Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / личность / образование / социология / культурные особенности. / artificial intelligence / personality / education / sociology / cultural characteristics.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Пчегатлук С. К., Косивченко Е.В.

В данной работе рассматриваются проблемы воздействия искусственного интеллекта на современное общество с учетом социологических, культурологических и этических аспектов. Освещены сегменты влияния, такие как рынок труда, здравоохранение, право, образование, и вопросы конфиденциальности данных. Рассматриваются вопросы этики и справедливости в контексте использования и развития искусственного интеллекта. Искусственный интеллект, затрагивающий практически все сферы жизнедеятельности, способен стать одним из факторов, определяющих векторы развития социальных процессов. Система искусственного интеллекта, заменяющие человека, не всегда могут быть эффективными. Выводы подчеркивают, что искусственный интеллект оказывает значительное влияние на обозначенные аспекты общества, что требует глубокого обсуждения и разработки соответствующих норм и правил использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE SOCIOLOGICAL DIMENSION

This paper examines the problems of the impact of artificial intelligence on modern society, taking into account sociological, cultural and ethical aspects. Segments of influence such as the labor market, healthcare, law, education, and data privacy issues are highlighted. The issues of ethics and justice in the context of the use and development of artificial intelligence are considered. Artificial intelligence, which affects almost all spheres of life, can become one of the factors determining the vectors of development of social processes. Artificial intelligence systems that replace humans may not always be effective. The conclusions emphasize that artificial intelligence has a significant impact on these aspects of society, which requires in-depth discussion and the development of appropriate norms and rules of use.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-34 УДК 316.4.06

ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Пчегатлук С.К., Косивченко Е.В.

Кубанский государственный технологический университет

Аннотация. В данной работе рассматриваются проблемы воздействия искусственного интеллекта на современное общество с учетом социологических, культурологических и этических аспектов. Освещены сегменты влияния, такие как рынок труда, здравоохранение, право, образование, и вопросы конфиденциальности данных. Рассматриваются вопросы этики и справедливости в контексте использования и развития искусственного интеллекта. Как отмечают авторы, искусственный интеллект, затрагивающий практически все сферы жизнедеятельности, способен стать одним из факторов, определяющих векторы развития социальных процессов. Система искусственного интеллекта, заменяющие человека, не всегда могут быть эффективными. Выводы: подчеркивается, что искусственный интеллект оказывает значительное влияние на обозначенные аспекты общества, что требует глубокого обсуждения и разработки соответствующих норм и правил использования.

Ключевые слова: искусственный интеллект, личность, образование, социология, культурные особенности.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE SOCIOLOGICAL DIMENSION

Svetlana K. Pchegatluk, Ekaterina V. Kosivchenko

Kuban State Technological University

Abstract. This paper examines the problems of the impact of artificial intelligence on modern society, taking into account sociological, cultural and ethical aspects. Segments of influence such as the labor market, healthcare, law, education, and data privacy issues are highlighted. The issues of ethics and justice in the context of the use and development of artificial intelligence are considered. Artificial intelligence, which affects almost all spheres of life, can become one of the factors determining the vectors of development of social processes. Artificial intelligence systems that replace humans may not always be effective. The conclusions emphasize that artificial intelligence has a significant impact on these aspects of society, which requires in-depth discussion and the development of appropriate norms and rules of use.

Keywords: artificial intelligence, personality, education, sociology, cultural characteristics.

Введение. Искусственный интеллект (ИИ) представляет собой не только технологическое достижение, но и сдвиг в социальной и культурной парадигме современного общества. Внедрение искусственного интеллекта оказывает глубокое влияние на разнообразные аспекты человеческой жизни, вызывая широкий спектр социологических вопросов и вызовов.

В рамках социологического измерения, исследователи и общество, в целом, сталкиваются с вопросами о том, как искусственный интеллект изменяет образ мышления, формирует рынок труда, воздействует на социальные отношения и уровень принятия решений. Эти технологические инновации поднимают вопросы о справедливости, безопасности, личной приватности, а также о том, как общество должно адаптироваться к изменениям, связанным с прогрессом искусственного интеллекта.

Обсуждение. Результаты. Искусственный интеллект - это область компьютерных наук, кото© Пчегатлук С.К., Косивченко Е.В.

