Научная статья на тему 'ИСКОМАЯ СТРАНА В РЯДУ ФОРМ БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ'

ИСКОМАЯ СТРАНА В РЯДУ ФОРМ БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКОМАЯ СТРАНА / БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ / МИФОЛОГИЯ / ТУРИЗМ / ЛЕГЕНДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акимова Дария Сергеевна

В статье рассматривается проблематика искомой страны как культурно-исторического феномена, который воплощает в себе определенные идеалы, социальные ценности. В статье раскрыты функции и характеристики, которые присущи искомым странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIRED COUNTRY IN A RANGE OF FORMS OF CULTURAL EXISTENCE

The article examines the problems of the desired country in the existence of culture, as a cultural and historical phenomenon that embodies certain ideals, social values. The article reveals the functions and characteristics that are inherent in the desired countries.

Текст научной работы на тему «ИСКОМАЯ СТРАНА В РЯДУ ФОРМ БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ»

УДК 130.2:398.22 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-9-14

Науч. спец. 5.7.8

Дария Сергеевна Акимова

Омский государственный педагогический университет, аспирант кафедры философии, Омск, Россия

e-mail: katastrofa1993@mail.ru

Искомая страна в ряду форм бытия культуры

Аннотация. В статье рассматривается проблематика искомой страны как культурно-исторического феномена, который воплощает в себе определенные идеалы, социальные ценности. В статье раскрыты функции и характеристики, которые присущи искомым странам.

Ключевые слова: искомая страна, бытие культуры, мифология, туризм, легенда.

Daria S. Akimova

Omsk State Pedagogical University, Postgraduate Student of the Department of Philosophy, Omsk, Russia

e-mail: katastrofa1993@mail.ru

The Desired Country in a Range of Forms of Cultural Existence

Abstract. The article examines the problems of the desired country in the existence of culture, as a cultural and historical phenomenon that embodies certain ideals, social values. The article reveals the functions and characteristics that are inherent in the desired countries.

Keywords: desired country, existence of culture, mythology, tourism, legend.

Введение (Introduction)

Гегель в «Философии истории» написал об Индии, что она не сыграла в мировой истории активной роли, но сыграла значительную роль как искомая страна. По нашему мнению, эвристические возможности этого понятия и соответствующего образа весьма широки. Индия всегда была страною, являвшейся предметом стремлений, образцом чудесного царства, очарованным миром. Индия вообще как искомая страна составляет существенный момент всей истории. В истории существует множество легендарных мест, которые производились только в воображении людей, и мало что осталось в качестве материальных доказательств существования этих искомых стран. Но с помощью многолетних исследований ученых были найдены факты, подтверждающие существование некоторых из них на реальной территории.

Между тем наука по-прежнему не смогла установить точную локализацию таких мифических стран, как Атлантида, Гиперборея, Лемурия, Шамбала, Офир, Эльдорадо, Пунт, Туле, Таршиш (Фарис). В контексте науки эти места по-прежнему ограничиваются лишь мегахоронимами — названиями крупных регионов и местностей.

На территории России и сопредельных стран Содружества Независимых Государств существуют легендарные местности, которые стали литературными образами, художественными, театральными, музыкальными, телевизион-

ными мифологемами, в изобразительном искусстве и даже в компьютерных играх. К таким мифическим странам относятся Лукоморье, Белозерье, Беловодье, Гилея, Гиперборея, страна Амазонок, Земля Санникова и остров Руссов. Некоторые из них имеют конкретных авторов: Атлантида — из трудов Платона, Гилея описана Геродотом, Офир — из Библии, Лемурия предложена Ф. Склейтером. Однако многие другие упоминаются в древних документах, легендах и преданиях, не имеющих известного автора, пересказах и мифах. Некоторые из этих мистических местностей уже прочно утвердились в современной культуре, в том числе и в производственной сфере, где они используются в названиях компаний [1].

Методы (Methods)

В исследовании избранной темы применялся диалектический метод. Для понимания искомой страны необходимо увидеть ее в движении и развитии, трансформацию одних ее форм в другие, взаимное влияние и взаимообусловленность ее явлений. Представляет интерес антитеза искомых и реальных стран, постижение искомой страны в историческом срезе бытия культуры. Все эти аспекты находятся в поле диалектики.

