Искусственный интеллект: социально-философское осмысление
Иоселиани Аза Давидовна,
д.филос.н., проф. Финансовый университет при Правительстве РФ, aza-i@yandex.ru
Цхададзе Нелли Викторовна,
д.э.н., проф. Финансовый университет при Правительстве РФ, nelly-vic@mail.ru
Целью авторов в данной статье является изучение проблемы искусственного интеллекта с философской точки зрения. Рассматриваются сферы применения искусственного интеллекта. Анализируются вопросы: может ли машина мыслить, как человек; какого уровня развития может достигать искусственный разум; может ли ИИ иметь такое же сознание, психическое состояние в той степени, которой обладает человек; способен ли ИИ чувствовать, проявлять эмоции; какие опасности таит в себе ИИ; насколько непредсказуем его потенциал? Предлагается несколько сценариев развития искусственного интеллекта. А также проводится философский анализ вектора трансформации современной техногенной цивилизации и новой социальной реальности. Авторы приходят к выводу о том, что хотя и благ и удобств для людей у искусственного интеллекта очень много, однако человеку следует ответственно подходить к его созданию, чтобы не было опасности выхода ИИ из-под его контроля. В противном случае, считают авторы, могут осуществиться пессимистические сценарий развития, которые указывают не только на опасности социокультурного характера, но и несут в себе экзистенциальную угрозу для человечества, сопоставимую по масштабам с полным вымиранием Homo Sapiens как вида.
Ключевые слова: искусственный интеллект; возможности искусственного интеллекта; недостатки ИИ; преимущества ИИ; техническая цивилизация; новая социальная реальность; техногенная цивилизация.
п с А
е
о
0
CSI
CSI
01
Вступление и понятийный анализ.
Наука, как техническая, так и гуманитарная активно исследует ИИ и Internet с 90-х годов двадцатого века. С внедрением и расширением этих двух коррелятов общественной жизни поменялись способы и формы социальной и межличностной коммуникаций, приходится вносить коррективы в культуру и традиции. Необратимыми становятся процессы возникновения новых материальных и духовных реалий бытия, а также создаются новые принципы, новая реальность, которая сопровождает повседневную деятельность людей.
В науке (ИИ) называют системы, предназначенные для решения интеллектуальных задач. В свою очередь, интеллектуальная задача - это задача, которую люди решают при помощи собственного интеллекта. Заметим, что в данном случае специалисты сознательно уходят от определения понятия «интеллект», поскольку до появления систем ИИ единственным примером интеллекта был интеллект человеческий.
Понятия «интеллект», можно интерпретировать как способность решать те или иные интеллектуальные задачи при условии отсутствия известного алгоритма их решения. Другой характеристикой интеллекта считают способность рационального выбора в условиях недостатка информации. Существует еще и аналитический подход к его определению как реакции мыслительного процесса на внешние раздражители на уровне нейронов [12, с. 84.]. Нейросеть - это такая модель, которая позволяет принять самое верное решение, исходя из определенных условий.
В 1992 году составители толкового словаря по искусственному интеллекту определяли термину «искусственный интеллект» свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Интеллектуальная система, в свою очередь -это техническая или программная система, способная решать задачи, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы [1].
Сферы применения искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект способен существенно упростить нашу жизнь. Сфера применения искусственного интеллекта очень широка, и его
можно использовать везде, где только человек может представить. Вот некоторые области, в которых он уже успешно используется [15]:
1. Медицина. Преимущество искусственного интеллекта в этой сфере - способность запоминать и обрабатывать колоссальное количество информации, благодаря чему уже появились не только приложения, дающие рекомендации врачам, но и программы, способные на ранних стадиях обнаружить заболевания, когда симптомы еще не успели проявиться. Например приложение Face2Gene сканирует лицо и способно определить 3500 различных генетических заболеваний.