рая занимается созданием систем и программ, способных выполнять задачи, требующие обычно человеческого интеллекта. Искусственный интеллект стремится разработать алгоритмы и модели, позволяющие компьютерам обучаться, анализировать данные, делать выводы, принимать решения и даже воспроизводить поведение, которое обычно связывается с человеческим мышлением. «Мы не являемся первыми исследователями в области искусственного интеллекта. Современные достижения в ИИ базируются на многолетних исследованиях и разработках предыдущих поколений ученых» [1].

Технологии искусственного интеллекта включают в себя машинное обучение, глубокое обучение, нейронные сети, алгоритмы оптимизации, обработку естественного языка и многое другое. Они применяются в самых разных областях, от медицины и финансов до автоматизации производства и создания интеллектуальных помощников [2].

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Искусственный интеллект имеет глубокие социологические и культурологические последствия, оказывая влияние на различные аспекты нашей жизни. Рынок труда является единим из основных ключевых областей искусственного интеллекта, который вызывает социальную рефлексию, что означает умение индивида на постоянной основе обращаться к истокам своих мыслей, действий, компетенций, его умение принять позицию наблюдателя, размышляя над тем, как он познает самого себя, в том числе, что он делает.

Автоматизация и внедрение искусственного интеллекта могут изменить структуру рабочих мест, устраняя некоторые, одновременно создавая новые, требующие других навыков и знаний. Это формирует новые вызовы, определяющие адаптацию работников к трансформирующимся условиям. Он также оказывает влияние на принятие решений в различных сферах, включая здравоохранение и право.

Системы искусственного интеллекта используются для диагностики заболеваний, что вызывает вопросы о доверии к таким системам и вопросы этики в медицинской сфере. Кроме того, использование алгоритмов искусственного интеллекта в юридических вопросах вызывает дискуссии о справедливости и прозрачности принимаемых решений [3].

Современные технологии оказывают значительное влияние на сферу образования, открывая новые возможности для персонализированного обучения благодаря искусственному интеллекту. Этот подход позволяет адаптировать образовательные программы к индивидуальным потребностям каждого ученика, предоставляя задания и материалы, соответствующие их уровню знаний и скорости усвоения информации. Однако вместе с этими возможностями, возникают важные вопросы, касающиеся равного доступа к таким технологиям и их эффективного использования [4]. Не все образовательные учреждения, особенно в менее развитых регионах, могут позволить себе внедрение искусственного интеллекта, что может усугубить существующее неравенство в доступе к качественному образованию.

Помимо вопросов доступности, на передний план выходят этические аспекты использования искусственного интеллекта в образовании. Один из ключевых вопросов - это обеспечение безопасности и прозрачности алгоритмов. Алгоритмы должны быть разработаны таким образом, чтобы их работа была понятной и проверяемой, что поможет избежать предвзятости и несправедливого отношения к определенным группам учащихся. Существует риск, что алгоритмы, обученные на предвзятых данных, могут воспроизводить и усугублять существующие социальные предрассудки, что неприемлемо в образовательном контексте.

Конфиденциальность данных учащихся также является критически важной. Образовательные системы на базе искусственного интеллекта со-

бирают и анализируют огромное количество личной информации, и необходимо гарантировать, что эти данные защищены от несанкционированного доступа и использования. Законы и регламенты по защите данных должны строго соблюдаться, а пользователи должны быть информированы о том, как их данные собираются, обрабатываются и хранятся. Кроме того, автономия систем искусственного интеллекта вызывает вопросы относительно их влияния на приватность личной информации. Важно найти баланс между использованием искусственного интеллекта для улучшения образовательного процесса и защитой прав учащихся на приватность. Например, системы, которые отслеживают поведение учащихся для улучшения их академической успеваемости, не должны нарушать их личное пространство и свободу.

Также, важно учитывать культурные и социальные аспекты внедрения искусственного интеллекта. Какие ценности и представления будут встроены в системы искусственного интеллекта? Как они будут восприниматься разными культурами и обществами? Эти вопросы требуют глубокого понимания культурных особенностей и обсуждения многообразия инклюзива при разработке и использовании искусственного интеллекта.

Внедрение ценностей и представлений в системы искусственного интеллекта является ключевым аспектом, так как эти системы создаются людьми, отражая часто неявные или явные ценности, нормы и убеждения общества или их разработчиков. Все, начиная от процесса выбора данных для обучения моделей и заканчивая программированием алгоритмов принятия решений, оказывает влияние на формирование этих ценностей.