Литературный обзор (Literature Review)

В работах Ю. М. Лотмана отмечается значимость путешествий в культуре, которые считаются поисками Светло-

© Акимова Д. С., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 2 (39), с. 9-14. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 2 (39), pp. 9-14.

го Града, где сталкиваются две темы мировой культуры: мудрость земли и земли мудрецов. Отправляясь в путешествие и пересекая границы географического пространства, человек, чувствительный к красоте Земли, открывается ее мудрости. Божественный Лик проявляется в великолепных пейзажах и становится высшим духовным символом для тех, кто пытается углубляться в осознание красоты и видеть его отражение.

Святые земли, населенные святыми людьми, и земли легендарных мудрецов вызывают особый интерес путешественников, изучающих культуру и духовность. В странничестве, присущем русской культуре, сосредоточена тоска по иному пространству, что порождает ощущение вертикальности при преодолении горизонтального [2, с. 311]. Таким образом, путешествия имеют большое значение для расширения кругозора и углубления в духовный мир Земли, что отмечено в работах Ю. М. Лотмана и Н. Рериха. Исследование культуры и духовности священных земель позволяет человеку проникнуться мудростью Земли и достичь осознания красоты, способствуя сохранению ее духовного наследия.

Русской культуре было присуще особое явление — странничество, в котором сосредоточивалась неизбывная тоска по иному пространству. Преодоление горизонтального пространства приобретало свойства вертикали — дороги в небо. «От океана до океана, через все препоны и трудности шли путники воображенного града. Тоска по светлому Китежу, неугомонное хождение в Беловодье, поиски святого Грааля не от тех ли исканий, когда наблюдательный проникновенный взор, восхищаясь богатствами царств природы, звал неутомимо вперед» [3, с. 24-26].

Прочтение белизны П. А. Флоренским позволяет понять символику Беловодья во всей метафизической глубине: «"Белый свет" есть только обозначение света как такового, чисто аналитическое подчеркивание его цельности. Он... — полнота, в нём нет никакой односторонности, ибо всякая односторонность происходит от препятствий; нет в нём никакого ущерба, никакого ограничения» [4, с. 313]. Так можно сказать о любой искомой стране, она несет свет, к которому как мотыльки стремятся путники.

Стремление к искомой стране есть еще и стремление уйти от невзгод тяжелой повседневности. Незабвенный Тве-ритянин говорил: «И от всех наших бед уйдем в Индию» [5, с. 72], и ушел, подкрепившись светом путешествия, вернулся назад с чудесной опытностью.

Н. А. Бердяев характеризовал странничество следующим образом: «Тип странника так характерен для России и так прекрасен. Странник — самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная, он не врос в землю, в нём нет приземистости. Странник — свободен от мира, и вся тяжесть земли и земной жизни свелась для него к небольшой котомке на плечах. Величие русского народа и призванность его к высшей жизни сосредоточены в типе странника. <...> В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами» [6, с. 12-13].

Приведенные здесь источники будут для нас исходными.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Для философии культуры искомые страны и города могут быть интереснейшими объектами исследования, так как являются концентрацией реконструкций, научных исследований, отражают накопленные столетиями знания, они стали частью фольклора и мифологии. У каждого подобного желаемого города или страны обязательно есть легендарная основа, фольклорная информация — легенда, предание, миф, пересказ от имени путешественника, который якобы был в этой чудесной стране. Главными жителями могут быть реальные люди, мифологические личности или животные и даже целые народы, отличные от обычных землян. Исходя из вышеперечисленных характеристик, искомая страна — это особое место со своей специфической архитектурной, торгово-ремесленной и военной составляющей; она хранит в себе особые духовные и материальные артефакты, свое особое политическое и религиозное устройство. Такая страна обязательно вошла в историческую культурно-бытовую память народа в виде эпического рассказа (легенды, былины, пересказа). Данная страна не открыта для свободного посещения, ее нет на официальных картах, люди не знают точно, где она находится. Именно поэтому она становится искомой и желанной для странников.

Искомые страны условно можно разделить на три крупных категории:

1. «Знаемая» — страна, которую предположительно знают, которая была сокрыта, но вследствие географических открытий или фундаментальных исследований стала известной человечеству. Бывает так, что знаемая страна может стать воображаемой (например, Эльдорадо).

