Научная статья на тему 'Искусственный интеллект в системе автоматизированного проектирования программного обеспечения'

Искусственный интеллект в системе автоматизированного проектирования программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
400
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Головина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусственный интеллект в системе автоматизированного проектирования программного обеспечения»

УДК 658.52

К.В.Балаиюв

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОЕКТРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ

ПРОГРАММ

Проблема автоматизации и интеллектуализации программирования, рассматриваемого как процесс проектирования программ, является, вероятно, старейшей из проблем, связанных с вычислительными машинами. При этом существуют три аспекта данной проблемы-, вызывающие в настоящее время наибольший интерес.

Первый аспект состоит в необходимости использования различных форм схемного представления программ (например, потоковые, логические, функциональные или отношенческие схемы программ). Схема должна точно определять структуру программы для ее интерпретации. В результате схемного определения выявляется тип программы (последовательная, функциональная, отношенческая и т.д.), который определяет структуру процесса вычислений по схеме.

Второй аспект - тесное взаимодействие с аппаратом логики. В настоящее время мы пытаемся использовать (нередко успешно) математическую логику для спецификации, формальных преобразований, верификации и автоматического синтеза программ. Однако при этом необходимо учитывать, что логика имеет принципиальные ограничения по аксиоматизации и решению многих проблем, в частности связанных с программированием (верификация, эквивалентные преобразования, синтез программ).

Третий аспект проблемы технологических исследований по автоматизации и интеллектуализации программирования основывается на отрицательных результатах в исследованиях программ, искусственном интеллекте и формализации программирования. Попытки их преодоления связаны с более реальными путями использования человеко-машинных программных средств и систем.

В докладе рассматривается, каким образом описанные выше подходы к автоматизации программирования могут быть использованы в современных системах автоматизированного программирования (в частности, объединены с использованием теории направленных отношений для построения систем функционально-логического и потокового программирования). Рассматривается также архитектура интегрировав:.эй интеллектуальной среды для автоматизации процесса разработки функционально-логических программ.

УДК 658.512

Е.Ю. Головина ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В С ИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Широкое использование вычислительной техники в различных сферах деятельности человека привело к потребности создания соответствующего программного обеспечения (ПО). Однако трудоемкость и наукоемкость разработки программ настолько огромны, что в настоящее время ведутся работы по созданию новых технологий автоматизации проектирования программных

средств. Это направление получило название CASE-технологии (Computer - Aided Software Engineering) [I].

Ядром CASE-системы является репозиторий (информационная база проекта).

В настоящее время возникла необходимость в создании интеллектуальною репозитория, который облегчит разработчикам процесс создания в CASE-системе ПО, отвечающего современному уровню.

Создание интеллектуального репозитория имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом к его разработке, среди которых можно выделить следующие:

возможность представления знаний, которые являются обобщением накопленного опыта о процессе проектирования ПО, и предоставление доступа к этим знаниям при разработке ПО;

- получение новых знаний о разрабатываемом ПО из знаний, представленных в репозитории, которые помогают разработчику в процессе его проектирования;

возможность получать ответы на вопросы, касающиеся состояния разрабатываемого ПО (какие программные компоненты спроектированы, а какие нет; какие возникли ошибки и т.д.) и его окружения (какие произошли сбои в аппаратном и программном комплексе, какие возникли аварийные ситуации и т.д.), которые облегчают проектирование ПО;

возможность сократить объем информации, представленной в репозитории, за счет ее получения с помощью логического вывода и процедур:

- возможность контроля непротиворечивости знаний;

- возможность прогнозирования результатов проектных операций; возможность выбора повторно используемых программных компонентов,

удовлетворяющих заданным требованиям.

ЛИТЕРАТУРА

I. Modem Software Engineering. Foundation and Current Perspectives. Edited by Peter A.Ng., Raymond 1 .Yen - VAN NOSTRAND REINHOLD, New York, 1990.

УДК 519.8

А.П.Еремеев

Адаптируемая модель представления знаний для проек! ироьания систем поддержки принятия решений реального времени

Важнейшей характеристикой систем поддержки принятия решений (СППР), предназначенных для помощи человеку при управлении сложными техническими системами и процессами в реальном масштабе времени, является их ориентация на открытые, динамические проблемные области [1]. Это означает, что модель представления знаний о процессе принятия решений может пополняться и корректироваться непосредственно в процессе принятия решений. Действующие СППР, базирующиеся на классической продукционной модели представления знаний, как правило, способны функционировать лишь в замкнутых, статически проблемных областях, допуская изменение модели только в специальном режиме коррекции.

В докладе рассматривается адаптируемая модель представления знаний на основе табличной продукционной модели [2] как компонент инструментальной системы проектирования СППР реального времени.

Формально модель определяется набором <S,Po,STo,Pg,STg,R(St),R(Po),R(STo),F>,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.