Ценности, встроенные в системы интеллекта, могут отражать общие моральные установки общества, такие как принципы справедливости, равноправия или безопасности. Например, принцип справедливости. При создании системы искусственного интеллекта для процесса найма на работу, разработчики могут встраивать алгоритмы, которые стремятся к снижению предвзятости и обеспечению справедливости в оценке кандидатов. Например, алгоритм может быть настроен на анализ компетенций и навыков кандидатов без учёта их расы, пола или социального статуса, чтобы сделать процесс отбора более объективным.

Кроме того, они могут быть примером влияния культурных особенностей и норм поведения. Например, в одной культуре определенные решения могут быть восприняты как норма, тогда как в другой они могут вызвать недовольство или противоречить моральным убеждениям [5].

Важно задавать вопросы о том, какие именно ценности или убеждения встраиваются в алгоритмы искусственного интеллекта, и как они влияют на принимаемые решения. Это требует от© Пчегатлук С.К., Косивченко Е.В.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

крытого и прозрачного обсуждения, чтобы общество могло понимать, каким образом искусственный интеллект принимает решения и как они соотносятся с общественными ценностями.

Более того, осознанное управление ценностями в системах искусственного интеллекта может помочь предотвратить проблемы, такие как предвзятость или дискриминация. Разработчики могут активно стремиться к созданию более объективных и справедливых алгоритмов, учитывая различные точки зрения и культурные особенности, чтобы обеспечить более широкое принятие и использование искусственного интеллекта в различных обществах. Такой подход способствует развитию более этичных и социально ответственных систем искусственного интеллекта.

В контексте повседневной жизни, искусственный интеллект предоставляет доступ к огромному объему информации, обеспечивает персонализированные рекомендации и помогает в оптимизации задач, освобождая время и уменьшая нагрузку на человека. Однако параллельно с этим, возникают вопросы о зависимости от технологий, потере навыков общения в реальном мире и утрате самостоятельности в принятии решений.

Искусственный интеллект оказывает значительное влияние на саморазвитие личности, предоставляя обширные возможности для обучения и самообразования. В наше время доступны многочисленные онлайн-курсы, образовательные платформы и инструменты для развития навыков, которые позволяют людям учиться в удобном для них темпе и формате. Эти технологии открывают доступ к знаниям и ресурсам, которые ранее были недоступны для многих, способствуя равенству возможностей в образовательной сфере.

Однако помимо преимуществ, использование искусственного интеллекта в образовании и саморазвитии несет в себе и определенные риски. Одним из ключевых аспектов является ограничение разнообразия мышления и оригинальности. Алгоритмы, используемые для предоставления образовательного контента, часто подстраивают информацию под существующие интересы и предпочтения пользователя. Это может приводить к формированию так называемых «информационных пузырей», в которых человек получает только ту информацию, которая соответствует его текущим взглядам и интересам, исключая неожиданные или противоречивые точки зрения.

Шошана Зубофф в своей работе «Эпоха надзорного капитализма» отмечает: «Мы должны признать, что алгоритмы не просто отражают наши интересы; они формируют наши мысли и поведение» [9]. Это высказывание подчеркивает важность осознания того, что алгоритмы, на которых основаны многие образовательные платформы и инструменты, не являются нейтраль© Пчегатлук С.К., Косивченко Е.В.

ными. Они активно влияют на то, как мы воспринимаем и обрабатываем информацию, и, следовательно, на наше мышление и поведение.

В последние годы в сфере психологии наблюдается значительный интерес к изучению влияния искусственного интеллекта на эмоциональную сторону человеческой личности. Нейросеть используется для разработки инновационных технологий, которые направлены на поддержку психического здоровья, анализ эмоций и обеспечение эмоциональной поддержки. Одно из ключевых направлений заключается в создании приложений и систем, способных определять и анализировать эмоции человека на основе его речи, текста или жестов. Такие технологии способны помочь в выявлении эмоциональных состояний и предоставлении рекомендаций для улучшения самочувствия. Например, приложения для медитации или релаксации могут реагировать на изменения эмоционального состояния пользователя, предлагая соответствующие практики.