2. «Незнаемая» — совсем неизведанная искомая страна, о которой достоверно точно ничего неизвестно, она не связана с реальным человеческим пространством, может быть вымышленным миром, мифо-религиозным топонимом (например, Шамбала).

3. «Воображаемая» — это искомая страна из литературных образов, утопий, она может быть политической мифо-территорией (например, Земля Санникова). Такая страна вполне обитает в бытии культуры.

Процесс формирования типичной искомой страны происходит двумя путями.

Первый путь — естественный — идеализация какой-либо территории, одушевление сил природы. В такой стране идет упрощение реальности, отчего включается безграничная фантазия, и подобная страна обрастает мифами, т. е. становится чистым, красивым идеальным миром-вымыслом. Естественный путь несет в себе безобидные социокультурные составляющие.

Перейдем к описанию второго пути—он базируется на синтетическом изменении пространства страны. Это разнообразные экономические, религиозные и творческие политические процессы. Они необходимы для достижения какой-либо цели или задачи. После реализации вышеописанных путей можно выделить группы искомых стран, их функции и характеристики.

На рисунке можно увидеть искомые страны, от вымышленных до реальных, переосмысленные в ходе времени.

Основные функции искомых стран представлены в виде таблицы, всего было выявлено пять основных функций.

ФИЛОСОФИЯ

Естественные процессы, обусловленные когнитивно-психологическими особенностями человека

Искусственное искажение реальности (политические, экономические, религиозные, социокультурные цели)

Известное, осмысленное и интерпретированное материальное пространство

Известное переосмысленное — материальное пространство, которому придается новое значение

Известное искаженное (искажаемое) — пространство, интерпретируемое с конкретными целями

/'«Екатеринослав» — формально в честь Св. Екатерины, фактически в честь Екатерины II.

«Днепропетровск» — в честь революционера Г. И. Петровского, неоверсия — от греч. Рвков — «камень»,

букв. «город на Днепре у камней», что отражает реальные физико-геогра-фическиеусловия местности

V

Старые Кайдаки — польская крепость, сегодня политически мотивированно считается древнейшим городом запорожских казаков

Неизвестное пространство с интерполированными или идеализированными характеристиками

Неизвестное аналитически-локализованное идентифицированное (имеет гипотетическую локализацию)

17

Гилея, Эскампей, Данпарштадт, Пере-сечень, Отрень, Сав-ромара, Самарь —

гипотетически локализуются в пределах современного Днепропетровска

Неизвестное нелокализованное идеализированное

(не имеет территориальной привязки)

17

Гиперборея, Атлантида, Лемурия, Эльдорадо, Шамбала, гипотетически существующие в мире, даже на отдельных материках, но не имеющие точной локализации

Духовно-утопическое пространство, существующее в мифологии, религии, художественной литературе

Воображаемое — изначально не существующее в материальном мире (художественные образы, воображаемые территории, мифо-религиозные надпространства)

77

г л

Художественные мифопространства:

Утопия, Земноморье, Нетландия, Нарния, Швамбрания и т. п.

Сакральные мифопространства:

Царство Аида, Долина Смертной Тени, Рай, Ад и т. д.

Разновидности искомых стран, их характеристики Функции искомых стран

Функция Описание функции Пример функции

Идентификационная Страна, которая существовала в мире в прошлые исторические эпохи Страна Савромара — город амазонок, по представлениям древних греков, этот город находился на месте славянских поселений

Воспитательная Жители такой страны были образцом для подражания, как жить можно, а как не следует. Несет воспитательную функцию и, скорее, воспитывает патриотизм у поколений к своей территории по принципу «раньше было лучше» Страна СССР может считаться подобной страной, туда уже не вернуться, а достижениями страны и ее великими жителями заставляют гордиться нынешнее поколение, проживающее на бывшей территории СССР, естественно воспитывая патриотизм к своей родине

