Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ДРАЙВЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АО «НАК «КАЗАТОМПРОМ» ТОО «КАРАТАУ»'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ДРАЙВЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АО «НАК «КАЗАТОМПРОМ» ТОО «КАРАТАУ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект (ИИ) / генеративный ИИ / бизнес-процессы / внедрение ИИ / конкурентные преимущества / операционная эффективность / персонализация услуг / геологоразведка / оптимизация процессов / технологии / стратегический подход / ТОО «Каратау» / устойчивое развитие / artificial intelligence (AI) / generative AI / business processes / AI implementation / competitive advantage / operational efficiency / service personalization / geological exploration / process optimization / technology / strategic approach / LLP "Karatau / " sustainable development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О Л. Сулейменов, С С. Кадыров, Р В. Пыльной

В статье представлен анализ внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в бизнес-процессы, выявленный в последнем глобальном исследовании McKinsey. Исследование демонстрирует, что около 33% организаций уже интегрировали ИИ хотя бы в одну из своих бизнес-функций, с наибольшим использованием в технологическом, финансовом и медицинском секторах. При этом менее 50% компаний занимаются управлением рисками, связанными с ИИ. Лидерами в применении ИИ стали Индия и Объединённые Арабские Эмираты, где 59% и 58% компаний, соответственно, внедрили ИИ. В статье также рассматриваются ключевые аспекты использования ИИ для оптимизации процессов, персонализации услуг и анализа данных на примере компании ТОО «Каратау».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A DRIVER OF COMPETITIVE ADVANTAGE FOR JSC "NAC KAZATOMPROM" LLP "KARATAU"

This article presents an analysis of the implementation of artificial intelligence (AI) in business processes, as identified in McKinsey's latest global study. The study shows that around 33% of organizations have already integrated AI into at least one of their business functions, with the highest usage in the technology, finance, and healthcare sectors. However, less than 50% of companies actively manage AI-related risks. The leading countries in AI adoption are India and the United Arab Emirates, where 59% and 58% of companies, respectively, have implemented AI. The article also examines key aspects of AI usage for process optimization, service personalization, and data analysis, using LLP "Karatau" as a case study.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ДРАЙВЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АО «НАК «КАЗАТОМПРОМ» ТОО «КАРАТАУ»»

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ДРАЙВЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АО «НАК «КАЗАТОМПРОМ» ТОО «КАРАТАУ»

О.Л. Сулейменов, магистрант С.С. Кадыров, магистрант Р.В. Пыльной, магистрант

Казахстанско-Британский технический университет (Казахстан, г. Алматы)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-4-236-243

Аннотация. В статье представлен анализ внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в бизнес-процессы, выявленный в последнем глобальном исследовании McKinsey. Исследование демонстрирует, что около 33% организаций уже интегрировали ИИ хотя бы в одну из своих бизнес-функций, с наибольшим использованием в технологическом, финансовом и медицинском секторах. При этом менее 50% компаний занимаются управлением рисками, связанными с ИИ. Лидерами в применении ИИ стали Индия и Объединённые Арабские Эмираты, где 59% и 58% компаний, соответственно, внедрили ИИ. В статье также рассматриваются ключевые аспекты использования ИИ для оптимизации процессов, персонализации услуг и анализа данных на примере компании ТОО «Каратау».

Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), генеративный ИИ, бизнес-процессы, внедрение ИИ, конкурентные преимущества, операционная эффективность, персонализация услуг, геологоразведка, оптимизация процессов, технологии, стратегический подход, ТОО «Каратау», устойчивое развитие.

Современные цифровые технологии и, в частности, искусственный интеллект, играют ключевую роль в формировании конкурентных преимуществ для организаций в условиях стремительно меняющегося бизнес-ландшафта. ИИ позволяет компаниям оптимизировать процессы, повышать эффективность операций и улучшать взаимодействие с клиентами, что значительно увеличивает их способность адаптироваться к новым рыночным условиям. Использование ИИ приводит не только к увеличению производительности, но и позволяет компаниям выделяться на фоне конкурентов, обеспечивая их устойчивый рост и развитие в эпоху цифровизации. Таким образом, внедрение современных цифровых технологий, включая ИИ, становится необходимым условием для достижения и поддержания конкурентных позиций на рынке.