2. Промышленность и сельское хозяйство. В этих сферах искусственный интеллект развился до такой степени, что скоро человек будет вовсе ненужным. Так, компания LG в 2023 году откроет завод, где абсолютно все этапы будут выполняться искусственным интеллектом, начиная закупкой товара и выгрузкой готовой продукции. И контроль за качеством также будет осуществлять соответствующее программное обеспечение. А уже 2021 году произойдет частичный переход заводов на эту технологию. В сельской промышленности искусственный интеллект следит за состоянием растений, уровнем влажности, количеством питательных веществ в почве. Более того, он способен обнаруживать сорняки и выдергивать их без вреда для растений.
3. Дорожное движение. Уже сейчас искусственный интеллект используется для того, чтобы предотвращать пробки. Для этого он в режиме реального времени собирает информацию со светофоров, анализирует расстояние между машинами, имеющиеся аварии и анализирует ее для улучшения дорожно-транспортной ситуации. Подобные системы реализованы уже во многих странах. Еще одно направление ИИ в этой области - машины с автопилотом.
4. Умный дом. Например, ИИ может утром разбудить и раздвинуть занавески, чтобы в комнате оказался солнечный свет. Также есть возможность в ближайшее время почувствовать все удобство умных батарей, которые адаптируют температуру под человека. Умный пылесос уже сейчас сам очищает квартиры.
5. Умные переводчики. ИИ дошел до того уровня, что нередко они свои функции выполняют не хуже человека.
6. Виртуальные ассистенты на смартфонах. Там все реализовано через ИИ, начиная распознаванием речи и заканчивая выдачей готового решения. В 2018 году компания «Яндекс» запустила голосового помощника «Алиса». Новый сервис позволяет пользователю прослушивать новости и погоду, получать ответы на вопросы и просто общаться с ботом. «Алиса» иногда дерзит, порой кажется почти разумной и по-человечески саркастичной, но часто не может разобраться, о чём её спрашивают, и садится в лужу.
7. В 2016 году ведущий аналитик компании «Яндекс» Алексей Тихонов создал нейросеть, способную писать стихи [12].
Таким образом, ИИ показали мощь и эффективность в различных областях, включая медицину, торговлю, финансы, СМИ, борьбу с преступностью и многое другое. Поэтому изучение искусственного интеллекта, вышло сегодня на новый виток своего развития.
Философия в исследовании искусственного интеллекта, «мышления машин», задаётся следующими вопросами:
- Сможет ли ИИ действовать разумно? Сможет ли ИИ решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?
- Сможет ли ИИ иметь такое же сознание, психическое состояние в той степени, которой обладает человек.
- Способен ли ИИ чувствовать, проявлять эмоции?
- Одинакова ли природа искусственного и человеческого интеллекта?
- Какие опасности таит в себе ИИ, насколько непредсказуем его потенциал?
Наиболее жаркие споры в философии ИИ вызывает вопрос «Может ли машина мыслить?». Мышление - это процесс обработки информации, находящейся в памяти: синтез, анализ и самопрограммирование. [9]
Искусственный интеллект и человек на деле очень разные. Объединяет их лишь способность думать, но и это осуществляется по-разному.
Следует отметить, что существуют две точки зрения на ИИ, это гипотезы слабого и сильного ИИ. Рассмотрим их.
Прикладной искусственный интеллект (также используют термин «слабый ИИ» или «узкий ИИ», в английской традиции - weak/applied/narrow AI) -это ИИ, предназначенный для решения какой-либо одной интеллектуальной задачи или их небольшого множества. К этому классу относятся системы для игры в шахматы, го, распознавания образов, речи, принятия решения о выдаче или невыдаче банковского кредита и так далее.
