42
Дедюхина Н.В.
ИСКАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ МИНИМИЗАЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. Представлена критическая оценка известных методик факторного анализа показателя «выручка от продаж» отечественных и зарубежных авторов с позиции обеспечения достоверности результатов анализа. Обозначены «узкие» места исследуемых методик, вследствие которых неизбежно возникают искажения результатов анализа ключевых показателей финансовой отчетности организации в условиях инфляционных процессов. Предложена авторская модифицированная методика факторного анализа показателей финансовой отчетности организации, обеспечивающая, по мнению автора, минимизацию возможных искажений результатов анализа для решения профессиональных задач в системе финансового менеджмента.
Ключевые слова. Методика факторного анализа, выручка от продаж, инфляционные процессы, инфляционный корректор, искажения, покупательная способность денежной единицы, показатели финансовой отчетности организации.
Dedykhina N.V.
MISSTATEMENTS OF FINANCIAL ACCOUNTING PERFORMANCE INDICATORS ANALYSIS IN TERMS OF INFLATION: MINIMIZATION TECHNIQUES FOR FINANCIAL SPECIALISTS TO RESOLVE PROFESSIONAL PROBLEMS
Abstract. The article presents a critical assessment of factor analysis indicators methods such as «sales revenue» published in the textbooks of local and foreign authors from the perspective of the reliability of the analysis results. The article covers «bottlenecks» of methods studied which inevitably create misstatements of financial accounting key performance indicators analysis in terms of inflation. The advantages of the author's modified methods of the financial accounting factor analysis are considered. According to the author’s estimates they provide misstatements minimization of the analysis results for the professional issues proper resolving in the financial management system.
Keywords. Factor analysis method of "sales revenue” indicator, inflationary developments, inflation corrector, purchasing power of the monetary unit, financial accounting.
В настоящее время в условиях ужесточения ресурсных ограничений, существенных колебаний цен на энергоносители и углубления инфляционных процессов оперативное решение всё более сложных профессиональных задач финансового менеджмента становится одновременно и инструментом антикризисного управления, и фактором безболезненной адаптации хозяйствующих субъектов к турбулентным условиям социально-экономической среды. Правильная постановка таких задач и их эффективное выполнение требуют от руководства организации умений формировать верные профессиональные суждения, доказательной базой которых выступают результаты систематического финансового мониторин-
ГРНТИ 06.81.85 © Дедюхина Н.В., 2016
Наталья Вильгельмовна Дедюхина - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Контактные данные для связи с автором: 195009 Санкт-Петербург, Лесной пр., 13/8, кв. 72 (Russia, St. Petersburg, Lesnoy av., 13/8-72). Тел.: +7 921 312 15 92. E-mail: deduhina@yandex.ru.
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
43
га и комплексного анализа управленческой информации, включая информацию о показателях годовой финансовой отчетности. Отметим, что в результатах такого анализа наряду с руководством организации заинтересованы иные социальные группы пользователей управленческой информации [5].
Сегодня работу финансовых менеджеров значительно усложняют инфляционные процессы, которые могут снижать достоверность результатов изучения данных финансовой отчетности организации и оценки возможных последствий при применении наиболее распространенных и востребованных традиционных методик анализа. Несмотря на то, что в экономической литературе предложены различные варианты методик факторного анализа финансовых результативных показателей деятельности организации такими авторами как А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев, Г.В. Савицкая, А.П. Калинина, Н.Н. Селезнева и др., тем не менее их использование в условиях высоких темпов инфляции может приводить к искажению результатов анализа и той реальной ситуации, в которой находится организация.