Конкурентное преимущество - это концепция, которая относится к ситуации, в которой компания или организация имеет значительное преимущество или превосходство над своими конкурентами в определенной отрасли или на определённом рынке [7]. Конкурентное преимущество позволяет компании

достигать лучших результатов, чем ее конкуренты, таких как увеличение доли рынка, более высокая прибыльность или сильная рыночная позиция [8]. Это важнейшая концепция в бизнес-стратегии и часто служит основной целью для компаний.

К. Агустиан, А. Похан, А. Зен, В. Вивин и А.Дж. Малик ключевые концепции конкурентного преимущества предприятия рассматривают в шести позициях:

1. Дифференциация. Один из основных способов достижения конкурентного преимущества - это дифференциация. Это означает, что компания разрабатывает уникальные продукты, услуги или бренды, которые обеспечивают воспринимаемую добавленную стоимость для клиентов. Таким образом, компания может отличить себя от конкурентов и создать причины для клиентов выбирать ее продукты или услуги.

2. Лидерство по издержкам. Конкурентное преимущество также может быть получено с помощью стратегии лидерства по издержкам, когда компания может производить продукты или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты. Это позволяет компании предлагать конкурентоспособные цены клиентам, при-

влекать больше потребителей или достигать более высокой прибыли.

3. Инновации. Компании, которые постоянно внедряют инновации в свои продукты, процессы или бизнес-модели, могут достичь конкурентного преимущества. Инновации могут помочь компании стать лидером в ответ на изменения рынка или создать совершенно новые рынки.

4. Доступ к ключевым ресурсам. Иногда компании имеют лучший доступ к ключевым ресурсам, таким как технологии, природные ресурсы или редкие навыки сотрудников. Это может обеспечить конкурентное преимущество, поскольку конкурентам сложно воспроизводить или получать те же ресурсы.

5. Эффективное управление. Эффективное управление ресурсами, включая человеческие ресурсы, операции и финансы, также может создать конкурентное преимущество. Компании с эффективными и действенными системами управления с большей вероятностью преуспеют в решении сложных бизнес-задач.

6. Ориентация на клиента. Согласование бизнес-стратегий с потребностями и предпочтениями клиентов имеет решающее значение для достижения конкурентного преимущества. Компании, которые понимают и реагируют на изменения в предпочтениях клиентов, могут поддерживать и повышать лояльность клиентов [2].

Конкурентное преимущество является основной целью в бизнес-стратегии, и каждая организация должна определить факторы, которые могут дать ей преимущество на конкурентном рынке. Постоянный мониторинг и адаптация к изменяющейся деловой среде являются ключом к поддержанию и укреплению конкурентного преимущества с течением времени.

В то же время Д. Барабас, О. Панасюк и А. Кривонос цифровую трансформацию выделяют как ключевой фактор, влияющий на способ конкуренции компаний на рынке, что требует от компаний активного использования цифровых технологий для формирования конкурентных преимуществ [4]. То есть стратегическое формирование конкурентных преимуществ, как и формирование конкурентной стратегии в целом сегодня неэффективно, если не включает цифровую трансформацию

операционных и/или маркетинговых процессов.

М. Хусейн Шахадат, А.Х. Мохаммед Йасин Чоудхури, Р. Джеякумар Натан, М. Фекете-Фаркас, исследуя направления использования цифровых технологий для формирования конкурентных преимуществ компаний, пришли к выводу, что текущая бизнес-среда стала сложнее, чем раньше, из-за жесткой конкуренции, быстрых изменений в предпочтениях клиентов, глобализации, более короткого жизненного цикла продукта и нестабильной удовлетворенности клиентов. Предприятия испытывают все большее давление, чтобы эффективно решать эти проблемы. Вышеуказанные опасения поднимают вопросы относительно применения цифровых технологий для повышения гибкости бизнес-процессов в целом [12]. В этой связи цифровые технологии необходимо рассматривать как движущую силу для повышения конкурентных преимуществ и устойчивой производительности компаний [11; 10]. И эти тенденции усилились с развитием разработок в сфере искусственного интеллекта.

Последствия использования искусственного интеллекта в стратегическом управлении и других бизнес-процессах, реализуемых компаниями, стали одним из ключевых факторов для сохранения их конкурентоспособности или даже выживания в кризисных условиях. Поскольку использование технологий на основе ИИ становится все более очевидным для оптимизации большинства внутренних бизнес-процессов, вопрос инвестирования в развитие своих возможностей в этой сфере приобретает все более важные черты. Более того, экстремальная ситуация на рынке заставляет изменять цели и даже модели ведения бизнеса, что побуждает к поиску новых подходов по оптимизации ограниченных ресурсов компании в короткие сроки, становиться более гибким в ожидании непредвиденного влияния внешней среды [1].