В противоположность прикладному ИИ вводят понятие универсального искусственного интеллекта (также «сильный ИИ», по-английски - strong AI/Artificial General Intelligence). Термин «сильный (или общий) искусственный интеллект» ввел Американский философ Джон Роджерс Серль. [6] Сильный ИИ - это программа, которая сама будет разумом, аналогичный человеческому разуму. Соответственно, искусственный суперинтеллект (ASI) будет обладать интеллектуальными возможностями, превосходящими возможности людей в почти широком спектре категорий и областей деятельности. По словам Ника Бострома, одного из признанных экспертов ИИ, шведского философа и автора книги «Суперинтеллект: пути, опасности, стратегии», сверхинтеллектуальная искусственная система будет обладать «интеллектом, который намного умнее лучших человеческих мозгов практически во всех областях, включая научное творчество, общую мудрость и социальные навыки» [2]. В тоже время Бостром предупреждает об опасности
в
У
> о-
X
т гп А о п m т;
о
-С
m о т; О
О
З
Д О -о О ГО О-Я
м
с <
в
о сч сч
О!
ИИ: «Едва ли останется хоть какая-нибудь проблема, которую сверхинтеллект не в силах будет разрешить или хотя бы помочь нам решить. Болезни, бедность, разрушение окружающей среды, страдания всех видов - все это сверхинтеллект при помощи нанотехнологий сможет решить в момент. Также сверхинтеллект может дать нам неограниченный срок жизни, остановив и обратив вспять процессы старения, используя нано-медицину. Сверхинтеллект также может создать возможности для бесконечного увеличения интеллектуальных и эмоциональных возможностей; он может посодействовать нам в создании мира, в котором мы будем жить в радости и понимании, приближаясь к своим идеалам и регулярно воплощая свои мечты». [3]
Сторонники слабого (узкого) ИИ рассматривают программы как инструмент, который позволяет решать ту или иную задачу, но не способны мыслить как человек.
Известный британский ученый Алан Мэтисон Тьюринг, а в 1950 году он опубликовал свою работу «Вычислительная техника и интеллект» [20]. На основании существующих гипотез Сильного и Слабого интеллекта он заменил в своем основном исследуемом вопросе двусмысленные выражения «машины» и «думать» на более однозначные, получив в итоге несколько иную формулировку своей деятельности: «Может ли машина совершать действия, неотличимые от обдуманных». По мнению автора это вполне возможно. И вся его работа посвящена доказательству данной теории, равно как и отрицанию противоположных взглядов. Существует много вариантов таких доказательств у Тьюринга, и все они изложены в форме тестов. Первоначальным и основным этапом в этой работе он использует так называемую «Игру-имитацию». Здесь участвуют трое: человек, машина и экзаменатор. Все они рассажены в отдельных помещениях и через телетайп (или посредника) общаются между собой. И каждый, кроме экзаменатора, пытается доказать ему, что является человеком. В случае невозможности экзаменатором определить, кто есть кто, считается, что выигрывает искусственный интеллект. Этот тест имеет различные варианты. Как отмечает эксперт в области когнитивной психологии и профессор философии Стивен Харнад: «Вопрос Тьюринга стал звучать так: «Могут ли машины делать так, как можем делать мы, как мыслящие создания?» [19, 89].
В своем эксперименте Джон Сёрль доказал, что прохождение теста Тьюринга не может являться критерием наличия у машины мышления. Для появления самосознания у машин, необходимо наличие физико-химических процессов, схожих с теми, что протекают в человеческом мозге. Аналогичную позицию занимают и другие исследователи ИИ.
Сильного ИИ действительно пока не существует. Практически все успехи, которые мы наблюдаем в последнее десятилетие в области ИИ, - это успехи прикладных систем. Эти успехи
нельзя недооценивать, так как прикладные системы в ряде случаев способны решать интеллектуальные задачи лучше, чем это делает универсальный человеческий интеллект.
Узконаправленный искусственный интеллект превосходит человеческий в определенных видах деятельности или операциях. Компьютер с узконаправленным искусственным интеллектом способен обыграть чемпиона мира по шахматам, припарковать автомобиль или подобрать наиболее соответствующие запросу результаты в поисковой системе. [9]
Поэтому пока правы сторонники «Слабого искусственного интеллекта», которые высказывают точку зрения о том, что умные машины способны лишь решать некоторые поставленные перед ними задачи (какие именно - описано выше) и не способны обладать полным спектром человеческих способностей. К их числу относится также английский физик и математик Роджер Пенроуз [11].