Чтобы показать природу возникновения таких искажений, возникающих в процессе анализа динамики показателей, характеризующих, например, доходы организации, исследуем аналитические возможности опубликованных в отечественной и зарубежной литературе методик факторного анализа показателя «выручка от продаж». В качестве объектов исследования рассмотрим методику, рекомендованную Н.В. Войтоловским, А.П. Калининой, В.П. Курносовой [4] и методику французского автора, финансового аналитика J. Richard [6]. Результаты расчетов влияния двух факторов - изменения физического объема продаж продукции и изменения продажных цен на продукцию - на изменение выручки от продаж с течением времени применительно к показателям годовой финансовой отчетности одного и того же предприятия, с учетом индекса изменения цен на продукцию, представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Результаты расчетов показателей при использовании методики факторного анализа выручки от продаж, рекомендованной в [4, с. 79]
Показатель Базисный год 2014, Вс Отчетный объем продаж в ценах базисного года, В Отчетный год 2015, В1
1. Выручка от продаж (у.е.) 300 000 391 813:1,3 = 301 395 391 813
2. Прирост выручки за счет изменения физического объема продаж продукции (у.е.) В* - В0= 301 395 - 300 000 = 1 395 -
3. Прирост выручки за счет изменения цены продукции (у.е.) - В! - В* = 391 813 - 301 395 = 90 418
4. Общий прирост выручки за счет изменения двух факторов (у.е.) В1 - В0 = 391 813 - 300 000 = 1 395 + 90 418 = 91 813
5. Темп изменения выручки от продаж (%) В1 : В0 х 100 = 391 813 : 300 000 х 100 = 130,6%
Таблица 2
Результаты расчетов показателей при использовании методики факторного анализа выручки от продаж с учетом инфляционного корректора за анализируемый период, рекомендованной в [6, с. 213]
Показатель Базисный год 2014, Ве Отчетный объем продаж в ценах базисного года, В* Отчетный год 2015, В1
1. Выручка от продаж (у.е.) 300 000 х 1,13 = 339 000 391 813:1,3 х 1,13 = = 340 576 391 813 х 1,13 : : 1,065 = 415 726
2. Прирост выручки за счет изменения физического объема продаж продукции (у.е.) В* - В0= 340 576 - 339 000 = 1 576 -
3. Прирост выручки за счет изменения цены продукции (у.е.) - В! - В* = 415 726 - 340 576 = 75 150
4. Общий прирост выручки за счет изменения двух факторов (у.е.) В! - В0 = 415 726 - 339 000 = 1 576 + 75 150 = 76 726
5. Темп изменения выручки от продаж (%) В! : В0 х 100 = 415 726 : 339 000 х 100 = 122,6%
44
Дедюхина Н.В.
Здесь следует отметить отличительную особенность методики зарубежного автора, которая заключается в использовании инфляционного корректора при приведении анализируемых показателей в сопоставимый вид, который не используется в методике отечественных авторов. Инфляционный корректор - это мультипликатор, который обеспечивает приведение показателя, характеризующего денежный поток за период, к покупательной способности денежной единицы, установившейся на определенный момент времени (отчетную дату) с учетом инфляционного скачка. Учитывая, что формирование результативных показателей годовой финансовой отчетности организации, характеризующих величину денежных потоков (притоков и оттоков денежных средств), происходит не одномоментно, а нарастающим итогом и относительно равномерно в течение года, уровень инфляционного скачка, как и значение инфляционного корректора для таких денежных потоков должны «сдвигаться» на середину года в целях получения в дальнейшем корректных результатов сравнений этих показателей.
Таким образом, в зависимости от того, попадает ли полностью под влияние инфляционного скачка показатель денежного потока конкретного периода или частично, по мере его формирования, инфляционный корректор может принимать одну из следующих двух модификаций:
Кинфл. 1 + 1 или К инфл. (1 + i) : (1 + 0,5 i)
где i - индекс изменения инфляции за период.
В первом случае инфляционный корректор Кинфл. используется для приведения в сопоставимый вид на отчетную дату денежного потока, сформировавшегося до наступления периода инфляционного скачка. Во втором случае инфляционный корректор К инфл. используется для приведения в сопоставимый вид денежного потока, сформировавшегося в процессе периода постепенного нарастания инфляционного скачка, а значит с учетом его «сдвига» на середину года [1]. Основной недостаток методики, рекомендованной J. Richard, - это использование инфляционного корректора применительно только к показателям анализируемого периода в предположении отсутствия инфляции в предшествующие годы.
Восполняя недостатки, присущие апробированным методикам и распространяя влияние инфляционного корректора на показатели предшествующих лет, где также имеют место инфляционные процессы, в сегодняшних условиях отечественным предприятиям целесообразно использовать модифицированную методику факторного анализа выручки от продаж, применение которой обеспечивает получение результатов, наименее подверженных искажениям вследствие интенсивного и постоянного изменения покупательной способности денежной единицы с течением времени (таблица 3).
