УДК 340
РО! 10.23672/21407-4715-6292-г
Жиленкова Татьяна Валерьевна
доцент кафедры гражданского права, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия pravo-tv@mail.ru
Tatyana V. Zhilenkova
Associate Professor of Civil Law, East Siberian branch Russian State University of Justice pravo-tv@mail.ru
Исключительное право
на товарный знак в системе интеллектуальных прав
Exclusive right
to a trademark in the system of intellectual rights
Аннотация. Необходимость идентификации каждого товара, его индивидуализация является следствием перенасыщения рынка различными товарами. Решить этот вопрос стало возможно с введением такого понятия, как «товарный знак» - обозначение, с помощью которого происходит процесс различения товаров разных производителей. В России вопросы интеллектуальной собственности регулирует ч. 4 ГК РФ. В статье автор, анализируя ГК РФ и КоАП РФ, раскрывает понятия «интеллектуальная собственность», рассматривает исключительное право на товарный знак в системе интеллектуальных прав и ответственность за нарушение интеллектуальных прав в РФ.
Ключевые слова: исключительное право, товарный знак, интеллектуальная собственность, знак обслуживания, принцип исчерпания права.
Annotation. The need to identify each product, its individualization is a consequence of the oversaturation of the market with various products. It became possible to solve this issue with the introduction of such a concept as «trademark» - a designation that is necessary to distinguish products from different manufacturers. In Russia, intellectual property issues are regulated by part 4 of the civil code of the Russian Federation. In the article the author analyzes the civil code and administrative code, defines the concepts «intellectual property» considering the exclusive right to the trademark in the system of intellectual property rights and responsibility for violation of intellectual rights in the Russian Federation.
Keywords: exclusive right, trademark, intellectual property, service mark, principle of exhaustion of rights.
Необходимость идентификации каждого товара, его индивидуализация является следствием перенасыщения рынка различными товарами. Решить этот вопрос стало возможно с введением такого понятия, как «товарный знак» -обозначение, которое необходимо для различения товаров разных производителей, неважно индивидуальных предпринимателей или предприятий. Для индивидуализации услуг и работ используют такое понятие, как знак обслуживания (Билайн, МТС, Ростелеком). В обыденной жизни часто встречаются такие термины как логотип, торговая марка, бренд и т.д., однако стоит отметить, что в системе интеллектуальных прав действует только два термина: знак обслуживания и товарный знак. Товарный знак обладает такими признаками, как:
• Новизна - исключительное право возможно оформить на товарный знак или знак обслуживания, только если он не похож на уже существующее обозначение и не совпадает с ним.
• Его можно различить - в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано слово или сочетание, которое характеризирует товар, например, «деревенское молоко».
Товарный знак должен не создавать путаницы у граждан, маскируясь под какой-либо известный уже зарегистрированный и имеющий исключительное право аналог. В отличие от вещного товарного знака интеллектуальная собственность не имеет физического воплощения.
На основании Конвенции ВОИС (Всемирная Организация интеллектуальной собственности, созданная в 1967 г., регулирует на мировом уровне отношения относительно интеллектуальной собственности) интеллектуальной собственностью считается: научные труды, художественные и литературные произведения; изобретения; достижения в селекции; программное обеспечение; радио- и телепередачи, песни артистов, клипы, фонограммы; логотипы, фирменные названия, товарные знаки, иные знаки, которые используются в коммерческой деятельности; другие объекты результатов интеллектуальной деятельности в области науки, литературе, производства и художественной области.
В России вопросы интеллектуальной собственности регулирует ч. 4 ГК РФ. В общем понимании интеллектуальная собственность представлена результатами интеллектуальной деятельности
человека и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, предприятий, товаров, работ и услуг, в отношении которых осуществляется правовая охрана [1]. Список объектов, который находится под правовой защитой, описан в ст. 1225 ГК РФ [2], содержит 16 объектов, охраняемые разными нормами права, исходя из этого признака, объекты могут быть условно разделены на несколько групп.
В данной статье обратим более пристальное внимание 14-му объекту интеллектуальной собственности согласно ст. 1225 ГК РФ [2] - товарному знаку в системе интеллектуального права, более подробно этот вопрос рассмотрен в ст. 1477-1515 ГК РФ.
Согласно ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак имеет лицо, на имя которого зарегистрирован товарный знак, он является его правообладателем [3]. Исключительный характер прав [3] дает возможность правообладателю использовать его и распоряжаться им любым способом, главное чтобы это не противоречило закону, вместе с тем запрещаются указанные действия всем другим лицам. Данные права по факту можно рассматривать как абсолютные, как «монополия прав» [5], тем не менее, речь не идет об неограниченных правах. Только при наличии разумных границ правообладатель может полноценно использовать свои полномочия, в то же время, не на вредя другим лицам (потребителям). О каких границах может идти речь? Тут возможны территориальные, временные пределы, а также ограничение исходит из цели регистрации товарного знака и перечня товаров, которые указаны в свидетельстве на товарный знак.
Регистрация товарного знака происходит федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности - Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам или иначе Роспатент [3]. Действие права имеет ограничение во времени в соответствии с п. 1 ст. 1491 ГК РФ [4], исключительное право действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент на государственную регистрацию. Срок действия может быть продлено на основании заявления правообладателя на 10 лет, подать заявку на продление необходимо в течение последнего года действия исключительного права, количество раз продления не ограничивается законом [4].