Искусственный интеллект становится частью бизнеса. Разработчики ИИ создают инструменты для улучшения процессов принятия бизнес-решений и повышения качества обслуживания клиентов. Компании должны подготовиться к изменениям для внедрения новых технологий или процессов. Изменения иногда вызывают страх, что приводит к со-

противлению принятию новых технологий. Люди боятся ИИ из-за его способности имитировать человеческий разум, обучаться, направлять, принимать решения и работать с высокой вероятностью успеха. Это вызов для топ-менеджмента, и если он принят на уровне высшего руководства, то возникает задача реализации ИИ во всей организации. Менеджеры должны понимать, что изменения неизбежны, а ИИ останется. ИИ - это инструмент, который помогает менеджерам эффективно конкурировать и создавать конкурентные преимущества. Он позволяет лучше обслуживать клиентов и создавать ценность для акционеров. Это достигается через понимание управленческих процессов для достижения организационных целей на корпоративном, деловом и функциональном уровнях, таких как маркетинг, финансы, операции, управление персоналом и информацией. Понимание 5Р менеджмента, функциональных областей бизнеса и интеллектуального капитала предоставляет менеджерам структуру для интеграции ИИ в процесс принятия решений и создания конкурентных преимуществ [3].

Методология исследования

Настоящее исследование сосредоточено на оценке воздействия искусственного интеллекта (ИИ) на формирование конкурентных преимуществ в бизнесе, с особым акцентом на его применение в компании ТОО «Каратау». Для достижения этой цели использован качественный метод описательного анализа, который позволяет глубже понять влияние ИИ на бизнес-процессы и конкурентоспособность организаций. Этот подход позволяет подробно рассмотреть характеристики, контекст и факторы, связанные с интеграцией ИИ в различные бизнес-функции.

Исследование опирается на анализ литературы, который обеспечивает создание обширного теоретического фона, включая описание современных подходов к внедрению ИИ, таких как автоматизация процессов, персонали-зация услуг и прогнозная аналитика. Кроме того, применяется сравнительный анализ для сопоставления различных методов использования ИИ и их влияния на операционную эффективность, маркетинг и клиентские отношения. Результаты этого анализа представлены в виде таблиц, которые систематизируют ключевые элементы и направления внедрения

ИИ, что способствует выявлению их конкурентных преимуществ.

Кейс-стади на примере компании ТОО «Каратау» иллюстрирует практическое применение теоретических подходов, демонстрируя, как ИИ может быть использован для оптимизации процессов добычи, мониторинга состояния оборудования, геологоразведки и улучшения клиентского сервиса. Данная методология позволяет получить глубокое понимание того, как современные цифровые технологии, в частности ИИ, могут быть интегрированы в бизнес для повышения конкурентоспособности и эффективности предприятий.

Результаты исследования

Последнее ежегодное глобальное исследование McKinsey по текущему состоянию искусственного интеллекта подтверждает взрывной рост генеративных инструментов искусственного интеллекта (generative AI). Менее чем через год после появления многих из этих инструментов одна треть респондентов проведенного опроса заявили, что их организации регулярно используют искусственный интеллект, по крайней мере, в одной бизнес-функции. На фоне последних достижений ИИ поднялся с темы, отнесенной к техническим работникам, к сфере внимания руководителей компаний: почти четверть опрошенных руководителей старших классов говорят, что они лично используют инструменты ИИ для работы, и более четверти респондентов заявляют, что генеративный искусственный интеллект уже на повестке дня их советов директоров. Более того, 40 процентов респондентов заявляют, что их организации в целом увеличат свои инвестиции в искусственный интеллект благодаря прогрессу в области искусственного интеллекта. Полученные данные показывают, что для управления рисками, связанными с генеративным искусственным интеллектом, еще только зародилось, причем менее половины респондентов заявили, что их организации смягчают даже риск, который они считают наиболее актуальным: неточность. Ожидаемые разрушения бизнеса от поколения ИИ значительны, и респонденты предполагают значительные изменения в своей рабочей силе. Они ожидают сокращения рабочей силы в определенных областях и значительных усилий по переквалификации, что-

бы удовлетворить меняющиеся потребности в талантах. Процент организаций, использующих любые инструменты ИИ, остается ста-

бильным с 2022 года и внедрение остается сосредоточенным в небольшом количестве бизнес-функций [9].