Можно констатировать, что одних иИ - это умение решать сложные задачи, другие понимают ИИ как способность к обучению, обобщению, аналитическому мышлению, для третьих ИИ - это способность взаимодействия с внешним миром путем общения, передачи и осознанного восприятия информации. То есть само понимание интеллекта в разных его проявлениях абсолютно расходится. Помочь в этом вопросе призвана эпистемология -наука о знании и интеллекте в рамках философии. Здесь философы работают над тем, чтобы помочь инженерам при создании искусственного разума в понимании того, как лучше воспринимать, представлять и использовать знания и информацию. [18]
Возможностей у искусственного интеллекта очень много. Нам надо ответственно подходить к его созданию, чтобы не было опасности выхода ИИ из-под контроля человека.
Преимущества и недостатки искусственного интеллекта, сценарий его развития.
У каждой прорывной технологии есть преимущества и недостатки. И искусственный интеллект не является исключением. Преимущества ИИ [13]:
1. Способность мгновенно запоминать информацию и обрабатывать колоссальное ее количество в кратчайшие сроки. Для того, чтобы любое знание напрочь засело в голове человека и не забылось, необходимо повторять нужную информацию в течение 3-4 дней, а затем хотя бы раз в 1,5 месяца освежать его в памяти хоть в косвенной форме. Искусственный интеллект запомнит раз и навсегда.
2. Невероятно быстрая обработка количественных данных. Пока человек сложит два двузначных числа, компьютер уже проанализирует экономическую ситуацию и выдаст точку на графике, в которой лучше всего покупать валюту. А потом и сам эту сделку заключит и вовремя выйдет из рынка, оставив с прибылью своего хозяина. Трейдеру обработать такое множество количественной информации не под силу. В долгосрочной перспективе
правительствам и корпорациям нужно продумать возможность введения универсального основного дохода - безусловных ежемесячных или ежегодных выплат всем гражданам, так как мы медленно, но уверенно, движемся в сторону дня, когда все работы будут выполняться роботами.
Рассмотрим недостатки ИИ:
1. Искусственный интеллект пока еще не умеет обрабатывать качественную информацию, но это лишь вопрос времени.
2. Искусственный интеллект все еще может давать сбои. Пока он не настолько совершенный, поэтому все равно нужен человек, который за ним будет «присматривать». Но уже через несколько десятилетий ИИ может научиться видеть свои сбои, чинить их, и человек не понадобится. Недавно по новостям пробежались заголовки, что изобретено высокоточное оружие, которое будет само выбирать цель, находить самый благоприятный маршрут к ней, чтобы при этом остаться незамеченным. Если на это ружье поместить ядерную боеголовку, и оно вдруг даст ложный старт, то это может уничтожить все человечество. Вспомнить только ситуации во время Холодной Войны, когда электроника давала ложный сигнал о пуске ядерного снаряда, хотя это была лишь погодная аномалия.
3. Как было доказано на нескольких примерах в последние годы, искусственный интеллект может быть столь же, а может даже более необъективен, чем человек. Существует также проблема злоумышленного использования искусственного интеллекта и машинного обучения как правительственных и так неправительственными организациями.
ИИ дают возможность злоумышленникам выдавать себя за других людей, имитируя их почерк, голос и манеру общения, обеспечивая их невиданным по своей силе инструментом, который может быть использован в разного рода противоправных деяниях.
Стоит учитывать, что со временем количество минусов будет все меньше и меньше. Важно то, что мы можем определить проблемы, которые лежат перед нами, и признать нашу ответственность, чтобы быть уверенными, что мы можем в полной мере воспользоваться преимуществами и минимизировать негативные последствия.
Есть несколько сценариев развития искусственного интеллекта.
Первый - пессимистический. Рано или поздно интеллект ИИ будет настолько совершенным, что его нельзя будет ни обмануть, ни взломать. Зато он может быть настроен агрессивно против человека. Как только у бездушной машины появится самосознание, она фактически превратится в человека, только гораздо более умелого. И если, будет конфликт с этим устройством, то последствия будут очень печальными. Элон Маск, Стивен Хокинг, Билл Гейтс считают, что искусственный интеллект представляет экзистенциальную угрозу для человечества, сопоставимую по масштабам с полным вымиранием нас как вида.