Понять территориальные пределы действия исключительного права, можно обратившись к ст. 1479 ГК РФ, согласно которой если товарный знак зарегистрирован на территории Российской Федерации, то и действие его распространяется только на территорию нашей страны. Соответственно если знак зарегистрирован за пределами России, то исключительное право будет действовать согласно положений международного договора.
Согласно ст. 1487 возможно использование товарного знака другими лицами относительно товаров, введенных в гражданский оборот на
территории России и с согласия правообладателя. Получить согласие на использование в данном случае нужно только один раз, но надо понимать, что запрещены любые изменения товара. Данная норма разъяснена Президиумом ВАС РФ, где говорилось, что если товар был введен в хозяйственную деятельность другими лицами по согласию с правообладателем, то он не может запретить им использовать данный товарный знак [7]. Принцип исчерпания также имеет территориальное действие, тут следует отметить, что в гражданский оборот товар должен был введен на территории России, его повторное введение в гражданский оборот (из-за которого и возникает вопрос об исчерпании исключительного права) тоже должно произойти на территории Российской Федерации. Вопрос исчерпания исключительных прав расписан в ст. 1487 ГК РФ, где мы видим, что Российская Федерация по этому вопросу придерживается национального принципа. Законными в данном случае будут являться только действия, при которых фирменная продукция, маркированная товарным знаком, охраняемым законом, может быть введена в эксплуатацию и оборот на территории России только при условии, что правообладатель дал на это согласие.
Ответственность за нарушение интеллектуальных прав в РФ предусмотрена ГК РФ, КоАП, а также УК РФ. Согласно ГК РФ правонарушитель может понести наказание на основании следующих статей:
• Статья 1253 - по постановлению суда ИП или юридическое лицо может быть ликвидировано при умышленных многократных нарушениях исключительного интеллектуального права [1].
• Статья 1301 - правообладателю может быть выплачена материальная компенсация либо в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, либо в размере двойной стоимости права использования интеллектуальной собственности, которая была бы уплачена на законных условиях, либо в размере двойной стоимости изъятой контрафактной продукции [1].
• Статья 1515 - незаконное использование товарного знака в данном контексте может нести за собой требование уничтожения всей продукции, на которой товарный знак был незаконно размещен, а также требование компенсации убытков в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере двойной стоимости, которая была бы уплачена за правомерное размещение товарного знака [1].
Согласно Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации статья 14.10 [8] за незаконное использование товарного знака правонарушителям грозят следующие штрафы:
- для должностных лиц - от 10 до 50 тысяч рублей и конфискация оспариваемого имущества;
- для юридических лиц - от 50 до 200 тысяч рублей и конфискация оспариваемого имущества
вместе с оборудованием, на котором его производили;
- для физических лиц - от 5 до 10 тысяч рублей и конфискация продукции, на которой присутствует товарный знак незаконно вместе с оборудованием, на котором его производили, и приспособлениями.
Все нарушения, которые нами были рассмотрены, могут быть также рассмотрены в рамках уголовного дела, если будет зафиксирован факт злостного и многократного нарушения, в ходе которого правообладатель понес потери в особо крупном размере.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020). URL : http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_64629
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020). Ст. 1225. URL : http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2a4870fda 21fdffc70bade7ef80135143050f0b1
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020). Ст. 1484. URL : http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/7d076153 e9adb1 b3534c04eb371e2f7c6df713f8
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020). Ст. 1491. URL : http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/b750f797 95c779e92bb91e22a676aa4017c4f459/
5. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М., 2007. С. 156.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 15. Ст. 1471.
7. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.07.1997 № 19 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 10.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020). URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34661/ea6ac42e853fb1c96e 0f7147e3835e82c7b5e4f1
Literature:
1. Civil code of the Russian Federation (part four)" from 18.12.2006 № 230-FZ (ed. from 31.07.2020). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_64629
2. Civil code of the Russian Federation (part four)" from 18.12.2006 № 230-FZ (ed. from 31.07.2020). Article 1225 URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_64629/2a4870fda21fdffc70ba de7ef80135143050f0b1
3. Civil code of the Russian Federation (part four)" from 18.12.2006 № 230-FZ (ed. from 31.07.2020). Article 1484. URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_64629/7d076153e9adb1 b353 4c04eb371e2f7c6df713f8
4. Civil code of the Russian Federation (part four)" from 18.12.2006 № 230-FZ (ed. from 31.07.2020). Article 1491. URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_64629/b750f79795c779e92b b91e22a676aa4017c4f459
5. Gulbin Yu.T. Exclusive rights to means of individualization of goods-trademarks, service marks, names of places of origin of goods: civil-legal aspect. M., 2007. P. 156.
6. Decree of the Government of the Russian Federation of 07.04.2004 № 178 «Questions of the Federal service for intellectual property, patents and trademarks» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. №. 15. Art. 1471.
7. Information letter of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation dated 29.07.1997 № 19 «Review of the practice of resolving disputes related to the protection of trademark rights» // Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. 1997. № 10.
8. Code of the Russian Federation on administrative offenses of 30.12.2001 № 195-FZ (ed. from 15.10.2020, with amendments from 16.10.2020). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/ea6ac42e853fb1c96e0f7147e3835e82 c7b5e4f1