Научная статья на тему 'ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДУХОВНОМ ДИАЛОГЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС)'

ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДУХОВНОМ ДИАЛОГЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ДИАЛОГ / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / РЕНЕССАНС / МИНИАТЮРА / ПАЛЕХСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ЛУБОЧНАЯ ЖИВОПИСЬ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК / PHENOMENON / SPIRITUAL DIALOGUE / ART / ARTISTIC TRADITIONS / RENAISSANCE / MINIATYURE / PALEKH PAINTER / CHEAP POPULAR PAINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаев Сухроб Сайфуллаевич, Рафиева Наргиза Абдураззоковна

В данной статье рассмотрены исторические аспекты взаимовлияния и взаимопроникновения искусства Древней Руси и Средней Азии. На основе анализа многочисленных источников проанализирован феномен искусства в их духовном диалоге. Духовный диалог Древней Руси и Средней Азии в сфере искусства и посредством искусства имеет многовековую историю и глубокие художественные традиции. Особенно это характерно для великой эпохи человечества, начинающей со второй половины XV века - эпохи Возрождения в науке, искусстве, культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTS OF ANCIENT RUSSIA AND CENTRAL ASIA IN SPIRITUAL DIALOGUE (HISTORICAL FLASHBACK)

This article examines the historical aspects of the mutual influence and interpenetration of the art of Ancient Russia and Central Asia. Based on the analysis of numerous sources, the phenomenon of art in their spiritual dialogue is analyzed. The spiritual dialogue of Ancient Russia and Central Asia in the field of art and through art has a long history and deep artistic traditions. This is especially characteristic of the great era of mankind, starting from the second half of the 15th century - the Renaissance in science, art, culture.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДУХОВНОМ ДИАЛОГЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС)»

20. Мусинова А.С. Специфика эстетического воспитания будущих педагогов -художников // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1615-1617.

21. Азимова М.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.

22.Азимова М.Б. Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 813-814.

23. Азимова М.Б. Искусство росписи тканей // Евразийский научный журнал. № 6 (2016). С. 478-481.

24. Азимова М.Б. Наблюдение натуры и постановка // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1596-1600.

ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДУХОВНОМ ДИАЛОГЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС) Абдуллаев С.С.1, Рафиева Н.А.2 Email: Abdullaev699@scientifictext.ru

1Абдуллаев Сухроб Сайфуллаевич - доцент; 2Рафиева Наргиза Абдураззоковна - преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены исторические аспекты взаимовлияния и взаимопроникновения искусства Древней Руси и Средней Азии. На основе анализа многочисленных источников проанализирован феномен искусства в их духовном диалоге. Духовный диалог Древней Руси и Средней Азии в сфере искусства и посредством искусства имеет многовековую историю и глубокие художественные традиции. Особенно это характерно для великой эпохи человечества, начинающей со второй половины XV века - эпохи Возрождения в науке, искусстве, культуре. Ключевые слова: духовный диалог, искусство, художественные традиции, Ренессанс, миниатюра, Палехская живопись, лубочная живопись, мусульманский Восток.

ARTS OF ANCIENT RUSSIA AND CENTRAL ASIA IN SPIRITUAL DIALOGUE (HISTORICAL FLASHBACK) Abdullaev S.S.1, Rafieva NA.2

1Abdullaev Sukhrob Sayfullaevich - Docent; 2Rafieva Nargiza Abdurazzokovna - Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY OF ARTVISION,

BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article examines the historical aspects of the mutual influence and interpenetration of the art of Ancient Russia and Central Asia. Based on the analysis of numerous sources, the phenomenon of art in their spiritual dialogue is analyzed. The spiritual dialogue of Ancient Russia and Central Asia in the field of art and through art has a long history and deep artistic traditions. This is especially characteristic of the great era of mankind, starting from the second half of the 15 th century - the Renaissance in science, art, culture.

Keywords: phenomenon, spiritual dialogue, art, artistic traditions, Renaissance, miniatyure, Palekh painter, cheap popular painting.