Второй сценарий - оптимистический. Машины будут делать за человека все.
Третий сценарий тоже пессимистический. Человечество может решить создать машину, которая определяет и решает глобальные проблемы человечества. И вполне возможно, что проанализировав кучу переменных, робот решит, что виноват во всех своих бедах сам человек. И естественно, у него будет программа уничтожить причину, то есть, людей.
Четвертый сценарий - технологическая безработица, которая уже начинает потихоньку проявляться, причем не только в конвейерном производстве, но и во вполне «умных» профессиях. Так, в большинстве мировых банков осталось достаточно лишь пары трейдеров, а всю остальную работу по анализу рынка и даже заключению прибыльных сделок на куплю или продажу валюты или ценных бумаг выполняют роботы.
Пятый сценарий - фантастический, когда будут востребованы только те люди, которые обслуживают ИИ, то есть - программисты. А затем последние будут ненужными, поскольку искусственный интеллект будет настолько хорошо самообучаться, что даже сам программист не будет знать, что происходит в его коде.
Искусственный интеллект развивается полным ходом и, рано или поздно, один из этих сценариев вполне может наступить. Но при этом следует учесть тот факт, что между сильным и слабым искусственным интеллектом лежит пропасть. Чтобы пройти путь от одного до другого, мало увеличить вычислительную мощность компьютеров, надо ещё дать им разум. Ученые пока ещё не видят однозначного способа как это сделать.
Социокультурные и философские проблемы искусственного интеллекта.
Проблема взаимосвязи человека и ИИ приобретает новые черты в контексте теории Internet, форм виртуальных «сообществ» и коммуникации. ИИ, техносфера в целом, глобальные интеграционные процессы, инфосфера - это те пласты, которые переформатируют пространство повседневного опыта человека.
Среди проблем, с которыми в ближайшее время столкнется человечество, можно отметить проблему необходимости осуществления психологической адаптации человека к среде, где требуется массовая компьютерная грамотность.
Эти явления неизбежно изменят духовную жизнь общества, мышления, образ жизни. Появится другая «среда обитания». При новой ин-фосферной структуре постепенно модифицируется существующая картина мира, и образуется новая информационная модель бытия.
В настоящее время радикально меняется понимание этического феномена: раньше под этическими отношениями понимались отношения только между людьми, но сейчас в сферу этических отношений включился и искусственный интеллект. ИИ признается в статусе объекта, а также субъекта нравственных отношений. Не означает ли это, что
в
У
> о-
X
т гп А о п m т;
о
-С
m о т; О
О
З
Д О -о О ГО 0-Я
человеку следует отказаться от этического антропоцентризма? Разумеется, нет, речь идет не об отказе от антропоцентризма, а о том, что необходимо его критического переосмысление.
На социальную повседневность кардинально могут повлиять интеллектуальные системы, в которых могут роботы могут заменять человека в экстремальных условиях при взаимодействии с окружающей средой. Робототехника сможет работать вместо человека везде, где отсутствуют условия, в которых мог бы работать человек, например, в условиях без кислородной среды, неприемлемых для человека температурных условиях, в пространствах без освещения, и др. Таким образом, вместо строительства многих зданий, усложняющих инфраструктуру населенных пунктов, можно строить сооружения под землей.
Удобства, которые предоставляют роботизация и технизация для жизни человека, очевидны. Однако некоторые исследователи обращают внимание на возможность появления опасных факторов, отрицательно воздействующих на жизнь людей. Эти авторы обосновывают негативные последствия тем, что человек наделен чувством ответственности, и, переложив эту ответственность на ИИ, системы могут давать сбои. В итоге ИИ может найти решение, неприемлемое и, что еще опаснее, непонятное для человека.