Рис. 1. Уровень использования генеративного искусственного интеллекта по отраслям (данные

МсКшБеу) [9]

Анализ данных опроса, проведённого компанией МсК^еу, показывает уровень использования генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в различных отраслях. Респонденты, работающие в сфере технологий, медиа и телекоммуникаций, демонстрируют наивысший уровень регулярного использования генеративного ИИ для работы и вне работы, составив 14% и 19% соответственно. Это может свидетельствовать о высоком интересе к инновациям и цифровым технологиям в данной области, где генеративный ИИ может использоваться для разработки контента, автоматизации процессов и улучшения взаимодействия с клиентами. Следующей по уровню использования является сфера финансовых услуг, где 8% респондентов регулярно используют генеративный ИИ для работы, а 16% применяют его вне рабочего контекста.

В области здравоохранения, фармацевтики и медицинских продуктов 6% респондентов отмечают регулярное использование генеративного ИИ в работе, а 10% используют его вне работы. Секторы потребительских товаров и розничной торговли, а также энергетики и материалов показывают аналогичные результаты: 7% и 6% респондентов соответственно сообщают о регулярном использовании ИИ в работе. Таким образом, результаты опроса подчеркивают необходимость компаниям активно развивать и интегрировать генеративный ИИ в свои бизнес-процессы, чтобы оставаться конкурентоспособными в быстро меняющемся цифровом ландшафте.

За последние пять лет использование искусственного интеллекта сравнялось и стабилизировалось после стремительного роста с 2017 по 2018 год. Однако внедрение быстро выросло с 2022 по 2024 год (рис. 2).

2018 2019 2020 2021 2022 2023 ■Удельный вес компаний, которые используют ИИ, % Рис. 2. Динамика удельного веса компаний, использующих ИИ, %

В первом квартале 2022 года было запущено 688 новых стартапов в области ИИ. В первом квартале 2023 года было запущено всего 269 стартапов в области ИИ. Это на 69% меньше, чем в прошлом году. Однако в первом квартале 2023 года было запущено на 300% больше небольших, самостоятельных продуктов в области ИИ. Еще один показатель, который, как ожидается, будет расти, -это общее количество рабочих мест в отрасли ИИ. В 2023 году в 83% стартапов в области ИИ было менее 10 сотрудников [6].

Состоянием на 2024 год Индия является лидером в мире по общему развертыванию ИИ в бизнесе. 59% компаний внедрили ИИ. Объединенные Арабские Эмираты занимают второе место, где 58% компаний используют ИИ, за ними следует Сингапур с 53%. В то же время США имеют один из самых низких показателей внедрения ИИ: всего 33% компаний используют ИИ. В таблице 2 представлен полный список географического распределение глобальных показателей внедрения ИИ в компаниях (табл. 1).

Таблица 1. Географическое распределение глобальных показателей внедрения ИИ в компани-

ях, % [61

Страна Скорость развертывания ИИ Скорость исследования ИИ

Китай 50 36

Индия 59 27

Канада 37 48

Италия 36 38

Сингапур 53 41

Объединенные Арабские Эмираты 58 32

Глобальный 42 40

Германия 32 44

Франция 26 45

Испания 28 51

Латинская Америка (регион) 47 34

Великобритания 37 41

США 33 38

Австралия 29 50

Южная Корея 40 48

Япония 34 46

Искусственный интеллект (ИИ) формирует конкурентные преимущества для бизнеса несколькими ключевыми способами:

1. Маркетинговые исследования:

- получение данных и аналитики - ИИ способен обрабатывать и анализировать большие объемы данных, извлекая из них действенные идеи, которые выходят за рамки человеческих возможностей. Это позволяет компаниям принимать более обоснованные и стратегические решения;

- прогнозная аналитика - ИИ может предсказывать рыночные тенденции и поведение потребителей, что помогает компаниям предвидеть будущие потребности и корректировать свои стратегии. Например, ритейлеры могут использовать прогнозные модели для оптимизации уровней запасов, сокращения дефицита и избыточного запаса, а также повышения эффективности цепочки поставок;

- оценка киберрисков - Алгоритмы ИИ могут выявлять потенциальные риски, анализируя паттерны и аномалии в данных в реальном времени. Такой подход позволяет бизнесу быстро обнаруживать кибератаки, сокращая время между обнаружением угрозы и реакцией на неё.