Искусственный интеллект активно применяется для создания более доступных и эффективных форм эмоциональной поддержки, таких как виртуальные помощники или боты, способные общаться с людьми и предоставлять психологическую помощь. Эти системы могут быть особенно полезными для тех, кто испытывает стресс или тревогу и ищет конфиденциальную поддержку. Они могут проводить первичную оценку эмоционального состояния пользователя и предоставлять рекомендации или успокаивающие техники на основе анализа голоса или текста. Кроме того, такие технологии могут работать круглосуточно, что делает их доступными в любой момент времени, когда человеку требуется помощь. Примером успешного применения искусственного интеллекта в этой области является разработка приложений, способных анализировать эмоциональное состояние пользователя в реальном времени и предоставлять индивидуальные рекомендации. Такие приложения используют методы машинного обучения и обработки естественного языка для анализа данных, полученных от пользователя, и адаптации своих рекомендаций в зависимости от текущего эмоционального состояния. Это позволяет не только предоставлять более точные и персонализированные советы, но и повышать эффективность медитации, релаксации или других психотерапевтических практик.

Однако важно понимать, что, несмотря на возможности нейросети в области эмоциональной поддержки, он не может полностью заменить человеческую эмпатию и понимание. Психологическая помощь, основанная на глубоком понимании человеческих эмоций и контекста, остаётся краеугольным камнем в психологической работе. Специалисты в области психического здоровья могут учитывать множество факторов, включая невербальные сигналы и культурные особенности, что делает их поддержку более комплексной и персонализированной. Он может

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

улучшить доступность помощи и предоставить первичную поддержку, однако межличностное взаимодействие и понимание, обеспечиваемые психологами, остаются незаменимыми. Человеческое участие необходимо для глубокого анализа и лечения эмоциональных проблем, которые могут быть слишком сложными для современных систем искусственного интеллекта. В этом контексте искусственный интеллект следует рассматривать как вспомогательный инструмент, который может дополнить работу специалистов, но не заменить их.

Искусственный интеллект значительно влияет на социологию, как научную дисциплину, и на работу социологов в целом.

Он привносит революционные изменения в анализ больших данных для социологических исследований. Способность искусственного интеллекта обрабатывать и анализировать огромные объемы информации намного быстрее и эффективнее открывает новые перспективы для социологов. В первую очередь, это предоставляет возможность выявления тенденций и паттернов в обществе, которые ранее были трудно заметны или требовали длительных исследований. Используя искусственный интеллект, социологи могут анализировать огромные объемы данных социальных медиа, интернета, транзакций и других источников, выявляя скрытые закономерности в поведении людей и социальных групп [7].

Кроме того, методы исследования, благодаря искусственному интеллекту, становятся более точными и глубокими.

Алгоритмы машинного обучения позволяют создавать сложные модели, проводить анализ текста, распознавать образы и изображения, а также анализировать структуру социальных сетей. Это позволяет социологам получить более полное понимание общественных процессов, идентифицировать взаимосвязи и влияние различных факторов на социальные явления.

Такие новые методы анализа данных не только значительно улучшают процесс исследований, но и помогают в прогнозировании социальных изменений.

Искусственный интеллект обеспечивает социологам инструменты для прогнозирования тенденций развития общества, что помогает создавать более точные модели для принятия решений и разработки стратегий в различных сферах, от экономики до политики и социальной динамики.

Искусственный интеллект предоставляет социологам не только возможность строить более точные прогнозы об общественных явлениях, но и создавать модели, отражающие динамику социальных систем. Это открывает новые горизонты для анализа реакций общества на различные изменения и события. По мнению Энтони Гид-денса: «Искусственный интеллект и цифровые

технологии меняют структуру общества и вызывают необходимость переосмысления концепций социальной структуры и агентства» [9].

Используя инструменты искусственного интеллекта, социологи могут моделировать различные сценарии поведения людей и групп в ответ на социальные изменения, политические сдвиги или экономические факторы. Такие моделирования помогают прогнозировать возможные последствия различных событий и обеспечивают понимание долгосрочных тенденций в развитии общества.

Социологи все чаще обращают внимание на разнообразные этические и социальные аспекты применения искусственного интеллекта в современном обществе.

Одной из главных тем исследований является влияние искусственного интеллект на рынок труда. С внедрением автоматизации и роботизации, многие рабочие места подвергаются трансформации или исчезают вовсе. Это вызывает беспокойство относительно будущего трудовой занятости, возможного роста безработицы и необходимости переквалификации работников. В то же время, нейросеть создает новые профессии и возможности, требующие высоких навыков и знаний в области технологий.