Таблица 3
Результаты расчетов показателей при использовании авторской модифицированной методики факторного анализа выручки от продаж с учетом инфляционных корректоров за два смежных периода и годовых темпов инфляции в России, публикуемых Росстатом [2, 3]
Показатель Базисный год 2014, В0 Отчетный объем продаж в ценах базисного года, В Отчетный год 2015, В!
1. Выручка от продаж (у.е.) 300 000 х 1,13 х 1,11 : : 1,055 = 356 672 391 813:1,3 х 1,13 х х 1,11 : 1,055 = 358 331 391 813 х 1,13 : : 1,065 = 415 726
2. Прирост выручки за счет изменения физического объема продаж продукции (у.е.) В* - В0= 358 331 - 356 672 = 1 659 -
3. Прирост выручки за счет изменения цены продукции (у.е.) - В! - В* = 415 726 - 358 331 = 57 395
4. Общий прирост выручки за счет изменения двух факторов (у.е.) В! - В0 = 415 726 - 356 672 = 1 659 + 57 395 = 59 054
5. Темп изменения выручки от продаж (%) В! : В0 х 100 = 415 726 : 356 672 х 100 = 116,6 %
Значения показателей сводной таблицы 4 свидетельствуют о том, что результаты факторного анализа выручки от продаж существенно отличаются в зависимости от используемой методики, что приводит к неоднозначным профессиональным суждениям, выводам и оценкам возможных последствий.
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
45
Критическая оценка информации, систематизированной в таблицах 4 и 5 дает основания для следующих рассуждений. Оценка изменения масштабов деятельности организации с течением времени по критерию «выручка от продаж» согласно методике, рекомендованной Н.В. Войтоловским, А.П. Калининой, В.П. Курносовой (см. строку 1 таблицы 5) является неоправданно завышенной, не отражает реальных позиций организации и её достижений в укреплении своего положения на рынке, так как «мнимый» рост доходов на 30,6% происходит лишь потому, что сопоставляемые показатели финансовой отчетности выражены в денежных единицах различной покупательной способности в условиях высоких темпов инфляции.
Таблица 4
Сводная таблица результатов факторного анализа показателя «выручка от продаж», полученных по различным методикам с использованием данных расчетных таблиц 1, 2, 3
Фактор, оказывающий влияние на изменение выручки Размер влияния фактора на изменение выручки по данным таблицы 1 Размер влияния фактора на изменение выручки по данным таблицы 2 Размер влияния фактора на изменение выручки по данным таблицы 3
у.е. %% к В0 у.е. %% к В0 у.е. %% к В0
1. Изменение физического объема продаж 1 395 0,5 1 576 0,5 1 659 0,5
2. Изменение цены продукции 90 418 30,1 75 150 22,1 57 395 16,1
3. Итого влияние на изменение выручки двух факторов 91 813 30,6 76 726 22,6 59 054 16,6
Таблица 5
Дифференциация выводов в зависимости от их принадлежности к одной из используемых методик анализа показателя «выручка от продаж»
Принадлежность вывода к используемой методике анализа Интерпретация управленческой информации по результатам факторного анализа показателя «выручка от продаж»
1. Вывод по результатам факторного анализа выручки от продаж согласно методике, рекомендованной Н.В. Войтоловским, А.П. Калининой, В.П. Курносовой (с учетом индекса продажных цен применительно к показателям анализируемого периода годовой финансовой отчетности организации, без учета инфляционного корректора) Показатель «выручка от продаж» в отчетном году по сравнению с базисным возрос в 1,31 раза или на 30,6%. При этом увеличение физического объема продаж обеспечило годовой прирост выручки в размере 1 395 у.е. или на 0,5% по отношению к уровню дохода прошлого года, а рост продажных цен на продукцию предприятия способствовал увеличению выручки на 90 418 у.е. или на 30,1%
2. Вывод по результатам факторного анализа выручки от продаж согласно методике, рекомендованной J. Richard (с учетом индекса цен и инфляционного корректора применительно к показателям анализируемого периода годовой финансовой отчетности организации) Показатель «выручка от продаж» в отчетном году по сравнению с базисным возрос в 1,23 раза или на 22,6%. При этом увеличение физического объема продаж обеспечило годовой прирост выручки в размере 1 576 у.е. или на 0,5% по отношению к уровню дохода прошлого года, а рост продажных цен на продукцию предприятия способствовал увеличению выручки на 75 150 у.е. или на 22,1%
3. Вывод по результатам факторного анализа выручки от продаж согласно авторской модифицированной методике (с учетом индекса цен и инфляционных корректоров применительно к показателям двух смежных отчетных периодов годовой финансовой отчетности организации) Показатель «выручка от продаж» в отчетном году по сравнению с базисным возрос в 1,66 раза или на 16,6%. При этом увеличение физического объема продаж обеспечило годовой прирост выручки в размере 1 659 у.е. или на 0,5% по отношению к уровню дохода прошлого года, а рост продажных цен на продукцию предприятия способствовал увеличению выручки на 57 395 у.е. или на 16,1%
46
Дедюхина Н.В.