Когнитивно-гносеологическая Привлекательность страны в виде легенд, мифов, преданий, которые были накоплены столетиями. Такие захватывающие истории могут служить для удовлетворения познавательной потребности любого гражданина. Создаются экспозиции в музеях, туристические маршруты; составляются путеводители, реальные и виртуальные. Миф может быть полностью придуман, но так красиво написан, что ему верят. Примечательно, что эти место, страна или город существуют, в них можно попасть, но сакральные артефакты доступны не каждому смертному Подобным примером может служить вроде бы обычная на первый взгляд деревня Окунёво в Омской области, Муромцевском районе. Благодаря созданной легенде о якобы волшебных Пяти озерах и месте силы в самой деревне, где, как верят, расположен «Пуп Земли», или Омкар. Паломничество в данную деревню не прекращается, едут со всей России и даже зарубежья

Аттрактивная или аттрактив-но-туристическая Функция, которая доказывает, что даже мифология является хорошим туристическим ресурсом, привлекая туристов больше, чем реальные памятники культуры и истории Можно отметить парк Лукоморье в Самаре или легенду о стране Беловодье и Шамбале в Алтайском крае [7, с. 23]

Политико-идеологическая Самая специфическая функция, так как механизм влияния на общественность носит политический или идеологический характер Страна Гиперборея придумана течением неоязычников, для них это земля обетованная, идеал жизненного уклада неоязычника

Практически всегда искомая страна обрастает неправдоподобными историями и, естественно, становится достоянием народного фольклора, именно поэтому такие страны — неотъемлемая часть пласта разных народов, память о нём сохраняется и передается либо из уст в уста, либо в письменных исторических источниках.

В разное время в роли искомой страны выступали: Шамбала, Атлантида, Беловодье, Эльдорадо и др. Все эти феномены цивилизационного сознания, бытующие в культуре, воплощали стремление путешественников, которые искали эти и подобные страны, к познанию неведомого, обретению сакральной силы или знания, богатства, освоению новой земли, получению материального благополучия, душевного покоя. Все подобные искомые страны представляли собой попытку осмысления устройства общества и создания модели идеальной социальной организации, выражали отношение к основным ценностям социума [8, с. 36-42].

При всём разнообразии обобщенной искомой страны такая страна есть результат развития многообразных парадигм бытия культуры, предполагающих различные параметры идентификации символа.

В пространстве определенного бытия культуры искомая страна может находиться непосредственно рядом с территорией, освоенной человеком, но быть обособленной от нее какой-либо границей. Такая преграда может быть реальной, в виде природного ландшафта (моря, реки, озера, леса, гор, пустынь и иных труднопроходимых зон), либо это мистическая преграда, делающая страну достижимой лишь для избранных (для тех, кто сумел пройти нечеловеческие испытания, например духовные терзания, и т. д.). Иные путешественники не могут достичь искомой страны ни в коем случае, т. е. не получить духовные или материальные богатства, отличные от всего того, что свойственно обыденной жизни, никогда [9, с. 45-56].

В ином случае искомая страна может находиться вне реального, земного пространства. Например, быть виртуальной (фантастическая страна в компьютерной игре, книге, фильме). Она может принадлежат иному, обычно небесному, миру. В таком случае, пребывая вне реального пространства, такая страна оказывается исключенной не ландшафтом, а обычным течением времени. Искомая страна может быть частью настоящего, или хранить прошлое, или определять будущее (фантазии о будущем), может причудливо отражать глобальные или локальные черты существующей цивилизации.

Если обратиться к характеристикам искомой страны, то главной из них будет ценность, а именно материальные и духовные блага, значимые для развития человечества. Основное материальное благо — богатство, имеющее свой эквивалент в драгоценных металлах и минералах — прежде всего, в золоте, серебре, драгоценных камнях. Главные духовные блага, без сомнения, — знания и душевный покой, отличающие место, где всем жителям и гостям такой страны хорошо. Наилучшая искомая страна может совмещать в себе и духовную, и материальную ценность одновременно [10, с. 82].

Если брать за основу еще один критерий для идентификации — отношение к действительности, то в зависимости

от способа восприятия реальности все ценности могут быть разделены на рационалистические и мистические. Предельно рациональная ценность, разумеется, является материальным богатством, к ней можно также отнести знания. Все рациональные ценности опираются на предметные образы, а мистические — на глубокий или представляющийся таким смысл существования.