Еще одной важной темой исследований является изменение в поведении людей под влиянием нейроси. Социологи изучают, как искусственный интеллект влияет на повседневную жизнь, включая общение, потребление информации и принятие решений. Например, использование алгоритмов в социальных сетях формирует «информационные пузыри», где пользователи получают информацию, соответствующую их взглядам, что может усиливать поляризацию общества.

Этические аспекты использования искусственного интеллекта занимает центральное место в современных дискуссиях. Одним из основных вопросов является обеспечение прозрачности и объяснимости алгоритмов искусственного интеллекта, особенно когда они используются в принятии важных решений, таких как кредитование, найм сотрудников или медицинская диагностика. Существуют опасения, что непрозрачные алгоритмы могут усиливать предвзятость и дискриминацию, заложенные в данных, на которых они обучаются. Социологи также обращают внимание на потенциальные негативные последствия применения современных технологий, включая возможное усиление социальных неравенств [8]. Автоматизация может привести к концентрации богатства и ресурсов в руках тех, кто владеет и контролирует технологии, усугубляя разрыв между различными социальными группами.

Исследования о влиянии современных технологий на социальные неравенства начались в середине XX века, когда технологический прогресс стал стремительно изменять различные аспекты

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

общества. Одним из пионеров в этой области является американский социолог и экономист Т. Веблен, который еще в начале 20 века говорил о «технократическом обществе» и о том, как технологические достижения могут влиять на социальную структуру.

Серьезное внимание проблемам технологических неравенств стало уделяться с конца 1960-х годов. В 1970 году американский социолог Д. Белл опубликовал работу «Грядущее постиндустриальное общество», где он исследовал, как информационные технологии и автоматизация могут изменить экономику и социальную структуру. Д. Белл указывал на то, что переход к информационному обществу приведет к новым формам неравенства, связанным с доступом к знаниям и технологиям.

В последние десятилетия, с развитием искусственного интеллекта и роботизации, проблема технологического неравенства стала еще более острой. Исследования показывают, что автоматизация труда может привести к потере рабочих мест в традиционных секторах экономики и к увеличению разрыва в доходах. Владельцы технологий и те, кто обладает высокими цифровыми навыками, оказываются в более выгодном положении, в то время как работники с низкими квалификациями сталкиваются с растущей угрозой безработицы и снижением заработной платы [11].

Социологи подчеркивают, что эти процессы могут привести к концентрации богатства и ресурсов в руках узкого круга лиц, что усугубляет социальные неравенства. Это вызывает опасения относительно социальной справедливости и устойчивости, поскольку неравномерное распределение благ и возможностей может привести к усилению социальной напряженности и конфликтов.

Искусственный интеллект, будучи мощным ин-стру ментом для социологических исследований, стимулирует социологов к сотрудничеству с представителями других областей. Это может способствовать созданию интердисциплинарных команд, объединяющих экспертов из информатики, психологии, экономики и прочих сфер, с целью совместного исследования и использования новейших технологий в социологии. Этот синергетический подход не только расширяет горизонты знаний и понимания для социологов, но и помогает создавать более комплексные и углубленные исследования общественных явлений.

Заключение. Рефлексия оказывает влияние искусственного интеллекта и открывает множество социологических аспектов, пронизывая различные сферы человеческой жизни. Рынок труда стал объектом обсуждения из-за автоматизации и внедрения искусственного интеллекта, также образование претерпевает изменения под воздействием современных технологий, а самое главное — это влияние на личность, предоставляя новые возможности обучения. Проникая в анализ больших данных, он революционизирует способы исследования социальных явлений. Способность обрабатывать огромные объемы информации открывает новые горизонты для выявления тенденций и паттернов в обществе. Используя алгоритмы машинного обучения, социологи создают сложные модели, позволяющие углубить понимание социальных процессов, выявить взаимосвязи и прогнозировать изменения. Искусственный интеллект требует не только технического, но и глубокого социального, этического и культурного понимания при своем использовании и развитии, чтобы обеспечить его полезность и этичность в различных сферах человеческой жизни.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Шелли Джонс. Помощью ИИ и нейробиологии. ЫЯЬ : https://webmedy.com/blog/ru/human-brain-ai-пеигоэаепсе (дата обращения 28.06.2023).

2. Искусственный интеллект для науки и наука для искусственного интеллекта / К.В. Анохин, К.С. Новоселов, С.К. Смирнов [и др.] // Вопросы философии. 2022. № 3. С. 93-105.