УДК 398

Искусствам Древней Руси и Средней Азии принадлежат особые места. Искусство в своём художественном содержании оказывается универсальным, своеобразным определителем особой общественной ценности для общества, нации, государства. К примеру, философом Ю.У. Фахт-Бабушкиным в конце 80-х годов прошлого столетия были получены убедительные экспериментальные данные о наличии тесной связи между приобщённостью к искусству и всесторонним духовным развитием. «Человечеству необходимо было найти способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека. Искусство и стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального» пишет он.

«Искусство в своем художественном содержании, - вторит ему философ А. Еремеев, - делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир... оно не давало... опуститься ниже уровня требований, предъявляемых к нему обществом».

Наиболее ярко феномен искусства в духовном диалоге Древней Руси и Средней Азии прослеживается на примере взаимовлияния и взаимодействия художественных традиций среднеазиатской миниатюры на живопись средневековой Руси. Известный знаток этой проблемы Л. Ремпель в очерке «Искусство Руси и Восток как исторически - культурная и художественная проблема», приходит к ряду важных выводов. В частности, говоря о таких связях он приходит к заключению о взаимном тяготении, свойственном данным культурам. В 1Х-Х1 веках связи со всем Востоком шли в основном через Среднюю Азию и Кавказ. Русское искусство XVI - XVII веков соприкасается с искусством Средней Азии главным образом в прикладном искусстве. Это касалось, в первую очередь книжной миниатюры. Искусство Ирана, Средней Азии и Кавказа, также как и Руси, отмечает ученый, «.отвечает национальным традициям Русской культуры, исторической миссии народов Среднего Востока». На Руси бытовали самые различные предметы восточного происхождения. Многие образы искусства мусульманского Востока, в том числе и фантастические, нашли на Руси благодатную почву для восприятия и соответствующей транспортировки.

Нет сомнения, что в творчестве иконописца Феофана Грека восточная миниатюра оказала свое влияние. Так О. Сопоцинский пишет: «Перед тем как обосноваться на Руси Феофан работал, упоминает Епифаний, в Константинополе, Халкидоне, Герате и Крымской Кафе».

В книге А. Свирина - «Искусство книги Древней Руси», автор пишет, что древнейшие русские рукописи писались на пергамене - особо обработанной коже. Слово «пергамен»: получило своё название от Малоазийского города Пергама, давшему начало этому материалу. Этот термин, безусловно восточного характера, появился на Руси в XVII веке. Как известно, в Европе производство бумаги было занесено арабами, на Руси она появилась в XIV веке и вплоть до конца XVII века пользовались привозной бумагой.

Другой пример связей восточной и русской миниатюр дают иллюстрации рукописи «Апокалипсис», датированная XVI веком. Наряду с традиционными персонажами вдруг появились в композициях строения, архитектурная форма которых напоминает архитектуру Индии. Усиливает впечатление и пейзаж явно не местного характера. Некоторые исследователи, например П. Рябинин и А. Свиридова полагают, что возможно эти Изображения храма живы, а также сельского храма на острове Бали. В доказательство приводится описание Афанасия Никитина, жившего в Индии с 1469 по 1472 год. В Записках «Хождение за три моря» он пишет: «А дворец султана Бидарского и велик и чуден несказанно. В нём стоят изваяния чудесные, все резные, украшены золотом. Даже камень последний там вызолочен. И расписан искусно узорами». Общий ход событий русской истории, пишет далее А. Свирин, -

все более связывал Москву - центр русской художественной культуры - со странами Востока и Запада.

О связях Древней Руси и Средней Азии говорит упоминание старорусских архивов о дарах Бухары и Хивы, поступавших ко дворам московских князей: «шоломы и сабли булатные навожены золотом и травами», «ножны булатные навожены золотом оков серебряный», «тулунбасы булатны и медяны, навожены красками травы и золотом».

