Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / интеллектуальный агент / образование / образовательное пространство / образовательные технологии / artificial intelligence / intelligent agent / education / educational space / educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Персиянцева Светлана Владимировна

В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ) ИИ рассматривается как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение. Актуальность работы заключается в том, что образовательная система находится на стадии реформирования, модернизации и одним из пунктов эффективности, результативности государственной политики в образовательном пространстве является развитие искусственного интеллекта в сфере образования (ИИвО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Персиянцева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATIONAL SPACE

In the National Strategy for the Development of Artificial Intelligence (AI), AI is considered as a set of technological solutions that allow simulating human cognitive functions, including self-learning. The relevance of the work lies in the fact that the educational system is at the stage of reform, modernization and one of the points of efficiency, effectiveness of state policy in the educational space is the development Artificial Intelligence in Education (AIED).

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Нам представляется возможным обратиться к конструкту психологической репрезентации с целью попытки теоретической операционализации и эмпирической валидизации структурно-содержательных особенностей «эффектов» такой рефлексии, и анализу специфики «нового» отражения объективных «атрибутов» пространственной среды профессиональной деятельности человека. Одним из условий, предполагающих актуализацию пространственной среды как психологического ресурса для субъекта, может являться наличие определенной «готовности» к осознанию поддерживающего потенциала пространственной среды повседневной жизни. Мы считаем перспективным направление исследований, ориентированных, с одной стороны на выявление и систематизацию потенциальных «ресурсов» пространственной среды для субъекта, а, с другой стороны, посвященных определению индивидуально-психологических коррелят, взаимосвязанных со «средовой компетентностью» субъекта.

Литература

1. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование, техники, программные средства и среды. - М., 2001.

2. Нартова-Бочавер С.К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 15-26.

3. Павлова М.В., Нартова-Бочавер С.К. Рутинные (обыденные) техники самопомощи в офисе: на примере мастерской архитекторов // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 3. С. 164-184.

4. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-27.

5. Панюкова Ю.Г. Психологические техники организации пространства рабочего места студента // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 102-108.

6. Толочек А.В. Феномен «ресурсы»: топос и хронос в актуализации условий внешней среды как ресурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. «Акмеология образования. Психология развития». 2018. Т. 7, вып. 3(27). С. 250-260.

7. Шукова Г.В. Современные перцептивные исследования: экопсихологический анализ // Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития. -Москва-Курск. - 2020. - С. 184-188.

8. Ivanov D., Podolskiy D. Workplace environment management: recent, challenges and future trends for organizational psychology // Organizational Psychology. 2021. Vol. 11, No 4, P. 190-202.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Персиянцева Светлана Владимировна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Российский государственный гуманитарный университет, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: perssvetlana@yandex.ru

Аннотация. В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ) ИИ рассматривается как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение. Актуальность работы заключается в том, что образовательная система находится на стадии реформирования, модернизации и одним из пунктов эффективности, результативности государственной политики в образовательном пространстве является развитие искусственного интеллекта в сфере образования (ИИвО).

Ключевые слова: искусственный интеллект, интеллектуальный агент, образование, образовательное пространство, образовательные технологии.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATIONAL SPACE Persiyantseva Svetlana Vladimirovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities; Senior Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: perssvetlana@yandex.ru

Abstract. In the National Strategy for the Development of Artificial Intelligence (AI), AI is considered as a set of technological solutions that allow simulating human cognitive functions, including self-learning. The relevance of the work lies in the fact that the educational system is at the stage of reform, modernization and one of the points of efficiency, effectiveness of state policy in the educational space is the development Artificial Intelligence in Education (AIED).

Keywords: artificial intelligence, intelligent agent, education, educational space, educational technologies.

Искусственный интеллект (ИИ) меняет мир вокруг нас [4]. Термин носит междисциплинарный характер и на сегодняшний день ИИ применяется в разных сферах нашего жизненного пространства. В здравоохранении: ранняя диагностика и прогнозирование хронических заболеваний, а в связи с необходимостью борьбы с пандемией COVID-19 внедрены высокотехнологичные решения, дистанционные сервисы для пациентов, используются медицинские робототехники и повышенная информационная безопасность. ИИ применяется в фармацевтической и медицинской промышленности, химической промышленности и других видах промышленности и технологий. ИИ используется в финансово-экономической деятельности, в агропромышленном комплексе, в транспортной системе (например, самоуправляемые автомобили; беспилотные летательные аппараты), в сфере образования, в структуре безопасности и др.

