УДК 332.14:004.9
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СИСТЕМАХ КОРПОРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
К. К. Болсуновский Научный руководитель - Д. В. Тихоненко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: neopolimyj@mail.ru
В статье рассмотрена актуальность внедрения искусственного интеллекта в России. Разобраны определения искусственного интеллекта и системы корпоративного управления. Рассмотрен пример использования ИИ для директоров корпораций.
Ключевые слова: Искусственный интеллект, система корпоративного управления ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN CORPORATE GOVERNANCE SYSTEMS
K. K. Bolsunovsky Scientific adviser - D. V. Tikhonenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: neopolimyj@mail.ru
The article considers the relevance of the introduction of artificial intelligence in Russia. The definitions of artificial intelligence and corporate governance systems are analyzed. An example of using AI for corporate directors is considered.
Key words: Artificial Intelligence, corporate governance system
В настоящее время внедрение и использование искусственного интеллекта на предприятиях, расположенных на территории Российской Федерации, является актуальным событием, в связи с реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации»», которая рассчитана до 2024 года. Данная программа включает в себя федеральный проект «Искусственный интеллект», согласно которому планируется создать благоприятную среду для популяризации и повсеместном использовании ИИ.
Планируется выделить бюджет на создание направлений в образовании, изучающих ИИ. Тем самым по мнению правительства, появится большое количество дипломированных специалистов, которые должны быть востребованы на рынке труда. Что позволит большому количеству предприятий внедрять ИИ, с меньшими затратами [1].
Для начала необходимо рассмотреть определения термина «Искусственный интеллект».
Авторы статьи «Искусственный интеллект с точки зрения права» приводят общее определение термину «Искусственный интеллект»: «Интеллектуальное управление — автоматическое управление, при котором программные алгоритмы заранее не задаются, а формируются самой системой управления на основе формализованных описаний целей, знаний о возможных действиях и информации о текущих изменениях состояния внешней среды».
Секция «Информационно-экономические системы»
Так же Авторы представляют свое определение данного термина: «Искусственный интеллект — это искусственная сложная кибернетическая компьютерно-программно-аппаратная система (электронная, в том числе — виртуальная, электронно-механическая, био-электронно-механическая или гибридная) с когнитивно - функциональной архитектурой и собственными или релевантно доступными (приданными) вычислительными мощностями необходимых емкостей и быстродействия».
К основным свойствам ИИ относят:
• Автономность;
• Действует самостоятельно;
• Может обучаться сам [2].
Наиболее известными и используемыми технологиями искусственного интеллекта, для автоматизации бизнес процессами являются:
• Дополненный интеллект — позволяет предоставлять необходимую и емкую информацию, на основе имеющихся данных, которые позволят специалисту сделать верное решение
• Чат боты — заранее пишется сценарий, по которому они будут отвечать, этот сценарий основывается на заранее полученном опыте специалистов в сфере общении с клиентами;
• Машинное обучение — способ, при котором разработанный алгоритм способен самостоятельно выполнять задачи;
• Система управления ИИ создана на специализированных политиках, которые призваны предотвратить системные ошибки, «несправедливости» ИИ, то есть ущемление пользователей по каким-либо признакам, а также другие отрицательные эффекты использования искусственного интеллекта [3].
• Интеллектуальные приложения систем — система, программная или техническая, которая имеет способность решать задачи, относящиеся к определенной предметной области, информация о которой хранится в данной системе, примерами могут выступать, CRM и ERP системы.
Теперь необходимо дать определение термину «Система корпоративного управления» или «Корпоративное управление». В связи с широкой областью применения данного термина, единого и точного определения нет.
С.А. Швецов в «Кодексе корпоративного управления» приводит следующее определение: «Корпоративное управление» — понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами [4].
Так же в статье «Модели корпоративного управления» приводится следующее определение: «Система корпоративного управления — это организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами, с другой — согласовывать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая эффективное функционирование компаний».
Корпоративное управление содержит следующие элементы:
Система созданная для контроля за деятельностью в компании и ее управлением. Группа акционеров разрабатывают главные решения, которые затем должны будут воплотить в жизнь менеджеры, входящие в высшее звено.
Система, благодаря которой распределяются права и обязанности участников в корпоративном управлении.
Условия, согласно которым принимаются решения, и ограничения, благодаря которым ведется контроль над проделанной работой компании, для достижения необходимых целей.
Благодаря корпоративному правлению формируются общие правила, налаживается процесс управления предприятием, в глазах возможных инвесторов, в состав которых может
входить государственные органы и другие заинтересованные лица, компания выглядит более надежной [5].
В статье «Применение технологий искусственного интеллекта в корпоративном управлении» В. А. Бамбуров рассматривает преимущества и проблемы внедрения ИИ в управление корпорацией.
В качестве примера приводятся обязанности выполняемые директорами корпорации, основной задачей которых является предотвращение и разрешение конфликтов, возникающих между акционерами и другими членами корпорации.
В основном искусственный интеллект планируется использовать по типу дополнения, когда аналитически прогноз, на основе большого количества данных осуществляет машина., а не человек. Данная автоматизация должна позволить принимать верные и прибыльные решения, основываясь на внутренних и внешних факторах.
Так же внедрение ИИ должно позволить сделать управление корпорацией более прозрачной и исключить человеческий фактор при прогнозировании и анализе.
Однако существует проблема в том, что качество анализа, осуществляемого ИИ зависит только от разработчиков, что порождает проблему «Черного ящика». Однако, в случае реализации федерального проекта «Искусственный интеллект», компании смогут нанять специалистов, для более тонкой и корректной настройки прогнозирования [6].
Делая выводы, можно сказать, что в настоящее время существует большое количество технологий искусственного управления, которые можно использовать в системах корпоративного управления, однако существует нехватка специалистов, для повсеместного внедрения ИИ. В случае же успешного завершения проекта «Искусственный интеллект» данная проблема будет решена.
Библиографические ссылки
1. Федеральный проект «Искусственный интеллект» [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/tehnologicheskoe_razvitie/federalnyy_proekt_isku sstvennyy_intellekt/ (дата обращения: 10.04.2021).
2. Понкин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 1. С. 91-109, doi: 10.22363/2313-2337-2018-22-1-91-109.
3. 5 технологий искусственного интеллекта, которые изменят бизнес в ближайшем будущем [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/articles/2019-11-12_chto_ozhidat_ot_razvitiya_tehnologij (дата обращения: 10.04.2021).
4. Швецов С. А. Кодекс корпоративного управления. M.: 2014. - 9с.
5. Система корпоративного управления [Электронный ресурс]. URL: https://blog.iteam.ru/sistema-korporativnogo-upravleniya/ (дата обращения: 11.04.2021).
6. Бамбуров В.А. Применение технологий искусственного интеллекта в корпоративном управлении. Государственная служба. 2018. № 3. С. 23-28.
© Болсуновский К. К., 2021