Развитие взаимосвязей искусства Востока с Русью способствовало, по мнению Е. Поляковой и З. Рахимовой, и торговая, культурная связь Хорасана и Мавераннахра с Россией в XIV- XV вв. и как следствие - развитие лубочной живописи на Руси, перенятой у миниатюристов Бухарской и Самаркандской школ живописи XVII века.

Даже из столь краткого анализа видно значение искусства Средней Азии и в частности Бухары в развитии мировой культуры и в частности русского. Это хорошо понимали передовые ученые России. Так, известный востоковед XIX века, декан факультета Восточных языков Санкт - Петербургского университета А. Мирза Казем - бек писал: «...Преподавание истории Востока...занятия адъюнктов восточной историей принесли бы двойную пользу; для науки в обширном смысле и для полнейшего образования будущих ориенталистов».

В плане изучения и систематизации традиций двух разновидностей культур как средства духовного диалога типичным является феномен палехского искусства миниатюры, известное исследователям с первой четверти XVII века. Оно уходит своими корнями за рубеж XV столетия. Богатство художественно - орнаментальной культуры, самобытное искусство палехских мастеров перекликается своим орнаментальным и цветовым строем с лучшими образцами среднеазиатской миниатюры [1-24].

«Сказочно нарядные терема, богатые наличники, и русские деревенские избы с резными крыльцами.яркие изразцовые орнаменты, опоясывающие храмы, или цветные изразцы; украшенные тонкой чеканкой изделия из серебра, золота, шитые жемчугом ткани и озаряющие светом внутренность темных низких изб золото -красные хохломские изделия.

Список литературы /References

1. Тошев И.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14(48).

2. Хакимова Г.М. Психология и символика цвета // Молодой учёный. 9 (2018). С. 107.

3. Хакимова Г.А. Бухара-жемчужина отечественной культуры // Наука. Мысль: электронный период. Журнал. № 6 (2014). С. 96-102.

4. Хакимова Г.А. Обрядная одежда узбекских женщин // Молодой учёный. № 3 (2017). С. 628-631.

5. ХакимоваГ.А. История красивого письма // Молодой учёный. № 21 (2016). С. 742.

6. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистан // Молодой учёный. № 15 (2018). С. 272-275.

7. Хакимова Г.А. Художественная чеканка - древнейший промысел Узбекистана // Молодой учёный. № 6 (2017), С. 403-407.

8. Хакимова Г.А. К вопросу эволюции художественного сознания // Вестник по педагогики и психологии Южной Сибири. № 1 (2014), С. 139-144.

9. Khakimova G.A. Methods of teaching and analysis of sewing methods in applied art // The American Journal of Applied sciences. 2(08), 2020, pp. 109-114.

10.АзимоваМ.Б. Восточная минатюра // Молодой учёный. № 10 (2014). С. 339-344.

11. Khakimova G.A. Literary Physhology and Style // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. № 3, 2019. Рp. 217-219.

12. Khakimova G.A. In each letter is the beauty // Учёные XXI века. 7 (54), 2019. С. 48-50.

13. Мирханова Н.У., Хакимова Г.А. Ковроделие - искусство с многовековой истроией // Молодой учёный. № 43 (2018). С. 296-299.

14.Хакимова Г.А. Бухара - колыбель цивилизации // Молодой учёный. № 15 (2018). С. 95-97.

15.Хакимова Г.А. Графика в образе Гурия Захарова // Молодой учёный. № 9 (2018). С. 104-107.

16. Мусинова А.С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.

17. Мусинова А.С. Развитие художественно-творческих способностей на основе изучения и освоения различных техник и материалов // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1612-1615.

18. Мусинова А. Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения // World Science: problems and innovations, 2019. Р. 159-162.

19. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // Мiжнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.

20. Мусинова А.С. Специфика эстетического воспитания будущих педагогов -художников // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1615-1617.

21. Азимова М.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. №12 (2016). С. 959-961.

22. Азимова М.Б. Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 813-814.

23. Азимова М.Б. Искусство росписи тканей // Евразийский научный журнал. № 6 (2016). С. 478-481.

24. Азимова М.Б. Наблюдение натуры и постановка // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1596-1600.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.