При выборе в качестве приоритета рациональных ценностей его субъект использует знания для увеличения земного могущества и обычно отдает приоритет материальному. При выборе мистических ценностей в поиске волшебной страны человек определяет свое бытие в «этом мире» как суетное и тщетное, он устремлен на спасение своей бессмертной души, ищет душевного равновесия. Он ориентирован на будущее, в его понимании более связанное с миром небесным, чем с земным [5, с. 38-45]. Примером интуитивного поиска спасения можно считать поиск Беловодья — как духовного центра и места расширения картины и границ мира. Беловодье представляет собой символ страны свободных и счастливых людей, изначально возникнув как образ прошлого прародины индоевропейцев, славян. Развиваясь, накапливая смыслы, Беловодье стало глубинным образом «иного мира», прибежищем духа, ищущего спасения [11].

Если Беловодье — это страна, хранящая прошлое (древнеславянскую и староверческую составляющие), то Шамбала является «ресурсом развития» — хранилищем знания, которое пригодится и в будущем. Она стала идеальным центром мира в желаемом будущем. Что же касается страны Эльдорадо, это археологический объект, связываемый с цивилизацией, жившей в Амазонии (возможно, ацтекской). Это желаемый образ настоящего, Эльдорадо искали во все времена [12].

Образы искомых стран чаще всего привязаны к какой-либо местности, существует даже множество вариантов туристических карт, которые ведут или раскрывают устройство той или иной искомой страны. Кроме того, много говорится об архитектуре этих городов, их технологиях — чаще всего лучших, чем у обычных жителей реальных городов. В этих странах есть наземные и подземные сооружения, которые хранят в себе материальные артефакты, сокровища или считаются местами получения особой силы или знания.

Эволюция характеристик искомой страны привела к деформации изначального образа. Так, произошло смешение образов стран Беловодья и Шамбалы. Страна Беловодье почти полностью поглотила устройство, место и даже эволюцию Шамбалы [13]. Такое бывает в результате искусственного обогащения легенды об одной стране элементами красоты, взятыми от другой страны, что является вполне сознательным действием сочинителей, а в итоге получается красивая новая легенда, которой изначально не было, а найти того, кто именно переделал исходный миф, чаще всего невозможно. Да и приятнее поверить в сказку, чем ее проверять. Взял же сказитель откуда-то информацию...

Заключение (Conclusion)

Итак, искомая страна — это место, обладающее своей мифологией, которая основана на реальности, но реальности идеализированной, или же не имеет реальной мате-

риальной основы или подтверждения. К ней стремятся для достижения своих целей, и такая страна в итоге поисков может быть даже найдена.

В настоящее время ни одна из искомых стран не имеет материального подтверждения своего существования — нет точной географической привязки, исторических артефактов, археологических свидетельств, которые с точностью могли бы предоставить достоверные сведения о данной стране и особенностях ее развития. Сейчас она даже может бытийствовать в виртуальном пространстве, например, в виде компьютерной игры.

В то же время искомая страна существует в бытии культуры. Она может быть исторически известной страной, упо-

минаемой в каких-либо первоисточниках, но достоверно не идентифицированной, не локализованной в конкретном пространстве. Тем не менее искомая страна обладает определенной значимостью не только для прошлого, но и для настоящего и будущего, так как хранит в легенде о себе значимые материальные и духовные артефакты, и именно поэтому устойчиво зафиксирована в культурной памяти народов.

Стремление к поиску страны со старым или измененным новым смыслом и характеристиками не угасает, а значит, правомерно и дальнейшее исследование культурного феномена искомой страны.

Библиографический список

1. Митин И. И. Мифогеография: пространственные мифы и множественные реальности // Communitas/Сообщество. 2005. № 2. С. 12-25.

2. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб, 2001. 703 с.

3. Гумилёв Л. Н. В поисках вымышленного царства : [История Центр. Азии, 9-13 вв.]. М. : Клышников, Комаров и К&О : Лорис, 1992. 318 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Флоренский П. А. Небесные знамения // Флоренский П. А. Иконостас: избранные труды по искусству. СПб. : Миф-рил : Русская книга, 1993. С. 307-316.

5. Рерих Н. К. Листы дневника. М. : Междунар. центр Рерихов : Мастер-Банк, 1999. 671 с.

6. Бердяев Н. А. Судьба России. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2000. 734 с.

7. Ковалева Н. Е. Шамбала — это не миф. М. : Эксмо, 2010. 588 с.

8. Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М. : Прогресс, 1982. 207 с.