3. Купянский А.А. Искусственный интелект в праве / А.А. Купянский // Проспект Свободный - 2023: Материалы XIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 24-29 апреля 2023 года. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2023. С. 2076-2079.

4. Кириллов П.А. Искусственный интелект для образования. Адаптивная система обучения // Молодой ученый. 2020. № 27(317). С. 39-43.

5. Сасин М.В. Искусственный интелект: философия, современность, инновационность / М.В. Сасин; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева // Актуальные проблемы

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

философии и социологии: материалы X Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 14 апреля 2022 года. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 23-26.

6. Исакова К.В. Проблемы философии искусственного интелекта / К.В. Исакова // Гуманитарный научный журнал. 2022. № 2. С. 125-128.

7. Глухих В.А. Искусственный интеллект как проблема современной социологии / В.А. Глухих, С.М. Елисеев, Н.П. Кирсанова // Дискурс. 2022. Т. 8. № 1. С. 82-93.

8. Удилов Н.С. Перспективы развития искусственного интелекта / Н.С. Удилов // Обществознание и социальная психология. 2023. № 7-3(51). С. 149-154.

9. Зубофф Шошана. Эпоха надзорного капитализма: Битва за человеческое будущее на новом рубеже власти. Нью-Йорк : РиЬ11оА11а1гв, 2019.

10. Гидденс Э. Последствия современности. Стэнфорд : Издательство Стэнфордского университета, 1990.

11. Мартыненко Т.С. Социальное неравенство в эпоху искусственного интеллекта: от цифрового к алгоритмическому разрыву / Т.С. Мартыненко, Д.Е. Добринская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1(161). С. 171-192.

1. Shelly Jones. Using AI and neuroscience. URL : https://webmedy.com/blog/ru/human-brain-ai-neuroscience (date of the application 28.06.2023 ).

2. Artificial intelligence for science and science for artificial intelligence / K.V. Anokhin, K.S. Novoselov, S.K. Smirnov [et al.] // Questions of philosophy. 2022. № 3. P. 93-105.

3. Kupyansky A.A. Artificial intelligence in law / A.A. Kupyansky // Svobodny Avenue - 2023: Materials of the XIX International Scientific Conference of Students, postgraduates and young Scientists, Krasnoyarsk, April 2429, 2023. Krasnoyarsk : Siberian Federal University, 2023. P. 2076-2079.

4. Kirillov P.A. Artificial intelligence for education. Adaptive learning system / P.A. Kirillov // Young scientist. 2020. № 27(317). P. 39-43.

5. Sasin M.V. Artificial intelligence: philosophy, modernity, innovation / M.V. Sasin; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev // Actual problems of philosophy and sociology: materials of the X All-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists, Krasnoyarsk, April 14, 2022. Krasnoyarsk : Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 2022. P. 23-26.

6. Isakova K.V. Problems of philosophy of artificial intelligence / K.V. Isakova // Humanitarian scientific journal. 2022. № 2. P. 125-128.

7. Glukhikh V.A. Artificial intelligence as a problem of modern sociology / V.A. Glukhikh, S.M. Eliseev, N.P. Kirsanova // Discourse. 2022. Vol. 8. № 1. P. 82-93.

8. Udilov N.S. Prospects for the development of artificial intelligence / N.S. Udilov // Social studies and social psychology. 2023. № 7-3(51). P. 149-154.

9. Zuboff, Shoshana. The Age of Surveillance Capitalism: the Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. New-York : PublicAffairs, 2019.

10. Giddens A. The consequences of modernity. Stanford University Press, 1990.

11. Martynenko T.S. Social inequality in the era of artificial intelligence: from digital to algorithmic gap / T.S. Martynenko, D.E. Dobrinskaya // Monitoring public opinion: economic and social changes. 2021. № 1 (161). P. 171-192.

References:

Информация об авторах

Пчегатлук Светлана Калачериевна

Svetlana K. Pchegatluk

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology, Jurisprudence and Personnel Work, Kuban State Technological University psvetlanak@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии,

правоведения и работы с персоналом,

Кубанский государственный технологический университет psvetlanak@mail.ru

Косивченко Екатерина Владимировна

студентка 3 курса, кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет katya.kosivchenko@mail.ru

Ekaterina V. Kosivchenko

3rd year Student,

Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University katya.kosivchenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.