Зачастую ИИ рассматривают как интеллектуальный агент (компьютерная система, программа), и он способен достичь конкретной задачи с помощью определенных возможностей (таких как речь и/или зрение) и интеллектуального поведения, которое когда-то считалось уникальным для людей [5]. Авторы научной работы «Artificial intelligence: A Modern Approach» (Искусственный интеллект: современный подход (AIMA)) утверждают, что в структуре ИИ присутствуют элементы разных интеллектуальных агентов, которые могут решать проблемы посредством поиска (поиск последовательных действий, достигающих цели); находить информацию из разных источников; планировать и делать выводы на основании полученных данных; взаимодействовать с окружающим миром через зрение и восприятие; воздействовать на внешнюю среду посредством электронного и/или роботизированного управления; работать с неопределенностью; быстро обучаться и развиваться на основе большого объема данных; приспосабливаться в режиме реального времени; анализировать себя в терминах поведения, ошибок и успеха. Основной задачей интеллектуального агента предпринять «наилучшее из возможных (рациональных) действий в (любой) ситуации» [5].

В более простом понимании ИИ представляет собой интеллектуальные системы, которые могут автоматизировать задачи, традиционно выполняемые людьми.

С усилением цифровой трансформации возникают новые форматы коммуникации для решения целого спектра задач. Это приводит к изменениям, преобразованиям общественных институтов в связи с внедрением цифровых технологий. В связи с данной реальностью современному человеку необходимо обладать знаниями, умениями и навыками, чтобы быть востребованным и успешным в современном обществе. В этом контексте на Всемирном экономическом форуме «Committed to Improving the State of the World» (Пути улучшения положения в мире) в отчете «New Vision for Education: Unlocking the Potential of Technology» (Новый взгляд на образование: раскрытие потенциала технологий) проектной группы форума (швейцарской неправительственной организацией, известной проведением ежегодных встреч в Давосе) в сотрудничестве с The Boston Consulting Group (BCG) по результатам проведенного ими исследования определены ключевые компетенции, которыми должен владеть человек XXI века, чтобы конкурировать.

Этот круг компетенций является важным для успешной профессиональной деятельности, однако, с ускорением цифровой трансформации и акцентом на непрерывное обучение в большинстве профессий, эти компетенции необходимо формировать у учащихся, считают западные эксперты.

В отчете отмечено, что многие учащиеся по всему миру (исследование проводилось в 91-ой стране, включая и Россию) на данный момент не получают образование, которое позволит им преуспеть в XXI веке. Это может привести к дефициту квалифицированной рабочей силы, а выпускники не будут востребованы работодателями. С обострением конкуренции необходимо

находить новые пути для реализации имеющегося у учащихся личностного потенциала, а для этого недостаточно только обладать классическими знаниями. Нужно прививать навыки и компетенции XXI века: критическое мышление (способность выявлять, анализировать и оценивать ситуации, идеи и информацию для того, чтобы сформулировать ответы на проблемы); творческое мышление (способность представлять и разрабатывать новые, новаторские способы решения проблем посредством применения синтеза или перепрофилирования знаний); коммуникация и сотрудничество (способность слушать, понимать, передавать информацию с помощью вербальных, невербальных, визуальных и письменных средств, а также уметь работать в команде для достижения общей цели, в том числе умение предотвращать конфликты и управлять ими)1.

Такие качества характера, как настойчивость (способность поддерживать интерес и усилия, настойчиво добиваться выполнения задачи или цели), адаптивность (способность изменять планы, методы, мнение, цели при получении новой информации) обеспечивают устойчивость и успех перед лицом препятствий или в ситуации неопределенности. Любознательность (умение и желание получать новые знания, проявлять открытость и познавательную активность), инициатива (способность и желание активно браться за новую задачу или цель) служат отправной точкой для открытия новых концепций и идей. Лидерство, социальная и культурная осведомленность включает конструктивное взаимодействие с другими социально приемлемыми способами поведения, этическими и культурными. При этом лидерство рассматривается как способность эффективно направлять и вдохновлять других для достижения общей цели.

В исследованиях отечественных авторов также отмечается, что для эффективного взаимодействия с другими людьми, необходимо соблюдать нравственные нормативы и быть готовым к продуктивной совместной деятельности [1].

В рамках утвержденной Национальной стратегии развития ИИ в Российской Федерации на период до 2030 года отмечается, что использование технологий ИИ способствует повышению качества услуг в сфере образования, включая «адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся и потребностям рынка труда, системный анализ показателей эффективности обучения для оптимизации профессиональной ориентации и раннего выявления детей с выдающимися способностями, автоматизацию оценки качества знаний и анализа информации о результатах обучения»2.

