p. (in Russian) Shendrikova S. P. Istoriia teatra v Krymu (History of Theater in Crimea). Simferopol', Biznes-inform Publ., 2013. 464 p. (in Russian) Sukhorukov S. A. Krym v litsakh i biografiiakh (Crimea in Faces and Biographies). Simferopol', Biznes-inform Publ., 2007. 224 p. (in Russian) Surits E. Ia. Artist baleta M. M. Mordkin (Ballet ArtistM. M. Mordkin). Moscow, KomKniga Publ., 2006. 256 p. Teatral'naia entsiklopediia (Theater Encyclopedia). Vol 5. Moscow, Sovetskaia enciklopediia Publ., 1967. 1100 p. (in Russian) Vasil'ev A. A. Etiudy o mode i stile (Etudes on Fashion and Style). Moscow, Al'pina non-fikshn Publ., 2019. 592 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.