9. Рерих Е. И. Сокровенное знание Агни Йоги: теория и практика. М. : РИПОЛ-классик, 2008. 781 с.

10. Рерих Е. И. У порога нового мира. М. : Междунар. центр Рерихов : Мастер-Банк, 2000. 462 c.

11. Дий В. Прародина наших Предковъ. Часть 1 // Славянский развлекательно-познавательный информационно-новостной ресурс : [сайт]. 2011. 6 апр. URL: http://blagievesti.ru/1542-prarodina-nashih-predkov-o-velislav-chast-1.html (дата обращения: 10.02.2023).

12. Буланцев С. Беловодье, Тебу, Шамбала? // Вокруг Света. 1979. № 3. URL: http://yro.narod.ru/bibliotheca/Shambala. htm (дата обращения: 10.02.2023).

13. Сокровенное сказание о Беловодье // Библиотека «Моя Шамбала» : [сайт]. URL: https://myshambhala.com/books/ legends/Sokrovennoe_skazanie_o_Belovodje.htm (дата обращения: 10.02.2023).

References

Berdyaev N. A. (2000) Sud'ba Rossii [The Fate of Russia]*. Moscow, Ehksmo-Press Publ., Kharkov, Folio Publ., 734 p. (in Russian)

Bulantsev S. (1979) Belovod'e, Tebu, Shambala? [Belovodie, Tebu, Shambhala?]*, Vokrug Sveta [Around the World]*, no. 3. Available at: http://yro.narod.ru/bibliotheca/Shambala.htm (accessed: 10.02.2023). (in Russian)

Dii V. (2011) Prarodina nashikh Predkov. Chast' 1 [The Ancestral Homeland of Our Ancestors. Part 1]*, Slavyanskii razvlekatel'no-poznavatel'nyi informatsionno-novostnoi resurs [Slavic Entertainment and Educational Information and News Resource]*, April 6. Available at: http://blagievesti.ru/1542-prarodina-nashih-predkov-o-velislav-chast-1.html (accessed: 10.02.2023). (in Russian)

Florenskii P. A. (1993) Nebesnye znameniya [Heavenly Signs]*, Florenskii P. A. Ikonostas: izbrannye trudy po iskusstvu [Iconos-tasis: Selected Works on Art]*. Saint Petersburg, Mifril Publ., Russkaya kniga Publ., pp. 307-316. (in Russian)

Gumilev L. N. (1992) V poiskakh vymyshlennogo tsarstva [In Search of a Fictional Realm]*. Moscow, Klyshnikov, Komarov i K&O Publ., Loris Publ., 318 p. (in Russian)

Kovaleva N. E. (2010) Shambala — ehto ne mif [Shambhala is Not a Myth]*. Moscow, Ehksmo Publ., 588 p. (in Russian) Lotman Yu. M. (2001) Semiosfera [Semiosphere]*. Saint Petersburg, Iskusstvo-SPb Publ., 703 p. (in Russian) Mitin I. I. (2005) Mifogeografiya: prostranstvennye mify i mnozhestvennye real'nosti [Mythogeography: Spatial Myths and Multiple Realities]*, Communitas, no. 2, pp. 12-25. (in Russian)

Ramsei R. (1982) Otkrytiya, kotorykh nikogda ne bylo [Discoveries That Never Happened]*. Moscow, Progress Publ., 207 р. (in Russian)

Rerikh E. I. (2000) U poroga novogo mira [At the Threshold of the New World]*. Moscow, Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov Publ., Master-Bank Publ., 462 p. (in Russian)

Rerikh E. I. (2008) Sokrovennoe znanie Agni Iogi: teoriya i praktika [Secret Knowledge of Agni Yoga: Theory and Practice]*. Moscow, RIPOL-klassik Publ., 781 p. (in Russian)

Rerikh N. K. (1999) Listy dnevnika [Diary Sheets]*. Moscow, Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov Publ., Master-Bank Publ., 671 p. (in Russian)

Sokrovennoe skazanie o Belovod'e [Secret Legend About Belovodye]*, Biblioteka "Moya Shambala" [Library "My Shambhala"]* Available at: https://myshambhala.com/books/legends/Sokrovennoe_skazanie_o_Belovodje.htm (accessed: 10.02.2023). (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.