По оценкам международных экспертов, образовательные технологии могут дополнять существующие и новые педагогические подходы. Ученые используют термин «closed loop» (замкнутый цикл), например, на уровне одного класса. Образовательные технологии интегрированы в виде цикла, который включает в себя обучение, непрерывную оценки, соответствующие вмешательства учителя и отслеживание результатов обучения. Определены институциональные ресурсы и инструменты, которые способствуют укреплению системы обучения и поддерживают замкнутый цикл. К ним относятся, например, персонализированный и адаптивный контент, учебные программы, проекты, открытые образовательные ресурсы и цифровые профессиональные инструменты развития для учителей3.

В аналитической записке С. Даггэна (Steven Duggan), опубликованной в 2020 году ИИТО ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Information Technologies in Education), отмечается, что ИИвО играет важную роль в реализации перспектив персонализированного подхода в образовании. Учитывая конкретные потребности каждого школьника/студента, искусственный интеллект дает возможность адаптировать подачу учебного материала, содержание и темп обучения [3]. Учащийся сможет самостоятельно планировать образовательную траекторию, ставить и выбирать значимые для себя учебные цели, это может стимулировать его мотивацию и активность в учебной деятельности.

1 World Economic Forum and The Boston Consulting Group. New vision for education unlocking the potential of technology industry agenda prepared in collaboration with the Boston consulting group. 2015. URL: http:// www3. wefor um. org/ docs/ WEFUSA_ NewVi sionf orEdu cation_ Repor t2015. pdf

2 Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/AH4x6HgKWANwVtMOfPDhcbRpvd1HCCsv.pdf

3 World Economic Forum and The Boston Consulting Group. New vision for education unlocking the potential of technology industry agenda prepared in collaboration with the Boston consulting group. 2015. URL: http:// www3. wefor um. org/ docs/ WEFUSA_ NewVi sionf orEdu cation_ Repor t2015. pdf

Эксперты Фонда Росконгресс1, проанализировав большое количество отечественных и зарубежных исследований, выделили области применения системы ИИ в образовательном пространстве. 1) Адаптивное обучение - отслеживает индивидуальный прогресс каждого школьника/студента (изучил тему - можно писать контрольную работу; если низкий показатель по запоминанию и пониманию учебного материала, система сообщит учителю о трудностях учащегося). 2) Персонализированное обучение - широкий спектр образовательных программ. В них методики, темп обучения зависят от особенностей, возможностей и способностей, потребностей субъекта образовательной деятельности, его интересов и предпочтений (образовательный процесс адаптируется к индивидуальной скорости обучения школьника/студента, предлагая задания возрастающей сложности). 3) Автоматическое оценивание - cистема может оценить знания школьника/студента, проанализировать ответы, предоставить индивидуальную обратную связь и создать учебные задания с учетом индивидуальных особенностей школьника/студента. 4) Интервальное обучение - образовательная методика с использованием технологий ИИ позволяет эффективно закреплять пройденный материал. Это приложение, которое отслеживает, что именно и когда изучает школьник/студент. При помощи ИИвО приложение определяет, когда школьник/студент может забыть новую информацию и рекомендует ее повторить. Получить устойчивые знания, приложение рекомендует, повторяя пройденный учебный материал несколько раз. 5) Контроль экзаменационного процесса. Дистанционное обучение - актуальная тема для обсуждения современного образования. Дистанционный экзамен - обязательная составляющая дистанционного обучения. Контролирующие системы на основе ИИ смогут установить, отвечает ли школьник/студент на вопросы самостоятельно или использует подсказки, интернет-ресурсы. Контролирующие системы ИИвО позволяют исключить обман. 6) Интеллектуальный помощник. Данное приложение отвечает на любые запросы студентов, которые связаны с учебой деятельностью и жизнью в студенческом городке: как найти лекционную аудиторию, зарегистрироваться на выбранный курс, получить задания, связаться с преподавателем. 7) Инклюзивное образование. Образовательные технологии ИИвО могут эффективно применяться для обеспечения инклюзивного доступа к образовательным ресурсам. 8) ИИ-репетитор. Существуют приложения - репетиторов, что позволяет дополнительно изучить учебную тему. ИИ может проанализировать работы, определить проблемную область и создать индивидуальные задания для заполнения пробелов в знаниях учебной темы. 9) Анализ поведения. Камеры с ИИ помогают анализировать поведение школьников/студентов. Задача системы - помочь учителям/преподавателям определять сильные и слабые стороны учащихся, так как системы способны распознавать и оценивать эмоциональное и физическое состояние учащегося в текущий момент, особенности его реагирования на разные темы и задания, насколько легко школьник/студент сотрудничает с другими или предпочитает работать в одиночку.