Французский исследователь Эллюль крайне озабочен о судьбе человечества. Он пишет: «...мы вышли к развилке исторического пути, к месту возможного пересечения между свободным социализмом и кибернетизацией общества. Дело еще не проиграно. Главное, чтобы мир информатики, пусть даже самым невинным и нема-киавеллистским образом, не стал агентом технической системы, увенчав свое движение к концентрации, ко все проникающему контролю. Когда такое кибернетизированное государство «схватится», как схватывается ледяная шуга или бетон, то будет, строго говоря, уже слишком поздно» [16].
Некоторые факты из истории развития искусственного интеллекта и техники доказывают, что они развиваются и глобализируются очень быстро. Например, Кен Олсон, президент корпорации Digital Equipment Corporation в 1977 г. был уверен, что: «Ни у кого не может возникнуть необходимость иметь компьютер в своем доме» [10].
А в настоящее время человеческой цивилизации грозит порабощение техникой, которую сделал человек.
Техносфера развивается стремительно, ускоряется ее перерастание в новую среду - инфосферу, в которой основная ценность - это информация, передаваемая, производимая и превра-„ щаемая в товар посредством высоких техноло-с гий. При этом, как уже было указано выше, возни© кает новая реальность, изменяются ценности, ¿9 нормы и приоритеты человеческой цивилизации. о У технической цивилизации иная картина ценно-
^ стей и приоритетов. Одним из основных приорите-2 тов технической цивилизации является новый тип
коммуникации, который облегчает движение информации. Этот процесс детерминирует приоритеты конкуренции, соперничества, выгоды и прибыли.
С массовым внедрением искусственного интеллекта усиливается опасность того, что в какой-то момент человек не сможет понять смысл принимаемых ИИ решений, а также не сможет понять тот логический путь, которым руководствовался ИИ при решении того или иного вопроса. То есть, невозможно получить от ИИ объяснение принятым им решений и действий.
Повсеместное внедрение искусственного интеллекта вызывает еще одну проблему. Она связана с тем, что ИИ требует специальных знаний. Факт в том, что с высокими технологиями может работать очень небольшой процент людей. Деятельность, которая требует неквалифицированного труда, сократиться, а, следовательно, многие станут безработными.
По мнению К.Хефнера [20] и других ученых, преодолеть указанные выше опасности можно путем формирования гуманно-компьютеризированного общества, где в совершенстве продуманны отношения между искусственным интеллектом и людьми.
Человек, используя современные электронные средства, за считанные секунды может отправить и получить информацию в любое время, в любой точке земного шара. И, разумеется, это не может не сказываться на характер массовой культуры, на систему образования. Конечно же, это вызывает изменение ценностных ориентаций, мировоззрения личности и общества. В результате все отмеченное способно вывести культуру на качественно иной уровень. Этот тезис доказывается, во-первых, фактом создания нового вида среды - «виртуальной реальности», которая способна оказывать большое влияние, и на повседневную жизнь человека, и на его психику; во-вторых, качественным изменением мировоззрения человека, типа его мыслительной деятельности, его ментальности и рациональности.
Выводы. Таким образом, новая социальная реальность, втягивая в свою орбиту высокие технологии, искусственного интеллекта, информацию, глобализацию, создает нового человека, новый тип жизнедеятельности людей. Этот новый тип жизнедеятельности интегрирует прагматизм, утилитарность с профессионализмом, чувством долга и ответственностью.
Для человечества важно осознать, что техногенную цивилизацию «отменить» нельзя, но можно усилиями свободно мыслящих и разумно действующих социальных субъектов трансформировать в общество гуманное, социально справедливое. Техносфера, инфосфера, искусственный интеллект, сами по себе - не «диктаторы», а всего лишь лист бумаги, знаки на котором оставляет Человек -субъект и Творец сущего.
Литература
1. Аверкин А.Н. Толковый словарь по искусственному интеллекту / А.Н. Аверкин, М.Г. Гаазе-
Рапопорт, Д.А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992.
- 256 с.
2. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. - М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016. - 496 с.
3. Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти И.А.Негодаева (Ростов-на-Дону, 29 марта 2018 г.): Материалы и доклады / редкол.: Е.Е. Несмеянов, Д.К. Куликов ; Донской гос. техн. ун-т - Ростов н/Д: ДГТУ, 2018.
- 404 с.
4. Диюн М.С., Серединская Л.А. Искусственный интеллект и суперинтеллект: экзистенциальные риски // Философские дескрипты. 2017. № 18. С. 8.
5. Иоселиани А.Д. Онтология современных техно- и социосфер // Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 62-64.
6. Корниенко В.В., Сорокина В.В. Системы искусственного интеллекта // Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. № 5 (35). С. 336-341.
7. Лавриненко А.Ю. Философские проблемы искусственного интеллекта // Молодежный научно-технический вестник. 2015. № 10. С. 65.
8. Левинская А. Как нейронная сеть по имени Зинаида Фолс написала для РБК стихи о будущем [Электронный ресурс] / А. Левинская // РосБизнесКонсалтинг. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/magazine/2017/ 01/584ead729a79470f67ace4bl (дата обращения: 20.012.2018).
9. Люшнина Д.Г. Искусственный интеллект: ответ или вызов? // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 11. С. 11-21.
10. Они были не правы... [Электронный ресурс]. URL: http://www.bugaga.ru/bayan/1138142243-ne_pravda.html (дата обращения: 20.12.2018).
11. Пенроуз Р. Новый ум короля. / Р. Пенроуз. // О компьютерах, мышлении и законах физики. / Р. Пенроуз. - УРСС, 2005. - 274 с.
12. Петрунин Ю.Ю. Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук. / Ю. Ю. Петрунин, М.А. Рязанов, А. В. Савельев. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 187 с.
13. Проблема человека в современной философии техники. Материалы и доклады / Донской государственный технический университет; Донское философское общество. 2018. - 423 с.
14. Прокопьев П.С. Восстание машин в морали: мечтают ли андроиды об электрорабах? // Vox. Философский журнал. 2018. № 24. С. 270-278.
15.Трапезников М.В., Брынза М.Г., Матасова М.А. Искусственный интеллект // Молодежный научный вестник. 2017. № 10 (23). С. 97-101.
16. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С.Гу-ревича. - М., Прогресс, 1986. - 284 с.
17. Юлдашев М.Н. Искусственный интеллект: проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека // Молодежный научно-технический вестник. 2017. № 4. С. 35-39.
18.Ярославцева М.М. Значение теории сознания в становления искусственного интеллекта / В
книге: Гагаринские чтения 2017 Тезисы докладов, 2017. С. 1192-1193.
19. Hamad S. First, Scale Up to the Robotic Turing Test, Then Worry About Feeling // Artificial Intelligence in Medicine. Oxford University Press, 2008.
20. Haefner K. Mensh und Computer im Jahre 2000. Basel, 1994.
21.Turing A. Computing machinery and intelligence // Mind. Oxford University Press, 1950.
Artificial Intelligence: Socio-Philosophical Comprehension loseliani A.D., Tskhadadze N.V.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The aim of the authors in this article is to study the problem of artificial intelligence from a philosophical point of view. Spheres of application of artificial intelligence are considered. The following questions are analyzed: can a car think like a human being; what level of development can artificial intelligence achieve? whether the AI can have the same consciousness, mental state to the extent that a person possesses; is AI able to feel, express emotions; what dangers the AI is fraught with; How unpredictable is its potential? There are several scenarios for the development of artificial intelligence. A philosophical analysis of the vector of transformation of modern technological civilization and new social reality is also carried out. The authors conclude that, although artificial intelligence has a lot of benefits and amenities for people, a person should take a responsible approach to its creation so that there is no danger of AI coming out of its control. Otherwise, the authors believe, a pessimistic development scenario can be realized, which indicate not only the dangers of a sociocultural nature, but also carry an existential threat to humanity comparable in scale to the complete extinction of Homo Sapiens as a species. Keywords: artificial intelligence; artificial intelligence capabilities; disadvantages of AI; the benefits of AI; technical civilization; new social reality; man-made civilization. References
1. Averkin A.N. Dictionary of Artificial Intelligence / A.N. Averkin,
M.G. Haase-Rapoport, D.A. Pospelov. M .: Radio and communication, 1992. - 256 p.