Следовательно, их сравнение, даже при условии использования в обозначенной методике индекса роста продажных цен на продукцию (что и было нами учтено), не имеет смысла, и не может использоваться в качестве доказательной базы для решения многих профессиональных задач в системе финансового менеджмента. К таким задачам следует отнести, прежде всего, задачи, связанные с оценкой и управлением рисками потери доходности организации и снижения рыночной активности в данном сегменте деятельности, репутационными рисками публичных компаний и обоснованием выбора их дивидендной политики, оценкой стоимости бизнеса, принятием решений о слиянии и поглощении бизнес-структур, решений о необходимости своевременной диверсификации бизнеса и т.п.
Выводы, полученные по методике J. Richard (см. строку 2 таблицы 5), более реально отражают достижения организации в отчетном году по сравнению с базисным, однако при условии предположения отсутствия инфляции в периоды, предшествующие анализируемому (на что обращает наше внимание сам автор в комментариях к данной методике [6]). Действительно, рост доходов организации на 22,6% является более «скромным» показателем её достижений, и в то же время более точным и правильным по сравнению с результатами факторного анализа, полученными в рамках применения методики отечественных авторов. Результаты факторного анализа согласно методике J. Richard являются более реальными и правдоподобными вследствие использования инфляционного корректора к показателям финансовой отчетности организации и приведения их к денежным единицам одинаковой покупательной способности на конец анализируемого периода.
Наконец, выводы по результатам факторного анализа показателя «выручка от продаж» согласно авторской модифицированной методике (см. строку 3 таблицы 5), по нашему мнению, наиболее точно отражают реальные достижения организации в области управления доходами от основной деятельности в отчетном году по сравнению с базисным, то есть достижения в части увеличения выручки всего на 16,6% вместо первоначально полученного значения 30,6%. Обоснованность и целесообразность использования такого подхода в качестве доказательной базы для решения профессиональных задач подтверждается сопоставимостью показателей, исчисленных с использованием инфляционных корректоров применительно к двум смежным отчетным периодам составления годовой финансовой отчетности организации.
В данном случае для исчисления инфляционных корректоров нами были использованы показатели годовых темпов инфляции в России в 2014-2015 гг., рассчитанные на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики [2, 3]. Такой подход позволяет обеспечить приведение к денежным единицам одинаковой покупательной способности не только финансовых показателей анализируемого периода, но и показателей предшествующих лет, по отношению к которым могут оцениваться причины изменений любых показателей Отчета о финансовых результатах, включая показатель «выручка от продаж».
Таким образом, разночтения в профессиональных суждениях по результатам анализа показателей финансовой отчетности организации, возникающие при использовании различных методик, создают предпосылки для совершенствования традиционных методических подходов и их адаптации к новым условиям развития социально-экономической среды, минимизации рисков формирования неполноценной аналитической информации в целях обоснования верных управленческих решений в системе финансового менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дедюхина Н.В. Диагностика предприятия: учет инфляции, оценка капитала, показатели и концепции конкурентоспособности: монография. СПб.: СПбИМГАП, 1998.
2. Информационный сервер «Уровень-инфляции.рф». [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://уровень-инфляции.рф (дата обращения 02.02.2016 г.).
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 02.02.2016 г.).
4. Экономический анализ / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. М.: Юрайт, 2014.
5. Сигова М.В. Консалтинговые услуги в обеспечении экономической безопасности бизнес-структур: монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
6. Richard J. Analyse financiere et audit de performance. Paris: La Villeguerin Edition, 1993.