Процесс обучения - это не только обмен информации, но и живое общение. ИИ не может в полной мере заменить живое общение в системе «преподаватель - обучающийся». По данным исследования НИУ ВШЭ (проведенного в 2020 году) более 70 % педагогов и студентов считают, что для эффективности образовательного процесса, необходимым является наличие эмоционального интеллекта, навыков понимания, уважения других, умения решать конфликтные ситуации, в учебном процессе использовать чувство юмора.

ИИ не обладает навыками и способностями понимать намерения, мотивацию и желания людей, проявлять эмпатию, сопереживание и быстро реагировать на изменение поведения учащегося, отвечать на него человеческими реакциями.

Чрезмерное «оцифровывание» образовательной деятельности может привести к определенным угрозам и вызовами «...приводит к риску разрушений, разрыву полисубъектных отношений «педагог — учащийся». Педагог, обладающий комплексом интегральных личностных характеристик (направленность, компетентность, гибкость) и высоким уровнем самосознания, способен к созданию диалога с учащимися с целью духовного взаимообогащения и гармонизации системы ценностей, обусловливающей возможность создания полисубъектной общности» [2, с. 144]. Именно оптимальное сочетание лучших отечественных педагогических традиций,

1 Искусственный интеллект в образовании: проблемы и возможности для устойчивого развития. Росконгресс: Пространство доверия. 2020. URL: https://roscongress.org/

современного опыта, достижений образовательных технологий способствует целостному развитию личности ребенка, сохранению его психического и физического здоровья.

Преодоление и профилактика рисков в связи с внедрением ИИ в учебно-педагогические процессы требуют грамотной разработки комплексной государственной политики в области ИИвО.

Литература

1. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние нормативности и конкретно-ситуативных факторов на просоциальное поведение молодежи разных региональных выборок // Мир педагогики и психологии. 2019. №> 9 (38). С. 118-127.

2. Митина Л.М. Психологический анализ современного образования и профессионального труда в эпоху радикальных социокультурных технологических перемен // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. №№ 4 (57). С. 138-150.

3. Duggan S. AI in Education: Change at the Speed of Learning. UNESCO IITE Policy Brief. 2020.

P. 5.

4. Makridakis S. The forthcoming Artificial Intelligence (AI) revolution: Its impact on society and firms // Futures. 2017. Vol. 90. P. 46-60.

5. Russell S., Norvig P. Artificial intelligence: A Modern Approach. 4-th Ed. - New Jersey: Prentice Hall, 2020. - 1136 p.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА СОТРУДНИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Тимохина Алёна Владимировна (Тула, Россия), ассистент, аспирант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. E-mail: alyona.timoxina@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности взаимодействия преподавателей со студентами специальности «Фармация» в образовательном пространстве. Проанализированы психолого-педагогические ситуации между субъектами высшего образования, которые оказывают влияние на качественную профессиональную подготовку будущих фармацевтов.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная направленность, сотрудничество, фармация, образовательное пространство.

PSYCHOLOGICAL SETTING OF COOPERATION BETWEEN STUDENTS-PHARMACISTS AND TEACHERS IN THE EDUCATIONAL SPACE AS ONE OF THE FACTORS OF PROFESSIONAL ORIENTATION

Timokhina Alyona Vladimirovna (Tula, Russia), assistant, postgraduate, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. E-mail: alyona.timoxina@mail.ru

Abstract. The article discusses the features of the interaction of teachers with students of the specialty "Pharmacy" in the educational space. Psychological and pedagogical situations between subjects of higher education, which influence the quality professional training of future pharmacists, are analyzed.

Keywords: higher education, professional orientation, cooperation, pharmacy, educational space.

Одна из приоритетных задач образовательной политики Российской Федерации - это повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов. На становление личности оказывают влияние различные факторы: социально-экономические, биологические, психологические. Из вышеуказанных факторов весомое место отдается, на наш взгляд, взаимодействию студентов с преподавателями. Так как во многих российских вузах образовательный процесс представляет не целостную, а разрозненную систему, где студенты изучают определенный блок дисциплин, не имея возможности со стороны преподавателей, объединить их в комплекс в качестве основы профессиональной подготовки. Такая проблема связана с тем, что плохо спланирована цепь взаимодействий: студент-преподаватель, преподаватель-преподаватель, студент-студент. Поэтому возникающие проблемы у студентов в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.