2. Bostrom N. Artificial Intelligence. Stages. Threats Strategies - M
.: Mann, Ivanov and Ferber Publishing House, 2016. - 496 p.
3. All-Russian scientific-practical conference dedicated to the memory of I.A. Negodaev (Rostov-on-Don, March 29, 2018): Materials and reports / redkol .: EE Nesmeyanov, D.K. Kulikov; Don State tech. University - Rostov n / D: DGTU, 2018. - 404 p.
4. Diyun MS, Seredinskaya L.A. Artificial Intelligence and Super-In-
tellect: Existential Risks // Philosophical Descript. 2017. No. 18. P. 8.
5. Ioseliani A.D. Ontology of modern techno- and sociospheres //
Gramote, 2016. No. 3 (65): in 2 hours. Part 2. C. 62-64.
6. Kornienko V.V., Sorokina V.V. Artificial Intelligence Systems //
Student. Graduate student. Researcher. 2018. No. 5 (35). Pp. 336-341.
7. Lavrinenko A.Yu. Philosophical problems of artificial intelligence
// Youth Scientific and Technical Gazette. 2015. № 10. P. 65.
8. Levinskaya A. As a neural network named Zinaida Falls wrote po-
ems for the future for RBC [Electronic resource] / A. Levinskaya // RosBusinessConsulting. - Access mode: https://www.rbc.ru/maga-
zine/2017/01/584ead729a79470f67ace4bl (access date: 20.012.2018).
9. Lyushnina D.G. Artificial Intelligence: Answer or Call? // Medical
web conferencing newsletter. 2014. Vol. 4. No. 11. P. 11-21.
10. They were wrong ... [Electronic resource]. URL: http://www.bugaga.ru/bayan/1138142243-ne_pravda.html (appeal date: 12/20/2018).
11. Penrose R. New mind of the king. / R. Penrose. // About computers, thinking and laws of physics. / R. Penrose. - URSS, 2005. -274 p.
12. Petrunin, Yu.Yu. Philosophy of artificial intelligence in the concepts of neuroscience. / Yu. Yu. Petrunin, M.A. Ryazanov, A.V. Saveliev. - M .: MAX Press, 2010. - 187 p.
6
У
>
Ö-X
tr rn А О ZI
m
т;
ZI
о
-С
m о т; О -i О
З
Д О -о О ГО Ö-Я
13. The problem of man in modern philosophy of technology. Materials and reports / Don State Technical University; Don philosophical society. 2018. - 423 s.
14. Prokopiev P.S. Rise of the machines in morality: do androids dream of electric jerks? // Vox. Philosophical Journal. 2018. No. 24. P. 270-278.
15. Trapeznikov M.V., Brynza M.G., Matasova M.A. Artificial Intelligence // Youth Scientific Herald. 2017. № 10 (23). Pp. 97101.
16. J. Ellul. Another Revolution // New Technocratic Wave in the West. Ed. PS Gurevich. - M., Progress, 1986. - 284 p.
17. Yuldashev M.N. Artificial Intelligence: Problems of Human Life Safety // Youth Scientific and Technical Gazette. 2017. No. 4. P. 35-39.
18. Yaroslavtsev M.M. The value of the theory of consciousness in the development of artificial intelligence / In the book: Gagarin Readings 2017 Abstracts of reports, 2017. p. 1192-1193.
19. Hamad S. First, Scale Up to the Robotic Trial Test, Then Worry About Feeling // Artificial Intelligence in Medicine. Oxford University Press, 2008.
20. Haefner K. Mensh und Computer im Jahre 2000. Basel, 1994.
21. Turing A. Computing machinery and intelligence // Mind. Oxford University Press, 1950.
M
a <
©
0
CS
CS
01