2. Операционная эффективность:

- автоматизация рутинных задач - ИИ может автоматизировать повторяющиеся и трудоемкие задачи, освобождая время сотрудников для более сложной и креативной работы. Это включает задачи, такие как ввод данных, планирование и ответы на простые клиентские запросы. Например, генеративный ИИ может заменить негативный опыт взаимодействия с чат-ботами на более качественное общение с клиентами, предоставляя точную информацию 24/7;

- оптимизация процессов - ИИ может улучшить различные бизнес-процессы, делая их более эффективными и экономически выгодными. Например, ИИ может автоматизи-

ровать задачи, связанные с наймом, такие как отбор резюме и первичная оценка кандидатов, позволяя Неспециалистам сосредоточиться на более стратегических аспектах;

- снижение ошибок - Системы ИИ, обладая способностью обучаться и адаптироваться, значительно уменьшают вероятность человеческой ошибки. Эта точность особенно ценна в таких областях, как финансовая отчетность или управление данными.

3. Улучшение взаимоотношений с клиентами и сотрудниками:

- персонализация - ИИ позволяет компаниям предлагать персонализированные услуги для клиентов и сотрудников, анализируя их предпочтения и поведение. Это может проявляться в кастомизированном маркетинге, рекомендациях по продуктам и индивидуальном обслуживании;

- понимание потребностей клиентов - с помощью анализа настроений и оценки обратной связи от клиентов, ИИ помогает бизнесу лучше понимать их нужды и предпочтения, что ведет к улучшению разработки продуктов и стратегии обслуживания клиентов. Например, менеджеры брендов могут использовать инструменты мониторинга социальных сетей для сбора миллионов цифровых сообщений и выявления отношения людей к бренду [6].

Внедрение ИИ в бизнес требует стратегического подхода, как для крупных, так и для малых компаний. Существует множество бесплатных и недорогих инструментов ИИ, которые могут помочь бизнесу в росте, повышении эффективности операций и формирование конкурентных преимуществ на рынке, независимо от бюджета.

На примере ТОО «Каратау» рассмотрим направления, где есть перспективы использовать искусственный интеллект в качестве драйвера формирования конкурентных преимуществ (табл. 2).

Таблица 2. Направления внедрения ИИ в ООО «Каратау»

Направление внедрения Описание

Оптимизация процессов цобычи ИИ может анализировать данные о процессах добычи урана, чтобы выявить узкие места и оптимизировать операции. Это включает в себя использование алгоритмов для предсказания наиболее эффективных маршрутов для бурения и транспортировки.

Мониторинг состояния оборудования Системы ИИ могут осуществлять мониторинг состояния оборудования в реальном времени, используя данные с датчиков. Это позволяет заранее выявлять потенциальные поломки и предотвращать дорогостоящие простои.

Геологоразведка и анализ данных ИИ может анализировать большие объемы геологических данных для предсказания месторождений урана, что повышает вероятность успешной добычи. Это может включать использование нейронных сетей для обработки данных о структуре земли.

Управление запасами С помощью ИИ можно эффективно управлять запасами урана, предсказывая потребности в ресурсах и оптимизируя уровни запасов, что позволяет снижать издержки и избегать нехватки.

Улучшение безопасности труда ИИ может анализировать данные о безопасности и выявлять потенциальные риски на рабочем месте. Это поможет в разработке стратегий по снижению вероятности несчастных случаев.

Устойчивое развитие и экология Использование ИИ для оценки воздействия добычи на окружающую среду поможет предприятию соблюдать экологические нормы и минимизировать негативное воздействие на природу. ИИ может помочь в разработке экологически чистых технологий.

Обслуживание клиентов и партнеров ИИ может анализировать предпочтения клиентов и предлагать индивидуализированные решения, улучшая отношения с клиентами и партнерами. Это позволит улучшить взаимодействие и увеличить лояльность.

Таким образом, внедрение ИИ в ТОО «Каратау» может привести к значительному повышению эффективности и конкурентоспособности. Оптимизация процессов, улучшение безопасности, экологическая устойчивость и индивидуальный подход к клиентам - все это может сформировать устойчивые конкурентные преимущества в добыче урана

Выводы

ИИ создает конкурентные преимущества для бизнеса через маркетинговые исследования, повышение операционной эффективности и улучшение взаимоотношений с клиентами. Компании могут использовать ИИ для обработки больших объемов данных, автоматизации рутинных задач и персонализации услуг. Внедрение ИИ требует стратегического подхода и доступно для компаний разного размера благодаря множеству недорогих инструментов.

Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в деятельность ТОО «Каратау», занимающегося добычей урана в Казахстане, открывает широкие возможности для формирования и укрепления конкурентных преимуществ. Использование ИИ для анализа и оптимизации процессов добычи позволяет значительно повысить эффективность операций, что в свою очередь снижает затраты и увеличивает объемы производства. Внедрение систем ИИ

для мониторинга состояния оборудования в реальном времени помогает заранее выявлять потенциальные поломки, что способствует сокращению простоев и повышению общей надежности производственных процессов. Применение ИИ для анализа геологических данных увеличивает вероятность успешного обнаружения новых месторождений урана, что может существенно повысить объемы добычи и обеспечить устойчивый рост компании. Эффективное управление запасами с помощью ИИ позволяет минимизировать риски нехватки или избыточного запаса, что снижает издержки и улучшает финансовые результаты. Анализ данных о безопасности труда с помощью ИИ помогает выявлять потенциальные риски и разрабатывать стратегии для их минимизации, что способствует созданию более безопасной рабочей среды. ИИ также может сыграть ключевую роль в оценке воздействия добычи на окружающую среду, помогая компании соблюдать экологические нормы и внедрять экологически чистые технологии. Наконец, использование ИИ для анализа потребностей клиентов и партнеров позволяет предлагать персонализированные решения, что способствует повышению их удовлетворенности и лояльности. Таким образом, стратегическое внедрение ИИ в различные аспекты деятельности ТОО «Каратау» может не только повысить операционную эффектив-

ность, но и обеспечить устойчивое развитие интеллекта позволит предприятию адаптиро-компании в условиях растущей конкуренции ваться к меняющимся условиям и занять лина рынке добычи урана. Комплексный подход дирующие позиции в своей отрасли. к использованию технологий искусственного

Библиографический список

1. Agustian K., Pohan, A., Zen A., Wiwin W., Malik A.J. Human Resource Management Strategies in Achieving Competitive Advantage in Business Administration // Journal of Contemporary Administration and Management (ADMAN). - 2023. - № 1(2). - P. 108-117. - URL: https://doi.org/ 10.61100/adman.v1i2.53.

2. Barabas D., Panasiuk, O., Kryvonos A. Formation of the Company's Digital Competitive Advantages // Mechanism of Economic Regulation. - 2023 - № 12-18. - URL: https://doi.org/10.32782/mer.2023.100.02.

3. Ahmed M., Ahmed B. Artificial Intelligence Creates Competitive Advantage // SSRN Electronic Journal. - 2024. - № 30. - P. 38-48. https://doi.org/10.2139/ssrn.4939660.

4. Cardillo A. (2024). How Many Companies Use AI?. Exploding Topics. - URL: https://explodingtopics.com/blog/companies-using-ai.

5. Farida I., Setiawan D. Business Strategies and Competitive Advantage: The Role of Performance and Innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. - 2022. - № 8(3). - P. 1-16. - URL: https://doi.org/10.3390/joitmc8030163.

6. McKinsey. As Organizations Rapidly Deploy Generative AI Tools, Survey Respondents Expect Significant Effects on Their Industries and Workforces, 2023. - URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/quantumblack/our-insights/the-state-of-ai-in-2023-generative-ais-breakout-year.

7. Shahadat M.M., Hussain A.H.M., Chowdhury R.J.N., Fekete-Farkas M. Digital Technologies for Firms' Competitive Advantage and Improved Supply Chain Performance // Journal of Risk and Financial Management. - 2023. - № 16. - P. 94. - URL: https://doi.org/10.3390/jrfm16020094.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A DRIVER OF COMPETITIVE ADVANTAGE FOR JSC "NAC KAZATOMPROM" LLP "KARATAU"

O.L. Suleimenov, Graduate Student S.S. Kadyrov, Graduate Student R.V. Pylnoy, Graduate Student Kazakh-British Technical University (Kazakhstan, Almaty)

Abstract. This article presents an analysis of the implementation of artificial intelligence (AI) in business processes, as identified in McKinsey's latest global study. The study shows that around 33% of organizations have already integrated AI into at least one of their business functions, with the highest usage in the technology, finance, and healthcare sectors. However, less than 50% of companies actively manage Al-related risks. The leading countries in AI adoption are India and the United Arab Emirates, where 59% and 58% of companies, respectively, have implemented AI. The article also examines key aspects of AI usage for process optimization, service personalization, and data analysis, using LLP "Karatau" as a case study.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: artificial intelligence (AI), generative AI, business processes, AI implementation, competitive advantage, operational efficiency, service personalization, geological exploration, process optimization, technology, strategic approach, LLP "Karatau," sustainable development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.